РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Протоиерей Павлин Матвеевич Смирнов

Павлин Матвеевич родился в 1873 году в Енисейской губернии в семье священника.

С 15 августа 1887 года по 9 июня 1894 год обучался в Томской духовной семинарии, после окончания которой со степенью студента был 26 сентября 1894 года рукоположен в сан священника в Покровской церкви города Барнаула с назначением на старшее священническое место.

Его женой стала женой Елена Филипповна (1876 года рождения), в дальнейшем у них появится шестеро детей: Ольга (1896 года рождения), Борис (1899 года рождения), Николай (1901 года рождения), Анатолий (1904 года рождения), Владимир (1910 года рождения) и младшая Нина (1911 года рождения).

С 26 сентября 1894 года по 20 сентября 1895 год отец Павлин работал заведующим и законоучителем Барнаульской городской церковно-приходской школы.

20 мая 1895 года он был перемещён, согласно прошению, к Барнаульскому Петропавловскому собору.

Собор Петра и Павла города Барнаула, 1910 г.

Собор Петра и Павла города Барнаула, 1910 г. (фото из Википедии)

С 5 мая 1895 года по 28 ноября 1907 год иерей Павлин Смирнов также являлся сотрудником Епархиального попечительства о призрении бедных духовного звания.

С 20 мая 1895 года по 2 марта 1897 год – законоучителем при соборной Петропавловской школе грамотности.

С 1 января 1896 по 16 января 1897 года – членом Барнаульского отделения Епархиального училищного совета.

16 января 1897 года отец Павлин был согласно прошению, перемещён к Введенской церкви Павловского завода Алтайского горного округа кабинета Его Величества. При этом пастырь продолжил активную духовно-просветительскую и общественную деятельность: в частности, с 2 апреля 1897 года по 5 августа 1898 год работал законоучителем двух одноклассных школ при Павловском заводе: горнозаводской и церковно-приходской.

5 августа 1898 года он был назначен штатным епархиальным миссионером Томской епархии с причислением к Барнаульскому Петропавловскому собору, а с 17 августа 1900 года по 3 ноября 1907 год также являлся благочинным 35-го округа Томской епархии и вновь членом Барнаульского отделения Епархиального училищного совета, а в 1904 –1906 годы – законоучителем Барнаульской женской гимназии.

За самоотверженную службу 8 сентября 1900 года награждён набедренником, а 24 июня 1903 года скуфьёй.

В сентябре 1905 года священник ездил в европейскую часть России для присутствия на миссионерских съездах, а в июле 1906 года был командирован для участия в миссионерском съезде (курсах) в  Омске, где состоял лектором.

6 мая 1907 года отец Павлин награждён и камилавкой.

Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1900 г.

Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1900 г.

В сентябре 1907 года иерей Павлин Смирнов сматушкой Еленой Филипповной и четырьмя детьми переехали  в столицу Российской империи. Отец Павлин Матвеевич Смирнов стал студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. С 27 ноября 1907 года он одновременно с учебой служил священником церкви городского арестного дома.

В июне 1911 года отец Павлин, будучи отцом шестерых детей, окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и 24–26 августа был назначен преподавателем обличительного богословия, истории старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии, но в том же году освобождён от этого назначения (официально 10–15 ноября), и временно остался в Санкт-Петербурге.

С 1 сентября 1911 года он работал законоучителем Выборгского восьмиклассного коммерческого училища и Колтовской фабрично-заводской школы Императорского Русского технического общества и одновременно служил в церкви Санкт-Петербургского арестного городского дома.

С 25 января 1912 года пастырь также работал законоучителем детского приюта в память Ф. П. Родоканаки.

20 февраля 1912 года отец Павлин был назначен настоятелем Воскресенской церкви вокзала города Тифлиса (Тбилиси) и с февраля по 1 мая 1912 года также являлся благочинным храмов Закавказской железной дороги.

В мае 1912 года иерей Павлин Матвеевич Смирнов окончательно вернулся в Санкт-Петербург, и 10 мая был назначен вторым священником братского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Фотоархив института археологии РАН. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.

Фотоархив института археологии РАН. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.

С 1 сентября 1912 года он также работал законоучителем Санкт-Петербургской частной гимназии и реального училища доктора Н. П. Шеповальникова, а с 8 марта 1913 года — штатным учителем ряда средних учебных заведений Министерства народного просвещения. Помимо духовного, отец Павлин получил и высшее светское образование, окончив в сентябре 1913 года Санкт-Петербургский Императорский Археологической институт со званием его действительного члена.

6 мая того же года иерей Павлин Смирнов был награждён наперсным крестом от Святейшего Синода (указ от 1 апреля).

4 октября 1915 года, уже имевший большой пастырский опыт священник Павлин Смирнов, был назначен вторым по времени настоятелем известного в столице

храма святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры при Путиловском заводе.

Церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры, 1906 год

Церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры, 1906 год

С 1916 года он также исполнял обязанности благочинного Занарвского столичного округа, а 26-27 июля 1917 года был утверждён благочинным этого округа. Кроме того, пастырь работал законоучителем Путиловского коммерческого училища. При нём – в 1916 года при храме было создано церковное братство Воскресения Христова, с этого года издававшее «Путиловский приходской листок».

2–11 августа 1917 года отец Павлин Матвеевич Смирнов был возведён в сан протоиерея.


Октябрьский переворот 1917 года и установление советской власти послужили началом новой – тяжёлой и трагичной – главы в истории Путиловского храма. Церковная политика Совета народных комиссаров основывалась главным образом на двух предпосылках: мировоззренческой несовместимости марксизма с религиозной верой и отношении к Русской Православной Церкви как к союзнице царизма, а после его свержения – стороннице эксплуататорского строя, подлежащего ликвидации. Основы будущего, почти бесправного положения всех религиозных организаций заложил опубликованный 23 января 1918 года декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», первоначально называвшийся «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». В декрете были пункты, вызванные прежде всего политическими и идеологическими соображениями: запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица, национализация всего церковного имущества и капиталов.

Первые годы после Октябрьского переворота приходская жизнь храма продолжала оставаться очень активной. Так, 21 февраля 1918 года протоиерей Павлин Смирнов в своём заявлении в правление Епархиального свечного завода об увеличении отпуска муки указал на значительное количество проводимых богослужений: «Ввиду заявления церковно-хозяйственного комитета нашего храма имею честь просить Правление увеличить отпуск муки для печения просфор для церкви Путиловского завода. В нашей церкви служба ежедневная и, кроме того, очень часто в будничные дни бывает по две обедни. В праздничные, а иногда и воскресные дни литургий служить иногда приходится по три, как, например, в Великий пост для очень большого количества причастников…».

Отец Павлин оставался на посту настоятелем Путиловской церкви до конца августа – начала сентября 1918 года. Последнее его прошение к митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину (Казанскому) в качестве благочинного Занарвского округа датировано 12 августа этого года. Вскоре отец Павлин по неизвестным причинам приехал или, что более вероятно, был насильственно перевезён после ареста в Петрограде в Пензенскую губернию.

Летом 1918 года советские власти особенно опасались антибольшевистских волнений рабочих Путиловского завода, который считался важнейшей «пролетарской твердыней» Петрограда. Эти опасения имели серьёзные основания. В июне 1918 года рабочие Обуховского завода и моряки Минной дивизии попытались поднять антибольшевистское восстание, при возможном участии путиловцев. В июле ЧК разгромила влиятельную антибольшевистскую организацию – Чрезвычайное собрание уполномоченных фабрик и заводов Петрограда, в которой путиловцы играли значительную роль. Вероятно, в связи с этими обстоятельствами в августе-сентябре были арестованы три священнослужителя, имевших особенно большое духовное влияние на рабочих Путиловского завода.

Следует отметить, что развернувшийся в конце лета – осени 1918 года так называемый «красный террор» в северной столице России был очень жесток. Самым непосредственным образом затронул он и духовенство. Массовые репрессии священнослужителей в Петрограде начались в начале августа – ещё до официального объявления красного террора. Были арестованы священномученик протоиерей Философ Орнатский (вместе с двумя сыновьями), священномученик протоиерей Алексий Ставровский, протоиереи Павлин Смирнов, Борис Клеандров, священники Вячеслав Силин, Николай Сперанский, Александр Николаев, Алексий Ливанский, Петр Успенский, Николай Платонов, Александр Дубровский, диакон Николай Петропавловский и несколько монашествующих.

По приблизительным подсчетам канадского историка Д. В. Поспеловского, в 1918-1920 годах было убито не менее 28 архиереев, несколько тысяч священников и монашествующих и 12 тысяч мирян, в основном из союзов защиты Церкви и братств верующих. По подсчётам же сотрудников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в конце 1917–1919 годов, были репрессированы 20 тысяч священнослужителей и мирян, в том числе 15 тысяч расстреляны.

Основной причиной подобных бессмысленных акций являлось засилье левацких, военно-коммунистических настроений в партийной и советской среде – в надежде на скорую мировую революцию её рьяные приверженцы пытались как можно быстрее разрушить бастионы реакции в России, одним из которых считали и религию. Руководству РКП(б) была присуща склонность к тоталитаризму, стремление к монополии на безграничную власть, на право господства во всех областях жизни общества, включая духовную сферу. Церковь виделась им непримиримым соперником, которого следовало безжалостно убрать со своего пути.

Жертвой этих бессмысленных жестоких акций пал и новомученик протоиерей Павлин Смирнов. Известно, что в начале осени 1918 года, в период «красного террора», он содержался под арестом в Пензе местными советскими властями и был расстрелян, в возрасте 55 лет, 25 октября того же года по постановлению Пензенской губернской ЧК «за распространение контрреволюционных брошюр, призывающих к объединению вокруг церкви для борьбы с советской властью, автором брошюр являлся сам Смирнов».

Таким образом, пастырь погиб за Веру Христову. Сведения о его гибели проникли и за границу. Ранее служивший в Пензе священномученик архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) в 1930 году, в одной из своих бесед с верующими отмечал: «Арестованный в Петрограде протоиерей Путиловского завода Павлин Смирнов расстрелян в Пензе, причём в списке… он был отмечен не протоиереем, а просто гражданином Павлином Смирновым».

Память о новомученике отце Павлине сохраняется и в современном приходе церкви Покрова Божией Матери на Боровой и в Путиловской церкви святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры.

В настоящее время собираются материалы для его прославлении в лике святых.

 

По материалам:

  1. Клировые ведомости Сакнт-Петербургской Братской Покровской церкви что на Боровой улице.
  2. Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян. Русская Православная церковь. Духовенство и миряне.
  3. Открытый список Жертвы политического террора в СССР (База данных)
  4. М.В. Шкаровский. Пензенский и Петербургский новомученик, протоиерей павлин Смирнов. Нучно-богословский журнал «Нива Господня» Вестник Пензенской Духовной Семинарии. Выпуск 3 (9) 2018.
  5. М.В. Шкаровский. Репрессии 1930-х гг. против священнослужителей Северо-Запада России.
  6. Научно-богословский журнал «Нива Господня» Вестник Пензенской Духовной Семинарии. Выпуск 3 (9) 2018.

 

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление