РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Открытие Гдовского уездного отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

В этот день, 1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1894 года состоялось открытие Гдовского отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства.

Гдовское уездное Отделение, как и другие отделения Братства представляло собой промежуточную административную инстанцию между Епархиальным Училищным Советом и церковно-приходскими школами. Члены Отделений посещали школы, участвовали в производстве экзаменов; священники-наблюдатели, кроме посещения школ и председательства в экзаменационных комиссиях, составляли отчеты о школах и о состоянии духовного просвещения.

Гдовское отделение территориально располагалось в границах Гдовского уезда Санкт-Петербургской епархии. Географически, Гдовский уезд был отделен с западной стороны от губерний Лифляндской и Эстляндской (современные государства Латвия и Эстония) Чудским озером и вытекающей из него реки Наровы (Нарвы), на севере граничит с Ямбургским уездом Санкт-Петербургской губернии (Кингисеппский район Ленинградской области), на востоке граничит с Лугским уездом Санкт-Петербургской губернии (Лужский район Ленинградской области), и на юге с Псковскою губернией (Псковская область).

Гдов (Псковская область). Гдовская крепость. Вид на ворота и стену. 15 в

Гдов (Псковская область). Гдовская крепость. Вид на ворота и стену. 15 в

Согласно церковно-историческим сведениям о Гдовском уезде, составленными Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом в 1865 году, в уезде было 45 приходов и 48 церквей, из них 3 приписные: 2 – к гдовскому Димитриевскому собору (Никольская и Успенская) и 1 (Мариинская кладбищенская) – к гдовской Пятницкой церкви; часовен – 340; священников – 54, диаконов – 23, причетников – 88, просфирен – 33, заштатных и сирот духовенства – 184. Прихожан в Гдовском уезде было около ста тысяч; из них муж. пола 48 т., жен. пола около 52 т., военных и статских было около 3,500 ч., купцов и мещан около 2,000 ч., остальные – крестьяне. Мыз, усадьбищ, сел и деревень – около 1,200, дворов – около 13,500, раскольников – 102 (16 в Полновском и 86 в Бельском приходе); число лиц римско-католического и лютеранского вероисповеданий в уезде не простиралось свыше 100.

В церковно-административном делении Санкт-Петербургская епархия до 1892 года существовала в границах Санкт-Петербургской, Новгородской и Эстляндской губерний и автономного Великого княжества Финляндского. При этом, Петербургский владыка именовался как митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский.

Митрополия на 1992 год включала в себя Ладожское, Выборгское и Нарвское викариатства.

После кончины Санкт-Петербургского, Новгородского и Финляндского митрополита Исидора (Никольского; † 7 сент. 1892) Санкт-Петербургская епархия была введена в границы одноименной губернии.

Исидор (Никольский) 1 (12).10. 1799 – 7(19).09.1892 Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский

Исидор (Никольский) 1 (12).10. 1799 – 7(19).09.1892
Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский

При новом митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии в 1892 году, было образовано Гдовское викариатство, просуществовало более сорока лет (1892-1935).

Гдовское викариатство сменило существовавшее с 1865 года Ладожское викариатство, упраздненное в связи с усвоением Петербургским правящим архиереем титула «Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».

Санкт-Петербургская (впоследствии Ленинградская) епархия, титулярно, именовалась по городу Гдову Санкт-Петербургской губернии (ныне Псковская область). Гдовские епископы являлись 2-ми или 3-ми викариями правящего архиерея.

Высочайшим повелением 18 октября 1892 года новый митрополит был назначен на столичную кафедру с титулом Санкт-Петербургского и Ладожского. В связи с этим викарный Ладожский епископ Николай (Налимов) 24 октября был переименован в епископа Гдовского.

Начиная с епископа Гдовского, второго викария Санкт-Петербургской епархии Назария (Кириллов), все епископы Гдовские являлись председателями совета Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, обладавшего правами епархиального училищного совета.

Назарий (Кириллов) 4.12.1850 – 22.7.1928. Митрополит Курский и Обоянский 1920 – 1923. Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13.11.1893 – 21.10.1897

Назарий (Кириллов) 4.12.1850 – 22.7.1928. Митрополит Курский и Обоянский 1920 – 1923.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13.11.1893 – 21.10.1897

В ведении Гдовских епископов находилось церковно-школьное дело Санкт-Петербургской епархии.

Местопребывание Гдовских архиереев было определено в Александро-Невской лавре в честь Святой Троицы в Санкт-Петербурге.

Кафедральный храм был в Димитриевский собор в городе Гдове.

Фотография начала 1900-х годов

Фотография начала 1900-х годов

Димитриевский Собор был построен в 1540 году, каменный, с такою же отдельной колокольней. В соборе было три Престола: главный во имя Святого Великомученика Димитрия Мироточивого и приделы во имя Спаса Нерукотворенного образа и Святителя Митрофана. Возле соборной колокольни имелась каменная церковь во имя Успения Божией Матери, возобновленная в 1861 году.

В феврале 1944 года войска вермахта, отступая, взорвали все храмы во Гдове, а также синагогу. Уцелели лишь крепостные стены. С этого времени в течение многих лет в городе не было ни одного действующего храма.

В 1989-1993 годах на фундаменте собора Димитрия Солунского, возведен собор в честь иконы Державной Божией Матери, который в настоящее время является соборным храмом Псковской епархии Русской православной церкви.

Собор в честь иконы Державной Божией Матери. Современный вид

Собор в честь иконы Державной Божией Матери. Современный вид

Уездное Отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы было открыто с разрешения высокопреосвященного Палладия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, в городе Гдов при Афанасьевской церкви.

Митрополит Палладий (Павел Иванович Раев) 20 (2)6(7)1827 – 5(17) 1898 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (18.10.1892 – 5.12.1898) Портрет из Портретного зала Санкт-Петербургского епархиального управления

Митрополит Палладий (Павел Иванович Раев) 20 (2)6(7)1827 – 5(17) 1898
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (18.10.1892 – 5.12.1898)
Портрет из Портретного зала Санкт-Петербургского епархиального управления

Накануне праздника, по приглашению председателя Гдовского Отделения Братства священника Николая Рукина, возглавлявшего братство с 15 апреля 1894 года, все члены братства, записавшиеся до дня открытия, прибыли в Афанасьевскую церковь ко всенощному бдению, пред началом коего священник Рукин совершил освящение братской иконы во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси", СПб 1909.

Фото из книги “Лавры, монастыри и храмы на святой Руси”, СПб 1909.

Афанасьевская церковь представляла собой каменный трёх престольный храм построенный в 1851-1855 в русском стиле по проекту архитектора Лоскова на средства местного купечества вместо деревянной, возведённой в сер. XVII в. Главный престол освящён 12 сентября 1855. Расширена в 1902 году. Боковые приделы Преображенский и Иоанно-Предтеченский. Завершённый пятиглавием основной объём фланкировали апсида, боковые пристройки и трапезная с двухъярусной шатровой колокольней. Не закрывалась. Взорвана в январе 1944 года при отступлении фашистских войск. В настоящее время на месте церкви жилой дом.

Храм уже был полон молящимися. После освящения иконы началось всенощное бдение, при пении двух хоров певчих, из учеников и учениц церковно-приходских школ, на правом клиросе Афанасьевского и левом – соборного. В самый день праздника, в 6 часов утра, была совершена утреня, а в 10 часов началась литургия. После чтения святого Евангелия, священником Рукиным было произнесено поучение «О необходимости христианского воспитания детей» Пред выходом на молебен священником Рукин к членам-братчикам обратился с речью, в коей прежде всего поблагодарил их за горячее сочувствие и живую отзывчивость к доброму и святому делу и в будущем призывал их к дружному и усердному содействию святым целям братства.

Молебен был совершен на средине храма пред братскою иконою, с чтением акафиста Божией Матери.

В шесть часов вечера все члены братства собрались в квартиру церковного старосты Афанасьевской церкви Пахомова. Заседание было открыто пением: «Христос Воскресе», канона пасхального и стихиры «Днесь благодать Святого Духа нас собра».

Ко дню открытия братства состояло братство насчитывало 38 членов, в день открытия записалось еще 28 человек. Поступило членских взносов 457 рублей.

Заседание окончилось пением: «Светися, Светися…» «Тебе Бога хвалим…»… и гимна «Боже, Царя храни»…. В собрании пел Афанасьевский хор.

Разрыв между текстом

Отчет о деятельности Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы с 1-го августа 1894 по 1-е августа 1895 года, т.е. в первый год существования Гдовского уездного Отделения Братства показал зависимость наличия школ и числа учащихся от обеспеченности людей в том или ином уезде Санкт-Петербургской губернии.

Так из подробного рассмотрения данных отчета Епархиального Братства по школам грамоты видно, что наибольшее число и при том наиболее многолюдных школь грамоты приходится на Гдовский уезд.

Однако при исследовании причин подобного явления оказывается, что оно зависит, главным образом от сравнительной бедности уезда и от общего недостатка школь в сравнении с количеством детей школьного возраста.

Не имея возможности учредить у себя школу церковно-приходскую, не имея у себя достаточного числа готовых школ земских, крестьяне ограничиваются учреждением школ грамоты. С этой точки зрения становится понятным как многолюдство учащихся в школах Гдовского уезда, так и чрезвычайно сочувственное отношение к ним со стороны местного населения. И наоборот, в других уездах – Петербургском, Царскосельском и Петергофском школы грамоты не пользуются спросом и не находят себе применения. Население этих уездов, имея в своем распоряжении множество школ разных ведомств, а также находясь поблизости к столичной жизни и к столичным потребностям не удовлетворяются не только школами грамоты, но и даже одно классной церковно-приходской, а выбирает для своих детей школы двухклассные, по образцу городских начальных училищ.

Поэтому, на перспективу можно предсказать, что в названных уездах школа грамоты не найдет себя и в будущем широкого распространения.

Между тем, в настоящий момент в Гдовском, так и в Лужском уездах число школ грамоты не только достаточно велико, до и обещает в будущем увеличиваться.

Разрыв между текстом

Через год после открытия Гдовского уездного Отделения Братства, в Гдовском уезде в 1895-96 учебном году числилось 65 церковно-приходских и 54 школы грамоты при 6 наблюдателях.

О состоянии дел в области школьного дела, в первый год существования Гдовского уездного Отделения можно судить по отчету Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы с 1-го августа 1895 по 1-е августа 1896 года. Так, например, согласно отчёту наблюдателя отца В. Николаевского указывалось:

к 8 школам, находившимся в его ведении в отчетном году (1895), прибавилась еще Выковщинская;

Доможирская церковно-приходская школа помещается в доме просфорни Марии Рябининой, которая состоит и учительницей этой школы. этой школы. За помещение, отопление и прислугу общество платит Рябининой 30 рублей в год. Нельзя хвалить школьное помещение, т.к. комната, где помещалось 9 девочек и 33 мальчика, меньше трех сажен в квадрате, и высоты классная комната имеет 3 аршина. Учительница Рябинина занимается делом обучения детей более 30 лет. Долголетняя ее практика, а равно и труд учительницы достойны похвалы. Ученики подготовлены хорошо по всем предметами; ‘особенно хорошо читают на славянском языке, прочитанное переводят точно на русский язык и правильно передают смысл его. Жаль только, что церковными пением учительница не может заниматься;

Павловская церковно-приходская школа помещается в церковной сторожке, устроенной специально для школы. Классная комната просторная и светлая, а рядом с классом находится и комната для учителя. Школою заведует священник Онисим Бельский, который по старческой немощи от преподавания Закона Божия отказался, а законоучителем был назначен псаломщик Михаил Тихомиров. Тихомиров как законоучитель, принес для школы мало пользы. Ученики плохо знали молитвы и заповеди, совсем не отвечали события из Священной Истории, даже в то время, когда школа была посещена наблюдателем во второй раз. Учитель Константин Бабков прилагал старание к школьному делу, но многолюдство школы (90 человек учащихся) препятствовало успеху занятий. Одному учителю с таким множеством учеников невозможно успешно вести дело при всем его старании. Желательно было бы видеть помощника учителя в этой школе, в противном случае хороших успехов ожидать трудно;

Церковно-приходская школа. конец ХIХ века

Церковно-приходская школа. конец ХIХ века

Гдовско-Афанасьевская школа размещена в отдельном здании, на средства Святейшего Синода. При школе имеется отдельная комната для ночлежного приюта. Классные комнаты, ночлежный приют и комнаты для учащих во всех отношениях очень хорошие. Школьное дело старанием заведующего, священника о. Симеона Молчанова, а также и учителя Петра Кошерова, поставлено очень хорошо. Учитель Петр Кошеров в деле обучения детей приобрел хорошую практику, дидактические приемы правильны, к намеченной цели идет постепенно и точно.

Так как с учебного года учащихся было 80 человек, количество, с которым одному учителю справляться трудно, то для лучшего успеха, со второй половины учебного года в школу была прислана учительница, которая занималась с младшим отделением. При школе имеется хор певчих, в котором принимают участие ученики и учащие. Управляет хором учитель Петр Кошеров. Как учащие, так и учащиеся заслуживают полной похвалы и одобрения.

В приходе Гдовско-Афанасьевской церкви имеется вторая церковно-приходская школа в 3аборове. Здесь училище выстроено новое на суммы Братства. Помещение, как для класса, так и для учителя просторное. Допущенный в эту школу учителем Успенский относился к делу старательно, но, к сожалению, прав на учительство он не поспешил приобрести, поэтому возможно ему придется уступить правоспособному кандидату.

Разрыв между текстом

На рубеже ХIХ-ХХ веков в гдовском соборе почти два десятилетия прослужил священник Димитрий Андреевич Федоров в феврале 1903 года награжденный саном протоиерея.

Священник Гдовского Дмитриевского собора Федоров Дмитрий Андреевич (17 (29) октября 1856 – 26 июня 1921

Священник Гдовского Дмитриевского собора Федоров Дмитрий Андреевич
(17 (29) октября 1856 – 26 июня 1921

Отец Димитрий окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию в 1882 году по первому разряду. До назначения в Гдов 29 мая 1885 года три года священствовал в Кобыльем Городище.

В Гдовском Димитриевском соборе о. Димитрий прослужил почти два десятилетия.

В 1886 году о. Федорову довелось встречать в Димитриевском соборе великого князя Владимира Александровича, посетившего с супругой Гдов 28-29 июня. Высоким гостям особенно понравился иконостас собора «со старыми иконами греческой живописи и фигурной вызолоченной резьбой». В том же году при соборе открыло свои действия приходское попечительство.

Отцу Димитрию, как председателю Гдовского отделения епархиального училищного совета, принадлежит видная роль в развитии народного образования в крае. Благодаря его усилиям Гдовский уезд по числу церковно-приходских школ вышел на первое место в епархии. При Гдовском соборе такая школа была учреждена в 1886 году, а через 9 лет в приходе появилась вторая школа – в деревне Портиловы Луги.

В сане протоиерея о. Д. Федоров оставался в Гдове недолго – 9 марта 1904 он был перемещен, по прошению, настоятелем Казанской церкви в селе (ныне – город) Тосно Царскосельского уезда. А еще через три года он перешел на место старшего священника Иоанновского женского монастыря в С.-Петербурге, которое и занимал до кончины.

Гдовско-Димитриевская школа помещалась в доме диакона, который был в ней и законоучителем, и учителем.

Соборным диаконом с 1881 года около 20 лет состоял Алексий Павлович Бобровский – автор единственного печатного очерка о соборе древнего Гдова. Этот обстоятельный труд о. Алексия опубликован в 10-м томе «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии». В ноябре 1900 года диакон А. Бобровский был перемещен в Новоладожский уезд. Скончался он в сане священника 23 декабря 1905 года.

Разрыв между текстом

28 декабря 1901 года на съезде законоучителей церковно-приходских школ, 1 -го благочиннического округа, Гдовского уезда, в присутствии епархиального наблюдателя священника о. Алексия Азиатского, местного о. благочинного священника Гдовского Димитриевского собора Димитрия Федорова и уездного Гдовского наблюдателя о. Симеона Молчанова, было предложено организовать паломничество учеников церковно-приходских школ. 11 мая было высказано пожелание паломничества учеников ближайших к городу Гдову школ в Гдовский Димитриевский собор к литургии.

11 мая было предпринято паломничество учеников школ Каменского прихода во главе с законоучителем, священником Каменской церкви о. Иоанном Николаевским и помощником учителя Быковской церковно-приходской школы Георгием Прибужским.

В 6 часов утра, по звону колокола в Каменской церкви, собрались около 30-ти учеников ближайших к церкви деревень. Затем из церкви со священником о. Иоанном вышли с пением тропаря первосвятителям святым Кириллу и Мефодию. Из деревень следования количество учащихся все увеличивалось и на шоссейную Гдовскую дорогу уже собралось до 100 учеников.

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл – просветители славян

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл – просветители славян

В 10 часов утра к городу Гдову подходило уже около 130-ти человек. В соборе к этому времени происходило благовест к Божественной литургии, к началу которой, таким образом, юные паломники и прибыли в собор.

Торжественная литургия была совершена настоятелем собора, председателем Гдовского уездного отделения епархиального училищного совета о. Димитрием Андреевичем Федоровым, со служением с о. уездным наблюдателем Симеоном Васильевичем Молчановым и прибывшим священником Каменской церкви о. Иоанном Николаевским, после которой был молебен с акафистом святым Кириллу и Мефодию, а затем панихида по Гоголю и Жуковскому.

После литургии всем прибывшим ученикам отцом председателем Отделения были розданы книжки с кратким описанием жизни и деятельности просветителей славян, а затем в чайной общества трезвости о. председателем была предложена скромная, но сытная закуска и чай с булкой, во время которой был заведен граммофон с игрой некоторых пьес, чем все дети, до этого ничего подобного не слышали и не видели. И не смотря на утомительный путь – до 15 вер., были весьма довольны и были в особенно веселом настроении.

После такого радушного приема прибывших учеников о. председателем, в котором он сам присутствовал с отцом наблюдателем, ученики и ученицы, прибывшие, гуляли по набережной реки Гдовки, а затем собрались в Афанасьевской церковно-приходской школе.

В 4 часа вечера во главе с о. Иоанном и помощником учителя Прибужским, юные паломники отправились в обратный путь, и вернулись в 7 часов вечера.

Гдов. Крепость. Духовенство Гдова и Гдовского уезда после крестного хода из уездных храмов в собор в праздник свв. Кирилла и Мефодия.Фото начала XX в.

Гдов. Крепость. Духовенство Гдова и Гдовского уезда после крестного хода из уездных храмов в собор в праздник свв. Кирилла и Мефодия.Фото начала XX в.

При этом, нужно отметь, что через 10 лет паломничество в Гдов в день «первоучителей Словенских» объединяло уже почти тысячу школьников и множество взрослых богомольцев.

Разрыв между текстом

После перемещения протоиерея отца Д. Федорова настоятелем Казанской церкви в село Тосно Царскосельского уезда, Гдовское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства с 26 апреля 1904 года возглавил протоиерей Алексий Иоаннович Грацианов, вновь назначенный настоятелем гдовского собора. Выпускник Новгородской духовной семинарии.

Отец Алексий с 1874 года по 9 марта 1904 года служил в Георгиевской церкви Моцкого погоста Гдовского уезда. Там же, 6 мая 1900 года он уже занимал и пост благочинного, и был возведен в сан протоиерея.

В Гдове ему пришлось совмещать обязанности благочинного, председателя уездного отделения епархиального училищного совета, законоучителя городского мужского училища.

Председатель Гдовского отделения Братства – протоиерей Гдовского Димитpиевского собора Алексий Иванович Грацианов (с 26 апреля 1904 года)

Председатель Гдовского отделения Братства – протоиерей Гдовского Димитpиевского собора Алексий Иванович Грацианов (с 26 апреля 1904 года)

Протоиерей Алексий Грацианов оставался настоятелем до закрытия Гдовского собора. Богослужения соборе продолжались до середины 1930-х годов. По свидетельству потомственной гдовички Анфисы Николаевны Завьяловой, 1930 года рождения, которую крестил о. Алексий Грацианов, власти “12 раз закрывали собор”, но жители города каждый раз отстаивали свое право молиться в нем. Протоиерей А. Грацианов был известен далеко за пределами Гдова и пользовался исключительной любовью и уважением верующих. Прослужив в Димитриевском соборе 30 лет, он отметил редчайший юбилей – 60-летие священства. В конце концов, заслуженный 90-летний пастырь был выслан с дочерью из Гдова… О том, что случилось дальше, нетрудно догадаться. “Большевики старались всюду осквернить памятники старины, В Гдовском Кремле они устроили местную Лубянку и оттуда наводили ужас на жителей. Храм св. Димитрия был закрыт.

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление