Из истории служения Гдовского уездного отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
На основании утвержденных императором России 28 мая 1888 года «Правилами об уездных отделениях Епархиальных Училищных Советов», в 1888 – 1889 учебном году, в Санкт-Петербургской губернии были учреждены первые 4-ре уездные отделения Епархиального училищного совета: в Новоладожском, Лужском, Гдовском и Ямбургском.
Новоладожское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Ямбургское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
На заседании 1-го декабря 1888 года были назначены предстатели уездных отделений и предположено было войти во взаимодействие с учебным ведомством, которое должно было назначить от себя по одному члену в уездное отделение.
На этом же заседании были назначены непременными членами уездных отделений священники-наблюдатели и выбраны члены из уездного духовенства.
Председателям было предписано пригласить в непременные члены отделений членов уездных по крестьянским делам присутствий и от 4-х до 6-ти лиц светского звания, сочувствующих церковно-приходским школам. Когда председатели стали этих лиц приглашать в члены уездных отделений, то сочувствующих народному просвещению в духе церковном, явилось много, что Совет Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, не желая никого оскорбить отказом, был поставлен в необходимость предоставить всех желающих на утверждение митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского, экзарха Финляндии Исидора.
Таким образом, днем образования Гдовского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, можно считать 1-го декабря 1888 года.
В состав вновь открытого Гдовского отделения братства вошли:
Председатель:
- Гдовско-Пятницкой церкви священник Василий Лебедев.
Непременные члены:
- заведующий Гдовским училищем Васильев;
- член уездного по крестьянским делам присутствия Лев Александрович Обольянинов.
Священники наблюдатели:
- Александр Разсудовский;
- Алексий Богданов;
- Димитрий Охонский;
- Гавриил Преображенский;
- Алексей Молчанов;
- Петр Кемецкий;
- назначенный Советом соборный священник Димитрий Федоров.
Члены от обществ:
- председатель земской управы Константин Николаевич Ушаков;
- гласный от сельских обществ Фома Петрович Нечаев;
- мировой судья Алексей Дмитриевич Кошкаров;
- гдовский купец Сергей Яковлевич Сепчников;
- секретарь городской управы мещанин Матвей Леонтьевич Лебедев.
Гдовское отделение территориально располагалось в границах Гдовского уезда Санкт-Петербургской епархии. Географически, Гдовский уезд был отделен с западной стороны от губерний Лифляндской и Эстляндской (современные государства Латвия и Эстония) Чудским озером и вытекающей из него реки Наровы (Нарвы), на севере уезд граничил с Ямбургским уездом Санкт-Петербургской губернии (Кингисеппский район Ленинградской области), на востоке граничил с Лужским уездом Санкт-Петербургской губернии (Лужский район Ленинградской области), и на юге с Псковскою губернией (Псковская область).

Гдовский уезд – Административно-территориальная единица Санкт-Петербургской губернии Российской империи. Располагался в юго-западной части губернии. Административный центр уезда – город Гдов
(с карты Петроградской губернии 1916 года)
Согласно церковно-историческим сведениям о Гдовском уезде, составленными Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом в 1865 году, в уезде было 45 приходов и 48 церквей, из них 3 приписные: 2 – к гдовскому Димитриевскому собору (Никольская и Успенская) и 1 (Мариинская кладбищенская) – к гдовской Пятницкой церкви; часовен – 340; священников – 54, диаконов – 23, причетников – 88, просфирен – 33, заштатных и сирот духовенства – 184. Прихожан в Гдовском уезде было около ста тысяч; из них мужского пола 48 тысяч., женского пола около 52 тысяч, военных и статских было около 3,500 человек., купцов и мещан около 2,000 человек, остальные – крестьяне. Мыз, усадьбищ, сел и деревень – около 1,200, дворов – около 13,500, раскольников – 102 (16 в Полновском и 86 в Бельском приходах); число лиц римско-католического и лютеранского вероисповеданий в уезде было около 100 человек.
В церковно-административном делении Санкт-Петербургская епархия до 1892 года существовала в границах Санкт-Петербургской, Новгородской и Эстляндской губерний и автономного Великого княжества Финляндского. При этом, Петербургский владыка именовался как митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский.
Митрополия на 1892 год включала в себя Ладожское, Выборгское и Нарвское викариатства.
После кончины Санкт-Петербургского, Новгородского и Финляндского митрополита Исидора (Никольского; † 7 сент. 1892) Санкт-Петербургская епархия была введена в границы одноименной губернии.

Исидор (Яков Сергеевич Никольский) 1 (12) октября 1799 – 7 (19) сентября 1892
Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, экзарх Финляндии 1 июля 1860 – 7 сентября 1892
При новом митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии в 1892 году, было образовано Гдовское викариатство, просуществовало более сорока лет (1892-1935).
Гдовское викариатство сменило существовавшее с 1865 года Ладожское викариатство, упраздненное в связи с усвоением Петербургским правящим архиереем титула «Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».
Санкт-Петербургская (впоследствии Ленинградская) епархия, титулярно, именовалась по городу Гдову Санкт-Петербургской губернии (ныне Псковская область). Гдовские епископы являлись 2-ми или 3-ми викариями правящего архиерея.
Указом императора россии 18 октября 1892 года новый митрополит был назначен на столичную кафедру с титулом Санкт-Петербургского и Ладожского. В связи с этим викарный Ладожский епископ Николай (Налимов) 24 октября был переименован в епископа Гдовского.
Епископ Ладожский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Николай (Налимов)
Начиная с епископа Гдовского, второго викария Санкт-Петербургской епархии Назария (Кириллов), все епископы Гдовские являлись председателями Совета Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, обладавшего правами Епархиального училищного совета.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Назарий (Кириллов)
В ведении Гдовских епископов находилось церковно-школьное дело Санкт-Петербургской епархии.
Местопребывание Гдовских архиереев было определено в Александро-Невской лавре в честь Святой Троицы в Санкт-Петербурге.
Кафедральным храмом считался Димитриевский собор в городе Гдове.
В 1914 году губерния, куда входил Гдовский уезд, была переименована в Петроградскую, а в 1924 году – в Ленинградскую.
В ходе Гражданской войны и иностранной интервенции западная часть уезда оказалась под контролем Северо-Западной армии Юденича и эстонских формирований. В 1920 году согласно Юрьевскому мирному договору между Советской Россией и Эстонией, узкая полоса земли к востоку от реки Наровы, включавшая земли Гдовского уезда, а также относящаяся к уезду восточная часть острова Межа (Порка, Желачек) на Чудском озере были переданы Эстонии.
Постановлением Президиума ВЦИК от 1 августа 1927 года в ходе реформирования административно-территориального деления Ленинградская губерния и все её уезды были упразднены. Большая часть Гдовского уезда вошла в состав Гдовского района Лужского округа Ленинградской области
Гдовское уездное отделение Санкт-Петербургского епархиального православного братства во имя Пресвятой Богородицы.
Гдовское уездное отделение, как и другие отделения Братства представляло собой промежуточную административную инстанцию между Епархиальным училищным советом и церковно-приходскими школами. Члены отделений посещали школы, участвовали в производстве экзаменов; священники-наблюдатели, кроме посещения школ и председательства в экзаменационных комиссиях, составляли отчеты о школах и о состоянии духовного просвещения.
На отделение возлагалось основная обязанность в управлении школами церковноприходскими и грамоты на территории Гдовского уезда.
Помимо основной цели по распространению грамотности и религиозно-нравственного просвещения, а также содействия обращению в Православную Церковь лиц, чуждых ей, Гдовское отделение имело еще особую цель – изыскание материальных средств для развитая духовно-нравственного просвещения.
Образование Гдовского уездного отделения, было регламентировано «Правилами об отделениях Санкт-Петербургского епархиального православного братства во имя Пресвятой Богородицы.
ПРАВИЛА «Об отделениях Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы»
В соответствии с данными правилами, Санкт-Петербургское православное епархиальное братство, для более успешного достижения своих целей, могло учреждать отделения Братства в уездных городах, или в других центральных и более населенных пунктах, подчиняя в ведение отделения или целый уезд или часть его.
Председателем уездного отделения Епархиального училищного совета предписывалось к назначению епархиальным архиереем настоятель местного собора или один из местных протоиереев, или священников, по усмотрению преосвященного.
В состав уездного отделения должны были входить духовные и светские лица, назначаемые епархиальным преосвященным.
Священники-наблюдатели должны были состоять членами уездных отделений по должности и посещать очередные заседания этих отделений.
В правилах был определен круг деятельности уездного отделения, поиск учителей, изыскание местных средств, устройство книжного склада, библиотек, назначение секретаря и казначея, периодичность заседаний, утверждение постановлений отделений, порядок хранения и использования отчётности.
При этом, в ведении Братства состояли церковно-приходские школы и школы грамоты и все связанные дела Епархиального училищного совета.
Церковные школы в первые годы деятельности Гдовского уездного отделения.
На момент образования деятельность Гдовского уездного отделения была еще не определена и, на первое время, ограничивалась относительно небольшим кругом решаемых вопросов: составлением списков экзаменационных комиссий, участие отдельных членов уездного отделения в самом производстве экзаменов на льготу 4-го разряда. Кроме того, председателем отделения, на основании отчетов наблюдателей, был составлен обобщенный отчет по уезду, применительно к «Правилами об уездных отделениях Епархиальных Училищных Советов» от 28 мая 1888 года, с предложениями относительно улучшения дела народного образования в уезде.
К 20-му марта 1888 года в ведении Совета Санкт-Петербургского православного епархиального братства по всей Санкт-Петербургской губернии было образовано 87 церковно-приходских школ, с общим количеством учащихся до 3000 человек, в томе числе 715 девочек.
При этом в Гдовском уезде до 1888 года (до создания Гдовского отделения Братства), уже функционировало 32 церковно-приходские школы и около 57 школ грамоты.
В 1888-1889 учебном году одна школа в Гдовском уезде закрылась, и было открыто две новые школы: Лосицкая и Павловская.
Лосицкая школа была устроена крестьянами при участии священника Вениамина Гавриловича Вещезерова. Крестьяне обязались платить на школу по 25 копеек с ревизской души, т.е. до 160 рублей в год. Из этой суммы, часть отпускалась на жалованье учителю, часть на приобретение мебели и на наем квартиры. Утверждение школы произошло в сентябре 1888 года, с пособием в 100 рублей от Санкт-Петербургского епархиального братства.
Павловская школа была образована из прежде существовавшей школы стараниями диаконов: – штатного Орнатского и заштатного Гиляровского, при чем прихожане особым договором, обязывались предоставлять бесплатно помещение для школы в устроенном ими церковном доме и давать на содержание школы 141 рублей ежегодно.
К существовавшим в Гдовском уезде 43-м школам, в 1893 – 1894 учебном году было прибавилось еще три школы: Рожновская, Рудненская и Пенинская. Таким образом, в Гдовском уезде насчитывалось 46 церковно-приходских школ, состоящих под наблюдением шести священников. При этом, один из наблюдателей священник Заянской церкви Иоанн Лебедев, по болезни был уволен от должности наблюдателя, и вместо него, по представлению, как местного благочинного, так и самого Лебедева, наблюдателем был утвержден священник Низовской церкви Сила Смирнов.
О состоянии дел в 1893 – 1894 учебном году в школах округа состоящим под наблюдением священника Николая Рукина, можно судить по нескольким отзывам, приведенным ниже, в сокращенных выдержках из отчетов священника Рукина:
В Гдовско-Димитриевской школе преподавание поставлено хорошо, благодаря усердию диакона Алексея Бобровского, который, в продолжение 8-летней учительской практике, при любви к школьному делу, был вполне полезен для школы. Он преподавал и Закон Божий, так как местный священник уклонялся от преподавания. По всем предметам учащиеся давали ответы правильные и бойкие, особенно хорошо читали по-славянски и свободно переводили с славянского на русский. При этом, отец диакон начинал обучение прямо с церковно-славянской азбуки. По четкости и красоте почерка школа была лучшей из остальных этого округа; пением отец Бобровский занимался с постоянным усердием; хор из учеников и учениц, при участии 6 человек возрастных любителей, весьма стройно пел на клиросе. Школа имела вполне церковный характер и пользовалась глубоким сочувствием родителей учащихся. Сама школа размещалась в светлой и высокой комнате, возле квартиры о. диакона.
Такой же одобрительный отзыв, отец наблюдатель Николай Рукин давал и о Гдовско-Афанасьевской школе:
В Гдовско-Афанасьевской школе учитель Стефанов занимался усердно и смог достичь значительных успехов. Чтение церковно-славянское настолько успешно было усвоено учащимися, что многие из них читали на клиросе. При этом, недостаточными оказались знания по арифметике. Учитель, по отзыву наблюдателя, желая возвысить школу в учебном деле, впал в односторонность; усиленные занятия по одним предметам пошли в ущерб арифметике. Достойно похвалы был обычай учителя читать с учениками в воскресные и праздничные дни Евангелие с объяснением. Особенно видна была деятельность учителя в обучении пению. Так, учитель Стефанов, сам прекрасно зная пение, играя на митрофоне, который имелся в школе, и обладая умением руководить хором, организовал прекрасный хор из учащихся и 5 человек старшего возраста. Для большего совершенствования хора Степанов на летние каникулы оставался в Гдове и почти ежедневно делал спевки. Сама школа размещалась в доме Гдовского купца Пахомова, на безвозмездной основе, в этом же доме была и квартира учителя, из 2-х комнат».
Заборовская школа, благодаря педагогическим способностям и усердию учителя Фелицына, возведена была на значительную высоту; обучение велось систематически и в полном порядке; по подготовке учащихся она была выше других школ. Кроме того, ученики приучались к почтительности со старшими и к братскому обращению с товарищами. При всех своих положительных достоинствах учитель не обладал способностями к обучению пению. Сама школа размещалась в тесной, низкой и темной крестьянской избе. При этом, к наступающему учебному году строился отдельный училищный дом на средства, выданные Санкт-Петербургским православным епархиальным братством во имя Пресвятой Богородицы, из местного материала, бесплатно отпущенного из казенной дачи.
Гдовско-Пятницкая школа не показала тех успехов, которыми отмечалась прежде. Подготовка учеников по всем предметам, не исключая и закона Божия, была посредственная. Причина этого кроилась в отсутствии единодушия между трудящимися в школе. Учительница не хотела следовать указаниям священника, заведующего школой, а сама не имела ни сил, ни умения вести учебное дело; притом она совершенно отказывалась от обучения пению без музыкального инструмента. Священник сам пытался учить детей пению, но успеха не имел, так как при пожилых годах, он был обременен трудами по приходу. В апреле священник поручил обучение пению учителю Ульдигской земской школы Николаю Евсееву, с оплатой ему по 5 рублей в месяц из сумм попечительства, со столом и квартирою. Евсеев в свою очередь смог организовать порядочный хор.
В Доможирской школе ученики могли рассказывать исторические события живо и последовательно, легко отвечали на вопросы, молитвы читали с понимаем. Была видна работа законоучителя священника Всеволода Николаевского, много потрудившегося над этим делом. Преподавание других предметов учительницей Рябининой была организована также правильно, особенно по церковно-славянскому языку. Некоторые из учеников свободно переводили и объясняли места не только из Евангелия, но и псалмы и другие трудные места. По арифметике успехи были слабые. Ученики отмечались вежливостью и почтительностью; во всем была видна аккуратность и опрятность; книги были обернуты бумагой, тетради содержались в чистоте.
В Павловской школе занятия по Закону Божию заметно возвысились, благодаря усердию законоучителя диакона Анатолия Орнатского. При этом, не такими успешными оказались успехи по предметам учительницы. По церковно-славянски ученики читали без ударений, не останавливались на знаках пропиная, читали без понимая, не могли не только перевести с славянского на русский, но даже объяснить отдельные слова; по русски читали монотонно, содержание прочитанного переводили вяло, и то при помощи «наводящих» вопросов; по арифметике не могли решать самых простых устных задач на числа до 100; под диктовку писали неправильно, с грубыми ошибками и с пропусками. К тетрадям и книгам относились небрежно, в классе сидели шумно, переходили с места на место. Все эти недостатки наблюдатель объяснял частично причиной многолюдства школы (64 человека), и частично, те, что учащиеся размещались в двух комнатах, вследствие чего, уследить за учащимися, даже и опытному учителю, представлялось затруднительно. Учительнице необходим был помощник.
Крапивенская школа успехами своими была обязана священнику Иоанну Лебедеву и диакону Евгению Любимову, однако неудобство помещения, предназначенного под школу, теснота и холод делали занятия крайне затруднительными. В зимнее время учащие и учащиеся должны были сидеть в верхней одежде: в одном углу комнаты установлена была железная печка, дымовая труба от печки была проведена чрез всю комнату; ученики постоянно задевали за дымовую трубу рукава головами; когда топили печку, периодически был удушливый жар, вредный для головы; если же печку не топили, то образовывался нестерпимый холод и приходилось отпускать учащихся домой раньше, конечно, в ущерб учебному делу. При этом, крестьяне, со своей стороны не заботились о приведении школы в порядок. При этом, необходимо отметить, что в Крапивенском приходе располагались кроме церковно-приходской школы, одна земская и девять школ грамоты.
О Каменской школе наблюдатель отзывался вполне одобрительно, хвалил как заведующего школой законоучителя, священника Александра Разсудовского, так и преподававших в школе, сначала псаломщика Цветкова, потом диакона Прибужского.
Кяровская школа в 1893 – 1894 учебном году была преобразована из школы грамоты. Значительных успехов показать не успела, что объяснялось частично большим количеством учащихся (56 человек) и частично неопытностью учительницы, занимающейся только первый год, а частью плохим составом учащихся, которые до прихода в школу, обучались в школах грамоты или учившиеся у полуграмотных крестьян и солдат, или ученики, уволенные за неспособность из земской школы. Плохо было и то, что учительница не могла учить пению и школа не имела поэтому, церковного характера. Учительница эта, в конце учебного года, оставила занятия. Школа находилась в деревне Смуравьеве, в версте от церкви. Помещение для школы было удобно, оно было нанято на средства графа Александра Ивановича Коновицына и на его же средства были приобретены классные столы.
Другой наблюдатель, священник Гавриил Преображенский, давая одобрительные отзывы о всех почти деятелях в школах, особенно в лучшую сторону отмечал священников Иоанна Судакова, Александра Охонского и Василия Альбова, а из учителей Haзария Феофанова, Архиппа Филиппова, Василия Успенского, Марию Епанчину и псаломщика Аристарха Дымского. При этом псаломщик Аристарх Дымский один преподавал все предметы, так как местный священник от посещения школы уклонялся и никогда в нее не заходил. Такой отзыв наблюдателя вызывал скорбное чувство в душе каждого, кому дорога была церковность, отличающая наши школы. Если уже священник, имеющий школу в нескольких шагах от своего дома, официально назначенный заведующим школою, в нее не заглядывает, то чего еще можно было ждать от такого пастыря? И как велик, поэтому, был подвиг смиренного псаломщика, несущего на своих плечах дело ученья в школе, имеющей до 40 учащихся! И какой соблазн для прихожан было видеть, что их духовный пастырь «не заглядывает» в школу, где их дети готовятся быть сынами церкви! Не менее тяжелое впечатление производил отзыв наблюдателя об одном учителе, впоследствии уволенном. Учитель этот все свое усердие, трудолюбие и способность вести обучение в школе затмил нетрезвостью, которой предавался в праздничные дни, и вообще в свободное от занятий время, чем, конечно, подавал недобрый пример не только детям, но и взрослым.
Наблюдатель, священник Николай Павский, о всех школах своего округа и о всех учащих в них, давал одобрительные отзывы.
Наблюдатель, священник Алексий Молчанов, в лучшую из школ своего округа выделял Скамейскую, учитель которой Авраам Тевилин трудился, с неутомимою ревностно и пользовался всеобщей любовью населения, особенно за то, что устроил прекрасный церковный хор из учащихся и прихожан-любителей.

Назарий (Николай Яковлевич Кириллов) 4 (16) декабря 1850 – 22 июля 1928
Митрополит Курский и Обоянский 25 апреля 1925 – февраль 1928
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13 ноября 1893 – 21 октября 1897
Председатель Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
с 1 сентября 1895 по октябрь 1897 года.
Криушская школа постепенно улучшала свою деятельность, благодаря усердию учителя Семеновского. В Выскатской школе, несмотря на все старания учителя, значительных успехов не было, в виду того, что школа эта обыкновенно комплектовалась из детей, уволенных из соседней министерской школы за неуспеваемость и за шалости.
В Верхнесельской школе учительница Евдокия Вишнякова, отличаясь опытностью и усердием, смогла правильно поставить учебный процесс в школе. Преподавание в школе было несравненно успешнее, чем в Крестоольгинской, значительно упавшей вследствие частой смены учащих. Школа эта, и в прежние годы, по той же причине, была из слабейших.
Из школ округа наблюдателя Силы Смирнова, лучшими были школы Марьинская и Низовская, а из учащих лучшими Александр Голубев и Мария Пальмова.
Моцская школа, в подробном и обстоятельном отчете наблюдателя священника Александра Фаворского ставилась на первое место среди школ его округа. При этом, не обладая достаточными материальными удобствами, школа могла поспорить с любою из лучших, как церковно-приходских, так и земских школ. Священник Алексий Грацианов и учительница Евдокия Беллавина были преданы школе всей душей, незаурядны и обладали опытностью и призванием к своему делу. Беллавина была знакома с лучшими методами преподавания и вела учебное дело с любовью. Успехи учащихся заслуживали полной похвалы. Дети не только правильно трактовали пересказанные события Священной Истории, осмысленно читали молитвы, но и могли также рассказать порядок церковных служб и объяснить литургию и чин совершения таинств. По русскому языку читали со смыслом, пересказывали прочитанное, писали почерком правильным и красивым; в этом отношении каллиграфия учащихся Моцкой школы резко выделялась в лучшую сторону от остальных школ уезда. Арифметические задачи решали быстро и верно, без малейшей помощи учительницы; также легко и быстро решали устные задачи до ста.
Озерская школа не уступала Моцкой школе во всех отношениях, благодаря стараниям учительницы Любови Башкиной. Особенное внимание в школе обращалось на нравственную жизнь учащихся и на школьную дисциплину. Из детей был организован порядочный хор, при содействии местного псаломщика Молчанова.
Дубягская школа хотя и не могла сравняться с Моцкой и Озерской школами, но благодаря стараниям учителя Михаила Добронравина, человека с хорошими педагогическими задатками, знакомого с новейшими способами преподавания и умеющего прилагать их делу, школа имела большие перспективы, при условии, что учитель будет трудиться в ней длительное время. Учитель Добронравин преподавал и Закон Божий, так как местному священнику, человеку преклонных лет, это было уже затруднительно. Кроме того, учитель занимался и гимнастикой, которая отнюдь не отягощала детей, а напротив интересовала их, и сближала между собою.
В Прибужской и Мишиногорской школах ученики оказались слабыми по диктовке и особенно по Арифметике; в диктовке делали много ошибок, не могли решать задачи, которые решались в других школах. У учеников Мишиногорской школы наблюдалась забитость и запуганность; отчего ответы были вялыми и нерешительными; по Закону Божию, хотя отвечали бойко и верно, но с отсутствием всякого осознания, говорили слово в слово по книге, останавливаясь в местах по тексту, где не следует, не соблюдая знаков препинания и не по смыслу.
Ремедская школа, хотя была посещена наблюдателем в конце дня, когда учащиеся были уже утомлены, произвела хорошее впечатление как по внешней обстановке, так и по ответам учащихся.
К общим недостаткам школ своего округа наблюдатель Александр Фаворский относил: неудобства помещений, малое количество учебных книг, отсутствие школьного инвентаря и недостаточную внимательность к ведению классных журналов. Все эти недостатки представляли обычное явление в школах того времени. Недостатки эти устранялись со временем, с улучшением обеспечения школ и материального положения учащих, которые дорожа своим местом, начинали вести свое дело аккуратнее.
Во всех церковно-приходских школах Гдовского уезда в 1893 – 1894 учебном году с успехом окончило курс 153 мальчика и 27 девочек.
29-го октября 1893 года в селе Старополье, Гдовского уезда, Санкт-Петербургской епархии местным благочинным и наблюдателем священником Павским, в сослужении местного причта и при многочисленном стечении народа, было совершено открытие церкви-школы в Георгиевском приделе старой Ильинской церкви.
(Старополье – в настоящее время деревня в Сланцевском районе Ленинградской области России. Административный центр Старопольского сельского поселения).
Церковно-приходская школа, открытая в начале 1892 учебного года, до этого времени помещалась в крайне неудобном н тесном помещении церковной сторожки, с трудом вмещавшей до 30 человек. В виду этого местный причт возбудил ходатайство о дозволении разместить церковно-приходскую школу в Георгиевском приделе старой Ильинской церкви, где служба, с устройством обширного нового храма совершалась лишь дважды в год. Обозначенный придел, как совершенно отдельный, теплый, длиною в сажень, шириною в 3 сажени и высотою в 4,5 аршина, вполне подходил для указанной цели. Епархиальное начальство уважило ходатайство причта. На момент открытия, в «церкви-школе» числилось 90 человек учащихся. В школе был поставлен большой образ великомученика Георгия, перед которым всегда во время занятий горела лампада от усердия учащихся.
Открытие Гдовского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.
С разрешения высокопреосвященного Палладия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, 2-го мая 1894 года произошло открытие в городе Гдов при Афанасьевской церкви Гдовского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

Палладий (Павел Иванович Раев, при рождении Писарев) 20 июня (2 июля) 1827 – 5 (17) декабря 1898
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский 18 октября 1892 – 5 декабря 1898
Накануне праздника, по приглашению председателя Гдовского отделения Братства священника Николая Рукина, возглавлявшего Отделение братства, все члены Братства, записавшиеся до дня открытия, прибыли в Афанасьевскую церковь ко всенощному бдению, перед началом которого священник Рукин совершил освящение братской иконы во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм к этому времени уже был полон молящимися. После освящения иконы началось всенощное бдение, при пении двух хоров певчих, из учеников и учениц церковно-приходских школ, на правом клиросе Афанасьевского и левом – соборного.
В день самого праздника, в 6 часов утра, была совершена утреня, а в 10 часов началась литургия. После чтения святого Евангелия, священником Рукиным было произнесено поучение «О необходимости христианского воспитания детей» Перед выходом на молебен, священник Рукин обратился с речью к членам-братчикам, в которой прежде всего поблагодарил их за горячее сочувствие и живую отзывчивость к доброму и святому делу, и в будущем призывал их к дружному и усердному содействию святым целям Братства. Молебен был совершен по средине храма пред братскою иконою, с чтением акафиста Божией Матери.
В шесть часов вечера все члены Братства собрались в квартире церковного старосты Афанасьевской церкви Пахомова. Заседание было открыто пением: «Христос Воскресе», канона пасхального и стихиры «Днесь благодать Святого Духа нас собра».
Гдовское отделение ко дню своего открытия насчитывало 38 членов, в день открытия записалось еще 28 человек. Поступило членских взносов 457 рублей. Заседание окончилось пением: «Светися, Светися…» «Тебе Бога хвалим…» и гимна «Боже, Царя храни…». В собрании пел Афанасьевский хор
Деятельность Гдовского уездного отделения в середине 90-х годов.
Отчет о деятельности Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы с 1-го августа 1894 по 1-е августа 1895 года, показал зависимость наличия школ и числа учащихся от обеспеченности людей в том или ином уезде Санкт-Петербургской губернии.
Так из подробного рассмотрения данных отчета Епархиального братства по школам грамоты было видно, что наибольшее число и при том наиболее многолюдных школ грамоты приходилось на Гдовский уезд.
Однако при исследовании причин подобного явления оказалось, что оно зависит, главным образом от сравнительной бедности уезда и от общего недостатка школ в сравнении с количеством детей школьного возраста.
Не имея возможности учредить у себя школу церковно-приходскую, не имея у себя достаточного числа готовых школ земских, крестьяне ограничиваются учреждением школ грамоты. С этой точки зрения становилось понятным как многолюдство учащихся в школах Гдовского уезда, так и чрезвычайно сочувственное отношение к ним со стороны местного населения. И наоборот, в других уездах – Петербургском, Царскосельском и Петергофском школы грамоты не пользовались спросом и не находили себе применения. Население этих уездов, имея в своем распоряжении множество школ разных ведомств, а также находясь поблизости к столичной жизни и к столичным потребностям не удовлетворялись не только школами грамоты, но и даже одно классной церковно-приходской, а выбирали для своих детей школы двухклассные, по образцу городских начальных училищ. Отсюда выходило, в этих названных уездах школа грамоты не найдут себя и в будущем широкого распространения. Между тем, в Гдовском, так и в Лужском уездах число школ грамоты не только было достаточно велико, но и обещало в будущем увеличиваться.
При всей скромности своих размеров, деятельность Гдовского отделения братства была полезного с двух сторон. Совет Гдовского отделения в 1895 – 1896 учебном году выполнял задачи и поручения Совета Санкт-Петербургского епархиального Братства, собирал необходимые сведения о школах, их нуждах, ходатайствовал перед Братством об открытии новых школ в тех местах, где настояла действительная потребность в организации новых школ. В тоже время Совет Гдовского отделения пытался быть самостоятельно полезным делу духовно-нравственного просвещения народа, устраивая в городе Гдове религиозно-нравственные чтения в течении всего Великого поста.
Превосходное для народных чтений классное помещение Гдовско-Афанасьевской школы, приобретенный Отделением из собственных средств волшебный фонарь и небольшой запас картин к нему способствовали продвижению чтений во Гдове на столько, что Отделение решилось вынести свои чтения и за пределы города. В виде опыта было устроено чтение в деревне Быковщина, в 12 верстах от города и как оказалось, чтение имело большой успех.
Поэтому Отделение в следующем учебном году организовало ряд чтений по уезду, запланировав заранее для этого конкретные определенные пункты. Чтения проводились членами Совета отделения.
В 1895-96 учебном году в Гдовском уезде числилось 65 церковно-приходских и 54 школы грамоты при 6 наблюдателях.
Согласно отчёту наблюдателя отца В. Николаевского указывалось, что к 8 школам, находившимся в его ведении в отчетном 1895 году, прибавилась еще Выковщинская.
Доможирская церковно-приходская школа помещалась в доме просфорни Марии Рябининой, состоявшей, и учительницей в этой школе. За помещение, отопление и прислугу общество платило Рябининой 30 рублей в год. Школьное помещение хвалить было нельзя, т.к. комната, где помещалось 9 девочек и 33 мальчика, меньше трех сажен в квадрате (6.4 кв. метра), а высотой 3 аршина (2.13 метра). Учительница Рябинина занималась делом обучения детей более 30 лет. Долголетняя ее практика, а равно и труд учительницы, были достойны похвалы. Ученики были подготовлены хорошо по всем предметами, особенно хорошо читали на славянском языке, прочитанное переводили точно на русский язык и правильно передавали смысл его. Жаль только, что церковными пением учительница не могли заниматься.
Павловская церковно-приходская школа размещалась в церковной сторожке, устроенной специально для школы. Классная комната была просторная и светлая, а рядом с классом находилась и комната для учителя. Школою заведовал священник Онисим Бельский, который по старческой немощи от преподавания Закона Божия отказался, а законоучителем был назначен псаломщик Михаил Тихомиров. Тихомиров как законоучитель, принес для школы мало пользы. Ученики плохо знали молитвы и заповеди, совсем не передавали события из Священной Истории, даже в то время, когда школа была посещена наблюдателем во второй раз. Учитель Константин Бабков прилагал старание к школьному делу, но многолюдство школы в 90 человек учащихся, препятствовало успеху занятий. Одному учителю с таким множеством учеников невозможно было успешно вести дело при всем его старании. В этой школе необходим был помощник учителя, в противном случае хороших успехов ожидать было трудно.
Каменская церковно-приходская школа была размещена в церковной сторожке. Комната, занимаемая школою, была очень тесная и темная, особенно в зимнее время. Заведовал школою священник о. Александр Разсудовский, учительницей состояла дочь священника, окончившая курс в Тверской женской гимназии, Анна Разсудовская. Как заведующий, так и учительница этой школы вели дело с полным усердием. По Закону Божию, все ученики твердо знали молитвы, заповеди, символ веры и хорошо могли объяснить их. Историю ветхого и нового заветов пересказывали вразумительно, в рассказах не торопились. По-русски и по-славянски читали бойко о по ударениям; прочитанное передавали живо и осмысленно.
Быковщинская церковно-приходская школа в деревне Быковщине Каменского прихода, здание школы было построено прихожанами очень добротное, на средства частично общественные и частью выделенные Санкт-Петербургским православным епархиальным Братством. В этой школе обучалось более 100 человек. В виду многочисленности учеников, Быковщинская церковно-приходская школа нуждалась во втором учителе, который был назначен во второй половине учебного года.
Кяровская церковно-приходская школа размещалась в доме, устроенном, также на средства Санкт-Петербургского православного епархиального братства. Должность учителя второй год занимал Афанасий Флеров. Из детей школы Флеров образовал порядочный хор, однако этот хор, мог существовать только до тех пор, пока им руководил Флеров, потому как пение, по большей части было нотное, которым руководил учитель, а дети петь одни были не приучены. При этом, такой подход к обучению Совет братства никогда не одобрял, такая постановка пения могла иметь место, но только вне классного обучения, как плод досуга. Кроме того, такие занятия учителя нотным пением служило в ущерб другим предметам. Дети мало обращали внимания на ударения при славянском чтении, и были слабы при решении устных арифметических задач.
Гдовско-Димитриевская школа своими успехами была обязана о. диакону Алексею Бобровскому, имеющему 10-летний стаж учителя, который вел преподавание по всем предметам, не исключая и Закон Божий. Дети хорошо пересказывали события из Священной Истории; по русскому языку читали бойко, остановки делали там, где было необходимо, согласно знакам препинания. По-славянски читали уверенно, и свободно переводили со славянского на русский язык. По арифметике решали задачи быстро, как устные, так и письменные. Диаконом Бобровским был организован хор, частью из школьников, и частью из взрослых. Учебный день в школе начинался и оканчивался пением молитв, с прибавлением песнопения святому местного храма.
Гдовско-Афанасьевская школа была размещена в отдельном здании, на средства Святейшего Синода. При школе имелась отдельная комната для ночлежного приюта. Классные комнаты, ночлежный приют и комнаты для учащих во всех отношениях были очень хорошие. Школьное дело старанием заведующего, священника о. Симеона Молчанова, а также и учителя Петра Кошерова, организовано было правильно. Учитель Петр Кошеров в деле обучения детей имел хорошую практику, правильно применял дидактические приемы, к намеченной цели двигался постепенно и точно. Так как, с нового учебного года, общая численность учащихся составила 80 человек, количество, с которым одному учителю было справится трудно, то для лучшего успеха, со второй половины учебного года в школу была прислана учительница, которая занималась с младшим отделением. При школе имелся хор певчих, в котором принимали участие ученики и учащие. Управлял хором учитель Петр Кошеров. Как учащие, так и учащиеся заслуживали полной похвалы и одобрения.
Заборовская церковно-приходская школа в приходе Гдовско-Афанасьевской церкви имелась вторая церковно-приходская школа в Заборове. Здесь здание школы было выстроено новое, на средства, отпущенные Братством. Помещение, как для класса, так и для учителя были просторные. Допущенный в эту школу учитель Успенский относился к делу старательно, но, к сожалению, прав на учительство он не поспешил приобрести, поэтому стоял вопрос о его замене на правоспособного кандидата.
Наблюдатель священник о. A. Фаворский, по школам своего округа сообщал, что все наемные школьные помещения мало отвечали своему назначению, но содержались по мере возможности опрятно и чисто. Учебные пособия, книги и разного рода школьные принадлежности школы получали от Братства в достаточной мере. Обучение детей почти во всех школах началось с первых чисел октября и окончилось к святой Пасхе; классные журналы велись во всех школах, но только в большинстве с небрежностью; расписание уроков во многих школах составлено было неправильно, т.е. не согласно программы обучения церковно-приходских школ, причем иногда занятия проводились, как удалось заметить при обозрении школ, без соблюдения расписания, а учащие в этом отношении нисколько не стеснялись, ссылаясь, в таких случаях, на разного рода отговорки.
По мнению наблюдателя, большое зло для школьного дела, представляли пропуски детьми уроков, но в этом виноваты были не учащие в школах, а родители учащихся. Если ребенок был свободен, то крестьянин отпускал его в школу; если находилось какое-либо дело, посильное для ребенка, то он оставлял его дома, рассчитывая, что пропуск 1 – 2 дня занятий, а иногда и целую неделю, ничего не значит. Крестьянин был занят землей и хозяйством и для извлечения, каких-либо выгод он готов был привлечь к работе еще не окрепшего ребенка.
Между тем, не взирая на трудности и недостатки в организации и ведении школьного дела, церковно-приходская школа округа о. Фаворского в 1895 – 1896 учебном году как со стороны учебной, так и воспитательной, работала удовлетворительно. Занятия каждый раз начинались и оканчивались молитвою; разница в отправлении молитв в школах заключалось в том, что в одних школах молитвы читались учащимися по очереди, в других школах пелись. Крестное знамение все дети полагали на себя правильно, и также правильно складывали и персты. Церковь Божию посещали аккуратно, а более способные ученики участвовали в чтении и пении. Строгих дисциплинарных мер в школах не принималось, кроме внушений и выговоров со стороны учащих.
За особенное усердие школе, за правильную постановку школьного дела и за очень хорошее обучение детей, о. Фаворский отмечал заведующего Моцкой школой о. Грацианова и учительницу Озерской школы Башкину. Так, о. Грацианов помимо обучения детей, не мало стараний и хлопот затратил на обустройство самого здания для школы. Так, от Управления государственным имуществом им было исходатайствовано выделение леса для школы на безвозмездной основе, а от Санкт-петербургского православного епархиального братства средства на устройство школы; кроме того, о. Грациановым не мало личных средств было израсходовано на устройство школы, а также огромное количество перенесенного недовольства и даже оскорблений от грубых и невежественных людей, для блага детей которых, так много заботился священник.
Учительница же Башкина, хотя и не смогла подготовить к экзамену учеников, в чем не было ее вины, была достойна похвалы и поощрения. Учительница выполняла свои обязанности добросовестно и всецело была предана своему делу. Она умела и взяться за дело, и правильно вести его, что могло служить самым хорошим примером для других.
Согласно данным отчета наблюдателя о. Вифанского, общая организация школьного дела в его округе, была в более лучшем отношении, чем в округе о. Фаворского. Так из 9 школ, только Рудненская и Верхнесельская размещались в крестьянских избах, а остальные школы в построенных исключительно для этой цели школьных зданиях. За исключением Кресто-Ольгинской школы, школьные здания вполне удовлетворяли своему назначению. Классною мебелью, (кроме Кресто-Ольгинской школы) все школы снабжены были в достаточном количестве, однако присутствовал недостаток в учебных книгах и пособиях, большинство из учащихся, которых в 1895 – 1896 учебном году было 322 человека, школу посещали, согласно записям в классных журналах и по отзывам учащих, постоянно и с желанием.
По достигнутым в 1895 – 1896 учебном году успехам обучения и воспитания детей наблюдатель отмечал в лучшую сторону Скамейскую и Кресто-Ольгинскую, в первой из которых в течении семи лет обучала детей окончивший курс Гатчинской учительской семинарии Aвраамий Тевилин, снискавший общее расположение достигнутыми им успехами по обучению хора любителей нотному церковному пению. В этом хоре участвовали и учащиеся школы, и ее бывшие ученики и ученицы (хор был смешанный). Учащиеся в школе были ознакомлены вкратце и с отечественной историей, и с церковным чинопоследованием. В целом школа стояла на достойной высоте и справедливо заслуживала назвавшие «образцовой», как по успехам обучения, так и воспитанию. Это мнение разделяли и посетившие эту школу лица во время учебного года, включая о. Епархиального наблюдателя.
Кресто-Ольгинская школа показала прекрасную подготовку и поведение детей, школа заслуживала полного одобрения; ; необходимые в пределах программы занятия учащимися были усвоены сознательно и прочно; по Закону Божию после перевода местного священника в другое место, вполне успешно занималась учительница школы Мария Померанцева; ответы детей поэтому предмету были лучшими; должное внимание в школе обращалось на добропорядочность учащихся: дети были чистоплотны, вежливы и, по всей видимости охотно проводили учебные часы в своей неприглядной и неудобной школе, размещенной в церковной сторожке, которую они должны были сменить на строящееся новое школьное здание, возводимое на средства Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, и при участии местных прихожан.
Вельяшево-Логская школа, открытая в начале ноября 1895 года, производила очень отрадное впечатление как по внешнему, так по внутреннему благоустройству. Школа располагалась в просторном и очень светлом здании, в приспособленном для обучения детей. Учащимися были прочно усвоены необходимые сведения по всем предметам начального обучения; лучше всего дети отвечали как при ревизиях, так и на экзамене по Закону Божию и русскому языку; деты были обучены петь начальные молитвы; обращало на себя внимание и школьная дисциплина: дети веселы и бойки, но не шаловливы. Несмотря на кратковременное существование школы, два учащихся успешно сдали выпускной экзамен в текущем году, что ставилось в заслугу примерному трудолюбию учителя Китаева, ранее занимавшегося несколько лет в школах грамоты.
Клинская школа, находилась в аналогичном положении как и Вельяшево-Логская, занятия в которой начались с 1-го ноября. Школа размещалась в светлом и просторном помещении. Общие успехи учащихся в ней были весьма удовлетворительны по всем предметам начального обучения, как оказалось, и при ревизии школы (29 января), и на экзамене (18 апреля), когда было произведено вторичное общее испытание учащихся. При этом, учащиеся старшей группы были мало ознакомлены с основными правилами правописания, вследствие чего экзаменационные испытания из четырех представленных успешно выдержал лишь один; это объяснялось еще и тем, что учитель школы Сергей Яковлев предполагал продлить занятая с учащимися старшей группы до мая, что осуществить на деле оказалось невозможным. За исключением этой группы учащихся, ответы последних при двух общих испытаниях заслуживали одобрения; при пересмотре письменных работ оказалось, что учитель Яковлев много уделял времени выработке красивого почерка детей.
Рудненская школа, справедливо причисленная в прошедшем 1894 – 1895 учебном году к разряду лучших, в 1895 – 1896 учебном году была отнесена к разряду посредственных. Так при посещении 30 января 1896 года школы наблюдателем, оказались некоторые пробелы в общих занятиях учащихся, особенно младшей группы, заметно отставшей от учащихся других школ, недостатки обучения зависели отчасти от перерывов в посещении учащимися школы, и от равнодушного отношения к школе местных священников. Учителем школы был окончивший курс духовной семинарии Петр Недремский, достигнутые им успехи по обучению детей Закону Божию и славянскому языку заслуживали полного одобрения, слабы были успехи по счислению и русскому языку; в целом было заметно, что на некоторые предметы начального обучения обращено было мало внимания, в противоположность другим предметам, на которые уделялось значительно больше времени и внимания, так, дети очень хорошо делали грамматический разбор предложений, но с правилами правописания ознакомлены были не вполне достаточно, что отразилось и на экзаменационных письменных работах. Полной похвалы заслуживал учитель Недремский за его успешные занятия в школе с хором любителей церковным пением; организованный им хор певчих (из любителей и учащихся) принимал участие в праздничных церковных службах как в пении, так и в чтении молитвословий.
Верхнесельская школа наблюдателем поверялась дважды, в первое посещение 18 января 1896 года, была выявлена неуспеваемость обучения детей особенно по Закону Божию, вторичное общее испытание было проведено13-го марта, при чем оказалось, что учащиеся этой школы не отстали по своим занятиям от учащихся других школ, хотя поспешность обучения заметно отразилась на основательности их знаний; очень приятно поразило при этом же посещении школы общее (хоровое) чтение учащимися молитвы Ефрема Сирина: «Господи и Владыко». За отсутствием местного священника (школа находилась в районе прихода Кресто-Ольгинской церкви) занят по Закону Божию вела учительница Евдокия Вишнякова; дети по этому предмету при вторичном испытании отвечали весьма удовлетворительно, а представленные к экзамену очень хорошо.
Криушская школа обязана достигнутыми учащимися успехами примерному трудолюбию учителя школы Владыкина, занятия которого в школе продолжались часто до 5 — 6 часов вечера. При этом сказывался пропуск в занятиях учащимися в прошлом 1894 – 1895 учебном году, вследствие смерти учителя школы Семеновского, которая заметно отразилась на общих успехах учащихся в 1895 – 1896 учебном году, но и эта школа справедливо причислялась к числу очень хороших. Стараниями законоучителя школы, священника Павла Барсова, и учителя Валериана Владыкина эта школа была выведена ее из ряда посредственных.
Полной похвалы заслуживала школьная дисциплина: дети были приучены прямо сидеть; в учебные часы не было слышно между ними шепота, ни подсказок (чем очень страдала Низовская школа); в свободное от занятий время дети были веселы, и оживлены; в этом отношении Криушская школа справедливо могла служить образцом для прочих школ округа.
По второклассным церковно-приходским школам Гдовского уезда.
В пределах Санкт-Петербургской епархии под конец 1896 года было открыто 4 второклассные церковно-приходские школы для подготовки учащих, одна из них 1 октября 1896 года в селе Скамья Гдовского уезда.
Село Скамья располагалось на высоком (Петербургском) берегу реки Наровы, при выходе из Псковского озера. Здесь с 1884 года уже существовала церковно-приходская школа, устроенная при содействии приходского попечительства и Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой богородицы. Школа была любимым детищем Скамейского попечительства. Школа была размещена в доме попечительства, пока один из попечителей не выстроил отдельное здание. Школьная обстановка, школьные принадлежности, все это было предоставлено попечительством.
Особенную заботливость о школе проявил местный прихожанин Петр кондратьевич Громов. По порыву доброго сердца этого члена Скамейского попечительства в течение лета 1896 года было сооружено на отдельном участке земли здание для двухклассной церковно-приходской школы с учительским и ремесленными курсами.
Новое школьное здание было освящено 1 октября 1896 года председателем Санкт-Петербургского православного епархиального братства преосвященным Назарием, епископом Гдовским. Председателем братства были даны разъяснения народу о значении церковной школы в жизни общества, и в особенности о целях создания второклассной школы, даны указания по устройству при школе общежития. Когда преосвященный узнал, что многие в селе занимаются сапожным мастерством, он указал на необходимость устройства при школе учебной сапожной мастерской, дабы дети не только не отставали от ремесла, которым живут их отцы, но научились бы ему лучше, чем дома.
Учебные и ремесленные занятия начались в школе 14 октября. Заведующий школой священник, старший учитель, кандидат богословия В. Тимофеев и его жена, третья учительница и прослуживший уже 10 лет при этой школе, знающий ремесла учитель А. Тевилин, составляли дружную семью, надежную и преданную делу школы. Школа имела свою небольшую библиотеку, волшебный фонарь и запас картин для народных бесед и чтений.
Торжественное празднование в Гдовском уезде святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла.
28 декабря 1901 года на съезде законоучителей церковно-приходских школ, 1 -го благочиннического округа, Гдовского уезда, в присутствии епархиального наблюдателя священника о. Алексия Азиатского, местного о. благочинного священника Гдовского Димитриевского собора Димитрия Федорова и уездного Гдовского наблюдателя о. Симеона Молчанова, было предложено 11 мая 1902 года, организовать паломничество учеников церковно-приходских школ в день торжественного празднования святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, установленный Определением Святейшего Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 года № 1148 «Об установлении торжественного празднования 11 мая, в духовно-учебных заведениях и церковных школах».
Люди в Церкви. ХХ век. Протоиерей Алексий Михайлович Азиатский.
На съезде было высказано пожелание паломничества 11 мая 1902 года учеников ближайших к городу Гдову школ в Гдовский Димитриевский собор к литургии.

Протоиерей Дмитрий Андреевич Федоров 17 (29) октября 1856 – 26 июня 1921
Настоятель Гдовского Димитриевского собора 29 мая 1885 – 9 марта 1904
Председатель Гдовского отделения Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
11 мая 1902 года было совершено паломничество учеников школ Каменского прихода во главе с законоучителем, священником Каменской церкви о. Иоанном Николаевским и помощником учителя Быковской церковно-приходской школы Георгием Прибужским.
В 6 часов утра, по звону колокола в Каменской церкви, собрались около 30-ти учеников ближайших к церкви деревень. Затем из церкви со священником о. Иоанном вышли с пением тропаря первосвятителям святым Кириллу и Мефодию. Из деревень следования количество учащихся все увеличивалось и на шоссейную Гдовскую дорогу уже собралось до 100 учеников.
В 10 часов утра к городу Гдову подходило уже около 130-ти человек. В соборе к этому времени происходило благовест к Божественной литургии, к началу которой, таким образом, юные паломники и прибыли в собор.
Торжественная литургия была совершена настоятелем собора, председателем Гдовского уездного отделения епархиального училищного совета о. Димитрием Андреевичем Федоровым, со служением с о. уездным наблюдателем Симеоном Васильевичем Молчановым и прибывшим священником Каменской церкви о. Иоанном Николаевским, после которой был молебен с акафистом святым Кириллу и Мефодию, а затем панихида по Гоголю и Жуковскому.
После литургии всем прибывшим ученикам о. председателем отделения были розданы книжки с кратким описанием жизни и деятельности просветителей славян, а затем в чайной общества трезвости о. председателем была предложена скромная, но сытная закуска и чай с булкой, во время которой был заведен граммофон с игрой некоторых пьес, при чем все дети, до этого ничего подобного не слышали и не видели. И не смотря на утомительный путь в 15 верст, были весьма довольны и пребывали в особенно веселом настроении.
После такого радушного приема прибывших учеников о. председателем, ученики и ученицы, совместно с о. наблюдателем гуляли по набережной реки Гдовки, а затем собрались в Афанасьевской церковно-приходской школе.
В 4 часа вечера во главе с о. Иоанном и помощником учителя Прибужским, юные паломники отправились в обратный путь, и вернулись в 7 часов вечера.

Гдов. Крепость. Духовенство Гдова и Гдовского уезда после крестного хода из уездных храмов в собор в праздник свв. Кирилла и Мефодия. Фото начала XX в.
Через десять лет, в 1911 году, на День святых первоучителей собралось в этот день из окрестных мест до 900 школьников, не считая многочисленного числа богомольцев. После литургии и молебна детей угостили и на память оделили крестиками и образками.
По обыкновению, большое школьное торжество состоялось в городе Гдов и в 1914 году. Школьников собралось до 1.000 человек, и с ними пришло в город до 5.000 богомольцев, иные пришли за 40 – 50 верст.
24 мая – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
После перемещения протоиерея о. Димитрия Федорова настоятелем Казанской церкви в село Тосно Царскосельского уезда, Гдовское уездное отделение Санкт-Петербургского православного епархиального братства с 26 апреля 1904 года возглавил протоиерей Алексий Иоаннович Грацианов, вновь назначенный настоятелем гдовского собора. Выпускник Новгородской духовной семинарии.

Протоиерей Алексей Иванович Грацианов 4 февраля 1846 – 9 февраля 1938
Настоятель Гдовского Димитриевского собора 9 марта 1904 – 1936
Председатель Гдовского отделения Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы с 1904 года
Отец Алексий с 1874 года по 9 марта 1904 года служил в Георгиевской церкви Моцкого погоста Гдовского уезда. Там же, 6 мая 1900 года он уже занимал и пост благочинного, и был возведен в сан протоиерея.
В Гдове ему пришлось совмещать обязанности председателя Гдовского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, благочинного, председателя уездного отделения епархиального училищного совета, законоучителя городского мужского училища.
Протоиерей Алексий Грацианов оставался настоятелем до закрытия Гдовского собора. Богослужения соборе продолжались до середины 1930-х годов. По свидетельству потомственной гдовички Анфисы Николаевны Завьяловой, 1930 года рождения, которую крестил о. Алексий Грацианов, власти “12 раз закрывали собор”, но жители города каждый раз отстаивали свое право молиться в нем. Протоиерей А. Грацианов был известен далеко за пределами Гдова и пользовался исключительной любовью и уважением верующих. Прослужив в Димитриевском соборе 30 лет, он отметил редчайший юбилей – 60-летие священства. В конце концов, заслуженный 90-летний пастырь был выслан с дочерью из Гдова… О том, что случилось дальше, нетрудно догадаться. “Большевики старались всюду осквернить памятники старины, В Гдовском Кремле они устроили местную Лубянку и оттуда наводили ужас на жителей. Храм св. Димитрия был закрыт.
Церковные школы гдовского уезда в начале 10-х годов ХХ века.
По состоянию на 1912 – 1913 учебный год в Гдовском уезде числилось 7 двуклассных школ и 133 одноклассных школ, общей численностью в 140 школ.
Количество школьных комплектов, применительно к числу преподавательских комплектов в Гдовском уезде в 1913 году состояло 170 при 140 школах.
По Гдовскому уезду, не считая 2-х образцовых школ с 2-мя при них комплектами при второклассных школах, все остальные школы оставались вне сети, однако против предыдущего года с той разницей, что в течении отчетного 1913 года школьная сеть по уезду была, утверждена, и к концу 1913 года было известно о состоявшемся отпуске кредита на дополнительное жалованье учащим с начала следующего учебного года.
В церковных школах Гдовского уезда за этот период обучалось 6.458 человек, из них 3.858 мальчиков и 2.600 девочек.
По разрядам школ дети в Гдовском уезде распределялись следующим образом:
— в двуклассных школах обучалось 772 человека из них 439 мальчиков и 333 девочки;
— в одноклассных школах обучалось 5.686 человек из них 3.419 мальчиков и 2.267 девочки;
Средняя цифра распределения детей Гдовского уезда по начальным школам была следующая:
— в двуклассных школах 110 человек;
— в одноклассных школах 43 человека;
— в том числе в городских школах 128 человек и в сельских школах 44 человека.
Обучение в церковных школах Гдовского уезда строилось в соответствии с правилами для начальных народных училищ подлежащих ведению Гдовского уездного училищного совета.
Мера требований испытания по каждому предмету определялась объемом программы, установленной для училищ. Мера эта никоим образом не могла быть ниже программы по Закону Божию, утвержденной для начальных училищ Святейшим Синодом и требований по русскому языку, письму и арифметике, указанных Правилами для выдачи льготных свидетельстве 4-го разряда по воинской повинности и предъявляемых на экзамене лицам, получившим образование вне начальных народных училищ, учреждаемых по Положению 1874 года. Выдержавшим испытание, признается тот, кто вполне удовлетворял этим требованиям.
Кроме того, Правилами для начальных народных училищ отмечалось, что раскольники и иноверцы могли не подвергаться испытанно по Закону Божию. Учащиеся иноверческих исповеданий освобождались также от испытания по церковно-славянскому чтению.
Автор Звонарев Игорь Георгиевич 18 мая 2025 года.
Ниже приводится список церковных школ по Шлиссельбургскому уезду Санкт-Петербургской Епархии, состоящих к 1 января 1903 года в ведении Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета.