Открытие Гдовского уездного отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
В этот день, 1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1894 года состоялось открытие Гдовского отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства.
Гдовское уездное Отделение, как и другие отделения Братства представляло собой промежуточную административную инстанцию между Епархиальным Училищным Советом и церковно-приходскими школами. Члены Отделений посещали школы, участвовали в производстве экзаменов; священники-наблюдатели, кроме посещения школ и председательства в экзаменационных комиссиях, составляли отчеты о школах и о состоянии духовного просвещения.
Гдовское отделение территориально располагалось в границах Гдовского уезда Санкт-Петербургской епархии. Географически, Гдовский уезд был отделен с западной стороны от губерний Лифляндской и Эстляндской (современные государства Латвия и Эстония) Чудским озером и вытекающей из него реки Наровы (Нарвы), на севере граничит с Ямбургским уездом Санкт-Петербургской губернии (Кингисеппский район Ленинградской области), на востоке граничит с Лугским уездом Санкт-Петербургской губернии (Лужский район Ленинградской области), и на юге с Псковскою губернией (Псковская область).
Согласно церковно-историческим сведениям о Гдовском уезде, составленными Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом в 1865 году, в уезде было 45 приходов и 48 церквей, из них 3 приписные: 2 – к гдовскому Димитриевскому собору (Никольская и Успенская) и 1 (Мариинская кладбищенская) – к гдовской Пятницкой церкви; часовен – 340; священников – 54, диаконов – 23, причетников – 88, просфирен – 33, заштатных и сирот духовенства – 184. Прихожан в Гдовском уезде было около ста тысяч; из них муж. пола 48 т., жен. пола около 52 т., военных и статских было около 3,500 ч., купцов и мещан около 2,000 ч., остальные – крестьяне. Мыз, усадьбищ, сел и деревень – около 1,200, дворов – около 13,500, раскольников – 102 (16 в Полновском и 86 в Бельском приходе); число лиц римско-католического и лютеранского вероисповеданий в уезде не простиралось свыше 100.
В церковно-административном делении Санкт-Петербургская епархия до 1892 года существовала в границах Санкт-Петербургской, Новгородской и Эстляндской губерний и автономного Великого княжества Финляндского. При этом, Петербургский владыка именовался как митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский.
Митрополия на 1992 год включала в себя Ладожское, Выборгское и Нарвское викариатства.
После кончины Санкт-Петербургского, Новгородского и Финляндского митрополита Исидора (Никольского; † 7 сент. 1892) Санкт-Петербургская епархия была введена в границы одноименной губернии.
При новом митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии в 1892 году, было образовано Гдовское викариатство, просуществовало более сорока лет (1892-1935).
Гдовское викариатство сменило существовавшее с 1865 года Ладожское викариатство, упраздненное в связи с усвоением Петербургским правящим архиереем титула «Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».
Санкт-Петербургская (впоследствии Ленинградская) епархия, титулярно, именовалась по городу Гдову Санкт-Петербургской губернии (ныне Псковская область). Гдовские епископы являлись 2-ми или 3-ми викариями правящего архиерея.
Высочайшим повелением 18 октября 1892 года новый митрополит был назначен на столичную кафедру с титулом Санкт-Петербургского и Ладожского. В связи с этим викарный Ладожский епископ Николай (Налимов) 24 октября был переименован в епископа Гдовского.
Начиная с епископа Гдовского, второго викария Санкт-Петербургской епархии Назария (Кириллов), все епископы Гдовские являлись председателями совета Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, обладавшего правами епархиального училищного совета.
В ведении Гдовских епископов находилось церковно-школьное дело Санкт-Петербургской епархии.
Местопребывание Гдовских архиереев было определено в Александро-Невской лавре в честь Святой Троицы в Санкт-Петербурге.
Кафедральный храм был в Димитриевский собор в городе Гдове.
Димитриевский Собор был построен в 1540 году, каменный, с такою же отдельной колокольней. В соборе было три Престола: главный во имя Святого Великомученика Димитрия Мироточивого и приделы во имя Спаса Нерукотворенного образа и Святителя Митрофана. Возле соборной колокольни имелась каменная церковь во имя Успения Божией Матери, возобновленная в 1861 году.
В феврале 1944 года войска вермахта, отступая, взорвали все храмы во Гдове, а также синагогу. Уцелели лишь крепостные стены. С этого времени в течение многих лет в городе не было ни одного действующего храма.
В 1989-1993 годах на фундаменте собора Димитрия Солунского, возведен собор в честь иконы Державной Божией Матери, который в настоящее время является соборным храмом Псковской епархии Русской православной церкви.
Уездное Отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы было открыто с разрешения высокопреосвященного Палладия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, в городе Гдов при Афанасьевской церкви.
Накануне праздника, по приглашению председателя Гдовского Отделения Братства священника Николая Рукина, возглавлявшего братство с 15 апреля 1894 года, все члены братства, записавшиеся до дня открытия, прибыли в Афанасьевскую церковь ко всенощному бдению, пред началом коего священник Рукин совершил освящение братской иконы во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Афанасьевская церковь представляла собой каменный трёх престольный храм построенный в 1851-1855 в русском стиле по проекту архитектора Лоскова на средства местного купечества вместо деревянной, возведённой в сер. XVII в. Главный престол освящён 12 сентября 1855. Расширена в 1902 году. Боковые приделы Преображенский и Иоанно-Предтеченский. Завершённый пятиглавием основной объём фланкировали апсида, боковые пристройки и трапезная с двухъярусной шатровой колокольней. Не закрывалась. Взорвана в январе 1944 года при отступлении фашистских войск. В настоящее время на месте церкви жилой дом.
Храм уже был полон молящимися. После освящения иконы началось всенощное бдение, при пении двух хоров певчих, из учеников и учениц церковно-приходских школ, на правом клиросе Афанасьевского и левом – соборного. В самый день праздника, в 6 часов утра, была совершена утреня, а в 10 часов началась литургия. После чтения святого Евангелия, священником Рукиным было произнесено поучение «О необходимости христианского воспитания детей» Пред выходом на молебен священником Рукин к членам-братчикам обратился с речью, в коей прежде всего поблагодарил их за горячее сочувствие и живую отзывчивость к доброму и святому делу и в будущем призывал их к дружному и усердному содействию святым целям братства.
Молебен был совершен на средине храма пред братскою иконою, с чтением акафиста Божией Матери.
В шесть часов вечера все члены братства собрались в квартиру церковного старосты Афанасьевской церкви Пахомова. Заседание было открыто пением: «Христос Воскресе», канона пасхального и стихиры «Днесь благодать Святого Духа нас собра».
Ко дню открытия братства состояло братство насчитывало 38 членов, в день открытия записалось еще 28 человек. Поступило членских взносов 457 рублей.
Заседание окончилось пением: «Светися, Светися…» «Тебе Бога хвалим…»… и гимна «Боже, Царя храни»…. В собрании пел Афанасьевский хор.
Отчет о деятельности Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы с 1-го августа 1894 по 1-е августа 1895 года, т.е. в первый год существования Гдовского уездного Отделения Братства показал зависимость наличия школ и числа учащихся от обеспеченности людей в том или ином уезде Санкт-Петербургской губернии.
Так из подробного рассмотрения данных отчета Епархиального Братства по школам грамоты видно, что наибольшее число и при том наиболее многолюдных школь грамоты приходится на Гдовский уезд.
Однако при исследовании причин подобного явления оказывается, что оно зависит, главным образом от сравнительной бедности уезда и от общего недостатка школь в сравнении с количеством детей школьного возраста.
Не имея возможности учредить у себя школу церковно-приходскую, не имея у себя достаточного числа готовых школ земских, крестьяне ограничиваются учреждением школ грамоты. С этой точки зрения становится понятным как многолюдство учащихся в школах Гдовского уезда, так и чрезвычайно сочувственное отношение к ним со стороны местного населения. И наоборот, в других уездах – Петербургском, Царскосельском и Петергофском школы грамоты не пользуются спросом и не находят себе применения. Население этих уездов, имея в своем распоряжении множество школ разных ведомств, а также находясь поблизости к столичной жизни и к столичным потребностям не удовлетворяются не только школами грамоты, но и даже одно классной церковно-приходской, а выбирает для своих детей школы двухклассные, по образцу городских начальных училищ.
Поэтому, на перспективу можно предсказать, что в названных уездах школа грамоты не найдет себя и в будущем широкого распространения.
Между тем, в настоящий момент в Гдовском, так и в Лужском уездах число школ грамоты не только достаточно велико, до и обещает в будущем увеличиваться.
Через год после открытия Гдовского уездного Отделения Братства, в Гдовском уезде в 1895-96 учебном году числилось 65 церковно-приходских и 54 школы грамоты при 6 наблюдателях.
О состоянии дел в области школьного дела, в первый год существования Гдовского уездного Отделения можно судить по отчету Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы с 1-го августа 1895 по 1-е августа 1896 года. Так, например, согласно отчёту наблюдателя отца В. Николаевского указывалось:
к 8 школам, находившимся в его ведении в отчетном году (1895), прибавилась еще Выковщинская;
Доможирская церковно-приходская школа помещается в доме просфорни Марии Рябининой, которая состоит и учительницей этой школы. этой школы. За помещение, отопление и прислугу общество платит Рябининой 30 рублей в год. Нельзя хвалить школьное помещение, т.к. комната, где помещалось 9 девочек и 33 мальчика, меньше трех сажен в квадрате, и высоты классная комната имеет 3 аршина. Учительница Рябинина занимается делом обучения детей более 30 лет. Долголетняя ее практика, а равно и труд учительницы достойны похвалы. Ученики подготовлены хорошо по всем предметами; ‘особенно хорошо читают на славянском языке, прочитанное переводят точно на русский язык и правильно передают смысл его. Жаль только, что церковными пением учительница не может заниматься;
Павловская церковно-приходская школа помещается в церковной сторожке, устроенной специально для школы. Классная комната просторная и светлая, а рядом с классом находится и комната для учителя. Школою заведует священник Онисим Бельский, который по старческой немощи от преподавания Закона Божия отказался, а законоучителем был назначен псаломщик Михаил Тихомиров. Тихомиров как законоучитель, принес для школы мало пользы. Ученики плохо знали молитвы и заповеди, совсем не отвечали события из Священной Истории, даже в то время, когда школа была посещена наблюдателем во второй раз. Учитель Константин Бабков прилагал старание к школьному делу, но многолюдство школы (90 человек учащихся) препятствовало успеху занятий. Одному учителю с таким множеством учеников невозможно успешно вести дело при всем его старании. Желательно было бы видеть помощника учителя в этой школе, в противном случае хороших успехов ожидать трудно;
Гдовско-Афанасьевская школа размещена в отдельном здании, на средства Святейшего Синода. При школе имеется отдельная комната для ночлежного приюта. Классные комнаты, ночлежный приют и комнаты для учащих во всех отношениях очень хорошие. Школьное дело старанием заведующего, священника о. Симеона Молчанова, а также и учителя Петра Кошерова, поставлено очень хорошо. Учитель Петр Кошеров в деле обучения детей приобрел хорошую практику, дидактические приемы правильны, к намеченной цели идет постепенно и точно.
Так как с учебного года учащихся было 80 человек, количество, с которым одному учителю справляться трудно, то для лучшего успеха, со второй половины учебного года в школу была прислана учительница, которая занималась с младшим отделением. При школе имеется хор певчих, в котором принимают участие ученики и учащие. Управляет хором учитель Петр Кошеров. Как учащие, так и учащиеся заслуживают полной похвалы и одобрения.
В приходе Гдовско-Афанасьевской церкви имеется вторая церковно-приходская школа в 3аборове. Здесь училище выстроено новое на суммы Братства. Помещение, как для класса, так и для учителя просторное. Допущенный в эту школу учителем Успенский относился к делу старательно, но, к сожалению, прав на учительство он не поспешил приобрести, поэтому возможно ему придется уступить правоспособному кандидату.
На рубеже ХIХ-ХХ веков в гдовском соборе почти два десятилетия прослужил священник Димитрий Андреевич Федоров в феврале 1903 года награжденный саном протоиерея.
Отец Димитрий окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию в 1882 году по первому разряду. До назначения в Гдов 29 мая 1885 года три года священствовал в Кобыльем Городище.
В Гдовском Димитриевском соборе о. Димитрий прослужил почти два десятилетия.
В 1886 году о. Федорову довелось встречать в Димитриевском соборе великого князя Владимира Александровича, посетившего с супругой Гдов 28-29 июня. Высоким гостям особенно понравился иконостас собора «со старыми иконами греческой живописи и фигурной вызолоченной резьбой». В том же году при соборе открыло свои действия приходское попечительство.
Отцу Димитрию, как председателю Гдовского отделения епархиального училищного совета, принадлежит видная роль в развитии народного образования в крае. Благодаря его усилиям Гдовский уезд по числу церковно-приходских школ вышел на первое место в епархии. При Гдовском соборе такая школа была учреждена в 1886 году, а через 9 лет в приходе появилась вторая школа – в деревне Портиловы Луги.
В сане протоиерея о. Д. Федоров оставался в Гдове недолго – 9 марта 1904 он был перемещен, по прошению, настоятелем Казанской церкви в селе (ныне – город) Тосно Царскосельского уезда. А еще через три года он перешел на место старшего священника Иоанновского женского монастыря в С.-Петербурге, которое и занимал до кончины.
Гдовско-Димитриевская школа помещалась в доме диакона, который был в ней и законоучителем, и учителем.
Соборным диаконом с 1881 года около 20 лет состоял Алексий Павлович Бобровский – автор единственного печатного очерка о соборе древнего Гдова. Этот обстоятельный труд о. Алексия опубликован в 10-м томе «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии». В ноябре 1900 года диакон А. Бобровский был перемещен в Новоладожский уезд. Скончался он в сане священника 23 декабря 1905 года.
28 декабря 1901 года на съезде законоучителей церковно-приходских школ, 1 -го благочиннического округа, Гдовского уезда, в присутствии епархиального наблюдателя священника о. Алексия Азиатского, местного о. благочинного священника Гдовского Димитриевского собора Димитрия Федорова и уездного Гдовского наблюдателя о. Симеона Молчанова, было предложено организовать паломничество учеников церковно-приходских школ. 11 мая было высказано пожелание паломничества учеников ближайших к городу Гдову школ в Гдовский Димитриевский собор к литургии.
11 мая было предпринято паломничество учеников школ Каменского прихода во главе с законоучителем, священником Каменской церкви о. Иоанном Николаевским и помощником учителя Быковской церковно-приходской школы Георгием Прибужским.
В 6 часов утра, по звону колокола в Каменской церкви, собрались около 30-ти учеников ближайших к церкви деревень. Затем из церкви со священником о. Иоанном вышли с пением тропаря первосвятителям святым Кириллу и Мефодию. Из деревень следования количество учащихся все увеличивалось и на шоссейную Гдовскую дорогу уже собралось до 100 учеников.
В 10 часов утра к городу Гдову подходило уже около 130-ти человек. В соборе к этому времени происходило благовест к Божественной литургии, к началу которой, таким образом, юные паломники и прибыли в собор.
Торжественная литургия была совершена настоятелем собора, председателем Гдовского уездного отделения епархиального училищного совета о. Димитрием Андреевичем Федоровым, со служением с о. уездным наблюдателем Симеоном Васильевичем Молчановым и прибывшим священником Каменской церкви о. Иоанном Николаевским, после которой был молебен с акафистом святым Кириллу и Мефодию, а затем панихида по Гоголю и Жуковскому.
После литургии всем прибывшим ученикам отцом председателем Отделения были розданы книжки с кратким описанием жизни и деятельности просветителей славян, а затем в чайной общества трезвости о. председателем была предложена скромная, но сытная закуска и чай с булкой, во время которой был заведен граммофон с игрой некоторых пьес, чем все дети, до этого ничего подобного не слышали и не видели. И не смотря на утомительный путь – до 15 вер., были весьма довольны и были в особенно веселом настроении.
После такого радушного приема прибывших учеников о. председателем, в котором он сам присутствовал с отцом наблюдателем, ученики и ученицы, прибывшие, гуляли по набережной реки Гдовки, а затем собрались в Афанасьевской церковно-приходской школе.
В 4 часа вечера во главе с о. Иоанном и помощником учителя Прибужским, юные паломники отправились в обратный путь, и вернулись в 7 часов вечера.
При этом, нужно отметь, что через 10 лет паломничество в Гдов в день «первоучителей Словенских» объединяло уже почти тысячу школьников и множество взрослых богомольцев.
После перемещения протоиерея отца Д. Федорова настоятелем Казанской церкви в село Тосно Царскосельского уезда, Гдовское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства с 26 апреля 1904 года возглавил протоиерей Алексий Иоаннович Грацианов, вновь назначенный настоятелем гдовского собора. Выпускник Новгородской духовной семинарии.
Отец Алексий с 1874 года по 9 марта 1904 года служил в Георгиевской церкви Моцкого погоста Гдовского уезда. Там же, 6 мая 1900 года он уже занимал и пост благочинного, и был возведен в сан протоиерея.
В Гдове ему пришлось совмещать обязанности благочинного, председателя уездного отделения епархиального училищного совета, законоучителя городского мужского училища.
Протоиерей Алексий Грацианов оставался настоятелем до закрытия Гдовского собора. Богослужения соборе продолжались до середины 1930-х годов. По свидетельству потомственной гдовички Анфисы Николаевны Завьяловой, 1930 года рождения, которую крестил о. Алексий Грацианов, власти “12 раз закрывали собор”, но жители города каждый раз отстаивали свое право молиться в нем. Протоиерей А. Грацианов был известен далеко за пределами Гдова и пользовался исключительной любовью и уважением верующих. Прослужив в Димитриевском соборе 30 лет, он отметил редчайший юбилей – 60-летие священства. В конце концов, заслуженный 90-летний пастырь был выслан с дочерью из Гдова… О том, что случилось дальше, нетрудно догадаться. “Большевики старались всюду осквернить памятники старины, В Гдовском Кремле они устроили местную Лубянку и оттуда наводили ужас на жителей. Храм св. Димитрия был закрыт.