Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Из истории служения Шлиссельбургского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы

На основании утвержденных 28 мая 1888 года императором России Александром III, по докладу обер-прокурора Святейшего правительствующего синода «Правил об уездных отделениях епархиальных училищных советов», в 1888-1889 годах, в Санкт-Петербургской губернии были учреждены первые четыре уездных отделения Епархиального училищного совета: в Новоладожском, Лужском, Гдовском и Ямбургском уездах.

Новоладожское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

 

 

 

Ямбургское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

 

 

Помимо этого, создание уездных отделений, регламентировали и «Правила об отделениях Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы», в соответствии с которыми, Братство для более успешного достижения своих целей, могло учреждать отделения Братства в уездных городах, или в других центральных и более населенных пунктах, подчиняя в ведение отделения или целый уезд или часть его.

Закон - Правила об отделениях СПб Братства - обложка

ПРАВИЛА «Об отделениях Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы»

 

 

Шлиссельбургское уездное отделение Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы было образовано 27 сентября 1895 года (15 сентября по ст.ст.).

Протоиерей Виктор Иоаннович БлаговещенскийНастоятель Благовещенского собора в городе Шлиссельбург Председатель Шлиссельбургского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы

Протоиерей Виктор Иоаннович Благовещенский
Настоятель Благовещенского собора в городе Шлиссельбург
Председатель Шлиссельбургского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы

Одновременно с открытием отделения был образован Совет отделения, под председательством настоятеля местного собора священника Виктора Иоанновича Благовещенского.

В состав вновь открытого Шлиссельбургского отделения Братства вошли:

Председатель: настоятель Благовещенского собора священник Виктор Иоаннович Благовещенский.

товарищ председателя инженер В.Л. Мартынов;

члены: инженер Н.А. Витте, председатель земской управы М.А. Гирс, И.Т. Матросов, Г.А. Воробьев, М.А. Андреянов, протоиерей Н.И. Разумовский, священник А.А. Вашневский, А.И. Мясоедов, В.А. Молчанов, священник Г.А. Флеров и В.П. Мак-Коллан.

Делопроизводителем был избран А.В. Благовещенский и казначеем К.Н. Ерофеев.

В качестве постоянных членов в состав Совета отделения вступили наблюдатели школ протоиерей Л.П. Петров и священник Д.И. Старопольский, инспектор народных училищ 2-го района А.К. Янсон и земские начальники С.Д. Арцыбышев, А.И. Овчинников, П.А. Зуров и И.П. Теглев.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Начало 1900-х.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Начало 1900-х.

Шлиссельбургское уездное отделение, как и другие отделения Братства представляло собой промежуточную административную инстанцию между Епархиальным училищным советом и церковно-приходскими школами. Члены отделения посещали школы, участвовали в производстве экзаменов; священники-наблюдатели, кроме посещения школ и председательства в экзаменационных комиссиях, составляли отчеты о школах и о состоянии духовного просвещения.

Братство - орган управления - обложка

Об истории Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

 

 

На Шлиссельбургское уездное отделение возлагалось основная обязанность в управлении школами церковно-приходскими школами и школами грамоты на территории Шлиссельбургского уезда.

Помимо основной цели по распространении грамотности и религиозно-нравственному просвещению, а также содействию по обращению в Православную Церковь лиц, чуждых ей, Шлиссельбургское отделение имело еще особую цель: – изыскание материальных средств для развитая духовно-нравственного просвещения.

Председателем уездного отделения Епархиального училищного совета предписывалось к назначению епархиальным архиереем настоятеля местного собора или одного из местных протоиереев, или священников, по усмотрению преосвященного.

В состав уездного отделения должны были входить духовные и светские лица, назначаемые епархиальным преосвященным. Священники-наблюдатели должны были состоять членами уездных отделений по должности и посещать очередные заседания этих отделений. В правилах был определен круг деятельности уездного отделения, поиск учителей, изыскание местных средств, устройство книжного склада, библиотек, назначение секретаря и казначея, периодичность заседаний, утверждение постановлений отделений, порядок хранения и использования отчётности.

Шлиссельбургское уездное отделение территориально располагалось в границах территории Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Шлиссельбургский уезд был расположен в северной части губернии на южном побережье Ладожского озера и занимал пространство в 3482 квадратной версты, граничил на севере с уездами Петербургским и Царскосельским, на западе с Новоладожским уездом и с Новгородской губернией, на севере прилегает к Финляндии, а на востоке подходил к берегам Ладожского озера.

Шлиссельбургский уезд с разделением на волости на карте Петроградской губернии 1916 года

Шлиссельбургский уезд с разделением на волости на карте Петроградской губернии 1916 года

Все население уезда насчитывало до 36 тысяч человек, и оно, в большей своей части, располагалось по Неве и ее притокам, а далее большие пространства к Ладожскому озеру, было мало заселены.

В административном отношении православное население, всегда входившее в состав Санкт-Петербургского округа, состояла в ведении благочинного, проживающего в Санкт-Петербурге или Шлиссельбурге, или в одном из сел уезда. Пребывание благочинного в одном из этих городов, хотя и было удалено от приходов, но зато выигрывало в удобствах сообщения. Самая удаленная церковь Шлиссельбургского уезда в селе Матокса, очень редко подчинялась благочинному Шлиссельбургского уезда, а большею частью, входила в ведомство благочинного Петербургского уезда.

Народное просвищете процветало только по берегам Невы, где было больше населения и церквей. Дальше от Невы, особенно к Ладожскому озеру, имелись Финские школы и несколько школ воспитательного дома. Развитию школ в этой местности препятствовала отдаленность от школ и трудность сообщения с ними через болота и леса.

На рубеже ХХ века православное население Шлиссельбургского уезда насчитывалось до 20 тысяч человек, и было распределено по 13 приходам, из которых один был в городе Шлиссельбурге, с окрестными деревнями.

На начало ХХI века, северная часть территории бывшего уезда входит в состав Всеволожского района, а южная часть в состав Кировского и Тосненского районов Ленинградской области.

Священномученик Григорий (Александр Алексеевич Лебедев) 12 (24) ноября 1878 – 17 сентября 1937Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии 2 декабря 1923 – 17 сентября 1937

Священномученик Григорий (Александр Алексеевич Лебедев) 12 (24) ноября 1878 – 17 сентября 1937
Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии 2 декабря 1923 – 17 сентября 1937

Город Шлиссельбург являлся уездным центром Петербургской губернии. В городе было 5 церквей и резиденция викария Санкт-Петербургской епархии. Последним епископом Шлиссельбургским был новомученик епископ Григорий (Лебедев). К ХХ веку в городе сохранились только Благовещенский собор, храм Николая Чудотворца и часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Все три здания расположены компактно на одной территории и составляют храмовый комплекс Благовещенского собора.

Решением Священного синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 года в административных границах Бокситогорского, Волховского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского районов Ленинградской области была образована Тихвинская епархия, с выделением ее территории из состава Санкт-Петербургской епархии и включением в состав новообразованной Санкт-Петербургской митрополии. Епископом Тихвинским и Лодейнопольским определено быть Епископу Мстиславу (Дячине).

Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский (Дячина)

Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский (Дячина)

Первые церковные школы Шлиссельбургского уезда

Сразу после образования в 1884 году Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, началась формирование сети церковно-приходских школ Санкт-Петербургской епархии, таким образом еще до создания уездных отделений Братства. Уездные отделения формировались в период с 1888 по 1895 годы.

Первыми церковными школами грамотности в Шлиссельбургском уезде были образованы:

  • 1 сентября 1883 года, была открыта Ириновская школа, которая была размещена в отдельном здании на церковной земле. Попечителем школы был крестьянин Николай Герасимов, законоучителем и заведующим школой состоял священник Николай Каменев, преподавателем был псаломщик Дмитрий Бельский. В 1886 – 1887 учебном году в школе обучалось 17 мальчиков и 16 девочек;
  • 13 января 1885 года была открыта, Назийская школа, размещенная в отдельном здании дома, выстроенном на содержание попечителя купца Семенова Ивана Андреевича. Законоучителем и заведующим школой являлся священник Димитрий Старопольский, преподавателем состояла дочь диакона Татьяна Климентовская, имеющая звание учительницы народной школы. В 1886 – 1887 учебном году в школе обучалось 45 мальчиков и 22 девочки;
  • 10 октября 1886 года открылась Морьинская в Ириновском приходе, размещенная в наемном доме. Попечителем школы была купчиха Александра Алексеевна Маркова. Законоучителем и заведующим школой являлся священник Николай Каменев, преподавателем состоял Леонид Верекундов, сын священника, окончивший курс в земской учительской школе. В 1890 – 1891 учебном году в школе обучалось 10 мальчиков и 11 девочек.

Затем, с 10 сентября 1890 года была открыта в учительском доме Жихаревская школа в Лукинском приходе. Попечителем школы был купец Александр Дмитриевич Кононов. Законоучителем и заведующим школой являлся священник Виктор Благовещенский, преподавателем состоял студент Санкт-Петербургской семинарии Василий Вельяшев В 1890 – 1891 году в школе обучалось 22 мальчика и 6 девочек.

Кроме того, были утверждены к открытию школы Колтушкая и Нурминская.

Помимо церковно-приходских школ к 1891 году в Шлиссельбургском уезде состояло 7 школ грамоты: в местах Бугры, Щеглово, Туришкино, Войтолово, Ваганово, Шелдиха, Рождественно..

Настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Дмитрий Иоаннович Старопольский

Настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Дмитрий Иоаннович Старопольский

В 1891-1892 году была организована и открыта школа в деревне Нурма в 12 верстах приходской Покровской церкви, причем землевладелец Петрококи уступил для школы одно из зданий охотничьего дома.

При этом, начальная школа в деревне Нурма существовала еще с 1873 года. Школа содержалась на средства крестьянского общества и размещалась в наемной крестьянской избе. Через несколько лет школа закрылась из-за не хватало средств на ее содержание и учителей.

Датой открытия новой церковно-приходской школы можно считать 5 октября 1891 года, организованной во флигеле охотничьего дома «Диана» крестьянами при пособии Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

«Крестьяне от себя уступили 0,5 десятин земли под школу, ими же был застрахован от огня школьный дом, принято отопление, освещение, прислуга и денежный взнос в 25 копеек на оплату учителю в месяц» — так описал это событие священник Покровской церкви с. Шапки Константин Вознесенский в письме к помещику К.П. Балашову в 1892 году.

Позже Нурменская церковно-приходская школа была переведена в разряд школ грамоты, так как она находилась далеко от приходской церкви, и местный священник не мог преподавать Закон Божий и с 1898 года по 1909 года числилась как школа грамоты.

К концу учебного года был построен дом для помещения Колтушской школы, из мызенского здания, пожертвованного землевладельцем Ильиным. Помещение школы было очень удобное, просторное и светлое.

По оценке наблюдателя, лучшей школой по Шлиссельбургскому уезду во всех отношениях в 1892 году была Назийсккая школа.

Вот, что о ней писал преосвященный Николай, председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы:

«Первая виденная мною школа, едва ли не первая по успехам детей в церковном пени, а равно и по ревности к делу обучения заведующего школою священника Старопольского. Встреченный прекрасным, строго церковным и всецело сердечным пением Назийского хора, я просил священника отправить не обычное краткое молебствие, а полный молебен Пресвятой Богородице, и вполне умилился и пением хора, и служением священника. Несомненно, что школа послужила одним из наиболее действительных средств нравственного единения пастыря с пасомыми. В школ же слышал я и народное слово благодарности за разнообразную учительную деятельность священника».

Николай (Николай Александрович Налимов) 19 июня (1 июля) 1852 – 13 (26) июля 1914. Архиепископ Владимирский и Суздальский 23 июня 1906 – 13 июля1914. Епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии 5 августа 1890 – 24 октября 1892 Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 24 октября 1892 – 13 ноября 1893 Председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы с августа 1890 по февраль 1891 года

Николай (Николай Александрович Налимов) 19 июня (1 июля) 1852 – 13 (26) июля 1914.
Архиепископ Владимирский и Суздальский 23 июня 1906 – 13 июля1914.
Епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии 5 августа 1890 – 24 октября 1892
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 24 октября 1892 – 13 ноября 1893
Председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы
с августа 1890 по февраль 1891 года

О Жихаревской школе, наблюдатель священник Старопольский отзывался с особенною похвалою, а успех учебного дела в полном объеме приписывал энергии священника Константина Рождественского, который, не имея возможность ездить в школу, собирал детей к себе на квартиру и здесь готовил их к выпускному экзамену.

Епископ Ладожский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Николай (Налимов)

 

 

Из школ грамоты наблюдателем особенно отмечались школы Бугровская и Щегловская. В частности учитель Бугровской школы Балдин своею опытностью и усердием, добрым поведением и любовью к детям, достиг успехов, с одновременно образцовым порядке в школе.

К 1892 году в Шлиссельбургском уезде имелось 8 церковно-приходских школ. Из них школы Ириновская, Морьинская и Колтушская, с половины учебного 1892-1893 года, временно были подчинены наблюдению делопроизводителя Совета, так как он жил в Санкт-Петербурге и ему было удобнее посещать эти школы, нежели священнику Старопольскому, живущему вблизи границ Новоладожского уезда.

Из школ, состоящих в наблюдении делопроизводителя совета, лучшее помещение имела школа Колтушская, построенная в 1892 году, стараниями священника Пашского, частично на пособия из сумм Святейшего Синода, частично на средства Братства и на пожертвованы местных землевладельцев Ильиных. Помещение школы было просторное, светлое и вполне удобное.

Помещение Ириновской школы, было само по себе темное, тесное и с низким потолком, требовало ремонта, хотя построено было не более пяти лет тому назад. Школа Морьинская была отремонтирована усердием попечительницы Марковой. Школы Назийская, Турышкинская и Нурминская имели особые помещения. Жихаревская школа, хотя, была построена не более двух лет тому назад, уже потребовала больших расходов на ремонт, превысивших норму в 300 рублей, определенной Советом братства при выдаче пособий на постройку училищных домов.

По итогам 1892 – 1893 года, во всех 8-ми школах Шлиссельбургского уезда с успехом окончило курс 10 мальчиков и одна девочка.

 

Церковно-приходская школа в селе Колтуши

 

1-го октября 1892 года, в праздник Покрова Божией Матери, была открыта церковно-приходская школа в селе Колтуши, находящейся верстах в 15-17 от Петербурга. Село Колтуши являлось административным центром Колтушской волости 2-го стана Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии, со смешанным финско-русским населением.

Потребность в такой школе для этой местности крайне была ощутительна. Русское православное населения Колтушского прихода отовсюду было окружено лютеранами – уроженцами Финляндии и разбросано между ними в различных, друга от друга отдаленных местах небольшими группами и даже единицами. Лютеране-инородцы составляли большую половину населения на довольно обширном пространстве Колтушского прихода и образовывали из себя сплоченную общественную силу. Опасность такого соседства, в этом месте, заключалась в первую очередь для интересов русской народности и православия, усугублялась еще и тем обстоятельством, что для инородцев-лютеран под крылом их кирки, существовала благоустроенная школа, где господствовал язык, чуждый для русского, и воспитание детей происходило в направлении неродном для народно-русской душе. Между тем для детей русских православных жителей не было по близости никакой школы, которая воспитывала бы их, как верных чад святой православной Церкви и преданных сынов русского престола и отечества. Еще более странным являлось такое положение дела благодаря тому обстоятельству, что русское православное население прихода не освобождалось от вносов на эту чуждую ему школу, хотя и не пользовалось ею. Но Бог – не без милости, а свет – не без добрых людей. Молодой священник этого села о. Николай Пашский, около трех лет священствующий здесь, принял близко к сердцу духовные нужды своих прихожан и стал изыскивать способы и средства устроить церковно-приходскую школу.

В заботах об этом принял самое живое и горячее участие, как и предложивший первоначально идею устройства в этой местности церковно-приходской школы, член Училищного совета при Святейшем Синоде Василий Иванович Шемякин. Он не преминул изложить все вышеуказанные обстоятельства г. Обер-прокурору Святейшего Синода и ходатайствовал пред ним о пособии на устройство школы. Тогда дело получило движение.

Обер-прокурор Святейшего Синода отпусти из имевшихся в его распоряжении средств 600 рублей на постройку школьного здания, кроме того, Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы отпустило на тот же предмет 250 рублей.

После того, как были сделаны эти первые крупные шаги, сразу же этот почин поддержали добрые и просвещенные люди. Местный землевладелец А.И. Ильин (сын известного картографа, генерала Ильина) уступил, за умеренную цену одну из своих деревянных построек для приспособления ее для школы и пожертвовал для нее землю, а его супруга, Варвара Николаевна Ильина, пожелала быть попечительницей школы, с целью оказывать ей материальное пособие и нравственное содействие. Серьезное участие оказал и г. Никитин, земский начальник, расположивший местное православное население к работам по постройке здания и пожертвовавший для школы учебные книги и принадлежности. Нашлись и другие благотворители, не пожалевшие своих средств на школу, как например местный деятель г. Герасимов и сам отец Николай Пашский.

Так, Бог благословил доброе дело, и дружными усилиями разных лиц оно быстро было доведено до конца. 1-го октября 1892 года школьное здание было полностью готово. Оно выглядело очень красивым и вместительным. Невдалеке от храма Божия, оно фасадом своим было обращено к этому храму, находясь под сенью его. Довольно обширное крылечко вело в длинный и очень просторный коридор, разделявший все здание на две половины. Налево от входа была просторная и светлая классная комната, которая производила очень приятое впечатление: стены оклеены шпалерами и украшены картинами из Священной Истории, потолок блестел, полы выкрашены; в порядке стояли новые классные столы для учеников, классная доска, счеты, а в переднем углу святая икона. Свету в комнатах много и воздуху не мало.

Во второй половине здания устроен был ночлежный приют для школьников, безусловно необходимый здесь в виду крайней разбросанности (на 12 и более верст) православных прихожан села Колтуши. Приют был разделен на три комнаты; одна (побольше) для мальчиков, на 15 человеку другая (поменьше) для девочек. Между ними комната для надзирателя; тут же помещалась и кухня для приготовления пищи жильцами.

Освящение здания и открытие школы носило скромный характер, хотя и не лишено было некоторой торжественности. Открытие почтили своим присутствием и помолились вместе с прихожанами за преуспевание вновь устроенный школы ее благодетели и покровители: А. И. Ильин и его супруга-попечительница школы, местный деятель г. Герасимову г. земский начальник и др. лица. Из Петербурга прибыли член Ученого комитета министерства народного просвещения действительный статский советник А.А. Рождественский и член Училищного совета при Святейшем Синоде А.М. Ванчаков.

По окончании в храме божественной литургии, совершен был крестный ход со святыми иконами и хоругвями, направившийся в школьное здание. По прибытии туда перед началом молебствия, о. Николай обратился к прихожанам с назидательным словом, в котором сначала рассказал вкратце историю устройства школы и помянул всех благотворителей ее, указав, что каждый из них много вложил в школу от своего доброго сердца и от своей щедрости. Затем разъяснил смысл и значение церковно-приходской школы, показав, что школа издревле, от дней святого князя Владимира, существовала на Руси и только благодаря разным внешним обстоятельствам, для нее неблагоприятным, от нее независимым, долго терпела невзгоды, была незаметна и слабо развивалась, но теперь, по державной воле императора, вновь вызвана к жизни и Святейшим Синодом, благоустраивается и совершенствуется, при полном сочувствии правительства и всего народа православного. Такие заботы об этой школе и такое сочувствие к ней основаны на том, что церковная школа воспитывает детей в страхе Божием, учит их молитвам, Закону Божию, развивает в них особенно любовь к храму Божию, к богослужению церковному, к святой вере и благочестию, к русскому царю и престолу, и к дорогой отчизне. А это дело ее привлекает на себя благословение Божие, явно сказывающееся в сочувствие к ней всего народа русского. С этой же целью воспитания детей в истинах святой православной веры и благочестия, в началах преданности царю и отечеству и открыта теперь школа здесь, как и во многих других местах России.

«Православные, – так закончил свою речь священник – будем смиренно веровать, что Бог поможет нам в добром деле этом».

Речь эта была внимательно выслушана предстоявшими, и они усердно молились во время тотчас же начавшегося молебного пения с водосвятием, по окончании которого было возглашено многолетие императору России и всему Царствующему дому, Святейшему Синоду и всем ревнителям духовного просвещения народа, и благотворителям, святого храма и школы в селе Колтуши. После чего пребывшие из Санкт-Петербурга гости приветствовали священника и прихожан, поздравив их с открытием церковной школы, сердечно пожелав ей преуспевания и выразив надежду, что и почтенная попечительница школы, и прихожане не оставят юную школу без своей поддержки и помощи и что эта помощь, конечно, увеличится, когда школа будет приносить добрые плоды – достигать своей цели. При этом А. А. Рождественский пожертвовал несколько экземпляров своей книги для чтения в красивых переплетах. Новая школа была открыта, и видно было на лице прихожан удовольствие по поводу совершившегося. Все здание школы было окроплено святою водою, и святые иконы были отнесены в храм.

Школа была рассчитана на 40 – 45 человек. Между тем в приходе православных детей школьного возраста в 1892 году было более 60-ти. Собранные средства не позволяли открыть школу для всех нуждающихся в ней, для чего потребовалось бы гораздо большее здание, с большим помещением для ночлежного приюта, особый учитель и многое другое. Приходилось надеяться, что доброе сердце попечительницы школы В.Н. Ильиной и прихожан, а равно и всех местных радетелей религиозно-нравственного просвещения русского народа подскажет им приложить свои усилия и оказать помощь к тому, чтобы эта школа могла современен удовлетворять потребностям всего православного населения прихода и была прочно обеспечена в своем существовании.

 

Церковные школы Шлиссельбургского уезда к середине 90-х годов XIX века.

 

К восьми прежде существующим церковно-приходским школами Шлиссельбургского уезда в 1893-1894 учебном году, прибавилось три школы. Из них одна Щегловская была прежде школою грамоты, и в минувшем году получила прекрасное здание от землевладелицы Медем. Школы Нижне-Шальдихская и Вороновская устроены были стараниями приходских священников, Путиловская – Дмитрия Старопольского и Вороновская – Андрея Комарова. Таким образом, теперь в Шлиссельбургском уезде стало 11 школ.

Лучшими помещениями располагали школы Жихаревская, Назийская, Колтушская и Щегловская. Помещения Жихаревской школы были восстановлены попечением местного священника Константина Рождественского и попечителя – купца Александра Кононова.

О благоустройстве здания Морьинской школы заботилась попечительница Маркова, принимающая глубоко к сердцу положение учительницы Мининой и детей, учащихся в школе. При этом, нужно отметить, что сама деревня Морья располагалась в 15 верстах от Ириновской Церкви, находящейся в селе Ириновка расположенном в углу, образованном руслом Невы и Ладожским озером, на расстоянии 20 верст от Невы и от озера, а от Петербурга в 36 верстах, кроме того, село было окружено лесами болотами и расположено на некоторой возвышенности, спускающейся несколькими ступенями к Петербургу. И только благодаря ее попечениям облегчалось положение учительницы Мининой, принужденной проводить осень, зиму и весну в деревушке, расположенной на низменном болотистом берегу Ладожского озера в 15-ти верстах от Ириновской церкви, четвертый год преподававшей в этой школе. Местные крестьяне, по своей крайней бедности, не могли ничем вознаградить учительницу, глубоко преданную делу просвещения, и ограничивались тем, что общественным соглашением давали об учительнице похвальные отзывы.

Помещение Нурминской школы было восстановлено в 1894 году стараниями священника Вознесенского и пособиями из средств Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя пресвятой Богородицы. (Деревня Нурма в Тосненском районе Ленинградской области, административный центр Нурминского сельского поселения. В конце ХIХ начале ХХ века находилась в составе Шипкинской волости 1-го стана Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии).

В наихудшем положении находилась школа Ириновская. Все старания священника Каменева исправить училищный дом, построенный 10 лет тому назад в 1883 году, оставались напрасными. Пособий на восстановление школы от попечителя никакого не поступало. Крестьяне могли только доставить несколько бревен из соседнего леса. Посторонних пожертвований найти было очень трудно в Ириновке, отделенной от столицы лесами и болотами. А училищный дом требовал полной переделки. Значительных средств на восстановление здания Братство выдать не могло, и школа начала приходить в постепенно-быстрое разрушение.

Наблюдение за школами, относительно учебного дела, вверено, было частью, делопроизводителю Совета епархиального братства, частью Путиловскому священнику Дмитрию Старопольскому.

Из школ округа, наблюдатель лучшей, как по учебному делу, так и по характеру церковности характеризовал Колтушскую школу, о процветании в которой учебного дела и церковного пения усердно заботились все члены причта и их семьи. Кроме священника и псаломщика в школе, в качестве учащих преподавали и их жены. Жена священника имела полное образование, а жена псаломщика еще и значительную педагогическую опытность, так как была, до замужества, учительницею в земской школе. Светлое вместительное здание, веселые лица учащихся, бойкие ответы, разнообразное, стройное церковное пение – все это производило чрезвычайное отрадное впечатление. Было видно, что школа любимое детище всего церковная причта.

После Колтушской школы, в учебном отношении лучшими стояли Морьинская и особенно Щегловская. В обоих школах учебная часть была организованна хорошо, а в Морьинской школе велось даже церковное пение, хотя простое, с голоса учительницы, но правильное, твердое и одушевленное. В Щегловской школе только усилиями одного священника Пашского достигнут был незначительный успех. Учительница же, энергичная и опытная преподавательница, не учившая никогда церковному пению, не бралась учить этому предмету, возможно из боязни не помочь, а повредить делу. Менее благоприятное впечатление производила школа Ириновская. Видимо, что священник и диакон, учащие в ней более десяти лет, в тесной, душной, а в зимнее время – холодной, разрушающейся избе, среди бедных, едва ли не в рубищах одетых детей, тяготились, или были утомлены делом учения. С наступлением 1894-1895 учебного года положение дела в школе изменилось: дело было вверено особой учительнице, и было приобретено новое помещение на средства Училищного совета при Святейшем Синоде.

Другой наблюдатель священник Старопольский выделял в лучшую сторону школы по материальной обстановке Турышкинскую, Назийскую и Жихаревскую.

Особенно благоустроена была Турышкинская школа, благодаря примерной заботливости священника Иакова Лебедева и попечителя школы, крестьянина деревни Турышкина, Ивана Николаева. Здание школы было построено на собственной земле попечителя, на берегу реки и заметно отличалось от других крестьянских домов. Внутренняя обстановка имела вполне церковный характер. Стены были украшены священными картинами: в переднем углу висело много икон и аналой для чтения утренних и вечерних молитв. Усердием попечителя было приобретено кадило, употребляемое при служении в школе, по временам, всенощных; вторая комната, также была теплая и служила для хранения верхней одежды учащихся; третья комната, равная половина классной комнаты, служила помещением для учителя. ((Турышкино – деревня во Мгинском городском поселении Кировского района Ленинградской области). В конце ХIХ начале ХХ века деревня административно относилась к Лезьенской волости 1-го стана Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии).

Самым неудобным считалось помещение Вороновской школы, Поречского прихода, школа была тесна для 57 учащихся. Так, в первые часы учебного дня лица учащихся были оживлены, и учащиеся способны были к ответам, но постепенно, к концу дня, вследствие духоты, они становились вялыми, и особенно затруднялись в ответах по арифметике. (Деревня Вороново принадлежало приходу церкви Рождества Богородицы в Поречье. Мгинский район Ленинградской области. В настоящее время деревни не существует).

О постройке отдельного дома для Вороновской школы, особенно заботился местный священник Андрей Комаров. Он сделал запрос в Совет Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы о выдаче денежного пособия на постройку, а у Шлиссельбургского земства ходатайствовал о выдаче леса даром, или за уменьшенную плату. Епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы не отказало в денежном пособии при условии, если Земство отпустит лес.

При этом, нужно отметить, что в 1895 году, был принят к сведению доклад Управы о выдаче Губернским Земством в ссуду крестьянам Вороновского общества на постройку дома для училища 500 рублей, а также был утвержден и расчет Управы по возврату крестьянами этой суммы с %». На погашение ссуд поступит 125 р. 50 к. В проект сметы доходов на 1897 года были включены деньги на погашение ссуд, выданных на постройку Вороновской школы – от крестьян деревень 1 и 2 Лодвы, Вороново и Михалево. Предназначалось к поступлению 127 рублей 50 копеек, на 1897 планировалось 122 рубля на погашение ссуд, выданных губернским земством из капитала на образование бывших помещичьих крестьян, на постройку школы.

В части учебного дела, все школы заслуживали полное одобрение наблюдателя священника Старопольсткого, в частности он сообщал:

В Турышкинской школе все ученики оказались, при посещении наблюдателя, подготовленными по всем предметам; по Священной истории рассказывали твердо, связно и сознательно; нумерацию писали быстро и правильно: задачи на четыре действия отвлеченных чисел дети старшего возраста решали верно и сознательно с толкованием; по церковно-славянской грамоте читали бойко, правильно, с соблюдением знаков препинания; славянскую нумерацию знали твердо. При этом необходимо отметить, что все испытания ученикам производилось наблюдателем без учителя Николая Лебедева, отлучившегося в это время в Ладогу по делу о приписке к призывному участку.

Назийская школа не утратила прежних своих давно известных Братству достоинств, благодаря усердию и опытности в учебном деле учители Виктора Фроловского (учившего несколько месяцев и уже оставившего школу), и священника Симеона Сажина. Последний, со времени своего переезда из Путилова в Назию, приложил к Назийской школе то усердие и ту опытность, которую обнаруживал, в течении 17 лет служения при других церквах.

Деятели Жихаревской школы, священник Константин Рождественский и учитель Николай Семиков также оказались достойными всякой похвалы, а учащиеся подготовленными по всем предметам обучения.

Одобряя трудящихся в Вороновской школе, священника Андрея Комарова и учителя Алексея Молчанова, наблюдатель писал: «Дети по славянской и русской грамоте читают быстро и выразительно, считают правильно, соображают быстро. Дети старшего возраста знали все общеупотребительные молитвы и Священную историю. Младшие читали по книге гражданской печати верно, но не бойко, счет до 10 знали основательно, писали плохо. Диктовка с детьми старшего возраста делается часто, с применением правил правописания. Из учащих усердием учителя Молчанова был образован, хор из 20 человек».

Вновь образованная школа Нижней Шальдихе, имела светлое и просторное помещение из четырех комнат в крестьянском доме с мезонином. До 20-го марта 1894 года в школе учил начальный учитель Семен Иванов с примерным усердием. Потом от усиленных занятий, он по болезни оставил школу за месяц до окончания учебного года. Вместо него занимался псаломщик Путиловской церкви Николай Флоровский.

В целях повышения уровня знаний, особенно, но Закону Божию, наблюдатель предложил избрать, на должность законоучителя, диакона Путиловской церкви, Феодора Шевцова, не имеющего, кроме службы в церкви, никаких занятий. Похвальные отзывы давал наблюдатель и о школах Лодвинской и Нурминской.

Относительно письменных работ школы Шлиссельбургского уезда не представляли ничего выдающегося. По крайней мере ни на одну школу нельзя было указать, которая представила бы образцы каллиграфии. Свидетельство об успешном окончании курса церковно-приходской школы в 1894 году получило только 17 мальчиков и 8 девочек. Это объяснялось, в частности малочисленностью учащихся, частично тем, что в некоторых школах, например в Назинской и Жихаревской, экзамены не проводились вследствие болезни наблюдателя.

В 1894 – 1895 году в Шлиссельбургском уезде обучалось 249 мальчиков и 145 девочек, из них было 10 иноверцев и раскольников. Окончило курс за этот период 28 мальчиков и 9 девочек.

 

Деятельность Шлиссельбургского отделения в первые годы после образования.

 

Как уже говорилось ранее, Шлиссельбургское уездное отделение Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы было организовано в 1895 году и открыто 27 сентября 1895 года (15 сентября по ст.ст.). На территории Шлиссельбургского уезда, созданием церковных школ и организацией всего школьного дела, до образования Шлиссельбургского отделения, непосредственно занимался Совет Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

На момент создания Шлиссельбургского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, в Шлиссельбургском уезде уже имелось 11 церковно-приходских школ в которых обучалось в 294 человека из них 182 мужчин, 99 женщин, 9 мальчиков и 4 девочки. Это были школы: Ириновская, Морьинская, Колтушская, Щегловская, Назийская, Жихаревская, Нижне-Шалдихская Путиловского прихода, Лодвинская Пореченского прихода, Вороновская Пореченского прихода, Турышкинская Лезъенского прихода, Васильевская Новоладожского уезда.

В первый год свое своего существования Шлиссельбургское отделение смогло организовать:

  • Открыть в городе Шлиссельбург церковно-приходскую школу, предназначенную, главным образом, для бедных детей, которые по скудости своих средств или по другим причинам не могли попасть в помещения школы города;
  • Устроить в городе Шлиссельбурге уездный книжный склад с отделениями его при церквах;
  • Изыскать средства для помощи тем школам, содержание которых было недостаточно.

Кроме того, в Шлиссельбургском уезде в первый же год, с открытием Шлиссельбургского отделения братства, увеличилось число школ путем учреждения одной школы непосредственно в городе Шлиссельбурге и трех в Шлиссельбургском уезде: Пухоловской школы (в настоящее время деревня Пухолово во Мгинском городском поселении Кировского района Ленинградской области), Софоловской школы (в настоящее время упразднённая деревня на территории Лесколовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области) и Валовщинской школы (в настоящее время деревня Валовщина в Путиловском сельском поселении Кировского района Ленинградской области).

Окруженная заботами и попечительством Шлиссельбургского отделения, Шлиссельбургская школа в первый год своего существования настолько расширилась, что пришлось для нее искать помещение вдвое большее и нанять вторую учительницу. Пухоловская и Воловщинская школы обзавелись в начале своего образования удобными помещениями.

Григорий Федорович ПреображенскийПредседатель Шлиссельбургского приходского попечительства

Григорий Федорович Преображенский
Председатель Шлиссельбургского приходского попечительства

Софоловская школа была открыта в виду крайней необходимости в подобном учреждении для местности, весьма удаленной от церкви и с населением инородческим н иноверным. Условия ее возникновения были не из самых благоприятных, но в виду особых целей, делом Братства и его Шлиссельбургского отделения было позаботиться о том, чтобы школа ни в чем не нуждалась. Начало этому и было положено при открытии Шлиссельбургского отделения, когда при самом учреждении школы Совет братства назначил сразу оклад по этой школе в 240 рублей для привлечения учителя с полным богословским образованием, а отделение изыскало местные средства для найма помещений под школу.

 

Софолово. Дом Онтропо Мельникова, ижорского руно певца. 1911 год

Софолово. Дом Онтропо Мельникова, ижорского руно певца. 1911 год

Кроме того, в деревне Сафолово находился Воспитательный дом, при котором также была школа.

Крестьянка Мавра Дорофеева, в память своего мужа, устроила дом для школы в деревне Валовщина, Шлиссельбургского уезда, стоимостью до 2.000 рублей.

Шлиссельбургская церковно-приходская школа, была открыта 8-го сентября 1895 году заботливостью настоятеля Шлиссельбургского собора священника В.И. Благовещенского. Школа размещалась в доме Шлиссельбургской мещанки Егоровой, с платою по 20 рублей в месяц. Помещение школы, было рассчитано на 65 учащихся по их численности на тот момент. 23 ученика старшего возраста поступили в школу из городского училища проучившись 2 — 3 года, а 42 ученика значилось неграмотных малолеток от 7-9 лет. Школою заведовал отец настоятель священник В. Благовещенский, который ревностно и с пользою заботится об ее благоустройстве, изыскивая денежные средства среди множества своих почитателей. Примерная заботливость отца настоятеля о просвещении грамотностью детей школьного возраста вызывала сочувствие и содействие школе со стороны Шлиссельбургского общества. Законоучителем школы состоял 2-й священник Шлиссельбургского собора отец Герасим Алексеевич Флеров, который, из-за болезни не мог достаточно исправно посещать школу и вести преподавание Закона Божия.

При инспектировании школы в ноябре 1895 года отмечалось, что тетради по чистописанию и диктовок имелись в достаточном числе; расписание уроков, хозяйственный инвентарь и классный журнал имелись, и велись в исправности. Записи уроков по всем предметам велись аккуратно и своевременно, за исключением записи уроков по Закону Божию. Учебно-воспитательное дело велось с успехом. Школа нуждалась в особом помещении, при чем она с пользою могла быть преобразована в двухклассную. Средства на содержание школы были весьма достаточными. По ходатайству о. заведующего, Шлиссельбургская городская управа постановила ежегодно отпускать по 360 рублей, Шлиссельбургская Мануфактура 250 рублей, помимо этого Городскою управою был передан участок земли под постройку предполагаемого здания для двуклассной школы.

В пределах Санкт-Петербургской епархии под конец 1896 года было открыто 4 второклассные церковно-приходские школы для подготовки учащих, из них одна в Шлиссельбургском уезде – 20 октября 1896 года и селе Вороново.

Вороновская второклассная школа имела ближайшей своей целью образование учителей с ремесленными навыками. При этом было замечено, что внимание к школе со стороны местного, преимущественно же крестьянского населения усиливалось, когда школа начинала давать ремесленные, сельскохозяйственные и в целом практические, житейские навыки. Открытие в Санкт-Петербургской епархии второклассных школ, связанных с распространением практических знаний, вызвало, как и следовало ожидать, чрезвычайное оживление в тех приходах, где эти школы были открыты.

19-го августа 1899 состоялось освящение нового здания второклассной церковно­приходской школы для девочек в селении Щеглево Шлиссельбургского уезда. (В настоящее время Деревня в Щегловском сельском поселении Всеволожского района Ленинградской области).

Барон Михаил Николаевич Медем (1831—1902) Российский государственный и общественный деятель, сенатор. Действительный тайный советник.

Барон Михаил Николаевич Медем (1831—1902)
Российский государственный и общественный деятель, сенатор.
Действительный тайный советник.

Здание школы было возведено на средства частью Училищного совета при Святейшем Синоде, частью Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы и частью попечительницы школы баронессы Б.К. Медем.

Освящены были три классные комнаты и церковь, а квартиры учителей и священника, интерната и класса руководителя планировалось подготовить вчерне к октябрю.

Вениамин (Василий Антонович Муратовский) 18 (30) апреля 1856 – 6 мая 1930Митрополит Московский и Коломенский 19 мая 1927 – 6 мая 1930 Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 3 декабря 1898 – 10 июля 1901 Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии 26 октября 1897 – 3 декабря 1898 Председатель Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы с 26 декабря 1897 по июль 1901 года

Вениамин (Василий Антонович Муратовский) 18 (30) апреля 1856 – 6 мая 1930
Митрополит Московский и Коломенский 19 мая 1927 – 6 мая 1930
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 3 декабря 1898 – 10 июля 1901
Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии 26 октября 1897 – 3 декабря 1898
Председатель Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы
с 26 декабря 1897 по июль 1901 года

Освящение и литургию совершил преосвященный Вениамин, епископ Ямбургский, председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, в сослужении многих священников. На освящении присутствовали: баронесса Е.К. Медем, сенатор барон Медем, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер, много почетных гостей н членов Санкт-Петербургского братства. Занятия в школе планировалось начать с 1-го сентября.

Епископ Гдовский второй викарий Санкт-Петербургской епархии Вениамин (Муратовский)

 

 

В Шлиссельбургском уезде заведующим Вороновскою второклассною школою священником Н. Молчановым в течении  летних каникул 1902 года с 26 мая по 26 августа для учителей школ грамоты Шлиссельбургского уезда из воспитанников Вороновской школы, проживающих в летнее время в его приходе, устраивались чтения и беседы в целях поднятия образования этих юных учителей. За это время было организовано и проведено 29 бесед, преимущественно в праздничные дни вечерами. На беседах присутствовало 17 слушателей. По содержанию своему чтения были весьма разнообразны, 15 бесед были посвящены педагогической психологии, несколько русской литературе и русской истории; были прочтены отдельные произведения Пушкина и Жуковского, а также доведена биография Петра I, в рамках предстоящего 200-летия взятия Шлиссельбурга. Организатор бесед, отец Молчанов отмечал, что слушатели относились к проводимым беседам с любовью.

Церковные школы Шлиссельбургского уезда в начале 10-х годов ХХ века.

 

К 1912-1913 учебном году в Шлиссельбургском отделении братства числилось 2 двухклассных школы, 20 одноклассных школ и 22 школы грамоты. Всего обучалось 1.085 детей, из них 661 мальчиков и 424 девочки. Непосредственно в городской школе города Шлиссельбург обучалось 271 детей из них 200 мальчиков и 71 девочка, при этом, Шлиссельбургская городская школа относилась к наиболее многолюдным школам в Санкт-Петербургской епархии.

Церковная школа ставила своей задачей не только обучать детей школьным предметам, но и воспитывать их в добром христианском направлении. Поэтому, в церковных школах полагалось обращать на воспитательную сторону школьного дела самое серьезное внимание, в этом направлении школьные работники проявляли возможное усердие, чтобы церковная школа оставила в детях отпечаток религиозности и воспитала в них церковность и христианское поведение. Конечно, общее правило не оставалось без исключений, но такие случаи составляли частичные, нежелательные явления.

Воспитание в детях религиозности и церковности поддерживалось установленными для этого способами: совершением классных молитв, чтением св. Евангелие, возжиганием лампад, исполнением долга говения, посещением храма, участием в богослужениях, паломничества и другими способами.

Во всех школах полагалось совершать утреннюю молитву, и которая действительно совершалась. Оставалось только было пожелать, чтобы все школы совершали утреннюю молитву в принятом порядке и объеме, и чтобы все школы, по доброму примеру многих школ включали в Великом посту в состав утренней молитвы, молитву св. Ефрема Сирина.

Кроме утренней молитвы, полагалось сопровождать чтением или пением принятых молитв («Царю Небесный» и «Достойно») каждый отдельный урок, а в конце третьего урока читать молитву Господню; в конце занятий полагалось совершать вечернюю молитву. К глубокому сожалению, некоторые школы не совершали ни вечерней молитвы, ни молитв между уроками, но это было делом простого недоразумения.

Чтение св. Евангелие, согласно общепринятого порядка, совершалось накануне праздничных дней, при чем каждый раз читалось и объяснялось праздничное Евангелие.

Долг исповеди и святого причащения полагалось исполнять два раза в год: в посты Великий и Рождественский. Может быть, не все школы говели два раза, но один раз обязательно. Занятия в недели школьных говений носили особый характер, настраивавший детей на религиозный лад. По некоторым школам дети говели с родителями, но принято было говеть целой школой. В приходах, где было много людей и соответственно по субботам много взрослых причастников, для детей церковных школ совершались отдельные, среди недели литургии.

В праздничные дни дети приучались посещать святой храм. Частота посещаемости храма зависела от многих причин: от близости храма, состояния дороги, обуви и прочее. Ученики посещали храм или в составе всей школы или в отдельности. В первом случае вся школа или часть школы совершала богомоление в сопровождении учащего; в отдельности ученики ходили в церковь с родителями. Оставалось только желать, чтобы для посещения храма не выдумывались учащими и учащимися искусственные препятствия, и чтобы за поведением учеников в храме велось строгое наблюдение.

Посещая храм, дети нередко принимали участие в прислуживании, в чтении и пении. Прислуживание в храме детей, при правильной постановке, значительно содействовало торжественности богослужения и сближало школу с храмом. Чтение чистыми, звонкими детскими голосами часов, шестопсалмия и молитв, после тщательной предварительной подготовке детей в чтении, немало умиляло души верующих. Пение в церкви имело разные направления: из детей образовывались хоры; школа пела избранные, а затем совместное исполнение песнопений; иногда-же школьники, в полном составе школы, исполняли целую службу: акафист, молебен и литургию.

Развитие в детях религиозности и церковности, не ограничиваясь применением изложенных способов, и проходило красной нитью по всему курсу преподавания. По каждому школьному предмету были свои требования и методы, но церковная сторона воспитания непременно имелась при этом в виду. Помимо участия преподавателя, самый подбор материала и распорядок его давали церковной школе определенное направление.

Крестные ходы

 

Известны в истории Шлиссельбургского отделения проводимые крестные ходы во главе с председателем Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии преосвященным Вениамином (Казанским), так 4 июля 1911 года, около 9 часов утра, из Петербурга в Шлиссельбург прибыл грациозный крестный ход. Многочисленные паломники с преосвященным Вениамином, епископом Гдовским во главе вышли около пяти часов пополудни из церкви села Смоленская, что за Невской заставой. По пути следования присоединились крестные ходы из церквей Михаило-Архангельской, Троицкой, села Александровская, Серафимовской, общества религиозного просвещения, Петропавловской и Усть-Ижоры.

Священномученик Вениамин (Василий Павлович Казанский) 17 (29) апреля 1873 – 13 августа 1922Митрополит Петроградский и Гдовский 25 мая 1917 – 13 августа 1917 Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 30 декабря 1909 – 25 мая 1917 Председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы 31 декабря 1909 – 25 мая 1917

Священномученик Вениамин (Василий Павлович Казанский) 17 (29) апреля 1873 – 13 августа 1922
Митрополит Петроградский и Гдовский 25 мая 1917 – 13 августа 1917
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 30 декабря 1909 – 25 мая 1917
Председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы
31 декабря 1909 – 25 мая 1917

Около перечисленных церквей и сел Ивановская и Аннинская, а также у часовни деревни Марьино служились молебствия, а у памятника императору Петру Великому, что у «Красной сосны», лития. По прибыли паломников из Петербурга в городской Благовещенский собор, из крепостной часовни был перенесен чудотворный образ Божией Матери Казанской, и на площади было совершено молебствие с акафистом Божией Матери и возглашением многолетия. Божественную литургию в соборе совершал преосвященный Вениамин в сослужении благочинного протоиерея О.В. Полигнотова и священников: настоятеля собора А. Засимовского, П. Рождественского, П. Положенского и др. Вместо запричастного стиха слово произнёс известный проповедник священник О.И. Колесников; по окончании литургии вторично было отслужено молебствие. На пароходах Шлиссельбургского Невского товарищества паломники отбыли в Петербург.

Епископ Гдовский Вениамин (Казанский) первый викарий Санкт-Петербургской епархии

 

Следующий грандиозный крестный ход состоялся 30 июня 1912 года, в четвертом часу дня, из села Смоленского, за Невской заставой, из церкви Смоленской Божьей Матери вышел крестный ход в город Шлиссельбург, во главе с Вениамином, епископом Гдовским. Стечение народа было громадное. В селе Рыбацком к крестному ходу присоединился причт церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь преосвященным Вениамином был отслужен молебен, после которого соединенный крестный ход двинулся дальше. По дороге между деревней Усть-Славянской и селом Ивановским преосвященным Вениамином было отслужено всенощное бдение. В последнем селении на берегу Невы крестный ход расположился на часовой отдых, а затем вновь двинулся в путь. В 12 верстах от города Шлиссельбурга, у урочища «Красные Сосны» (окраина сегодняшнего Кировска), перед памятником Императору Петру I-му была отслужена заупокойная лития.

1-го июля, в девятом часу утра, соединенный крестный ход у церкви Преображения, что на Преображенском Шлиссельбургском кладбище, встретил соборный причт и причт военного ведомства с чудотворной иконою Казанской Божьей Матери. После молебного богослужения на площади у часовни Казанской Божьей Матери крестный ход вступил в Благовещенский собор, где преосвященным Вениамином в сослужении местного и прибывшего духовенства была совершена литургия. Масса богомольцев, за ненахождения себе места в соборе, вынуждена была помещаться в церковной ограде. По окончании богослужения, в дом соборного старосты Николая Михайловича Ануфриева, для прибывшего духовенства была предложена трапеза. В третьем часу дня соединенный крестный ход вместе с паломниками отбыл из Шлиссельбурга на трех пароходах.

Николай Михайлович Ануфриев. Коллежский асессорСтароста Благовещенского собора города Шлиссельбург с января 1898 по 18 октября 1915

Николай Михайлович Ануфриев. Коллежский асессор
Староста Благовещенского собора города Шлиссельбург с января 1898 по 18 октября 1915

В селе Рыбацком на декорированной пристани соединенный крестный ход был встречен причтом Казанской церкви. По высадке на берег, при пении благодарственного молебствия, крестный ход разошелся по своим церквам.

 

Лазареты церковных школ

 

Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы принимало активное участие в организации и деятельности Лазарета церковных школ Петроградской епархии для раненых воинов во время Первой мировой войны, открытый Братством 6-го декабря. 1914 года.

Братство - Первая мировая. Лазареты Братств. Обложка

Первая мировая война. Лазареты Братства.

 

Денежные средства лазарета церковных школ поступали в комитет лазарета от школ и благотворителей или непосредственно или через посредничество уездных отделений Епархиального училищного совета. Со времени открытия лазарета и по конец февраля 1915 года в лазарет потупило денежных поступлений на 3738 рублей 61 копеек.

Шлиссельбургского уездное отделения на устройство и содержание Лазарета церковных школ Петроградской епархии принимало самое активное участие:

  • от Назийской школы поступило 17 рублей 30 копеек «на красное яичко солдату», деньги выручены были от школьного патриотического вечера.
  • 91 рублей 21 копеек, непосредственно поступило от школ Шлиссельбургского уезда: Валовщинской 10 рублей, вырученных от устройства патриотического вечера и Шальдихской школы 5 рублей 50 копеек. Совместно от детей Шальдихской, Валовщинской и Круторучейской школ 9 рублей 75 копеек.
  • помимо денег продолжали поступать в лазарет пожертвования вещами и работой, так за срок март — апрель месяцы 1915 года, были присланы через священника К. села Шлиссельбургского уезда Никольского рубашки и кальсоны на общую сумму 12 рублей 50 копеек;
  • всего за летнее время 1915 года через Шлиссельбургское отделение поступило 94 рубля 75 копеек.

Помимо этого, на территории Шлиссельбургского уезда, селе Никольское функционировал свой лазарет. При этом, сохранились сведения о посещение преосвященным епископом Вениамином, председателем Петроградского православного епархиального братства во имя Покрова Пресвятой Богородицы 11 августа 1916 года села Никольского и расположенного в нем лазарета в Шлиссельбургском уезде.

Владыка прибыл в село на автомобиле в сопровождении настоятеля местного храма, протоиерея от. Н.П. Тихомирова, около 3-х часов пополудни.

Храм святого Николая Чудотворца в селе Никольском Шлиссельбургского уезда

Храм святого Николая Чудотворца в селе Никольском Шлиссельбургского уезда

Погуляв по окрестностям, владыка выразил желание посетить и осмотреть местный лазарет, содержимый на средства крестьян села и других лиц; своим ласковым, участливым обращением владыка произвел неизгладимое впечатление на всех находившихся в лазарете воинов, подробно обо всем их расспрашивая и отечески утешая.

Любвеобильный архипастырь посетил также и квартиры всего причта, выразив свое удовольствие по поводу всего виденного им.

В восьмом часу вечера собравшееся к этому времени духовенство направилось на квартиру отца настоятеля, откуда владыка «со славою», с воженными светильниками, при торжественном звоне колоколов проследовал в храм.

По облачении на средине храма, пред местночтимою святынею — резною иконою святителя Николая чудотворца, владыкою быль отслужен торжественный молебен о даровании победы, с акафистом святителю.

Владыке сослужили: настоятель храма, благочинный церквей Шлиссельбургского округа, протоиерей отец Н.П. Тихомиров, протоиерей Знаменской Входоиерусалимской церкви (в Петрограде) о. А. Соколов и священники о. Ф.В. Певцов, о. Климов и о. Горданов, в сослужении диаконов от. С.В. Васильева, от. В. Фомина, от. В.И. Парвицкаго и о. Вишнякова, с исполнявшим протодиаконские обязанности, диаконом о. А.А. Копейкиным во главе.

В конце молебствия преосвященный сказал слово, отметив в нем милостивое и чрезвычайное покровительство святителя Николая, явленное им в истории села Никольского, призывая слушателей к горячей молитве святителю в трудное, переживаемое время, руководствуясь чудными примерами жизни самого святителя Николая. Молебствие закончилось возглашением обычных многолетий и вечной памяти всем, за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим.

Умиленные благолепным служением архипастыря и его вдохновенным словом, собравшиеся в громадном количестве богомольцы горячо благодарили владыку за его милостивое посещение. После чая у о. Н.П. Тихомирова владыка отбыл в Петроград.

(На начало 1990 года посёлок Никольское являлся административным центром Никольского поселкового совета, в который входили 5 населённых пунктов: деревни Захожье, Пустынька; посёлки Гладкое, Никольское; посёлок при станции Пустынка, общей численностью населения 17 400 человек. 6 августа 1990 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 212-1 рабочий посёлок Никольское был отнесён к категории городов районного подчинения. С 1 января 2006 года образовано муниципальное образование «Никольское городское поселение», город Никольское стал его административным центром. В настоящее время Никольское поселение входит в Тосненское благочинье Гатчинской епархии).

 

Первый председатель Шлиссельбургского отделения Братства, протоиерей Виктор Иоаннович Благовещенский

 

Долгое время настоятелем Благовещенского собора состоял Виктор Иванович Благовещенский, который оставил добрую память о своем служении.

Отец В.И. Благовещенский 24 января 1862 года, по окончании курса Новгородской духовной семинарии, поступил дьячком к Тихвинской церкви села Путилова, Шлиссельбургского уезда, в каковой должности и оставался целых восемь лет.

В 1870 году он определен был священником к Успенской церкви села Лукинского, того же уезда, где прослужил свыше 20 лет. С 1891 года состоял настоятелем Благовещенского собора г. Шлиссельбурга.

В 1902 году 24 января духовенство Шлиссельбургского уезда чествовало своего благочинного, протоиерея городского собора отца В.И. Благовещенского по случаю 40-летия вступления его в духовное звание.

Священник Михаил Паозерский, в одной из заметок газеты «Известий» по Санкт-Петербургской епархии, так описывал это событие:

«Торжество началось божественною литургию, которую совершил сам юбиляр в сослужении восьми священников и пяти диаконов с протодиаконом В.Н. Малининым во главе, при огромном стечении молящихся.

Во время запричастного и по заамвонной молитве священниками Н.О. Молчановым и М.О. Паозерским были сказаны приличествующие случаю поучения.

По окончании литургии, пред началом благодарственная Господу Богу молебствия, на котором провозглашено было многолетие юбиляру, – уездным наблюдателем церковно-приходских школ о. А.А. Вашневским поднесена была отцу протоиерею от лица подведомственного духовенства икона Тихвинской Божией Матери в ценном окладе и прочитан был прочувствованный адрес.

Второй священник городского собора отец А.Д. Зосимовский поднес художественной работы икону св. мученика Виктора от причта и старосты собора.

По окончании богослужения торжество перенесено было в квартиру юбиляра, где приносили ему поздравления городские обыватели, поднесшие ему массу дорогих подарков.

Торжество завершилось братскою трапезою в общественном собрании, на которой произнесено было много речей, обрисовавших юбиляра как честного и усердного труженика и в высшей степени справедливого и миролюбивого начальника и сослуживца.

Наилучшими по теплоте чувства были речи священника Н.О. Молчанова и городского врача В.А. Молчанова. В конце обеда прочитаны были письма и телеграммы от многочисленных почитателей отца юбиляра. Торжество отличалось редким единодушием и оставило во всех присутствовавших самое прекрасное впечатлите.

Через 8 лет после упомянутого тожества отца В.И. Благовещенского не стало. В годовщину его кончины в «Известиях по Санкт-Петербургской епархии» была опубликована памятная записка:

«29-го декабря прошлого года (1910) исполнилась первая годовщина смерти одного из наиболее выдающихся представителей духовенства Санкт-Петербургской епархии благочинного церквей Шлиссельбургского округа, настоятеля Благовещенского в г. Шлиссельбурге собора, протоиерея отца Виктора Иоанновича Благовещенского.

Кончина эта для всех явилась полнейшею неожиданности и вызвала глубокую скорбь среди всех знавших и имевших дело с почившим, а особенно, конечно, серди духовенства благочиннического округа.

Епархиальное начальство высоко ценило почившего: В 1888 году отец В.И. Благовещенский был назначен благочинным церквей Шлиссельбургского уезда; рамки деятельности почившего расширялись, со временем и увеличивались его заботы и тревоги. Затем последовали назначения пастыря председателем Уездного отделения епархиального училищного совета, наблюдателем, за преподаванием Закона Божия в церковно-приходских школах уезда, членом общества попечения о тюрьмах, депутатом от духовенства Шлиссельбургских городской думы и земства, и др.

Не начальника и наблюдателя видели в почившем священно-церковнослужители, а наиболее ревностного, сильного, умелого и опытного старшего брата. Отец протоиерей старался руководить подведомственным духовенством не путем административного воздействия, а путем личного влияния.

Благодаря стараниям почившего, в Лукинском был воздвигнут прекрасный каменный храм, а Шлиссельбургский собор из холодного и мрачного сделан теплым и благолепным.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2023 год.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2023 год.

Немало трудов понес он и при построении в Шлиссельбурге церковно-приходской школы; не имея в распоряжении достаточных материальных средств, отец протоиерей лично отправился по уезду для сбора пожертвований, и благодаря Богу, весьма в этом успел: в изобилии появились все необходимые строительные материалы и через год школьное здание торжественным архиерейским служением было освящено.

Обладая благозвучным баритоном, почивший своим истовым и музыкальным служением невольно располагал к молитве, не только богомольцев, но и сослужившее ему духовенство.

Ежедневно в приемной отца В.И. Благовещенского толпились просители – кому надо было посоветоваться с пастырем по семейным делам, кому дать рекомендации для поступления куда-либо на место, а кто приходил прямо попросить «на бедность», и никому никогда не было отказа.

Особенною любовью пастыря пользовались многочисленные в Шлиссельбурге «посадские», эти «бывшие люди» горячо оплакивали своего щедрого благодетеля.

С необыкновенной торжественностью духовенство округа и граждане чествовали девять лет, тому назад отца протоиерея по поводу 40-летнего служения его; от духовенства и почитателей были поднесены юбиляру, при теплых адресах, святые иконы и ценные подарки.

Пользовавшийся высоким уважением при жизни, отец протоиерей был почтен высокою честью и по смерти: божественная литургия и отпевание были совершены собором многочисленного духовенства со старейшим протоиереем уезда отцом Д.И. Старопольским во главе.

«Господи, пять талант ми еси предал: се другие пять талант приобритох ими», может сказать о себе почивший, и мы верим, надеемся, что Господь Праведный Мздовоздаятель, у Которого не останется без награды и едина чаша студены воды, поданная во имя во имя Его, видя столь многие добрые дела, совершенные почившим во славу имени Божия и на благо ближним ближних, встретил Его радостным приветствием: «Добрый рабе, благий и верный, о мале был еси верен над многими тя поставлю: внииди в радость Господа твоего».

Почивший, всегда заботившийся более о благе других, чем о своем, своими молитвами да испросит у Господа и для нас эту радость на небесных, обителях, когда придет очередь и нам явиться в то место».

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбург, Шлиссельбургского уезда, был построен в 1764 году в царствование Екатерины II на средства полковника Белова и господ Сибелевых (были погребены внутри собора) и практически единственный сохранившийся в ближайшей округе. Никольская (теплая) церковь построена в 1770 году. Позднее по проекту Г. Ершова построена Казанская Часовня. До 1930 года Благовещенский собор был крупнейшим центром религиозной жизни. С 1930 года закрыт и превращен в склад. Колокольня собора была приспособлена под парашютную вышку. В годы Второй Мировой Войны здание собора сильно пострадало. Полностью были уничтожены кровля собора и шпиль колокольни. Значительно пострадали своды и барабан купола. К реставрации собора приступили в 60-х годах XX века по проекту архитектора Милорадовича А. Н. Полностью был воссоздан основной объем собора и колокольня до купола.

 

Новое внутренне убранство Собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2023 год.

Новое внутренне убранство Собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2023 год.

С 1989 года храмовый комплекс Благовещенского собора был передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. В настоящее время на территории храмового комплекса ведутся ремонтно-реставрационные работы.

 

Деятельность настоятеля церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Дмитрия Иоанновича Старопольского

 

История Шлиссельбургского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя пресвятой Богородицы была тесно связана с деятельностью Дмитрия Ивановича Старопольского – кавалера трех орденов: св. Анны 3 ст., св. Анны 2 ст., св. Владимира 4 ст.- настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово.

Почетный член Братства Пресвятой Богородицы священник Дмитрий Иоаннович Старопольский

Почетный член Братства Пресвятой Богородицы священник Дмитрий Иоаннович Старопольский

К Путиловскому храму священник Старопольский был определен в 1875 году 25-летним выпускником Петербургской духовной семинарии и прослужил в нем до 1921 года.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово. Начало ХХ века.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово. Начало ХХ века.

Состоял законоучителем в Путиловском 2-классном училище, в 1885-1893 годах — заведующим и законоучителем Назийской и Нижне-Шальдихской церковно-приходских школ, где исполнял свои обязанности безвозмездно. Являлся наблюдателем за церковно-приходскими школами и школами грамотности Шлиссельбургского уезда, также безвозмездно. С 1911 года исполнял обязанности законоучителем приюта Ведомства учреждений императрицы Марии в деревне Горной Шальдихе. Пять лет участвовал в епархиальных съездах. Состоял на должности председателя, казначея, делопроизводителя, открытого им Назийского церковно-приходского попечительства.

В 1893-1915 годы – являлся председателем церковно-приходского попечительства и «Путиловского общества трезвости».

В 1893-1908 годы – являлся действительным членом «Путиловского сельского попечительства о приютах Ведомства Учреждений Императрицы Марии», и со Всемило­стивейшего соизволения Ея Императорского Величества Государыни-Императрицы в 1913 году был назначен почетным членом данного «Попечительства».

В 1899 году – избран членом Совета Шлиссельбургского отделения Братства Пресвятой Богородицы.

В 1913 году Дмитрий Иоаннович Старопольский был избран почетным членом Братства Пресвятой Богородицы за выдающиеся заслуги в пользу церковно-приходских школ.

За ревностные труды по преподаванию Закона Божия в Путиловском училище имеет письменную благодарность и награжден 100 рублей по указу Путиловского волостного схода. Дважды награждался за усердие в деле народного образования суммами от Министерства Народного Просвещения, дважды было преподано архипастырское благословение за усердие и труды в духе православной церкви. Выражалась признательность за труды, понесенные по наблюдению за церковно-приходскими школами и школами грамотности Шлиссельбургского уезда. Шесть лет служил помощником благочинного.

Священник церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Федор Васильевич Певцов

Священник церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Федор Васильевич Певцов

В приходе Храма Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово на 1909 год имелось четыре школы: одно двухклассное училище с женскою общественною школою, основанное в 1874 году, и три одноклассных церковно-приходских школы в деревнях Нижней Шальдихе, Валовшино и Крутом Ручье.

Приход церкви составлял село Путилове и деревни: Алексеевка, Валовшино, Крутой Ручей, сельцо Антоновское и две Шальдихи – горная и нижняя.

В приходе имелось шесть часовен, из них две каменные: в верхней Шальдихе во имя Всемилостивого Спаса в честь праздника — 1 августа; в Петровшине во имя Петра и Павла деревянная, в Валовшино во имя мученицы Параскевы; в нижней Шальдихе во имя Тихвинской Божией Матери и в Антоновском во имя Антония Римлянина.

При церкви находилось церковно-приходское попечительство, открытое 14 октября 1883 года, под председательством священника Михаила Стефановича Воробьева.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово. 8 июля 2018.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово. 8 июля 2018.

Открытая при церкви в 1893 году церковно-приходская школа, содержалась на средства церковно-приходского попечительства, а также получала пособие от Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

Автор Звонарев Игорь Георгиевич  10 октября 2023 года.

 

Разрыв между текстом

 

Ниже приводится список церковных школ по Шлиссельбургскому уезду Санкт-Петербургской Епархии, состоящих к 1 января 1903 года в ведении Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета

 

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление