РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Шлиссельбургское уездное Отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства

27 сентября 1895 г. (15 сентября по ст.ст.) было открыто Шлиссельбургское  уездное Отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Шлиссельбургское уездное Отделение, как и другие отделения Братства представляло собой промежуточную административную инстанцию между Епархиальным Училищным Советом и церковно-приходскими школами. Члены Отделений посещали школы, участвовали в производстве экзаменов; священники-наблюдатели, кроме посещения школ и председательства в экзаменационных комиссиях, составляли отчеты о школах и о состоянии духовного просвещения.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Начало 1900-х.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Начало 1900-х.

На Отделение возлагалось основная обязанность в управлении школами церковноприходскими и грамоты на территории Шлиссельбургского уезда.

Помимо основной цели по распространению грамотности и религиозно-нравственного просвещения, а также содействия обращению в Православную Церковь лиц, чуждых ей, Шлиссельбургское отделение имело еще особую цель – изыскание материальных средств для развитая духовно-нравственного просвещения.

Основанием, для создания отделения Шлиссельбургского уездного Отделения, были утвержденные 28 мая 1888 года императором Александром II, по докладу Синодального обер-прокурора, правила об уездных отделениях Епархиальных училищных Советов.

Помимо этого, создание Шлиссельбургского уездного Отделения, регламентировали и Правила об отделениях Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.

В соответствии с данными правилами, Санкт-Петербургского Епархиального Братство, для более успешного достижения своих целей, могло учреждать Отделения Братства в уездных городах, или в других центральных и более населенных пунктах, подчиняя в ведение Отделения или целый уезд или часть его.

Председателем уездного отделения Епархиального училищного Совета предписывалось к назначению епархиальным архиереем настоятель местного собора или один из местных протоиереев, или священников, по усмотрению преосвященного.

В состав уездного отделения должны были входить духовные и светские лица, назначаемые епархиальным преосвященным.

Священники-наблюдатели должны были состоять членами уездных отделений по должности и посещать очередные заседания этих отделений.

В правилах был определен круг деятельности уездного отделения, поиск учителей, изыскание местных средств, устройство книжного склада, библиотек, назначение секретаря и казначея, периодичность заседаний, утверждение постановлений отделений, порядок хранения и использования отчётности.

При этом в ведении братства состояли церковно-приходские школы и школы грамоты и все связанные дела Епархиального училищного Совета.

Пользуясь утверждёнными правилами об уездных отделениях училищных Советов, Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы начало создавать уездные отделения на территории Санкт-Петербургской епархии.

Одним из первых уездных отделений было открыто Нарвское отделение братства, устав которого был утвержден 17 мая 1889 года Епископом Ладожским, викарием Петербургской епархии – председателем Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы Митрофаном (Невским).

Уездное Отделение территориально располагалось в границах территории Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии.

На данный момент северная часть территории бывшего уезда входит в состав Всеволожского района, а южная часть в состав Кировского и Тосненского районов Ленинградской области.

Решением Священного синода Русской Православной Церкви в административных границах Бокситогорского, Волховского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского районов Ленинградской области была образована Тихвинская епархия, с выделением ее территории из состава Санкт-Петербургской епархии и включением в состав новообразованной Санкт-Петербургской митрополии. Епископом Тихвинским и Лодейнопольским определено быть Епископу Мстиславу (Дячине).

Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский (Дячина)

Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский (Дячина)

Город Шлиссельбург являлся уездным центром Петербургской губернии. В городе было 5 церквей и резиденция викария Санкт-Петербургской епархии. Последним епископом Шлиссельбургским был новомученик епископ Григорий (Лебедев). В настоящее время в городе сохранились только Благовещенский собор, храм Николая Чудотворца и Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Все три здания расположены компактно на одной территории и составляют храмовый комплекс Благовещенского собора.

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский (24.11.1878–17.09.1937)

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский (24.11.1878–17.09.1937)

Одновременно с открытием Отделения был образован Совета Отделения, под председательством настоятеля местного собора священника Виктора Иоанновича Благовещенского, в который вошли: товарищ председателя – инженер В.Л. Мартынов; члены: инженер Н.А. Витте, председатель земской управы М.А. Гирс, И.Т. Матросов, Г.А. Воробьев, М. А. Андреянов, протоиерей Н.И. Разумовский, священник А.А. Вашневский, А.И. Мясоедов, В. А. Молчанов, священник Г.А. Флеров и В.П. Мак-Коллан.

Делопроизводителем был избран А.В. Благовещенский и казначеем К.Н. Ерофеев.

В качестве постоянных членов в состав Совета Отделения вступили наблюдатели школ протоиерей Л.П. Петров и священник Д.И. Старопольский, инспектор народных училищ 2-го района А.К. Янсон и земские начальники С.Д. Арцыбышев, А.И. Овчинников, П.А. Зуров и И.П. Теглев.

Разрыв между текстом

В Шлиссельбургском уезде в первый же год, с открытием Отделения, увеличилось число школ путем учреждения одной школы непосредственно в городе Шлиссельбурге и трех в Шлиссельбургском уезде: Пухоловской школы (в настоящее время деревня Пухолово во Мгинском городском поселении Кировского района Ленинградской области), Сафоловской школы (в настоящее время упразднённая деревня на территории Лесколовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области) и Валовщинской школы (в настоящее время деревня Валовщина в Путиловском сельском поселении Кировского района Ленинградской области).

Окруженная попечениями отделения Шлиссельбургская школа в первый год своего существования настолько расширилась, что пришлось для нее искать помещение вдвое большее и нанять вторую учительницу. Пухоловская и Воловщинская школы обзавелись в начале своего образования удобными помещениями.

Сафоловская школа была открыта в виду крайней необходимости в подобном учреждении для местности, весьма удаленной от церкви и с населением инородческим н иноверным. Условия ее возникновения не из самых благоприятных, но в виду особых целей, делом Братства и его Шлиссельбургского Отделения было позаботиться о том, чтобы школа ни в чем не нуждалась. Начало этому и было положено при открытии Отделения, когда при самом учреждении школы Совет Братства назначил сразу оклад по этой школе в 240 руб. для привлечения учителя с полным богословским образованием, а Отделение изыскало местные средства для найма помещений под школу.

Софолово. Дом Онтропо Мельникова, ижорского руно певца. 1911 год

Софолово. Дом Онтропо Мельникова, ижорского руно певца. 1911 год

Крестьянка Мавра Дорофеева, в память своего мужа, устроила дом для школы в деревне Валовщина, Шлиссельбургского уезда, ценою до 2.000 руб.

Шлиссельбургская церковно-приходская школа, открытая 8-го сентября 1895 г. заботливостью настоятеля Шлиссельбургского Собора священника В.И. Благовещенского.

Школа размещалась в доме Шлиссельбургской мещанки Егоровой, с платою по 20 рублей в месяц. Помещение школы, было рассчитано на 65 учащихся по их численности на тот момент. Дети старшего возраста поступали в школу из городского училища проучившись 2 – 3 года (23 ученика), а 42 значилось неграмотных малолеток от 7-9 лет. Школою заведовал отец настоятель священник В. Благовещенский, который ревностно и с пользою заботится об ее благоустройстве, изыскивая денежный средства среди множества своих почитателей. Примерная заботливость отца настоятеля о просвещении грамотностью детей школьного возраста вызвала сочувствие и содействие школе со стороны Шлиссельбургского общества. Законоучителем школы состоял 2-й священник Шлиссельбургского Собора о. Герасим Алексеевич Флеров, который, из-за болезни не мог достаточно исправно посещать школу и вести преподавание Закона Божия.

При инспектировании школы в ноябре 1895 года отмечалось, что тетради по чистописанию и диктовок имеются в достаточном числе; расписание уроков, хозяйственный инвентарь и классный журнал есть и ведутся в исправности. Запись уроков по всем предметам ведется аккуратно и своевременно, за исключением записи уроков по Закону Божию. Учебно-воспитательное дело ведется с успехом. Школа нуждается в особом помещении, при чем она с пользою может быть преобразована в двухклассную. Средства содержала школы следует признать весьма достаточными. По ходатайству о. заведующего Шлиссельбургская Городская Управа постановила ежегодно отпускать 360 рублей, Шлиссельбургская Мануфактура 250 р., а Городскою Управою уступлен участок земли под постройку предполагаемого здания для двуклассной школы.

Также необходимо отметить, что на момент создания Шлиссельбургского Отделения братства, в Шлиссельбургском уезде уже имелось 11 церковно-приходских школ в которых обучалось в 294 человека из них 182 мужчин, 99 женщин, 9 мальчиков и 4 девочки. Это были школы: Ириновская, Морьинская, Колтушская, Щегловская, Назийская, Жихаревская, Нижне-Шалдихская Путиловского прихода, Лодвинская Пореченского прихода, Вороновская Пореченского прихода, Турышкинская Лезъенского прихода, Васильевская Новоладожского уезда.

К 1912-1913 учебном году в Шлиссельбургском отделении Братства числилось 2 двухклассных школы, 20 одноклассных школ и 22 школы грамоты. Всего обучалось 1.085 детей, из них 661 мальчиков и 424 девочки. Непосредственно в городской школе города Шлиссельбург  обучалось 271 детей из них 200 мальчиков и 71 девочка, при этом, Шлиссельбургская городская школа относилась к наиболее многолюдным школам в Санкт-Петербургской епархии.

Церковная школа ставила своей задачей не только обучать детей школьным предметам, но и воспитывать их в добром христианском направлении. Поэтому, в церковных школах полагалось обращать на воспитательную сторону школьного дела самое серьезное внимание, в этом направлении школьные работники проявляли возможное усердие, чтобы церковная школа оставила в детях отпечаток религиозности и воспитала в них церковность и христианское поведение. Конечно, общее правило не оставалось без исключений, но такие случаи составляли частичные, нежелательные явления.

Воспитание в детях религиозности и церковности поддерживалось установленными для этого способами: совершением классных молитв, чтением св. Евангелие, возжиганием лампад, исполнением долга говения, посещением храма, участием в Богослужении, паломничествами, особенностями в постановок предметов и т. д.

Во всех школах полагалось совершать утреннюю молитву, и которая действительно совершалась. Оставалось только пожелать, чтобы все школы совершали утреннюю молитву в принятом порядке и объеме и чтобы все школы, по доброму примеру многих школ включали в Великом посту в состав утренней молитвы, молитву св. Ефрема Сирина.

Кроме утренней молитвы, полагалось сопровождать чтением или пением принятых молитв («Царю Небесный» и «Достойно») каждый отдельный урок, а в конце третьего  урока читать молитву Господню; в конце занятий полагалось совершать вечернюю молитву. К глубокому сожалению, некоторые школы не совершали ни вечерней молитвы, ни молитв между уроками, но это было делом простого недоразумения.

Чтение св. Евангелие, согласно общепринятого порядка, совершалось накануне праздничных дней, при чем каждый раз читалось и объяснялось праздничное Евангелие.

Долг исповеди и св. причащения полагалось исполнять два раза в год: в посты Великий и Рождественский. Может быть, не все школы говели два раза, но один раз обязательно. Занятия в недели школьных говений носили особый характер, настраивавший детей на религиозный лад. По некоторым школам дети говели с родителями, но принято было говеть целой школой. В приходах, где много церковных школ или много бывает по субботам взрослых причастников, совершались для детей отдельные, среди недели, литургия.

В праздничные дни дети приучались посещать св. храм. Степень посещаемости храма зависела от многих причин: от близости храма, состояния дороги, обуви и проч. Ученики посещали храм или школой или в отдельности. В первом случае вся школа или часть школы совершала богомоление в сопровождении учащего; в отдельности ученики ходили в церковь с родителями. Оставалось пожелать только, чтобы для посещения храма не выдумывались учащими и учащимися искусственные препятствия и чтобы за поведением учеников в храм велось строгое наблюдение.

Посещая храм, дети нередко принимали участие в прислуживании, в чтении и пении. Прислуживание в храм детей, при правильной постановке, много содействовало торжественности Богослужения и сближало школу с храмом. Чтение чистыми, звонкими детскими голосами часов, шестопсалмия и молитв, по тщательной предварительной подготовке детей в чтении, немало умиляло души верующих. Пение в  церкви имело разные направления: из детей образовывались хоры, или школа пела избранные, до поступления общему исполнению, песнопения, иногда-же школьники, в полном составе школы, исполняли целую службу: акафист, молебен и литургию.

Развитие в детях религиозности и церковности, не ограничиваясь применением изложенных способов, проходило красной нитью по всему курсу преподавания. По каждому школьному предмету были свои требования и методы, но церковная сторона воспитания непременно имелась при этом в виду. Помимо участия преподавателя, самый подбор материала и распорядок его давали церковной школ определенное направление

Разрыв между текстом

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1764 году в царствование Екатерины II на средства полковника Белова и господ Сибелевых (были погребены внутри собора) и практически единственный сохранившийся в ближайшей округе. Никольская (теплая) церковь построена в 1770 году. Позднее по проекту Г. Ершова построена Казанская Часовня. До 1930 года Благовещенский собор был крупнейшим центром религиозной жизни. С 1930 года закрыт и превращен в склад. Колокольня собора была приспособлена под парашютную вышку. В годы Второй Мировой Войны здание собора сильно пострадало. Полностью были уничтожены кровля собора и шпиль колокольни. Значительно пострадали своды и барабан купола. К реставрации собора приступили в 60-х годах XX века по проекту архитектора Милорадовича А. Н. Полностью был воссоздан основной объем собора и колокольня до купола.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2023 год.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2023 год.

С 1989 года храмовый комплекс Благовещенского собора передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. В настоящее время на территории храмового комплекса ведутся ремонтно-реставрационные работы.

Долгое время настоятелем Благовещенского собора состоял Виктор Иванович Благовещенский, который оставил добрую память о своем служении.

Отец В.И. Благовещенский 24 января 1862 года, по окончании курса Новгородской духовной семинарии, поступил дьячком к Тихвинской церкви села Путилова, Шлиссельбургского уезда, в каковой должности и оставался целых восемь лет.

В 1870 году он определен был священником к Успенской церкви села Лукинского, того же уезда, где прослужил свыше 20 лет. С 1891 года состоял настоятелем Благовещенского собора г. Шлиссельбурга.

В 1902 году 24 января духовенство Шлиссельбургского уезда чествовало своего благочинного, протоиерея городского собора отца В.И. Благовещенского по случаю 40-летия вступления его в духовное звание.

Священник Михаил Паозерский, в одной из заметок Известий по Санкт-Петербургской епархии, так описывал это событие:

Торжество началось божественною литургию, которую совершил сам юбиляр в сослужении восьми священников и пяти диаконов с протодиаконом В.Н. Малининым во главе, при огромном стечении молящихся.

Во время запричастного и по заамвонной молитве священниками Н.О. Молчановым и М.О. Паозерским были сказаны приличествующая случаю поучения.

По окончании литургии, пред началом благодарственная Господу Богу молебствия, на котором провозглашено было многолетие юбиляру, – уездным наблюдателем церковно-приходских школ о. А.А. Вашневским поднесена была отцу пpoтoиерею от лица подведомственного духовенства икона Тихвинской Божией Матери в ценном окладе и прочитан был прочувствованный адрес.

Второй священник городского собора отец А.Д. Зосимовский поднес художественной работы икону св. мученика Виктора от причта и старосты собора.

По окончании богослужения торжество перенесено было в квартиру юбиляра, где приносили ему поздравления городские обыватели, поднесшие ему массу дорогих подарков.

Торжество завершилось братскою трапезою в общественном собрании, на которой произнесено было много речей, обрисовавших юбиляра как честного и усердного труженика и в высшей степени справедливого и миролюбивого начальника и сослуживца.

Наилучшими по теплоте чувства были речи священника Н.О. Молчанова и городского врача В.А. Молчанова.

В конце обеда прочитаны были письма и телеграммы от многочисленных почитателей отца юбиляра.

Торжество отличалось редким единодушием и оставило во всех присутствовавших самое прекрасное впечатлите.

Через 8 лет после упомянутого тожества отца В.И. Благовещенского не стало. В годовщину его кончины в Церковных известиях была опубликована памятная записка:

29-го декабря прошлого года (1910) исполнилась первая годовщина смерти одного из наиболее выдающихся представителей духовенства Санкт-Петербургской епархии благочинного церквей Шлиссельбургского округа, настоятеля Благовещенского в г. Шлиссельбурге собора, протоиерея отца Виктора Иоанновича Благовещенского.

Кончина эта для всех явилась полнейшею неожиданности и вызвала глубокую скорбь среди всех знавших и имевших дело с почившим, а особенно, конечно, серди духовенства благочиннического округа.

Епархиальное начальство высоко ценило почившего: В 1888 году отец В.И. Благовещенский был назначен благочинным церквей Шлиссельбургского уезда; рамки деятельности почившего расширялись, со временем и увеличивались его заботы и тревоги. Затем последовали назначения пастыря председателем уездного отделения епархиального училищного совета, наблюдателем, за преподаванием Закона Божия в церковно-приходских школах уезда, членом общества попечения о тюрьмах, депутатом от духовенства Шлиссельбургских городской думы и земства, и др.

Не начальника и наблюдателя видели в почившем священно-церковнослужители, а наиболее ревностного, сильного, умелого и опытного старшего брата. Отец протоиерей старался руководить подведомственным духовенством не путем административного воздействия, а путем личного влияния.

Благодаря стараниям почившего в Лукинском воздвигнут прекрасный каменный храм, а Шлиссельбургский собор из холодного и мрачного сделан теплым и благолепным.

Новое внутренне убранство Собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2023 год.

Новое внутренне убранство Собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2023 год.

Немало трудов понес он и при построении в Шлиссельбурге церковно-приходской школы; не имея в распоряжении достаточных материальных средств, отец протоиерей лично отправился по уезду для сбора пожертвований, и благодаря Богу, весьма в этом успел: в изобилии появились все необходимые строительные материалы и через год школьное здание торжественным архиерейским служением было освящено.

Обладая благозвучным баритоном, почивший своим истовым и музыкальным служением невольно располагал к молитве, не только богомольцев, но и сослужившее ему духовенство.

Ежедневно в приемной отца В.И. Благовещенского толпились просители – кому надо было посоветоваться с пастырем по семейным делам, кому дать рекомендации для поступления куда-либо на место, а кто приходил прямо попросить «на бедность», и никому никогда не было отказа.

Особенною любовью пастыря пользовались многочисленные в Шлиссельбурге «посадские», эти «бывшие люди» горячо оплакивали своего щедрого благодетеля.

С необыкновенной торжественностью духовенство округа и граждане чествовали девять лет, тому назад отца протоиерея по поводу 40-летнего лужения его; от духовенства и почитателей были поднесены юбиляру, при теплых адресах, святые иконы и ценные подарки.

Пользовавшийся высоким уважением при жизни, отец протоиерей был почтен высокою честью и по смерти: божественная литургия и отпевание были совершены собором многочисленного духовенства со старейшим протоиереем уезда отцом Д.И. Старопольским во главе.

„Господи, пять талант ми еси предал: се другие пять талант приобритох ими”, может сказать о себе почивший, и мы верим, надеемся, что Господь Праведный Мздовоздаятель, у Которого не останется без награды и едина чаша студены воды, поданная во имя во имя Его, видя столь многие добрые дела, совершенные почившим во славу имени Божия и на благо ближним ближних, встретил Его радостным приветствием: «Добрый рабе, благий и верный, о мале был еси верен над многими тя поставлю: внииди в радость Господа твоего».

Почивший, всегда заботившийся более о благе других, чем о своем, своими молитвами да испросит у Господа и для нас эту радость на небесных, обителях, когда придет очередь и нам явиться в то место.

Разрыв между текстом

История Шлиссельбургского уездного отделения братства была тесно связана с деятельностью Дмитрия Ивановича Старопольского – кавалера трех орденов: св. Анны 3 ст., св. Анны 2 ст., св. Владимира 4 ст.- настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово.

Настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Дмитрий Иоаннович Старопольский

Настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Дмитрий Иоаннович Старопольский

К Путиловскому храму священник Старопольский был определен в 1875 году 25-летним выпускником Петербургской духовной семинарии и прослужил в нем до 1921 года.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово. Начало ХХ века.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово. Начало ХХ века.

Состоял законоучителем в Путиловском 2-классном училище, в 1885-1893 гг.- заведующим и законоучителем Назийской и Нижне-Шальдихской церковно-приходских школ (безвозмездно). Являлся наблюдателем за церковно-приходскими школами и школами грамотности Шлиссельбургского уезда (безвозмездно). С 1911 года – законоучителем приюта Ведомства Учреждений Императрицы Марии (ВУИМ) в дер. Горной Шальдихе.

Пять лет участвовал в епархиальных съездах. Состоял на должности председателя, казначея, делопроизводителя, открытого им Назийского церковно-приходского попечительства.

Священник церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Федор Васильевич Певцов

Священник церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово Федор Васильевич Певцов

В приходе Храма Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово на 1909 год имелось четыре школы: одно двухклассное училище с женскою общественною школою, основанное в 1874 году, и три одно классных церковно-приходских школы в деревнях Нижней Шальдихе, Валовшино и Крутом Ручье.

Приход церкви составлял село Путилове и деревни: Алексеевка, Валовшино, Крутой Ручей, сельцо Антоновское и две Шальдихи — горная и нижняя.

В приходе имелось шесть часовен, из них две каменные: в верхней Шальдихе во имя Всемилостивого Спаса в честь праздника —1 августа; в Петровшине во имя Петра и Павла деревянная, в Валовшино во имя мученицы Параскевы; в нижней Шальдихе во имя Тихвинской Божией Матери и в Антоновском во имя Антония Римлянина.

При церкви находилось церковно-приходское попечительство, открытое 14 октября 1883 года, под председательством священника Михаила Стефановича Воробьева.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово. 8 июля 2018.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово. 8 июля 2018.

В 1893-1915 годы – являлся председателем церковно-приходского попечительства и «Путиловского общества трезвости».

В 1893-1908 годы – являлся действительным членом «Путиловского сельского попечительства о приютах Ведомства Учреждений Императрицы Марии», и со Всемило­стивейшего соизволения Ея Императорского Величества Государыни-Императрицы в 1913 году был назначен почетным членом данного «Попечительства».

В 1899 году – избран членом Совета Шлиссельбургского отделения Братства Пресвятой Богородицы.

В 1913 году Дмитрий Иоаннович Старопольский был избран почетным членом Братства Пресвятой Богородицы за выдающиеся заслуги в пользу церковно-приходских школ.

Почетный член Братства Пресвятой Богородицы священник Дмитрий Иоаннович Старопольский

Почетный член Братства Пресвятой Богородицы священник Дмитрий Иоаннович Старопольский

За ревностные труды по преподаванию Закона Божия в Путиловском училище имеет письменную благодарность и награжден 100 рублей по приговору Путиловского волостного схода. Дважды награждался за усердие в деле народного образования суммами от Министерства Народного Просвещения, дважды было преподано архипастырское благословение за усердие и труды в духе православной церкви. Выражалась признательность за труды, понесенные по наблюдению за церковно-приходскими школами и школами грамотности Шлиссельбургского уезда. Шесть лет служил помощником благочинного.

Разрыв между текстом

Известны в истории Шлиссельбургского отделения крестные ходы во главе с Председателем Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, викарием Санкт-Петербургской епархии Преосвященным Вениамином Казанским, так 4 июля 1911 года,  около 9 часов утра, из Петербурга в Шлиссельбург прибыл грациозный крестный ход. Многочисленные паломники с преосвященным Вениамином, епископом Гдовским во главе вышли около пяти часов пополудни из церкви села Смоленская, что за Невской заставой. По пути следования присоединились крестные ходы из церквей Михаило-Архангельской, Троицкой, села Александровская, Серафимовской, общества религиозного просвещения, Петропавловской и Усть-Ижоры.

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922 Митрополит Петроградский и Гдовский 14.8.1917 – 13.8.1922 Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922
Митрополит Петроградский и Гдовский 14.8.1917 – 13.8.1922
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)

Около перечисленных церквей и сел Ивановская и Аннинская и у часовни деревни Марьино служились молебствия, а у памятника Императору Петру Великому, что у «Красной сосны», лития. По прибыли паломников из Петербурга в городской Благовещенский собор, из крепостной часовни был перенесен чудотворный образ Божией Матери Казанской, и на площади было совершено молебствие с акафистом Божией Матери и возглашением многолетия. Божественную литургию в соборе совершал преосвященный Вениамин в со служении благочинного протоиерея О. В. Полигнотова и священников: настоятеля собора А. Засимовского, П. Рождественского, П. Положенского и др. Вместо запричастного стиха слово произнёс известный проповедник священник О. И. Колесннков; по окончании литургии вторично было отслужено молебствие. На пароходах Шлиссельбургского Невского товарищества паломники отбыли в Петербург».

Следующий грандиозный крестный ход состоялся 30 июня 1912 года, в четвертом часу дня, из села Смоленского, за Невской заставой, из церкви Смоленской Божьей Матери вышел крестный ход в город Шлиссельбург, во главе с Вениамином, епископом гдовским. Стечение народа было громадное. В селе Рыбацком к крестному ходу присоединился причт церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь преосвященным Вениамином был отслужен молебен, после которого соединенный крестный ход двинулся дальше. По дороге между деревней Усть-Славянской и селом Ивановским преосвященным Вениамином было отслужено всенощное бдение. В последнем селении на берегу Невы крестный ход расположился на часовой отдых, а затем вновь двинулся в путь. В 12 верстах от города Шлиссельбурга, у урочище «Красные Сосны» (окраина сегодняшнего Кировска), перед памятником Императору Петру I-му была отслужена заупокойная лития.

1-го июля, в девятом часу утра, соединенный крестный ход у церкви Преображения, что на Преображенском Шлиссельбургском кладбище, встретил соборный причт и причт военного ведомства с чудотворной иконою Казанской Божьей Матери. После молебного богослужения на площади у часовни Казанской Божьей Матери крестный ход вступил в Благовещенский собор, где преосвященный Вениамин в сослужении местного и прибывшего духовенства была совершена литургия. Масса богомольцев, за ненахождения себе места в соборе, принуждена была поместиться в церковной ограде. По окончании богослужения, в дом соборного старосты М.Н. Ануфриева для прибывшего духовенства была предложена трапеза. В третьем часу дня соединенный крестный ход вместе с паломниками отбыл из Шлиссельбурга на трех пароходах. В с. Рыбацком на декорированной пристани соединенный крестный ход был встречен причтом Казанской церкви. По высадке на берег, при пении благодарственного молебствия, крестный ход разошелся по своим церквам

Разрыв между текстом

Известно, что Санкт-Петербургское Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы принимало активное участие в организации и деятельности Лазарета церковных школ Петроградской епархии для раненых воинов во время Первой мировой войны, который был открыт 6-го декабря. 1914 года.

Денежные средства лазарета церковных школ поступали в комитет лазарета от школ и благотворителей или непосредственно или через посредничество уездных Отделений Епархиального Училищного Совета. Со времени открытия лазарета и по конец февраля было исчислено по лазарету денежных поступлений на 3738 руб. 61 коп.

Известно участие Шлиссельбургского отделения на устройство и содержание Лазарета церковных школ Петроградской епархии:

– от Назийской школы поступило 17 рублей 30 копеек «на красное яичко солдату», деньги выручены от школьного патриотического вечера.

– 91 рублей 21 копеек, непосредственно поступило от школ Шлиссельбургского уезда: Валовщинской 10 рублей, вырученных от устройства патриотического вечера, Шальдихской школы 5 рублей 50 копеек. Вместе от детей Шальдихской, Валовщинской и Круторучейской школ 9 рублей 75 копейки.

– помимо денег продолжали поступать в лазарет пожертвования вещами и работой. так за срок март – апрель месяцы 1915 года, так присланы через священника К. Никольскую (Шлиссельбургского уезда): рубашки, кальсоны, всего на сумму 12 рублей 50 копеек;

– всего за летнее время 1915 года через Шлиссельбургское Отделение поступило 94 рубля 75 копеек.

Кроме того, сохранились сведения о посещение преосвященным епископом Вениамином 11 августа 1916 года села Никольского и расположенного в нем лазарета в Шлиссельбургском уезде.

На начало 1990 года посёлок Никольское являлся административным центром Никольского поселкового совета, в который входили 5 населённых пунктов: деревни Захожье, Пустынька; посёлки Гладкое, Никольское; посёлок при станции Пустынка, общей численностью населения 17 400 человек. 6 августа 1990 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 212-1 рабочий посёлок Никольское был отнесён к категории городов районного подчинения. С 1 января 2006 года образовано муниципальное образование «Никольское городское поселение», город Никольское стал его административным центром. В настоящее время Никольское поселение входит  в Тосненское благочинье, Гатчинской епархии.

Так, 11 -го августа село Никольское, Шлиссельбургского уезда, было осчастливлено посещением первым викарием петроградской митрополии, преосвященным Вениамином, епископом Гдовским.

Владыка прибыл в село на автомобиле в сопровождении настоятеля местного храма, протоиерея отца Н. П. Тихомирова, около 3-х часов пополудни.

Погуляв по окрестностям, владыка выразил желание посетить и осмотреть местный лазарет, содержащийся на средства крестьян села и других лиц; своим ласковым, участливым обращением владыка произвел неизгладимое впечатление на всех находившихся в лазарете воинов, подробно обо всем их расспрашивая и отечески утешая.

Любвеобильный архипастырь посетил также и квартиры всего причта, выразив свое удовольствие по поводу всего виденного им.

В восьмом часу вечера собравшееся к этому времени духовенство направилось на квартиру отца настоятеля, откуда владыка «со славою», с возженными светильниками, при торжественном звоне колоколов проследовал в храм.

Храм святого Николая Чудотворца в селе Никольском Шлиссельбургского уезда

Храм святого Николая Чудотворца в селе Никольском Шлиссельбургского уезда

Но облачении посредине храма, пред местночтимою святынею – резною иконою святителя Николая чудотворца, владыкою был отслужен торжественный молебен о даровании победы, с акафистом святителю.

Владыке сослужили: настоятель храма, благочинный церквей Шлиссельбургского округа, протоиерей отец Н.П. Тихомиров, протоиерей Знаменской Входоиерусалимской церкви (в Петрограде) отец А. Соколов и священники отец Ф.В. Певцов, отец Климов и отец Горданов, в сослужении диаконов: отца С.В. Васильева, отца В. Фомина, отца В.И. Парвицкого и отца Вишнякова, с исполнявшим протодиаконские обязанности, диаконом отцом А.А. Копейкиным во главе.

В конце молебствия преосвященный сказал слово, отметив в нем милостивое и чрезвычайное покровительство Святителя Николая, явленное им в истории села Никольского, призывая слушателей к горячей молитве Святителю в трудное, переживаемое нами время, руководствуясь чудными примерами жизни самого Святителя Николая.

Молебствие закончилось возглашением обычных многолетий и вечной памяти всем, за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим.

Умиленные благолепным служением архипастыря и его вдохновенным словом, собравшиеся в громадном количестве богомольцы горячо благодарили владыку за его милостивое посещение. После чая у отца Н.П. Тихомирова владыка отбыл в Петроград

Звонарев И.Г.

 

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление