Ко дню рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» .
митрополит Симон (Новиков)
Святая Церковь 7 июля празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праздник принадлежит к числу Великих недвунадесятых праздников. У праздника Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна предпразднства и отдания нет.
О последним праведнике Древнего Израиля
Пророк, Предтечи и Креститель Господень Иоанн самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:11). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил цветистых речей, как Исайя.
Церковь тоже принимает этот масштаб, посвящая Иоанну целый ряд праздничных и постных дней:
- Зачатие (6 октября по новому стилю);
- Рождество (7 июля);
- Усекновение главы (11 сентября);
- Первое и второе обретение главы (8 марта);
- Третье обретение главы (7 июня),
- Перенесении десницы с Мальты в Гатчину при императоре Павле (25 октября, сегодня эта святыня находится в черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции).
- Собор Иоанна Крестителя отмечается и в день после Крещения (20 января).
Под именем пророка Яхьи почитают его и мусульмане; особую роль отводили ему в своем богословии самые разные религиозные учения и секты древности – например, гностики и манихеи. И даже знаменитое празднество Ивана Купала (его отмечают далеко не только на Руси) в церковном календаре не что иное, как день рождества Иоанна, хотя здесь наверняка старинные языческие обычаи в сознании народа просто соединились с датой христианского праздника. Иоанна считали и считают своим небесным покровителем многие общины, города, провинции и корпорации — например, канадский Квебек и Мальтийский рыцарский орден, а с ним и все островное государство Мальта.
Об имени Иоанна
В наиболее ранних исторических свидетельствах Иоанн Предтеча назван либо Иоанном, либо Иоанном Крестителем. Именование Креститель (буквально — Погружатель в воду для ритуального очищения) связано не только с тем, что Иоанна Предтеча крестил Господа Иисуса, но и с его необычной, для иудейства дохристианской эпохи практикой посредничества при ритуальном омовении (погружении в воду).
Само по себе именование креститель уникально как для греческой, так и для иудейской традиции: помимо Иоанна Предтечи оно больше никому не принадлежало. Даже Иосиф Флавий, описывая очистительный обряд у другого пророка-проповедника Банна, использовал форму от глагола омывать, а не от погружать.
Предтечей, Иоанна Предтеча стали называть только со II века, поскольку в Послании Апостола Павла к Евреям: «куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.» (Евр 6. 20) это определение прилагается ко Спасителю. Впервые по отношению к Иоанну Предтече его, вероятно, систематически использовал гностик Гераклеон в толковании на Евангелие от Иоанна.
В средневековой фольклорной традиции к Иоанну Предтеча прилагались и иные прозвания. Например, у славянских народов: Купала, Постник, Травник, Головосек, Игритель и др..
О жизни и служении Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Источники
Повествования о жизни и служении Иоанна Крестителя содержатся в целом ряде источников:
- в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов,
- у Иосифа Флавия,
- в раннехристианских апокрифах.
Наиболее древними и аутентичными в современной науке признаются свидетельства евангелистов-синоптиков и независимое от них свидетельство Иосифа Флавия. По мнению ряда ученых, близкие по тексту свидетельства Матфея и Луки, вероятно, имеют общий источник. Поскольку эти сведения не содержат аллюзий на служение Иисуса Христа, этот источник может происходить из круга Иоанна Предтечи. Те данные Матфея и Луки, которые имеют параллели в Евангелии от Марка, по-видимому, восходят к иному источнику и содержат не только рассказ о жизни Иоанна Крестителя, но и христианское осмысление его служения. Текст из Евангелия от Луки главы Первой, который рассматривался как восходящий к источнику из круга учеников Иоанна Предтечи, в современной библейской критике считается исключительно христианским.
Свидетельство Иосифа Флавия относится к концу I века. Однако оно независимо от евангельской традиции (рассказ об Иоанне Предтече не только отличается от повествований евангелистов в важных деталях, но и не связан с рассказом Флавия об Иисусе Христе). В то же время сообщение Флавия в некоторой степени тенденциозно, ориентировано на римскую аудиторию и представляет Иоанна Крестителя похожим скорее на греческих философов, чем на иудейских пророков. Кроме того, невозможно установить источник сведений Иосифа Флавия (во всяком случае он вряд ли происходит из круга учеников Иоанна Предтеча). Тем не менее уже Ориген ссылался на него для подтверждения исторической достоверности евангельской традиции. В XX веке внимание ученых привлекла славянская версия «Иудейской войны», которая значительно отличается от греческой. Иоанн Предтеча и Креститель Господний в ней ни разу не называется по имени, но явно подразумевается в двух эпизодах. Степень их историчности является предметом дискуссий.
Деяния святых апостолов содержат важную информацию об «Иоанновом крещении» и об учениках Иоанна Предтеча, а также дают представление о его ключевой роли в Священной истории и Служении Иисуса Христа. Отдельную проблему составляют сведения об Иоанне Предтече, связанные с почитавшими его сектами (прежде всего с мандеями). В целом большинство апокрифических (а также нехристианских) памятников вторичны и зависят от евангельской традиции.
Происхождение, детство и начало служения
Согласно Евангелию от Луки, Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн родился в семье праведного священника Захарии, который принадлежал к чреде Авиевой 8 из 24, хотя более поздняя традиция изображает Захарию как первосвященника. Матерью Иоанна Предтечи и Крестителя была праведная Елисавета, происходившая из рода Ааронова (Лк 1. 5). Родители были преклонного возраста и не имели детей. Рождение Иоанна Предтеча было предсказано архангелом Гавриилом, явившимся Захарии во время его служения в храме. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел (Лк 1. 22) до момента наречения имени новорожденному младенцу (Лк 1. 63, 64).
Иоанна Предтеча родился в городе Иудином (Лк 1. 39) (возможно, в современном Айн-Карем). Как раннехристианские писатели, так и ученые Нового времени неоднократно пытались на основе евангельских свидетельств вычислить точную дату рождения Иоанна Предтечи. Существует два основных подхода к этой проблеме. Одни исследователи принимают во внимание те данные, которые относятся к Рождеству Христову, и экстраполируют их на Иоанна Крестителя. Другие учитывают сведения, относящиеся только к Иоанну Предтече, в частности используют указание на начало 8-й чреды в храмовом служении. Если чреды сменяли друг друга непрерывно независимо от начала нового года по иудейскому календарю, то зачатие Иоанна Предтечи могло произойти приблизительно 22 мая 7 года до Рождества Христова, а рождество — в начале августа 6 года до Рождества Христова. Если же отсчет чред каждый раз начинался заново с началом нового года, зачатие Иоанна Предтеча пришлось на 10 ноября. Если брать за точку отсчета дату падения Иерусалима, которое, согласно источникам, пришлось на следующий день после субботы, и начало служения 1-й чреды, то зачатие Иоанна Предтеча выпадает на 7 апреля или на 22 сентября.
Евангелист Лука также сообщает, что Матерь Иисуса Христа приходилась родственницей праведной Елисавете (Лк 1. 36). Однако, в какой именно степени родства они состояли, из этих сведений непонятно. Уточнение дает только поздняя традиция, написанная Никифором Каллистой со ссылкой на священномученика Ипполита Римского, говорящая, что мать Елисаветы, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Встреча Марии и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.
Хотя в Евангелии от Луки (1. 41) говорится о том, что младенец Иоанн Предтеча «взыграл» во чреве матери при приближении Пресвятой Девы, носившей в Себе Спасителя, из дальнейшего повествования неясно, общался ли Иоанн Предтеча с Иисусом Христом до крещения Его на Иордане. Другие евангелисты расходятся во мнениях: Евангелист Матфей (3.14-15) намекает на то, что Иоанн Предтеча знал Иисуса Христа прежде Сошествия на Него Святого Духа как безгрешного Мессию, тогда как в Евангелии от Иоанна (1. 31, 33) Иоанн Предтеча прямо свидетельствует, что не знал Его.

Принесение младенца Иоанна во храм. Роспись капеллы замка Гунди в Поппи, Ареццо, Италия. Нач. XIII в.
Сведения о детстве Иоанна Крестителя заканчиваются указанием евангелиста Луки на то, что на 8-й день он был обрезан (Лк 1. 59). Дальше говорится, что «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк 1. 80). Каким образом Иоанн Предтеча оказался в пустыне и что случилось с его родителями (осиротел ли он), евангелисты не сообщают. Апокрифическая традиция связывает пребывание маленького Иоанна в пустыне с приказом царя Ирода об избиении Вифлеемских младенцев, а научные реконструкции жизни пророка связывают с сектой ессеев, о которых было известно, что они принимали сирот на воспитание в свою общину. Тем не менее стих Евангелиста Луки (1. 80) может быть интерпретирован как литературный переход от повествования о детстве Иоанна Предтечи к рассказу о начале его служения, а следовательно, не может привлекаться в качестве исторического источника о попадании Иоанна Крестителя в пустыню уже в детстве.
Все евангелисты, кроме Луки, начинают рассказ об Иоанне Крестителе с его проповеди и жизни в пустыне (Мк 1. 4; Мф 3. 1), не сообщая ничего о его происхождении и детстве. Согласно Евангелисту Луке, Иоанн Предтеча начал проповедовать в 15-й год правления императора Тиберия (28/29 г.). У евангелиста Матфея рассказ об Иоанне Предтече следует сразу же за упоминанием о смерти Ирода Великого и о правлении Архелая в Иудее (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.).
Место служения
Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи было в «пустыне Иудейской» и возле Иордана. Эти обстоятельства напоминают пророка Илию, который жил как возле Иордана, так и в пустыне . В Ветхом Завете выражение «пустыня Иудина» относится к территории возле Мёртвого моря (та местность, где во времена Иоанна Предтеча располагалось в т. ч. и поселение кумранитов). Однако присутствие мытарей (в данном случае, возможно, сборщиков таможенных пошлин, а не податей) и солдат (Лк 3. 12-14) более естественно в пограничной зоне. В таком случае Иоанн Предтеча и Креститель Господень мог проповедовать на границе между Иудеей (которой в то время управлял римский префект) и Переей (принадлежавшей тетрарху Ироду Антипе). На Перею как на место служения Иоанна Предтеча, видимо, указывает и Иосиф Флавий (опираясь на его данные, можно также предположить, что Иоанн Предтеча проповедовал на границе с Набатейским царством). Некоторые ученые полагают, что Иоанн Предтеча находился в Перее на восточном берегу Иордана в том самом месте, где евреи во главе с Иисусом Навином вошли в землю обетованную.
Евангелист Иоанн указывает в качестве места проповеди Иоанна Крестителя Вифавару (в ранних рукописях указывается Вифания), а позже сообщает, что он крестил в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды». Последний мог располагаться как в Самарии, так и в Десятиградии.
Евангелисты Матфей и Марк особое внимание уделяют одежде и образу жизни Иоанна Предтеча. Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом. Это описание скорее всего указывает на его пророческое служение или отсылает к образу пророка Илии, о котором в Ветхом Завете говорится, что он был «весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим».
Евангелисты по-разному расставляют акценты, упоминая о том, чем питался Иоанн Креститель. Сообщение Матфея можно понять так, что Иоанн Предтеча ел только акриды и мед; слова Марка указывают скорее на то, что Иоанн Предтеча ел такую пищу наряду с другой как нечто обычное. Если Иоанн Предтеча питался только акридами (большинство ученых полагают, что под акридами имеется в виду пустынная саранча и диким медом, то такой образ жизни действительно является крайне аскетичным: с точки зрения современной медицины такая пища позволяет вести активный образ жизни лишь в течение небольшого периода времени. Известно, что не только в древности, но и теперь народы (особенно кочевые), обитающие в этом регионе или в регионах с похожими климатическими условиями, употребляют в пищу саранчу (обычно жареную или подкопченную). По свидетельству блаженного Иеронима, в его время у палестинских монахов был обычай есть саранчу в подражание Иоанну Предтече. В законе Моисеевом отношение к саранче двоякое: с одной стороны, запрещается употребление в пищу всех «крылатых пресмыкающихся», с другой — сделано исключение для саранчи. Источники эпохи Второго храма подтверждают, что многие иудеи употребляли в пищу акриды, приготовленные особым способом. Однако евангелисты, упоминая об акридах, не делают акцента на том, что Иоанн Предтеча специально избрал их и употреблял в пищу особым образом, чтобы следовать закону Моисееву. Скорее всего для современников его образ питания не был столь удивительным (даже для римлян, которые считали такое питание свойственным только восточным народам).
Исследователи стали искать иные объяснения слов евангелистов. Некоторые исследователи считают, что указания на питание акридами и диким медом говорит, что Иоанн Предтеча был не просто праведником, но пророком и подвижником. Другие исследователи считают, что это упоминание только акцентирует внимание аудитории на пребывании Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в пустыне, ведь для его современников само по себе употребление саранчи в пищу не было узнаваемым атрибутом образа пророка.
Со II века в христианской традиции появляются попытки либо толковать акриды как растительную пищу, либо вообще устранить их из текста Евангелий. Согласно святителю Епифанию Кипрскому, эвиониты в своем Евангелии заменили акриды медовыми лепешками, которые по вкусу напоминали лепешки с елеем. Очевидно, их целью было связать с пребыванием Иоанна Предтечи в пустыне ветхозаветный образ манны. Вегетарианская тенденция энкратитов проявилась и в Диатессароне Татиана, который заменил акриды молоком (возможно, желая пребывание Иоанна Предтечи в пустыне соотнести с достижением земли обетованной, которая в Пятикнижии называется землей, где «течет молоко и мед»). У некоторых святых отцов встречается опровержение того, что Иоанн Предтеча вкушал насекомых. Так, преподобный Исидор Пелусиот утверждал: Иоанн Предтеча питался сучками или корешками растений. В сирийской христианской традиции, начиная с трудов Иакова Саругского (конец V — начало VI века), было распространено представление о том, что Иоанн Предтеча питался травами и кореньями, а не саранчой. Позднее в средневековом сирийском языке у использованного в Пешитте для слова «акриды» термина появляется другое значение — «пастернак полевой». В XX в. ряд ученых пытались объяснить рацион Иоанн Предтеча тем, что в рукописной традиции это место в тексте было повреждено. Так, утверждали, будто изначально речь шла о кореньях и диких плодах или о плодовых деревьях.
Святые отцы, используя аллегорический метод, связывали акриды с идеей устремленности Иоанна Предтеча к небу (поскольку саранча имеет крылья) и возвышенности его проповеди, а дикий мед — со сладостью его слов.
Некоторые ученые пытались отыскать параллели образу жизни Иоанна Предтечи в литературе того времени. Наиболее близким оказался образ жизни некоторых греческих философов (пифагорейцев и киников), иудейского проповедника Банна и Иакова, брата Господня. В эллинистическом контексте питание акридами может объясняться стремлением к максимально естественному, природному образу жизни, без излишних потребностей, мешающих достижению блага. В иудейской традиции более значимым могло быть желание полагаться только на Бога и на ту пищу, которую Он дает, или стремление избежать осквернения языческой пищей, как, например, Иуда Маккавей «удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения».
В других местах евангелисты иначе характеризуют рацион Иоанна Предтеча и Крестителя Господня. Например, в синоптических Евангелиях говорится, что пост его учеников (которому он их научил) похож на пост фарисеев, т. е. согласуется с законом Моисеевым. Правда, данный отрывок лишь косвенно относится к Иоанну Предтече. У Матфея и у Луки также встречается логия, происходящая, вероятно, из общего источника: у Евангелиста Матфея «...пришел Иоанн, ни ест, ни пьет», у Евангелиста Луки с уточнениями — «пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет». Но она не уточняет рацион Иоанна Предтеча, лишь противопоставляя его рациону Иисуса Христа, Который принимал участие в трапезах «с мытарями и грешниками». В Евангелии от Луки (1. 15) архангел Гавриил предрекает, что Иоанн Предтеча «не будет пить вина и сикера», что, вероятно, указывает на его назорейство. Хотя назорейский обет принимался на ограниченное время, в Ветхом Завете есть примеры пожизненного обета. Возможно, что отказ от вина был связан с необходимостью соблюдения ветхозаветными священниками особой ритуальной чистоты перед служением в храме.
Наибольшее число ученых связывают рацион Иоанна Предтеча с практикой секты ессеев. Об их аскетическом образе жизни и питании сообщают многие источники. В «Дамасском документе» и Храмовом свитке прямо говорится, что акриды дозволено употреблять в пищу членам общины. Однако практика ессеев в этом отношении не выходит за рамки галахических норм обычных иудеев (их отношение к елею и тканям для одежды указывает на то, что священнические правила ритуальной чистоты распространялись и на членов общины).
О проповеди
Согласно Евангелиям, Пророк, Предтеча и Креститель Господний Иоанн проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк 1. 4; Лк 3. 3). О «крещении покаяния» как об основном содержании проповеди Иоанна Предтечи говорится и в Деяниях святых апостолов. Евангелист Матфей уточняет, что Иоанн Предтеча проповедовал покаяние ввиду приближения Царства Небесного (по сути то же, что говорил потом и Сам Христос).
Важной составляющей проповеди Иоанна Предтечи было и возвещение прихода Сильнейшего. Эти слова Иоанна Предтече присутствуют во всех четырех Евангелиях и в Деяниях святых апостолов, объединяя разные варианты передачи традиции внутри Нового Завета. Поскольку впоследствии в христианской традиции это именование не использовалось, можно утверждать, что он восходит непосредственно к Иоанну Крестителю (хотя Иосиф Флавий ничего подобного о его проповеди не сообщает; у Флавия был повод не вдаваться в детали проповеди Иоанна Крестителя, чтобы не вызвать негативной реакции у римской аудитории, не приемлющей эсхатологических верований иудеев). Современные исследователи, размышляя о значении слова «Сильнейший» для Иоанна Предтечи до того момента, как он узнал Мессию в Иисусе, предлагают несколько вариантов его истолкования.
В свете ветхозаветных пророчеств о Дне Господнем многие экзегеты видят в его словах указание на скорое явление Самого Бога. Однако Иоанн Предтеча говорил не просто о Сильнейшем, а о Том, кто сильнее его самого настолько, что он не может быть у Него даже слугой (развязать ремень обуви или понести ее). Если даже считать слова об обуви допустимым антропоморфизмом (аналогов именно этому образу в Ветхом Завете нет), невозможно объяснить, исходя из этой теории, почему Иоанн Креститель Господний избрал такой способ именования Бога (ведь и так очевидно, что Бог сильнее всех Своих творений).
В качестве альтернативы напрашивается образ грядущего Мессии, но в ту эпоху эсхатологические ожидания иудеев варьировались: одни ожидали прихода Мессии из рода Давидова (нового истинного царя), другие — истинного первосвященника (из рода Аарона, потомка Садока), третьи — одного из тех, кто в Ветхом Завете чудесным образом был избавлен от общей для всех участи сошествия в шеол (т. е. Еноха, Моисея и Илии), или того, кто объединил в себе разные черты (царя-священника Мелхиседека, образ загадочного Сына человеческого, которого упоминает пророк Даниил или того, о ком сказано в апокрифической книге Еноха).
Сложность интерпретации связана с тем, что образ Сильнейшего, с одной стороны, явно антропоморфный, с другой — Он обладает властью, в Ветхом Завете принадлежащей только Богу (ниспослание Святого Духа и очищение от грехов). В полной мере этим критериям соответствует только образ Сына человеческого. Дееписатель приводит слова апостола Павла, что Иоанн Предтеча учил веровать «в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян 19. 4). Возможно, последовавшие за арестом сомнения Иоанна Крестителя (или только его учеников) относительно мессианства Иисуса можно объяснить тем, что Иоанн Предтеча не имел полного откровения, каким будет Мессия. Во всяком случае он, вероятно, ожидал от Мессии немедленного начала эсхатологического Суда.
Согласно евангелисту Луке, в притче, рассказанной Спасителем в связи со спором о веельзевуле, Сам Иисус отнес к Себе именование «сильнейший» (Лк 11. 22; у других синоптиков этого слова нет, но смысл притчи тот же: Мф 12. 29; Мк 3. 27). Вероятно, за этим образом стоят пророчества Исаии о «сильном», который отнимет добычу у тирана и спасет сынов Израилевых).
О крещении «Духом Святым и огнем» говорится в Евангелие от Матфея и и Луки, тогда как в Марк и Иоанн сообщается лишь о крещении «Духом Святым». На протяжении XX века ученые спорили о том, какой вариант фразы является оригинальным, а какой содержит христианские интерполяции. В настоящее время признается, что оба варианта могут считаться достоверными. Как образ крещения Святым Духом, так и образ крещения огнем имеют аналоги в предшествующей иудейской традиции. Очевидно, за ними стоят пророчества о Дне Господнем, во время которого произойдут наказание и очищение огнем, который означает ярость Божию или просто является одной из метафор для выражения действия Бога. Пророки говорят также об излиянии Духа в последние дни и об эсхатологическом очищении водой, которая связана с этим Духом.
Выражение «Духом Святым и огнем» может быть интерпретировано и как гендиадис (фигура речи, в которой понятия выражены двумя именами существительными, одно из них употреблено вместо имени прилагательного), особенно с учетом гипотезы семитского оригинала Евангелий. В этом случае пророчество можно интерпретировать как крещение «огненным духом» или «духовным огнем». Образ деревьев, которые будут срублены Сильнейшим (Мф 3. 10; Лк 3. 9), также восходит к ветхозаветным пророкам. При этом ряд исследователей подчеркивают, что Иоанн Предтеча и Креститель Господень проповедовал не конец света, а прямое вмешательство Бога в историю, подобное тем вмешательствам, которые описываются в Ветхом Завете (например, в повествованиях об исходе из Египта), благодаря чему исполнятся обетования, данные праотцам.
Исследователи отмечают близость эсхатологии Иоанна Предтеча к кумранской. Особенно четко связь ожидаемого эсхатологического очищения Духом с огнем и водой. Однако подобные учения вполне могли разделяться и другими иудейскими группами. Специфического для кумранитов дуализма у Иоанна Предтече нет.

Проповедь св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 300)
Большое значение в проповеди Иоанна Предтеча имело также ветхозаветное учение о «пути Господнем» (многократно упоминался у пророков как «путь праведности», «прямой путь», «путь исполнения заповедей», «путь мира» и т. п.). Об Иоанне Предтече в говорится, что он пришел «путем праведности»; в пророчестве в Евангелие от Луки об Иоанне Предтеча сказано, что он направит народ на «путь мира».
Все евангелисты свидетельствуют, что Пророк Предтеча и Креститель Господний Иоанн начал служение с «приготовления пути», как сказано в книгах пророков Исаии и Малахии. При этом «приготовление пути» понималось не как то, что должен делать только Иоанн Предтеча при пассивном ожидании мессии Израилем, а как усердное исполнение заповедей и стремление к праведности всего избранного народа, та как «путь праведника прям». Вероятно, с этим связаны вопросы «что нам делать?», которые задавали Иоанну Предтече разные лица. В этом отношении учение Иоанна Предтеча сближается с учением кумранитов, для которых образ «пути Господня» («пути Правды») имел огромное значение и в текстах которых он детально раскрывается. В Евангелиях приводится в версии христианской интерпретации служения Иоанна Предтеча или представляет собой несколько отредактированный вариант его слов.
Аудитория
Согласно евангелистам, к Иоанну Предтече приходили креститься жители Иерусалима, Иудеи и района Иордана. Матфей называет среди последователей Иоанна Крестителя обратившихся мытарей и блудниц, тогда как пришедшие к нему фарисеи и саддукеи, видимо, не были им крещены. Все эти группы имели большое значение и в земном служении Иисуса Христа (Он также использовал образ «порождений ехидны»). Поэтому современные исследователи, учитывая, что только Матфей связывает фарисеев и саддукеев с Иоанном Предтечей, сомневаются в историчности его свидетельства. Лука говорит, что за наставлениями к нему приходили мытари и воины. Поскольку эти данные также уникальны, а образы мытарей и воинов имеют для Луки большое богословское значение, их историческая достоверность находится под вопросом.
Экзегеты расходятся во мнениях, крестил ли Иоанн Предтеча язычников. Прямых указаний на это нет. Иосиф Флавий писал, что он проповедовал только иудеям. Однако некоторые толкователи интерпретируют образ камней в Евангелиях Матфея и Луки, из которых Бог может воздвигнуть детей Аврааму, как символическое указание на язычников. По мнению других, в этих стихах присутствует аллюзия на события, связанные с переходом евреев через Иордан и вхождением в землю обетованную, или подразумеваются те камни, которые упомянуты в истории об Илии. В любом случае эта версия отсылает к темам богоизбранности народа и его завета с Богом, а значит, и служение Иоанна Предтече было ориентировано прежде всего на иудеев, от которых он требовал не просто покаяния за нарушение отдельных заповедей, но признания того, что завет с Богом разрушен из-за грехов народа.
Ученики
Хотя к Иоанну Предтечи приходило креститься множество народа и многие, вероятно, оставались и следовали за ним повсюду, источники не позволяют говорить о том, что Иоанн Предтеча стремился к созданию некой особой общины, отделенной от основной массы иудеев. В его проповеди отсутствует учение об избранном остатке праведников, благодаря которому спасется весь Израиль, характерное для кумранитов. Видимо, Иоанн Предтеча рассчитывал на преобразование и обновление всего Израиля с приходом Мессии. Тем не менее в Новом Завете говорится о его учениках, осознававших себя единой группой: они постились. Согласно Евангелисту Луке, Иоанн Предтеча научил их молиться неким особым образом. Однако это свидетельство уникально, и, учитывая то, сколь большое место тема молитвы занимает в Евангелии от Луки, его историчность остается предметом дискуссий. В Евангелиях от Матфея и от Луки сообщается о двух учениках, которых Иоанн Предтеча посылал, находясь в темнице, к Иисусу Христу, чтобы удостовериться в том, что Он и есть ожидаемый Мессия. Евангелист Матфей отмечает, что ученики Иоанна Крестителя общались с Иисусом Христом и после погребения Иоанна Крестителя. В Евангелии от Иоанна также присутствуют два ученика (один из которых — апостол Андрей), которые, услышав от Иоанна Предтече, что Иисус Христос и есть Мессия (Агнец Божий), идут следом за Ним и становятся Его учениками.
В книге Деяния святых апостолов упоминается иудей Аполлос из Александрии, который был крещен Иоанном Предтечей и наставлен в «начатках пути Господня». Он проповедовал в Эфесе «о Господе», т. е., вероятно, о грядущем Мессии, а затем, встретив христиан Акилу и Прискиллу, уверовал, что Мессией является Иисус Христос, присоединился к Церкви и стал проповедовать в Греции. Далее приводится история об учениках, которых апостол Павел нашел в Эфесе, после того как Аполлос ушел в Грецию. Эти ученики были крещены только Иоанновым крещением и не имели Дара Святого Духа. Дееписатель приводит их слова о том, что они «даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Это странно, поскольку в проповеди Иоанна Предтеча прямо говорилось о крещении Духом. Видимо, смысл их ответа в том, что они не слышали о начале новой эры и о действии Святого Духа в мире, о том, что все предсказанное Иоанном Предтечей уже осуществляется. Этих учеников было около 12; возможно, это число не случайно и указывает на символику 12 колен Израилевых, а значит, может быть связано с темой ожидания заключения нового завета.
Отношение Предтечи и Крестителя Господня Иоанна к священству Иерусалимского храма
В период служения Иоанн Предтечи храмовое священство часто становилось объектом критики различных течений внутри иудаизма. Известны группы, которые отказались от храмового культа (например, ессеи) или создали альтернативный храм (например, Леонтопольский храм в Египте).
Согласно евангелисту Марку, Иоанн Предтеча был хорошо известен первосвященникам, книжникам и старцам. Евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа о том, что первосвященники и старцы не поверили Иоанну Предтече. Поскольку прямых высказываний Иоанна Предтечи о храме не сохранилось, исследователи строят рассуждения на анализе его практики. Одни считают, что ритуалы, которые совершал Иоанн Креститель, были альтернативой храмовому культу (причем некоторые даже называют его «чистым» священником), другие доказывают, что все совершенное Иоанном Предтечей было в рамках закона Моисеева. Некоторые ученые причисляют Иоанна Предтеча к тем, кто относились к храмовому культу не враждебно, а индифферентно. Однако если в Евангелиях от Матфея («и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму») и Луки («Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»)отражено отношение Иоанна Предтеча к проблеме завета с Богом и к богоизбранности народа, то на этом основании можно предположить, что и к обрядовым заповедям закона Моисеева, в основе которого лежит идея завета, у Иоанна Предтече отношение было негативным: если завет с Богом разрушен, то и искупительные жертвоприношения в храме потеряли силу, а значит, остается только каяться и ждать прихода Мессии для возобновления завета.
Иоанн Предтеча как пророк и провозвестник Мессии

Св. Иоанн Предтеча получает дар пророчества. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, с житием». Сер. XVI в. (ЯИАМЗ)
Евангелисты сообщают, что народ считал Иоанна Крестителя пророком, а некоторые — даже Мессией. В период Второго храма среди иудеев было распространено мнение, что пророки в Израиле исчезли, а те, кто выдают себя за них, являются лжепророками. При этом многие ожидали пришествия эсхатологического пророка. Основой для этих ожиданий, возможно, служили стихи Второзакония 18. 18-19: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Вероятно, смысл ожидания пророка был еще и в том, что без него многие считали невозможным восстановление истинной царской власти в Израиле. Среди наиболее ожидаемых было пришествие пророка Илии. Уже в Книге пророка Малахии говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня». Евангелист Марк передает предание книжников о том, что «Илии надлежит прийти прежде». По словам Иустина Мученика, и в его время раввины учили: «Что же касается Христа, если Он родился и находится где-нибудь, то Он неизвестен другим и ни Сам Себя не знает и не имеет никакой силы, доколе не придет Илия, не помажет и не объявит Его всем».
Иоанн Предтеча и Иисус Христос
По словам Самого Спасителя, Иоанн Предтеча не просто пророк, но «больше пророка». Он прямо отождествляет его с Илией: «Илия должен прийти прежде и устроить всё… Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем». Служение Иоанна Крестителя является переломным моментом в Священной истории Израиля: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Но при этом Спаситель замечает, что, несмотря на величие Иоанна Предтеча, «меньший в Царстве Небесном больше его».
Поскольку после убиения Иоанна Предтечи многие были уверены, что он воскрес, и даже принимали за него Иисуса Христа, евангелисты, говоря об Иоанне Крестителе, были вынуждены акцентировать внимание на его подчиненном положении по отношению к Истинному Мессии.
Очевидно, что евангелисты считали необходимым объяснить, почему безгрешный Мессия должен был принять от Иоанна Предтечи крещение покаяния, тем более что это не соответствовало ни одному из ветхозаветных пророчеств и контрастировало с иудейскими эсхатологическими ожиданиями. Событие Крещения Господня — одно из ключевых в новозаветной истории. Большинство современных исследователей признают его несомненно исторически достоверным.
В диалоге с Иоанном Предтечей Сам Спаситель говорит, что смысл Его крещения в том, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф 3. 15). Под «правдой», вероятно, имеется в виду божественное правосудие и в то же время верность Бога обетованиям, данным патриархам. Таким образом, Крещение является не актом частного характера, а составной частью домостроительства спасения, исполнением того Божественного замысла о спасении, который неизменен от начала времен. В Евангелии от Иоанна смысл крещения Господня раскрывает Иоанн Предтеча, говоря о себе, что он «для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин 1. 31).
Повествования евангелистов о Крещении отличаются в деталях, особенно в описаниях теофании. Греческий текст синоптиков не раз вызывал споры толкователей, кто именно видел «разверзающиеся небеса и Духа»:
- в Евангелии Марка это скорее всего Сам Иисус, потому что в придаточном предложении действующее лицо именно Он;
- в Евангелии Матфея речь также идет о Спасителе и ничто не указывает на смену субъекта;
- в Евангелии Луки слова о видении вообще отсутствуют.
Только евангелист Иоанн однозначно указывает, что происходящее видел Иоанн Предтеча (отсюда в синодальном переводе сделаны корректирующие вставки имени Иоанн в соответствующих местах синоптических евангелий; в современных изданиях они обычно даются в квадратных скобках).
Слова о Духе, сходящем «как голубь», также могут быть интерпретированы двояко: в Евангелиях Матфея, Марка, Иоанна речь может идти не только о внешнем виде, но и о способе движения («подобно голубю», т. е. плавно), тогда как в Евангелии Луки четко говорится о том, что Дух имел «телесный вид» голубя. Глас с небес в Евангелиях Марка и Луки обращен прямо к Иисусу («Ты Сын Мой Возлюбленный»; у Луки даже дважды — «в Тебе Мое благоволение»). У Матфея слова звучат не столько для Иисуса, сколько для тех, кто присутствуют при этом (в первую очередь для Иоанна Предтечи): «Сей есть Сын Мой возлюбленный». В Евангелии от Иоанна приводится лишь исповедание самого Иоанна Предтеча: «Сей есть Сын Божий». Судя по словам Иоанн Предтеча: «…но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин 1. 26), никто из присутствовавших при Крещении ничего не видел, и Мессия был открыт Израилю только «на другой день» (Ин 1. 29).
«Крещение Иоанново»
Ритуальное использование воды известно во многих религиях мира и обусловлено двумя основными свойствами этой стихии — очищать (убивать нечистоту) и даровать жизнь. Согласно закону Моисееву, омовение в воде было частью ритуального очищения. Отличительными чертами ветхозаветной практики можно считать то, что омовения совершались неоднократно, всегда без помощи посредников, не были связаны с понятиями вины, святости и спасения, но служили приготовлением к участию в жертвоприношениях (по этой причине женщинам ветхозаветная традиция в отличие от позднейшей раввинистической предписывала омовения в крайне редких случаях). Действенность омовения была обусловлена множеством факторов. Так, в ряде случаев одного омовения без жертвоприношения было недостаточно, чтобы произвести очищение. Действенность зависела также от времени захода солнца. В большинстве случаев, встречающихся в Ветхом Завете, требовалось омовение всего тела, т. е. полное погружение в воду. Причем очищала только вода из естественного источника или собранная в цистерну дождевая, поскольку считалось, что и та и другая происходят прямо от Бога (вода в любом сосуде при попадании в него чего-то нечистого оскверняется, если была налита человеком; природный же источник и вода в миквах сохраняет чистоту при соприкосновении с нечистотой). Священники не принимали участия в омовении осквернившихся, но лишь свидетельствовали об их чистоте или нечистоте и совершали дополнительные обряды и жертвоприношения.
В эпоху Второго храма происходит развитие обрядов омовения. Появляются религиозные группы, которые практиковали регулярные омовения с целью поддержания состояния ритуальной чистоты, необходимой для участия в жертвоприношениях. По сути на членов этих групп распространялись те нормы чистоты, которые прежде применялись лишь по отношению к священству. В научной литературе все разнообразие этих течений получило наименование «крестильные секты» (европейские ученые именуют их «баптисты», но в русской традиции такое наименование прилагается только к протестантам Нового времени). Обычно к ним причисляют ессеев, имеробаптистов, масботеев, последователей пророка Банна, эвионитов, елкесаитов, сабеев, мандеев. Однако некоторые из перечисленных наименований могли относиться к одной и той же секте. Существование одних сект в I в. подтверждено документально, другие же известны только по памятникам более поздней эпохи. Как эти секты связаны друг с другом, когда возникли, можно ли говорить о преемственности одних по отношению к другим, точно не установлено.
По источникам лучше всего известна практика ессеев. Обычно с ними связывают неизвестный ранее обычай инициации — приема новых членов через ритуальное омовение. Однако сейчас высказываются серьезные сомнения в том, что описываемое у Иосифа Флавия омовение имело значение инициации, а не было просто первым из регулярных актов восстановления ритуальной чистоты. В том же месте Флавий сообщает, что от желающих присоединиться к секте требовались прежде всего принесение клятв и благочестивая воздержанная жизнь. Полноправными членами омовения совершались регулярно в 5 часов утра (примерно в 11 часов по современному исчислению времени), перед дневной трапезой. Возможно, этот обычай был связан с тем, что ессеи, не участвовавшие в культе Иерусалимского храма, чтили время, назначенное для жертвоприношений, а их совместные молитвы и трапезы некоторым образом замещали жертвы животных.
В кумранских рукописях (некоторые ученые оспаривают принадлежность их к той же самой секте ессеев) также имеются сведения о практике ритуальных омовений. Так, в «Дамасском документе» имеются указания о количестве и качестве воды, употребляемой для омовений: вода должна быть чистой, и ее должно быть достаточно для полного погружения. В «Уставе общины» омовение связывается с покаянием, очищением от грехов, соблюдением нравственной чистоты и вступлением в завет с Богом. Кроме того, возвещается эсхатологическое очищение Святым Духом. Однако ни в одном источнике не говорится о существовании посредника при акте омовения.
Отдельной дискуссионной проблемой является раввинистическая практика «крещения прозелитов», т. е. ритуального омовения при обращении в иудаизм (для мужчин после обрезания). О времени возникновения этого обычая существует несколько теорий, поскольку подробные описания встречаются только в поздних памятниках. Одни считают этот образ очень древним и возводят его по крайней мере к периоду Второго храма. Хотя на бывших язычников заповеди закона Моисеева о чистоте распространялись только с момента обрезания, основанием для их обязательного омовения при обращении могло быть то, что они контактировали с идолами и идоложертвенным либо вступали в супружеские отношения с женами в период женского очищения.
Против ранней датировки появления обряда говорит свидетельство Книги Иудифи: «Ахиор же, видя все, что сделал Бог Израилев, искренно уверовал в Бога, обрезал крайнюю плоть свою и присоединился к дому Израилеву, даже до сего дня» (Иф 14. 10). Иосиф Флавий и Филон Александрийский также не упоминают «крещения прозелитов». Самые ранние независимые свидетельства существования такого обычая относятся к 1-й половине II века. Учитывая тот факт, что талмудическая литература описывает споры раввинов об этом обычае, можно предположить, что он относительно новый и возник не ранее 2-й половины I — начала II веков, во всяком случае до II в. не был повсеместно принят.
Даже если в период служения Иоанна Предтечи «крещение прозелитов» уже существовало, оно лишь дополняло обрезание и было связано с ритуальной нечистотой, а не с грехами нравственного характера или с эсхатологическими ожиданиями. Некоторые исследователи вообще сомневаются, что «крещение прозелитов» было именно инициацией, а не просто 1-м ритуальным омовением в жизни нового иудея, не отличающимся по сути от последующих, прозелит сам совершал это омовение, раввины не были посредниками или свидетелями.
Единственный известный в I веке обряд омовения, совершавшийся при помощи посредника и скорее всего однократно, связан с именем Иоанна Предтечи. Никто из большого числа пророков, проповедовавших в Палестине в это время, не совершал ничего подобного (например, пророк Банн и его последователи, в т. ч. Иосиф Флавий, омывались часто днем и ночью). Практику Иоанна Предтечи отличало и то, что он не предписывал после омовения отправляться в Иерусалим для освидетельствования у священников и принесения жертв. Причиной, вероятно, было то, что для Иоанна Предтечи, ввиду нарушения завета всем народом, прежняя культовая система перестала действовать. Именно поэтому он мог совершать омовения в Иордане, воды которого, по крайней мере в раввинистической традиции, считались непригодными для ритуальных омовений.
Возможно, Иоанн Креститель, погружая людей в воды Иордана, имел в виду и целый ряд образов, связанных с исходом евреев и их вхождением в землю обетованную, границей которой был Иордан. С этой точки зрения «крещение Иоанново» указывало на то, что наступлению Царства Божия должны были предшествовать обновление Израиля и символический новый исход. Чтобы оказаться среди тех, кто войдёт в Царство Божие, надо было пройти через пустыню, признать, что прежний завет с Богом нарушен грехами всего народа, а затем войти в Иордан и выйти из него в ожидании грядущего Суда (возможно, на другом берегу; если пойти в реконструкции дальше, то можно предположить, что если Иоанн Предтеча крестил на восточном берегу реки, то переход через нее повторял путь Иисуса Навина, а если на западном, то тогда Иерусалим и вся Иудея могли быть для него символическим Египтом, а переход через Иордан — символическим переходом через Чермное море).
Поскольку этот обряд не был очистительным (как омовения по закону Моисееву) и не являлся инициацией (как у ессеев), Иоанн Предтеча не требовал от приходящих к нему длительной подготовки. Наоборот, сам обряд был подготовкой к пришествию Сильнейшего, Который будет крестить Духом Святым и огнем. Возможно, одним из оснований для «Иоаннова крещения» послужили пророческие слова Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис 1. 16-17).
Евангелисты говорят о том, что приходившие к Иоанну Предтечи и крестившиеся исповедовали свои грехи. Современные ученые спорят о смысле и характере этой исповеди. Одни усматривают здесь некое эсхатологическое таинство полного прощения всех грехов, другие считают его только приготовлением к прощению грехов на предстоящем Суде, третьи усматривают акт не личного, а коллективного покаяния, известный еще в Ветхом Завете и в кумранских памятниках. Скорее всего проповедь Иоанна Предтечи о покаянии — это воспроизведение ветхозаветного призыва вернуться к Богу, обратиться к Нему за прощением грехов и исцелением, а не некое особое таинство, подобное христианской сакраментальной исповеди.
На основании рассказа Иосифа Флавия сделать точные выводы о практике и об учении Иоанна Предтеча довольно трудно, поскольку они излагаются с использованием понятий греческой философии. Эсхатологический аспект проповеди Иоанна Предтечи у Флавия отсутствует. Поэтому «Иоанново крещение» в его описании предстает как регулярно совершаемый обряд, возможно с некоторым оттенком жертвенного характера. Однако само по себе оно не производит очищения и не искупает грехов, а является закономерным итогом упражнения в добродетелях нравственного характера.
Конфликт Иоанна Предтечи с Иродом Антипой и убиение Иоанн Предтеча
Ирод Антипа (4 год до Р. Х.- 39 год по Р. Х.) был сыном Ирода Великого от самаритянки Малтаки и как тетрарх управлял Галилеей и Переей, доставшимися ему после раздела наследства Ирода Великого. Он был женат на дочери набатейского царя Арефы (Ареты, Харитата) IV Филопатра. Согласно Иосифу Флавию, Ирод Антипа влюбился в Иродиаду, жену своего сводного брата Ирода (сына Ирода Великого от Мариамны, дочери первосвященника Симона). Она согласилась выйти замуж за Антипу, если он прогонит свою жену. Однако жена Антипы узнала об этом и обратилась за помощью к отцу Арефе, который тут же отправил войска против зятя, чтобы смыть оскорбление и восстановить честь дочери. Войско Антипы было разбито, и только вмешательство Рима спасло его от дальнейшей расправы. Иосиф Флавий также сообщает, что брак Антипы и Иродиады все-таки состоялся, а дочь Иродиады от 1-го брака Саломея вышла замуж за тетрарха Филиппа, который умер на 20-й год правления императора Тиберия, т. е. в 33/34 годы. Таким образом, Ирод Антипа с точки зрения закона Моисеева нарушил заповедь. Рассказывая об Иоанне Предтеча, Иосиф Флавий не упоминает о том, что Иоанн Предтеча обличал Ирода Антипу в совершении этого греха, хотя и связывает поражение войска Антипы с убиением Иоанна Предтечи.
Евангельская традиция представляет дело иначе. Согласно Марку, причиной конфликта между Иоанном Предтечей и Иродом Антипой стал его брак с Иродиадой, которая была женой его брата Филиппа. Согласно Луке, Иоанн Предтечи был арестован из-за того, что обличал Ирода Антипу за брак с Иродиадой и «за всё, что сделал Ирод худого» (Лк 3. 19). При этом Ирод не хотел убивать Иоанна Предтечу, потому что считал его святым и слушал его наставления (Мк 6. 20). Согласно Матфею, он боялся народа, который почитал Иоанна Крестителя пророком (Мф 14. 5). Однако на пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей дочери Иродиады (ее имя не называется). По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Крестителя, что и было исполнено, хотя Ирод этого не хотел. Позже Ирод, согласно Марку, взял вину убийства на себя. Услышав о чудесах Спасителя, он решил, что Иоанн Креститель воскрес. Таким образом, отличием евангельской традиции от рассказа Иосифа Флавия является то, что Иродиада является женой не Ирода, а Филиппа. Для согласования данных обычно делается предположение, что Филипп — 2-е имя Ирода, который жил в Риме и не был тетрархом.
Согласно Флавию, причиной конфликта был не брак, а огромный авторитет Иоанна Крестителя в народе. Ирод Антипа, заподозривший Иоанна Предтечу в том, что он может возглавить бунт, поспешил схватить его и казнить. О роли Иродиады ничего не сказано. Если сведения евангелистов указывают скорее на Галилею (Мк 6. 21) как на место казни Иоанна Крестителя, то Иосиф Флавий писал, что это произошло в крепости Махерон в Перее, на границе с Набатейским царством. В зависимости от того, как расцениваются данные Флавия, смерть Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна датируется 28/29 или 35/36 годом.
Славянская версия «Иудейской войны»
Содержит два рассказа о человеке, который по ряду признаков очень напоминает Иоанна Крестителя. В Первом рассказе говорится о некоем проповеднике, который ходил по Иудее и одевался в странные одежды из звериного меха. У него были длинные волосы и «дикое» лицо. Он говорил иудеям, что послан к ним Богом «показать им путь закона». Если они последуют за ним, то ими будет управлять только один Бог, а множество земных правителей, которые ими управляют, потеряют власть. За ним пошли вся Иудея и окрестности Иерусалима. Он погружал людей в струи Иордана и поучал, чтобы они перестали творить зло. Когда слухи дошли до Архелая (он правил Иудеей с 4 года до Р. Х.- 6 год по Р. Х.), он повелел собрать синедрион. Проповедника привели на заседание. Он сказал, что он простой человек, живет, питаясь кореньями и щепками, но в него вошел Дух Божий. Они же с угрозами запретили ему проповедовать. Когда же он стал обличать собравшихся, Симон, «ессей по рождению и книжник», воскликнул: «Как может поучать тех, кто каждый день читает Священное Писание, тот, кто только что вышел из леса?!». Тогда проповедник произнес, что не откроет им тайны, и предсказал, что на них придет погибель, а сам удалился на другую сторону Иордана, где ему уже никто не мешал (Иосиф Флавий. История иудейской войны: Древнерусский перевод).
В другом рассказе повествуется о том, как тетрарх Филипп захотел узнать толкование своего сна. Никто не мог ему разъяснить, почему во сне орел выклевал ему оба глаза. Тогда к Филиппу пришел человек, который одевался в звериные меха и «очищал людей в струях иорданских». Он обличил тетрарха в мздоимстве и объявил, что за это он будет лишен власти и жены — таково значение его сна. Когда вскоре Филипп умер, власть получил Агриппа, а его жену взял Ирод. Никто из законоучителей не смел обличить Ирода. Но все тот же «дикий» человек обвинил Ирода в том, что он не исполняет закон о левиратном браке, но прелюбодействует. Ирод велел побить и прогнать его, но тот везде, где встречал Ирода, обличал его. Тогда Ирод посадил проповедника в темницу. Этот человек жил подобно духу, не ел хлеба (даже на Пасху), а тем более не ел мясной пищи и не пил вина, вкушал только щепки, акриды и дикий мед.
В христианских и гностических апокрифах
В «Евангелии Фомы» Иоанн Предтеча упоминается только раз. Еще в нескольких сочинениях, близких к канонической традиции, имя Иоанна Предтеча сознательно пропущено.
Согласно блаженному Иерониму, в «Евангелии евреев», которое использовала секта назореев, упоминается совершение Иоанном Предтечей крещения «во оставление грехов». Рассказывается также, что Иисус не захотел принять это крещение, т. к. не имел грехов. Святой Епифаний приводит цитату из «Евангелия евреев», которое было хорошо известно эвионитам. В нем говорилось, что Иоанн Предтеча крестил фарисеев и весь Иерусалим. Он одевался в одежды из верблюжьего волоса, носил кожаный пояс и питался диким медом и лепешками. Он совершал крещение покаяния в Иордане во время правления Ирода, когда первосвященником был Каиафа. Он был из рода Аарона, его родители — Захария и Елисавета. Во время теофании после крещения Иисуса глас с небес раздался трижды: два раза его слышал Иисус, один раз — Иоанн Предтеча; причем перед этим все вокруг озарил «великий свет». Когда Иоанн Предтеча узнал, что перед ним Сын Божий, он сказал Ему: «Молю Тебя, Господи, крести Ты меня». Но Иисус удержал его со словами: «Все, что надлежит, должно быть исполнено».
В «Протоевангелии Иакова» приводится рассказ о бегстве Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, в горы во время избиения младенцев в Вифлееме. Не зная, где спрятать младенца, она воскликнула: «Гора Бога, впусти мать с сыном!» И гора раскрылась и впустила их. «И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их». Далее говорится о том, как Захария отказался выдать местонахождение маленького Иоанна и его матери слугам Ирода. Тогда Ирод сказал: «Сын его будет царем Израиля». И велел убить Захарию на рассвете у алтаря.
Иоанн Предтечи упоминается в гностическом трактате «Пистис София», где от лица Иисуса Христа говорится о том, что Иоанн Предтеча прежде рождения, еще во чреве матери, получил от Архонтов душу пророка Илии. Этот рассказ представляет собой аллюзию на евангельские слова о пришествии пророка Илии прежде Иоанна Предтеча (Мк 9. 11-13; ср.: Мф 11. 14; 17. 9-13). В другом месте Иоанн Предтеча упоминается в связи с толкованием Пс 84, в котором стих «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84. 11) аллегорически истолковывается как указание на его встречу (олицетворяющего Истину и названного также Силой) и Спасителя накануне крещения. В «Пистис София» приводится цитата, близкая к Мф 3. 11-12 и Лк 3. 16-17, с разъяснением, что Сила внутри Иоанна Предтече пророчествовала об Иисусе, Который должен принести таинства в мир и очистить грехи уверовавших грешников. От лица Иисуса говорится, что Он послал Илию в тело Иоанна Предтечи.
В Псевдо-Климентинах Иоанн Предтечи носит прозвище Омывающийся ежедневно и выступает основателем секты, но при этом является предтечей Христа (присутствует тема 2-го Илии). Говорится, что у Иоанна Предтечи было 30 учеников (среди них была женщина) по числу лунных месяцев, подобно тому как у Спасителя было 12 учеников по числу солнечных месяцев. Ученики Иоанна Предтечи отделились от народа и провозгласили его пророком и Христом вместо Иисуса. Самым лучшим учеником был Симон Волхв. Однако преемником Иоанна Предтечи обманом стал Досифей.
Образ Иоанна Крестителя в творениях отцов Церкви и раннехристианских писателей
Священномученик Игнатий Богоносец упоминает крещение Господне от Иоанна и объясняет его тем, что Иисус «крестился для того, чтобы Своими страданиями очистить и воду».
Подробно об Иоанне Предтечи говорит священномученик Иустин Философ. Он объясняет, что явление пророка Илии будет предшествовать Второму пришествию Христову, тогда как при Его Первом пришествии Дух Божий, бывший в Илии, действовал через Иоанна Предтечу. Иустин называет Иоанна Предтечу Иоанном Пророком, потому что после него в иудейском народе больше не было пророков. Он пересказывает историю об убиении Иоанна Крестителя и цитирует Евангелия от Матфея. В другом месте Иустин называет Иоанна Предтечу «вестником пришествия Христова» и «Его предтечею на пути крещения». Иоанн Предтеча «сидел» при Иордане и проповедовал «крещение покаяния, нося только пояс кожаный и одежду из верблюжьих волос и ничего не вкушая, кроме акрид и дикого меда… люди думали, что Он Христос, но он сам объявил им: «Я не Христос, но голос вопиющего; ибо придет Сильнейший, нежели я, Которого сапогов я не достоин понести»». В момент сошествия Христа в воду для Крещения «огонь возгорелся в Иордане». Христос крестился не потому, что имел нужду в этом, но «Он совершил это за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по собственной вине творил зло».
По словам Тертуллиана, Иоанн Предтеча «назначил покаяние для очищения умов», чтобы приготовить сердца людей к восприятию Святого Духа. Колебания Иоанна Предтечи в темнице он объясняет тем, что дух пророчества в нем ослабел после Крещения и помазания Духом Христа. Тертуллиан также говорит, что Иоанн Креститель явил образ ангела и стал примером воздержания.
С IV века Иоанн Предтеча почитался как тот, кто дал Первый пример монашеской жизни: «Павел ввел его [монашеский образ жизни], Антоний сделал известным… а Иоанн Креститель дал первый пример». По словам святителя Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечу «не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чем другом подобном, но, нося плоть, вел какую-то ангельскую жизнь. Для того-то он и носил волосяную одежду, чтобы и самой одеждой научить нас удаляться от человеческого и не иметь ничего общего с землей, но возвращаться к прежнему благородству, в каком был некогда Адам, прежде чем имел нужду в платье и одежде. Таким образом, самая одежда Иоанна служила знаком и царского достоинства, и покаяния».
Много внимания святые отцы уделяли толкованию «крещения Иоаннова» в связи с крещением Господним. Так, блаженный Иероним объяснял: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю принять Крещение от Иоанна.
Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом.
Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова.
В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих».
По мнению святителя Иоанна Златоуста, евангельские слова: «…ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3. 15) — означают, что Иоанн Предтеча и Спаситель «все предписанное законом исполнили, не преступили ни одной заповеди». Преподобный Ефрем Сирин замечает, что в крещении Господь принял власть священника, тогда как царское достоинство дома Давидова Он получил по рождению. Передать эту власть мог только потомок Аарона, каковым был Пророк Иоанн Предтеча и Креститель. При этом в святоотеческой традиции часто встречается мнение, что отец Иоанна Крестителя, Захария, был не просто священником, а одним из первосвященников.
Святые отцы отличают «крещение Иоанново» от иудейского обряда: «Крестил Иоанн уже не по-иудейски, потому что не водой только, но и в покаяние, однако же не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом». Смысл крещения «во оставление грехов» заключался в том, что «нераскаянны были иудеи и никогда не чувствовали грехов своих, но, будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными, а это-то особенно и губило их, и отдаляло от веры… цель пришествия Иоанна состояла в том, чтобы расположить их к познанию своих грехов и склонить к покаянию; не для того, чтобы они были наказаны, а чтобы стали через покаяние более смиренными, осудили самих себя и прибегли к получению прощения». Евфимий Зигабен в связи с этим отмечает такую особенность «крещения Иоаннова»: «Некоторые говорят, что Креститель всякого крещаемого, погрузив его по шею в воду, удерживал, пока тот исповедовал свои грехи, и только после исповеди он выходил из воды; но Христос, не имея грехов, не был удерживаем в воде, и потому евангелист сказал, что Он тотчас вышел из воды».
В мандеизме
Согласно мандеям, отцу Иоанна Предтечи было 100 лет. Иоанн Предтеча был крещен по мандейскому ритуалу на 30-й день после рождения. Его служение продолжалось 42 года. Мандеи называют его «великим пророком», «учителем правды», «посланником Великого Царя жизни», «отпрыском Великого Отца славы». Главной целью его земного служения было разрушить дела Тьмы. Он очищал прокаженных и открывал глаза слепым. В конце жизни он был вознесен на небеса.
В исламе
Иоанн, сын Захарии (Йахйя ибн Закарийа), упоминается в Коране 5 раз. В суре III 39 (34) говорится о том, как Захария получил весть о рождении Иоанна Предтечи: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе, подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержном и пророке из праведников!» Это известие в краткой форме приводится и в суре XIX 7, о чудесном рождении Иоанна Предтечи говорится в суре XXI 90. В суре VI 85 И. П. наряду с Захарией, Иисусом и Илией называется праведником. В суре XIX 12-14 (13-14) об Иоанне Предтечи сказано: ««О Йахйя, держись писания сильно!» И даровали Мы ему мудрость, когда он был мальчиком, и милосердие от Нас и чистоту. И был он богобоязненным и благим своим родителям, и не был он тираном, ослушником».
Хотя история Иоанна Предтечи представлена в Коране лаконично, тем не менее среди мусульман экзегетов эти аяты породили немало споров. Так, спорили о том, что значит рассказанный образ жизни Иоанна Предтечи (одни полагали, что он был физически неспособен к супружеской жизни, другие — что он, как аскет, воздерживался от брака, третьи — что у него просто не было нечистых мыслей и он даже мог иметь жену и детей).
Мусульманское предание дополняет Коран сведениями из христианской традиции. Согласно ат-Табари, Иоанн Предтеча родился на 6 месяцев раньше Иисуса. Хотя Анна, мать Марии, и Елисавета, мать Иоанна Предтечи, были сестрами, Иоанн Предтеча и Иисус встретились на реке Иордан, когда Иисусу было 30 лет. Иоанн Предтечи был пророком, который путешествовал по Палестине, крестил Иисуса, а потом ушел с 12 учениками учить народ. Он был убит Иродом по наущению Саломеи до вознесения Иисуса.
При этом в мусульманской традиции получило распространение и иное предание, согласно которому Иоанн Предтеча был современником Навуходоносора, который напал на Израиль по той причине, что царь Иосия убил Иоанна Предтечи (причиной же убийства было то, что Иоанн Предтеча противился свадьбе царя со своей племянницей). Пролитая кровь Иоанна Предтечи кипела (или на земле, или на блюде, на котором была принесена отрубленная, но говорившая голова Иоанна Предтечи) до тех пор, пока войска Навуходоносора не разрушили Иерусалим. Вероятно, легенда появилась из-за смешения имени отца Иоанн Предтечи с именем ветхозаветного пророка Захарии . Ат-Табари опровергал достоверность этой легенды на том основании, что Навуходоносора от Иоанна Предтечи отделяет 461 год.
***
О Рождестве Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы с вами празднуем память святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его преславное рождество. Какой же человек родился, какой человек пришел в мир, и в какое время он родился? И отличается ли то время, от того времени, в котором мы здесь живем сейчас? Изменились ли обстоятельства жизни?
Все мы знаем, что святой Иоанн Предтеча родился во времена язычества, когда в народе очень было мало веры. Но что мы можем сказать про нас? Неужели сейчас что-то изменилось? Неужели вокруг нас не осталось язычников или людей, совершенно не верующих в Бога? Нет, мы этого сказать не можем. И если как в те времена родился святой Иоанн Предтеча и проповедовал миру о пришествии в мир Спасителя, то и сейчас ничего не изменилось. Точно так же вокруг нас находится языческий мир со всеми своими страстями страшными, и даже не имеющими никакого человеческого описания, что сейчас творится. И вот мы живем сейчас в этом мире и делаем то же самое, что делал много лет назад святой пророк.
Мы говорим всему миру те же самые слова, своим близким говорим, своим друзьям и знакомым: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 3, 2). Ничего не изменилось с тех времен. Все, как и было. И нас тоже можно назвать в какой-то мере провозвестниками пришествия Спасителя. Господь в Священном Писании дал прямое послушание всем: проповедуйте все, не молчите, ибо молчанием предается Бог. Мы не должны молчать. Мы должны говорить всем людям, чтобы они оставили свои грехи, что-то делали сами с собой, со своими страстями.
Первые христиане были в своем мире первыми людьми, которые заговорили о Боге Любви. Их проповедь была многим непонятна. Как это так – покайся, смиряйся, будь кроток, послушлив, и все у тебя будет, и Царство Небесное и покой и мир в душе. Трудно было принять людям проповедь эту. Но и сейчас тоже ничего не изменилось. Людям и сейчас тяжело слушать эти слова. Постоянно люди говорят: а как же так вот войны, а сколько творится злобы, греха. Как же нам быть, как же нам не мстить за это, за то? Как нам все это переносить? Ничего не изменилось, тяжела проповедь. Тяжело людям слушать проповедь Христову. Но есть же люди, которые могут слушать эту проповедь, значит, это могут слышать и все, любой человек. Кому-то нужно один раз сказать, и он все поймет, а кому-то нужно много раз говорить, чтобы он что-то понял. Поэтому не молчите, проповедуйте слово Божие.
Сегодня праздник, и каждый сам спроси у себя, какой же подарок мы с вами подготовили святому Иоанну Предтече. Что мы принесли сегодня? Уже заканчивается Петров пост, мы уже должны были чему-то научиться, что-то исправить в себе. И что мы сегодня, вот именно сегодня святому Иоанну Предтече можем сказать: это мой подарок тебе. Что вы можете подарить ему сегодня? Ну, хотя бы покаяние.
Святитель Иннокентий Херсонский уподоблял душу человеческую заржавелому железу, которое становится уже более хрупким, то есть оно теряет свои свойства. Так и мы с каждым грехом, который входит в нашу душу, теряем свои свойства, теряем сами себя. И от нас зависит, к какому концу нашей жизни придем ли мы совсем заржавелыми или чистые и обновленные. Это все зависит от нас самих. Почему мы повторяем грехи? Может быть потому, что мы не верим в таинство покаяния? Или может быть, мы верим в то, что нам Господь простит все? Но это уже какое-то бесчувствие души. То есть мы надеемся на что-то, но не имеем на это никакого основания.
Мы идем на исповедь, говорим и вообще не исправляемся. То есть мы приходим к таинству исповеди, говорим грехи, но у нас нет даже мысли о том, что мы готовы исправиться. Вот это очень плохо. Таинство покаяния заключается в том, что вы дома каетесь перед Богом, а перед священником на исповеди только говорите о совершенном преступлении. Но вы уже дома решили, а не на исповеди, стоя у священника, что вот вы исправите свою жизнь. Вы должны решить это уже дома, когда вы готовитесь к исповеди. Потому что покаяние человека происходит не на людях, а дома в таинстве, в глубине его души. Священник на исповеди уже должен видеть пришедшую раскаявшуюся душу. А получается, что священник пытается из исповедника сделать за три-пять минут раскаявшуюся душу. Это же очень трудно и бывает даже невозможно.
Насколько важно покаяние для человека, потому что происходит необъяснимое чудо: человек меняется, и весь мир вокруг него меняется. Наш враг рода человеческого знает это и ни на что более не направляет свои силы, как именно на борьбу с этим, чтобы люди не каялись. Потому что именно это преображает и самого человека и весь мир вокруг.
Поэтому в сегодняшний день праздника святого Предтечи Господня Иоанна каждый пусть сам в своем сердце найдет, что же сегодня он принес в подарок святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну.
Спаси всех, Господи.
Аминь.
***
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие по Луке, глава 1 стих с 24 по 25, с 57 по 68, 76, 80 (зачало 3)
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему,
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
На Литургии
Апостола Павла послание к римлянам, с главы 13 стих с 11 по главу 14 стих 4 (зачало 112)
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Евангелие по Луке, глава 1 стих с 1 по 25, с 57 по 68, 76, 80 (зачало 1)
1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а всё множество народа молилось вне во время каждения, –
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему,
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
По материалам:
Православный Церковный календарь. Азбука веры.
Иоанн Предтеча. Православная Энциклопедия.
Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни. Азбука веры.
Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Оптина пустынь.