РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святого Богоявления)

Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог, в Троице поклоняемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся Крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения Лиц Пресвятой Троицы: Бог Дух Святой от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатию Святого Духа, по благоволению Отца. 

Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: “во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение”, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Крещение Господне. Икона Преподобного Андрея Рублёва.

Крещение Господне. Икона Преподобного Андрея Рублёва.

19  января Святая Церковь чтит один из главных праздников праздник: Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление). Праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святого Богоявления) относится к Великим Двунадесятым неподвижным праздникам. У праздника установлено 4 дня предпразднства (с 15 января) и восемь дней попразднства. 27 января  Отдание праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святого Богоявления).

Святой Церковью Великое водоосвящение совершается в самый день Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а также накануне, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Крещения Господня освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Всего Великое водоосвящение совершается дважды в году, именно в эти дни.

Разрыв между текстом
О Крещении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,
согласно каноническим Евангелиям
Крещение Господне. Икона из Кашинского чина. 30–40-е гг. XV в. (ГРМ)

Крещение Господне. Икона из Кашинского чина. 30–40-е гг. XV в. (ГРМ)

Перед выходом на проповедь Иисус Xристос отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну Крестителю и принимает от него Крещение на Иордане. В беседе Иисуса Христа с Иоанном раскрывается смысл этого события – исполнение «правды Божией», то есть верности Бога Своим обетованиям, а также проявляется решимость Мессии, безгрешного, но принявшего крещение, принять все возложенное на Него Отцом, вплоть до Крестной смерти. Крещение Иисуса Христа сопровождается голосом с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3. 17), утверждающим Иисуса Xриста в мессианском достоинстве, и явлением Святого Духа в обличье голубя (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22; ср.: Ин 1. 32-34). В крещении Иисус Христос, о котором пророчествовал Исаия (ср.: Ис 40. 3; Ин 1. 23), совершилось явление Триединого Бога: крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа. В Евангелии от Иоанна рассказ о крещении Иисуса Христа ведется от лица Иоанна Крестителя, который говорит, что не знал, что Иисус есть Мессия, до того момента, как увидел, что на Него сошел Святой Дух (Ин 1. 15-34). Евангелист Лука подчеркивает важность служения Иоанна Крестителя в истории спасения тем, что указывает время начала его проповеди: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе…» (Лк 3. 1-2).

После Крещения Иисус Христос удаляется в пустыню, где пребывает, подобно ветхозаветным пророкам, сорок дней и ночей, претерпевая искушение от диавола. Господь побеждает диавола, троекратно отклоняя его предложения словами ветхозаветных речений. Предложение превратить камни в хлебы, чтобы утолить многодневный голод, – словами «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4. 3-4; Лк 4. 3-4; ср.: Втор 8. 3). На предложение броситься с кровли притвора Иерусалимского храма, чтобы в воздухе быть поддержанным ангелами и этим доказать Свое Богосыновство, Он отвечает: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф 4. 5-7; Лк 4. 9-12; ср.: Втор 6. 16); на предложение поклониться диаволу, чтобы получить от него «все царства мира и славу их»,- «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4. 8-10; Лк 4. 5-8; ср.: Втор 6. 13; 10. 20).

Лишь после победы над искусителем Иисус Христос выступает с возвещением мессианского времени (Мф 4. 17); Его возраст приблизительно определяется (Лк 3. 23) в 30 лет – символический возраст полноты зрелости (ср.: 2 Цар 5. 4). Он призывает первых учеников из среды рыбаков «моря Галилейского», проповедует Свое учение и творит чудеса по всем областям Палестины, населенным иудеями: в Галилее, стране Гадаринской, а также в языческих областях – на Финикийском побережье Средиземного моря и в других.

Ветхозаветные прообразы
Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Голубь приносит ветвь оливы праотцу Ною. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XI в.

Голубь приносит ветвь оливы праотцу Ною. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XI в.

Ветхозаветные прообразы Крещения Господня христианские экзегеты видели прежде всего в библейском рассказе о чудесном избавлении Ноя и его семейства от вод потопа (Быт 6. 9-18). По словам святителя Григория Чудотворца, Господь Иисус Христос в Крещении Господнем явился «новым Ноем и Создателем Ноевым и благим Кормчим терпящей крушение природы». Очевидно, на это сопоставление повлияли как крещальная интерпретация потопа в тексте Нового Завета (1 Петр 3. 20-21), так и схожая образность (голубь над водами потопа и схождение Святого Духа в виде голубя). Ориген отмечал: «Потому и Дух сошел в виде голубя, ибо где примирение с Богом, там и голубь, как в случае с Ноевым ковчегом». Святитель Иоанн Златоуст представляет развитие этой темы: «Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подает благие надежды. Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому». Соответственно образ голубя в других книгах Ветхого Завета также становится указанием на Крещение Господне. По мнению блаженного Феодорита Кирского, слова из Книги Песни Песней Соломона: «Глаза его – как голуби при потоках вод» (Песн 5. 12) – «…напоминают нам о сошедшем на Него голубе на Иордане». Образ голубки из Песн 2. 14 также говорит о Крещении Господнем. Принесение в жертву всесожжения «чистой и незлобивой голубицы» в Ветхом Завете, считает святитель Кирилл Иерусалимский, также предызображает сошествие Духа Святого в Крещении Господнем.

Прообразовательное значение в связи с Крещением Господним в святоотеческой экзегезе придается Иисусу Навину. Так, блаженный Феодорит Кирский видит в переходе израильтян под руководством праведного Иисуса Навина через Иордан указание на крещение Самого Христа в водах Иордана. Иисус Навин, начав править народом от Иордана, прообразует Христа, Который также начал проповедовать народу Евангелие после Своего крещения в Иордане. Как Иисус Навин «провел народ израильский чрез Иордан из пустыни в землю обетованную, так и Спаситель наш провел нас чрез святое и спасительное крещение из пустыни неведения и идолослужения в горний Иерусалим».

Среди других прообразов Крещения Господня выделяются слова Ис 35. 1-2: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и… они увидят славу Господа, величие Бога нашего», которые, по мнению Евсевия Кесарийского, предсказывают приход Спасителя на крещение в пустыню Иордана. Тертуллиан, находя прообраз Крещения Господня в горьких водах, подслащенных брошенным в них пророком Моисеем древом (Исх 15. 23-25), считал, что этим древом «был Христос, превративший Собою нездоровые жилы прежде отравленной и горькой природы в полезнейшие воды крещения». Рассказ о железном топоре, который был поднят чудесным образом со дна Иордана пророком Елисеем, бросившим в его воды дерево (4 Цар 6. 5-7), символически указывает на спасение падшего Адама, чей грех «был смыт водой святого крещения нашим Господом, когда Он принял крещение в Иордане». В обращенных к Иуде пророческих словах его отца Иакова «Он… моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое» (Быт 49. 11), как считают многие отцы, одежда символизирует плоть Христову, которая была омыта в водах Иордана. Подобным образом снятие ангелом Господним запятнанных одежд с первосвященника Иисуса и облечение его в светлые одежды (Зах 3. 1-6) указывают на очищение «нашей рабской плоти» в Крещении Господнем.

Стих Пс 28. 3: «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими» – возвещает, по мнению святых отцов, о том, как Господь во время Своего Крещения освятил воды Иордана. Также слова из Пс 113. 5 «Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?» рассматриваются уже достаточно рано как пророчество о Крещении Господнем.

***

О происхождении праздника
Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Крещение Иисуса Христа икона

Крещение Иисуса Христа икона

Первые свидетельства о праздновании Крещения Господня происходят с христианского Востока – из Египта, Сирии и Малой Азии. В традиции Церквей этих регионов 6 января отмечалось Богоявление – праздник, который объединял воспоминание Рождества Христова и Крещения Господня. По-гречески он назывался праздник Светов. В этот день было принято освящать воду. В некоторых Церквах праздник Крещения Господня считался днем, подходящим наряду с Пасхой и Пятидесятницей для совершения таинства Крещения людей. Однако с конца IV века на Востоке распространяется изначально западная традиция праздновать Рождество Христово отдельно – 25 декабря. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 января, который стал рассматриваться исключительно как воспоминание Крещения Господня (только в армянской традиции после ряда попыток выделить празднование Рождества Христова сохранилась практика совмещения двух праздников 6 января). В византийской традиции Крещение Господне получило статус великого Господского праздника, входящего в цикл двунадесятых праздников.

О дате праздника Крещения Господня (6 января) существуют две конкурирующие гипотезы. Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христианское празднование 6 января появилось в качестве замены языческим праздникам, отмечавшимся в тот же день. В «Панарионе» Епифания Кипрского († 403) со ссылкой на преподобного Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, то есть 6 января. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 января (11 тобе, 21 алеома) совершалось празднование в честь рождения языческого бога (Эона, Душары) от девственницы (Коры, Хаам), сопровождавшееся торжественной ночной процессией, пением и музыкой. Если допустить, что египетская дата 11 тобе изначально (при старом подвижном календаре – в 27 году по Р. Х.) совпадала с римским днем зимнего солнцестояния (25 декабря) и лишь впоследствии в результате перехода на неподвижный юлианский календарь переместилась на 6 января, праздник в честь Эона можно отождествить с праздником в честь Кроноса (Сатурна). Таким образом, христианский праздник 6 января на Востоке мог быть установлен в противовес языческому празднованию, приуроченному ко дню зимнего солнцестояния. Эта гипотеза была выдвинута Г. Узенером и поддержана Х. Лицманном, К. А. Баумштарком и в особенности Б. Боттом.

По поводу 6 января Епифаний Кипрский упоминает также другой египетский обычай: в этот день, 11 тобе по египетскому календарю, существовала традиция принесения и сохранения воды из Нила; также он сообщает, что вода приобретала вкус вина. В связи с этим Епифаний отмечает, что 6 января христиане вспоминают чудо Христа в Кане Галилейской (Ин 2. 1-11). Литургическое чтение, посвященное чуду в Кане, зафиксировано в египетском Лекционарии V века для одного из дней попразднства Крещения Господня (на сам праздник читается отрывок о крещении Иисуса и о Его искушении в пустыне). Феномен обретения водой в источниках вкуса вина засвидетельствован также Плинием Старшим в «Естественной истории», но он не сообщает, в какой именно день это происходило. Но Плиний ссылается на Гая Лициния Муциана, который писал, что в январские ноны (5 января) в святилище Pater Liber на острове Андрос вода в источнике всегда имеет вкус вина. Эти данные можно соотнести со следующим свидетельством Павсания: на праздник в честь Диониса в Элее в святилище помещались пустые сосуды, которые на другой день чудесным образом наполнялись вином. Согласно гипотезе «Школы истории религий», языческие обычаи, связанные с водой, и феномен обретения водой вкуса вина повлияли на установление христианами 6 января воспоминания о чуде в Кане и соответственно на появление особых обрядов, совершаемых над водой в день Крещения Господня.

Однако критики данной гипотезы отмечали, что:

  1. описываемый Епифанием праздник в честь Эона едва ли можно с уверенностью отождествить с Сатурналиями и Крониями – праздниками, приуроченными ко дню зимнего солнцестояния, т. к. тезис, что некогда в Египте 6 января было днем солнцестояния, невозможно подтвердить из-за неточностей при пересчете дат древнего египетского календаря на юлианский календарь, который был принят лишь в 45 году до Р. Х.;
  2. нельзя считать доказанным, что языческие праздники, связанные с превращением воды в вино, отмечались в один и тот же день, то есть 5(6) января; вероятно, эти праздники имели лишь локальное значение и, следовательно, не могли оказать существенное влияние на повсеместное празднование Крещения Господня.

Другая, так называемая калькулятивная, гипотеза происхождения праздника Крещения Господня 6 января строится на тезисе, что Зачатие (Благовещение Пресвятой Богородицы) и Крестная смерть Спасителя произошли в один и тот же день. Прецедент был найден в раввинистических источниках, где в отношении ветхозаветных патриархов прослеживается совпадение дней их рождения и смерти. Таким образом, отправной точкой расчета Рождества Христова является дата крестной смерти, связанной по времени с иудейской Пасхой.

Хотя традиционно датой зачатия в древней Церкви считалось 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы), в Малой Азии 14 нисана иудейского лунного календаря было привязано к 6 апреля по солнечному юлианскому календарю. Следовательно, Рождество Христово отмечалось через 9 месяцев, то есть 6 января. Эту гипотезу выдвинул Л. Дюшен; усилить его аргументацию впоследствии пытался Х. Энгбердинг. Гипотеза подверглась критике в работах Ботта и О. Кульманна. Критика в основном сводилась к тому, что 6 апреля, если следовать аналогии с датами рождения и смерти ветхозаветных патриархов, должно было произойти не зачатие, а рождение Спасителя. Калькулятивную гипотезу также разрабатывал Т. Толли.

Климент Александрийский, сообщая о дате Крещения Господня, ссылается на последователей еретика Василида, которые считали, что это событие произошло 11 или 15 тобе 15-го года правления императора Тиберия. Если считать от смерти императора Октавиана Августа, 15-й год правления Тиберия длился с 20 августа 28-го по 19 августа 29 года по Р. Х. Однако Климент считал весну 29 года уже 16-м годом правления императора Тиберия. Для зимы 27/28 годов 15 тобе египетского календаря соответствует 28 декабря юлианского календаря (воскресенье по подвижному египетскому календарю, применявшемуся в астрономических таблицах) или 10 января (суббота в неподвижном «александрийском» календаре юлианского типа), а 11 тобе соответствует 25 декабря (четверг по подвижному календарю) или 7 января (среда по неподвижному календарю). Для зимы 28/29 годов 15 тобе соответствует 29 декабря (понедельник по подвижному календарю) или 11 января (воскресенье по неподвижному календарю), а 11 тобе – 24 декабря (пятница по подвижному календарю) или 6 января (среда по неподвижному календарю). Таким образом, появление даты 15 тобе, по мнению П. В. Кузенкова, вероятно, связано со стремлением приурочить Крещение Господне к воскресному дню. Следовательно, первоначальным вариантом исторической даты Крещения Господне логичнее признать 11 тобе, с воскресеньем не совпадающее. Именно дата 11 тобе «александрийского» юлианского года (неподвижный календарь), которая в переводе на римский календарь соответствует 6 января (в невисокосный год), получила широкое распространение на Востоке. При этом важно учитывать, что Крещение Господне могло иметь место в тот же день, что и Рождество Спасителя (на основании Лк 3. 23). Климент Александрийский в своей хронологической системе помещал Рождество Христово на 6 января (дата конкретно не названа, но установлена на основании расчетов); эту же дату отстаивал и святитель Епифаний Кипрский. При этом египетская традиция празднования Крещения Господня 11 тобе может быть соотнесена с празднованием Рождества Христова 25 декабря в западной традиции, поскольку по подвижному календарю 11 тобе 27/28 годов соответствует этой дате. Кроме того, в Римской империи 25 декабря отмечались праздники, связанные с зимним солнцеворотом, которые, согласно одной из гипотез, при Константине Великом были трансформированы в торжества по случаю Рождества Спасителя, истинного Солнца праведности. Описанные же в «Панарионе» святителя Епифания Кипрского языческие праздники, выпадавшие приблизительно на те же дни, что и праздник Крещения Господня, судя по всему, представляли собой локальные культы, а значит, были слишком маргинальными, чтобы стать основанием (путем замены) для гораздо шире распространившейся христианской традиции празднования Крещения Господня 6 января. Г. Винклер, основываясь на письменных источниках (преимущественно сирийских и армянских), выдвинула гипотезу, что в Сирии и Египте изначально центральной темой праздника 6 января было крещение Иисуса в Иордане, которое одновременно интерпретировалось как его «рождение» от Бога Отца. Эволюция праздника 6 января и введение на Востоке отдельного праздника Рождества Христова 25 декабря могли быть обусловлены развитием христологии, а интерпретация Крещения Господня как «рождения» стала расцениваться как ересь адопцианства.

В Риме праздник Крещения Господня 6 января, вероятно, появился в понтификат святителя Дамаса I (366-384). Впоследствии тематика праздника 6 января была сужена до явления Христа язычникам, так что центральной темой стало поклонение волхвов, о чем говорят проповеди блаженного Августина и святителя Льва Великого. Вероятно, причиной этого послужил канонический запрет совершать таинство Крещения в иные дни, кроме Пасхи и Пятидесятницы (впервые упоминается в послании 385 года папы святого Сириция к епископу Имерию Тарраконскому). Крещению Господню, а также чуду в Кане была посвящена октава Богоявления, известная с VIII века. В настоящее время в католической Церкви она отменена, поэтому Крещение Господне празднуется в ближайшее воскресенье после 6 января.

Разрыв между текстом
Об иконографии
Крещение Господне. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. 1-я пол. IV в.

Крещение Господне. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. 1-я пол. IV в.

Раннехристианская иконография Крещения Господня иллюстрирует евангельский сюжет лаконично: показаны Иисус Христос, святой Иоанн Креститель и голубь Святого Духа. Одними из наиболее ранних считаются изображения Крещения Господня в крипте Лукины (начало III века) и «капелле Таинств» (2-я четверть III века) в катакомбах святого Каллиста в Риме. На плохо сохранившейся фреске в крипте Лукины представлен обнаженный юноша, которому помогает выйти из воды человек в тунике; слева вверху – летящая птица с ветвью в клюве. Исследователи трактуют изображение крещения Иисуса Христа святым Иоанном Крестителем. Росписи «капеллы Таинств» выполнены на белом фоне, сцена Крещения Господня помещена в центре левой от входа стены, обрамлена тонкой красно-коричневой линией. Крещаемый обнаженный Отрок без нимба, Которого идентифицируют как Иисуса Христа, стоит по колено в воде. Справа представлен муж в коротком препоясании (святой Иоанн Креститель), возлагающий Ему на голову правую руку. Струи воды Иордана, расплескивающиеся вокруг головы Спасителя, схематично переданы длинными мазками. Сцена Крещения Господня в росписи римских катакомб Марцеллина и Петра (1-я пол. IV в.) частично утрачена. От фигуры святого Иоанна Крестителя, стоящего справа от обнаженного отрока Христа, сохранилась только возложенная на Его голову правая рука. Выше изображен голубь, от клюва которого на Спасителя падают струи воды (лучи?), намеченные серыми линиями. Вода у ног обозначена такими же горизонтальными линиями. В клюве голубь держит ветвь. Эта деталь напоминает о голубе, принесшем Ною масличную ветвь как знак окончания потопа (молитва на освящение воды: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех»). Таким образом, уже древнейшая иконография Крещения Господня подчеркивает тему очищающего воздействия воды, многообразно варьируемую в чтениях и песнопениях праздника. Ветвь – знак мира, дарованного Богом человечеству в крещении, как аналогия с голубем Ноя, использованная Тертуллианом, упоминается позднее. Композиции, аналогичные фрескам катакомб, во множестве встречаются на рельефах саркофагов, на которых вода Иордана показана вытекающей из скалы. Иногда в сцену Крещения Господня на саркофагах включали мужскую фигуру со свитком в руках; исследователи считают, что это Исаия, пророчество которого упоминают евангелисты.

Наряду с историческими изображениями Крещения Господня встречаются и символические. Так, на саркофаге Юния Басса (359, Музей “Сокровищница Святого Петра”, Ватикан) над арочным обрамлением композиций нижнего ряда имеется сцена с двумя агнцами – один лежит, другой сверху касается его головы копытцем. Другой пример – мозаика купели баптистерия из Келибии (IV в., Музей Бардо, Тунис), обрамленной латинскими надписями. На стенке трех-ступенчатой крестообразной в плане купели изображен голубь Святого Духа, отмеченный крестом, от клюва которого исходят лучи. Композиция иллюстрирует определение Христа как «Света истинного», «Света подателя», «Солнца, просиявшего во Иордане» – распространенный мотив святоотеческой проповеди на Крещение Господне, именуемое «праздником светов» или «просвещением». Под голубем помещена монограмма Христа в форме древнеегипетского иероглифа «анх» (сrux ansata), фланкированная буквами α и ω, ниже – изображение большой рыбы, символизирующей Спасителя.

Крещение Господне. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне. Ок. 520 г.

Крещение Господне. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне. Ок. 520 г.

К V-VI векам, в ранневизантийскую эпоху, первоначальная композиция Крещения Господня видоизменяется и постепенно вырабатывается иконография, сохранившаяся до настоящего времени с некоторыми дополнениями и отличиями в деталях. Примером новой иконографии является изображение Иордана в виде реки с берегами, в воды которой погружен Спаситель. Первые образцы такой иконографии сохранились в купольных мозаиках Баптистериев православных и ариан в Равенне. В Баптистерии православных (середина V в.) Христос-средовек (с бородой) стоит по пояс в воде, слева на скалистом берегу – святой Иоанн Креститель в короткой тунике с крестом на длинном древке в левой руке. Композиция была искажена позднейшей реставрацией – в правой руке святого Иоанна Крестителя появилась чаша, в то время как во всех известных ранних памятниках он изображается возлагающим руку на голову Христа. Над головой Спасителя – белый голубь. Справа в воде – фигура старца, олицетворяющего реку Иордан, а также надпись латинскими буквами: «IORDANN». Он держит стебель тростника, опираясь левой рукой на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Это изображение восходит к античным олицетворениям речного божества – таковы скульптуры Нила и Тибра в виде полулежащих мужских фигур (I век, Музеи Ватикана). В Баптистерии ариан (около 520) композиция зеркально повторяет ту же сцену, отличаясь в деталях: Христос изображен безбородым, над Ним – голубь, от клюва которого исходит сноп света, справа от Него – святой Иоанн Креститель во власянице с посохом в левой руке, возлагающий руку на голову Спасителя. Слева – олицетворение Иордана – полуобнаженный старец с тростником в руке, опирающийся на опрокинутую урну, из которой вытекает вода.

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v)

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v)

Миниатюра из сирийского Евангелия Раввулы 586 год является сокращенным вариантом той же иконографии, но без персонификации Иордана; добавлен небесный сегмент с благословляющей десницей – символом Бога Отца, возвестившего о Христе: «…Сей есть Сын Мой Возлюбленный…» (Мф 3. 17; Мк 1. 11; Лк 3. 22).

Крещение Господне. Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)

Крещение Господне. Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)

С конца VI века в композиции Крещения Господня вводятся изображения ангелов: на медальоне свинцовой ампулы из собора города Монца (VI в.) – ангел; в клейме на живописной крышке сирийского реликвария (VI век, Музеи Ватикана) – два ангела и две фигуры учеников святого Иоанна Крестителя с нимбами (Ин 1. 35).

Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в.

Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в.

На резной пластине из слоновой кости с трона архиепископа Максимиана (VI век, Архиепископский музей в Равенне) Христос изображен безбородым, святой Иоанн облачен во власяницу и в гиматий. В сцене присутствуют два ангела с покровенными руками, а фигура, персонифицирующая Иордан, показана со спины, что буквально иллюстрирует текст Пс 113: «…море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании персонажей и деталей, например таких элементов иконографии, как позы и жесты, объясняется текстами службы праздника, насыщенными цитатами из псалмов. Жест святого Иоанна Крестителя, возлагающего руку на голову Спасителя, многократно упоминается в песнопениях праздника и отражает практику таинства Крещения, описанного Тертуллианом. Спаситель изображается стоящим в воде нагим, редко – в препоясании. Нагота Христа как знак добровольного «истощания», т. е. умаления Творца до «рабия зрака» и даже до смерти, также объясняется в словах тропарей и стихир: «Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, хощеши обнажитися плотию во Иордане реце», «Обнажение студное покрывая Адама праотца, обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самого покрываеши». О присутствии ангелов в момент крещения в Евангелиях не сообщается, но об этом упоминают песнопения службы: «Како обнажение Небеснии видят Ангели?», «Ужас бе видети Небеси и земли Творца, на реце обнажщагося и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. И лицы Ангельские дивляхуся страхом и радостию», «Якоже на Небеси, с трепетом и чудом предстояху во Иордане силы Ангельские». Склоненные фигуры ангелов и их покровенные в знак почтения к святыне руки указывают на то, что они являются восприемниками при таинстве Крещения (эту роль в древней Церкви иногда играли диаконы и диакониссы).

Крещение Господне. Фрагмент эпистилия. Икона. 2-я пол. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Крещение Господне. Фрагмент эпистилия. Икона. 2-я пол. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В средневизантийский период иконография Крещения Господня обогащается еще несколькими деталями. На берегу рядом со святым Иоанном Крестителем изображается дерево с прислоненной к нему секирой: на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас в Греции (30-40-е годы XI века), на иконе-тетраптихе из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XII век), на мозаике Палатинской капеллы в Палермо на острове Сицилия (около 1146-1151) и др. Эти предметы иллюстрируют слова проповеди святого Иоанна Крестителя, призывающего к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9).

В воде рядом со Христом или на берегу изображается крест на колонне: на миниатюре в Минологии Василия II (1-я четверть XI века); на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас; на иконе-эпистилии из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XI век); на миниатюре из Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне (XI век). Крест напоминает, что с момента Крещения Господня начинается общественное служение Спасителя, конечная цель которого – искупление крестным страданием грехов человеческого рода. Об этом говорится в тропаре 7-й песни канона предпразднства: «Мертвость Божественную знаменительне образующее, погружением в воде трикратным в Крещении Христу совостаем, тридневному востанию приобщающеся».

Крещение Господне. Мозаика кафоликона Неа-Мони на о-ве Хиос, Греция. Сер. XI в.

Крещение Господне. Мозаика кафоликона Неа-Мони на о-ве Хиос, Греция. Сер. XI в.

Помимо двух учеников святого Иоанна Крестителя в композицию включается и множество крещаемых – раздевающихся на берегу, прыгающих в воду, плавающих, как, например, на мозаике собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042-1056).

В палеологовскую эпоху выработанные ранее элементы иконографии Крещения Господня сохранялись, иногда видоизменяясь. Например, олицетворение Иордана могло изображаться в виде небольшой фигурки в воде, рядом с которой помещали персонификацию моря – женскую фигуру в раковине или верхом на рыбе (в качестве иллюстрации вышеупомянутого 113-го псалма: «…море виде и побеже...»),- на мозаике церкви Паммакаристос (Фетхие-джами) в Константинополе (после 1315 года); на фреске кафоликона монастыря Протат на Афоне (начало XIV века).

Крещение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Греч. № 129д, Л. 117)

Крещение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Греч. № 129д, Л. 117)

Ранее эти образы встречались в иллюстрациях Псалтирей, например Хлудовской (около середины IX века). Крест на колонне, стоящей в воде Иордана, со временем уступил место Голгофскому кресту, что яснее указывало на связь Крещения Господня с крестной смертью Спасителя,

Крещение Господне. Икона. 3-я четв. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Крещение Господне. Икона. 3-я четв. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

например на иконе из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XIII век). На фреске церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 года), Христос представлен стоящим в водах Иордана на перекрещенных досках, из-под которых выползают змеи. Это изображение корреспондирует с иконографией «Сошествия во ад», где Спаситель попирает сокрушенные врата ада, показанные аналогичным образом. Змей в воде – иллюстрация текста Пс 123: «…ты стерл еси главы змиев в воде, ты сокрушил еси главу змиеву»; в песнопениях праздника Крещения многократно повторяется: «Змиев главы сокрушити Христос спеша, ныне грядет водами» (тропарь 5-й песни канона предпразднства). Таким образом, событие Крещения Господня напрямую связывается с Воскресением и со спасением человечества от смерти. В некоторые композиции Крещения Господня включаются эпизоды проповеди святого Иоанна Крестителя народу (кафоликон монастыря Протат на Афоне), изображаются множество мужей и жен с младенцами, пришедших на Иордан креститься от святого Иоанна, а также ангелы в небесах, отворяющие райские двери (фреска церкви Богоматери Перивлепты в Мистре (3-я четверть XIV века)).

Русская иконография Крещения Господня лежит в русле византийской традиции – фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (между 1136 и 1156 годами), церковь Спаса на Нередице (1199 год). На иконах XIV-XVI веков закрепились палеологовские композиционные схемы.

Разрыв между текстом
“Не отходите от Креста”

“Не отходите от Креста” – из писем замечательного пастыря священномученика Иоанна Стеблин-Каменского к своим родным и пастве, написанные из заключения в Соловецком концлагере. В этих письмах — живой голос российских новомучеников, свидетельство их непоколебимой веры, твердого упования и неиссякаемой любви. Там, где зачастую в истощенных и измученных людях терялся сам образ человеческий, мы видим не падение, а возвышение и очищение души, основанное на величайшей требовательности не к другим, а к самому себе.

Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский. Воронежская тюрьма. 1930 год

Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский. Воронежская тюрьма. 1930 год

«От Девы раждается, грядет же ко Крещению Христос, Божия мудрость и сила»

(3 и 4 ирмосы канона праздника Крещения Господня).

Дорогие, мои любимые, заботами житейскими разделяемые, но в сердце моем купно живущие други и чада о Христе! Приветствую вас с великими праздниками Рождества и Крещения Господня.

Как бы мне хотелось опять всех повидать и провести вместе праздники. Знаю, что не могут не быть у каждого из вас скорби и сомнения, и так радостно мне было бы видеть, как все они потонули в благоговейном поклонении Божией Премудрости, в совершенной уверенности в Его Всемогущей Силе. Отдайтесь Премудрости Божией, верьте Христу Господу, что «блаженней даяти, нежели приимати». Не ищите радостей жизни, но старайтесь дать их тем, кто в них нуждается больше вас. Кого же удручает болезнь или сильная скорбь — «не бойтеся»: всем людям предлежит, пока еще в уничижении, в скотских яслях, Великая Радость — Она проведет вас через все земные скорби и печали, через самую смерть и выведет вас в бесконечную долину света и радости, в долину чистой любви и вечной жизни. Идите же, поклонитесь
Христу Господу, оставьте на время (как вифлеемские пастухи) свои стада земных забот; но знайте, что еще задолго до Своего рождения Он возвещал через пророка Исаию: “на кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого (сокрушенного духом), и трепещущаго словес
Моих” [Ис. 66:2]. Идите к Господу со всякой кротостию, с сознанием своего недостоинства (руце на груди имуще согбенны), с твердой верой в любовь Божию всем хотящим спастись, с исполненной трепетом готовностью послужить Ему, как Он изволит, с радостной благодарностью за призыв к Его святому служению, в чем бы это служение ни выражалось. Идите со светлым ликом очищенной покаянием совести, с направляющим вас к Господу (подобно звезде) приятием Святых Таин оживленным сердцем. Идите к читающему сокровенная человеческая Младенцу, самому от злого Ирода и нечестивого мира сокровенному—идите к Нему—Он вас зовет, вам Он откроется, вам Он улыбнется и потянется навстречу! Идите, спешите, и вы получите несказанную Радость, залог Радости вечной, и силу к
перенесению всех неизбежных нам тягот жизни.

Да будет так со всеми вами.

Искренне любящий вас
священник Иоанн Стеблин-Каменский

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Марка, глава  1 стих с 9 по 11 (зачало 2)

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

На Литургии

Послание апостола Павла к Титу, глава 2 стих с 11 по 14, глава 3 стих с 4 по 7 (зачало 302)

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Евангелие от Матфея, глава 3 стих с 13 по 17 (зачало 6)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

На освящении воды

Первое Послание апостола Павла к коринфянам, глава 10 стих с 1 по 4 (зачало 143 от полу)

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

Евангелие по Марку, глава 1 стих с 9 по 11 (зачало 2)

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

 

 

По материалам:

Pokrova2021

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление