РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Принятие Закона Российской империи «О правилах для учреждения Православных церковных братств».

158 лет назад, 20 мая (8 мая по ст. ст.) 1864 года Комитетом министров и императором, в виде Закона Российской империи № 40863 были приняты Положения о приходских братствах при православных церквах.

В Российской империи во время царствования императора Александра II (1855-1881 гг.), в 1860—1870-х годах, были проведены ряд реформ, названные современниками «Великими реформами», которые коснулись преобразований в экономической, политической и социальной сферах.

Император и Самодержец Всероссийский Александр II 18 февраля (2 марта) 1855 – 1 (13) марта 1881

Император и Самодержец Всероссийский Александр II
18 февраля (2 марта) 1855 – 1 (13) марта 1881

В эпоху Великих реформ особое внимание правительства и общества было обращено на церковные проблемы, велись споры о перспективах церковных преобразований.

Церковные реформы осуществлялись параллельно с крестьянскими реформами.

Отмена крепостного права в 1861г. выдвигала новые требования к гражданам своей страны и, в первую очередь, к многочисленному рабоче-крестьянскому сословию. Стояла задача повышения уровня экономического развития страны и крестьянского самоуправления путем возрастания самосознания граждан, их образованности и религиозного самоопределения.

В январе 1862 года министром внутренних дел Петром Александровичем Валуевым был составлен проект, в котором определялись приоритетные направления реформирования:

  • расширение способов материального обеспечения приходского духовенства;
  • увеличение личных прав и преимуществ священнослужителей;
  • открытие детям духовенства пути ко всем поприщам гражданской деятельности;
  • усиление и улучшение средств научного образования духовного юношества;
  • приведение числа и состава причтов в соответствие с действительной потребностью прихожан.;
  • предоставление духовенству возможности принимать участие в приходских и сельских училищах;
  • определение степени и способа участия прихожан в хозяйственном управлении делами приходской церкви.

Таким образом, предполагалось активное привлечение общественности к участию в хозяйственной жизни церкви.

Валуев Петр Александрович (1815—1890) —граф, государственный деятель. В 1861 —1868 гг. занимал пост министра внутренних дел,

Валуев Петр Александрович (1815—1890) —граф, государственный деятель.
В 1861 —1868 гг. занимал пост министра внутренних дел,

28 июня 1862 года было образовано Главное Присутствие для разработки реформ церкви, которое просуществовало до 16 февраля 1885 года.

Нехватка средств на проведение реформ, разногласия о целях и способах их проведения затрудняли работу Присутствия. Надежды белого духовенства на быстрое разрешение их материальных нужд не оправдались. И все же, Главное Присутствие подготовило и вынесло на утверждение царя ряд важных законопроектов: о церковных братствах и приходских попечительствах; о правах белого духовенства и членов их семей; об увеличении жалованья причтам западных епархий; о сокращении числа приходов и причтов; о новом порядке приобретения церковной недвижимости; об участии духовенства в начальном народном образовании и т. д.

Возглавлял Присутствие митрополит Исидор (Яков Сергеевич Никольский). Среди других одиннадцати членов были митрополит Киевский и Галицкий Арсений, архиепископы: Рижский Платон, Тверской Филофей и Могилевский Евсевий, главный священник армии и флота протопресвитер В.И. Кутневич, духовник императорской семьи В.Б. Бажанов, князья В.А. Долгоруков, П.А. Валуев, обер-прокурор Синода А.П. Ахматов, министр государственных имуществ А.А. Зеленый и директор Духовно-учебного управления Синода князь С.Н. Урусов.

Исидор (Никольский) 1 (12).10. 1799 – 7(19).09.1892 Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский

Исидор (Никольский) 1 (12).10. 1799 – 7(19).09.1892
Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский

Светские лица в церковных вопросах были людьми случайными, а духовенство в большинстве своем мало подходило на роль реформаторов. Поэтому не могло быть и речи об эффективном и полномасштабном проведении реформ, да еще и в условиях самодержавного строя, при полном подчинении церковной жизни государству.

«Опросы» общественного мнения, сведения с мест от причтов, которые высылались в Присутствие, позволили выявить реальное положение белого духовенства и приходов. Главное присутствие рассмотрело проекты создания приходских попечительств и братств с целью оживления приходской жизни.

Появление приходских обществ, а затем советов, попечительств, братств не было воспринято однозначно. Духовенство рассматривало приходские советы, в которых священник имел совещательный голос, как еще одну попытку светских лиц – мирян вторгнуться в дела церкви. Правительство же, с одной стороны, хотело установить контроль за вновь внедрявшимися старорусскими формами приходской жизни, а с другой – возложить содержание причта и храмов на приходские общества.

Присутствие поручило своей канцелярии составить специальный доклад об открытии церковных советов без указания на виды их конкретной деятельности, очертить их состав, права и отдать его на обсуждение в приходы. Так появился доклад «Об учреждении приходских советов и об устройстве домов для причтов» от 16 марта 1863 г. и проект «Правил приходских советов». Оба проекта редактировал министр внутренних дел П.А. Валуев.

Правительство стремилось в лице советов создать послушный орган для оказания давления на духовенство. В свою очередь, П.А. Валуев и митрополит Арсений настаивали на выборности и самостоятельности не только советов, но и приходских попечительств. Итоговый проект члены Присутствия подписали 23 мая 1863 г., а Александр II – 15 июня. Далее последовала процедура его утверждения в Государственном совете.

Главноуправляющий II Отделением Государственного совета барон М.А. Корф, митрополит Московский Филарет, внимательно ознакомившись с проектом, внесли ряд замечаний.

Присутствие доработало проект закона в соответствии с критическими замечаниями, и 24 января 1864 г. он поступил в Государственный совет.

6 июня при обсуждении проекта в соединенном присутствии Главного комитета об устройстве сельского состояния и Департамента законов и государственной экономии разгорелись споры, касавшиеся выборности священнослужителей в приходах и функциональных обязанностях попечительств.

2 августа 1864 г. после вынесения Особого мнения Государственным советом и одобрения проекта Александром II Положение о приходских попечительствах при православных церквах вступило в силу.

Святитель Филарет (Дроздов) 26 декабря 1782 (6 января 1783) – 19 ноября (2 декабря) 1867 Митрополит Московский и Коломенский 3 (15) июля 1821 – 19 ноября (2 декабря) 1867

Святитель Филарет (Дроздов) 26 декабря 1782 (6 января 1783) – 19 ноября (2 декабря) 1867
Митрополит Московский и Коломенский 3 (15) июля 1821 – 19 ноября (2 декабря) 1867

Московскому и петербургскому Присутствиям по обеспечению духовенства было предложено разработать собственные положения об открытии приходских попечительств при столичных храмах.

Реформа проходила тяжело. Дело по учреждению приходских попечительств переложили на приходское духовенство. Однако вскоре выяснилось, что надежды на решение проблемы обеспечения приходского духовенства с помощью попечительств были напрасными.

В целом за годы реформы количество попечительств так и не достигло даже трети от общего числа приходских храмов. Стало совершенно очевидным крах надежд реформаторов на попечительства.

Создаваемые по указке сверху, а не по добровольной инициативе самих верующих, они стали еще одним памятником грубого вмешательства государства в жизнь церкви. Их деятельность внесла свою лепту в углубление пропасти между православным людом и пастырями официальной церкви. Изначальный энтузиазм, личный почин священнослужителей и прихожан «гасился» бюрократизированной системой церковно-государственных отношений.

В сложном процессе образования обществ и братств противоборствовали два взаимоисключающих начала – принуждение и личный почин. Например, после стихийного образования братств в Киевской и Полоцкой епархиях в 1863 г. правительство решило взять их деятельность под свой контроль. По распоряжению Александра II 11 февраля 1864 г. обер-прокурор Синода А.П. Ахматов просил митрополита Исидора известить епархиальных архиереев о том, что учреждение братств требует разрешения «свыше».

Ахматов Алексей Петрович (22.11.1817–25.11.1870 гг.) Обер-прокурор Святейшего Синода (1862–1865 гг.)

Ахматов Алексей Петрович (22.11.1817–25.11.1870 гг.)
Обер-прокурор Святейшего Синода (1862–1865 гг.)

Проект Положения о приходских братствах при православных церквах, по ходатайству его автора – министра внутренних дел П.А. Валуева, был внесен на обсуждение в Главное Присутствие и одобрен на заседании 20 апреля (6 апреля по ст.ст.) 1864 года, а затем утвержден 20 мая (8 мая по ст. ст.) 1864 года Комитетом министров и императором, в виде Закона Российской империи № 40863 от 20 мая (8 мая по ст. ст.) 1864 года

 

 

 

Закон № 40863 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1825—1881 гг., том 39 (1864). Часть 1: Законы. С. 409

Закон № 40863 // Полное собрание законов Российской Империи.
Собрание 1825—1881 гг., том 39 (1864). Часть 1: Законы. С. 409

Закон № 40863 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1825—1881 гг., том 39 (1864). Часть 1: Законы. С. 410

Закон № 40863 // Полное собрание законов Российской Империи.
Собрание 1825—1881 гг., том 39 (1864). Часть 1: Законы. С. 410

 

Закон определил, что под Православными церковными Братствами именуются общества, составляющиеся из Православных лиц разного звания и состояния, для служения нуждам и пользам Православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения Православных храмов, для дел Христианской благотворительности и для распространения и утверждения духовного просвещения.

Законом было оговорен порядок создания новых или восстановления православных братств.

Братства учреждались по благословению епархиального архиерея после согласования устава с губернским начальством. Создавались обычно при больших приходских храмах или кафедральных соборах, иногда при монастырях и архиерейских домах. Такие епархиальные братства могли содержать в уставе положение об открытии своих отделений при храмах епархии.

В «Правилах» были разработаны и определены правовые и юридические нормы Братств. Они учреждались по благословению епархиального архиерея после согласования устава с губернским начальством. Создавались обычно при больших приходских храмах или кафедральных соборах, иногда при монастырях и архиерейских домах. Такие епархиальные братства могли содержать в уставе положение об открытии своих отделений при храмах епархии.

Возглавляли Братства советы, состоящие из председателя, его товарища, членов совета, казначея и секретаря. Обычно совет избирался на три года на общем собрании. Некоторые братства находились под покровительством императора или членов царской фамилии.

Членами братств могли быть выходцы из всех слоев общества, в западных губерниях уставами некоторых братств даже предусматривалась возможность участия в их работе лиц других вероисповеданий.

Средства братств складывались из членских взносов, частных пожертвований, процентов от ценных бумаг, деятельности братств (продажа икон, свечей и т. п.), а общины признавались в качестве юридических лиц, они могли приобретать собственность и распоряжаться средствами от ее использования (доходные дома и т. п.).

Братства учреждались по благословению епархиального архиерея после согласования устава с губернским начальством.

Воссоздаваемые православные Братства являлись историческими преемниками православных союзов, действовавших в XVI-XVII вв. Задачами Православных Братств. являлись: противодействие посягательствам на права Церкви со стороны иноверцев и раскольников; строительство и украшение православных храмов; дела благотворительности; духовное просвещение; взаимная поддержка.

Согласно «Правилам», новым обществам была предоставлена определенная свобода деятельности, в результате которой резко возросла их активность.

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление