24 мая – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
День славянской письменности и культуры.
История и традиции праздника
Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.
Праздник приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей русского алфавита и славянской письменности.
Кирилл (светское имя Константин; около 827-869) и Мефодий (светское имя неизвестно; около 815-885) – братья, греки, уроженцы города Солунь (Фессалоники), происходили из семьи византийского военачальника.
Мефодий сначала посвятил себя военной карьере, но около 852 года принял монашеский постриг на Олимпе (Малая Азия).
Кирилл получил образование в Константинополе, где его учителями были видные представители византийской интеллектуальной элиты – Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию.
В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Кирилла и Мефодия.
Именно с этим событием связывают создание Кириллом азбуки (т.н. глаголицы), отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке – перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, которые читают на богослужении).
По мнению исследователей, еще до приезда Кирилла и Мефодия в Моравию была переведена Псалтырь. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст литургии, что позволило совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Кириллом были созданы «Проглас» – первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» – первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.
Братья создали корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.
Почти сразу после кончины братья были причислены к лику святых. Сегодня их имена почитаются православными народами России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Сербии и других стран. В Русской Православной Церкви их память чествуется с XI века, а древнейшие службы святым относятся к XIII веку.
Книжный славянский язык получил распространение в качестве общего для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (украинцы, белорусы, русские). В мире насчитывается около 60 народов, чья письменность основана на кириллице.
Разработанная братьями письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян эти святые стали символами славянского письма и культуры.
В настоящее время 24 мая в Болгарии отмечается День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности, а в Северной Македонии – День всеславянских просветителей и учителей.
В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями далеко в прошлое и отмечалось, в основном, церковью. Около XVI века праздник стал предаваться забвению, интерес к нему начал возвращаться лишь в XIX столетии. Первым шагом послужил императорский указ 1835 года, вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани.
Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. В том же году было решено отмечать День памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
С приходом советской власти праздник на долгие годы был забыт – вплоть до 1985-го, года 1100-летия преставления святого Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Тогда же появилась современная формулировка — День славянской письменности и культуры.
С 1986 года в Советском Союзе начали проводиться региональные торжества, первым стал «Праздник письменности» в Мурманске. Затем он прошел в Вологде, Великом Новгороде, Киеве и Минске.
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав ему государственный статус.
24 мая 1992 года знаковым событием стало открытие памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве.
Кроме того, ежегодно в качестве главного средоточия торжеств выбирались региональные и культурно-исторические центры: Смоленск (1991), Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009).
В 2009 году было принято решение о проведении с 2010 года Дней славянской письменности и культуры в Москве.
По сложившейся традиции, после патриаршей Божественной литургии в храме Христа Спасителя на Красной площади столицы проходит праздничный концерт. Он начинается одновременно в целом ряде российских регионов, а в Москве открывается приветствием патриарха Кирилла.
В 2020 году в связи с пандемией коронавируса всероссийский концерт был отменен. специальный онлайн-телемарафон к празднику провел православный телеканал «Спас».
В 2021 году концерт в честь праздника проводился на Исторической сцене Большого театра России. В нем участвовали пианист Денис Мацуев, дирижер Валерий Гергиев, оперная певица Хибла Герзмава.
В 2022 году концерт традиционно прошел на Красной площади 24 мая.
Ежегодно в рамках праздника проходит церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учрежденная в 2009 году. Премия вручается с 2011 года и не имеет аналогов в истории Русской православной церкви и других поместных церквей. Она призвана содействовать развитию взаимодействия церкви и литературного сообщества и вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы». За это время ее лауреатами стали писатель Владимир Крупин, поэтесса Олеся Николаева, писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт и искусствовед Юрий Кублановский, прозаик Алексей Варламов, иерей Николай Блохин, литературный критик Валентин Курбатов и др. В 2021 году премии были удостоены народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа, драматург Владимир Малягин, прозаик Андрей Убогий, церковный историк архимандрит Дамаскин (Орловский), историк Алексей Карпов, поэтесса Ольга Фокина, писатель Дмитрий Мизгулин и др.
Также в День славянской письменности и культуры во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям, просветительские конференции, выставки и другие мероприятия.
Из истории праздника Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства
во имя Пресвятой Богородицы
Как мы уже отмечали, начиная с 1863 года этот праздник начал ежегодно отмечаться на всей территории России, включая и Санкт-Петербургскую Епархию.
В Санкт-Петербургской Епархии он проводился с привлечением учащихся всех церковных школ столицы.
Определением Святейшего Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 года № 1148, Святейшим Правительственным Синодом по указу Императора России с 11 мая 1901 года было установлено торжественное празднование дня памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах.
После проведенных 11 мая в Санкт-Петербурге первых праздничных мероприятий, председателем Братства Константином (Булычевым) Епископом Гдовским от Совета Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы было опубликовано обращение, в котором говорилось, что при богослужении 11 мая в Казанском соборе в честь Славянских Первоучителей воспитанники церковных школ города Санкт-Петербурга показали хорошее воспитание и отличные навыки по части церковного пения и чтения. Относя такие благие успехи к сердечной заботливости о воспитании и обучении детей ближайшего школьного начальства, а именно заведующих школами, попечителей школ, Советов и Правлений приходских благотворительных Обществ и церковных попечительств учащих и в частности преподавателей церковного пения, Совет Братства, журнальным постановлением от 16 мая, просил разрешения Его Высокопреосвященства отметить названный успех школьного дела открытым выражением благодарности всем труженикам школы.
Резолюцией от 24 мая за № 4155 Высокопреосвященнейший Антоний, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский благоволил утвердить данное предложение Совета Санкт-Петербургского Богородицкого Братства и просил всех школьных деятелей города Санкт-Петербурга, трудящихся на пользу церковных школ, отцов Заведующих школами, Попечителей их, Советы и Правления приходских благотворительных Обществ и приходских попечительств, учащих и преподавателей пения принять выражения признательности от лица Совета Братства за их нелегкий годовой труд, плодом которого явилась, и полная благовоспитанность детей, и отличные их познания в церковном пении и чтении. Особую благодарность Высокопреосвященнейший Антоний, приносил тем из ближайшей школьной администрации лицам, которые в день 11 мая нашли возможность устроить в помещениях школ литературные чтения, для детей в память Жуковского и Гоголя, соединив память о начале славянского просвещения с воспоминанием об успехах просвещения русского, обнаруженного в лице названных велики русских писателей.
На следующий 1902 год, в славянский праздник, 11-го мая, в день просветителей славян святых Кирилла и Мефодия, ставший с 1901 прошлого года и праздником всех детей церковно-приходских школ, было совершено торжественное богослужение в Казанском соборе.
Редкая, оригинальная и полная красоты картина наблюдалась в Казанском соборе. Вся средина собора представляла собой разделенное проходом море детских голов: воспитанницы Исидоровского женского епархиального училища, в форменных платьях и белых передниках, занимали первое место на одной стороне, за ними девочки разных других школ; напротив тянулась красные шпалера мальчиков в краевых рубашках; впереди тысячи других мальчиков, учеников Санкт-Петербургских городских церковно-приходских школ. Детей было более двух с половиною тысяч. С правой стороны за загородкой разместились члены Славянского благотворительного общества. В соборе присутствовали: исполняющий обязанности Обер-Прокурора Святейшего Синода, сенатор Саблер, за председателя Славянского благотворительного общества сенатор Нарышкин, многие из чиновных членов общества молодые славяне, обучавшиеся в России, представители губернского училищного совета, наблюдатели церковно-приходских школ и др.
Совершал литургию высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Антоний с двумя викарными епископами, преосвященными Иннокентием и председателем Братства Константином (Булычевым), в сослужении 27 священников, архидиакона, протодиакона и 6 диаконов. Во главе священников, находился настоятель Андреевского Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев.
За малым входом митрополит возвел в сан архимандрита бывшего законоучителя заведующего 2-й гимназией, принявшего монашество отца Кирилла, назначенного начальником духовной мисси в Урмии (в Персии), и в сан протоиерея настоятеля Покровской церкви в Коломне отца Акимова.
Все нотное пение исполнял хор певчих, а остальную часть обедни пел хор певчих из тысячи детских голосов. Торжественен был выход на молебствие святым Кириллу и Мефодию. Высокопреосвященный митрополит Антоний, Архиепископ Тихон Иркутский и епископы Тихон Полоцкий, Иннокентий и Константин стали на кафедре, сонм архимандритов и до 50 священников, учащих в школах, в золотых облачениях стали от архиерейской кафедры почти до алтаря. Торжественно были возглашения Царского многолетия и умилительно пели певчие вечную память Императору Александру III. Возглашением архидиаконом многолетия начальствующим, учащим и учащимся закончилось это духовное торжество. На нем присутствовали и воспитанницы Леснинской церковно-учительской школы, прибывшие в Петербург и отличавшиеся своими сарафанами и платочками от других воспитанниц.
В дальнейшем, до 1917 года праздник проходил под руководством председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Вот так об этом событии писали Известия Санкт-Петербургской Епархии №14 от 15-го июля 1912 года:
В пятницу, 11 мая, в день св. славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, состоялся в Казанском Соборе обычный ежегодный праздник церковных школ столицы.
Литургию в этот день совершал Предстатель Епархиального Училищного Совета, Преосвященный Вениамин, Епископ Гдовский,
в со служении с председателем Учебного Комитета, при Св. Синоде протоиреем Д.И. Беликовым, Председателем Училищного Совета при Св. Синоде протоиереем П.И. Соколовым, Настоятелем Троице-Сергиевой Пустыни архимандритом Михаилом, настоятелем Казанского Собора протоиереем Н.А. Сосняковым, ректором Санкт-Петербургской Духовной Семинары протоиреем В.А. Мартинсом и многочисленным сонмом церковно-школьных деятелей.
На клиросе пел хор Казанского Собора, а часть песнопений как: «Верою», Отче Наш» и др., была исполнена общим пением школьников, заполнявших всю средину собора и певших под управлением священника В.В. Бобровского.
В храме находились почти все церковные школы столицы, числом около 2500 детей; прибыли даже такие отдаленный школы, как Новодеревенская и Полюстровская. Питомцы Гаванской церковной школы были доставлены из Гавани по Неве на пароходе, отпущенным военным ведомством.
В положенное время на литургии возведены были в сан протоиерея о. Павел Пашский, Казначей Братства Пресвятой Богородицы, и о. Иоанн Лебедев, заведующий церковно-приходской школой Скорбященской церкви.
За литургией последовал молебен святым Кириллу и Мефодию. В конце молебна возглашена была вечная память Императору Александру III и многолетие всем деятелям церковных школ.
Преосвященный Вениамин, со Святым Крестом в руках, сказал краткое наставление о том, чтобы деятели церковной школы не смущались идущими отовсюду нападками на эту школу, памятуя, что они являются продолжателями века святых братьев, а это дело в свое время также было весьма пререкаемо, но пережило века и уповаем – и впредь будет жить, пока живет Святая Церковь.
На память о торжестве питомцам церковных школ раздавалась в храме вновь изданная Санкт-Петербургским Епархиальным Братством Пресвятой Богородицы книжки: Святая Равноапостольная Мария Магдалина и жены-христианки в век апостольский», украшенная многими рисунками.
Звонарев И.Г. май 2024