24 мая – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
День славянской письменности и культуры.
История и традиции праздника
Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.
Праздник приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей русского алфавита и славянской письменности.
Кирилл (светское имя Константин; около 827-869) и Мефодий (светское имя неизвестно; около 815-885) – братья, греки, уроженцы города Солунь (Фессалоники), происходили из семьи византийского военачальника.
Мефодий сначала посвятил себя военной карьере, но около 852 года принял монашеский постриг на Олимпе (Малая Азия).
Кирилл получил образование в Константинополе, где его учителями были видные представители византийской интеллектуальной элиты – Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию.
В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Кирилла и Мефодия.
Именно с этим событием связывают создание Кириллом азбуки (т.н. глаголицы), отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке – перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, которые читают на богослужении).
По мнению исследователей, еще до приезда Кирилла и Мефодия в Моравию была переведена Псалтырь. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст литургии, что позволило совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Кириллом были созданы «Проглас» – первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» – первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.
Братья создали корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.
Почти сразу после кончины братья были причислены к лику святых. Сегодня их имена почитаются православными народами России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Сербии и других стран. В Русской Православной Церкви их память чествуется с XI века, а древнейшие службы святым относятся к XIII веку.
Книжный славянский язык получил распространение в качестве общего для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (украинцы, белорусы, русские). В мире насчитывается около 60 народов, чья письменность основана на кириллице.
Разработанная братьями письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян эти святые стали символами славянского письма и культуры.
В настоящее время 24 мая в Болгарии отмечается День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности, а в Северной Македонии – День всеславянских просветителей и учителей.
В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями далеко в прошлое и отмечалось, в основном, церковью. Около XVI века праздник стал предаваться забвению, интерес к нему начал возвращаться лишь в XIX столетии. Первым шагом послужил императорский указ 1835 года, вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани.
Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. В том же году было решено отмечать День памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
С приходом советской власти праздник на долгие годы был забыт – вплоть до 1985-го, года 1100-летия преставления святого Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Тогда же появилась современная формулировка — День славянской письменности и культуры.
С 1986 года в Советском Союзе начали проводиться региональные торжества, первым стал «Праздник письменности» в Мурманске. Затем он прошел в Вологде, Великом Новгороде, Киеве и Минске.
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав ему государственный статус.
24 мая 1992 года знаковым событием стало открытие памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве.
Кроме того, ежегодно в качестве главного средоточия торжеств выбирались региональные и культурно-исторические центры: Смоленск (1991), Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009).
В 2009 году было принято решение о проведении с 2010 года Дней славянской письменности и культуры в Москве.
По сложившейся традиции, после патриаршей Божественной литургии в храме Христа Спасителя на Красной площади столицы проходит праздничный концерт. Он начинается одновременно в целом ряде российских регионов, а в Москве открывается приветствием патриарха Кирилла.
В 2020 году в связи с пандемией коронавируса всероссийский концерт был отменен. Специальный онлайн-телемарафон к празднику провел православный телеканал «Спас».
В 2021 году концерт в честь праздника проводился на Исторической сцене Большого театра России. В нем участвовали пианист Денис Мацуев, дирижер Валерий Гергиев, оперная певица Хибла Герзмава.
В 2022 году концерт традиционно прошел на Красной площади 24 мая.
Ежегодно в рамках праздника проходит церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учрежденная в 2009 году. Премия вручается с 2011 года и не имеет аналогов в истории Русской православной церкви и других поместных церквей. Она призвана содействовать развитию взаимодействия церкви и литературного сообщества и вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы». За это время ее лауреатами стали писатель Владимир Крупин, поэтесса Олеся Николаева, писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт и искусствовед Юрий Кублановский, прозаик Алексей Варламов, иерей Николай Блохин, литературный критик Валентин Курбатов и др. В 2021 году премии были удостоены народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа, драматург Владимир Малягин, прозаик Андрей Убогий, церковный историк архимандрит Дамаскин (Орловский), историк Алексей Карпов, поэтесса Ольга Фокина, писатель Дмитрий Мизгулин и др.
Также в День славянской письменности и культуры во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям, просветительские конференции, выставки и другие мероприятия.
Из истории праздника Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства
во имя Пресвятой Богородицы
Как мы уже отмечали, начиная с 1863 года этот праздник начал ежегодно отмечаться на всей территории России, включая и Санкт-Петербургскую Епархию.
В Санкт-Петербургской епархии он проводился с привлечением учащихся всех церковных школ столицы.
Определение Святейшего Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 года № 1148, Святейшим Правительственным Синодом по указу Императора России с 11 мая 1901 года было установлено торжественное празднование дня памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах.
11-го мая, в день установленного нового праздник памяти славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, в Казанском соборе города Санкт-Петербурга митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием, в сослужении преосвященных Бориса, председателя Училищного совета при Святейшем Синоде, Вениамина епископа Гдовского, и многочисленного собора духовенства, были совершены божественная литургия и молебствие. К богослужению были собраны ученики и ученицы всех церковно-приходских школ и приютов города Санкт-Петербурга, а равно и духовно — учебных заведений столицы. Пел соединенный хор воспитанников духовной семинарии, воспитанниц Исидоровского епархиального училища и Свято-Владимирской женской учительской школы, а некоторые песнопения, например, на литургии тропарь святынь Кириллу и Мефодию, ектения великая, «Благослови, душе моя, Господа», малая ектения, слава: «Хвали, душе моя, Господа… дондеже есмь», «Во царствии Твоем» и «Блаженны», тропарь, «Господи, спаси благочестивыя» и «Трисвятое», все пение от Евангелия до Херувимской песни до «Милость мира», ектения просительная и далее до причастного стиха, а также на молебен: тропарь празднуем святым и некоторые другие песнопения были исполнены общим хором учащихся.
Епископ Гдовский второй викарий Санкт-Петербургской епархии Вениамин (Муратовский)
После причастного стиха священник Александр Рождественский произнёс слово, обращенное к детям и посвященное памяти святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия.
Боковые части собора были переполнены молящимся народом; на особом же отдаленном месте находились: обер-прокурор Святейшего Синода статс-секретарь Константин Петрович Победоносцев, председатель Комитета министров и статс-секретарь И.Н. Дурново, министр юстиции статс-секретарь Н.В. Муравьев, сенатор А.Н. Маркович и многие другие высокопоставленные лица. По окончании молебствия высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский преподал каждому из находившихся в соборе детей архипастырское благословение.
На следующий 1902 год, в славянский праздник, 11-го мая, в день просветителей славян святых Кирилла и Мефодия, ставший с 1901 года и праздником всех детей церковно-приходских школ, было совершено торжественное богослужение в Казанском соборе.
Редкая, оригинальная и полная красоты картина наблюдалась в Казанском соборе. Вся средина собора представляла собой разделенное проходом море детских голов: воспитанницы Исидоровского женского епархиального училища, в форменных платьях и белых передниках, занимали первое место на одной стороне, за ними девочки разных других школ; напротив тянулась красные шпалера мальчиков в краевых рубашках; впереди тысячи других мальчиков, учеников Санкт-Петербургских городских церковно-приходских школ. Детей было более двух с половиною тысяч. С правой стороны за загородкой разместились члены Славянского благотворительного общества. В соборе присутствовали: исполняющий обязанности обер-прокурора Святейшего Синода, сенатор Владимир Карлович Саблер, за председателя Славянского благотворительного общества сенатор Нарышкин, многие из чиновных членов общества молодые славяне, обучавшиеся в России, представители губернского училищного совета, наблюдатели церковно-приходских школ и др.
Совершал литургию высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Антоний с двумя викарными епископами, преосвященными Иннокентием и председателем Братства Константином (Булычевым), в сослужении 27 священников, архидиакона, протодиакона и 6 диаконов. Во главе священников, находился настоятель Андреевского Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев.

Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) 19 (31) октября 1829 – 20 декабря 1908 (2 января 1909)
Почетный член Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства
во имя Пресвятой Богородицы
За малым входом митрополит возвел в сан архимандрита бывшего законоучителя заведующего 2-й гимназией, принявшего монашество отца Кирилла, назначенного начальником духовной мисси в Урмии (в Персии), и в сан протоиерея настоятеля Покровской церкви в Коломне отца Акимова.
Все нотное пение исполнял хор певчих, а остальную часть обедни пел хор певчих из тысячи детских голосов. Торжественен был выход на молебствие святым Кириллу и Мефодию. Митрополит Антоний, архиепископ Тихон Иркутский и епископы Тихон Полоцкий, Иннокентий и Константин стали на кафедре, сонм архимандритов и до 50 священников, учащих в школах, в золотых облачениях стали от архиерейской кафедры почти до алтаря. Торжественно были возглашения Царского многолетия и умилительно пели певчие вечную память Императору Александру III. Возглашением архидиаконом многолетия начальствующим, учащим и учащимся закончилось это духовное торжество. На нем присутствовали и воспитанницы Леснинской церковно-учительской школы, прибывшие в Санкт-Петербург и отличавшиеся своими сарафанами и платочками от других воспитанниц.
После проведенных 11 мая 1902 года в Санкт-Петербурге первых праздничных мероприятий, председателем братства Константином (Булычевым) епископом Гдовским от Совета Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы было опубликовано обращение, в котором говорилось, что при богослужении 11 мая в Казанском соборе в честь Славянских Первоучителей воспитанники церковных школ города Санкт-Петербурга показали хорошее воспитание и отличные навыки по части церковного пения и чтения. Относя такие благие успехи к сердечной заботливости о воспитании и обучении детей ближайшего школьного начальства, а именно заведующих школами, попечителей школ, Советов и Правлений приходских благотворительных Обществ и церковных попечительств учащих и в частности преподавателей церковного пения, Совет братства, журнальным постановлением от 16 мая, просил разрешения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония отметить названный успех школьного дела открытым выражением благодарности всем труженикам школы.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Константин (Булычев)
Резолюцией от 24 мая за № 4155, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний утвердил данное предложение Совета Санкт-Петербургского Богородицкого Братства и просил всех школьных деятелей города Санкт-Петербурга, трудящихся на пользу церковных школ, отцов Заведующих школами, Попечителей их, Советы и Правления приходских благотворительных Обществ и приходских попечительств, учащих и преподавателей пения принять выражения признательности от лица Совета Братства за их нелегкий годовой труд, плодом которого явилась, и полная благовоспитанность детей, и отличные их познания в церковном пении и чтении. Особую благодарность митрополит Антоний, приносил тем из ближайшей школьной администрации лицам, которые в день 11 мая нашли возможность устроить в помещениях школ литературные чтения, для детей в память Жуковского и Гоголя, соединив память о начале славянского просвещения с воспоминанием об успехах просвещения русского, обнаруженного в лице названных велики русских писателей.
РЕЗОЛЮЦИЯ Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) от 24 мая 1902 года № 4155 «Об утверждении предложения Совета Санкт-Петербургского Богородичного Братства о поощрении школьных деятелей – организаторов мероприятий 11 мая в честь Славянских Первоучителей»
В дальнейшем, до 1917 года праздник проходил под руководством председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Вот так об этом событии писали Известия Санкт-Петербургской Епархии №14 от 15-го июля 1912 года:
В пятницу, 11 мая, в день св. славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, состоялся в Казанском Соборе обычный ежегодный праздник церковных школ столицы.
Литургию в этот день совершал Предстатель Епархиального Училищного Совета, Преосвященный Вениамин, Епископ Гдовский,
Епископ Гдовский Вениамин (Казанский) первый викарий Санкт-Петербургской епархии
в со служении с председателем Учебного Комитета, при Св. Синоде протоиреем Д.И. Беликовым, Председателем Училищного Совета при Св. Синоде протоиереем П.И. Соколовым, Настоятелем Троице-Сергиевой Пустыни архимандритом Михаилом, настоятелем Казанского Собора протоиереем Н.А. Сосняковым, ректором Санкт-Петербургской Духовной Семинары протоиреем В.А. Мартинсом и многочисленным сонмом церковно-школьных деятелей.

Палладий (Соколов), архиепископ Астраханский (17 апреля 1850 – 1 июля 1920)
Председателем Училищного Совета при Св. Синоде (1910 – 1917)
На клиросе пел хор Казанского Собора, а часть песнопений как: «Верою», Отче Наш» и др., была исполнена общим пением школьников, заполнявших всю средину собора и певших под управлением священника В.В. Бобровского.
В храме находились почти все церковные школы столицы, числом около 2500 детей; прибыли даже такие отдаленный школы, как Новодеревенская и Полюстровская. Питомцы Гаванской церковной школы были доставлены из Гавани по Неве на пароходе, отпущенным военным ведомством.
В положенное время на литургии возведены были в сан протоиерея о. Павел Пашский, Казначей Братства Пресвятой Богородицы, и о. Иоанн Лебедев, заведующий церковно-приходской школой Скорбященской церкви.
За литургией последовал молебен святым Кириллу и Мефодию. В конце молебна возглашена была вечная память Императору Александру III и многолетие всем деятелям церковных школ.
Преосвященный Вениамин, со Святым Крестом в руках, сказал краткое наставление о том, чтобы деятели церковной школы не смущались идущими отовсюду нападками на эту школу, памятуя, что они являются продолжателями века святых братьев, а это дело в свое время также было весьма пререкаемо, но пережило века и уповаем – и впредь будет жить, пока живет Святая Церковь.
На память о торжестве питомцам церковных школ раздавалась в храме вновь изданная Санкт-Петербургским Епархиальным Братством Пресвятой Богородицы книжки: «Святая Равноапостольная Мария Магдалина и жены-христианки в век апостольский», украшенная многими рисунками.
Как происходило торжественное празднование в Гдовском уезде святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла можно ознакомиться в истории Гдовского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы
Гдовское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
Автор Звонарев Игорь Георгиевич 23 мая 2025 года.