РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

24 мая – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

День славянской письменности и культуры.

История и традиции праздника

Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.

Праздник приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей русского алфавита и славянской письменности.

Икона Кирилл и Мефодий равноапостольные

Икона Кирилл и Мефодий равноапостольные

Кирилл (светское имя Константин; около 827-869) и Мефодий (светское имя неизвестно; около 815-885) – братья, греки, уроженцы города Солунь (Фессалоники), происходили из семьи византийского военачальника.

Мефодий сначала посвятил себя военной карьере, но около 852 года принял монашеский постриг на Олимпе (Малая Азия).

Кирилл получил образование в Константинополе, где его учителями были видные представители византийской интеллектуальной элиты – Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию.

В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Кирилла и Мефодия.

Именно с этим событием связывают создание Кириллом азбуки (т.н. глаголицы), отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке – перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, которые читают на богослужении).

По мнению исследователей, еще до приезда Кирилла и Мефодия в Моравию была переведена Псалтырь. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст литургии, что позволило совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Кириллом были созданы «Проглас» – первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» – первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.

Братья создали корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.

Почти сразу после кончины братья были причислены к лику святых. Сегодня их имена почитаются православными народами России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Сербии и других стран. В Русской Православной Церкви их память чествуется с XI века, а древнейшие службы святым относятся к XIII веку.

Книжный славянский язык получил распространение в качестве общего для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (украинцы, белорусы, русские). В мире насчитывается около 60 народов, чья письменность основана на кириллице.

Разработанная братьями письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян эти святые стали символами славянского письма и культуры.

В настоящее время 24 мая в Болгарии отмечается День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности, а в Северной Македонии – День всеславянских просветителей и учителей.

В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями далеко в прошлое и отмечалось, в основном, церковью. Около XVI века праздник стал предаваться забвению, интерес к нему начал возвращаться лишь в XIX столетии. Первым шагом послужил императорский указ 1835 года, вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани.

Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. В том же году было решено отмечать День памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

С приходом советской власти праздник на долгие годы был забыт – вплоть до 1985-го, года 1100-летия преставления святого Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Тогда же появилась современная формулировка — День славянской письменности и культуры.

С 1986 года в Советском Союзе начали проводиться региональные торжества, первым стал «Праздник письменности» в Мурманске. Затем он прошел в Вологде, Великом Новгороде, Киеве и Минске.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав ему государственный статус.

24 мая 1992 года знаковым событием стало открытие памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве.

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве

Кроме того, ежегодно в качестве главного средоточия торжеств выбирались региональные и культурно-исторические центры: Смоленск (1991), Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009).

В 2009 году было принято решение о проведении с 2010 года Дней славянской письменности и культуры в Москве.

По сложившейся традиции, после патриаршей Божественной литургии в храме Христа Спасителя на Красной площади столицы проходит праздничный концерт. Он начинается одновременно в целом ряде российских регионов, а в Москве открывается приветствием патриарха Кирилла.

В 2020 году в связи с пандемией коронавируса всероссийский концерт был отменен. специальный онлайн-телемарафон к празднику провел православный телеканал «Спас».

В 2021 году концерт в честь праздника проводился на Исторической сцене Большого театра России. В нем участвовали пианист Денис Мацуев, дирижер Валерий Гергиев, оперная певица Хибла Герзмава.

В 2022 году концерт традиционно прошел на Красной площади 24 мая.

Ежегодно в рамках праздника проходит церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учрежденная в 2009 году. Премия вручается с 2011 года и не имеет аналогов в истории Русской православной церкви и других поместных церквей. Она призвана содействовать развитию взаимодействия церкви и литературного сообщества и вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы». За это время ее лауреатами стали писатель Владимир Крупин, поэтесса Олеся Николаева, писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт и искусствовед Юрий Кублановский, прозаик Алексей Варламов, иерей Николай Блохин, литературный критик Валентин Курбатов и др. В 2021 году премии были удостоены народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа, драматург Владимир Малягин, прозаик Андрей Убогий, церковный историк архимандрит Дамаскин (Орловский), историк Алексей Карпов, поэтесса Ольга Фокина, писатель Дмитрий Мизгулин и др.

Также в День славянской письменности и культуры во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям, просветительские конференции, выставки и другие мероприятия.

Из истории праздника Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства

во имя Пресвятой Богородицы

Как мы уже отмечали, начиная с 1863 года этот праздник начал ежегодно отмечаться на всей территории России, включая и Санкт-Петербургскую Епархию.

В Санкт-Петербургской Епархии он проводился с привлечением учащихся всех церковных школ столицы.

Определением Святейшего Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 года № 1148, Святейшим Правительственным Синодом по указу Императора России с 11 мая 1901 года было установлено торжественное празднование дня памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах.

После проведенных 11 мая в Санкт-Петербурге первых праздничных мероприятий, председателем Братства Константином (Булычевым) Епископом Гдовским от Совета Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы было опубликовано обращение, в котором говорилось, что при богослужении 11 мая в Казанском соборе в честь Славянских Первоучителей воспитанники церковных школ города Санкт-Петербурга показали хорошее воспитание и отличные навыки по части церковного пения и чтения. Относя такие благие успехи к сердечной заботливости о воспитании и обучении детей ближайшего школьного начальства, а именно заведующих школами, попечителей школ, Советов и Правлений приходских благотворительных Обществ и церковных попечительств учащих и в частности преподавателей церковного пения, Совет Братства, журнальным постановлением от 16 мая, просил разрешения Его Высокопреосвященства отметить названный успех школьного дела открытым выражением благодарности всем труженикам школы.

Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. 25 декабря 1898 – 2 ноября 1912 Художник. А. А. Карелин.1911

Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
25 декабря 1898 – 2 ноября 1912
Художник. А. А. Карелин.1911

Резолюцией от 24 мая за № 4155 Высокопреосвященнейший Антоний, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский благоволил утвердить данное предложение Совета Санкт-Петербургского Богородицкого Братства и просил всех школьных деятелей города Санкт-Петербурга, трудящихся на пользу церковных школ, отцов Заведующих школами, Попечителей их, Советы и Правления приходских благотворительных Обществ и приходских попечительств, учащих и преподавателей пения принять выражения признательности от лица Совета Братства за их нелегкий годовой труд, плодом которого явилась, и полная благовоспитанность детей, и отличные их познания в церковном пении и чтении. Особую благодарность Высокопреосвященнейший Антоний, приносил тем из ближайшей школьной администрации лицам, которые в день 11 мая нашли возможность устроить в помещениях школ литературные чтения, для детей в память Жуковского и Гоголя, соединив память о начале славянского просвещения с воспоминанием об успехах просвещения русского, обнаруженного в лице названных велики русских писателей.

На следующий 1902 год, в славянский праздник, 11-го мая, в день просветителей славян святых Кирилла и Мефодия, ставший с 1901 прошлого года и праздником всех детей церковно-приходских школ, было совершено торжественное богослужение в Казанском соборе.

Редкая, оригинальная и полная красоты картина наблюдалась в Казанском соборе. Вся средина собора представляла собой разделенное проходом море детских голов: воспитанницы Исидоровского женского епархиального училища, в форменных платьях и белых передниках, занимали первое место на одной стороне, за ними девочки разных других школ; напротив тянулась красные шпалера мальчиков в краевых рубашках; впереди тысячи других мальчиков, учеников Санкт-Петербургских городских церковно-приходских школ. Детей было более двух с половиною тысяч. С правой стороны за загородкой разместились члены Славянского благотворительного общества. В соборе присутствовали: исполняющий обязанности Обер-Прокурора Святейшего Синода, сенатор Саблер, за председателя Славянского благотворительного общества сенатор Нарышкин, многие из чиновных членов общества молодые славяне, обучавшиеся в России, представители губернского училищного совета, наблюдатели церковно-приходских школ и др.

Совершал литургию высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Антоний с двумя викарными епископами, преосвященными Иннокентием и председателем Братства Константином (Булычевым), в сослужении 27 священников, архидиакона, протодиакона и 6 диаконов. Во главе священников, находился настоятель Андреевского Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев.

Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев) 19 (31) 1829 – 20 (12) 1908


Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев) 19 (31) 1829 – 20 (12) 1908

За малым входом митрополит возвел в сан архимандрита бывшего законоучителя заведующего 2-й гимназией, принявшего монашество отца Кирилла, назначенного начальником духовной мисси в Урмии (в Персии), и в сан протоиерея настоятеля Покровской церкви в Коломне отца Акимова.

Все нотное пение исполнял хор певчих, а остальную часть обедни пел хор певчих из тысячи детских голосов. Торжественен был выход на молебствие святым Кириллу и Мефодию. Высокопреосвященный митрополит Антоний, Архиепископ Тихон Иркутский и епископы Тихон Полоцкий, Иннокентий и Константин стали на кафедре, сонм архимандритов и до 50 священников, учащих в школах, в золотых облачениях стали от архиерейской кафедры почти до алтаря. Торжественно были возглашения Царского многолетия и умилительно пели певчие вечную память Императору Александру III. Возглашением архидиаконом многолетия начальствующим, учащим и учащимся закончилось это духовное торжество. На нем присутствовали и воспитанницы Леснинской церковно-учительской школы, прибывшие в Петербург и отличавшиеся своими сарафанами и платочками от других воспитанниц.

В дальнейшем, до 1917 года праздник проходил под руководством председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Вот так об этом событии писали Известия Санкт-Петербургской Епархии №14 от 15-го июля 1912 года:

В пятницу, 11 мая, в день св. славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, состоялся в Казанском Соборе обычный ежегодный праздник церковных школ столицы.

Литургию в этот день совершал Предстатель Епархиального Училищного Совета, Преосвященный Вениамин, Епископ Гдовский,

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922 Митрополит Петроградский и Гдовский 25.5.1917 – 17.7.1917 Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922
Митрополит Петроградский и Гдовский 25.5.1917 – 17.7.1917
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)

в со служении с председателем Учебного Комитета, при Св. Синоде протоиреем Д.И. Беликовым, Председателем Училищного Совета при Св. Синоде протоиереем П.И. Соколовым, Настоятелем Троице-Сергиевой Пустыни архимандритом Михаилом, настоятелем Казанского Собора протоиереем Н.А. Сосняковым, ректором Санкт-Петербургской Духовной Семинары протоиреем В.А. Мартинсом и многочисленным сонмом церковно-школьных деятелей.

Палладий (Соколов), архиепископ Астраханский (17 апреля 1850 – 1 июля 1920) Председателем Училищного Совета при Св. Синоде (1910 – 1917)

Палладий (Соколов), архиепископ Астраханский (17 апреля 1850 – 1 июля 1920)
Председателем Училищного Совета при Св. Синоде (1910 – 1917)

На клиросе пел хор Казанского Собора, а часть песнопений как: «Верою», Отче Наш» и др., была исполнена общим пением школьников, заполнявших всю средину собора и певших под управлением священника В.В. Бобровского.

В храме находились почти все церковные школы столицы, числом около 2500 детей; прибыли даже такие отдаленный школы, как Новодеревенская и Полюстровская. Питомцы Гаванской церковной школы были доставлены из Гавани по Неве на пароходе, отпущенным военным ведомством.

В положенное время на литургии возведены были в сан протоиерея о. Павел Пашский, Казначей Братства Пресвятой Богородицы, и о. Иоанн Лебедев, заведующий церковно-приходской школой Скорбященской церкви.

За литургией последовал молебен святым Кириллу и Мефодию. В конце молебна возглашена была вечная память Императору Александру III и многолетие всем деятелям церковных школ.

Казанский собор. Начало ХХ века

Казанский собор. Начало ХХ века

Преосвященный Вениамин, со Святым Крестом в руках, сказал краткое наставление о том, чтобы деятели церковной школы не смущались идущими отовсюду нападками на эту школу, памятуя, что они являются продолжателями века святых братьев, а это дело в свое время также было весьма пререкаемо, но пережило века и уповаем – и впредь будет жить, пока живет Святая Церковь.

Три Марии у гробницы (Жёны-мироносицы)

Три Марии у гробницы (Жёны-мироносицы)

На память о торжестве питомцам церковных школ раздавалась в храме вновь изданная Санкт-Петербургским Епархиальным Братством Пресвятой Богородицы книжки: Святая Равноапостольная Мария Магдалина и жены-христианки в век апостольский», украшенная многими рисунками.

Звонарев И.Г. май 2024

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление