24 мая – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
День славянской письменности и культуры.
История и традиции праздника
Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.
Праздник приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей русского алфавита и славянской письменности.
Кирилл (светское имя Константин; около 827-869) и Мефодий (светское имя неизвестно; около 815-885) – братья, греки, уроженцы города Солунь (Фессалоники), происходили из семьи византийского военачальника.
Мефодий сначала посвятил себя военной карьере, но около 852 года принял монашеский постриг на Олимпе (Малая Азия).
Кирилл получил образование в Константинополе, где его учителями были видные представители византийской интеллектуальной элиты – Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию.
В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Кирилла и Мефодия.
Именно с этим событием связывают создание Кириллом азбуки (т.н. глаголицы), отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке – перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, которые читают на богослужении).
По мнению исследователей, еще до приезда Кирилла и Мефодия в Моравию была переведена Псалтырь. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст литургии, что позволило совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Кириллом были созданы «Проглас» – первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» – первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.
Братья создали корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.
Почти сразу после кончины братья были причислены к лику святых. Сегодня их имена почитаются православными народами России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Сербии и других стран. В Русской Православной Церкви их память чествуется с XI века, а древнейшие службы святым относятся к XIII веку.
Книжный славянский язык получил распространение в качестве общего для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (украинцы, белорусы, русские). В мире насчитывается около 60 народов, чья письменность основана на кириллице.
Разработанная братьями письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян эти святые стали символами славянского письма и культуры.
В настоящее время 24 мая в Болгарии отмечается День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности, а в Северной Македонии – День всеславянских просветителей и учителей.
В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями далеко в прошлое и отмечалось, в основном, церковью. Около XVI века праздник стал предаваться забвению, интерес к нему начал возвращаться лишь в XIX столетии. Первым шагом послужил императорский указ 1835 года, вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани.
Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. В том же году было решено отмечать День памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
С приходом советской власти праздник на долгие годы был забыт – вплоть до 1985-го, года 1100-летия преставления святого Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Тогда же появилась современная формулировка — День славянской письменности и культуры.
С 1986 года в Советском Союзе начали проводиться региональные торжества, первым стал «Праздник письменности» в Мурманске. Затем он прошел в Вологде, Великом Новгороде, Киеве и Минске.
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав ему государственный статус.
24 мая 1992 года знаковым событием стало открытие памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве.
Кроме того, ежегодно в качестве главного средоточия торжеств выбирались региональные и культурно-исторические центры: Смоленск (1991), Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009).
В 2009 году было принято решение о проведении с 2010 года Дней славянской письменности и культуры в Москве.
По сложившейся традиции, после патриаршей Божественной литургии в храме Христа Спасителя на Красной площади столицы проходит праздничный концерт. Он начинается одновременно в целом ряде российских регионов, а в Москве открывается приветствием патриарха Кирилла.
В 2020 году в связи с пандемией коронавируса всероссийский концерт был отменен. специальный онлайн-телемарафон к празднику провел православный телеканал «Спас».
В 2021 году концерт в честь праздника проводился на Исторической сцене Большого театра России. В нем участвовали пианист Денис Мацуев, дирижер Валерий Гергиев, оперная певица Хибла Герзмава.
В 2022 году концерт традиционно прошел на Красной площади 24 мая.
Ежегодно в рамках праздника проходит церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учрежденная в 2009 году. Премия вручается с 2011 года и не имеет аналогов в истории Русской православной церкви и других поместных церквей. Она призвана содействовать развитию взаимодействия церкви и литературного сообщества и вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы». За это время ее лауреатами стали писатель Владимир Крупин, поэтесса Олеся Николаева, писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт и искусствовед Юрий Кублановский, прозаик Алексей Варламов, иерей Николай Блохин, литературный критик Валентин Курбатов и др. В 2021 году премии были удостоены народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа, драматург Владимир Малягин, прозаик Андрей Убогий, церковный историк архимандрит Дамаскин (Орловский), историк Алексей Карпов, поэтесса Ольга Фокина, писатель Дмитрий Мизгулин и др.
Также в День славянской письменности и культуры во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям, просветительские конференции, выставки и другие мероприятия.
Из истории праздника Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства
во имя Пресвятой Богородицы
Как мы уже отмечали, начиная с 1863 года этот праздник начал ежегодно отмечаться на всей территории России, включая и Санкт-Петербургскую Епархию.
В Санкт-Петербургской Епархии он проводился с привлечением учащихся всех церковных школ столицы.
Этот праздник организовывался Санкт-Петербургским Православным Епархиальным Братством во имя Пресвятой Богородицы, обладающего правами Епархиального Училищного Совета и управляющего церковными школами Санкт-Петербургской губернии.
Праздник проходи под руководством председателя Епархиального Братства, епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.
Вот так об этом событии писали Известия Санкт-Петербургской Епархии №14 от 15-го июля 1912 года:
В пятницу, 11 мая, в день св. славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, состоялся в Казанском Соборе обычный ежегодный праздник церковных школ столицы.
Литургию в этот день совершал Предстатель Епархиального Училищного Совета, Преосвященный Вениамин, Епископ Гдовский,

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922
Митрополит Петроградский и Гдовский 25.5.1917 – 17.7.1917
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)
в со служении с председателем Учебного Комитета, при Св. Синоде протоиреем Д.И. Беликовым, Председателем Училищного Совета при Св. Синоде протоиереем П.И. Соколовым, Настоятелем Троице-Сергиевой Пустыни архимандритом Михаилом, настоятелем Казанского Собора протоиереем Н.А. Сосняковым, ректором Санкт-Петербургской Духовной Семинары протоиреем В.А. Мартинсом и многочисленным сонмом церковно-школьных деятелей.

Палладий (Соколов), архиепископ Астраханский (17 апреля 1850 – 1 июля 1920)
Председателем Училищного Совета при Св. Синоде (1910 – 1917)
На клиросе пел хор Казанского Собора, а часть песнопений как: «Верою», Отче Наш» и др., была исполнена общим пением школьников, заполнявших всю средину собора и певших под управлением священника В.В. Бобровского.
В храме находились почти все церковные школы столицы, числом около 2500 детей; прибыли даже такие отдаленный школы, как Новодеревенская и Полюстровская. Питомцы Гаванской церковной школы были доставлены из Гавани по Неве на пароходе, отпущенным военным ведомством.
В положенное время на литургии возведены были в сан протоиерея о. Павел Пашский, Казначей Братства Пресвятой Богородицы, и о. Иоанн Лебедев, заведующий церковно-приходской школой Скорбященской церкви.
За литургией последовал молебен святым Кириллу и Мефодию. В конце молебна возглашена была вечная память Императору Александру III и многолетие всем деятелям церковных школ.
Преосвященный Вениамин, со Святым Крестом в руках, сказал краткое наставление о том, чтобы деятели церковной школы не смущались идущими отовсюду нападками на эту школу, памятуя, что они являются продолжателями века святых братьев, а это дело в свое время также было весьма пререкаемо, но пережило века и уповаем – и впредь будет жить, пока живет Святая Церковь.
На память о торжестве питомцам церковных школ раздавалась в храме вновь изданная Санкт-Петербургским Епархиальным Братством Пресвятой Богородицы книжки: Святая Равноапостольная Мария Магдалина и жены-христианки в век апостольский», украшенная многими рисунками.