Ко дню памяти Святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима
“Неутомимые жены! Не давали “сна очам и веждам… дремания”, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидали и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), и уже ничто не могло разлучить их с Господом.
Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце.
Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце: как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.”
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
Продолжая праздновать воскресение Христово, мы совершаем память людей, проявивших в последние часы земной жизни Христа и сразу после Его крестной смерти особую любовь и верность Ему.
На протяжении евангельской истории, с момента выхода Иисуса на проповедь вплоть до Тайной вечери и Гефсиманского сада, мы видим Его окруженным учениками. Однако в истории распятия, смерти и погребения Иисуса ученики исчезают (за исключением Иоанна). Вместе с тем, неожиданно появляются новые люди — никогда ранее не упоминавшийся Иосиф Аримафейский, не упоминавшийся среди учеников Никодим.
Поэтому Третья Неделя по Пасхе, в 2024 году – это 19 мая, Святой Церковью посвящена памяти святых Жен-Мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны и иных, упомянутых в Евангелии и Марии, Марфы и Сусанны, упомянутых в Священном Предании. В этот же переходящий день, с ними чтятся праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.
О Женах-мироносицах
Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа многие женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Евангелии от Иоанна сообщается, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» вместе с апостолом Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом.
В период земного служения Иисуса Христа многие из Жен-мироносиц служили Ему, в том числе и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа некоторые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни. По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя, т. е. совершить необходимый погребальный обряд, который состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения.
Жены-мироносицы по-разному представлены у евангелистов:
- в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария»;
- в Евангелии от Марка – Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия;
- в Евангелии от Луки – «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10);
- по свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18).
Таким образом, все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины.
Три первых Евангелия совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых. У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.
О Саломии, при сопоставлении Евангелия от Марка и Матфея, можно сказать, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Иисуса Христа, чтобы он сделал ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием.
Об Иоанне, говорит евангелист Лука, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Христом по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о ней в Новом Завете не упоминается. Он упоминает Иоанну по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с двумя также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, важность ее служения Господу и апостолам своим богатством.
Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (Мк 15. 40) или Иосифа по греческому тексту. На этот счет имеются две основные теории:
- Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блаженный Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы. При отождествлении «другой Марии» с «Марией Клеоповой», возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных свидетельств об этой Марии. Однако «женой Клеопы» считал ее уже раннехристианский автор Егесипп (середина II в.). Кроме того, остается спорным, относится ли выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова. Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы отличать ее от Марии, называемой Магдалиной, однако это мнение не получило широкого распространения.
- Согласно другому толкованию, которого придерживался, в частности, святитель Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди Жен-мироносиц в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также – «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1). Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия». О том, что «другая Мария» и Богородица – одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи. Современные толкователи соглашаются с этим толкованием так как евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (Мк 3. 21, 31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин путем указания детей, пусть даже и приемных (согласно мнению, например Епифания Кипрского).
Исследователями было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда помазания: в первых трех Евангелиях при описании положения тела Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание Жен-мироносиц, придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные предположения о причинах этих расхождений: например, слова о действиях Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого Никодима, так и Иосифа. Епископ Кассиан (Безобразов), однако, допускает возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных учеников».
Многие толкователи обращали и обращают внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блаженный Августин, обсуждая эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и другие вместе с ней, но о них Евангелист Иоанн умолчал. В пользу согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями первых трех Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2), т. е. тем самым намекается на присутствие других женщин у гроба вместе с Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается веками. Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви и т. п.
Давая общую богословскую характеристику рассказу о хождении Жен-мироносиц ко гробу, библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (Мк 14. 3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже невозможно. Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека, который помог бы им откатить камень, ибо камень был «…весьма велик» (Мк 16. 4). В целом, Евангелист Марк сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (которые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации. Евангелист Матфей во многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему важнее тема свидетельства женщин (Мф 27. 56, 61). Кроме того, возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти – «…посмотреть гроб» (Мф 27. 61).
Евангелист Лука, так же как евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как свидетельниц Воскресения Иисуса Христа. Что касается Евангелия от Иоанна, то все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры, поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина) событий, предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца всего происходящего. Но Христос Сам помогает им прийти к полному постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин… пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть», призывая христиан подражать им.
Рассказ о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с другими женщинами, сохранился также среди дошедших до настоящего времени фрагментов апокрифического Евангелия от Петра, составленного во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь эклектическим текстом.
***
Об иконографии
Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии «Воскресение Христово». Евангелисты называют разное число участниц этого события, при этом не упоминая среди Жен-мироносиц Богородицу; однако святые отцы (например святитель Григорий Палама) признавали Ее присутствие, что повлияло на иконографию. Отличается в рассказах также число ангелов. Апостолы Матфей (Мф 28. 2-3) и Марк (Мк 16. 5) упоминают об одном, апостолы Лука (Лк 24. 4) и Иоанн (Ин 20. 11-12) – о двух ангелах в «блистающих» и «белых» одеждах; число стражников у Гроба не уточняется.
Самое раннее из известных изображений Жен-миноносец у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (между 232 и 256 годами). В нем сочетаются повествовательное начало, раннехристианский символизм и условность: Жены-мироносицы изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом – две звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (2-я пол. V в.) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом,- данная схема впоследствии получила название «Явление ангела женам-мироносицам», с вариациями в деталях удерживалась в течение двух столетий.
На рельефе серебряного саркофага (IV в.) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены три Жены-мироносицы перед Гробом в виде здания, над которым находится полуфигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 г., Баварский национальный музей, Мюнхен) гробница изображена в виде двух-ярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Жены-мироносицы, над которыми представлено «Вознесение Господне»: юный Христос поднимается по облакам, ухватившись за руку Бога.
В VI в. сцена у Гроба Господня по-прежнему воспринималась как иконографическое решение темы Воскресения, при этом она включалась в Страстной цикл, например, в мозаике в церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (до 526).
Как все евангельские композиции этого ансамбля, «Явление ангела женам-мироносицам» изображено сокращенно: в центре – Гроб Господень в виде купольной ротонды (моноптер) с приподнятой плитой саркофага внутри, слева сидит крылатый ангел, справа стоят две жены; у них в руках ничего нет.
В Евангелии Раввулы представлена двух-частная листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, обрамленной дву-колонным портиком; стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Иисуса Христа двум женам, которые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Иисуса Христа Мариям по Воскресении». Этот сюжет в средневизантийский период стал самостоятельной иконографией: Господь идет вправо, благословляя двух жен, припавших к его ногам.
Иначе представлено «Явление ангела женам-мироносицам» на миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум (Византия. Палестина. ок. 600 г., Музеи Ватикана), где в 3 ярусах изображены 5 евангельских сцен от Рождества Христова до Вознесения. В центре композиции большое круглое купольное здание – ротонда Воскресения, построенная имп. Константином I, в распахнутых вратах которой виден престол под покровом. Фигуры в композиции расположены симметрично: справа от врат – ангел, слева – две жены, показанные в стремительном движении, одна из них – Богоматерь. Сцена с Распятием и женами у кувуклии повторена на ампулах из кафедрального собора в Монце (кон. VI-VII в.).
В послеиконоборческий период (с IX в.) в иллюстрациях Псалтири сформировалась иконография Воскресения Христова как Сошествия Господа во ад. В Хлудовской Псалтири (сер. IX в.) Жены-мироносицы у Гроба изображены стоящими или сидящими около цилиндрического сооружения гробницы, но без ангела. В X-XI вв. с этой сценой соседствует композиция «Явление Христа женам-мироносицам» (фрески Св. Софии Киевской, 40-е гг. XI в.). Распространение получил вариант иконографии с симметричной композицией: благословляющий Христос изображается фронтально, стоящим между двумя деревьями, с обеих сторон к его стопам припадают Жены-мироносицы. В византийской традиции композиция называется «Херете» (χαίρετε – радуйтесь) по приветственному слову воскресшего Христа, обращенного к Женам-мироносицам. (Трапезундское Евангелие, 2-я пол. X в.).
В средневизантийский период в Страстном цикле она также часто соседствует с композицией «Явление ангела женам-мироносицам». Иконография последней сцены в византийском искусстве приобрела устойчивые черты. Ротонда Воскресения, равно как и другие архитектурные формы гробницы, и каменный саркофаг уступили место изображению Гроба Господня в виде вертикальной пещеры, в которой находятся гробные пелены. Типичным образцом такой иконографии, много раз повторенной в столичном и провинциальном искусстве XI-XII вв., служит серебряная пластина от реликвария, хранящаяся в Лувре.
Предположительно пластина происходит из Фаросской церкви Большого дворца в Константинополе. В 1241 году она была привезена в Париж королем Людовиком Святым и вложена в сокровищницу Сент-Шапель. Сцена представлена на фоне горы. Справа сидит ангел с вертикально поднятым крылом, опирающийся левой рукой на жезл. Правой рукой ангел указывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру с пеленами. Пелены состоят из двух частей. Нижняя (саван) перевита крест-накрест, верхняя (сударь – плат закрывавший лицо) показана вспарушенной. Жены компактной группой стоят слева от ангела. Та, что изображена ближе к центру, отпрянув от гроба, прикасается к плечу жены, стоящей слева. Аналогичная иконография на фреске Спасского собора Мирожского монастыря (40-е гг. XII в.).
В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизантийские формы отдельных предметов, например гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Иногда были представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам».
В русских, как и в византийских памятниках, сцена «Явление ангела женам-мироносицам» входит в страстные циклы, соседствуя либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа женам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса. В целом композиция следует выработанной в средневизантийский период схеме, хотя возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа и поз Жен-мироносиц и стражников. Так, в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год) Жены-мироносицы традиционно изображены подходящими слева, но гроб Господень представлен совершенно особенно: в виде прямоугольной плиты под киворием, на которой горизонтально в ряд лежат 2 условно изображенные пелены. Над гробом висят светильники на цепочках. Эта деталь композиции могла отразить реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме и убранства камня Помазания.
Другой вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора (1425 год). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть которого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят три Жены-мироносицы. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в русском искусстве. Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в.), только саркофаг расположен под другим углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 год) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Жены-мироносицы стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей – стражей Гроба. На иконах XVI в. спящими представлены три воина в доспехах (2-й пол. XVI в.), стражников изображают и в большем количестве (напр., икона строгановской школы кон. XVI – нач. XVII в.).
На иконах кон. XV – нач. XVI в. число Жен-мироносиц увеличено до семи, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, которая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам». Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI в. Особенностью, определявшей традицию русского искусства, стало изображение двух ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага. Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII веков.
О Богослужении
в неделю святых жён-мироносиц
В неделю святых жён-мироносиц некоторые песнопения этого дня заимствованы из богослужений Страстной седмицы и посвящены последним часам земной жизни, смерти и погребению Спасителя.
В частности, на утрени к пасхальным стихирам добавляется песнопение «Тебе одеющагося светом» из чина погребения, совершаемого вечером в Великий Пяток:
Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.
В русском переводе:
Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа (то есть с Креста) с Никодимом, и видя мертвым, нагим, не погребённым, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: «Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!»
Поется также тропарь «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое»:
Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи.
В русском переводе:
Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил.
Однако к нему добавляется пасхальная концовка: «Но три дневен воскресл еси, Боже, даруяй мирови велию милость».
Богослужение последующих трех Недель по Пасхе тематически связано с отрывками из Евангелия от Иоанна, читаемыми в эти дни за Божественной литургией.
«Православие», Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Неделя жен-мироносиц: праздник христианской смелости
Сегодня речь идет о событиях утра Воскресения Христова, когда слабые, кроткие и смиренные женщины из апостольской общины отправились к гробнице Христа, дабы воздать Учителю последние (как они думали) почести.
Смелость — именно с этого качества начинается евангельское зачало дня. Иосиф из Аримафеи, «благообразен советник» (Мк. 15:43), был настолько потрясен произошедшим с Христом, что еще до раскрытия перед верными всей тайны Боговоплощения был готов пострадать со Спасителем. Об этом косвенно говорит фраза «иже и той бе чай Царствия Божия» (Мк. 15:43). Она подчеркивает, что проповедь Спасителя в этом конкретном человеке уже дала свои всходы. Иосиф не побоялся пойти на переговоры к Пилату, не побоялся общественного мнения (которое могло иметь более угрожающие последствия, чем публичное порицание в совете), не испугался похоронить Христа на своей земле, в личной гробнице.
И смелость уже во время погребения подхватывают женщины апостольской общины: «Мария же Магдалыни, и Мария Иосиева, зрясте где Его полагаху» (Мк. 15:47). «И минувши суботе» (Мк. 16:1) женщины, купив благовонные масла, чтобы по обычаю помазать тело усопшего, отправились на могилу Учителя. Мы знаем, что к гробу был, во-первых, привален тяжелый камень, а во-вторых, выставлена охрана. На что они рассчитывали, зная, что опасный и угрожающий ростом социального напряжения объект охраняется? В лучшем случае, мироносиц бы прогнали бранью и насмешками. В худшем — и они могли угодить под арест с неизвестными последствиями. Но никакой охраны утром следующего дня после священной субботы нет, потому что женщины уже на подходе к каменной гробнице задаются вопросом «кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:3). И тут же убеждаются, что вход в пещеру свободен, да и никаких стражников нет.
«Влезше во гроб» (Мк. 16:5), святые жены, удивление которых все больше нарастает, увидели «юношу седяща в десных» (Мк. 16:5). Это ангел, который и возвещает ученицам, что Спаситель «воста» (Мк. 16:6). В русском тексте переводе этого отрывка используется слово «воскрес», но в данном эпизоде по смысле лучше подходит именно «восстал», потому что отражает передачу ангелом смысла произошедшего для жен-мироносиц с учетом уровня их понимания в текущий момент. Христос восстал из мертвых, потому что был убит, умер, и лег на смертное ложе уже, как думали Его последователи, навечно. Но нет, он восстает, то есть встает вопреки всем биологическим законам. Пока женам нужно знать это: Спаситель ожил.
«Но идите рцыте учеником Его и Петрови, яко варяет вы в Галилеи, тамо видите, якоже рече вам» (Мк. 16:7), говорит ангел. Слово «варяет» на русский было бы лучше перевести не как «предваряет», но «встречает». Ангел сообщает женам-мироносицам место встречи, после чего они со страхом и трепетом убегают. Действительно, кто бы на их месте не испугался? Жены были готовы пойти под понятные им насмешки, ругательства, арест и даже физическую расправу, но здесь с ними произошел случай из запредельного, доселе им неизвестного. Поэтому они в конце концов пугаются и бегут, шокированные произошедшим.
Святые отцы отмечают, что повествование всего отрывка построено так, что в нем можно увидеть последовательный символизм. Итак, Иосиф из Аримафеи искал Царства Небесного. Это потребовало от него мужества отречения от мира (или даже прямого выступления против мира — кому как нравится) в лице Понтия Пилата, которому он не побоялся заявить о своих убеждениях. Спаситель говорит, что мы, Его ученики, в мире будем иметь скорбь. Он предупреждает об испытаниях. Но торжественное шествие мироносиц на гроб — это крестный путь уже для христианина, следующего за Господом. Однако Господь предупреждает, что Его бремя на самом деле легко, а потому бывает, что нашей решительностью следовать за Ним многие предстоящие испытания просто нивелируются. Действительно, зачем испытывать веру человека, который уже, превозмогая себя, уверенно следует за Богом? Мироносицы предполагали, чем может закончиться их утренний поход к гробнице. Но Господь сделал так, что препятствия на их пути исчезли.
Камень, который был привален к входу в гробницу — недуг нашей души, грехи, закрывающие вход в то Царство Небесное, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Но Царство, как известно, силой берется, и прикадывающий усилия достигает своей цели. Поэтому по вере жен буквально двигаются горы — как еще назвать здоровенный валун, закрывавший вход в гробницу, но чудесным образом отваленный? В тексте Острожской Библии говорится, что жены «влезше» в гробницу, то есть, ни протиснулись через узкий лаз. Это, кстати, опровергает логику изображения светлой утрени как свободного входа группы женщин через широкий вход пещеры внутрь. Нет. И символизм здесь вполне понятен, потому что христианин входит в Царство Небесное узкими вратами. И происходит это через физическую смерть, за которой и последует воскресение вместе с жизнью вечной.
Ангел в пещере сидит справа у гроба. Это также символизирует воскресение и жизнь вместе с Богом. Ведь именно ангел, по слову отцов, — первый представитель Небесного Царства, которого видит человек после своего успения. И путь к Спасителю указывает именно Его посланник: «идите… варяет вы в Галилеи… якоже рече вам» (Мк. 16:7). Вот она, посмертная встреча души с Христом!
Смелость и решительность быть верным Христу проходит красной нитью через евангельское повествование. Смел был Иосиф из Аримафеи, явили подвиг смелости и святые жены. Помимо явления миру образца женщины-христианки через поступок мироносиц, евангельская история учит: встав на путь веры, нужно приложить максимум усилий, чтобы следовать намеченным маршрутом, несмотря на все препятствия. Как бы ни было трудно, как бы мы ни боялись и ни унывали, как бы ни хотели все бросить и опустить руки, нужно помнить: там, где наступает предел человеческих возможностей, начинается безграничная Божия помощь Своим верным ученикам.
Владимир Басенков
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие от Марка, глава 16 стих с 9 по 20 (зачало 71)
Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. (Мк.16:9-20)
На Литургии
Деяния святых Апостолов, глава 6 стих с 1 по 7 (зачало 16)
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. (Деян.6:1-7)
//*Евреи из стран языческих.
Евангелие от Марка, глава 15 стих с 43 по 47, глава 16 стих с 1 по 8 (зачало 69)
пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. (Мк.15:43-47,16:1-8)
По материалам:
Православный Церковный календарь. Азбука веры.
Неделя Святых Жён-Мироносиц. Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского
Неделя жен-мироносиц: праздник христианской смелости. Владимир Басенков. Православный портал Иисус
Равноапостольный подвиг жизни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный портал Иисус
Неделя третья по Пасхе. Православный портал Иисус
Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц. Православный портал Иисус
Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц. Оптина пустынь
“Жены-мироносицы”. Православная энциклопедия.
Жены-мироносицы и тайные последователи Иисуса. Православный портал Иисус