Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Ко дню памяти Иконы Божией Матери Игоревская

«Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

Первые христиане, уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь, на Которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, вися на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице святого апостола Иоанна Богослова и даровал ей особенную, преизбыточествующую силу помогать немощным, исцелять страждущих, утешать печальных, которые с верую и усердием прибегают к Ней и находят заступление и помощь…

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Во дни Её земной жизни и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы видеть и слышать Её, чтобы получить от Неё благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы живописный лик Её.

Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, бывший искусным врачом и художником, и, чтобы удовлетворить желанию первых христиан, он, как говорит предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал ещё две иконы и принёс все три к Самой Владычице.

Увидев Своё изображение на иконах. Она повторила Свое пророческое слово; Отныне ублажат Мя вси роди. И присовокупила: Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет, и Святая Православная Церковь, чествуя святые иконы Богоматери, воспевает Ей:

Первее написавшейся Твоей иконе евангельских таин благовестником, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чествующия Тя, порадовалася еси, и яко сущи милостива, спасения нашего содетельница, яко уста и глас иконе бывши, якоже и Бога внегда зачинающи во чреве, песнь воспела еси: се от ныне ублажат Мя вси роди! И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. (Служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Казанския)

Православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Её святых икон. Иконы называют чудотворными когда через них при горячей, сердечной и искренней молитве человека обильно действует Божия благодать и совершаются чудеса исцеления или защиты от бедствий, засвидетельствованные Церковью.

Чудотворных икон Матери Божией, как звёзд на небе, никто ещё не мог их исчислить: число их знает только Сама Царица Небесная. Что ни наболевшее от горя сердце, то и отпечаток Её милосердия, а с ним и чудотворный образ Заступницы, да и ли уверить страдальца, что пред ним не чудотворная икона Божией Матери, когда он сознает и чувствует, что Она одна сильна защитить и помиловать его?

В настоящее время в пределах Православной Церкви нет города, села и деревни, нет храма, нет дома, в которых икона Богоматери не составляла бы величайшей святыни. Бывает, что сказания о некоторых иконах довольно велики, а об иных во времени сказания сохранились очень кратки. (3, 4)

Разрыв между текстом
Икона Божией Матери Игоревская

Из истории

18 июня Святая Церковь чтит память иконы Божией Матери Игоревская. В этот же день установлен день памяти Перенесения мощей Благоверного князя-страстотерпца Игоря Ольговича Черниговского и Киевского. К Игоревской иконе с особенным усердием прибегают те люди, которые подвергаются каким-либо бедственным случаям; в молитвах пред нею ищут утешения в скорбях. (3)

Икона Божией Матери Игоревская

Икона Божией Матери Игоревская

Икона Божией Матери Игоревская согласно преданию, была моленным образом благоверного князя-страстотерпца Игоря Ольговича Черниговского и Киевского. В 1146 году, по смерти великого князя Всеволода Ольговича, его брат князь Новгород-Северский Игорь был объявлен киевским князем. Однако киевляне тайно призвали на княжение переяславского князя Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича, который низложил Игоря с киевского престола и заточил в «поруб». Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском монастыре. Его пребывание в монастыре было недолгим.

Благоверный князь Игорь (в Крещении Георгий, в иночестве Гавриил) Ольгович, Черниговский и Киевский

Благоверный князь Игорь (в Крещении Георгий, в иночестве Гавриил) Ольгович, Черниговский и Киевский

В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед иконой, которая впоследствии была названа Игоревской и почиталась чудотворной. В 1147 году, желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли князя Игоря из церкви и убили.

Надругательство киевлян над телом кн. Игоря Ольговича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 179 об.)

Надругательство киевлян над телом кн. Игоря Ольговича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 179 об.)

О молении князя Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в «Повести о убиении блаженного Игоря» в редакции Киево-Печерского патерика, созданной в середине XVII века архимандритом Иосифом (Тризной).

Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове, состоявшееся в 1150 году, когда князь черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного Игоря, торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в Чернигов, где они были положены в раку «с теремом» в кафедральном Спасском соборе. Тогда же было установлено празднование памяти святого. (5)

Позже образ был перемещен в придел апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где оставался до начала XX века; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомученика Стефана (о чем упоминается в литературе, посвященной киевским святыням). Во время оккупации Киева в 1941 году икона бесследно исчезла (1). В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.  Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре. (2)

****

Об иконе

Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)

Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)

Игоревская икона была размером около 40 на 31 см и была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В начале XX века по заданию Комитета попечительства о русской иконописи художник А. Шинкаренко выполнил копию с Игоревской иконы (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым, дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

Игоревская икона — уменьшенный оплечный извод византийской иконы «Елеуса» (Умиление), по перенесении из Киева во Владимир называвшейся Владимирской иконой Божией Матери. Создание уменьшенных вариантов чтимых икон восходит к древней традиции (например, поколенные, поясные и оплечные списки ростовой константинопольской иконы Божией Матери «Одигитрия»). В изводе Игоревской иконы повторены основные особенности Владимирской иконы Божией Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Ее созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлен к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, которой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на Игоревской иконе не изображена. По своей технике икона, несомненно, греческого письма, но не столь древнего, как о том утверждает сохраненное за нею предание, по особенностям личного письма напоминает Владимирскую, а охрение сходно с Иверской Афонской и некоторыми другими древними иконами.

Самый ранний из известных списков Игоревской иконы — это икона второй половины XVI века (ГТГ, поступила из ГИМ). Выполнена в Москве, возможно во времена святителя митрополита Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров. Датировка другой иконы в собрании ГТГ (происходит из коллекции П. М. Третьякова, ранее датировалась второй половиной XVI века) в настоящее время уточняется.

В лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского», в т. ч. в композиции «Явление Богоматери преподобному Сергию» (конца XVI в.), в качестве келейного образа преподобного устойчиво повторяется извод Игоревской иконы. Такая икона могла быть семейной реликвией преподобного Сергия Радонежского, уроженца Ростовской земли, где в кафедральном ростовском Успенском соборе князем Владимиром Мономахом был поставлен список киевской святыни, выполненный, по преданию, преподобным Алипием Печерским. (2)

****

Есть ли уголок на земле, где жили бы люди без скорби и страданий? Есть ли хоть одна семья, не знающая горя и нужды? Найдётся ли, наконец, человек без греха и немощей?.. И для всех одна только надежда на милость и заступление Божией Матери. К Ней, к Её благодатному лику и священным изображениям стремится все страждущее на земле. Пред Её святыми иконами изливаются молитвы и слезы нуждающихся в помощи: Она всем внемлет, всем помогает.

Нет ни богатства, ни славы, ни власти, ни мудрости, которые были бы свободны от страха и скорби, обладали бы полным счастьем. Без скорби, как без воздуха, не проживёт смертный, рождённый во грехах. Кто же может защитить его и избавить от зла и напастей? Одна Матерь Божия. Ей усыновил Христос, Божественный Сын Её, учеников Своих. «Се сын Твой», – сказал Господь, указывая на любимого ученика, олицетворявшего в себе всех верных последователей Его, – и Матерь Божия стала Матерью христиан, верующих в спасение от Её Божественного Сына. И спешит Она на помощь и утешение всем страждущим и обременённым, и каждый из нас, скорбных, получив от Неё благодатную помощь, запечатлевает отрадный Её образ в душе своей. Прошли века, ушли в землю миллионы людей – нет конца чудесам и благодеяниям, которых Она вечно живой источник, и нет пределов Её милосердию! Миллионы людей страдали и призывали на помощь Матерь Божию: у всех в сердцах записаны чудеса Её благодеяний.

Хвала Всевышнему за все Его благодеяния! Слава и благодарные слезы Царице Небесной, хранящей детство, вразумляющей молодость, милующей старость, всем дающей опору и надежду на могущество милосердия Её Божественного Сына. Слава Тебе, Христе, Боже! Слава Тебе, Упование наше, слава Тебе! (3)

 

 

По материалам:

  1. Православный Церковный Календарь. Азбука веры.
  2. Игоревская икона Божией Матери. Православная энциклопедия.
  3. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православною церковью, на основании священного писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. София Снессорева. Азбука веры.
  4. Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Протоиерей Иоанн Бухарев. Азбука веры.
  5. Жития русских святых. профессор Сергей Иванович Смирнов. Азбука веры.
Pokrova2021

Метки:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление