РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Димитриевская родительская суббота

 «… Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша — об них.

И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.»

Прп. Антоний Оптинский

 

Вопрос о будущей загробной жизни вольно или невольно заставляет задуматься каждого разумного человека. С ним рано или поздно сталкивается и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Нельзя убежать от размышления о том, что с нами будет после смерти, существует ли загробная жизнь и в чем она состоит. Мы, верующие, знаем, что будущая жизнь есть, в чем удостоверяет нас откровение Божие. Господь, исправляя заблуждение саддукеев, отрицавших воскресение мертвых, говорил им: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Кладбище. Фотография РЭМ

Кладбище. Фотография РЭМ

Божественное Откровение говорит не просто о сохранении духовной субстанции — оно говорит о бессмертии личности. Человек как неповторимая личность не исчезает бесследно. Тело стареет, а человек внутри ощущает себя таким же, как был в юности. Почему? Потому что душа не изменяется, а вся наша внутренняя жизнь — это свойства души. Мы думаем душой, наши чувства и эмоции — это проявление души. Душа — это то, что болит, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы, что не мозг болит, не сердечная мышца — а болит душа. Душа пользуется телом — как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась — мы уже не слышим музыки, но это еще не значит, что умер сам музыкант. То, что мы видим умирающим, — это видимое, грубое тело. Тело самостоятельно жить и действовать без души не способно, душа же бессмертна и может продолжать свое существование и без тела.

Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход из одной формы бы­тия в другую. И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход, когда в муках рождения покидал уютное лоно матери. Ребенок, плача и протестуя, приходит в наш мир. Страдает и трепещет плоть перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни, так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо, как и соединение их в утробе матери.

По исходе своем из тела душа человека попадает в новые условия жизни. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле. И здесь важнейшее значение приобретает духовная связь умершего человека с Церковью.

Святые Отцы утверждают, что до всеобщего Суда Божия возможно изменение загробного со­стояния умерших, так как они принадлежат вместе с нами единому Телу Христову, то-есть Церкви. И Христос, как Разрушитель ада, имеет власть отверзать и закрывать врата ада, и потому со стороны живых членов Церкви необходимо молить Господа о помиловании умерших.

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

Веруя в жизнь вечную, как в непреложную истину, Церковь с древнейших времен совершает поминовение усопших. Молитва об усопших — это не требование церковной дисциплины, а потребность сердца. И чтобы удовлетворить эту потребность, святая Церковь установила стройную и последовательную систему поминовения.

Устав Церковный довольно подробно указывает, когда и какие заупокойные молитвы совершать. Церковь вводит их в состав общественного и частного богослужения и в домашнюю молитву христианина. Самое важное и действенное поминовение, по силе великой евхаристической Жертвы, совершается на Литургии, при погружении в Божественную Кровь частиц, изъятых в память живых и усопших.

Из всех дней седмицы устав определяет субботу по преимуществу днем поминовения усопших. И это не случайно. День субботы, как день покоя, по своему назначению наиболее подходит для моления об упокоении душ умерших. Кроме того, мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь пребывал «плотью во гробе».

Первые, о ком мы вспоминаем, молясь о умерших, — это наши покойные родители. Поэтому и субботы, посвященные молитвенной памяти почивших, называется родительскими.

Панихида Православная Церковь Пресвятой Богородицы на Боровой

Канун

Родительские субботы в течение церковного года и особые поминальные дни:

  • Мясопустная (за неделю до Великого поста);
  • 2-я суббота Великого поста;
  • 3-я суббота Великого поста;
  • 4-я суббота Великого поста;
  • Троицкая родительская суббота;
  • Димитриевская суббота;
  • Радоница (вторник после пасхальной седмицы);
  • поминовение всех усопших в годину гонений на веру пострадавших (в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской);
  • 9 мая — поминовение усопших воинов и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945).

***

В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает Димитриевскую родительскую субботу 6 ноября . Эта дата переходящая. Димитриевская суббота совершается в ближайшую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).

Вмч. Димитрий Солунский. Икона (Псков, 2-я четв. XV в.)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона (Псков, 2-я четв. XV в.)

Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.

По преданию Димитриевская родительская суббота была установлена святым князем Димитрием Донским. «Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Дмитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на эту битву и дал ему из числа своей братии двух иноков схимонахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве. Совершив в Троицкой обители поминовение убитых воинов, великий князь предложил творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября — днем памяти святого Димитрия Солунского — небесного покровителя самого Дмитрия Донского.» В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.


Святой благоверный князь Димитрий Донской
Дмитрий Донской Миниатюра из Царского Титулярника 1672 год

Дмитрий Донской Миниатюра из Царского Титулярника 1672 год

Князь Дмитрий Иоаннович Донской (1350 — 1389) был правнуком князя Даниила Московского и внуком князя Иоанна Калиты. Ему пришлось занять московский престол в девятилетнем возрасте, после смерти отца, князя Иоанна II Красного. Воспитателем юного князя был святой митрополит Алексий Московский, а молитвенником за весь русский народ в то время — Преподобный Сергий Радонежский.

Это были годы собирания русских земель вокруг Москвы — нужно было объединить силы, чтобы дать отпор иноземным захватчикам. Но объединительные процессы не происходили сами собой — это было результатом напряженных трудов князя Димитрия. К Москве были окончательно присоединены Галич, Белоозеро, Углич, Кострома, Дмитров, Стародуб, Чухлома. Стал повиноваться Москве и Новгород Великий, хотя принудить его к этому было непросто.

Но главным военным успехом князя Дмитрия стала победа над огромным войском хана Мамая на Куликовом поле. Исход битвы изначально был неясен, и князь Димитрий специально ездил к Преподобному Сергию, чтобы взять его благословение на поход и попросить святых молитв о победе.

Виктор Моторин Удар Засадного полка (Куликовская битва)

Виктор Моторин Удар Засадного полка (Куликовская битва)

Это была битва, в которой русские впервые осознали себя как единую нацию. По выражению одного из историков, на Куликово поле шли дружины удельных князей, а возвращался с Куликова поля единый русский народ. После славной победы князь Димитрий навсегда остался в нашей истории Донским.


И вот шестьсот с лишним лет, по завещанию благоверного князя Димитрия Донского, наша Церковь ежегодно совершает эту службу. До революции в русской армии этот обычай соблюдался неукоснительно. Во всех воинских частях служились панихиды о православных воинах, за веру, царя и отечество жизнь свою на поле брани положивших.

С течением веков в этот день стали совершать память не только православных воинов, но и всех усопших. И этот день стал на Руси вселенским днем поминовения всех своих усопших родных и близких. Но, все равно,  Димитриевская суббота сохраняет и свой особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех тех, кто погиб и пострадал за Православие.

В сам день родительской субботы и в пятницу, накануне, люди в храмах подают записки с именами усопших родственников, которые при жизни были крещены, т. е. являлись членами Церкви. В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «тетрапод» или «канун». Есть еще добрый обычай в дни поминовения приносить в храм угощение для неимущих. Оно освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Человек, получивший это угощение, молится «о всех зде ныне поминаемых», и к нашей молитве присоединяется и его благодарная молитва.

После богослужения принято посещать кладбища, приводить в порядок могилы близких, подавать милостыню бедным.

Троицкая родительская суббота. Фотография РЭМ

Троицкая родительская суббота. Фотография РЭМ

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знакомых и благодетелях.

***

Совершая сегодня поминовение усопших, нам необходимо и самим серьезно задуматься о жизни вечной. Каждый из нас без исключения, однажды появившись на этом свете, должен непременно покинуть его. И в этом законе Божьем нет исключений. Непрочна и суетна наша жизнь на земле. Ясное и радостное течение ее часто омрачается неожиданными житейскими скорбями и несчастьями. Радости наши смешаны с горем: от богатства недалеко нищета, здоровье ничем не защищено от болезней, самая жизнь в любой момент может пресечься смертью. Время жизни неудержимо и скоротечно, так что и не замечаешь, как пролетают дни.

Мысль о нашей участи в будущей жизни должна, казалось бы, больше всего занимать нас. Но как это не парадоксально, современный человек меньше всего хочет задумываться над вопросом смерти. Самое разительное отличие современной массовой культуры от культуры христианской — в неумении умирать. Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все возрастающее расстояние от поры своей молодости. Старость из времени «подготовки к смерти», когда «пора о душе подумать», стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние «права». Она стала временем зависти. Как писал наш современник — Архиепископ Иоанн Шаховский: «Оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины».

Отрицание будущей загробной жизни совершенно обессмысливает земную жизнь, тогда она «дар напрасный, дар случайный», как писал Пушкин в трудные минуты жизни. Тогда нет основания для нравственной жизни. «Если Бога нет, то все дозволено», — говорил о таких людях Достоевский. Нас не было — и нас не будет, жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия. Такие неверы — отрицатели или совсем отчаиваются в земной жизни и не видят в ней никакого смысла, или живут одной низменной, животной жизнью, держась эпикурейского правила: «бери от жизни все»!

Смерть — это предел земной жизни, в течение которой человек может еще исправиться. Священное Писание говорит: «Всяк человек ложь», «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Все мы постоянно согрешаем. Если не делом, так словом. Если не словом, так чувством или помышлением, и потому смерть всегда застает нас неоплатными должниками пред Богом. И за все это придется нам в свое время дать ответ. Поэтому сегодня, поминая наших ближних, вспомним и о своей душе, чтобы достойно проводить время земного странствования и дорожить временем, которое Господь отпустил нам.

 

 

По материалам:

Проповедь на Димитриевскую родительскую субботу. Проповеди в Оптиной Пустыни (optina.ru)

Димитриевская родительская суббота (azbyka.ru)

Богослужебные указания за 7 ноября 2020 года: Димитриевская родительская суббота. Мчч. Маркиана и Мартирия. / Патриархия.ru (patriarchia.ru)

ДИМИТРИЕВА СУББОТА — Древо (drevo-info.ru)

Русская Православная Церковь отмечает Димитриевскую родительскую субботу — Новости — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» (sedmitza.ru)

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах — (prihod.ru)

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ — Древо (drevo-info.ru)

ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ — Древо (drevo-info.ru)

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы / Православие.Ru (pravoslavie.ru)

Фотографии — Троицкая суббота (ethnomuseum.ru)

«Праздники и посты православной церкви. Календарь — справочник» — М.: «Даниловский благовестник», М.: ЗАО ИД «Комсомольская правда», — 224 стр., ил.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление