Троицкая Вселенская родительская суббота
В субботу 19 июня, в канун праздника Пятидесятницы, Святая Православная Церковь совершает Вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. По древней традиции суббота эта также носит название Троицкой родительской. Смысл этого поминовения очень глубок.
В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на землю для научения, освящения и приведения всех людей к вечному спасению. Поэтому Святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение с верой и молитвой о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
Молитва за усопших ― это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве. Домашняя молитва за умерших близких ― это наш святой долг. Но особую помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших.
По материалам: Сайта Московского Патриархата
О Троицкой родительской субботе
(из проповеди митрополита Святогорского Арсения (Яковенко))
“Ежедневно Православная Церковь читает Символ веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя… И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго…» Этот Символ веры читается и в кельях во время утренних молитв или полунощницы, «Верую» мы слышим и на чине исповеди. Мы слышим Символ веры, поемый всем народом в церквях Божиих, мы слышим чтение Символа веры и на повечерии, после совершения вечерни, на вечернем правиле. И этот Символ веры завершается словами, которые выражают торжество и сущность христианской религии: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь» — значит, истина: чаю, ожидаю с надеждой воскресения мертвых и жизни будущего века.
Сегодня Троицкая родительская суббота. Ради чего мы собрались здесь? Поплакать об умерших своих, посетовать на скорбную многотрудную жизнь свою, которая заканчивается смертью, вспомнить с отчаянием тех, которых мы, якобы, не вернём? Нет, братья и сестры, мы сегодня пришли для того, чтобы свидетельствовать торжество святой христианской Православной веры, торжество жизни над смертью, победы нетления над тлением. Почему и светлые ризы сегодня и всегда в родительские субботы таковы бывают. Это в 60-е годы прошлого века начали надевать чёрные платки на похоронах, в советский период. В 30–40 годы родственники почившего надевали белые платки, даже на старинных фотографиях видно, что в белых платках, как одеяние священнослужителей на панихидах и на погребениях. Белые одежды чистоты, света Христова, радости, нескончаемого пребывания со Христом во свете невечернем — это символ этих риз, это символ риз праведников, которые добродетельным житием своим убелили ризы свои и милостию Божией вместе с прощением грехов своих за молитвы Церкви получили светлые ризы праведных в вечности.
Мы сегодня пришли, братья и сестры, вспомнить о догмате: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы пришли, чтобы молитвою своею душе своей напомнить о скором переходе туда, в истинное, нескончаемое бытие от этого бытия временного, которого 70, от силы 80 лет. Мы пришли, братья и сестры, сегодня пообщаться с нашими усопшими. «Они не умерли, — говорит Священное Писание, — у Бога нет мертвых, у Бога все живы». И создавая человека, Он вдохнул в него душу живую по образу и подобию. Эта душа в человеке обладает свойствами, как и Господь, от Которого она пришла, — свойствами вечного нескончаемого бытия.
Мы пришли, братья и сестры, и свои души подготовить к встрече со Христом в вечности, напоминая себе о часе смертном. Мы пришли сегодня молитвенно пообщаться с нашими сродниками по плоти, готовясь к встрече с ними. Как при жизни мы за них переживали, их любили, заботились о них, так и по смерти они не умерли. Для нас, верующих, они так же существуют, мы за них переживаем, их участь беспокоит нас: как им там, в вечности…
И, желая облегчить, сделать эту участь им радостной, светлой, вечной со Христом, мы молимся за их души Христу, Царю Бессмертному. Вспомним Святую Пасху, братья и сестры, как мы ждём слов «Христос Воскресе!», чтобы грянуть взрывом народной толпы словами «Воистину Воскресе!» Эти два слова приносят какую-то неизреченную радость и церковным людям, и нецерковным, детям и взрослым. Дети не спят ночь, радуются, этими же словами восклицая в Церкви. Человек нецерковный в эту ночь не спит и тянется почему-то в Церковь, душа тянет его на то место, где славословится Христос, победивший смерть Своим воскресением и даровавший жизнь всем верующим в Него. Неосознанно, подсознательно душа у каждого человека христианка, и она торжествует победу жизни над смертью, влечёт в этот день всех людей в храмы Божии. Даже в советский период, когда было тотальное атеистическое воспитание, приходилось назначать работников райкомовских, учителей, чтобы они отгоняли детей от храмов, чтобы они смотрели, кто там из комсомольцев, из молодёжи, атеистически воспитанной, идёт в храмы. Шли, чтобы следить, отгонять — и не смогли отогнать, не смогли победить праздника Пасхи. Почему? Потому, что Пасха — это праздник торжества жизни над смертью.
А Родительская суббота для нас, братья и сестры, — напоминание об этом событии, напоминание об этом догмате, напоминание нам о нашей будущности. Нет у нас смерти, у нас только вечное бытие. Плоть истлевает, но душа вечно живая. Но и плоть будет воскрешена и преображена, соединена вместе с душой в день, когда будет славное пришествие Христово, а для грешников Страшный суд.
Мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоим с непостыдным лицем, как верующие, перед Христом Спасителем. Мы сегодня стоим с утешением и спокойствием совести, помолившись за наших почивших сродников, воздавши за их любовь своей любовью. А скорбь? Да, есть скорбь, но она тихая, растворённая ожиданием встречи, это скорбь разлуки. Как мы провожаем в длительное путешествие кого-то, или сына в армию, или какого-то дорогого человека куда-то отправляем в поездку, мы плачем. Всплакнём, но ожидаем встречи с ним, ожидаем его возвращения, переписываемся с ним, созваниваемся по телефону, посылаем открытки, поздравления. Вот так точно и мы сейчас — проводили в вечность своих сродников и общаемся с ними телеграммами наших заупокойных записочек, общаемся с ними молитвенным разговором вместо телефонного, общаемся с ними, посещая в родительские дни Церкви Божии, поздравляя с воскресением мертвых и их, наших сродников, которые незримо здесь с нами присутствуют. И от их присутствия и у нас на душе утешительно, и скорбь наша не имеет тени отчаяния. Нет, это скорбь с ожиданием, которое выражено в словах Символа веры и которое мы твёрдо исповедуем, готовя свою душу к встрече со Христом, и готовясь к встрече, которая ещё состоится с теми, кто, казалось бы, от нас уже навсегда ушёл. Не навсегда, до скорой встречи мы всего лишь с ними распрощались. И как на Пасху мы идём на кладбище и говорим им: «Христос Воскресе!» на могилах, так и сегодня мы говорим им: «Чаем воскресения мертвых, чаем вашего воскресения, наши дорогие и близкие. И жизни будущего века чаем вместе с вами, вместе со Христом в нескончаемом Царстве».
Аминь.
О традициях Троицкой родительской субботы, сложившихся в разных губерниях России в статье Блога “Про традиции”