РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню Благовещения Пресвятой Богородицы

“Кончились дни святой Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги: что было в начале и что есть теперь? Была купля – что же, какова выручка? Есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище – что же, гнались мы и, гнавшись, достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена – что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись, пали или победили? 

Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медный и шея железная.”

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля Святая Церковь чтит праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который от­сто­ит ров­но на девять ме­ся­цев от да­ты праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы относится к Великим двунадесятым неподвижным праздникам. У праздника установлен один день предпразднства (6 апреля) и один день попразднства. 8 апреля – Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В день Отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы чтится Со­бор ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла.

В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого.

Разрыв между текстом

О событии Благовещения Пресвятой Богородицы

Согласно Евангелию (Лк 1. 26-38), в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Косвенно о событии Благовещения упоминает апостол Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал 4. 4).

Благовещение у кладезя. Фреска из «Акафистного цикла» росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502-1503 гг.

Благовещение у кладезя. Фреска из «Акафистного цикла» росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502-1503 гг.

Согласно апокрифам II века – «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»), – Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно 1-му из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно 2-му – между ними прошло 3 дня (Новозаветные апокрифы). Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника.

Разрыв между текстом

Об установлении праздника
Росписи катакомб Присциллы. 1-я пол. III в. Рим.

Росписи катакомб Присциллы. 1-я пол. III в. Рим.

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й половины III века; в Равенне (после 400) и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432-445), исполненных при папе Сиксте III (432-440) или даже ранее, тем не менее можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века

Открытие святой равноапостольной Еленой в начала IV века святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, была построена базилика) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник Благовещения был установлен святителем Кириллом I, Патриархом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV века. В древнейших армянских Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V века, самостоятельного празднования Благовещения еще нет, но воспоминанию этого события посвящен 4-й день богоявленских торжеств. Древние грузинские рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII века, уже содержат особый праздник Благовещения.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI веков немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; к концу VII века- это уже один из самых почитаемых здесь праздников: Трулльский Собор запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Благовещения. Правило Трулльского Собора восходит к правилу Лаодикского поместного собора (ок. 343), разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям. Но, хотя правило Лаодикского поместного собора не упоминает Благовещения, это не упраздняет вовсе возможности совершения благовещенской службы; скорее, можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье. Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура православного великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. А. Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на который переносилось Благовещение, была суббота Акафиста и что Акафист Пресвятой Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Благовещения. Все византийский памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 7 апреля.

Под именами церковных писателей III-V веков (святых Григория Чудотворца, Афанасия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Прокла Константинопольского, Василия Селевкийского) сохранился целый ряд праздничных слов на Благовещение, но их подлинность сомнительна – так, по свидетельству епископа Ефесского Авраама (между 530 и 553), до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Благовещению,- и обычно их датируют более поздним временем. Сохранились также подлинные беседы на Благовещение святителя Софрония Иерусалимского (VII в.), святителя Германа Константинопольского (VIII в.), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.) и много других более поздних святых отцов и церковных писателей.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V века (блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому) и последующих веков. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в сочинениях  времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число трёх праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. Календарь Полемия Сильвия, епископа города Седун (435-455), предназначавшийся как для светского, так и для церковного употребления, а потому содержащий наряду с христианскими и языческие памяти, упоминает 25 марта (ст.стиль) еще не как день Благовещения, а как день Крестной смерти Спасителя. В первой редакции Геласия Сакраментария (VII в.) Благовещение не указано, но уже в Григория Великого Сакраментарии (3-я четверть VII в.) оно находится под 25 марта (то же – и в так называемом Геласиевом Сакраментарии VIII в.); во всех более поздних памятниках римской традиции в этот день праздновалось Благовещение.

В неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента. Толедский Собор 656 года в 1-м правиле предписывает петь службу Благовещению 18 декабря (при этом 25 марта остается датой Благовещения), объясняя это невозможностью устраивать праздник во время Великого поста. Вероятно, Собор не просто ввел эту дату, но перенял ее из некой традиции, уже установленной в отдельных местах – например, в аквилейском и амвросианском обрядах Благовещение также праздновалось в декабре в одно из воскресений.

Разрыв между текстом

О приобщении Божеству человеческого естества в воплощении Сына Божия
Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва.

Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва.

Созерцая верою великое таинство, ныне явленное, – таинство воплощения Сына Божия, не знаешь, братие, чему более удивляться: тому ли, до какой степени истощил, умалил Себя Бог, приняв зрак раба, соделавшись человеком (Фил. 2, 7); или тому, до какой степени возвысилась человеческая природа чрез это истощание Божества?

Человеческая природа изумительно возвысилась, прежде всего, в лице Самого воплотившегося Господа. Сын Божий принял на Себя человеческое естество навсегда, и принял в единство Своей Божеской ипостаси, так что хотя в Нем ныне два естества – Божеское и человеческое, но они соединены в Нем нераздельно и составляют одно лице, одну ипостась Божескую. Он и по воплощении, и в естестве человеческом, есть все тот же единый истинный Сын Божий и истинный Бог, каким был до воплощения. Вследствие такого ипостасного соединения во Христе двух естеств человечество в нем приобщилось Божеству и обожилось, то есть, усвоило от Божества все, что способно было усвоить, не теряя своей ограниченности и человеческих свойств, обогатилось от Божества и премудростию, и святостию, и животворною силою, и другими Божественными совершенствами. Вслед за тем обоженное в лице Господа Иисуса человечество соделалось в Нем причастным и Божеского поклонения. Ныне Он восседит на престоле славы одесную Бога Отца в Своем человеческом естестве; ныне Ему, уже во плоти, дадеся всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28,18); ныне Ему и в человеческом естестве покланяется, как Богу, всяко колено небесных и земныхь и преисподних (Фил. 2,10). Что-ж, скажите, может быть выше того, чего удостоилась во Христе наша человеческая природа?

Если не до такой, то все же до изумительной степени возвысилась наша природа и в лице Пресвятой Девы Марии, родившей Господа. Она родила Его, без сомнения, не по Божеству, а по человечеству. Но так как человечество во Христе с самой минуты Его зачатия нераздельно и неразлучно соединилось с Божеством в одну Божескую Его ипостась: то значит, что Пресвятая Дева и зачала, и носила во утробе, и родила истинного Сына Божия, истинного Бога. Следовательно, есть воистину Богородица. А удостоившись быть Материю Господа, Творца всего существующаго, Она естественно возвысилась чрез то над всеми Его созданиями не только земными, но и небесными, и по достоинству исповедуется честнейшею даже херувим, и славнейшею, без сравнения, серафим, т. е. самых высших сотворенных духов. Она есть первая по Боге, есть Царица неба и земли!

Если не до такой, то все же до изумительной степени может возвышаться человеческая природа и в каждом из людей, которые только веруют в воплотившегося Сына Божия. Тогда как одна из дщерей человеческих удостоилась быть Материю Господа, все мы, верующие в Него, удостоиваемся быть братиями Его, сынами Отца Его небеснаго, причастниками Святого Духа. В таинстве крещения мы рождаемся от Бога, облекаемся во Христа. Чрез таинство миропомазания приемлем в себя Духа Святаго. Чрез таинство евхаристии приискренне соединяемся со Христом, так что Он в нас пребывает, а мы в Нем (Иоан. 4, 15). И если после этого мы живем благочестиво, по христиански, то мы более и более воображаем в себе Христа (Гал. 4, 19) и не ктому живем мы, а живет в нас Христос. Ныне чада Божия есмы, братия единородного Сына Божия (1Иоан. 3, 2), наследники Богу, снаследники Христу (Рим. 8, 17), мы воцаримся с Ним (2Тим. 2, 12) и воссядем с Ним на престоле славы Его (Апок. 3, 21).

Присовокуплять ли, братие, нравственное наставление? Оно всякому очевидно. Если до такой степени возвысилась наша природа в лице воплотившегося ныне Господа и Его Пречистой Матери и может возвышаться в каждом из нас: то научимся уважать свою природу и вести себя сообразно с ее высоким достоинством. Будем твердо помнить, что она действительно возвышается в одних праведниках, истинных христианах, чрез их благочестие, а в грешниках только более и более уничижается, и тогда как первые, восходя по степеням нравственных совершенств, взойдут наконец на небо, чтобы там царствовать со Христом, последние, постепенно ниспадая, ниспадут наконец в бездну ада, чтобы там вечно мучиться с диаволом.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Разрыв между текстом

Благовещение Пресвятой Богородицы

Антоний (Блум), митрополит Сурожский 

Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.

Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира.

Аминь.

Разрыв между текстом

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Луке, глава 1 стих с 39 по 49, стих 56 (зачало 4)

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом Свой. (Лк.1:39-49,56)

На Литургии

Послание апостола Павла к Евреям, глава 2 стих с 11 по 18 (зачало 306)

Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (Евр.2:11-18)

Евангелие по Луке, глава 1 стих с 24 по 38 (зачало 3)

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Лк.1:24-38)

Послание апостола Павла к Евреям, глава 4 стих с 14 по 16 и глава 5 стих с 1 по 6 (зачало 311)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Евр.4:14-16,5:1-6)

 

Евангелие по Марку, глава 8 стих с 34 по 38 и глава 9 стих 1 (зачало 37)

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Мк.8:34,36-38,9:1)

 

По материалам:

  1. Православный Церковный календарь. Азбука веры.
  2. Православный календарь. Православие.ру
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы. Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского
  4. Благовещение Пресвятыя Богородицы. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  5. Церковные праздники. Азбука веры.
  6. Благовещение Пресвятой Богородицы. Седмица.ру
Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление