Ко дню памяти Святых Царственных Страстотерпцев
“Будь мужественным – это главное”
Александра Федоровна Романова
17 июля день памяти Святых Царственных Страстотерпцев: Императора Николай II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжён Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Это день особый – это день гибели царской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Это событие произошло в 1918-м году. Перед этим царская семья в течение, практически, года была в заключении. Очень отрадно, что большевики все-таки сохранили возможность общаться этой семье друг с другом, дали возможность им причащаться святых Христовых божественных таин. И последнее причастие состоялось буквально за два дня до их праведной кончины.
Будущий император Всероссийский Николай II родился 18 мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны.
С раннего детства будущий царь Николай воспитывался в православной вере, регулярно посещал Богослужения. Николай Александрович был воспитан именно для царствования. Как описывают его соратники, времени свободного у маленького царевича практически не было. Все время было занято познанием каких-то наук, чтением, изучением языков, потому что царские дети воспитывались в строгой дисциплине, как говорил император Александра III: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети». Царская семья – это не изнеженные особы. Так он был воспитан, что в возрасте 25-ти лет, когда была перепись населения в царской России, в графе занятий он пишет фразу: хозяин земли русской. А хозяин это тот человек, который лично отвечает за свое хозяйство. Он его приумножает, он его не бросает.
В нравственных принципах была воспитана и его будущая супруга австрийская принцесса Алекс, с которой они встретились еще задолго до помолвки, когда ему было 14, а ей 12 лет. И сразу сердца их как бы воспламенились друг к другу. И в 1894-м году было венчание. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания. Но, как будущая супруга государя, приняла Православие с именем Александра Федоровна. Постепенное знакомство, изучение, а затем вхождение в Православную Церковь сотворили из нее человека искренне Православного, с рассуждениями и делами по Вере и Долгу. Она любила читать святых отцов. И основную цель свою, как женщина, видела, конечно, в поддержании супруга и служении своей семье.
В своем дневнике в 1909-м году она пишет про роль жены: “Для каждой жены главная обязанность – это устройство и ведение ее дома. Она должна быть великодушной и добросердечной. Женщина, чье сердце не трогает вид горя, которая не стремится помочь, когда это в ее силах, лишена одного из главных женских качеств, которые составляют основу женского естества. Настоящая женщина делит с мужем груз его забот. Чтобы не случилось с мужем в течение дня, когда он входит в свой дом, он должен попасть в атмосферу любви. Другие друзья могут ему изменить, но преданность жены должна быть неизменной. Когда наступает враг, и невзгоды обступают мужа, преданные глаза жены смотрят на мужа, как звезды надежды, сияющие в темноте. Когда он сокрушен, ее улыбка помогает ему снова обрести силу, как солнечный луч распрямляет поникший цветок“.
Глубокая и искренняя религиозность выделяла императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. И этой семье Господь даровал пятерых детей, которые были вскормлены и воспитаны самой царицей. Активное участие принимал и царь Николай в воспитании своих детей. Он очень любил свою семью.
Немногие, кто общался с семьей в неофициальной обстановке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Отношения детей с государем были трогательны – он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Россия находилась в это время на вершине славы и могущества: невиданными темпами развивалась промышленность, все более могущественными становились армия и флот, успешно проводились в жизнь многие реформы. Создано лучшее, на тот момент рабочее законодательство. Было открыто около 10-ти тысяч новых храмов и 250 монастырей. К лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.
Об этом времени можно сказать словами Писания: превосходство страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Казалось, что все внутренние проблемы в недалеком будущем благополучно разрешатся.
Но этому не суждено было осуществиться: назревала Первая мировая война. 1 августа 1914 года Германия объявила России войну.
Дни начавшейся Великой войны только сильнее духовно сплотили семью. Государь и наследник заняты делами фронта, промышленности и армии, регулярно выезжали в Ставку. Царица и её старшие дочери старались разделить горе войны с людьми своей Родины. Они стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Они ухаживают за ранеными солдатами и офицерами, вникают в их семейные нужды, делают все возможное для облегчения их проблем быта.
Политическая обстановка в Российской Империи становилась все более и более натянутой, но Государь продолжал надеяться на то, что чувство патриотизма все же возьмет верх, сохранял веру в армию, положение которой значительно улучшилось. Это вселяло надежды на успех большого весеннего наступления, которое нанесет решительный удар Германии. Но это хорошо понимали и враждебные государю силы.
По необходимости фронта Государь выехал в Ставку – этот момент послужил сигналом для врагов порядка. Им удалось посеять в столице панику из-за некоторого дефицита и очередей или “хвостов”, как тогда говорили. На следующий день в Петрограде начались волнения, вызванные перебоями с подвозом хлеба, они скоро переросли в забастовку под политическими лозунгами – «Долой войну», «Долой самодержавие». Попытки разогнать манифестантов не увенчались успехом. В Думе тем временем шли дебаты с резкой критикой правительства – но в первую очередь это были выпады против государя. Претендующие на роль представителей народа депутаты словно забыли наставление первоверховного апостола: “Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите” (1Пет.2,17).
Узнав о беспорядках, государь посылает войска в Петроград, а затем сам отправляется в Царское Село. Его решение было, очевидно, вызвано и желанием быть в центре событий для принятия в случае необходимости быстрых решений, и тревогой за семью. Этот отъезд из Ставки оказался роковым. За 150 верст от Петрограда царский поезд был остановлен – следующая станция Любань была в руках мятежников. Пришлось следовать через станцию Дно, но и тут путь оказался закрыт. Вечером 1 марта государь прибыл в Псков, в ставку командующего Северным фронтом генерала Н.В. Рузского.
В столице наступило полное безвластие. Но государь и командование армией считали, что Дума контролирует положение; в телефонных переговорах с председателем Государственной думы М.В. Родзянко государь соглашался на все уступки, если Дума сможет восстановить порядок в стране. Ответ был: уже поздно. Было ли это так на самом деле? Ведь революцией были охвачены только Петроград и окрестности, а авторитет царя в народе и в армии был еще велик. Ответ Думы ставил царя перед выбором: отречение или попытка идти на Петроград с верными ему войсками – последнее означало гражданскую войну в то время, как внешний враг находился в российских пределах. Все окружающие государя также убеждали его в том, что отречение – единственный выход. Для этого приехали представители Государственной думы А. И. Гучков и В. В. Шульгин. На этом настаивали офицеры в военное время:
- начальник Генерального штаба М.В. Алексеев, а так же:
- — великий князь Николай Николаевич (Кавказский фронт);
— генерал Брусилов (Юго-Западный фронт);
— генерал Эверт (Западный фронт);
— генерал Сахаров (Румынский фронт);
— генерал Рузской (Северный фронт);
— адмирал Непенин (Балтийский флот) и другие… - Командующий Черноморским флотом адмирал Колчак воздержался.
После долгих и мучительных размышлений император принял выстраданное решение: отречься и за себя и за наследника, ввиду его неизлечимой болезни, в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Государь произнес: “Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает”. Государь покидал верховную власть и главнокомандование как царь, как воин, как солдат, до последней минуты не забывая о своем высоком долге. Его Манифест – это акт высочайшего благородства и достоинства.
В те дни Николай Александрович писал в дневнике: «Нужно мое отречение. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект Манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный Манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!».
Самым большим проявлением любви к своему Отечеству, к Родине своей явилось то, что после отречения от престола Царь и его семья не покинули Россию. Они остались здесь. Если бы уехали, то получалось бы, что царь неправ и убегает. Царь принимает решение остаться в России вместе со своей семьей, ведь это его хозяйство. Казалось бы, мог выслать семью, но было нельзя, потому что с государственной точки зрения это проигрыш. А он не может рисковать. Он правитель, он хозяин земли русской.
Начались долгие месяцы заточения, при этом они не теряли веру в Бога, исповедовались, причащались, не опускали руки, занимались физическим трудом посильным, огородом, пилили дрова, складывали их, княжны занимались стиркой и хозяйством. Дети продолжали учиться. Семья тихо восходила на свою голгофу. Царица пишет в своем дневнике: “Мы должны утвердить в нашем сознании мысль, что цель Бога по отношению к нашей жизни – это уподобить нас Христу. Если у нас тяжкая ноша, то потому, что благодаря ей мы лучше растем. Если другие нас подводят – для нас это еще один урок терпения и кротости. Если у нас трудное положение, неподходящие условия – это для того, чтобы мы могли совершенствоваться в трезвении и учились быть довольными, находясь в любом обстоянии. Всегда Господь наш дает нам новые уроки, заставляя нас приблизиться к прекрасному образцу, который Он для нас создал, готовя нас к лучшему служению.”
В письмах и дневниках членов императорской семьи засвидетельствовано глубокое переживание той трагедии, которая разворачивалась на их глазах. Но эта трагедия не лишила царственных узников силы духа, веры и надежды на помощь Божию.
«Тяжело неимоверно, грустно, обидно, стыдно, но не теряйте веру в Божию милость. Он не оставит Родину погибнуть. Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью (раз не в силах наших помочь). И Он спасет, долготерпелив и многомилостив – не прогневается до конца… Без веры невозможно было бы жить…
Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной. Я чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, – мы одно составляем, и делим горе и счастье. Больно она нам сделала, обидела, оклеветала… но мы ее любим все-таки глубоко и хотим видеть ее выздоровление, как больного ребенка с плохими, но и хорошими качествами, так и Родину родную…
Крепко верю, что время страданий проходит, что солнце опять будет светить над многострадальной Родиной. Ведь Господь милостив – спасет Родину…», – писала императрица.
И вот наступил тот день 17-го июля, заранее подготовленный большевиками, когда каждый убийца знал свою жертву. Расстрел в Ипатьевском доме, а затем кровавый след перенесения останков, сожжение с попыткой скрыть.
Вместе с императорской семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. К ним, помимо расстрелянных вместе с императорской семьей доктором Е.С. Боткиным (причислен к лику святых новомучеников, память совершается 17 июля), комнатной девушкой императрицы А.С. Демидовой, придворным поваром И.М. Харитоновым и лакеем А.Е. Труппом, принадлежали убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И.Л. Татищев, гофмаршал князь В.А. Долгоруков, «дядька» наследника К.Г. Нагорный, детский лакей И.Д. Седнев, фрейлина императрицы А.В. Гендрикова и гофлектрисса Е.А. Шнейдер.
Вскоре после того, как было объявлено о расстреле государя, святейший патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам святейший 21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Почитание царской семьи, начатое уже святейшим патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось – несмотря на господствовавшую идеологию – на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории.
Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах царской семьи. В последние десятилетия во многих домах в красном углу можно было видеть фотографии царской семьи, во множестве стали распространяться и иконы с изображением царственных мучеников. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации царской семьи – под некоторыми из таких обращений стояли тысячи подписей. К моменту прославления царственных мучеников в 2000 году накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи – об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон с изображениями императора Николая и царственных мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах царственных мучеников пятен кровавого цвета.
Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвенным воззванием к царю-мученику, государю Российскому – и невероятным образом вышли из окружения.
Подобных свидетельств записано много, а не записанных еще более…
В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.
Память святым страстотерпцам императору Николаю, императрице Александре, их чадам – Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения, 17 июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских .
По материалам:
Православный церковный календарь. Азбука веры.
Царственные страстотерпцы. Древо.
Святых Царственных Страстотерпцев: Императора Николай II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Оптина пустынь.
Российская империя. Эпоха правления Николая II. Группа ВК
Лекции Петра Валентиновича Мультатули