РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню Вознесения Господня

Силу Вознесения Господня Святой Павел выражает так: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8). Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начаток раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, Который, сойдя единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает, что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровищехранительницу – чистое сердце; имей руки, чем брать – веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Икона Вознесения Господня, кисти св. Андрея Рублева, 1408 г. Третьяковская галерея

Икона Вознесения Господня, кисти св. Андрея Рублева, 1408 г. Третьяковская галерея

Праздник Вознесения Господня входит в число Великих двунадесятых праздников, так же этот праздник относится к числу подвижных (ориентированных на дату Пасхи).

Дата праздника Вознесения Господня отсчитывается от даты Пасхи – на 40 день. В 2023 году этот день приходится на 25 мая. У праздника Вознесения Господня установлен один день предпразднства (24 мая) и восемь дней попразднства, то есть 2 июня Отдание праздника Вознесения Господня.

Как праздновать праздники? Мы празднуем или событие (вникнуть в величие события, цель его, плоды его для верующих), или лицу, как, например, Господу, Божией Матери, Ангелам и святым (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу сердцем, впитать их в себя, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лицо или событие” – Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев).

Икона Вознесения Господня

Икона Вознесения Господня

В праздник Вознесения Господня Церковь на один день прерывает чтение Евангелия от Иоанна, обращаясь к Евангелию от Луки. Единственный из Евангелистов, он уточняет, что вознесение произошло в Вифании — селении близ Иерусалима, куда Иисус неоднократно приходил при жизни и где он воскресил Лазаря. Отметим, что Лука доводит рассказ до того момента, когда все ученики поклонились возносящемуся на небо Иисусу.

Свою вторую книгу, Деяния Апостолов, Лука начинает прологом, в котором говорит о том, что Иисус «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Именно из этого упоминания мы узнаем, что Вознесение произошло на сороковой день после Воскресения.

Переход Евангелия от Луки в начало Книги Деяний показывает, что история христианства не закончилась ни Смертью, ни Воскресением, ни Вознесением Иисуса Христа. Эта история в момент вознесения Иисуса на небо только начиналась. Иисус стал тем пшеничным зерном, которое, упав в землю, умерло, чтобы принести сторичный плод (Ин. 12:24). И теперь свидетельство о Его воскресении и проповедь Его учения всецело сосредотачиваются в руках апостолов.

В богослужебных текстах праздника Вознесения Господня говорится о том, что, взойдя на небо и воссев одесную Бога Отца, Христос «спосадил» на престоле Божием человеческое естество. Он вернулся туда, откуда был послан, но не покинул эту землю: Он остался со Своими учениками в Церкви, которую основал, в Евхаристии, которую после Его смерти и воскресения Его ученики совершали в воспоминание о Нем. Он остался в том Утешителе, Духе Святом, Которого Он послал, и Дух этот до сих пор пребывает в Церкви, входит в сердца наши и дает нам ощущение новой жизни.

Но для чего нужен был Утешитель? Для чего ученики должны были после воскресения Христа не расходиться, но ожидать в Иерусалиме сошествия на них Духа Святого? Это было необходимо, потому что без помощи Духа Святого они не могли осознать то, что видели и слышали, что произошло на их глазах. Да, они были свидетелями смерти и воскресения Господа, но еще не могли осмыслить и оценить этот опыт и передать его другим людям. И только после того, как обещанный Господом Утешитель сошел на учеников, они из «рыбарей» превратились в «апостолов». Они поняли, что задача их отныне состоит в том, чтобы идти и проповедовать всем народам, крестя их «во имя Отца и Сына и Святого Духа» и открывать людям тот путь, который открыл перед ними Господь Спаситель, — путь в Царствие Небесное, путь к обожению, путь к Небесному Отцу. Этим путем пошли они сами, этот путь открыли они для многих поколений христиан вплоть до наших дней.

Разрыв между текстом

Взломанная хронология Вознесения

Иерей Августин Соколовски

Вознесение Господне. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Вознесение Господне. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Вера в телесное вознесение Господа Иисуса — это догмат Церкви, одна из непререкаемых основ вероучения. Символ Веры говорит о «Восшедшем на Небеса» Господе Иисусе, а евхаристическая молитва Церкви является Воспоминанием «спасительной заповеди, и всего, о нас бывшего, Креста, погребения, тридневного Воскресения, на Небеса Восхождения, одесную седения, второго и славного вновь Пришествия». Догмат Вознесения не менее важен, чем Воплощение, Воскресение и Второе Пришествие.

В новозаветных текстах, автором которых Предание Церкви именует Евангелиста Луку, описательное повествование о Вознесении содержится в Евангелии и в Книге Деяний. В каждом из этих текстов у События Вознесения есть своя неповторимая логика.

Согласно Евангелию от Луки, Господь явился двум ученикам по дороге в Эммаус, и «был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк. 24:35). Вернувшись в Иерусалим, ученики «нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними» (Лк. 24:33). «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди их» (Лк. 24:36). Господь удостоверил учеников в Своем Воскресении. Потом Он вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал «отдаляться от них и …возноситься на небо» (Лк. 24; 51-52).

Библеисты по-разному понимают смысл этого текста. Так, среди ученых существует авторитетное мнение, что Община, стоявшая у истоков Евангелия от Луки, объединила в тексте события Воскресения и Вознесения. То есть, апостольская Церковь сознательно желала, чтобы Воскресение и Вознесение были для последующих читателей этого евангельского текста одним и тем же событием.

Согласно Деяниям апостолов, «Господь явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божии» (Деян. 1:3). На сороковой день «Он собрал их» (Деян. 1:4), повелел не отлучаться от Иерусалима и ожидать «Крещения Духом Святым» (Деян. 1:5). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9).

Ключевым для рассказа о Вознесении в книге апостольских Деяний является не только тот факт, что Господь вознесся на Небо именно в сороковой день, но и слова о Его предстоящем Пришествии. «Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо» (Деян.11:12). Община, стоявшая у истоков Книги Деяний, объединила Вознесение и Пришествие — не Возвращение, а именно Пришествие — в единое событие. Для Общины было важно, чтобы Церковь не только не отделяла Парусию, то есть Второе Пришествие, от Вознесения, но и понимала Второе Пришествие Господа Иисуса как одну из составляющих Его Вознесения.

«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг представил им два мужа в белой одежде. И сказали: Иисус (…) приидет таким же образом» (Деян.1;10-11). Пожалуй, для апостольской Общины, а впоследствии и для Церкви Христовой не было более важных слов, чем данное «двумя мужами в белой одежде» обещание и заверение.

Важно понимать, что Вознесение, то есть, Восхождение Господа Иисуса на Небеса, было для апостольского круга абсолютно спонтанным, неожиданным, не поддающимся никакому предварительному расчету событием. Воскресший Иисус собрал Общину и восшел на Небеса. Это подтверждает факт, что говорящие об одном и том же новозаветные тексты одного автора допускают совершенно разную логику Вознесения. Мы имеем дело с сознательно «взломанной хронологией»! Ведь Вознесение — не просто пункт, период и срок во времени и пространстве, но животворящая Истина, определяющая собой полноценность бытия Церкви как Тела Господа Иисуса.

Вознесение является окончательным и бесповоротным доказательством того, что Воскресение Иисуса — не возвращение в списки живущих на земле бывшего прежде мертвым человека, как это было в случае Лазаря и других воскрешенных Господом людей, но подлинное преодоление небытия и смерти. В свою очередь, Воскресение и Вознесение вместе являются «окончательным взаимопроникновением природы человека и природы Бога», где, по слову одного из современных нам богословов, «прорываются границы биологического и создается новое пространство существования».

Именно поэтому Церковь видит в Вознесении Господа Иисуса основание собственной неотмирности и принадлежности будущему веку здесь и сейчас. А в литургии Церкви Парусия, то есть, Второе Пришествие Господа Иисуса, обозначается как уже совершившийся факт. Ибо оно уже подразумеваются Вознесением. Как об этом пишет святитель Августин: «Ты, пойманный, связанный, битый, И к Древу Прибитый, Ты мертвый, и Ты погребенный, Ты <…> вознесися Превыше Небес!» (Августин Карфагенский, На Вознесение, Sermo 262).

И еще. В эпоху христологических споров, которые сотрясали Церковь в V-VI веках и в итоге привели к трагическому и бессмысленному распаду Восточного Православия на две равновеликие и противостоящие друг другу части с центрами в Александрии и Константинополе, епископ и богослов Юлиан Галикарнасский (+518) предложил компромиссное решение. Согласно Юлиану, Господь Иисус был подлинным Богом и подлинным Человеком. Однако, по Вознесении, человечество Христово упразднилось, будучи всецело пронизано божеством. В противостоянии Юлиану враждовавшие половины восточного христианского мира теологически объединились. Они отстояли истину о том, что, благодаря Вознесению Господа Иисуса, у Бога …бьется человеческое сердце.

Разрыв между текстом

Иконография Вознесения Господня

Праздник Вознесения приходится на сороковой день после Пасхи. Этот период пребывания Христа на земле был заботой Его об учениках. Говоря о Царствии Божием, Он готовил весь человеческий род к Его принятию. В Вознесении, происшедшем на сороковой день после Пасхи, Христос также проявил заботу об учениках: исполнилось обетование для всей Церкви о ниспослании Утешителя Духа Святого. Христос благословляет апостолов, восходя на небо «от горы Елеонской вознеслся еси во славе, и падшее естество наше милостивно вознес».

Вознесение Господне является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Святой Иоанн Златоуст – автор известных бесед на Вознесение – говорит о восшествии Христа на небо, а у читающего возникают буквально зрительные образы: «Вот еще достойное удивления. Пришел Спаситель на землю и, придя, принес Духа Святого, а взойдя на небо, вознес тело святое, чтобы дать миру залог спасения… Какой залог? Вверху – тело Его, внизу – Духа Святого в нас». Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Вознесение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Larent. Plut. I 56. Fol. 13v)

Вознесение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Larent. Plut. I 56. Fol. 13v)

Христос изображается сидящим на престоле, на радуге, или стоящим. Он – в мандорле посреди лучей славы. Христос вознесся, чтобы сесть одесную Бога Отца, и чаще всего изображается символическое «сидение на херувимех». За спиной Христа не видно престола: небесную сферу с изображением в ней Спасителя держат ангелы. В XII веке в композициях увеличивается число ангелов, одни из которые несут ореол с возносящимся Христом, а другие подносят победные венцы. Он одет в светлые одежды, испещренные лучами ассиста – штрихами из сусального золота. В позднем иконописании Христос изображается, также как и на иконах Воскресения, парящим посреди облаков.

Вознесение Господне. Икона. VIII-IX вв. (мон-рь вмч. Екатерины на Синае)

Вознесение Господне. Икона. VIII-IX вв. (мон-рь вмч. Екатерины на Синае)

Присутствие ангелов, указывающих на небо, подкрепляется и иллюстрируется словами текста Деяний святых апостолов, и без библейского текста одно только изображение не показывает всех смыслов: «И когда они смотрели в небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 10–11). В центр образа помещены ангелы в белых одеждах, которые, обращаясь к апостолам, указывают им на небесную сферу с возносящимся Христом. В Новейшее время ангелы присоединяются к группе учеников, взирая на Христа вместе с апостолами, вместе с ними дивясь событию, тогда как, согласно новозаветному тексту, ангелы не столько дивятся, сколько благовествуют о будущем Втором пришествии Христа. На всех иконах Вознесения Христос изображен в славе Судии мира, как Господь Вседержитель, Который придет и приведет с Собой полки ангельские.

Внизу высятся горы, иногда процветая травами. Топографически у горы Елеон три вершины: самая высокая из них называется горой Вознесения. В центре образа на горках иногда изображается камень с отпечатками стоп Спасителя, как, например, в псковских иконах Вознесения XVI столетия. Некоторые изображения буквально иллюстрируют следующий текст из книги Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33). Из сегмента видна десница Бога: Христос идет, буквально «восходит» на гору, ввысь. В средневековом искусстве подобные изображения встречаются достаточно часто.

Вознесение Господне. Икона XVIв. Новгород.

Вознесение Господне. Икона XVIв. Новгород.

Неизменно во всех изображениях помещается Божия Матерь. Богословы говорят, что Она присутствовала в момент Вознесения. Центральное место Пресвятой Богородицы на иконе обусловлено Ее определяющей ролью в тайне Воплощения Сына Божия. Поза и жесты Богоматери бывают различны. Богородица крестообразно складывает руки на груди или воздевает их. Очень редко Она оборачивается и смотрит на возносящегося Сына, но, как правило, Ее фигура представляет смысловой центр всей нижней части сюжета. В позднейшую эпоху изображение Богоматери стало выделяться масштабом; оно повлияло затем на иконографию Пятидесятницы: Богоматерь стала размещаться посреди апостолов. В сюжете Вознесения Ивана Яковлевича Вишнякова, написанном в 1750-е годы, Богоматерь преклонила колена вместе с апостолами. Для более позднего иконописания характерно изображение Богоматери, смотрящей на Христа, как бы приглашающей других последовать Ее примеру.

По обеим сторонам от Богородицы фронтально стоят двенадцать апостолов в сандалиях на босых ногах. Апостолы расположены двумя группами по шесть человек, иногда эти группы подчеркиваются отрогами гор, уходящих вправо и влево. Помимо прочих апостолов, на иконах Вознесения – апостол Павел, который обратился ко Христу уже позже, – ведь изображается апостольский собор, полнота Церкви. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает в своих «Беседах о Вознесении» о книге Деяний апостолов, что в ней описана проповедь только апостолов Петра и Павла, однако названа она деяниями всех апостолов. Аналогично на образе Вознесения могут изображаться только Богородица и первоверховные апостолы Петр и Павел, символизируя при этом полноту Церковную. Апостолы жестикулируют, показывают на небо вслед за ангелами, обращаются друг ко другу.

Поздние иконы имеют свои особенности. Иногда в композицию вводятся жены-мироносицы. Порой Богоматерь изображается посреди других апостолов, и затем, рядом с Ней – другие жены. В поздней иконографии изображение Богородицы вовсе исчезло: вместе с апостолами стали изображаться некие жены, свидетельницы события, без надписания имени. Мозаика «Вознесение Христово» по эскизу Михаила Васильевича Нестерова храма Воскресения Христова в храме Спаса на Крови сохраняет центральную классическую композицию: с Богоматерью и ангелами в светлых одеждах в центре. Прочие персонажи изображены в живописных, в том числе коленопреклоненных позах, как это стало уже принятым в XIX веке, причем апостолы в его сюжетах на тему Вознесения только угадываются.

Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Георгия в Ст. Ладоге. 60-е гг. XII в.

Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Георгия в Ст. Ладоге. 60-е гг. XII в.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Неразрывно и непоколебимо соединились между собой три удивительных чуда. Чудеса эти следующие: рождение Незамужней Матерью, воскресение после тридневной смерти, вознесение плоти на небеса». В византийском и русском искусстве образу Вознесения Господня отводилось особое место. Его можно увидеть в русских высоких иконостасах в числе праздничного ряда с XIV века в составе других двунадесятых праздников. Торжественное изображение Вознесения помещается в куполе многих храмов: церковное «небо» заполняет изображение Христа, окруженного небесными силами.

Жанна Курбатова

Разрыв между текстом

Вознесение: расставание и встреча

Архиепископ Верейский Амвросий

Икона «Вознесение Господне». XIX век. Русские. Фонды РЭМ.

Икона «Вознесение Господне». XIX век. Русские. Фонды РЭМ.

Сколь пространен текст сегодняшнего евангельского чтения, и сколь мало в нем говорится о празднуемом событии Вознесения Господня. Хотя оно и представляет нечто очень значимое для богословия, и ему посвящено немало святоотеческих творений, Евангелие лишь сообщает о нем как о случившемся, не вдаваясь в подробности и не комментируя его смысл, гораздо больше уделяя внимание последней встрече Воскресшего Христа с учениками. Это неудивительно, ведь Евангелие написано именно учениками и с их слов. И для них эта последняя встреча была очень важным событием.

Последний раз они разделили с Ним трапезу, восприняли от Него последние наставления, получили последнее обетование. И хотя они уже не первый раз встречают Воскресшего, в сердце их входит предвкушение и предчувствие расставания. Конечно, потом эти встречи всё еще будут происходить в Евхаристии, в личной молитве, в мистических озарениях. Теперь, как говорит апостол Павел, мы уже по плоти Христа не знаем, но мы Его знаем духом. Но вместе с тем это событие означало и полное и несомненное окончание их привычной жизни. Уже они сами должны будут начать свое свидетельство миру о Христе. Кончается их период ученичества и начинается собственное учительство. Начинается жизнь, посвященная проповеди. Начинается нечто новое, к чему их готовил их Господь и Учитель Своими наставлениями и Своими знамениями.

И эти их переживания мы можем отчасти понять, вспомнив свой опыт перемен в собственной жизни. Они случаются у каждого из нас. Будь то простые вещи: окончание школы или высшего учебного заведения, смена работы или места жительства. Или события гораздо более серьезные: уход близкого человека, разлука без надежды на встречу, ситуации, в корне меняющие нашу жизнь. И поняв хотя бы приблизительно эти чувства, мы можем приобщиться к опыту учеников, опыту переживания встречи и расставания со Христом. Ведь у каждого из нас, верующих людей, есть какой-то свой опыт общения с Богом, опыт переживания присутствия Христа в своей жизни. Порой он бывает мимолетным и почти незаметным, порой осознается нами лишь впоследствии, при взгляде назад. Мы оглядываемся и, наконец, замечаем следы Его присутствия. Очень важно сохранять этот опыт в своем сердце, как в некоторой сокровищнице, которую можно открыть, вспомнить и вновь пережить некогда произошедшее, когда мы чувствуем скорбь или проходим через непростой период в своей жизни.

Апостольская проповедь сопровождалась множеством сложностей и непростых испытаний, многие из которых Божией милостью обходят большинство из нас стороной. И, уверен, для многих из апостолов воспоминания об этих встречах со Христом становились тем утешением, которое давало им силы идти и дальше проповедовать несмотря ни на что.

Более того, эти встречи входили и в литургический опыт. Ведь для нас Евхаристия не есть некий абстрактный знак или священный символ, Евхаристия – это прежде всего реальная встреча с реальным Христом, присутствующим на ней и совершающим ее. И чем внимательнее и чем более чутко мы относимся к тому нашему опыту переживания Бога, который у нас имеется, тем глубже и яснее для нас становится переживание этой Евхаристической встречи.

Воплощение, Крещение, Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Христа – это события, определившие возможность нашего приобщения к Божественному. Присутствие нашей общей человеческой природы в тайне Святой Троицы делает нас способными быть причастными Богу во Христе. Вознесясь на небо, Христос поднял до неба ту плоть, которую Ему подарило Пресвятой Богородицей человечество. И теперь тайна человека находится неразлучно с тайной Божией. Божественное и человеческое отныне и навсегда находятся в самом близком общении, какое только можно было бы вообразить.

Но всё это может так и остаться для нас сложной богословской абстракцией, чем-то тяжелым для восприятия, если мы не будем к этому общению стремиться. Наш маленький и очень скромный опыт встречи со Христом должен стать для нас самым важным из всего, что есть в жизни. Собирая его по крупицам и участвуя в таинственной жизни Церкви, мы способны воспринять плоды Божественного домостроительства.

Но не нужно думать, что автоматическое и обезличенное участие в Таинствах способно само по себе сделать нас святыми и приобщенными к Богу. Если судьбы мира остаются для нас непостижимыми, то наша жизнь во Христе зависит в том числе и от нас самих. Наше общение с Ним – это не просто какие-то действия по предписанному закону. Общение и любовь – это деятельное желание быть рядом, участвовать в жизни другого, учиться у него, говорить с ним.

Поэтому постараемся быть внимательными к нашему личному переживанию собственных встреч со Христом, к нашему участию в Святой Евхаристии и жизни Церкви во всех ее проявлениях, и тогда празднуемое сегодня Вознесение Господне станет частью и нашей жизни, станет реальным актом проявления Божественной любви в жизни каждого из нас лично.

Господь наш Иисус Христос обещал нам: «Я остаюсь с вами во все дни до скончания века». И вот Он возносится на небо. Небо для верующего – это образ Божий. Небо всюду с нами, где бы мы ни находились. Господь всегда с нами. И это главное содержание праздника Вознесения: Вознесшийся Христос здесь, Христос посреде нас, Христос с нами всегда.

Разрыв между текстом

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Марка, глава 16 стих с 9 по 20 (зачало 71)

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

На Литургии

Деяния святых Апостолов, глава 1 стих с 1 по 12 (зачало 1)

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

Евангелие от Луки, глава 24 стих с 36 по 53 (зачало 114)

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

 

 

По материалам:

Православный Церковный календарь. Азбука веры.

Взломанная хронология Вознесения. Иерей Августин Соколовски. Православный портал Иисус

Мысли на праздничные дни / Пасхальный цикл / Вознесение Господне: «Великий праздник надежды». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный портал Иисус

Вознесение Господне. Православный портал Иисус

Вознесение Господне. Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского

Вознесение: расставание и встреча. Архиепископ Верейский Амвросий. Московский Сретенский монастырь.

Иконография Вознесения Господня. Жанна Курбатова. Московский Сретенский монастырь.

Православный календарь. Православие.ру

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление