РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Может ли мир стать лучше?

«Горите пред Господом, как чистые

восковые свечи, и старайтесь, чтобы современный

ветер не затушил ваш огонек, старайтесь защищать

его от дуновений мирских страстей и суеты.»

протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский

Декабрь.


Обложка

В ожидании Чуда!


Продолжается Рождественский пост, призванный подготовить нас к празднику Рождества Христова.  Пост длится 40 дней, по 6 января включительно. Особенно пост усиливается со 2 января, в последний же день поста — Сочельник — люди не едят до окончания Литургии, которая по Уставу в этот день полагается поздняя. В народе говорят: «не есть до первой звезды», а после Литургии вкушают немного сочива.

Рождество Христово

Рождество Христово

Пост — это время усиленного молитвенного обращения к Богу , время борьбы со своими страстями, школа нравственного самовоспитания. А воздержание от пищи животного происхождения, спиртных напитков, увеселений и развлечений (как бы это воздержание не было важно само по себе) лишь помогает человеку в достижении главной цели стяжание добродетели и искоренении всякого зла.

Пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прикипел сердцем, и что плоть его больше всего любит. Некоторые люди совершенно спокойно могут воздержаться от еды и питья, но оторвать их от телевизора, компьютера или телефона — невозможно. Пойдет ли такой пост, состоящий только в изменении рациона, на пользу? Во всяком случае, можно со всей определенностью сказать, что бездумное соблюдение поста — бесполезно для духа и изнурительно для тела.

Важно всегда помнить, что цель поста не умертвить тело физически, то есть заболеть или ослабнуть, не имея возможности справляться со своими обязанностями по отношению к ближним, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки.

***

Строки писем из Соловецкого лагеря особого назначения близким и пастве, протоиерея Иоанна Георгиевича Стеблин-Каменского, с призывом «Не отходите от Креста» не теряют своей актуальности.

Протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский

Протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский

Им почти сто лет, но они продолжают оставаться современными. Опять вопрос, который звучит с разной степенью остроты: «Может ли мир стать лучше?» сейчас или в следующем году.

Небольшой фильм проекта Духовенство Соловецкого Монастыря:

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Из жизни Церкви (@proekt.duhovenstvo)

Слова письма отца Иоанна Стеблин-Каменского:

«…Мне представляется, что все человечество в целом, отдельный народ, братство или семья, иначе говоря, всякое объединение отдельных лиц не иначе воспринимает или источает из себя добро и зло, как именно через составляющих его людей. Всякий человек, не сумевший оградить свое сердце от вторжения в него злобы, тем самым впускает этот яд в свою семью, в братство, в народ, во все человечество; наоборот, христианин, возгревающий в своем сердце любовь, отверзающий двери сердца своего Господу, как бы впускает Его в семью, братство, народ, человечество. Пусть скорбь твоя о злобе мира и недостатке в нем любви не попустит тебе самому запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце. Каждый смотри за той дверью, которая тебе вверена. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» [Откр. 2:10]. Каждый из нас в своей совести хорошо знает, что часто он не делает того доброго, которого хочет, и делает то злое (иначе, вредное), которое ненавидит. Что же удивительного, если в объединении отдельных личностей их частные недостатки суммируются и вызывают столкновения, распри, войны? Это не только не удивительно, но прямо-таки неизбежно. А мы негодуем и жалуемся друг на друга, на общество, на его законы… Вот в том-то и дело, что «Царство Божие внутрь вас есть» [Лк. 17:21]. Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нем все животное, пусть воцарится в нем дух кротости, дух любви. «Иже Христовы суть — кто хочет Царствия Христова, кто ищет его, — плоть распята со страстъми и похотьми — ибо гнев человека не творит правды Божией» [Тал. 5:24, Иак. 1:20]. А у кого страсти разнузданы, кто не может водворить порядок в своем маленьком телесном мире — храме, как у того является мысль критиковать естественный результат соединения подобных ему единиц? «Наша брань, — учит апостол, — не против плоти и крови» (то есть не против людей), но против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» [Еф. 6.12].

Если Господь попускает совершаться на земле  всевозможной неправде, то не потому ли, что Он дал человеку свободную волю, и не для того ли, чтобы примером более заметного внешнего непорядка побудить человека к деятельности по восстановлению расстроенного правопорядка в его внутреннем мире? Итак, при виде несправедливости человеческой не злобствовать подобает, не осуждать следует без того подлежащих осуждению, не ведающих, что творят, людей; надлежит ужаснуться, до какого безрассудства доводит грех, частью и в нас имеющий себе приют, надлежит помолиться Господу о благодатном, не по заслугам, просвещении нашего сознания.

В мире все последовательно. Истину может познать только пребывающий в Истине. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят«. [Мф. 5:8] Человек согрешающий, то есть уклоняющийся в своих поступках от Истинного Пути, тем уже свидетельствует, что нет в нем и познания Истины. Ни слова Божия, ни «сущности вещей» не может понять отдающийся греху человек, хотя бы он знал наизусть весь Ветхий и Новый Завет и все философские системы от сотворения мира до наших дней. «Кто думает, что он знает что-нибудь (в совершенстве), тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» [1 Кор. 8:2-3; ср. также Иак. 3:13-18 и 1 Кор. 2:6-16].

Как ни кажется странным, путь проникновения в тайны бытия большею своей частью проходит не через изучение творений великих мыслителей и даже отцов Церкви, а через очищение своего сердца от греховной скверны. Мир лежит во зле и потому пребывает во лжи и не может познать Истины. Он широко отверзает двери свои всякой неправде и соблазнам, но мы — служители Христовы, через нас не должно быть входа в мир греховной злобе. Пусть через нас в объятый пламенем греха мир будет открыт путь лишь для благодатной любви Христовой, могущей угасить пламень злобы и спасти все то доброе, что страждет в этом пламени и жаждет спасения, хотя бы, духом лукавства прельщенное, уже само не ведает, откуда это спасение может прийти.

Искренне любящий вас
священник Иоанн Стеблин-Каменский»

Доброго Поста!

 

По материалам:

  1. Не отходите от креста : [Письма с Соловков близким и пастве] / Слово исповедников XX века // священномученик Иоанн Стеблин-Каменский; изд. подгот. игумен Дамаскин (Орловский) / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М., 2009. URL: http://solovki-monastyr.ru/media/attachments/Steblin_kamenskiy_ioann_svyashennomuchenik_ne_othodite_ot_kresta.pdf. 112 с. | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке (pravoslavnoe-duhovenstvo.ru)
  2. Прочитанное письмо со страниц 57 — 60.
  3. «Праздники и посты православной церкви. Календарь — справочник» — М.: «Даниловский благовестник», М.: ЗАО ИД «Комсомольская правда», — 224 стр., ил.
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление