Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

В ожидании Чуда!

Ищите Господа всем сердцем,

и Он откроется вам радостно и светло.

Ищите Господа, ведь Он недалеко от каждого из нас.

Ищите Господа, – вы узнаете радость Его обретения.”

протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский 

Рождество Христово, греческая икона XVI века

Рождество Христово, греческая икона XVI века

28 ноября начинается Рождественский пост, предваряющий праздник Рождества Христова, и позволяющий нам очистившись покаянием, молитвою и постом, с чистым сердцем и душой, благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

“Не отходите от Креста”

Где только не встречало Посты и Праздники, где только не служило Рождественские и Пасхальные службы русское духовенство в 20-ых годах прошлого века. И на нарах служили и на пересылках среди лагерных бараков, и в лесу и на болоте. Архиереи и простые батюшки сидели. Пастыри становились сидельцами. Один из архиереев говорил, “что уже привыкли не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме”, а Православная Россия с легкой руки большевиков  перебиралась на тюремные и лагерные нары, чаще всего на Соловки. Древний Соловецкий монастырь на Белом море – уникальный памятник русского духа, одна из вершин русской цивилизации. Это бесспорно. Это есть и будет. Но также бесспорно и то, что тот же монастырь, те же стены и пространства в XX веке сделались памятником иной, советской цивилизации. Чтобы создать и утвердить советскую цивилизацию и “нового человека”, нужно было сломить, унизить и растоптать русского человека. Ради этого прославленный монастырь превратили в концлагерь, Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно СЛОН). Монастырь разграбили, осквернили, разрушили и он сгорел в 1923 году перед тем, как сюда пригнали первую партию заключенных.

Общий вид Соловецкого монастыря после пожара 1923 года

Общий вид Соловецкого монастыря после пожара 1923 года

Это место стало “похоже на ад”, так называли теряющие присутствие духа измученные люди. Происходящее вокруг многим казалось сплошной бессмыслицей, “напрасным уничтожением жизни”. Людей охватывало отчаяние, уныние, чувство безнадежности. Не опуститься, не потерять человеческую личность было почти невозможно.

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

И в этом месте по временам светлела чадная мгла бараков, вспыхивала радужным светом надежда, загоралась пламенем вера в черном,  опустошённом,  перегорелом сердце зэка, когда к нему обращался взгляд, слова и сердце мудростью немудрящего русского утешительного попа (“Неугасимая лампада” Б.Н. Ширяев).

Соловки XX века помнят много многих утешительных попов, среди них были утешительные архиереи, утешительные священники, монахи и послушники. В житейском смысле это, наверное, необъяснимо но они Утешали противопоставляя Веру озверевшему от открытого садизма людей. Поражает, но они не считали годы, проведенные на Соловках и в тюрьмах, вычеркнутыми из жизни. Будучи безвинно осужденными, они продолжали благодарить Бога за все, что с ним происходило. Называли скорби «естественными спутниками христианина». При каждой возможности они посылали письма на волю семье, друзьям, чтобы поддержать и утешить, призывая их, несмотря ни на что, «не отходить от Креста» и, лишь иногда, кратко рассказывали о своих трудностях прося немного помочь.

В преддверии Чуда Праздника Рождества между 1924 и 1927 годом такое письмо, адресованное отцу, сестрам и духовным детям было отправлено из Соловецкого лагеря особого назначения:

Рождество Христово

Рождество Христово

“Христос рождается, славите!

Дорогие мои родные и во Христе любимые, радуйтесь! Радуйтесь наступающему великому празднику в зимнюю стужу вещающему о грядущей весне. Пусть еще крепнут морозы, пусть зимние вьюги закрывают от наших глаз солнце — мы ведь знаем, что природа вершит свое дело и за февральскими морозами непременно выплывает весеннее солнышко. Пусть и в истории человечества еще царит нравственная стужа, пусть народы мятутся еще в безумном эгоистическом стремлении к материальному личному благополучию, — дело Божественного строительства совершается; Солнце Правды неуклонно согревает все то, что призвано к жизни; мир от земли неотъемлем, не тот мир, который не может устоять при первой брошенной кости, первом столкновении материальных интересов, а тот мир, которым наполняется душа голодного человека, когда он поделится своим последним куском с чужим ему нищим. Этот мир непобедим потому, что это мир любви, а не соглашения. Прежде бесплодное стремление лучших людей утвердить свою волю к доброделанию с явлением на земле Бога Слова получает обильную благодатную помощь и благоволение в человеках, воплощается в жизнь. Но чтобы и нам исполниться праздничной радости, чтобы и нам поклониться родившемуся Солнцу Правды, вспомнив благовестив ангела, пойдем мысленно в город Давидов, исполнимся настроением псалмопевца, царя, пастуха и пророка. Дорогие мои, неужели вы еще не научились ежедневно читать слово Божие, неужели вы еще — не скажу не поняли, но не почувствовали, что этот духовный хлеб вам нужнее обыкновенного? Когда мне приходится читать положенные на каждый день отрывки, я думаю о всех вас и о том, какую пользу, утешение и радость каждый из вас мог бы в них получить. Всем сердцем поздравляю всех с праздником и молю Господа, чтобы, призрев на всех Его ищущих, Он Сам отряс бы их греховную скверну, известил бы их в вере, утвердил в надежде, совершил в любви и содеял бы их верными чадами Своей Святой Церкви. Пусть мои милые племянники, радуясь о дарованном им Господом разуме и возможности получить образование, не возносятся мыслями, но вспоминают Того, Кто разумом уже в двенадцать лет превосходя ученых старцев, пребывал в послушании у некнижного Иосифа, и учатся высшей премудрости — духовному смирению. Пусть начало высшей премудрости — страх Господень—ляжет в основу всей их деятельности.” – писал отец Иоанн Стеблин-Каменский

 

Протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский

Протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский

Дворянин, внук губернатора, выросший в семейном поместье в окружении любящей и убежденно верующей в Бога семьи. Иван Георгиевич  получил домашнее образование, но выбрал флот.

Команда крейсера Адмирал Макаров, лейтенант Иван Георгиевич Стеблин-Каменский в первом ряду в центе Ревель 1917

Команда крейсера Адмирал Макаров, лейтенант Иван Георгиевич Стеблин-Каменский в первом ряду в центе Ревель 1917

После катастрофы 1917 года он увольняется с флота, участвует в научных экспедициях, обследовавшей Невские отмели, после мобилизации в 1919-1921 годах служит помощником директора маяков Балтийского флота. В этот тяжелый и смутный период  Иван Георгиевич Стеблин-Каменский бесповоротно решает стать священнослужителем, отдать всего себя и всю свою жизнь на служение Богу, стать воином Христовым. Военным офицером, обученным послушанию, чуждым двусмысленности и лукавства Иван Георгиевич Стеблин-Каменский был. В бескомпромиссности жизни во Христе, твердом следовании за Христом было что-то близкое жизни боевого офицера. Но воин земного отечества рискует и напрягается только в период военных учений и боевых действий, а воин Христов должен быть готов всегда исповедовать свою веру, в особенности если судил ему Господь жить во времена гонений. Готовясь к принятию сана священника, Иван Георгиевич готовился и к испытаниям. Не только утешительным, но скорбным и горьким оказывался в то время путь священнослужителя, где его часто ожидали узы тюремные, мучения и смерть.

В июне 1923 года Иоанн Георгиевич становится священником и служит в Петрограде в Свято-Троицкой церкви на Стремянной улице.

В это время активизируется жизнь приходов и организовываются братства. Чтобы положить этому конец, ОГПУ стало все сильнее вмешиваться в церковную жизнь; в Петрограде было арестовано около сорока человек духовенства и мирян. Отца Иоанна обвинили в том, что он объединил вокруг себя православных и они стали собираться не только в храме, но и в квартирах, где читались акафисты, Священное Писание. Вызванный на допрос, отец Иоанн сказал, что служил в квартирах некоторых своих прихожан молебны, после которых гости пили чай, и вели беседы на религиозные темы. Этого для властей оказалось достаточно, чтобы приговорить отца Иоанна к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Всего по тому делу к заключению в концлагерь было приговорено тридцать пять человек  духовенства и мирян.

В Соловецком концлагере отец Иоанн держится независимо, всегда ходит в священнической одежде и посещает Службы, когда и где они были возможны. Службы, ведь, были большим утешением в суровых условиях лагерной жизни. Отец Иоанн пишет из Соловецкого лагеря письма, адресуя их своему отцу, сестрам и духовным детям, а о себе говорит: «Меня же… прошу простить и поминать в молитвах своих не как служителя Христова, каким я вам представляюсь, а как слабого человека, несущего высокое служение, на каждом шагу спотыкающегося и нуждающегося в постоянной помощи».

После Соловецкого лагеря отцу Иоанну Стеблин-Каменскому не разрешили жить в Петрограде и отправили в ссылку в Воронеж, где он не отходил от Церкви, продолжая Служить Богу. Благодаря усилиям и поддержки отца Иоанна, людьми Воронежа была собрана и отправлена огромная помощь Соловецким сидельцам. Одна из свидетельниц на следствии позже показывала об отце Иоанне: «Священник Иван Георгиевич Стеблин-Каменский, проживая в рабочем поселке, среди верующих пользовался громадным авторитетом, поэтому у него всегда на квартире и вообще, где он бывал, собиралось много верующих. Все бывшие “зверевцы” (священномученик архиепископ Петр (Зверев))группировались около священника Каменского».

В сентябре 1928 года в Воронежской газете «Коммуна» была опубликована статья «Новодевицкий монастырь под рабочие квартиры. Церковь  под клуб». В статье говорилось: «…Всюду вынесены резолюции, в которых рабочие всецело присоединяются к требованиям населения поселка и со своей стороны настаивают на скорейшем выселении всех бывших монашек, а также закрытии церкви в черте поселка и оборудовании в ней клуба или школы. Выступавшие в прениях рабочие выражали удивление по поводу того, что до сих пор с монашками “церемонились”. Указывалось также на необходимость решительной борьбы с контрреволюционными выходками “черничек” и их верховода  “отца Иоанна”, ставленника Петра Зверева».

По публикациям в безбожной прессе, где прямо требовали ареста отца Иоанна, становилось ясно, что этот арест неизбежен, причем безбожники воспользуются любым, даже самым незначительным поводом.

Отец Иоанн Стеблин-Каменский был арестован 19 мая 1929 года. Обвинительное заключение по делу отца Иоанна гласит, что священник «сгруппировал около себя монашек и антисовэлемент гор. Воронежа и используя религиозные предрассудки масс, распускал через своих приближенных разные антисоветские провокационные слухи, сеющие панику среди населения и подрывающие авторитет и мощь Соввласти». В деле содержатся показания четырех свидетелей, подтвердивших, что священник занимался антисоветской деятельностью – делал «всевозможные предсказания о скорой гибели Соввласти, а также о том, что скоро будет голод», «держит тесную связь с административно высланными попами и бывшими активными «Зверевцами»”.

На вопросы следователя отец Иоанн отвечает с большим достоинством, старается ни в чем не уронить свой сан. «Я по отношению к советской власти лоялен но не сочувствую мероприятиям, направленным против религии. Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении и тому подобное. Поскольку я другого оружия не знаю, кроме креста, то как в прошлое время, так и в настоящее я нахожу единственно правильным действовать на массы умиротворяюще. Осуждал всякое выступление против гражданских законов. Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление...» Следователи составили обвинительное заключение, в котором говорилось, что священник занимался деятельностью, подрывающей авторитет и мощь советской власти.

Из тюрьмы отец Иоанн пишет тайное письмо пастве: “Если за время моего служения в Воронеже и пребывания среди вас, вы, вверенные мне Господом, не чувствовали, что ваша верность Ему для меня дороже собственной жизни, то увы, ни это письмо, ни какое-либо другое вам этого не откроют. Но, если воистину люблю вас любовью Христовой, если я отчасти утешаюсь вашей скорбью, так как она свидетельствует и о вашей ко мне любви… ныне мне хочется в последний раз со слезами на глазах просить вас… Не отходите от Креста и мы будем близкими друг другу во время нашей разлуки, как долго бы она не тянулась…”

И вновь отец Иоанн приговорен к заключению в Соловецкий концлагерь. Зимой 1930 года он писал в Воронеж одному из прихожан: «…Меня страшит не крестный путь, а, наоборот, когда мне живется слишком хорошо; я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени…»

На этот раз пребывание отца Иоанна в Соловецком концлагере было недолгим — 23 апреля 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение об его аресте по делу «буевцев» и отправке в Воронежское ОГПУ священника Иоанна Стеблин-Каменского.

В начале мая отец Иоанн был доставлен в Воронежскую тюрьму. И уже 20 мая священнику Иоанну Стеблин-Каменскому было предъявлено обвинение. Он обвинялся в том, что распространял церковно-монархические листовки и брошюры, распространял и разного рода антисоветские провокационные слухи и вел агитацию против всех мероприятий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР, имея конечной целью подготовить верующую массу к выступлению против советской власти, свержению ее и восстановлению монархии.

Ознакомившись с обвинительным заключением, отец Иоанн написал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя категорически не признаю. В монархической церковной организации я не состоял… Ко мне приезжали по церковным делам крестьяне, члены общин и духовенство и из ближних сел чернички… Никаких бесед организационных, политических я не вел ни с кем».

Суда не было, дело опять решила Коллегия ОГПУ, приговорив обвиняемого к расстрелу.

Вечером 2 августа 1930 года обвиняемого погрузили в машину, чтобы отвезти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня священник Иоанн Стеблин-Каменский и десять других священников и мирян, проходивших по делу, были расстреляны.

В 1930 году начальство ОГПУ решило, что происходящий разнузданный садизм Соловецкого лагеря и возвышающейся над ним Голгофы уже перебор. И началось следствие над администрацией и надзорсоставом лагерей, в частности Голгофы. И все эти люди, “строители нового мира”, оказались преступниками. Следственное дело, страница за страницей, описывает эпизоды, которые сейчас невозможно повторить вслух.

И то, что такое творилось в святых Монастырских стенах, монастырском Голгофском скиту многое объясняет. Или нет, иначе. Это все объясняет. Это объясняет весь наш XX век, с которым мы не знаем, что делать.

Безбожный мир хотел создать “нового человека”. Созидание нового человека – это подвиг. А подвиг – всегда жертва, причем добровольная. На лжи, на насилии, на убийствах далеко не уедешь. Значит жертва… Ну а жертва без любви не бывает…Вот так…

***

В ожидании Чуда начинается Рождественский пост, который продлится до Праздника Рождества Христова.

Рождество Христово. Икона кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля

Рождество Христово. Икона кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля

Пост завещан человеку Самим Богом. Еще в Раю Господь заповедал Адаму воздержать от вкушения плодов древа познания добра и зла, говоря: “от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь” (Быт. 2, 16-17). Адам и Ева не смогли вынести это малое послушание и самоограничение (пост), и это привело к трагическим последствиям. С тех пор пост, как добровольное послушание своему Творцу в ограничении своих желаний и потребностей (не только еда, но и телевизор, интернет и т.д. и т.п.) стал обязательным для людей.

Пост – это добровольное послушание своему Творцу и Матери Церкви, по Любви к Богу и людям. И начинается он со слов Апостола Павла: “Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того кто ест” (Рим.14.3).

Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский. Воронежская тюрьма. 1930 год

Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский. Воронежская тюрьма. 1930 год

(Фотография незадолго до расстрела… Что в этих глазах?)

На время поста приходится календарный Новый год, всей подготовкой и смыслом проведения праздника могут быть слова батюшка Иоанна Стеблин-Каменского: «Не ищите радостей жизни, но старайтесь дать их тем, кто в них нуждается больше вас».

Доброго Поста!

 

По материалам:

  1. Стеблин-Каменский Иван Георгиевич (Егорович), протоиерей, священномученик | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке (pravoslavnoe-duhovenstvo.ru)
  2. Не отходите от креста : [Письма с Соловков близким и пастве] / Слово исповедников XX века // священномученик Иоанн Стеблин-Каменский ; изд. подгот. игумен Дамаскин (Орловский) / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М., 2009. URL: http://solovki-monastyr.ru/media/attachments/Steblin_kamenskiy_ioann_svyashennomuchenik_ne_othodite_ot_kresta.pdf. 112 с. | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке (pravoslavnoe-duhovenstvo.ru)
  3. “1917 Переворот? Революция? Смута? Голгофа!”, автор Феликс Вельевич Разумовский, Издательство Московской Патриархии
  4. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – Древо (drevo-info.ru)
  5. О Рождественском посте / Статьи / Патриархия.ru (patriarchia.ru)
  6. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ – Древо (drevo-info.ru)
Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление