Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

“В Преображение глас с неба не другое что изрек, как “Его слушайте” (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: “Хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не извне, а изнутри исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: Хорошо нам так быть(Мф. 17, 5).

Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения. Все печали пройдут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми”.

Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и Оба приходят к нему и обитель у него творят (Ин. 14,23).

Вот и свет Преображения!”

Святитель Феофан Затворник

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа Святая Православная Церковь чтит день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вспоминается, как в последний год Своей земной жизни Господь Иисус Христос, желая укрепить веру в Себя в Своих учениках, дабы она не поколебалась в них во время Его Крестных Страданий, преобразился перед ними на горе Фавор, показав им славу Своего Божества.

Это великий праздник, принадлежащий к числу Господских двунадесятых. Он имеет один день предпразднства 18 августа и семь дней попразднства. Отдание совершается 26 августа.

Особенностью праздника Преображения является то, что в конце литургии, по заамвонной молитве освящаются «гроздие», то есть виноград, который в Палестине как раз к этому времени созревает. До Преображения вкушать виноград запрещается. Освящение состоит в том, что поется тропарь праздника, во время которого совершается каждение винограда, а затем читается особая молитва, помещаемая в Минее на ряду и в Требнике, и виноград окропляется святой водой. Освященный виноград затем раздается всем присутствующим. Так как у нас в России, на севере, винограда нет, то, вместо винограда освящаются яблоки и другие плоды, из-за чего праздник в народе получил наименование «Яблочного Спаса». Для этого читается «Молитва о приносящих начатки овощей», находящаяся в Требнике.

Разрыв между текстом
О дате дня Преображения Господня

Преображение Господне было явлением славы Божией, открывшим в лице нашего Спасителя возлюбленного Сына Божия. Но вместе с явлением славы Божией здесь соединено представление о Кресте Господнем. Небесные свидетели преображения Христова, по сказанию евангелистов, беседовали с Господом Иисусом Христом о том, что предстояло Ему претерпеть за нас. И некоторые церковные писатели (например: Евсевий Кесарийский, Иоанн Дамаскин), полагают, на основании некоторых слов евангелистов (Мф.16:21), что оно было незадолго до пречистых страстей Господних, именно за 40 дней.

В виду этих страстей, могущих соблазнить еще не укрепившихся в вере учеников, Господь благоволил открыть пред ними, кто Он и чей Он, чтобы они уразумели вольное Его страдание, когда увидят Его распинаема. Значит, преображение Господне было в феврале, а не в августе, как празднуется у нас. Отчего же Церковь перенесла его с февраля на август?

Причина этого та, что без перенесения на другой месяц этот торжественный праздник приходился бы всегда во дни Святой Четыредесятницы, а это было бы несовместимо с великопостным служением и печальным временем Четыредесятницы, изображающим собою настоящую, многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения предзнаменует собою будущий век. В число 19 августа, а не в другое время, празднуется Преображение Господне по следующей причине. 27 сентября празднуется Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание Страстей Господних; а так как Преображение было за 40 дней до Его Распятия, то святые отцы, отсчитав от 27 сентября 40 дней, установили, чтобы 19 августа праздновалось Преображение, так как от 27 сентября, до 19 августа ровно 40 дней.

Протоиерей Григорий Дьяченко, 1896 год

Разрыв между текстом
Повествование о преображении Господнем

В доказательство Своего Божественного посольства, Господь Иисус Христос творил чудеса, то есть делал такие дела и открывал такие тайны, которые ясно доказывали, что Он не простой человек, но истинный Богочеловек. Одним из таких дел Его было Преображение на горе Фаворе. Иисус Христос преобразился, то есть открыл славу Своего Божества ученикам столько, сколько они могли вместить. Или, иначе сказать: Иисус Христос, будучи в глазах людей простым – обыкновенным человеком, преобразился, то есть показал, что он есть истинный Сын Божий, Спаситель мира. Самое преображение вот как было.

Преображение Господне. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония

Преображение Господне. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония

Иисус Христос ходил из села в село с проповедью; народ толпами следовал за Ним. Уже был третий год Его служения… приближался Крест Его, Страдания за мир… Когда Господь заговорил о том с учениками, они изумились… Дабы подкрепить их веру, дабы приготовить их к величайшему кресту Своему, – Он предоткрывает избраннейшим славу Свою. Однажды пришел Он в Галилею к горе Фаворской; день совершенно склонился к вечеру; Иисус Христос подле горы оставил народ, а Сам с тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном, пошел на гору помолиться; ученики остались на полугоре и от усталости заснули, а Иисус Христос молился всю ночь на самой вершине горы Фавора. И вот, во время сей ночной, уединенной молитвы последовало Его славное Преображение… Лицо Его сделалось светло, как солнце; одежды белы, как снег. При этом внезапно явились два мужа. То были Моисей и Илия, которые приготовляли путь Господу. Они беседовали с Иисусом об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Они беседовали о том, как должен будет сокрушиться жезл закона и уничтожиться наказание, когда Он возьмет его на Себя. Они беседовали о том, что Он будет последнею совершенною жертвою, что в Нем исполнятся все жертвы, предписанные в законе Моисея.

Ученики все спали. Пробудившись, они увидели Иисуса в сиянии славы и двух мужей, стоявших подле Него. Они были изумлены и поражены; они едва понимали, что происходило пред их глазами; страх и радость наполнили их сердце. Когда начало исчезать священное явление, апостол Петр сказал Иисусу: «хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Ибо не знал, что сказать. Когда Петр говорил еще, светлое облако осенило их. Явилось облако не темное, как на Синае, но светлое, как знак благодатного и славного присутствия Божия в новом завете. И голос из облака произнес: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих; Того послушайте». При громе этого голоса апостолы попадали на землю и более уже ничего не видели. Пророки скрылись, Иисус Христос подошел к учениками сказал: встаньте и не бойтесь! Они встали; видение окончилось; Учитель запретил им до времени рассказывать о том, что они видели и слышали на Фаворе.

Чему поучает нас событие Преображения Господня? Тому же, чему научило и апостолов, то есть что Иисус Христос есть истинный Сын Божий – Богочеловек, – Владыка неба и земли, – подъял за нас страдание Вольное… А уединенная ночная молитва на Фаворе – какой дорогой образец нам, последователям Христовым! Хорошо почаще бы нам заходить в потаенную клеть своего сердца и отсюда мысленно возноситься горе – к Отцу светов; к тому же почаще бы, – неопустительно, – посещать нам храм Божий – этот прекраснейший христианский Фавор; здесь – в Божием храме все песнопения и священнодействия направлены к просвещению душ наших, – На Фаворе лице Спасителя светло было подобно солнцу, а одежды подобно снегу – были белы: так праведники просветятся, как в царствии Отца небесного. – Есть сокровенное благо, которое для человека созданного по образу и по подобию Божию, дороже всего на свете. Если человек вполне познает это благо, – всё окружающее его забывается им, – весь мир готов он оставить тогда, лишь бы обладать этим благом… Какое же это благо? Это благо – быть в общении с Господом, видеть Его славу… Это есть истинное, высшее наслаждение для человека. Это-то чувство, – чувство общения с Господом вызвало из сердца Петрова восторженное слово: «добро нам здесь быти…» В этот рай Божий, – к общению с Господом, и каждому из нас путь указан: – это – по вере нашей христианское поведение, как то вещал голос с неба на Фаворе слышанный: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте…» Добро нам зде быти, т.е. добро быть в послушании Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему! .

Протоиерей Григорий Дьяченко, 1896 год

Разрыв между текстом
О обычае в праздник Преображения Господня
приносить в храм новые плоды
Сбор яблок. 1925-1927 гг. Русские. Фотоархив РЭМ.

Сбор яблок. 1925-1927 гг. Русские. Фотоархив РЭМ.

Обычай принесения начатков плодов в храм весьма древний. Сам Бог, заповедал людям в ветхом завете приносить Ему жертвы не только от чистых животных – жертвы кровавые, но и от плодов земных – жертвы бескровные, показал людям в этом священно-таинственном установлении ближайший способ, каким они могут вовне выражать свои религиозные чувства веры, упования и благодарной к Нему любви.

Впоследствии, когда Господь ввел избранный народ Свой в обетованную землю, необыкновенно плодородную, текущую медом и млеком, дана была Израилю самая точная заповедь к неизменному исполнению в вечные роды о принесении ежегодно в скинию начатков всех плодов, и особенно существенно важных для жизни, колосьев пшеницы и гроздей виноградных. «Наблюдай, сказано было народу израильскому Богом чрез, Моисея, – праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь в пол, работу твою. Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа Бога твоего» (Исх.23:16–19). «Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня в который принесете приношение Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши». (Лев.23:14).

Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утвержденный божественною заповедью в вечные роды, естественно должен был перейти, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета в состав священнодействий Новозаветна…Хотя в Новом Завете нет подобной заповеди: но чувство сыновней любви и благодарности пред Богом-Благодетелем, столь свойственное христианам – чадам нового закона благодати, само собою располагает не прежде употреблять в свою пользу плоды нового лета, как освятив их принесением в храм Господень и призвав над ними всеосвящающее имя Божие.

В Православной Церкви Предписания относительно этого обычая изложены уже в Третьем Апостольском Правиле (ср. 28 правило VI Вселенского Собора). Освящение плодов 19 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу благоугодно было показать новое, обновленное состояние, к которому уже приобщено человеческое естество в Воскресении Господа и далее будет приобщаться в общем воскресении верующих. Но поскольку вся природа, после того как через человека в нее вошел грех, пришла в расстройство, то теперь и она вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. В этой надежде человек утверждается также и церковным благословением плодов.

***

Чин освящения плодов

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника,


Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Русский перевод:

Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Русский перевод:

На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.


священник совершает каждение плодов, затем читает молитву «во причащении гроздия» («Благослови, Господи») и молитву («Владыко Господи Боже наш») «о приносящих начатки овощей» (см. в Малом и Большом Требнике), после чего, при пении тропаря, окропляет плоды святой водой. Затем – «Буди Имя Господне» и отпуст праздника.

В Успенском соборе Московского Кремля освящение плодов совершалось после отпуста Литургии. Особенностью дня самого праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см. Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в самый день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и, как сказано выше, поется великий прокимен.

Разрыв между текстом
Об иконографии

В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI века). По определению В. Н. Лазарева, Преображение представлено здесь в «абстрактной редакции» – фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости, символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего символами, однако, он не находит дальнейшего распространения.

Преображение. Мозаика. Конха апсиды базилики монастыря св. Екатерины на Синае

Преображение. Мозаика. Конха апсиды базилики монастыря св. Екатерины на Синае

Другой пример иконографии демонстрирует знаменитый памятник той же эпохи – мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. Сцена Преображения выбрана для декорации конхи апсиды монастырской церкви не случайно. Гора Синай – место ветхозаветной теофании, явления Господа Моисею. В мозаике же представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света.

В дальнейшем иконографическая схема, подобная схеме синайской мозаики, будет лежать в основе всех образов Преображения в византийском и древнерусском искусстве.

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII–XIV веков – росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

Преображение. Икона. Мастер круга Феофана Грека. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Преображение. Икона. Мастер круга Феофана Грека. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ныне в Третьяковской галерее), приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом. В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света, ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах. Так, Иоанн и Иаков, закрывая лицо руками, представлены падающими. На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение – значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа.

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII веков по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых. Одним из древнейших изображений «воскресающего» Моисея, основанным, вероятно, на недошедшем до наших дней тексте, является образ Моисея в белых погребальных пеленах из армянского рукописного Евангелия 1085 года. В дальнейшем он изображается стоящим в прямоугольном гробе-саркофаге. Подобные примеры встречаются в греческой живописи XV–XVI веков, а также в русских иконах, например «Преображении» 1595 года из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, иконе второй половины XVII века из Угличского музея.

Преображение. Конец XVII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Преображение. Конец XVII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Подробнейший извод Преображения использован в иконе из частного собрания К. В. Воронина середины XVII века. Помимо сцен восхождения и спуска апостолов с горы и воскрешения Моисея, в центральной нижней части композиции расположены две редкие сцены. Под изображением Христа на вершине Фавора представлены стоящие и созерцающие чудо апостолы. Ниже они изображены еще раз, традиционно упавшими ниц, однако Спаситель стоит посреди учеников и поднимает их, согласно евангельскому тексту, говоря: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7). Аналогичный момент представлен и на иконе конца XVII века из собрания Русского музея (Санкт-Петербург): Христос поднимает апостола Петра за руку и касается спины апостола Иоанна.

Несколько слов необходимо сказать о значении сцены Преображение в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.

Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах, этот сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г., Новгород Великий) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год, Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног».

В русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».

Светлана Николаевна Липатова

Разрыв между текстом
Преображение Господне
Преображение Господне. Греция, XVI в.

Преображение Господне. Греция, XVI в.

Всех сердечно поздравляем с праздником, с Преображением Господним. И сегодня святая Церковь как огромный вдохновенный Фавор блистает неизреченно этим вечным божественным светом. И сегодня каждый из нас, кто пришел в храм, и во всех православных храмах всего мира, люди устремляются на эту гору преображения, чтобы и они, как и апостолы тогда, почувствовали в своем сердце ликование, эту радость, почувствовали слова, которые произнесли ученики: «Господи, добро есть нам зде быти» (Мф. 17, 4). И вот как телу в это очень короткое русское лето суровое, телу хочется немножко побольше тепла, согреться в лучах физического солнца, то же самое и душе человека хочется напитаться и проникнуться этим светом божественного тепла.

И сегодня святая Церковь облачена как невеста в одежды белые, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (см. Мк. 9, 3). Святитель Григорий Палама говорит, что на горе было восемь, но видимы были только шестеро – Петр, Иаков, Иоанн, восшедшие вместе с Господом, Моисей, Илия. Так что их вместе с Господом было шесть, но, конечно, вместе с ними был и Отец и Святый Дух. Святитель Григорий говорит: Отец гласом Своим свидетельствует, что Сей есть Сын Его возлюбленный, а Дух Святой воссиявший с Ним в светлом облаке. И Фаворская благодать, Фаворская слава, и мы все знаем это, она предваряла грядущие страдания Спасителя. Святитель Филарет Московский говорит, что размышляющему не покажется невероятной та догадка, что предметом молитвы Спасителя на Фаворе долженствовало быти приготовление Себя и учеников к приближающемуся Своему страданию и крестной смерти.

Воздвижение Креста. Икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде. Кон. XV в. (НГОМЗ)

Воздвижение Креста. Икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде. Кон. XV в. (НГОМЗ)

И мы знаем, что в нашем церковном календаре это тоже ярко отражено – эта связь, что Преображение Господне празднуется ровно за сорок дней до Крестовоздвижения, этого торжества, прославляющего голгофскую жертву Спасителя. И сегодня мы тоже спрашиваем, задаем себе вопрос: ради чего Господь преобразился перед апостолами? Как святая Церковь мыслит о духовных причинах этой величайшей тайны, этого преображения? Святые отцы говорят, что Преображение подтвердило глубину и истинность слов апостола Петра в ответ на слова Господа. Мы помним евангельские слова, когда Господь спросил его, Своего ученика: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? И тогда ученик, апостол Петр, не обинуясь твердо сказал: «Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). Святитель Андрей Критский тоже говорит, что Преображение стало величайшим Богоявлением для всего человеческого рода. Христос являет на Фаворе эту огромную преизобилующий блеск и светлость торжества Своего.

Преображение – это небесная иллюстрация того, что Христос есть одновременно и истинный Бог, и истинный человек. И это глубочайшее единство двух природ во Христе оно явилось апостолам на Фаворе настолько тесным, настолько неразрывным образом, что как подчеркивает и говорит Григорий Синаит: тело Христово блистало на горе Преображения божественным светом, как будто своим собственным телесным сиянием.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

И сегодняшний праздник – это предельно ясное раскрытие тайны обожения человеческой природы во Христе. И опять-таки еще раз Церковь паки-паки указывает на духовную связь Фавора и Креста, потому что не только Преображение, но и распятие Спасителя на Голгофе – это есть величайшая слава Сына Божия. Преподобный Анастасий Синаит замечательно говорит, как бы подмечает, что Фавор и Голгофа обладают внешним сходством. И дальше говорит, что и там и тут рядом с Господом находятся двое. Около Креста два разбойника, на Фаворе – два святых пророка. Сегодня на Фаворе, восклицает святой, смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии.

И вот святоотеческая традиция говорит о Фаворском свете, как о небесном нетварном свете, источником которого является божественная природа Спасителя. И вот этот таинственный свет он, конечно, был общий и есть общий для всех трех лиц Святой Троицы. И Преображение это день просвещения, обожения человеческого естества. На одной из стихир малой вечерне, которая служится перед торжественным Всенощным бдением, есть такие замечательные слова: «Днесь Христос на горе Фаворстей, Адамово пременив очерневшее естество, просветив, Богосодела». Преподобный Косьма Маюмский тоже в своих гимнах на Преображение говорит, что невыразимо явив на Фаворе непреступный свет Владыка Христос наполнил тварь радостью и обо́жил человеков. Но на Фаворе преобразились и сами апостолы. Святые отцы говорят: если бы они тоже внутренне не преобразились, они бы и не увидели. И это дало возможность им видеть эту славу божественную. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Христос является Своим ученикам, отверзая им очи и делая их из слепых зрячими.

И каждый из нас тоже должен стать из слепого зрячим, не очерневшими, как святые отцы говорят, потому что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. (Афанасий Великий) Христос преобразился для чего? Господь преобразился для того, чтобы и мы преобразились. И каждый из нас молится и сегодня, и всегда: Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Во свете Твоем узрим свет. И мир, в котором мы живем, конечно, он очень сложный, очень неоднозначный, противоречивый – этот постсекулярный страшный мир. И человеческому сообществу тоже грозит очень большая опасность превратиться в цивилизацию незрячих, как говорят святые отцы, то есть блуждающих во тьме неведения истинного Бога. Есть замечательные слова преподобного Иустина Сербского о современном мире. Он говорил о Европе, что пока Европа держалась Христа как Солнца правды, она была подобна площади, освещенной тысячами светильников. Но когда человеческая похоть и разум восстали против Христа, как от страшных ветров погасли светильники перед очами людей. И мрак, подобный мраку в норах кротов, покрыл эту площадь.

И святая Церковь сегодня и в каждую минуту помогает человеку держаться за Христа, чтобы Свете Тихий вошел в сердце каждого из нас, осветил наши темные закоулки, чтобы сердце не было похоже на нору крота, как говорит преподобный Иустин. И цель христианской жизни – это, конечно же, стяжание благодати Святаго Духа. Эти великие слова, которые сказал преподобный Серафим Саровский, которые исповедует святая Церковь, что именно цель – это стяжание благодати Святаго Духа. «Будьте святы, как Я свят» (1Пет. 1, 16). Церковь это конечно не просто место, исполнения религиозных потребностей, как часто может быть говорят люди атеистического сознания. Церковь это не какая-то благотворительная организация, не зал психотренинга, не система, не идеология, потому что Церковь – это Тело Христово. И задача христианина гораздо глубже, полнее гораздо, чем быть добрым нравственным человеком. И совершенно недостаточно просто принести в этот день яблоки, виноград, чтобы осветить их. Задача наша, конечно же, гораздо глубже – именно принести плоды именно нашего сердца, нашей души.

Подлинно христианская жизнь это не просто нравственность. Это преображение души, и восшествие человеческого сердца на сердечный фавор. Святитель Григорий Палама тоже говорит, что всякий христианин призван, преобразившись в образ фаворской славы Христовой, сам наполнится сиянием этого нетварного божественного света. Это очень высокие слова, но для того чтобы их исполнить, нужен огромный ежедневный кропотливый страшный усердный сердечный труд. И это каждый из нас знает. И если мы решимся идти на Фавор, а другой дороги у нас нет, если мы решимся идти на фавор, мы должны твердо знать, что путь этот будет исполнен, безусловно, радости, но он будет исполнен и падений и ошибок, и терний, ушибов, травм и самых неожиданных препятствий. Путь этот будет трудный. Как с улыбкой один современный мыслитель говорит: Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет удобнее, станет легче, комфортнее, слаще, то это точно не христианство. Вероятно, какие-то американские таблетки вам помогут больше.

Христианство это труд, это восхождение на Фавор и не самые последние современные технологии, не этот наш цифровой мир, не утонченное искусство, не достижения науки и техники, а свет Христов просвещает всех. И Господь Своею благодатью, Своею любовью, Своей энергией, Своим вот этим неизреченным божественным светом пронизывает весь космос, всю вселенную и каждое человеческое сердце. А человек, каждый из нас, призван воспринять эту благодать через молитву, через Евхаристию, через покаяние любовью, добрыми делами, и преображать себя и преображать окружающий мир, который вокруг нас. Святый праведный Иоанн Кронштадтский говорит: Молю вас, будьте солнышками, согревайте, если не всех, но хотя бы тех, кого Господь поставил рядом с вами.

Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Луки, глава  9 стих с 28 по 36 (зачало 45)

После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что́ говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели. (Лк.9:28-36)

На Литургии

Второе послание апостола Петра, глава 1 стих с 10 по 19 (зачало 65)

Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, (2Пет.1:10-19)

 Евангелие от Матфея, глава  17 стих с 1 по 9 (зачало 70)

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. (Мф.17:1-9)

 

По материалам:

  1. Православный церковный календарь. Азбука веры.
  2. Литургика. Архиепископ Аверкий (Таушев). Азбука веры.
  3. Заметки по иконографии Преображения Господня. Православие.ру
  4. Преображение / Фавор, Ермон или Мейрон?. Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 3. Чудеса Иисуса. Православный портал Иисус.
  5. Преображение Господне: что нужно знать. Митрополит Иларион (Алфеев). Православный портал Иисус.
  6. Праздничный отдых христианина. Повествование о преображении Господнем. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  7. Литургика. Гермоген Иванович Шиманский. Азбука веры.
  8. Поучение 1-ое. Преображение Господне. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  9. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Оптина пустынь.
Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление