РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.”

Евангелие от Матфея, глава 10, стих с 1 по 4

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

21 мая Святая Церковь чтит память святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, этот день в православной богослужебной эортологической системе относится к средним праздникам.  Всего память святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова чтится в дни:

  • Ежегодно по кончине святого Иоанна при совершении богослужения над его могилой из нее появлялся в день 21 мая некоторый тонкий прах. Люди собирали его и получали исцеление различных болезней. В память этого чуда Святая Церковь установила празднование в честь святого апостола Иоанна Богослова – 21 мая;
  • Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля;
  • Преставления Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (начало II) – 9 октября.

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов – это один из ближайших учеников Иисуса Христа, святой апостол от Двенадцати, с именем которого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета, в том числе Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Иоанна Богослова Откровение.

Разрыв между текстом

О жизни святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Ап. Иоанн Богослов с Прохором, с житием Иоанна Богослова. Икона. Кон. XV в. (ЦМиАР)

Ап. Иоанн Богослов с Прохором, с житием Иоанна Богослова. Икона. Кон. XV в. (ЦМиАР)

Призвание и начало служения

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов был второй сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, младший брат святого апостола Иакова. Братья помогали отцу в рыбной ловле на озере Галилейском. Не склонный к мирской жизни, Иоанн удалялся от мира и навсегда остался девственником. Он был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии в мир Мессии – Христа. При Иордане, где Иоанн Креститель обыкновенно проповедовал народу о покаянии, он показал Христа своим ученикам. Тогда два ученика Предтечи, Андрей, сын рыбака Ионы, и Иоанн, сын рыбака Зеведея, оставили своего учителя и пошли за Христом. Им обоим хотелось видеть, где живет Христос, и они с радостью воспользовались данным им позволением идти с Ним. «Идите и увидите», – сказал Он им. Было немного за полдень. Они пошли за Христом в Его жилище и пробыли у него до ночи (Ин.1:29–40). Иоанн полюбил Христа с первого же дня. Любовь Иоанна ко Христу была не такой порывистой, как у Петра. Она горела тихим, неугасимым светом, таилась в глубоких тайниках его сердца и проявлялась там, где было особенно нужно. Некоторое время он оставался в доме своего отца и продолжал помогать ему в рыбной ловле. Впрочем, немного спустя Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собой, и тогда уже ничто не могло удержать его в родительском доме. Это случилось после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском.

Святой Иоанн видел чудесную ловлю Петра, видел, как по слову Господню он бросил свои сети и последовал за Христом, и понял, что только Бог может творить такие чудеса. Сам Иоанн в это время с братом Иаковом помогал отцу своему Зеведею, который в лодке чинил сети. Призвав двух братьев, Петра и Андрея, Господь, проходя затем мимо лодки Зеведея, призвал и других двух братьев, Иакова и Иоанна. Они немедленно пошли за Христом, оставив отца своего в лодке с работниками (Лк.5:1–11Мк.1:16–20Мф.4:18–22). Избрав в число двенадцати апостолов Иакова и Иоанна, Господь назвал их «Воанергес», т. е. «сыны Громовы» (Мк.3:17). В отношении к Иоанну это наименование означало, кроме его пламенной ревности, высоту и силу его учения о Христе, Сыне Божием, и то, что он имел этим высоким учением, как громом, огласить вселенную.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

За свою кротость и незлобие, за чистоту и девственное целомудрие святой Иоанн, преимущественно перед другими апостолами, пользовался особенной любовью Господа. Все, что сделал Господь особенно важного, – все происходило в присутствии Иоанна. Воскрешает ли Он мертвых, Его сопровождает любимый ученик (Мк.3:35–42Лк.8:49–55, ср. Мф.9:23–25); Преображается ли Господь на Фаворе, святой Иоанн является свидетелем Его Божественной славы (Мф.17:1–18Ин.9:26–36Мк.9:2–13); учреждает ли Он последнюю Таинственную Вечерю, приготовления к ней делаются через этого же чистого и целомудренного ученика (Лк.22:8–13; ср. Мк.14:12–16;Мф.26:17–19).

Трапеза св. апостолов в Гефсимании. Ап. Иоанн Богослов вынимает жребий асийский. Фрагмент иконы «Ап. Иоанн Богослов с Прохор

Трапеза св. апостолов в Гефсимании. Ап. Иоанн Богослов вынимает жребий асийский. Фрагмент иконы «Ап. Иоанн Богослов с Прохор

И во время этой вечери, последней вечери в земной жизни Господа, с какой любовию Он позволяет Своему другу возлежать на груди Своей, и одному ему открывает, кто Его предатель (Ин.12:21–26, – ср.Лк.22:21–23Мк.14:18–20Мф.26:21–23). Наконец святой Иоанн сопровождает Христа в Гефсиманский сад, где Он скорбно молился в последние минуты перед Своим страданием (Мк.14:32–42Мф.26:36–46).

Любовь Иоанна к своему Учителю была беспредельна. Но она была такой ревностной, что, несмотря на всю душевную чистоту Иоанна и нежность его любящего сердца, она нуждалась еще в смягчении и очищении. И Господь пользовался всяким случаем для нравственного воспитания Иоанна, для особенного очищения его души и сердца. Так, однажды Иоанн увидел неизвестного ему человека, который именем Иисуса изгонял бесов, и запретил ему употреблять это Божественное имя. Господь не одобрил его ревности. «Не запрещайте ему произносить Мое имя, – сказал он Иоанну и другим апостолам, – не запрещайте, потому что кто не против вас, тот за вас»(Лк.9:49–50). Этими словами Христос хотел показать Иоанну, что в его ревности незаметно скрывается зависть, что истинная ревность не имеет ничего горького, потому что она – самая нежная и пламенная любовь к людям. Другой раз Иоанна возмутило, что жители одного самарянского селения затворили ворота перед его Учителем, где Он предполагал остановиться на ночь. Тогда Иоанн умоляет своего учителя позволить низвести с неба огонь на неблагодарных самарян. Но Христос запретил и сказал: «Не знаете, какого вы духа, – Сын Человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасти»(Лк.9:35–36). Здесь Иоанн получает от Христа новый урок, показывающий, что дух Евангелия – дух любви. Так, любовь Иоанна к Господу воспитывалась, выяснялась и укреплялась Самим Господом.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Но вот настало время страданий Христа. Это важное и трудное время подвергло тяжкому испытанию учеников Христа. Тогда-то любовь Иоанна к Господу открылась во всей полноте. Ни один из апостолов не устоял против ужасного испытания. Страх обратил всех в бегство, когда Божественный Учитель был взят врагами (Мк.14:50). Только Петр с Иоанном издали следовали за своим Учителем и пришли за Ним на двор первосвященнический, где Его били и издевались над Ним. Но и Петр, пламенный и ревностный Петр, выражавший готовность хотя бы на смерть идти за Учителем, и тот не выдержал испытания до конца и малодушно отрекся от Христа. «Не знаю я этого человека», – боязливо говорит он. Один только Иоанн остался верным чувству своей любви, один он не отлучился ни на минуту от Господа. Никого из апостолов не было при всех страданиях, оскорблениях и уничижениях Господа, только один любимый ученик Его со скорбной душой, с болью в сердце печально следил за всем, чему подвергался Господь. Его любовь к Господу в это ужасное время была неизменна. Она не предавалась ни бесполезной смелости, ни безотчетному страху, подобно любви Петровой. Неотразимой силой влекомая к предмету своего обожания, она издали следила за неистовыми движениями злобы, она скрывалась в толпе безумствующей черни, она все время была недалеко от убийственного позорища. Но, наконец, ужасное, неслыханное злодеяние было совершено: Христос, Сын Божий, пригвожден был ко кресту, и грубые воины принялись делить по жребию одежды распятого Господа. Вот и лобное место стало пустеть. Только немногие, самые близкие к Господу люди, и между ними Иоанн, остались у креста. Не как простые праздные зрители стояли они здесь, – нет, они не могли не сострадать Страдавшему за всех, не могли не скорбеть и не плакать, что померкают самые светлые их надежды, что прекращается то небесное веяние, которым жило и одушевлялось все их существо. Эта сильная, чистая, святая любовь к Господу привела Иоанна ко кресту и не пускала его с места позорной казни. Безмолвствовал Иоанн, но красноречивее всяких слов говорили его чувства, и этот голос пламенно любящего сердца был услышан Господом с креста. Беспримерная любовь Иоанна была награждена: Христос усыновил Иоанна Своей Матери. «Вот сын Тебе», – говорит Он Богородице. И, обратившись к Иоанну, продолжает: «Вот Матерь тебе». Только возлюбленному ученику Своему, ему одному и любви его Господь вручил Свое драгоценное сокровище, только ему, чистому и непорочному, доверил заботы о Пренепорочной и Пречистой Матери Своей. И Иоанн в точности исполнил Божественное завещание, – подобно самому преданному и нежному сыну, он был верным хранителем спокойствия Богоматери до самого блаженного Ее Успения (Ин.18:15–18, 25–27, 19:23–27).

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона XV в., Русский музей.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона XV в., Русский музей.

Наступили тяжелые, печальные дни для апостолов. Все они были в унынии. Но вот, на утро третьего дня Мария Магдалина и другие благочестивые жены взяли благовония пошли ко гробу Господню (Мк.16:1–4). С ужасом увидела Мария, что камень отвален от дверей гроба и самый гроб пуст. Она поспешила к Петру и Иоанну и с горестью рассказала им, что кто-то унес тело Господа из гроба и неизвестно, где положил (Ин.20:1–2). Между тем прочие жены вошли внутрь пещеры. Они действительно не нашли тела Христова и не знали, что и подумать. Но внезапно предстали пред ними два Ангела, которые сказали им, что Христос воскрес из мертвых, и велели сообщить об этом апостолам(Лк.23:1–17Мф.28:3–7Мк.16:5–7). Но не поверили ученики Христовы этой вести, – пустой и ложной она им показалась (Лк.24:9, 11). Однако любопытство пробудило в Петре и Иоанне желание посмотреть, что случилось в гробе Господнем. Петр, увидев гроб пустым и только одни пелены лежащие, ушел назад, дивясь виденному – он все еще не верил и сомневался (Ин.20:3, 6–7Лк.24:12). Но Иоанн вошел в самый гроб. Любящее сердце его стремилось вперед, – в нем еще светились искры надежды. Он увидел и всем своим любящим сердцем уверовал, что воскрес Христос (Ин.20:8).

Через несколько дней Иоанн с Петром были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь в образе незнакомца. Но ничто не могло обмануть нежную любовь Иоанна. Он тотчас узнал Господа и сказал Петру: «Это Господь». Во время обеда, последовавшего за этой встречей, Петр имел случай засвидетельствовать свою веру и любовь и узнать свое будущее. Из сочувствия и привязанности к Иоанну Петр хотел тоже знать и его будущее, но получил от Божественного Учителя такой ответ: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока не приду, что тебе до того?» Господь как бы так сказал Петру: «Ты занимайся исполнением возложенных на тебя поручений, а что к тебе может прибавиться, если бы ты узнал, что Я не хочу подвергать его и мучительной смерти до того самого времени, в которое Мне угодно будет взять его из этого мира, т. е. до его кончины». Из слов Христа ученики, однако, заключили, что Иоанн не умрет, но, скромный и беспристрастный к себе, друг Христов торжественно и вслух всего мира объявил в своем Евангелии, что слова Господа не содержат такого значения (Ин.21:1–24).

Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков

Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде.
Рубеж XV—XVI веков

После Воскресения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа на апостолов

По сошествии Святого Духа на апостолов святой Иоанн вместе с апостолом Петром принимал деятельное участие в устройстве Иерусалимской Церкви. Они вместе проповедовали и творили чудеса (Деян.3:1–8); они вместе подвергались опасностям и вместе разделяли узы темничные (Деян.4:1–3, 5–21, 5:17–14); они вместе посланы были апостолами в Самарию для возложения рук на новообращенных (Деян.8:14–17). Как велика была деятельность святого Иоанна в Иерусалиме, можно судить уже по тому, что он у верующих получил имя «столба Церкви» (Гал.12:9). В Иерусалиме Иоанн пребывал, по свидетельству Предания, до самой смерти Богоматери. Когда святое тело Пресвятой Богородицы несли ко гробу, он шел впереди, держа в руках ту райскую ветвь, которую принес Богоматери Архангел Гавриил, возвещая Ей о скором переселении с земли на небо.

Успение Богоматери. Икона. Около 1479 г. Успенский собор Московского Кремля

Успение Богоматери. Икона. Около 1479 г. Успенский собор Московского Кремля

После преславного успения Богородицы ничто более не удерживало Иоанна в Иерусалиме, и он, взяв с собой ученика своего Прохора, удалился из Иерусалима и отправился в Малую Азию проповедовать учение Христово. Отправляясь в путь, Иоанн сказал Прохору, что их в пути ожидает несчастье. И вот, когда они поплыли из города Иоппии на корабле, около полудня поднялась страшная буря. Весь день она бушевала и к ночи разбила корабль, но, к счастью, все путешественники спаслись на корабельных обломках, долго носились по волнам бурного моря и наконец выбрались на берег около Селевкии. Один только Иоанн остался в морских волнах. Много слез о нем пролил святой Прохор и печальный пошел дальше в путь. Спустя уже много дней пришел он в одно приморское селение. Отдохнув там от долгого пути, он вышел на берег и печально глядел на спокойное море, со скорбью помышляя о возлюбленном учителе. Вдруг пенящаяся волна с шумом ударилась о берег и вынесла с собою человека. Какова же была радость Прохора, когда он узнал святого Иоанна, который в продолжение 14 дней плавал в море и по воле Божией остался живым. Они обнялись, плача от радости, и возблагодарили Бога. Иоанн сильно истощился за время своего плавания, и они пошли в селение, где попросили хлеба и воды. Подкрепив силы и поблагодарив за гостеприимство, они направили путь свой в город Ефес. В Ефесе святой Иоанн с Прохором нанялись в работники к содержательнице общественных бань по имени Романа. Иоанн должен был топить печь, а Прохор – носить воду. Довольно долго пробыли они на этой работе, много терпя от злого нрава Романы. В основание бани, которую содержала Романа, были, по преданию, зарыты во время постройки живые юноша и девица. От этого будто бы каждый год в бане умирали юноша или девица, замученные злым духом, жившим в бане. И вот, когда Иоанн с Прохором нанялись работниками при бане Романы, в ней умер Домн, сын Диоскорида, городского старшины. Отец был в отчаянии, не мог перенести смерть сына и сам умер от горя. Весь город оплакивал несчастного юношу и его отца. Испуганная Романа молила богиню Диану воскресить Домна, но тщетны были ее моления, не было ответа от бездушного идола, юноша не воскресал. Досадуя на происшедшее и боясь его последствий для самой себя, Романа случайно услыхала, как святой Иоанн расспрашивал Прохора о подробностях смерти Домна. С яростью накинулась она на апостола, начала бить его, обвиняя его в смерти Домна, и грозила ему смертью, если не воскресит мертвого. Романа вовсе не ожидала каких-нибудь последствий от своих слов, она просто срывала свой гнев на Иоанне, но он и в самом деле помолился Богу и воскресил Домна.

Воскрешение ап. Иоанном Богословом сына Диоскорида. Фрагмент иконы «Ап. Иоанн Богослов с Прохором, с хождением». Кон. XV в. (ЦМиАР)

Воскрешение ап. Иоанном Богословом сына Диоскорида. Фрагмент иконы «Ап. Иоанн Богослов с Прохором, с хождением». Кон. XV в. (ЦМиАР)

Ужас объял Роману, и она громко взывала, что Иоанн или бог, или сын бога. Тогда святой апостол стал учить ее о Христе, силой Которого совершил виденное ею чудо. Потом он воскресил и отца умершего юноши. Воскрешенные Диоскорид и Домн, а вместе с ними и Романа, уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Весть о чуде быстро разнеслась по всему Ефесу. Народ был в страхе. Все изумлялись чуду святого Иоанна и недоумевали, за кого принять его и Прохора. Одни утверждали, что они, без сомнения, волхвы; другие возражали, что волхвы мертвых не воскрешают. Между тем святой Иоанн изгнал из бани жившего там злого духа, а сам поселился с Прохором в доме Диоскорида.

Вскоре после этого настал праздник почитаемой в Ефесе богини Дианы. Народ в белых одеждах собрался в великолепный храм богини, и святой Иоанн отправился туда же. Он стал близ идола Дианы, воздвигнутого против храма, и громко обличал заблуждение собравшихся на праздник, говоря, что они вместо Бога чтут диавола. Язычники пришли в ярость и начали бросать камнями в Иоанна. Но ни один камень не коснулся его, а все отлетали назад и наносили удары бросавшим их. Между тем апостол, воздев руки к небу, начал молиться и внезапно произошел такой нестерпимый палящий зной, что до 200 человек упали мертвыми. Остальные не помнили себя от страха. Они едва могли прийти в себя и, припав к ногам апостола, умоляли помиловать их. Святой Иоанн снова обратился к Богу с молитвой и все умершие ожили. Тогда все собравшиеся на праздник уверовали во Христа и крестились.

Спустя немного времени святой Иоанн исцелил одного расслабленного, страдавшего от своей болезни 12 лет. Много и других чудес он совершил, и все они увеличивали число верующих. Слух о святом Иоанне и чудесах распространился по всей той стране. Тогда злой дух, живший в храме Дианы, боясь, что скоро, пожалуй, святым апостолом совсем будет уничтожена его власть, задумал удалить его из города. Приняв на себя образ воина, нечистый дух сел на одной из улиц города и начал громко плакать. Все невольно обращали на него внимание и спрашивали его, кто он такой и о чем так плачет. «Я – главный смотритель темницы в Кесарии Палестинской, – отвечал бес, – мне отданы были под стражу два волхва, Иоанн и Прохор, которые, придя из Иерусалима в Кесарию, сделали много худого и за то осуждены были на смертную казнь. Накануне того дня, в который должна была совершаться казнь, волхвы эти, сняв с себя оковы, ночью убежали из темницы. За это хотели казнить меня самого, и я едва упросил позволить мне отыскать тех волхвов. Вот пришел в ваш город и слышу, что волхвы здесь, но при мне нет никого, кто мог бы схватить их». Ложный воин показывал и свидетельство из Кесарии, удостоверявшее истинность того, что говорит, а также и мешок золота, назначенный в награду тому, кто выдаст ему волхвов. Несколько воинов города Ефеса тронулись несчастьем мнимого смотрителя кесарийской темницы и решились ему помочь. Они возбудили народ на святого Иоанна и святого Прохора и приступили к дому Диоскорида с требованием выдать им святого апостола и ученика его, грозя в противном случае сжечь дом. Но Диоскорид решительно отказал исполнить требование, – он был готов скорее пожертвовать домом, чем выдать Иоанна и Прохора. Между тем Иоанн, зная по откровению свыше, что это народное восстание послужит к обращению многих в веру Христову, сам вышел с Прохором к народу. Увлекаемые народной толпой, они приблизились к храму Дианы. Святой Иоанн обратился с молитвой к Богу, и храм мгновенно разрушился, не нанеся никому вреда. «Скажи мне, нечистый дух, – обратился апостол к обитавшему там бесу, – сколько лет живешь ты здесь, и тобой ли восстановлен народ на нас?» – «Я живу здесь 249 лет, – отвечал нечистый дух, – я возмутил народ против вас». – «Именем Господа Иисуса Христа, – воскликнул апостол, – приказываю тебе оставить это место!» Тотчас злой дух удалился оттуда. Народ был поражен силой имени Христова и уверовал во множестве во Христа.

В то время римский император Домициан поднял жестокое гонение на христиан. Беспощадно проливалась кровь христианская. Одного имени христианина было достаточно, чтобы человека считали величайшим преступником и наказывали жесточайшими муками. И на святого Иоанна сделали донос римскому правительству, как на опасного врага языческой религии, и святого апостола повлекли в Рим на суд императора Домициана. Святой Иоанн смело исповедал веру Христову перед Домицианом и с радостью претерпел за это различные мучения. Сначала он подвергся самым жестоким побоям, но не пал под ударами: охраняемый невидимой силой, апостол нечувствительно перенес их. Потом, осужденный на смерть, он спокойно выпил сильнодействующий яд и остался жив и невредим. Наконец святого апостола бросили в котел кипящего масла. Служитель Христов, прославляя Господа, с радостию был готов принять эту новую жесточайшую муку, но Господь вдруг остановил действие пламени. Огонь погас, кипящее масло стало холодным. «Велик Бог христианский!» – восклицал народ при виде этого поразительного чуда. И император не осмелился больше мучить Иоанна, думая, что он бессмертен, и присудил его к изгнанию на уединенный и пустынный остров Патмос на архипелаге. Святой Прохор не хотел оставить своего любимого учителя и решил разделить с ним ссылку.

Иоанн Богослов на Патмосе. Дионисий, XV век.

Иоанн Богослов на Патмосе. Дионисий, XV век.

Был снаряжен корабль в дальнее плавание и тотчас же вышел в море. Плыли вместе с Иоанном на корабле и царские вельможи. Раз они весело и шумно пировали за роскошным столом. Вдруг случайно сын одного из вельмож упал в море и спасти его не было никакой возможности. Радость и шумное веселье мгновенно сменились печалью и слезами. Отец утонувшего от чрезмерной горести сам рвался броситься в море и едва могли удержать безрассудного. Тогда вспомнили об Иоанне, о котором все знали, что он силен в чудесах. Со слезами умоляли святого апостола спасти погибшего. Но святой Иоанн обратился к ним с вопросом: «Скажите мне, какого бога кто из вас почитает?» Одни отвечали, что почитают Аполлона, другие – Зевса, третьи – Геркулеса, иные – Диану Ефесскую. «Сколько богов у вас, – ужели же все они не могут спасти одного человека!» – сказал им Иоанн и оставил их горевать до утра. На утро, сам сожалея об утонувшем юноше, он совершил слезную молитву о его спасении. Вдруг море вспенилось, и волна вынесла на корабль к ногам святого апостола живого юношу. Всех объяла радость и, желая отблагодарить как-нибудь апостола, сняли с него оковы и относились с того времени к нему с глубоким почтением.

Плаванье было продолжительным, и святой Иоанн совершил еще много чудес. Так, однажды, среди ночи поднялась страшная буря, корабль бросало, как щепку, из стороны в сторону и, казалось, не было надежды на спасение. Снова все обратились к святому Иоанну, припали к ногам его и просили его умолить своего Бога не дать им погибнуть. Апостол повелел им умолкнуть, помолился, и буря утихла в одно мгновение. Другой раз он исцелил воина, страдавшего мучительной болью в желудке и бывшего уже при смерти. Плаванию все не приходил конец, а на корабле уже не оставалось больше пресной воды. Жажда мучила всех, и некоторые совсем изнемогали. Тогда святой Иоанн приказал святому Прохору наполнить сосуды морской водой. «Во имя Господа Иисуса Христа почерпните и пейте», – сказал он томившимся жаждой. По слову апостола соленая морская вода превратилась в пресную, и все утолили жажду. Видя столько чудес, сотворенных святым Иоанном, спутники его уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Они хотели даже дать свободу апостолу и предлагали ему высадиться на берег, где он захочет, но он отказался и просил отвезти его куда приказано. Достигнув Патмоса, святого Иоанна и ученика его отвели к правителю острова. Некто Мирон, тесть правителя, принял святого апостола и Прохора в свой дом.

Старший сын Мирона, Аполлонид, был одержим беснованием. Злой дух устами его предсказывал будущее, и все считали юношу за прорицателя. Боясь, что Иоанн изгонит его из Аполлонида, этот злой дух заставил несчастного юношу бежать в другой город. По внушению того же нечистого духа Аполлонид известил отца своего письмом, что его изгоняет из родительского дома своими чарами волхв Иоанн, и, пока волхв этот будет жив, он не может вернуться домой. Мирон с письмом этим поспешил к зятю, правителю острова. Тот немедленно отдал приказание взять Иоанна под стражу и отдать потом на съедение зверям. Тогда святой Иоанн стал просить правителя несколько помедлить с исполнением приговора и позволить послать к Аполлониду Прохора, обещая возвратить сына отцу. Правитель согласился исполнить просьбу апостола, но все-таки приказал надеть на него оковы и заключить в темницу. Прохор, отправляясь в путь, получил от учителя своего послание. В нем было написано следующее: «Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, духу-прорицателю, живущему в Аполлониде: повелеваю именем Отца и Сына и Святого Духа: выйди из создания Божия и не входи в него никогда, а пребывай вне острова, в местах безводных, но не в людях». Только приблизился святой Прохор с этим посланием к Аполлониду, злой дух тотчас вышел из него. Аполлонид, как бы пробудившись после долгого сна, не сразу пришел в себя. Со святым Прохором он вернулся в свой город. Услышав о возвращении Аполлонида, родители и родственники его весьма обрадовались и освободили святого Иоанна от оков. Между тем Аполлонид рассказал, что с ним случилось. Много лет назад он раз спал глубоким сном. Вдруг кто-то потряс его. Проснувшись и открыв глаза, он весь затрепетал от ужаса: с левой стороны около постели стоял кто-то совершенно черный, со страшно блестящими, подобно двум горящим свечам, глазами. Он велел ему открыть рот и вошел внутрь его. С этой минуты ему стало известно все, что имеет случиться, и доброе и худое. Когда же святой Иоанн поселился в доме отца его, злой дух сказал ему: «Беги отсюда, Аполлонид: этот человек – волхв, он хочет умертвить тебя». Он немедленно покинул дом отца и бежал в другой город. Бывали минуты, когда хотелось ему вернуться, но злой дух не позволял и говорил: «Пока Иоанн жив, ты не можешь жить в своем доме». Когда же в тот город пришел Прохор и Аполлонид увидел его, в то же мгновение злой дух вышел из него, и ему стало легко и свободно. Все с большим вниманием слушали рассказ Аполлонида. Когда он кончил, все в умилении припали к ногам апостола. Тогда святой Иоанн начал проповедовать им веру Христову. Первыми уверовали во Христа и крестились Мирон, его жена и дети. Их примеру последовала жена правителя с сыном своим и со всей прислугой, а за ними крестился и сам правитель. Приняв Святое Крещение, он отказался от должности правителя, и посвятил жизнь Богу.

Святой Иоанн с учеником своим провел три года в доме Мирона, проповедуя веру Христову и творя чудеса и исцеления. Однажды он разрушил храм Аполлона со всеми идолами. Многие, пораженные этим чудом, были тогда просвещены верой Христовой и крещены святым апостолом. Жрецы храма Аполлонова воспылали злобой на святого Иоанна за ниспровержение их храма и за обращение многих в веру Христову и отправились с жалобой на него к волхву Кинопсу. Кинопс жил в пустынном месте и имел сношение со злыми духами, и жители острова почитали его как бога. Его-то жрецы умоляли отомстить Иоанну, так как он уже много лет не оставлял своего жилища. Он обещал жрецам послать лукавого духа, который возьмет душу Иоанна и предаст ее вечному суду. На следующее утро лукавый дух явился к святому Иоанну, но ничего не мог сделать и был прогнан с повелением не возвращаться к Кинопсу. Также и другие два злых духа, посланные за первым, не имели никакого успеха. Тогда Кинопс исполнился ярости, собрав все множество злых духов, он сам решился оставить свое жилище и пошел в город, где был Иоанн. Жители города радостно приветствовали волхва, так давно не посещавшего их. Святой Иоанн в то время поучал вере Христовой. Кинопс направился прямо к толпе окружавшей апостола. «Послушайте меня, – с гневом и злобой воскликнул волхв, – послушайте, – ослепленные, заблудившиеся и уклонившиеся от истинного пути! Если Иоанн праведен и все, что –говорит он, справедливо, то пусть идет, побеседует со мною и сотворит такие же чудеса, какие я творю. Увидите тогда, кто больше, Иоанн или я. Если покажет, что сильнее меня, то поверю тому, что он говорит». Надменно проговорив это, Кинопс обратился к стоявшему там юноше: «Жив ли твой отец?» – «Умер», – отвечал тот. «Какой смертью?» – продолжал Кинопс. «Мой отец был моряк, – ответил юноша, – и однажды корабль, на котором он плыл, разбился, все погибли, и отец мой утонул». Тогда Кинопс обратился к святому апостолу с такими словами: «Покажи нам силу твою, Иоанн, представь этому юноше отца его живым, и мы поверим тому, что ты говоришь». – «Христос послал меня, – строго ответил Иоанн, – не мертвых вызывать из моря, но вразумлять обольщенных». – «Верьте мне, – сказал с горделивой усмешкой Кинопс, – верьте, что Иоанн льстец и прельщает вас, возьмите его и держите, пока не изведу из моря отца этому юноше». Святого Иоанна стали держать. Тогда Кинопс, всплеснув руками, бросился в волновавшееся море и исчез в волнах. «Велик ты, Кинопс!» – восклицал народ. Через несколько времени Кинопс вышел из волн морских в сопровождении какого-то человека. «Твой ли это отец?» – обратился волхв к юноше. «Да, это он», – отвечал тот. Народ в изумлении поклонился Кинопсу. Многие бросились было на святого Иоанна, чтобы умертвить его, но волхв не допустил их до этого. «Когда увидите еще большее чудо, – сказал он, – тогда предайте его мучениям!» Подозвав потом другого человека, Кинопс спросил его: «Был ли у тебя сын?» – «Был, но его уже давно убили из зависти», – отвечал тот. Тогда волхв начал громко звать убийцу и убитого. Сейчас же появились два человека, которые и были именно убитый и убийца, как это подтвердил спрошенный. Народ был весь в изумлении. «Что? Удивляешься этому? – гордо обратился Кинопс к Иоанну. – Устрашу тебя еще большими чудесами». – «Нисколько не удивляюсь, – кротко ответил Иоанн, – но скажу тебе, что скоро исчезнут твои чудеса». Тогда народ в ярости кинулся на Иоанна и без всякого милосердия начал бить его. До тех пор били святого апостола, пока не сочли его совсем мертвым. Волхв велел оставить тело Иоанна без погребения, чтобы его расклевали птицы. Но Иоанн не умер, волей Божией он остался цел и невредим.

Вскоре апостол по-прежнему начал учить народ. Сильно было негодование Кинопса, когда он услыхал об этом. Призвав нечистого духа, при помощи которого творил он свои волхвования, Кинопс пришел с ним к Иоанну и надменно сказал: «Я сохранил тебя живым для того, чтобы еще более тебя посрамить. Пойдем на морской берег: увидишь там мою славу и устыдишься». Иоанн молча пошел к морю. Туда направился и Кинопс, в сопровождении трех злых духов, которых народ принимал за воскрешенных им мертвецов. Кинопс, подойдя к морю, всплеснул руками и бросился в волны. Народ по-прежнему шумно восклицал: «Велик ты, Кинопс! Нет человека, который был бы больше тебя!» Тогда святой Иоанн запретил злым духам, которые стояли на берегу в человеческом образе, помогать погрузившемуся в волны волхву, а сам горячо стал молиться Богу, чтобы Кинопс не возвращался более живым из моря. И вот море взволновалось, вскипело и поглотило в пучину свою Кинопса. Обратившись к злым духам, святой апостол приказал им именем Господа Иисуса Христа оставить навсегда остров, и они тотчас же стали невидимы и удалились с острова. Между тем народ с нетерпением ожидал появления Кинопса. Три дня стояли люди на песчаном берегу морском, изнемогая от жажды и голода и страдая от палящего солнца. Некоторые пришли в полное изнеможение и без чувств распростерлись на горячем песке, а трое детей даже умерли. Тогда святой Иоанн сжалился над народом. Помолившись о спасении их, он стал беседовать с ними о вере, воскресил умерших детей и исцелил всех страждущих. Все единодушно обратились ко Христу, приняли Святое Крещение и разошлись по домам, славя Бога. Сам Иоанн вернулся в дом Мирона и часто приходил к народу, наставляя его в вере.

Однажды святой Иоанн увидал около дороги лежащего человека, больного злой горячкой, и крестным знамением исцелил его. Некто Филон, из иудеев, несколько раз вступавший раньше в спор с апостолом о Святом Писании, увидав это чудо, был поражен и позвал апостола к себе в дом. Жена Филона страдала сильнейшей проказой. Она обрадовалась Иоанну, и припав к его ногам, тотчас же получила исцеление и уверовала во Христа. Уверовал и сам Филон, и весь дом их крестился. После этого святой Иоанн вышел на площадь к народу. Все с радостью внимали спасительному учению, которое предлагал им святой апостол. Пришли сюда и жрецы идольские. Один из них, слушая апостола, сказал ему: «Сын мой хром на обе ноги, – умоляю тебя, учитель, исцели его; если сделаешь это, уверую в проповедуемого тобою Бога». – «Для чего искушаешь Бога? – с упреком отвечал Иоанн жрецу. – Он откроет твое лукавство». Сказав это, святой Иоанн послал к сыну жреца, велев сказать от его лица: «Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне». Тотчас встал хромой и пришел к святому апостолу совсем здоровым. А отец исцеленного в наказание за искушение апостола сам охромел на обе ноги. Он упал на землю, громко крича от чрезмерной боли, и молил апостола смиловаться над ним и исцелить именем Христовым. Он с верой говорил, что нет другого Бога, кроме Того, Которого исповедует и проповедует святой Иоанн. Иоанн исцелил жреца, научил его вере Христовой и крестил. На следующий день святой Иоанн исцелил страдавшего 17 лет водяною болезнью, наставил исцеленного в вере и крестил. В этот же день правитель острова, вступивший на место зятя Миронова, пригласил святого апостола к себе в дом, потому что жена его ужасно мучилась в родах. Едва Иоанн ступил на порог дома, как жена правителя благополучно разрешилась от бремени. Обрадованный муж уверовал во Христа и крестился со всем своим домом.

Прожив в этом городе в продолжение трех лет, святой Иоанн перешел в другой, который отстоял от того на расстоянии десяти верст. Там готовились к совершению празднества какому-то богу, и несколько юношей было связано. Иоанн спросил, для чего они связаны, и узнал, что в этом городе почитают великого бога волка, что в честь его готовится празднество, а юноши будут принесены в жертву. Святой апостол начал просить, чтобы ему показали их бога. «Погоди немного, – сказал ему один из присутствовавших, – скоро жрецы со всем народом пойдут на то место, где является бог; иди с ними и ты, и увидишь нашего бога – волка». – «Вижу, что ты человек добрый, – обратился к нему Иоанн, – я здесь пришелец и не знаю того места, но мне очень бы хотелось увидеть вашего бога. Прошу тебя, проведи меня туда. Если покажешь мне его, подарю тебе драгоценную жемчужину». Тот согласился и привел святого апостола к болоту, из которого обыкновенно является их бог. Спустя немного времени, действительно, вышел из воды огромный волк. Это был злой дух. Святой Иоанн именем Пресвятой Троицы повелел ему навсегда оставить остров Патмос, и злой дух в то же мгновение исчез. Приведший святого апостола к этому месту в ужасе припал к ногам его. Иоанн просветил его верой Христовой и сказал: «Вот тебе обещанная мною жемчужина». В это время подошли к болоту жрецы, ведя связанных юношей, в сопровождении многочисленной толпы народа. Жрецы приготовили отточенные ножи и ждали только появления волка, чтобы совершить жертвоприношение и отдать ему на съедение юношей. Долго ждали они – волк все не появлялся. Тогда святой Иоанн подошел к жрецам и народу и просил развязать юношей. «Бога вашего, волка, уже нет, – говорил он, – это был злой дух, и силой Христовой он прогнан с острова». Все пришли в страх, услышав о гибели волка. Но еще не знали, верить ли слышанному. Наконец, после тщательных поисков и долгих ожиданий, освободили юношей. Тогда святой апостол стал проповедовать им Слово Божие и обличать их заблуждение. Многие из народа уверовали во Христа и крестились.

Много и других чудес совершил святой Иоанн в этом городе. Так, однажды сын жреца Зевса мылся в бане и был удавлен злым духом, жившим в ней. Отец удавленного слезно умолял Иоанна воскресить сына, обещая уверовать во Христа. Святой Иоанн воскресил юношу и прогнал из бани злого духа. Тогда жрец со всем домом своим уверовал во Христа и принял Святое Крещение. В другой раз, когда Иоанн на площади городской наставлял народ в Слове Божием, к нему подошла одна женщина. Со слезами припала она к ногам апостола и умоляла его исцелить ее бесноватого сына. Иоанн велел позвать к нему бесноватого. Как только посланные апостола сказали бесноватому: «Иоанн зовет тебя», – и тотчас же злой дух оставил его. Исцеленный пришел к святому Иоанну и вместе с матерью обратился в спасительную веру Христову.

Настал в том городе праздник Бахуса, в честь которого был там великолепный храм. Сюда во время празднества мужчины и женщины обыкновенно собирались с яствами и напитками, пили, ели и предавались всяким непотребностям в честь своего бога. Святой Иоанн вошел безбоязненно в храм в самый разгар гнусного праздника и громко обличал всю его мерзость. Жрецы с озлоблением бросились на Иоанна. Избив и связав его, они выбросили апостола за храм, а сами вернулись продолжать пиршество. Тогда святой апостол начал пламенно молиться Богу, чтобы не потерпел этих мерзостей. И вот внезапно со страшным шумом храм обрушился и убил всех жрецов. Ужаснулся народ. Поспешно развязали святого Иоанна и просили не погубить их. В толпе народа был знаменитый в той местности волхв Нукион. Он оскорбился разрушением храма и гибелью жрецов и начал укорять Иоанна. «Ты поступил дурно, – говорил ему Нукион, – разрушив храм Бахуса и погубив его жрецов. Весь народ разгневан на тебя за то. Итак, воскреси жрецов, как воскресил сына жреца в бане, тогда и я уверую в твоего Бога». – «Причиной гибели жрецов, – отвечал Иоанн, – были беззаконные дела их, – они не достойны жить на земле, но должны мучиться в геенне». – «Если ты не в силах воскресить их, – рассерженно сказал Нукион, – то я их воскрешу именем богов моих, и храм восстановлю, а ты не избегнешь смерти». С этими словами Нукион отправился к развалинам храма.

Он вызвал 12 злых духов в образе погибших жрецов и приказал им убить апостола. Нечистые духи отвечали, что они не могут стерпеть и одного присутствия апостола. «Но если ты, – говорили они Нукиону, – непременно хочешь смерти Иоанна, то приведи сюда народ. Увидев нас, они подумают, что ты воскресил жрецов, и убьют Иоанна». Нукион собрал народ и повел его к развалинам, обещая показать живых жрецов и восстановить разрушенный храм. Между тем Иоанн с учеником своим Прохором другой дорогой пришли туда прежде них. Злые духи при виде Иоанна и ученика его мгновенно исчезли. Пришел затем и Нукион, сопутствуемый большой толпой. Сильно огорчился волхв, не видя злых духов. Долго ходил он вокруг развалин и призывал бесов, но все волхвования его были напрасны. Нечистые духи не смели явиться. Стало темнеть, народ начал выражать нетерпение. Наконец наступил вечер, и народ совсем потерял терпение. Нукиона окружили и хотели его убить. Но некоторые посоветовали отвести его к Иоанну, чтобы сделать с ним, что повелит апостол. Так и сделали. «Отпустите его – пусть покается», – сказал им апостол. Наутро святой Иоанн проповедовал учение Христово и многих обратил в святую веру. Они выразили желание немедленно же принять Крещение, и святой апостол привел их к реке. Тогда Нукион волшебством превратил в реке воду в кровь. Святой Иоанн молитвой своей лишил зрения Нукиона и, сделав воду опять чистой, крестил уверовавших во Христа. И Нукион был вразумлен наказанием: он сознал грехи свои и умолял Иоанна помиловать его. Видя искреннее покаяние Нукиона, Иоанн начал учить его вере Христовой и крестил. Тогда чудесно прозрели ослепленные глаза Нукиона. С радостью он повел святого апостола в дом свой. Лишь только нога Иоанна коснулась порога, как все идолы, стоявшие в доме Нукиона, разбились на мелкие части. Домашние пришли в страх от этого чуда и все уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.

Жила в том городе богатая вдова Проклиания. Она была очень красива собой и имела красивого сына Сосипатра. По внушению злого духа Проклиания почувствовала пагубную страсть к сыну и старалась соблазнить его. Сосипатр возненавидел мать свою. Убежав из дома, он пришел на городскую площадь, где Иоанн учил народ, и внимательно слушал проповедь апостола. Святой Иоанн, провидя, что случилось с Сосипатром, отвел его в сторону и убеждал его почитать мать и повиноваться ей, но противиться ей в беззаконном деле, к которому она его склоняет. Сосипатр все же не хотел возвращаться домой. На четвертый день Проклиания после долгих поисков нашла сына и с криком влекла его за одежду домой. Услыхал крик ее правитель города и спросил, в чем вина юноши. Тогда Проклиания бесстыдно оклеветала своего сына перед правителем, будто он, сын ее, намеревался сделать насилие над нею. Правитель поверил Проклиании и приказал зашить невинного юношу в мешок с разными гадами и бросить в море. Иоанн стал обличать правителя в неправосудии, говорил ему, что, не производя должного расследования, он осудил на смерть невинного. Проклиания начала клеветать и на Иоанна, будто он научил ее сына на злое дело, что поэтому и защищает его теперь. Правитель опять поверил Проклиании и велел зашить апостола в мешок вместе с Сосипатром и утопить в море. Тогда Иоанн обратился с горячей молитвой к Богу, и вот поколебалась земля, у правителя отсохла рука, которой указывал он на апостола, и у Проклиании отсохли обе руки и извратились глаза. В ужасе правитель просил помилования у апостола. Святой Иоанн научил его вере Христовой и даровал исцеление. Проклиания же, совсем забывшись от страха, убежала домой. Иоанн в сопровождении Сосипатра пошел к ней, но юноша сначала не хотел идти к матери, и святой Иоанн должен был убеждать его забыть зло, уверив его, что она теперь стала целомудренной, и он уже не увидит и не услышит от нее ничего беззаконного. Когда они вошли к Проклиании, она с горячими слезами искреннего раскаяния пала к ногам апостола. Святой Иоанн исцелил ее, научил вере Христовой, утвердил в целомудрии и крестил ее со всеми домашними.

О написании Евангелия, Откровения и Посланий

Святой апостол Иоанн помимо четвертого Евангелия, является также автором вошедших в состав Нового Завета трех посланий и Апокалипсиса. Корпус писаний Иоанна занимает самостоятельное место в Новом Завете. Наряду с Павлом Иоанн является создателем христианского богословия, так как евангельскую историю он облек в раму четкого богословского видения. Не случайно в церковной традиции именно за апостолом Иоанном закрепилось наименование «Богослова». Три послания Иоанна тематически связаны с его Евангелием. В частности, тема любви, занимающая центральное место в Евангелии от Иоанна, является лейтмотивом Первого послания. Учение о Боге как свете, противопоставление тьмы свету, учение о единстве Отца и Сына, о крещении, о соблюдении заповедей Христа: эти и многие другие магистральные темы четвертого Евангелия находят отражение и развитие в посланиях Иоанна. Прямая тематическая связь существует также между Евангелием от Иоанна и Апокалипсисом. Подобно тому как существует внутреннее единство между двумя книгами, приписываемыми Луке (третьим Евангелием и Деяниями апостолов), внутреннее единство усматривается также между двумя книгами Иоанна — Евангелием и Апокалипсисом, несмотря на те стилистические различия, которые заставили некоторых ученых видеть в этих двух книгах творения двух или нескольких авторов. Речь идет не столько о стилистическом, сколько именно о тематическом, образном единстве и о том, что между двумя книгами существует определенное взаимопроникновение: Апокалипсис, будучи описанием откровений и видений, имеет черты исторического повествования, а Евангелие, напротив, имеет черты откровения.

Видение ап. Иоанна Богослова. Икона. 1596 г. Мастер Фома Вафас (мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)

Видение ап. Иоанна Богослова. Икона. 1596 г. Мастер Фома Вафас (мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)

О книге “Откровение Иоанна Богослова” (Апокаалипсис)

Однажды в день воскресный (Откр.1:9–10) Господь дал узреть Иоанну в небесном видении Божественную славу Свою и отдаленную судьбу Церкви Христовой. По повелению Божию, Иоанн описал это чудное откровение. Оно дошло до нас в Священной Книге, названной «Апокалипсис», что значит «Откровение» (Откр.1:1–11).


Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. (Откр.1:1-11)


Здесь в величественных и поразительно ярких образах и картинах изображается слава Господа, Его постоянное попечение о Церкви, Его благость и любовь, милость Его и правосудие. В таинственных пророческих видениях указаны различные бедствия, которые на земле претерпит Церковь Божия: борьба человека с Агнцем Божиим, торжество Агнца, искупившего верующих Кровью Своей, общее воскресение, последний Суд и, наконец, красота Нового Иерусалима, Царства Небесного. Как удостоившийся узреть будущие судьбы и тайны Церкви Христовой, святой Иоанн получил наименование «Тайновидца» и «Тайнозрителя».

Кончая описание чудесного небесного видения, Иоанн восклицает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20). Слова эти выражают его пламенное желание соединиться с Тем, Кого он так любил на земле. Но ему предстояли еще труды и заботы, он еще много должен был сделать для славы Божией и пользы ближних.

Вскоре император Домициан, заточивший Иоанна на остров Патмос, был убит, и на престол взошел добрый и кроткий император Нерва. Он даровал свободу всем заточенным христианам. Был освобожден и святой Иоанн. Жители Патмоса почти все уже исповедывали веру Христову, и потому Иоанн вознамерился оставить место своего бывшего заключения. Он стремился в Ефес, первое и главное место своих апостольских трудов. Прежде чем удалиться с Патмоса, святой Иоанн обошел все города и селения, утверждая верующих. Во время этого прощального путешествия Иоанн и зашел в одно селение, где жил жрец Зевса Евхарис. У него был слепой сын, и он давно желал видеть святого апостола, о котором слышал, что он великий чудотворец. Узнав о прибытии Иоанна в их селение, Евхарис поспешно пришел к апостолу, умоляя его посетить дом его и исцелить слепого сына. Видя веру жреца, Иоанн отправился к нему. «Во имя Господа моего Иисуса Христа прозри!» – сказал апостол слепому, и тот в то же мгновение прозрел. Тогда Евхарис вместе с прозревшим сыном уверовал во Христа и принял Святое Крещение. Иоанн же продолжал путешествие по Патмосу. Наконец, устроив Церковь, рукоположив везде епископов и священников, святой Иоанн собрался в путь. Со слезами и рыданиями прощались с ним верующие. Пожелав им мира и дав благословение, святой Иоанн вошел на корабль и отправился в путь.

Со слезами печали провожали святого апостола на Патмосе, с невыразимой радостью встретили его в Ефесе. «Благословен грядый во имя Господне!» – радостно восклицали христиане ефесские. Как и в первое свое пребывание, святой Иоанн остановился в доме городского старшины Диоскорида, принадлежащем теперь только сыну его Домну, которого святой апостол воскресил некогда из мертвых. Здесь прожил он до самой кончины своей, просвещая неверных светом веры Христовой и творя бесчисленные чудеса. Случилось, что один христианин ефесский очень обеднел. Он не имел никаких средств уплатить долги и в сильном горе решился на самоубийство. Для этого он выпросил яд у знахаря, родом и верой еврея. Получив ядовитый напиток, христианин сильно задумался. Объятый страхом, он не знал, что делать, и долго не мог решиться на последний шаг. Наконец, он перекрестил смертоносную чашу и выпил. Велико было его изумление, когда он почувствовал, что яд не причинил ему никакого вреда. Между тем заимодавцы продолжали все с большей и большей настойчивостью мучить этого христианина. Тогда он снова обратился к знахарю за ядом. Тот сильно удивился, увидав его еще живым, и дал ему самую сильную отраву. Христианин, как и в первый раз, перекрестил сосуд с ядом и выпил его. Опять яд не оказал никакого действия. Тогда христианин стал смеяться над знаниями еврея. Знахарь ужаснулся и не знал, что и подумать. «Что ты делал, выпивая яд?» – спросил он христианина. Тот отвечал, что полагал крестное знамение на чашу с ядом, прежде чем выпить ее. И понял еврей, что сила Креста избавляла христианина от смерти. Чтобы вполне убедиться в этом, он тут же дал тот же яд собаке, и она тотчас околела. Тогда оба пошли к святому Иоанну и рассказали ему все. Иоанн научил еврея вере Христовой и крестил его. Потом велел обедневшему христианину принести связку соломы и превратил ее, силой крестного знамения и молитвы, в золото. Одну половину апостол повелел отдать заимодавцам, а другую – оставить для пропитания.

О Святом Евангелии

Евангелие от Иоанна — это серия показаний свидетеля о событиях, очевидцем которых он был. Хотя некоторые сюжеты в Евангелии от Иоанна перекликаются с теми, что описаны у синоптиков, текстуальное сходство наблюдается лишь эпизодически. В отличие от трех других Евангелистов Иоанн не стремится к последовательному описанию событий. Евангелие от Иоанна адресовано читателю, уже знакомому с общей канвой земной жизни Спасителя по другим Евангелиям.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Ап. Иоанн Богослов с Прохором. Миниатюра из Нового Завета. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 150. Fol. 166v)

Ап. Иоанн Богослов с Прохором. Миниатюра из Нового Завета. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 150. Fol. 166v)

Святой Иоанн обозревал и все малоазиатские Церкви и неусыпно заботился о том, чтобы сохранялось в чистоте учение Христово. В то время начали вкрадываться в общество христиан опасные ереси. Лжеучения эти особенно много последователей имели в Малой Азии. Еще святой апостол Павел, прощаясь с пастырями Ефесской Церкви, предостерегал их от «лютых волков, не щадящих стада», и предсказывал, что между ними самими явятся «люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь за собою учеников» (Деян.20:17, 29–30). Действительно, появилось множество лжеучителей, которые извращали Слово Божие, примешивая к нему нелепые басни из восточных учений, и превратно толковали то, что в Священном Писании казалось им непонятным. Споры еретиков касались, главным образом, лица Иисуса Христа. Одни отрицали Божество Спасителя, утверждая, что он был простой человек; другие отвергали Его человечество, говоря, что Христос приходил на землю только призрачно, а не действительным образом. Лжеучения эти сильно беспокоили и смущали верующих. Тогда стали убеждать святого Иоанна изложить письменное учение об Иисусе Христе, как он принял его от Самого Божественного Учителя, и обстоятельства жизни Его, которых свидетелем и очевидцем он был. Святой Иоанн наложил на христиан пост, а сам с учеником своим Прохором удалился на гору. Здесь они провели три дня в посте и молитве. Настал четвертый день, и вот внезапно загремел сильный гром, заблистала яркая молния, гора потряслась. Святой Прохор упал от страха лицом на землю. Но святой Иоанн поднял его и велел ему приготовиться записывать, что услышит от него. Возведя очи на небо, святой апостол снова стал молиться, и по внушению Духа Святого начал говорить: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» (Ин.1:1). Так было написано Евангелие, начинающееся величественным исповеданием Божества Иисуса Христа; он показал, что Христос – истинный Сын Девы Марии по природе человеческой и истинный Сын Божий по существу Божественному; он уяснил, что во Христе соединены нераздельно и неслитно Божественная и человеческая природы, что он – Богочеловек. Другие Евангелисты следят, так сказать, за Спасителем на земле, но святой Евангелист Иоанн восходит до Источника Слова Несозданного, возвышается даже до лона Отца, и оттуда возвещает о Сыне Единородном, что Он Сам видел в Отце. Святой Иоанн пишет: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин.1:18). Прочие Евангелисты ограничились рассказом о чудесах, свидетельствующих о всемогуществе Богочеловека, но святой Иоанн описывает опущенные ими чудеса Его благости, чудеса милосердия ко грешникам, снисхождения к нашим слабостям.

Орел — символ евангелиста ап. Иоанна Богослова. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. 671–677 гг.

Орел — символ евангелиста ап. Иоанна Богослова. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. 671–677 гг.

Каждое слово этого Евангелия – таинство. За высоту этого учения святому Евангелисту Иоанну усвоено наименование Богослова, по преимуществу. Потому же принято у нас изображать святого Иоанна на иконах с орлом, символом высокого парения мысли. «Сын грома», как некогда назвал святого Иоанна Сам Христос (Мк.3:17), в своем Евангелии поражает громами все ереси и ярким светом освещает истинную веру.

О Посланиях

Ревность к славе Божией и пламенная любовь к ближним побудила святого апостола вскоре написать еще и послание, которое носит название «Первого Соборного Послания». Оно представляет прекрасное дополнение к Евангелию святого Иоанна. В Евангелии он предложил образец веры для Вселенской Церкви, а здесь он написал руководство к христианской жизни, основанной на вере в Сына Божия.

Учение, предлагаемое святым Иоанном в этом послании, – учение любви. Бог есть Любовь, вера наша – дело любви Божественной, учение христианское – учение любви, и деятельность христианина должна быть деятельностью любви и милосердия. Каждое слово послания блестит искрой Божественной любви и полно кроткой любви к ближним. Но тем строже относится в послании апостол к лжеучителям, называя их противниками Христу и убеждая христиан не слушать их и не верить им. По такому отношению к лжеучителям можно думать, что влияние их на верующих было сильно, и апостол хотел предотвратить большую опасность. Святой апостол вскоре пишет еще послание к одной христианской жене, известное под названием «Второго Соборного послания». Святой Иоанн убедительно просит ее и детей ее всячески беречься от лжеучителей, не признающих пришествия Христова во плоти, называет этих еретиков отступниками от учения Христова и заповедует даже не принимать их в дома свои и не приветствовать.

Весь проникнутый духом чистой любви христианской, святой Иоанн с радостью приветствовал всякие проявления этой любви в других. Так, он пишет особенное послание к некоему Гаию, которое называется «Третье Соборное послание», похваляя его за ту любовь, с какой он относился вообще к христианам и особенно к странникам. Высказывая всякие благопожелания Гаию, апостол со строгостью говорит о Диотрефе, вероятно, предстоятеле той Церкви, и обещает лично его обличить за то, что он и сам поступает вопреки любви, и другим запрещает дела любви…

О приближении смерти и погребении

святого Иоанна Богослова

Старость и слабость телесная не уменьшили в святом Иоанне горячей ревности к славе Божией и пламенной любви к ближним. Вот трогательный случай, в котором высказалась вся любящая душа святого апостола. Однажды, когда святой Иоанн обозревал Церкви Малой Азии, в одном городе ему особенно понравился один юноша. Иоанн научил его веровать во Христа и крестил. Вскоре после этого ему нужно было отлучиться из города, и он поручил надзор за юношей епископу. Епископ учил его Святому Писанию, но не наблюдал за его поведением. Между тем юноша попал в общество порочных людей, которые увлекли его дурным примером ко всяким порокам. Чем дальше, тем больше, – и несчастный молодой человек развратился до того, что сделался наконец начальником над шайкой разбойников и жестокостью превзошел всех товарищей. Спустя некоторое время святому Иоанну пришлось опять быть в том же городе. Он тотчас же осведомился об юноше. «Юноша погиб, – в смущении проговорил епископ, – он умер для Бога и вечной жизни», – и со слезами рассказал апостолу, что случилось. Эта весть глубоко огорчила святого Иоанна. «Так ли следовало тебе, – сказал он с упреком епископу, – заботиться о вверенной тебе душе брата? Дайте мне лошадь и проводника, – с живостью воскликнул Иоанн, – я поеду за ним». Немедленно же святой апостол отправился в горы, где были разбойники. Святого старца, только он ступил в горы, схватили разбойники и по его просьбе повели к своему начальнику. Взглянув на старца, тот узнал его. Не в силах выдержать присутствия апостола, он в смущении бросился бежать. Иоанн последовал за ним. «Сын мой, – воскликнул он со слезами, – зачем бежишь от отца? Сжалься надо мною, дитя мое. Не бойся, есть еще надежда жизни вечной. Я буду отвечать за тебя Христу, я готов отдать жизнь мою за тебя. Остановись же и послушай меня, верь мне: я послан Самим Христом»… Побежденный любовью апостола, разбойник наконец остановился. Чувствуя всю тяжесть своей вины, он не смел взглянуть на святого Иоанна и залился горькими слезами. Апостол с любовью обнял его и, обнадеживая милосердием Божиим, увел его с собой. С великим терпением и любовию святой Иоанн наставил заблудшего, молился с ним и постился, читал ему Святое Писание. Только тогда святой апостол оставил город, когда раскаявшийся юноша мог быть опять принят в общество христиан.

Святой Иоанн дожил до глубокой старости. Слабость телесная уже не позволяла ему посещать собрания христиан и вести продолжительные беседы. Ученики на руках вносили его в собрания, но он только повторял: «Дети мои, любите друг друга!» Когда его спросили, зачем он повторяет одно и то же, он отвечал: «Это – заповедь Господа, – если бы она была и одна, то и одной ее довольно было бы для спасения»…

Погребение ап. Иоанна Богослова. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1335–1350 гг.

Погребение ап. Иоанна Богослова. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1335–1350 гг.

Более 100 лет было святому апостолу Иоанну, когда он почувствовал приближение своей смерти. В сопровождении 7 учеников своих он пошел за город и велел им ископать крестообразную могилу в длину его роста. А сам, отошедши в сторону, стал молиться. Когда могила была готова, святой Иоанн дал последнее наставление ученикам, облобызал их всех, лег в могилу, приказав ученикам покрыть его землей. Ученики сначала покрыл его землей до колен, облобызали их и покрыли потом до шеи. Облобызав последний раз отходящего в вечную жизнь учителя своего, они покрыли лицо его платком и, обливаясь слезами, засыпали его всего землей. Христиане, узнав о таком погребении святого апостола, собрались к могиле его. Могилу раскопали, но не нашли в ней тела святого Иоанна. Сильно удивились этому и много плакали верующие. Эта кончина святого апостола Иоанна последовала через 72 года по вознесении Христа, когда уже 12 апостолов скончались.

Разрыв между текстом

Память святого Апостол и Евангелиста Иоанна Богослова
Примеры уклонения христиан от закона христианской любви и необходимость жить по духу ея
Ап. Иоанн Богослов. Икона. XV в. (мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Греция)

Ап. Иоанн Богослов. Икона. XV в. (мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Греция)

Что сказать вам, братие, в нынешний праздник? Любимый ученик Господа – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого мы сегодня празднуем, в течение своей апостольской деятельности говорил более всего о любви: будем же и мы с вами говорить сегодня тоже о любви.

Вы сами очень хорошо знаете, что Господь заповедал нам любить Бога, а потом всех людей и сказал, что на этих двух заповедях утверждается весь закон (Мф. XXII, 40). Вы знаете, что тот только есть истинный христианин, кто имеет ко всем любовь (Иоан. XIII, 35). Знаете вы также, что без любви нельзя наследовать и вечную жизнь, ибо «не любящий брата пребывает в смерти» (1Иоан. III, 14); что «без любви все дарования ничего не пользуют тем, которые имеют их» (Злат. бес. 32 на 1 посл. Коринф.); что без нея ничего не значат и все добрыя дела наши (1 Коринф. XIII, 3). Вы, говорю, знаете это, слышали об этом много раз и сами рассуждаете, что хорошо бы было, если бы все любили друг друга; сами сознаете, что нужно любить других. Но все это к сожалению по большей части только на словах, а не на деле. На словах любим, а на деле, – на деле далеки мы от любви.

Согрешил ли, например, ближний наш, – мы, вместо того, чтобы помолиться Богу об его исправлении, начинаем с злорадством осуждать его. А это разве любовь? Нет, «если ты истинно любишь ближняго, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу», учит один великий подвижник (преп. Иоан. Леств. сл. 10-е). «Хочешь исправить брата? Поплачь, помолись Богу, дай ему увещание наедине, посоветуй, попроси», говорит святитель Иоанн Златоуст (Злат. бес. 2 по сл. низв. царь. стат.), но не осуждай; а то он грешит, а ты себе грешишь, осуждая его.

Обидел ли кто нас, – вместо того, чтобы по христиански простить своему обидчику, отплатить ему добром, мы, напротив, стараемся и его обидеть, т.е. воздать злом за зло. А это разве любовь? Нет, ибо любовь «долготерпит и не мыслит зла». «Кто любит ближняго, тот не отмщает за обиду нанесенную, но с кротостию и незлобием претерпевает и молится за творящих напасти» (твор. св. Тихона Задонского) Если ты любишь ближняго, то «никогда не питай в сердце злобы, но если и случится какое огорчение, пусть будет оно разве на один день и долее дня да не продолжается. «Солнце», сказано, «да не зайдет во гневе вашем» наставляет святитель Иоанн Златоуст (Злат. бес. 18 по случ. низв. царь. стат.).

Если кто-либо живет счастливо и спокойно, то вместо того, чтобы порадоваться счастию своего ближняго, мы нередко завидуем ему. А это разве любовь? Нет, ибо «любовь не завидует», а радуется о благополучии ближняго. Мы забываем часто, что все люди наши братия по плоти, а христиане, кроме того, братия еще и по Христу, – мы, говорю, забываем это и обращаемся с другими гордо, грубо и высокомерно. А это разве есть любовь? Нет, ибо «любовь не превозносится и не гордится», а напротив «всем послушна, покорна, всем учтива и снисходительна» (твор. св. Тихона Задонского).

Находится ли кто в несчастии, беде и нужде, – мы часто не обращаем на это никакого внимания, как будто это совсем не наше дело. А это уже не любовь, потому что истинная «любовь милосердствует», «видя неблагополучие ближняго соболезнует ему; страждущему состраждет, болезнующему соболезнует, с сетующими сетует и старается утешать; не щадит себя, чтобы помочь бедствующему ближнему» (твор. св. Тихона Задонского).

Далее, в обыкновенных-то занятиях и делах наших редко обойдется у нас дело без гнева и раздражения, без ссоры и неудовольствия. А это разве любовь? Нет, ибо «любовь не безчинствует, не раздражается и все переносит». Не так поступали святые угодники Божии. Они обращались со всеми кротко, тихо и ласково; они никогда не дерзали осуждать других, а, напротив, покрывали согрешения своих братий, старались вразумить их.

Наконец, в делах христианского милосердия, мы по большей части делаем добро в той мере, в какой оно не требует от нас ни особого труда, ни тем более самопожертвования. А это уже не любовь христианская, которая для спасения ближняго ничего не жалеет, ни здоровья, ни спокойствия, ни имущества, ни даже самой жизни.

Святой Иоанн Богослов, подвергая себя великой опасности, бежал даже однажды за разбойником, плакал, умолял, в ноги ему кланялся, чтобы обратить его на путь спасения. Святые мало того, что делились с бедными и последним куском хлеба, – святой Филарет, например, последняго вола отдал, – этого мало: они сами собой жертвовали даже для других, как святой Павлин, епископ Ноланский, который, не имея уже больше денег, себя самого продал в рабство, чтобы выкупить сына одной бедной вдовы. Вот это истинная христианская любовь!

Старайтесь же, возлюбленные братие, «любить» своих ближних «не словом или языком», а, главное, «делом и истиною» (1Иоан. III, 18); старайтесь хорошие слова соединять с хорошими делами. Если же, при всем вашем желании, вы не можете возлюбить других, если нет у вас добрых дел, которые бы свидетельствовали о вашей любви; то молитесь Господу, Который Сам есть бесконечная любовь, чтобы Он помог вам любить других и направил к деланию добра, чтобы Он подал вам духа смирения, кротости и любви. Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко, 1896 год

 

Разрыв между текстом

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Иоанна, глава  21 стих с 15 по 25 (зачало 67)

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? –
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

На Литургии

Деяния святых Апостолов, глава 8 стих с 5 по 17 (зачало 18)

Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
И была радость великая в том городе.
Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.
Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.

 Евангелие от Иоанна, глава  6 стих с 27 по 33 (зачало 20)

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Итак, сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?
Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?
Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

Апостолу. Первое послание Иоанна, глава 1 стих с 1 по 7 (зачало 68)

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Ин.1:1-7)

Евангелие от Иоанна, глава  19 стих с 25 по 27, глава  21 стих с 24 по 25  (зачало 61)

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. (Ин.19:25-27,21:24-25)

 

По материалам:

  • Православный Церковный Календарь. Азбука веры.
  • Иоанн Богослов. Православная энциклопедия.
  • Знаки праздников. Азбука веры.
  • Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, священноархимандрита Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, при Наместнике Высокопреосвященнейшем Павле, митрополите Вышгородском и Чернобыльском. Азбука веры.
  • Поговорим о Любви. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Николо-Сольбинский женский монастырь.
  • Православный календарь. Православие.ру
  • «Досье» на четырех Евангелистов. Православный портал.
  • Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий. Митрополит Иларион (Алфеев). Православный портал.
  • Восьмой день. Поучение 2-е. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. (Примеры уклонения христиан от закона христианской любви и необходимость жить по духу ея). . Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление