РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Вторая Неделя Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Тот и христианин, кто весь во Христе и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу.

Мы – отпадшие от Бога и за то подгневны. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла.

Для того, чтобы быть такими, мы имеем Таинства – Крещение и Причащение, предворяемое у грешащих по Крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их должны образоваться в духе приимательные расположения – вера, которая исповедует: “Я – погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом”; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь – и внутреннюю, и внешнюю – во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. Икона XIV века.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. Икона XIV века.

Первую неделю Великого поста Святая Церковь праздновала Торжество Православия. Вторая неделя посвящена памяти великого святителя Григория Паламы. Именно ему, познавшему тайну безмолвия, созерцателю нетварного Фаворского света дано было богословски раскрыть и утвердить учение о благодати.

***

Неделя вторая поста, святителя Григория Паламы.

(из книги “В начале было Слово”. Священник Иоанн Павлов)

Святитель Григорий в истории Церкви известен, прежде всего, как выразитель православного учения о Благодати. Мы часто очень плохо знаем сокровища православной веры и православного богословия. Это касается даже основных христианских догматических истин. Тем более это касается учения святителя Григория о нетварных энергиях. Между тем его учение чрезвычайно важно не только для православного богословия, но и для понимания практической цели христианской жизни. Учение о Благодати самым принципиальным образом отличает нашу Церковь от Церквей неправославных, и, прежде всего, от западного христианства. Не приняв это учение, западное христианство утратило понимание истинной цели и смысла христианского пути. Православная же Церковь сохранила ясное понимание этого смысла до настоящего времени. И этим мы во многом обязаны именно святителю Григорию Паламе.

Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама

Святитель Григорий жил в XIV веке в Константинополе и происходил из очень богатой и знатной семьи. Отец его был сенатором, близким другом и советником византийского императора Андроника II Палеолога. Несмотря на свое высокое положение, сенатор Палама был совершенно равнодушен к земной славе, богатству и почестям. Проводя чистую христианскую жизнь, он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой. Нередко случалось, что даже и на заседаниях сената он был полностью погружен в нее. Известен такой случай. На одном из государственных собраний император обратился к Паламе с каким-то вопросом. Однако тот не услышал его и никак на вопрос не реагировал. Тогда Андроник, поняв, что он погружен в молитву, сказал придворным: «Не беспокойте Паламу, пусть он молится».

Таким был этот благочестивый муж, и, конечно, в духе православного благочестия и непривязанности к мирским благам он воспитал своих детей. Это видно хотя бы из того, что после смерти отца все члены семьи – мать, две дочери и два сына – в том числе и сам Григорий, приняли монашеский постриг в разных монастырях. Григорию было в то время около двадцати лет. Вместе со своим братом он удалился на святую гору Афон и поселился в известном монастыре Ватопед, где под руководством старца Никодима положил начало своей монашеской жизни. Позже он подвизался и во многих других монастырях и скитах, а также в отшельническом уединении.

После долгих лет монашеского подвига Григорий достиг духовного совершенства и сподобился благодатных даров от Бога. Многие строгие подвижники Афона удивлялись его святой жизни. Молитва его была непрестанной, умиление и сердечный плач достигали такой глубины, что слезы непрерывно текли из его глаз. Когда по временам он выходил к братии из уединения, то все видели, что лицо его светилось каким-то особенным небесным светом. Он имел дар чудотворения и прозорливости, исцелял больных, изгонял бесов из одержимых и сподобился многочисленных явлений святых. Ему являлась Сама Матерь Божия. В житии также описаны явления ему святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Антония Великого, святителя Иоанна Златоуста и апостола Иоанна Богослова. Апостол Иоанн, беседуя с ним, кроме прочего сказал: «По воле Владычицы всех, Богородицы, с этого времени я буду с тобой неотступно». Исполнение этих слов можно видеть в том, что, как и апостол Иоанн, святитель Григорий явился выразителем глубокого и чистейшего православного богословия, которое и сделало его известным в истории Церкви.

Нелишним здесь будет вспомнить и о том, как писали святые отцы свои сочинения. Не нужно думать, что они писали их из одного только своего ума, как, например, пишут научные труды профессора и ученые. Нет, святые писали не просто мысли и умозаключения, но выражали на человеческом языке то, что было открыто им Богом. Будучи движимы Духом Святым, они ясно видели те Божественные тайны и смыслы, которые, находясь в естественном состоянии, человек не видит. Старец Иосиф Исихаст говорит об этом следующее: «Человек, очистивший сердце, получает Благодать и просвещение ведения. Он становится весь – светом, весь – умом, весь – сиянием. И источает богословие, так что если трое будут писать за ним, то не будут успевать». Отсюда видно, что писания святых отцов – это слова откровения, слова Святого Духа. Совершенно бесспорно, что к этой категории принадлежат и творения святителя Григория Паламы. Тем более что писать их он начал не по своей воле, а по прямому повелению Ангела, как и повествуется об этом в его житии.

Итак, проводя подвижническую жизнь, святой Григорий уже не думал ни о чем другом, как только чтобы в удалении от мира и пустынном безмолвии достойно завершить свой монашеский путь. Однако Бог судил иначе и Своим непостижимым Промыслом призвал его совсем к другой деятельности и другому подвигу.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В то время в Церкви возникли очень бурные споры о природе фаворского света, или, по-другому, о природе Благодати. Вопрос стоял следующий: был ли свет, осиявший апостолов во время Преображения Христа, обычным физическим светом, или же он имел какую-то другую природу? Православное богословие утверждало, что фаворский свет был светом нетварной, то есть несотворенной природы. Обычный солнечный свет имеет тварную природу, он есть одно из творений Бога. Тогда как свет Преображения – это совершенно особый свет, которого в сотворенном мире нигде нет. Это свет, исходящий от Бога, он другой природы по сравнению с чем что бы то ни было в нашем мире. Этот свет часто называется в Священном Писании словом «Благодать», а богословы еще называют его нетварной энергией Божества.

Фаворский свет, или Благодать, человек может принимать в себя, и, когда это происходит, естество человека преображается, подобно тому как преобразился Христос и апостолы на Фаворе. Человек тогда становится новым творением – святым, совершенным, богоподобным. Отцы Церкви даже употребляют термин «обожение», который означает, что тот, кто изнутри осиян этим светом, становится как бы богом по Благодати. Так учат святые отцы и православное богословие.

Однако с этим мнением были не согласны еретики, во главе которых стоял некто Варлаам. Это был грек итальянского происхождения, очень ученый, профессор, монах. Он приехал в Византию из Западной Европы и преподавал богословие в Константинопольском университете. Когда возникли споры о природе Благодати, он стал утверждать, что фаворский свет имеет обычную природу, как, например, солнечный или любой другой свет, видимый физическим зрением. У Варлаама нашлись влиятельные покровители, и лжеучение стало быстро набирать силу. В Церкви начались споры, разделения и смута. Вот тогда и был как бы самим временем, самим историческим моментом востребован святой подвижник и богослов Григорий Палама.

Еще и еще раз следует подчеркнуть, братия и сестры, что православное учение о Благодати имеет огромное значение для нашего спасения и для всей христианской жизни. Можно даже утверждать, что без него христианство вообще невозможно и что если бы ересь Варлаама восторжествовала, то оно было бы ниспровергнуто. Ведь в споре с Варлаамом вопрос фактически стоял так: доступно ли для человека реальное, живое, опытное соединение с Богом или нет. Святитель Григорий говорил: да, такое соединение доступно, – его получили апостолы на горе Фавор, будучи осияны исходящим от Бога нетварным светом. Этот же свет и это соединение получили и прочие святые угодники Божии. Также и мы можем его получить, и именно в этом заключается смысл христианской жизни. Вот что утверждал святой Григорий.

Из учения же Варлаама вытекало, что апостолы на Фаворе стали причастниками всего лишь обычного физического света. Ну, может быть, более яркого, более сильного, но все равно естественного и земного. Поэтому ни о каком реальном их соединении с Богом не могло быть и речи. Если же апостолы не соединялись с Богом, то, конечно, и святые не соединялись с Ним, а значит, и для остальных людей это тем более невозможно. Если же соединение с Богом невозможно, то уничтожается главный смысл христианства, который как раз и заключается в таком соединении. О достижении христианами единства с Богом молился Христос Небесному Отцу: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Ересь же Варлаама отрицала возможность такого единства, ниспровергая таким образом христианство в самом глубочайшем его основании.

Та несомненная истина, что христианство невозможно без православного учения о Благодати, очень хорошо видна на примере западной Церкви. После того как на Западе отвергли учение святителя Григория, там быстро начинает набирать силу так называемое Возрождение. Между прочим, очень символично, что Варлаам, уехав на Запад, стал там учителем поэта Франческо Петрарки, по праву считающегося родоначальником эпохи Возрождения и Гуманизма.

В чем суть возрождения и гуманизма? Если сказать в двух словах, то эта суть – в отходе человека от христианства, от Бога и в обращении его к земле и земным благам. И это очень логично вытекает из ереси Варлаама: раз небо и небесное богатство для нас недоступны, значит, нам не остается ничего другого, как приобретать землю и земное богатство – славу, власть, красоту, удовольствия мира сего, а в конечном итоге – просто деньги, потому что с их помощью все перечисленное легко приобретается. И вот за истекшие со времени Варлаама века Запад полностью утвердился и весьма преуспел на этом пути. Христианство же западными людьми было оставлено, если не на словах, то на деле.

Конечно, произошло это не сразу, а в несколько этапов. Сначала душа Запада отвернулась от неба и обратилась к земле: идеал небесный был заменен идеалом земным. Какое-то время этот новый идеал пытался быть возвышенным и благородным – это были высокое искусство, развитая культура, поиск научной истины. Но очень скоро земной идеал стал катастрофически снижаться и падать. Искусство перестало быть высоким, культура превратилась в индустрию развлечений, а наука перестала искать истину и стала искать практическую выгоду. Христианский же идеал был забыт и отодвинут куда-то в самый дальний угол европейской жизни и европейской души.

Конечный результат этого длительного процесса сегодня совершенно очевиден: кризис христианства на Западе достиг того последнего предела, за которым само его существование становится невозможным. Вести, приходящие иногда из Европы, способны потрясти любого человека, у которого сохранились хоть какие-то остатки христианского мировосприятия. Приходилось, например, неоднократно слышать, что часто даже те, кто считает себя там верующими людьми – католиками и протестантами, не верят в такие основные христианские истины, как Воскресение или Вознесение Христа или Его непорочное зачатие. В эти и другие основополагающие догматы не верят даже многие профессора, преподающие на богословских факультетах и в семинариях. Нужно ли говорить, что, отвергая эти истины, западные люди отвергают христианство? И можно ли после этого удивляться, что в Европе в настоящее время наблюдается столь катастрофический упадок церковной жизни? Согласно статистике, за последние четверть века число людей, посещающих церковь, сократилось в западных странах на треть, а где-то даже на половину. Храмы закрываются за ненадобностью, и их выставляют на продажу. Сейчас в Западной Европе наблюдается настоящий всплеск торговли бесхозными храмами и монастырями. Многие сотни древних прекрасных храмов и монастырей распродаются под рестораны, клубы, гостиницы, общежития и тому подобное. Похожее было разве что в коммунистической России, с той лишь разницей, что там это делалось принудительно и по причине гонений на веру, а здесь все происходит добровольно – по причине равнодушия к вере и отхода от нее.

Такой кризис, такая плачевная картина имеют место сегодня на Западе. И истоки этой беды можно видеть в том далеком XIV веке, когда Западная Церковь отвергла учение о Благодати, соединяющей человека с Богом. Ибо именно с этой эпохи набирает силу катастрофический процесс падения христианства на Западе, приведший за истекшие века к полному забвению веры, бездуховности и атеизму.

Что же касается Православной Церкви, то она, по милости Божией, избежала такого падения, и обязаны мы этим святителю Григорию Паламе, который все свои силы посвятил борьбе с лжеучением Варлаама. Борьба эта не была быстрой и легкой, она продолжалась около четверти века, до самой смерти святителя. У Варлаама имелось много сторонников среди высокопоставленных церковных и государственных людей. Даже Патриарх Константинопольский Иоанн поддерживал его лжеучение. В борьбе с еретиками святителю Григорию пришлось пережить много скорбного, много гонений и преследований. Пережил он и тюремное заключение и, самое страшное из всего, – отлучение от Церкви. Однако итогом его многолетней борьбы стало полное торжество истины. На нескольких созванных церковных соборах богословие святителя Григория было признано истинным и православным, а учение Варлаама осуждено как ересь и предано анафеме. Варлаам с позором уехал из Константинополя в Италию, где римский папа сделал его католическим епископом. Святой же Григорий был возведен на архиепископскую кафедру города Фессалоники, где продолжал писать сочинения в защиту православия до самой смерти.

Кончина святого была блаженной. В житии повествуется, что за день до смерти, когда Церковь праздновала память святителя Иоанна Златоуста, ему явился сам святитель, который с любовью, как своего друга, звал его к себе. Узнав от него, что на следующий день он перейдет в вечность, Григорий созвал своих учеников, чтобы дать им последнее благословение. Когда он умирал, ученики видели, что уста его что-то шепчут, но не смогли всего разобрать, а расслышали только: «В горняя! В горняя!» С этими словами он предал свою душу Богу. Когда это произошло, лицо его просветилось и вся комната озарилась светом. Кончина святителя Григория последовала 14 ноября 1359 года, в день, предсказанный Иоанном Златоустом. Спустя девять лет он был причислен к лику святых на Константинопольском соборе при Патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю. Память его Церковь совершает в день преставления, а также во второй воскресный день Великого поста, который иногда называют вторым торжеством православия.

Итак, братия и сестры, Церковь Христова отвергла ересь Варлаама, закрывающую небо от человека и делающую Бога недоступным для него. Учение же святителя Григория Церковь приняла и исповедует даже до настоящего времени. Впрочем, нужно сказать, что богословие святого Григория не утверждало ничего нового, что было бы ранее неизвестно. Оно лишь суммировало и с предельной ясностью раскрыло учение отцов древней Церкви о том, что Бог доступен для человека через Свои энергии, или, по-другому, Благодать. Это учение положено в православии во главу угла духовной жизни, смыслом которой как раз и признается стяжание Благодати Божией. Без Благодати нет и не может быть ни истинной праведности, ни освящения, ни спасения. Человек, не стяжавший Благодати, не может оправдаться перед Богом, но является перед Ним скверным и непотребным. Преподобный Макарий Египетский говорит: как в нашем мире, если кто-нибудь обнажен, то это является для него бесчестием, и все люди, даже и друзья, и родные отвращаются от него, так и в Небесном Царстве, если кто не облечен в одежды Святого Духа, то Бог отвращается от него, и бывает он покрыт великим стыдом и бесчестием…

Потрудимся же, братия и сестры, над тем, чтобы приобрести Благодать, чтобы облечься в небесные одежды Святого Духа. Послушаемся наставления об этом самого святителя Григория, память которого мы сегодня празднуем. В своей беседе на Преображение Господне он говорит так: «Будем веровать, как научили нас апостолы, которые просвещены от Самого Христа, поскольку они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к неувядаемой славе и красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и удаляясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огонь вечный и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием невещественного и присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спасителя нашего, во славу Его, и превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых единое сияние, Едино Божество, и слава, и Царство, и сила и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

***
Святителя Григория Паламы

(Митрополит Антоний Сурожский)

 Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день святого Григория Паламы. Его богословие своими корнями уходит в опыт всех православных подвижников и святых прежних веков. Сердцевина его учения такая для нас важная, такая для нас значительная: это свидетельство об опыте всей Православной Церкви о том, что Бог не замкнут в Себе Самом, не пленник Своей Божественной природы, что будучи любовью, т.е. торжеством и полнотой жизни, Он и в Себе живет и, как бы переливаясь через край собственного Своего бытия, достигает и нас, приобщая нас и в таинствах, и через молитву, и через непосредственное, непостижимое Свое действие Себе Самому, тому, что мы называем животворящей благодатью. Мы живы этой благодатью, но живы мы не земной и естественной жизнью: благодатью мы делаемся уже людьми, принадлежащими будущему веку. Святой Григорий нас учит тому, что благодать нам дается не за подвиг, но дается в ответ на человеческий крик, на человеческую мольбу, на человеческую тоску по Боге, Который открывает наши души глубоко и делает их богоприемными, способными принять Бога как желанного гостя, как царя, как жизнь.

Такая открытость души не достигается, однако, одной тоской по Боге. Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, – они узрят Бога». Эта чистота сердечная достигается подвигом. И хоть не за подвиг нам дается благодать, но без труда и подвига мы неспособны ее принять. Бог Духа Своего дает без меры, но мы принимаем Его в меру нашей открытости Ему. Мы должны бороться строго, трезво, без пощады к себе против всего того, что затемняет ум, что омрачает сердце, что искривляет волю, что дает власть над нами чему бы то ни было, кроме Самого Бога. И это требует раньше всего решимости, – решимости свою жизнь сделать такой, чтобы она могла вместить сначала послушливость Богу, затем какую-то Ему приобщенность в мысли, в сердце, и затем – чудо Боговселения, когда Бог соединяется с нами так, как огонь пронизывает собой железо.

Но огонь не вдруг охватывает дерево и не вдруг проходит до самого сердца железа, это делается постепенно. И мы должны содействовать отдачей себя Богу все больше и больше этому покорению нас самих Божественной благодатью и Божественным присутствием. В одном из своих сочинений святой Григорий говорит о том, что мы призваны стать совершенно прозрачными, как хрусталь, через который может литься свободно Божественный нетварный свет. И увы (говорит он) мы непрозрачны, мы потемнены, есть в нас густота, непроницаемость. И поэтому благодатный свет, Божественный огонь касается нас только на поверхности нашей, – обжигает порой, а порой обогревает. Своим светом Бог делает очевидными изъяны, недостатки, порчу, но вместе с тем, этим же светом являет и блестки золота, и серебра, и самоцветных камней, которые эта почва нашей личности, и души и тела, в себе содержит.

И вот подвиг всей жизни в том, чтобы стать прозрачным, таким прозрачным, чтобы свет Божий лился через нас, пронизывал нас до самой сердцевины – насквозь, и изливался на все твари Божии. Вот научимся его призыву к подвигу, поймем, в чем заключается задача нашей жизненной борьбы: стать такими чистыми сердцем и умом, чтобы, как через хрусталь, лился свет, пронизывал теплом. Вдохновимся и тем тоже, что Бог нас зовет к такому глубокому, глубинному общению с Собой, что мы призваны, через приобщенность благодати, стать участниками самой Божественной природы (2 Пет 1:4). Разве не стоит для этого жить? Разве это не призвание, стоящее того, чтобы отложить всякое земное попечение ради того, чтобы земля стала небом и мы стали гражданами вечного Царства? Не рабами, не слугами, а детьми Живого Бога, братьями Христовыми, детьми Отца Небесного.

Аминь.

***

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Луке, глава 24 стих с 36 по 53 (зачало 114)

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. (Лк.24:36-53)

На Литургии

Послание апостола Павла к евреям, глава 1 стих с 10 по 14, глава 2 стих с 1 по 3 (зачало 304)

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, (Евр.1:10-14,2:1-3)

Евангелие по Марку, глава 2 стих с 1 по 12 (зачало 7)

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. (Мк.2:1-12)

Святителю

Послание апостола Павла к евреям, глава 7 стих с 26 по 28, глава 8 стих с 1 по 2 (зачало 318)

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. (Евр.7:26-28,8:1-2)

Евангелие по Иоанну, глава 10 стих с 9 по 16 (зачало 36)

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:9-16)

 

По материалам:

Православный Церковный календарь. Азбука веры.

Неделя вторая поста, святителя Григория Паламы. Николо-Сольбенский женский монастырь.

Неделя вторая поста, святителя Григория Паламы (74).В начале было Слово. Священник Иоанн Павлов Азбука веры.

Неделя 2-ая Великого поста. Оптина пустынь.

Святителя Григория Паламы. Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление