РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Первая Неделя Великого поста. Торжество Православия.

Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, недобросовестно нарушенный с твоей стороны. Припомни, как и почему нарушил, и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно – славна верность.

Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: «Испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли… Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей.. с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…» (Евр.11:36–38, 12:1–2)

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Торжество Православия
***
Об истории
Икона Торжество Православия

Икона Торжество Православия

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на святом писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”.

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля (по другим данным 11 марта). Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия. В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема – провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен “новых еретиков”, как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII века чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 года, когда из него были убраны имена государственных преступников.

Предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.

***
Об иконе
Икона. Торжество Православия

Икона. Торжество Православия

Икона «Торжество Православия» разделена на два регистра. В верхнем регистре изображена Лития, которую совершил Патриарх Мефодий в присутствии Императрицы Феодоры и всего православного народа в 843 году. Богослужение было посвящено восстановлению иконопочитания и прощению императора Феофила. Здесь изображены официальные лица описанных событий – Императрица Феодора с малолетним императором Михаилом II, патриарх Мефодий, иеромонах и два монаха. Возможно, среди них иконописец мог изобразить святого Иоанникия Великого и преподобного Михаила.

Литургический аспект подчеркивает икона Одигитрии в верхнем регистре. Иконографический тип процессии восходит к изображению торжественных шествий с иконами. Подобный сюжет мы можем увидеть на шитье из Московского Исторического музея 1498 года. Вклад великой княгини Елены Волошанки изображает процессию с иконой Одигитрии. В иллюстрации Акафиста «Поклонение иконе Богоматери» XIV века из Румынии изображен подобный сюжет литии, где справа от Одигитрии стоят представители светской власти, а слева монахи и священнослужители.

Икону Одигитрии поддерживают Ангелы, риза опущена. Такие ткани, называемые покровы, убрусы и пелены, служили для защиты и украшения иконы. Подобно плащанице Христа, святыни укутывались и подобно убрусу на них вышивались подобия этих икон. Фигуры ангелов, прислуживающих иконе не только олицетворяют присутствие небесных сил на богослужении, но и также напоминают о сне Феодоры, в котором она видела Пресвятую Богородицу, держащую на руках Крестоносного Младенца, и устрашающий круг ангелов прекрасного облика. Общая композиция напоминает триумфальный вход в Константинополь императоров-победителей, ехавших позади Святыни, по мнению византийцев, истиной победительницы сражения. Икона Богоматери тут выступает одновременно и как победительница над ересью, и как символ Боговоплощения, благодаря которому стало возможно изображать Христа в церковном искусстве. Подобно двухсторонним иконам, где образ Богоматери изображался на одной стороне, а Христос на другой, осуществлена перекличка образов с помощью иконы Вседержителя, которую держат в нижнем регистре в руках святой Федор Студит и Феофан Исповедник. В литии в день основания Константинополя эта перекличка звучит в песнопениях: «Город Богородицы благочестиво вверяет Богородице свой покой …» «Город Твой, Господи, яко око вселенной от всякого праведного Твоего прещения свободи и украси его всячески скипетрами царства, подая ему Богородицею варваров низложенье и бед отгнание». Знаменательно, что именно в 843 году была снята пелена с иконы Христа на дворцовых воротах и возможно, реплику этой святыни монахи держат, как символ мученичества и исповедничества.

В нижней части иконы изображены мученики и исповедники, которые пострадали за чистоту веры и подготовили своей мученической или исповеднической судьбой Триумф Православия, но не дожили до возращения икон в храмы. Соединения «неба» и «земли», живых и умерших праведников в одной молитве подчеркивает то место из «Повести о Прощении императора Феофила», где описывается, как в Великой Софии стоят на общей молитве вместе с живыми свидетелями событий святые подвижники, умершие задолго до восстановления иконопочитания, такие как святой Арсакий, святой Феодор Студит, святой Феофан Исповедник, и др.

В центре изображены святой Феофан Исповедник и Федор Студит, держащие икону Христа, справа от них Феофилакт исповедник, два брата Феодор и Феофан Начертанные и в конце святой Арсакий. С левой стороны изображена мученица Феодосия, она держит икону Христа, которую не дала сбросить с Дворцовых ворот Халки солдату Льва V и была убита за это (ум. 814 г.). Интересно, что эта икона Христа является фрагментом, репликой из иконы Одигитрии, находящийся в смысловом центре иконы «Торжество Православия». Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном идентифицировать исследователям не удалось в виду сильно поврежденных надписей.

Фридрих Герке назвал в свое время такую многоуровневость в композициях икон – die grossen Gedankenbilder, а А.Н. Грабар более точно определил как «представление догматов или событий посредством многорегистровых изображений». Прием состоит в том, что та или другая истина христианской веры изображается не посредством исторической сцены, «но при помощи двух или нескольких изображений, которые сопоставлены или сгруппированы особенным образом и должны осмысляться в зависимости от этого соотношения». Иконография достигает здесь уровня богословского комментария. Для этой цели привлекаются новые материальные приемы: физическое сопоставление изображений, которые должны сравниваться, повторение тех же размеров, пропорций и расположения в этих сопоставленных изображениях, и использование значимых деталей для увеличения сходства.

***

Неделя Торжества Православия

(Митрополит Антоний Сурожский)

Торжество Православия

Торжество Православия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви.

Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Бог стал одним из нас, не переставая быть непостижимым, великим Богом, самой Жизнью, самой Святостью, самой Непостижимостью. И вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы созданы по образу Божию; каждый из нас – икона. Как это дивно! Взирая друг на друга, так же, как когда мы взираем на икону, мы можем взором веры, взором любви, взором богопочитания прозреть образ Божий.

Есть в Новом Завете слово о том, что нам надо отдавать кесарю кесарево и Богу – то, что принадлежит Богу. Сказано было это слово, когда Спасителю Христу был представлен динарий с запечатленным лицом, образом римского кесаря, и Он отозвался: отдавайте то, на что легла печать мира, печать власти, печать земли, тем, кому это дорого; а Богу отдавайте то, что запечатлено Его печатью… И каждый из нас – образ Божий, на каждом из нас эта печать, которая делает нас Божиими, и этого мы не можем отдать никому – только Богу.

И сегодняшний праздник икон говорит нам не только о рукописных иконах, не только о том, что Бог изобразим, что Бог стал человеком и у Него человеческий лик и образ; но говорит также, как нам надо относиться к тому, что каждый из нас – святая икона Божия. Как должны мы относиться к себе и друг другу, если только мы это понимаем, если только мы можем об этом вспомнить! Бывают иконы оскверненные, попранные, изуродованные человеческой злобой; и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы; эти иконы нам хочется оберечь, окружить любовью, охранить, потому что они так пострадали от человеческой неправды… Так должны мы смотреть и друг на друга, когда человека изуродовал грех, когда человек ранен, когда так трудно в нем прозреть красоту и славу Божию; тогда-то нам надо глубоко вглядеться в этот святой и оскверненный образ, тогда-то надо приложить весь труд, всю любовь, все благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека, в облике и в образе его, очистилась, исцелилась, вновь освятилась, стала иконой во славу Божию.

И вот, вступим сегодня во вторую седмицу Великого поста, в конце которой святой Григорий Палама будет провозглашать славу человека, будет говорить, что Божия благодать, живущая в человеке, почивающая на нем, касающаяся его, исцеляющая, творящая его новым, что эта благодать – Сам Бог, вселяющийся в нас. Как благоговейно должны мы глядеть друг на друга, как трепетно и благоговейно относиться друг к другу, невзирая на наши немощи, слабости, грехи, ибо мы – образ: оскверненный и, однако, освященный.

Аминь.

7 марта 1982 г.

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Иоанна , глава 20 стих с 19 по 31 (зачало 65)

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин.20:19-31)

На Литургии

Послание апостола Павла к евреям, глава 11 стих с 24 по 26, стих с 32 по 40, глава 12 стих с1 по 2 (зачало 329 от полу)

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. (Евр.11:24-26,32-40,12:1-2)

Евангелие по Иоанну, глава 1 стих с 43 по 51 (зачало 5)

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Ин.1:43-51)

 

 

По материалам:

Православный Церковный календарь. Азбука веры.

Торжество Православия. Седмица.ру

Икона “Торжество Православия”. Седмица.ру

Неделя Торжества Православия. Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление