Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Поклонимся Животворящему Кресту Господню и Пресвятой Богородице

«Поклонимся Животворящему Кресту Господню для своего подкрепления и с любовью и терпением понесем каждый свой крест для своего спасения. Будем подражать святым мученикам Маккавеям и их матери Соломонии в готовности пострадать за веру православную, и тогда Господь, несомненно, примет нас в Свои святые обители, уготованные любящим Его.»

Архимандрит Алипий (Воронов)

14 августа Святая Церковь, чтит три основных события:

Первое событие: Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня (малый праздник);

Второе событие: Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице;

Третье событие: Семь мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, матерь их Соломония, и учитель их Елеазар

Также, с этого дня, 14 августа, начинается Успенский пост.

В этот день,14 августа, совершается чин малого освящения воды. По обычаю, освящение меда нового сбора .

Разрыв между текстом
Первое событие.
Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня
Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника.

Празднование было установлено в Константинополе, а поводом послужили многочисленные болезни, часто начинавшиеся в августе. Зарождение этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях мира.

Русское название праздника «происхождение» — неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа (по новому стилю) совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название «Медовый Спас».

Совершая празднество в честь Креста Господня, Православная Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов видимых и невидимых на всех путях земной жизни.

***

Слово в день
Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня
Напрестольный крест. Резчик инок Амвросий. 2-я пол. XV в. (СПГИХМЗ)

Напрестольный крест. Резчик инок Амвросий. 2-я пол. XV в. (СПГИХМЗ)

В сегодняшний праздник, возлюбленные братья и сестры, выносится Честной и Животворящий Крест Господень в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой.

Сегодня еще мы празднуем память ветхозаветных мучеников Маккавеев. История иудейского народа – замечательная история, она во многом нас назидает. Изучайте Священное Писание, читайте Библию. Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жизни: продавать, покупать, нанимать, расплачиваться с наемными. Кто со вниманием читает Евангелие, тот никогда в жизни не ошибется. Священная история Ветхого Завета нам рассказывает, что было время, когда иудейский народ за свое нечестие был наказан нашествием языческого завоевателя Антиоха Епифана, который устроил везде жертвенники идолам и заставлял всех иудеев поклоняться им. Все поклонились, принесли жертвы идолам, кроме семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и их учителя Елеазара. Маккавеев за истинную веру терзали, мучили ужасно в присутствии их матери Соломонии, которая укрепляла своих сыновей в их страданиях. Все они были замучены, и после всех и их мать приняла мученическую кончину.

Матери, это касается вас. Для вас это большое поучение. Воспитывайте своих детей в духе православной веры, утверждайте их в вере, чтобы они не отрекались от Господа. Если когда встретятся такие моменты испытания вашей веры, подражайте матери Соломонии и мученикам Маккавеям. Не отрекайтесь от Господа ради своего спасения и для славы Его святого имени. Твердо держитесь православной веры до конца жизни вашей. Нет у нас иного наставника и учителя, кроме Иисуса Христа. Он наш истинный наставник, учитель и Спаситель. Не признавайте никакого наставника, кроме Него. Только Он есть наш путь, истина и жизнь. Если не будете слушать Его наставления, то заблудитесь и погибнете навеки.

Иисус Христос говорит в святом Евангелии: «Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34–35). То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.

Теперь многие говорят о мире, но все эти разговоры — ложь и обман. Какой может быть мир на земле, когда нет единомыслия в вере? Один православный, другой католик, третий лютеранин, четвертый сектант или безбожник. Только один Господь может дать истинный Божественный мир. Он сказал во святом Евангелии: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). В ком есть этот мир Божий, кто имеет в своем сердце Христа, для того не существует ни войн, ни землетрясений, ни пожаров, никаких бедствий. Такому человеку всегда хорошо при всяких обстоятельствах жизни.

Святые отцы дали нам замечательную мысль о смерти: «Помни последняя твоя — и вовеки не согрешишь». Если ты вздумаешь покупать дом, дачу, положить деньги в банк, то мысленно положи себя в гроб, вспомни: ты не сегодня-завтра умрешь — и тебе откроется истина, нужно ли тебе делать задуманное тобою дело: класть деньги в банк, покупать дом или ехать в дальнюю дорогу искать старца для совета. Не нужно искать никакого старца: положи себя мысленно в гроб, и ты узнаешь, что тебе надо делать.

Итак, поклонимся Животворящему Кресту Господню для своего подкрепления и с любовью и терпением понесем каждый свой крест для своего спасения. Будем подражать святым мученикам Маккавеям и их матери Соломонии в готовности пострадать за веру православную, и тогда Господь, несомненно, примет нас в Свои святые обители, уготованные любящим Его. Аминь.

 Архимандрит Алипий (Воронов), 14 августа 1960 г.
Разрыв между текстом
Второе событие
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)

О событии праздника из Слова Патриарх Московский и всея Руси Алексия II:

«В сегодняшний день мы молитвенно отмечаем празднество Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

История отмечаемого сегодня праздника относится к далекому XII веку. Она связана с именем святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, который отличался большим и искренним благочестием. По ночам он любил молиться в уединении, старался благотворить нищим и убогим. По слову летописи, «князь Андрей нетленное предпочитал тленному, небесное — временному, и царство со святыми у Бога Вседержителя — мимолетному сему царствованию земному». Во всех своих военных походах святой князь полагался более на всесильную помощь Божию, а не на силу оружия.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Так и в 1164 году, готовясь к военному походу на булгар, князь Андрей взял с собой в поход чудотворную икону Божией Матери Владимирскую и изображение Животворящего Креста Господня, которые несли перед его дружиной два священника. Перед началом битвы святой князь молился вместе со всем войском, испрашивая заступничества Божия и Пресвятой Богородицы. Победа была одержана, и во время благодарственного молебна перед святынями совершилось чудо — от иконы Божией Матери стали исходить яркие лучи, облиставшие все боголюбивое русское воинство. В память о победе было решено совершать ежегодное празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Следуя этому древнему богомудрому установлению, мы не просто вспоминаем о военной победе русского войска, но, прежде всего, празднуем и торжествующе верим в то, что Бог по Своей благости, бесконечному милосердию и неизреченному человеколюбию необычайно близок к человеку и в любой момент готов прийти на помощь и защитить его от всяких бед, напастей скорбей.

Эта мысль всегда была близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и глубокое убеждение, что нравственная и духовная сила превосходит силу грубую, физическую. С самого начала Христианства на Руси верующие в Бога люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия.»

Разрыв между текстом
Третье событие
Память семи мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл,
матери их мученицы Соломонии и учителя их мученика Елеазара
Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елеазар

Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елеазар

14 августа Святая Церковь торжественно празднует день памяти седьми мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Жили они без малого за двести лет до Рождества Христова, но несмотря на это Христианская Православная Церковь и до ныне светло празднует память их. Этот праздник Семи мучеников Маккавеев относится к малым праздникам. О Маккавейских мучениках известно из Священного Писания.


Статья: Ко дню памяти Семи мучеников Маккавеев

Ко дню памяти Семи мучеников Маккавеев - обложка


Ублажаемые Церковью, святые мученики Маккавеи жили во время владычества сирийского царя Антиоха Епифана. Этот царь, ограбив Иерусалим и избив многия тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца, дабы этим вернее и скорее подчинить их себе. С этою целью он повелел иудеям под угрозою смертной казни, «прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и рощи и капища, и приносить в жертву свиней и другой скот, которым не гнушаются язычники, оставлять сыновей своих необрезанными, и вообще переменить все прежния религиозные убеждения, учреждения, законы, нравы и отеческие обычаи» (1 Мак. гл. 6). Тяжелое было тогда время для иудеев. Изменить вере и обычаям отцев, значило изменить своей народности, значило потерять все – и веру и народность. Но, верные закону Божию и заветам предков своих, иудеи пренебрегли угрозами нечестивого царя. Для них смерть была лучше измены вере. Держась веры, они не страшились ни тяжких мучений, ни смерти, которым предавали иудеев мучители.

В это время тяжкого для иудеев гонения, к утешению ветхозаветной церкви Божией, явились многие твердые исповедники веры своей, которые, не желая отречься от отеческих законов, «избраша паче умрети, неже осквернитися» и мужественно претерпели мученическую смерть. Из них Святая Церковь ублажает девяностолетнего старца Елезара, семь братьев Маккавеев и мать их Соломонию. Елеазара наедине убеждали гонители притворно показать отступление от закона – «притвориться, как бы ядущим повеленная от царя жертвенная мяса, да сие соделав, избавиться от смерти». Но старец, украшенный сединами и благочестием, отвечал: «недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих. Молодые, смотря на меня, также прельстятся… Если я избавлюсь нынешния муки, то ни живой, ни мертвый не избегну руки Всемогущаго». Сказав это, он с готовностью и радостью пошел на мучения. Изнемогая в муках, Елеазар, застонав, сказал: «Тебе, Господи, имеющему совершенное ведение, известно, что я, могши избавить себя от смерти, терплю в теле моем жестокие мучения, а в душе моей чувствую радость от того, что терплю это по благоговению к Тебе».

Пример старца Елеазара, мужественно пострадавшего за святую веру и отеческие законы, не остался без подражания. Случилось, что братьев Маккавеев с матерью Соломонией схватили и пред лицем самого царя принуждали бичами и жилами воловьими есть пищу, запрещенную законом; но они не согласились… «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы отечественные», говорил первый или старший юноша. Повелено было отрезать у него язык, содрать кожу, отсечь члены тела, положить его на раскаленную сковороду и жечь. Братья и мать смотрели на сии бесчеловечные истязания; обоняли пар сожигаемаго, взаимно поощряли друг друга к предстоящим страданиям. Подобно первому мучили второго, – содрали кожу с головы его, и он, умирая, исповедал, что Царь мира – Господь, сохранивших законы Его и умерших ради их воскресит для жизни вечной. Третий еще с большим великодушием предстал на страдания, так что царь и бывшие при нем удивлялись мужеству юноши. Подавая язык и руки на отсечение, он сказал: «все это я получил от Бога и надеюсь опять принять от Него». Пятый, во время мучения, обличая мучителя, говорил: «не думай, что род наш оставлен Богом. Помедли, и ты увидишь великую Его державу: как тебя и семя твое Он накажет». Шестой, умирая, говорил мучителю: «не обманывайся; мы страдаем за свои грехи пред Богом. А ты не думай, что ты невинен, начавший борьбу против Бога». Последнего, младшего, Антиох убежал и с клятвою уверял, что он сделает его богатым и счастливым, если он отступит от отеческого закона. Юноша ничему не внимал. Тогда царь советовал матери, чтобы она сама уговорила младшего и последнего своего сына сберечь жизнь свою. Великодушная мать умоляла сына не щадить ее, носившую во утробе, млеком питавшую, воскормившую и труды воспитания понесшую. «Молю тя, чадо, да возриши на небо и землю и уразумееши, что Бог сотворил все из ничего; не убойся сего плоторастерзателя, но, как достойный братьев своих, смерть восприими». Сын, обличая мучителя, исповедуя грехи свои и будущее воскресение, отвечал: «и я, как братья мои, душу и тело мое предаю за отеческие законы, призываю Бога, да будет вскоре милостивым к Израилю. На мне и на братии моей перестанет гнев Вседержителя; ты же с мучением исповедаешь, что Он воистину есть Бог». Исповедник с сугубою лютостию предан смерти.

Дивная и достойная памяти мать, воодушевлявшая и поощрявшая сыновей своих на страдания и смерть, мужественно взирала на их страдальческую-мученическую кончину. После их смерти она была сожжена.

Изумителен, братие, изумителен в высшей степени этот подвиг терпения и самоотвержения, ради сохранения отеческого закона, ради соблюдения богоустановленного поста своего времени и своего народа – не вкушать запрещенного законом свиного мяса, – этот подвиг, явленный старцем Елеазаром, братьями Маккавеями и материю их Соломонией. Они без всякой тени лицемерия и двоедушие открыто исповедывали свою веру и никакие жестокие пытки и мучения не могли принудить их к измене отеческим законам и постановлениям.

Разрыв между текстом
К началу дней Успенского поста
Успение Богоматери. Фреска. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Середина XII в.

Успение Богоматери. Фреска. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Середина XII в.

Успенский пост, иначе называемый, Богородичным, пользуется у нас особенным уважением. Начинается Успенский пост 14 августа, заканчивается 27 августа, 28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы поста нет. В продолжение поста — 19 августа Святая Церковь чтит Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В день Успенского поста

В дни поста, переживаемого нами в благоговейных любящих чувствованиях ко Пресвятой Пречистой Богородице, Помощнице в наших радостях и скорбях, – нет лучшего источника для назидания, как в земной жизни Ее искать для себя примера и применения.

Икона «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. 1560-е гг. НГОМЗ.

Икона «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. 1560-е гг. НГОМЗ.

Вся земная жизнь Пресвятой Богородицы сказалась в Ее безграничной преданности Господу. Пренепорочная, обреченная родителями, она Сама обрекла Себя во всех случаях Своей жизни Свою волю, Свое сердце, Свой ум, – всю душу Свою – погрузить в волю Господа, говоря: «се, Раба Господня» (Лк. 1:38).

Бог – Творец неба и земли. Вся вселенная в Его вседержительной деснице. И самые неразумные, бессловесные, даже неодушевленные творения чувствуют свою подчиненность перед Господом. «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облака и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его… Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет… Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» (Пс. 96:1, 2, 4, 6).

Кто же из людей не знает, что от Господа зависит наша жизнь и по своему началу, и по своему продолжению и концу? О такой обязанности, как всецелая преданность Господу Богу, которая внушается природой, не нужно было бы и напоминать человеку: ибо кто может противиться воле Всевышнего? Но Господь не хочет делать насилия над нашей свободой. Он желает, чтобы чувства нашей преданности Ему были следствием не одной Его власти, но свободным действием нашей к Нему любви. Как отец к сыну или дочери, Он обращается к человеку: «Сын мой, дочь моя! дай Мне свое сердце!» Господь Бог не требует от нас ума, не требует подарков и внешних приношений, но желает одного – сердца. Согласитесь, надо быть ужасным существом, чтобы отказать Господу в исполнении такого желания.

Человек без Бога, с одной своей свободой, оставленный на произвол самому себе, есть несчастнейшее из всех творений во вселенной. Представьте младенца, сидящего на краю ужасной пропасти. Это будет слабое изображение человеческой жизни, отовсюду окружаемой бедами и напастями. Беды в реках, беды на горах, беды от разбойников, беды от родственников, беды в городах и деревнях, беды на море, беды в ложном братстве. Но сколько еще невидимых зол и бедствий! Стоит только человеку взглянуть в историю собственного сердца, чтобы понять, что оно в пережитом, в переживаемом представляет собой пространное море грозных опасностей. Неожиданно наше сердце порождает ложные чувства, позывает к ложным словам и делам. Наверное, замечали такие явления: утром в семье был лад и мир, а к полудню ссоры, угрозы, попреки, разрыв. Что ни шаг, то и опасность. К кому же человек прибегнет среди таких опасностей!? – К Богу, благочестивые слушатели, к Богу!

Бог нам прибежище и сила, помощник и покровитель. Несомненна истина 90-го псалма, в котором изображается человек, «живущий в помощи Вышнего» (Пс. 90:1). Этот человек живет в крове Бога Небесного более безопаснее, чем хозяин в своем доме. Против недругов он окружен защитой силы непобедимой. Он живет, как бы носимый на руках ангельских. Он безвредно наступает на аспида и василиска, попирает льва и змея. И что еще? Такой человек долго не старится, его жизнь исполнена долгих дней.

Многие скорби постигают и праведников, но преданность Божией воле облегчает все неприятности и всякого рода несчастья. Она растворяет их такой отрадой, которая заставляет радоваться в бездолье и муках. Преданный Господу Богу человек подобен горе, которая неподвижно стоит на одном месте целые века, сколько бы ее ни рыли и ни ломали. Постигает ли его несчастье, утрата? Вместо того, чтобы роптать, унывать, приходить в отчаяние, он на крыльях молитвы возносится к Престолу Всевышнего и десница Господня исторгает его из челюстей зла. И в самых объятиях смерти преданное сердце не изнемогает. В лицо врага жизни, оно повторит слова псалма: «Если я пойду… долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс. 22:4)!

Самонадеянность и надменность – несносные свойства даже перед людьми. Они противны и Господу Богу. Многие из людей воображают, что успехом своей жизни они обязаны только силам своего ума, своего достоинства. Они ошибаются. Чтобы укрепить безопасность собственной жизни, обеспечить свою участь, сколько измышляется планов, предначертаний! Но все эти затеи, как паутинные тенета, от одного дуновения ветра расторгаются.

Что значит мудрость, если в человеке нет благородного смиренного сердца? Чего стоит человеческое просвещение, блистательный ум, высокая, почетная должность, если человек, обладающий ими, сам в то же время обладает гнусными страстями? Полагаться на собственные силы – значит своими руками строить себе погибель.

Мы, христиане, подражая Божией Матери, свою волю погрузим в волю Всевышнего и будем от Него ждать указаний и помощи на все доброе, потому что любящим, говорит святой апостол Иаков, Бог во всем на благое вспомоществует. Намереваемся ли что-либо начать? Испросим, прежде всего, благословение свыше. Успели ли что-либо хорошее совершить? Воздадим не себе славу, но имени Господа дадим славу и честь. Прибавилось ли что-либо новое к нашим совершенствам? Обратимся с благодарностью к Отцу Света, от Которого исходит «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» (Иак. 1:17). Недоумеваем ли мы в чем-нибудь, не знаем, как поступить в известном предприятии – начать или не касаться? Здесь, в особенности нужна в высшей степени преданность Господу Богу, Который Свои тайны открывает младенцам и умудряет слепцов. Благоденствуем ли мы или терпим? Во всяких обстоятельствах жизни да будет благословенно Имя Господне. Никто столько ни приятен Господу Богу, как любяще преданный Его воле. Устами Своего пророка Господь говорит: «на кого воззрю, токмо на кроткаго… и трепещущего словес моих?» (Ис. 66:2).

Христианская душа! Если тебе тяжко от оков, какими обстоятельства жизни удручают, скажи молитвенно Господу: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» (Лк. 1:38).

Христианская душа! Если Господу Богу благоугодно будет взять у тебя все, что имела дорогого и отрадного, как у Иова, скажи: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!»

Христианская душа! Если Господь захочет взять твое здоровье, твое имение и забрать тебя от бренной плоти, разлучить с землей и со всеми твоими земными надеждами и упованиями, – расставайся благодушно и воскликни: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

Креста

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 1 стих с 18 по 24 (зачало 125)

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; (1Кор.1:18-24)

 Евангелие от Иоанна, глава  19 стих с 6 по 11, стих с 13 по 20, стих с 25 по 28, стих с 30 по 35 (зачало 60)

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. (Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35)

Мученикам

Послание апостола Павла к Евреям, глава 11 стих с 33 по 40, глава 12 стих с 1 по 2 (зачало 330)

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. (Евр.11:33-40,12:1-2)

Евангелие от Матфея, глава 10 стих с 32 по 36, глава 11 стих 1 (зачало 38)

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. (Мф.10:32-36,11:1)

На водоосвящении:

Послание апостола Павла к евреям, глава 2 стих с 11 по стих 18 (зачало 306)

Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (Евр.2:11-18)

Евангелие от Иоанна, глава  5 стих с 1 по 4 (зачало 14)

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. //*Дом милосердия. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. (Ин.5:1-4)

 

По материалам:

  1. Православный Церковный календарь. Азбука веры.
  2. Православный календарь. Православие.ру
  3. Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  4. Поучение в день Успенского поста. Небесный дар любви. Протоиерей Валентин Амфитеатров. Азбука веры.
  5. О твердом стоянии за свою св. веру отечественную. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  6. О постах и трапезах. Азбука веры.
  7. Как провести Успенский пост. Азбука веры.
  8. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Оптина пустынь.
  9. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.Оптина пустынь.
  10. Первый Спас. Российский Этнографический музей. 
  11. Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в соборе Всемилостивого Спаса Вознесенской Давидовой пустыни. Официальный сайт Московского Патриархата.
  12. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Официальный сайт Московского Патриархата.
  13. Слово в праздник Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Православие.ру
Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление