Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Неделя о блудном сыне

“Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.”

Евангелие от Луки, глава 15 стих с 11 по 32

Притча о блудном сыне. Фреска Фаворского монастыря

Притча о блудном сыне. Фреска Фаворского монастыря

Эта неделя называется так потому, что на литургии читается Евангельская притча о блудном сыне, а в церковных песнопениях ставится в пример прощающая любовь его отца, символизирующая беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Идея этой недели – никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние.

На утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите Имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красною». После этого поются воскресные тропари «Ангельский собор».

В псалме 136 «На реках вавилонских» изображен плач еврейского народа, находящегося в вавилонском плену и тоскующего об утраченной родине. В восточно-христианской экзегетической традиции псалом воспринимается как покаянная песнь, в которой человек оплакивает утрату небесного отечества в результате греховной жизни. Вавилон трактуется как символ греха; соответственно, вавилонское пленение — символ пребывания в плену у греха. Последний стих псалма — «блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» — толкуется в аллегорическом ключе как призыв к борьбе с греховными помыслами.

На утрене (после 50 псалма) поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери».

Седмица после недели блудного сына называется мясопустной, потому что в нее оканчивается едение мяса и бывает «мяса отпуст», то есть прекращение едения мяса. На повечериях в эту седмицу отменяется чтение канона Богородице, отменяются и междочасия.

***

О Псалме 136

При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! (Пс.136:1-9)

«На реках Вавилонских» — такими словами начинается 136-ой псалом. Сложнее всего понять его последний стих: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Разве можно поощрять такое зверство? На этот вопрос мы ответим в процессе анализа. 

Автор псалма

Автор этого псалма точно не известен. Учитывая тематику, вероятнее всего, псалом составлен в период Вавилонского плена. Есть несколько предположений:

  1. Давид. Почему в Септуагинте в надписании этого псалма указано «Давиду» — трудно сказать.
  2. Иеремия. Некоторые переводы с Септуагинты указывают следующее надписание — «Давиду псалом Иеремии» (перевод Брентона, также церковнославянский перевод). Однако даже в критическом издании текста Септуагинты Иеремия не упоминается. Иными словами, авторство Иеремии указано в незначительном количестве сохранившихся рукописей. Предположение, что Иеремия был автором этого псалма осложняется тем, что он отказался идти в Вавилон и остался на родине, а в псалме однозначно указывается, что автор находится в Вавилоне.
  3. Группа авторов. Тот факт, что псалом воспевается от множественного числа, не является однозначным свидетельством в пользу группы авторов. Его мог составить один человек с последующей адаптацией для общинного исполнения. Вопрос авторства не будет критически важным, однако для единообразия и удобства, автор будет обозначаться как «псалмопевец» в единственном числе.

Проклятия для псамопевца

Начнем анализ с пятого и шестого стихов: «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня, десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего».

Слова «забудь меня десница моя» можно объяснить следующим образом: «Пусть мои силы (десница — образ силы) покинут меня». Но учитывая, что в оригинальном тексте нет слова «меня», то некоторые переводы предполагают следующий вариант: «Пусть забудет десница моя, как играть на арфе». (Пс. 137:5) Некоторые авторы предположили, что переписчик сделал ошибку при переписывании текста. Следовательно, изначальный текст можно перевести так: «Пусть моя десница иссохнет (будет искалеченной)».

В любом случае, мы видим, что псалмопевец призывает на себя проклятие. Он больше не сможет играть на арфе, которую сейчас он повесил на иве (вербе), (2 ст.) томительно ожидая, когда же он сможет на ней заиграть.

Второе проклятие, которое призывает на себя псалмопевец, логично дополняет первое. Если оно исполнится, он не сможет больше петь «песни Сионские», от которых сейчас отказывается, стремясь жить по закону Божиему (ст. 3–4). Хотя мы не встречаем прямого запрета петь песни Сионские вне Иерусалима, он логично вытекает из уникального значения храма и храмовых песнопений в те времена.

Причина, по которой псалмопевец готов быть проклятым: «…если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (6 ст.). Иными словами, если главной его радостью (или главной причиной его радости) не будет Иерусалим, где он сможет снова петь песни Сиона и играть на арфе, прославляя Бога. Таким образом, за псалмопевцем видится сильная душа. С одной стороны, находясь в чужбине, претерпевая страдания, он стремится ревностно жить по Закону Божиему, даже если это будет источником насмешек и еще больших страданий. С другой стороны, мечтая снова петь песни Сиона, он готов быть проклятым и на всю оставшуюся жизнь лишиться этих привилегий, если его жизнь не будет соответствовать призванию храмового служителя.

Участь сынов Едома

Несколько слов о сынах Едома, потомках Исава, которых упоминает псалмопевец (7 ст). Выражение «день Иерусалима», который псалмопевец просит припомнить едомитянам, означает тот день, когда Господь совершил Свой суд над Иерусалимом, предав его на разрушение вавилонянами. Примечательно, что едомитяне не воевали против Иерусалима. В книге пророка Авдия мы читаем:

«В тот день, когда ты (собирательное название потомков Исава) стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его (речь идет об евреях, которые в книге пророка называются братом потомков Исава) в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия» (Авдий. 1:11-12).

Мы видим, что едомитяне злорадствовали над евреями, когда тех уводили в плен, а Иерусалим был разрушен. Вероятно, что псалмопевец, если сам и не наблюдал этого злорадства едомитян, то был хорошо знаком с текстом пророка Авдия (об этом свидетельствует использование в обоих случаях термина «день» как указание на совершение Богом правосудия). Господь через пророков предсказал, что едомитян постигнет суд Божий (Авдий, Иезекииль 25 гл., Иеремия 49 гл.) за такое отношение. И псалмопевец молит Бога, чтобы Он исполнил Свой приговор.

Блаженные убийцы

Как же быть с разбиением младенцев? Ведь такие зверства и оправдывать не стоит, не то что одобрять.

На самом деле, здесь можно увидеть несколько иную картину. Мы выяснили, что псалмопевец был благочестивым человеком и знал текст Священного Писания.  Там в книге пророка Исаии записано видение о падении и бедствиях Вавилона: «И младенцы их будут разбиты пред глазами их» (Ис. 13:16). Интересно, что людей, которые призваны совершить суд над Вавилоном, Господь называет Своими избранными, сильными, торжествующими в Его величии (Ис. 13:3), что в определенной мере может соответствовать понятию «блаженный». Вероятно, что еще до пленения псалмопевец внимал также пророчествам Иеремии, среди которых было и наказание Вавилона (Иер. 25:11-12). Теперь же, находясь в плену, видя исполнение пророчеств Иеремии, падение Иерусалима и Вавилонское пленение, автор и составил эти строки, вдохновляемые предсказаниями обоих пророков. Он верил, что Господь действительно совершит правосудие над Вавилоном, и среди этого будет и разбиение младенцев о камень. А поэтому тех, кто станет орудием в руках Божиих и совершит это правосудие, он назвал «блаженными».

Когда правосудие над Вавилоном совершится, псалмопевец наконец сможет вернуться в Иерусалим и там под аккомпанемент арфы петь песни Сиона. Поэтому он и называет блаженными тех людей, которые станут причиной исполнения его заветной мечты.

Примечательно, что в Сепуагинте использование слов для обозначения «разбиения младенцев» в пророчестве Исаии и рассматриваемом псалме не совпадает. Если в пророчестве Исаии речь идет просто о детях, то в псалме уже о грудных детях. Это может свидетельствовать о том, что жестокость Вавилона превысила меры, а потому вердикт правосудия был дополнен и разбиением грудных детей.

Дочь Вавилона

В Синодальном переводе псалмопевец называет дочь Вавилона «опустошительницей». Но этот перевод не совсем корректный. В оригинале использовано пассивное причастие, и поэтому более правильно было бы перевести как «опустошенная», или, как во многих английский переводах, — «обреченная на опустошение». И это в значительной мере соответствует церковнославянскому слову «окаянная» (проклятая, т.е. проклятая на опустошение). Такое обращение к Вавилону целиком соответствует тому, что псалмопевец верил и исповедовал, что над Вавилоном также будет совершен праведный суд, «день Вавилона» также придет. Таким образом, даже за грозными словами мы по-прежнему видим в авторе псалма человека благочестивой жизни, ревнителя Закона Божиего.

Стефан Парахин

Разрыв между текстом
Притча о блудном сыне
Притча о блудном сыне. Современная фреска

Притча о блудном сыне. Современная фреска

У некоторого человека было два сына, и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода, встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих».

Он встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите: станем есть и веселиться, ибо сей сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле, и, возвращаясь, когда приближался к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, вышедши, звал его, но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями своими. А когда этот сын твой, расточивший имение твое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною и все мое – твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал, и нашелся».

Нигде, никогда, ни на каком языке человеческом не найдется таких выражений целого мира любви и благости, какие слышатся в этих немногих безсмертных словах притчи о блудном сыне! Жалкий высокомерный молодой человек, требующий выдела на целую жизнь, оставление им родного пепелища, путешествие в отдаленную сторону, непродолжительная, судорожная радость, затем страшный голод в той стороне, рановременное истощение всего, что могло облагородить жизнь и сделать ее сносною, последовавшая потом бездна унижения и невыразимой бедности, опамятование и воспоминание о том, что оставлено назади, раскаяние и глубокое смирение разбитого сердца, встреча с отцом, увидевшим его издали, мгновенное проявление в отце чувств сострадания и жалости к несчастному возвратившемуся расточителю, шумная радость всего дома ради того, кто был любим и потерян, а теперь возвратился; завистливая и мелкая жалоба старшего сына, а потом сладостное заключение притчи обращением отца к старшему сыну: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертви ожил, пропадал и нашелся». Все это вместе представляет в сокращенном виде дивную картину заблуждений человеческих и любви Божией. Сложите в одно место все, что писано и говорено разными мудрецами, а они писали и говорили много прекрасного, и сопоставьте им только притчу о расточительном сыне со всеми ее оттенками и значениями, неужели же чистый духом может усомниться, который из сопоставленных предметов будет иметь наибольшую вескость в применении к нуждам человечества?.

Таким образом объяснено было Иисусом отношение Его к мытарям и грешникам, а с тем вместе выражена крайняя противоположность между духом Его учения и надутым ханжеством, которое представляет всегда грубую и фальшивую подделку истинной религии. Современное Христу Иудейство принимало за истину пустые формы и мелочную обрядность; смешивало немилосердную исключительность с настоящею чистотою; любило выставлять себя при свете солнца, воображая себя в своей несправедливости любимцем Божиим, и держало в тени и мраке всех прочих детей Божиих. Оно так глубоко проникнуто было притворством, что не замечало его в себе и вменяло себе в заслугу, если могло сокрушить хрупкий тростник, или затоптать остаток курящейся кудели, согласно с выражением блаженного Иеронима, что не простерший руку грешнику ломает хрупкий тростник, а потушающий искру веры в меньшей братии гасит дымящийся лен. Это фарисейство благодарило Бога за то, что другие грешат, и мечтало, что может угодить Ему служением, в котором не было ни смирения, ни веры, ни честности, ни любви. Такие формалисты, которые воображали, что они богаты и переполнены дарованиями, должны были увериться, что они пусты, бедны, слепы и наги. Эти овцы, считавшие себя не заблудившимися, должны были узнать, что бедная, потерянная и найденная овца с большею еще нежностью отнесена будет домой на плечах доброго пастыря. Эти старшие сыновья должны были научиться, что мысль Отца их, – которую они мало способны были осмыслить в своих ледяных, несочувствующих никому сердцах, – заключается всецело в выражениях: «Надобно радоваться и веселиться, что твой брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Протоиерей Григорий Дьяченко

Разрыв между текстом
Любовь небесного Пастыря
Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Аз есмь Пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овцы, глаголет о Себе возлюбленный Господь наш Иисус Христос (Ин.10:11). Овцою заблудшею был весь род человеческий пред пришествием Спасителя, так что, казалось, весь он взывал к Богу устами пророка Давида: заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоею (Пс.118:176). И вот, когда Единородный Сын и Слово Божие, сошедши с высоты Своей Божественной славы, стал человеком, тогда Он, как добрый пастырь, оставив девяносто девять овец – девять чинов ангельских на небеси, пришел на землю для взыскания сей единой заблудшей овцы. И чего Он не сделал, чего не понес для того, чтобы найти ее? Он и алкал, и жаждал, и трудился до пота кровавого, и равнялся, и умер, чтобы найти Свою овцу заблудшую в самой утробе адской, куда загнало ее преслушание Божией заповеди. И смотрите, с какою ревностью, с какою любовью Он ее ищет! Во всей евангельской истории не вижу я ни одного такого грешника, которого Иисус Христос не привлекал бы к Себе со всею кротостию, со всею любовью, без всякого гнева и понуждения. Чтобы привлечь к Себе мытаря Матфея, начальника мытарей – Закхея и фарисеев, Он Сам напрашивался к ним в домы, соизволял разделять с ними трапезу, и тем, кто за это Его осуждал, Он обыкновенно говорил, что болящие имеют нужду во враче, то есть, что грешники-то и нуждаются в Спасителе. Чтобы привлечь к Себе блудниц и подобных им грешниц, Он не укорял их, не угрожал, а принимал, прощал и защищал. Когда привели к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, Он один ее не осудили с прощением отпустил. Не отрекся ли от Него Петр? Но и его он привлек к покаянию не иным чем, как только Своим любящим взором: воззре Иисус на Петра и – исшед вон Петр плакася горько (Лк.22:61–62). Не веровал Его воскресению Фома, однако же Он привел его к вере не укоризною, не гневом, а кротко повелел ему вложить руку в Свои ребра… Не предал ли Его иуда? Но – чего не сделал милосердый Господь для его вразумления! Не назвал Он Его изменником, отступником, сребролюбцем, а сказал только, что знает его злое намерение. И притом – как сказал? Так, что никто посторонний не мог догадаться, о чем идет речь. Он умыл ноги иуде, назвал его другом, попустил сему нечестивцу поцеловать Себя в ту самую минуту, когда тот изменнически предавал Его врагам на смерть… О, крайнее милосердие Твое, Иисусе сладчайший! Воистину Ты пришел, чтобы грешников спасти!

Вот с какою любовью ищет сей добрый Пастырь Своих заблудших овец, – ищет и тебя, и меня, и всякого другого грешника. Та совесть, которая угрызает твое сердце, тот страх смерти и трепет муки вечной, который иногда тревожит твой ум, та болезнь, которая беспокоит тебя, та беда, которая грозит тебе, та святая литургия, при которой ты присутствуешь, то слово Божие, которое слышишь, – что все это, как не тайный глас милосердия Христова, которое ищет тебя, зовет тебя к покаянию: Адаме, где еси? Овча погибшее, где ты блуждаешь? Грешник, куда ты от Меня удаляешься? Душа заблудшая, где ты находишься? Человече, не веси ли, яко благость Божия на покаяние тя ведет? (Рим.2:4).

Слышишь ли? Разумеешь ли? Милосердие Христово тебя ищет и призывает, а ты его не слушаешь и дальше убегаешь, – смотри же, что делает твой добрый Пастырь – Иисус Христос? Гневается ли Он? Нет, Он терпит и ждет тебя… И если, овча заблудшее, истинно покаешься, к Нему возвратишься, то с какою радостью примет тебя сей добрый Пастырь! Он поднимет тебя на рамена Свои, то есть, поможет тебе всею силою Своей благодати Божественной, Он приведет тебя в стадо Свое – в Святую Церковь Свою, Он примет тебя в объятия Своей любви. Одна только заблудшая овца вернулась в стадо и – смотрите, как радуется Пастырь! – Ангелы святые! Радуйтесь со Мною, говорит Он, яко обретох овцу Мою погибшую! (Лк.15:6).

Один только грешник кается на земле, и радостно торжествует весь Рай на Небе! Радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся. Почему такая радость? Что Богу из сего? Разве оттого приумножается Его бесконечная слава, Его блаженство? Нет. Так что же побуждает Бога так радоваться о покаянии единого грешника? – Не что другое, как только его милосердие. О, бесконечное милосердие! О, непостижимая благость!.. Боже многомилостивый! Что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его? (Пс.8:5). Что такое человек? Не червь ли земной? Не прах ли, не земля ли? Он – ничто, и к нему ли являешь Ты толикую любовь, такое милосердие? О нем ли столько заботишься? Ведь он, неблагодарный, преступил Твою заповедь, он попрал закон Твой, он обесчестил имя Твое, презрел Твои таинства… Он так долго жил в удалении от Тебя, и Ты не помнишь, сколь многократно он согрешил пред Тобою!.. Ответствует на это милосердый Бог: правда, человек – грешник, но он – создание рук Моих: живу Аз, не хощу смерти грешника, но еще обратитися ему и живу быти (Иез.33:11).

Знает Создатель Свое создание и терпит его немощи, прощает согрешения… Итак, утешься, кающийся грешник, хотя ты и много согрешил, но нет греха, побеждающего Божие милосердие. Ты согрешил, но если покаешься, то все твои грехи будут забыты, будут прощены. Как тает воск от огня, так тает и грех человеческий от теплоты Божия милосердия. Покайся же и обратись к своему доброму Пастырю, овча заблудшее! Востании прииди к милосердому Отцу, блудный сыне! Уверяю тебя, что и тебя примет добрый Пастырь и чадолюбивый Отец, примет с любовью, с радостью, с распростертыми объятиями. Ручаюсь тебе, что Он простит все твои грехи, хотя бы ты имел грехи блудницы, мытаря, разбойника. Уверяю тебя в сем святою плотию, которую на Себя Слово Божие восприяло, когда человеком стало, тем благодатным именем Иисус, которое означает Спаситель: Той бо спасет люди Своя от грех их!

Протоиерей Григорий Дьяченко

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Луки, глава 24 стих с 36 по 53 (зачало 114)

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. (Лк.24:36-53)

На Литургии

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6 стих с 12 по 20 (зачало 135)

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии. (1Кор.6:12-20)

Евангелие от Луки, глава 15 стих с 11 по 32 (зачало 79)

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лк.15:11-32)


Из русской жизни. Рассказ странника. Был напечатан в 1894 году №№ 36–37 в журнале «Кормчий» и вошел в сборник книги “Праздничный отдых христианина” Протоиерея Григория Дьяченко.

 

 


 

По материалам:

 

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление