Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

На Радоницу. О дне поминовения усопших.

“«Неверующий в Сына Божия уже осужден» (Ин.3:18). За что же? За то, что, когда кругом свет, он остается во тьме по любви к ней. Любовь к тьме, ненависть к свету делает его кругом виноватым, даже без определения, в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. 

Пример – святой апостол Павел. Он был искренний истинолюбец, всей душой преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным.

То же самое бывает и со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: взыщи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.”

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. Кон. 40-х – нач. 50-х гг. XVII в. (ЯХМ)

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. Кон. 40-х – нач. 50-х гг. XVII в. (ЯХМ)

На девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы Святой Церковью установлен день особого всецерковного поминовения усопших – Радоница. Этот день установлен чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.

Радоница относится к Частным Родительским субботам и имеет переходящую дату. В 2024 году этот день приходится на 14 мая.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV век), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Разрыв между текстом

В связи с совпадением в 2024 году дня Победы 9 мая  со Светлой седмицей, особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов переносится на Радоницу, 14 мая  2024 года.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в день особого поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов во время служения Божественной литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах…» (см. в «Богослужебных указаниях»).

Разрыв между текстом

Радоница
Никольское кладбище Александро-Невской Лавры

Никольское кладбище Александро-Невской Лавры

Поминальные дни так устроены Церковью, чтобы она могла помянуть всех тех, кого более некому помянуть и за кого больше некому помолиться. В этом смысл Вселенских, то есть всемирных, заупокойных воспоминаний, которые обычно приходятся на субботу. Но Радоница в нашей традиции — это особый день.


Статьи о Вселенских родительских субботах:

Троицкая родительская суббота

Обложка Троицкая суббота

Мясопустная родительская суббота

Обложка. Мясопустная суббота


По уставу Святой Церкви, в особенный период, в первые восемь дней после Пасхи, поминовение отшедших изымается из литургического обихода, как бы упраздняется и делается невозможным. Эта приостановка не есть забвение, но передача имен ушедших в особенную сферу молитвенного суверенитета Церкви. Ведь в период светлого пасхального восьмодневия все отшедшие так или иначе обязательно поминаются за литургией в евхаристической молитве. Просто слова такого поминовения как правило в храме не слышны, ибо звучат перед самим престолом.  Таким образом, при отсутствии специального поминовения в отдельных чинопоследованиях в эти дни Господь Сам берет на Себя попечение обо всех, кто жил.

Итак, сегодня, на Радоницу, — первый день, когда такое отдельное поминовение ушедших впервые после Пасхи возможно на панихиде, литии и кладбище. Церковь собирается в Храме для поминовения всех живших. Кого мы знали и кого не знали, кому мы сочувствуем, о ком скорбим, но также и тех, кого никогда не знали, о ком никогда не слышали при жизни, но на чье ходатайство и дерзновение пред Богом мы надеемся, ибо люди эти были праведны.

Радоница. Борис Васильевич Зворыкин

Радоница. Борис Васильевич Зворыкин

В этот день возникает особое желание, стремление, воля и надежда поделиться пасхальной радостью с теми, кто жил прежде нас; сказать им, что Господь Иисус воскрес из мертвых, и отныне владеет адом и смертью. Как Сам Он в Откровении Иоанна Богослова говорит, разделяя с верными Свою победившую смерть Победу: «Не бойся. Я первый и последний. И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр.1:17—18).

Когда Церковь Странствующая в пасхальные дни совершает молитвенное поминовение отшедших, верные призываются помнить о том, что они, наши усопшие и наши умершие — давайте подчеркнем это слово вместе с философом Джорджо Агамбеном — знают о том, что Христос воскрес. Знают, что их ожидает всеобщее воскресение. О том, что та плоть, то тело и те кости, которыми они обладали, будут воскрешены Господом в последний день. «Мы будем видеть Бога телесными глазами», — как об этом в произведении «О Граде Божьем» исповедует учитель Карфагенской Церкви Августин (22,30).

В этом совместном знании раскрывается наше общение в памяти с теми, кого мы знаем по именам. Что же сказать о тех, кто нам неизвестен, кто вовсе забыт и стерт из человеческой памяти, и за кого некому больше помолиться?

Здесь совершенно необходимо библейское и догматическое знание о том, что всякая молитва Церкви, и всякое ходатайство Церкви, как Тела Христова, есть молитва и ходатайство Господа Иисуса.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Господь Иисус Христос до последнего дыхания просил, молился и ходатайствовал за всех, и, главное, как об этом свидетельствует Писание, за своих убийц (Лк. 23:34). Господь Иисус исполнил Завет и совершил божественную волю. Убитый за грехи мира, Иисус был воскрешен Своим Небесным Отцом. Это Его Воскресение стало божественным ответом на подлость, трусость, предательство, преступление и грех.

Молитва Господа Иисуса не может быть не услышана.

Это значит, что всех тех, кого более не помнит никто, помнит Господь Иисус. Своей молитвой Он дарует им Свою искупительную ходатайственную мощь. Мы же, вспоминая тех, кого некому вспомнить, присоединяемся к этой животворящей благодати. Зная, что тогда и нас Господь никогда не выпустит из Своей руки. «Он был распят, погребен, воскрес, взошел на небо, послал ученикам Святого Духа, те стали проповедовать имя Его, во имя распятого и убитого стали творить чудеса; и те, кто в неистовстве пролил кровь Его, теперь с верою пили ее». (Августин; На 1 Иоанна 10).

Христос Воскресе!

Разрыв между текстом

На Радоницу. О значении веры в будущую загробную жизнь

(Архимандрит Кирилл (Павлов))

Несть человек, иже жив будет, и не согрешит.

(Из молитвы священника на заупокойной ектении)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

Христос воскресе!

Возлюбленные во Христе братия и сестры, одним из главных вопросов, имеющих весьма важное значение для всех и каждого, является вопрос о загробной жизни. Над ним задумываются и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Всех занимает вопрос о том, как мы будем жить после своей смерти. Мы, верующие, знаем, что будущая жизнь есть и будет, но как она сложится, в чем будет состоять эта новая жизнь – всех этих подробностей нам знать не дано, от нас это сокрыто. Но тем не менее слово Божие неложно удостоверяет нас, что жизнь будущая есть.

Господь, исправляя заблуждение неверовавших саддукеев, отрицавших воскресение мертвых, говорил им: Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38). Наша земная жизнь непрочна, превратна и скоротечна и в любой момент может пресечься смертью. И, глядя на нее, непостоянную и скоротечную нашу жизнь, невольно испытываешь грусть, когда видишь, как весьма часто самое ясное течение ее неожиданно омрачается самыми черными тучами житейских бурь. Но еще грустнее становится, когда при этом остаешься безутешным. А утешения где же искать, как не в твердой надежде, что все не оканчивается для нее смертью, что ожидает нас другая, загробная жизнь. Мы созданы для жизни вечной, и мы все хотим и действительно будем жить вечно, Христос Своим Воскресением упразднил смерть.

Но люди, отрицающие будущую вечную жизнь и бессмертие души, иначе смотрят и на настоящую нашу земную жизнь, ища в ней только одного наслаждения и удовлетворения своих чувственных удовольствий. Видя непрочность благ и постигающие их искушения и скорби, такие люди очень часто приходят в разочарование, отчаяние, а иногда даже прибегают и к самоубийству, считая его средством избавления от всех бед и несчастий настоящего. Забывая о вечности, они ходят во тьме и не знают, куда идти, подчас предаются горькому пьянству и в конце концов приходят к ложному концу. Для них жизнь есть дар напрасный и случайный, имеющий не действительную, а призрачную ценность.

Напротив, верующий человек надеется, что загробная жизнь есть, и надежда эта, ожидание жизни сей становится источником истинного утешения и успокоения. Веруя в жизнь будущую как в непреложную истину, дорогие братия и сестры, Церковь с самых древних времен совершает поминовение и молитвы об отшедших от нас усопших. Так и сегодня созвала она нас вознести о них свои молитвы и вместе с тем поделиться с ними общей радостью о Воскресшем Спасителе, отчего и называется день этот Радоницей. Сам Господь, сходивший к умершим и проповедавший им Свою победу над смертью, возвестил им эту радость. Всю Светлую седмицу Церковь торжественно прославляла Воскресшего Господа, и теперь она спешит разделить радость свою о Нем с умершими, приглашая и нас возвестить им эту общую радость и в то же время вознести свои горячие молитвы ко Господу о прощении согрешений усопших и о вселении их в светлые небесные обители.

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»

Дорогие братия и сестры! Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим. И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире.

Поэтому, дорогие братия и сестры, слушаясь призыва матери нашей родной, Христианской Церкви, которая умоляет нас не оставлять своей любви к ближним и по отшествии их от нас, вознесем ныне свои горячие молитвы к Воскресшему Господу, прося у Него помилования согрешившим отцам и братиям нашим и дарования им вечной жизни. Пусть наша общая молитва сольется в единый плач ко Господу о помиловании их, тогда и они, услышав эту молитву о себе, почувствуют нашу о них заботу и любовь к ним и преисполнятся к нам взаимной любовью.

Итак, дорогие, помолимся сейчас к Воскресшему Господу, чтобы Он простил согрешения, вольные и невольные, нашим отшедшим отцам, братиям, матерям и сестрам и вселил их в места светла, в места прохладна со всеми праведными, от века Ему угодившими, чтобы и наши родные преисполнились ныне вместе с нами радостью о славном Воскресении Его и на наше восклицание: Христос Воскресе! ответили бы нам: Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

1963 год

Разрыв между текстом

Евангельские Чтения

Деяния святых апостолов, глава 4, с 1 по 10 (зачало 10)

Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. (Деян.4:1-10)

Евангелие от Иоанна, глава 3, стих с 16 по 21 (зачало 10)

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Ин.3:16-21)

Пророку:

Первое послание Апостола Павла Коринфянам, глава 14, стих с 20 по 25 (зачало 156)
Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. (1Кор.14:20-25)
Евангелие от Луки, глава 4, стих с 24 по 30 (зачало 144)
И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. (Лк.4:24-30)

 

По материалам:

Православный церковный календарь. Азбука веры.

Радоница ― день особого поминовения усопших. Официальный сайт Московского Патриархата.

“О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский. Азбука веры.

Радоница. Иерей Августин Соколовски. Православный портал Иисус

Алфавитный раздел. Р. Азбука веры.

Родительские субботы. Азбука веры.

Ищите прежде Царствия Небесного. Архимандрит Кирилл (Павлов). Азбука веры.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление