РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Об иконе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

5 февраля 2023 года Русская Православная Церковь отмечает праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. В последующие годы советской власти эту память возможно было отмечать лишь тайно.


По­мест­ный Со­бо­р 1917–1918 го­дов.

обложка


Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Отечестве весной 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 7 февраля (25 января по ст.ст,) в случае совпадения этого числа с воскресным днём.

Если 7 февраля не является воскресным днём — то Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается в предшествующий этой дате воскресный день (если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды); либо в последующий этой дате воскресный день (если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы).

Так как 7 февраля 2023 года – вторник, то Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 5 февраля 2023 года, в воскресенье.

Дата выбрана не случайно. Она сопряжена с днем памяти священномученика Владимира (Богоявленского), во главе Собора было поставлено имя патриарха Московского и всея России Тихона.

В соответствии с данными решениями в этот день празднуется память уже прославленных поименно новомучеников и исповедников Российских. Общецерковное празднование памяти всего Собора новомучеников Российских, прославленных поименно и безымянных, должно совершаться в этот день, что не исключает возможности по благословению Святейшего Патриарха назначать особые дни памяти местных соборов новомучеников с указанием названий епархий и имён уже прославленных святых, иногда с указанием числа мучеников и места их страдания. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Такая форма позволит исключить из чина почитания тех, кто скончался вне Православной Церкви, отпав от неё из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам.


Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Обложка. Собор новомучеников


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершается поимённое включение новых святых в состав уже прославленного Собора на основании исследований, проведённых Синодальной Комиссией по канонизации святых. Не позволительно без благословения Святейшего Патриарха включать поимённо новых мучеников и исповедников в Собор новомучеников. Самовольная конкретиза­ция имён новых мучеников без благословения на то Святейшего Патриарха, данного в ответ на представление Синодальной Комиссии по канонизации святых, не позволительна. Недопустимо Правящим Преосвященным без благословения Святейшего Патриарха изображать на иконах святых, не поименованных решением Соборов и не получивших на то Патриаршего благословения.

Иконография Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Икона «Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных» была написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. Икона была создана группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского богословского института. Написана на липовой доске с паволокой и левкасом. Общие размеры – 167х135 см; средник – 101х80 см; отдельное клеймо – около 25х19 см.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Перед иконописцами стояла сложнейшая задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного сонма Ее членов.

Невозможно показать сияние подвига святых в вечности средствами иллюзорной живописи, которая показывает лишь временное бытие. Поэтому была избрана древняя каноническая система живописи, являющая мир как преображенный и освященный космос, как новое небо и новую землю, где праведники пребывают в равноангельском состоянии, “идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная”.

Икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов.

Средник

В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве.
Храм представлен в несколько обобщенном виде. Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф. 10:28).

Несколько выше представлен крест, подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также на торжество Церкви над грехом через крест Христов. Именно крест является центром композиции. Он как бы осеняет предстоящих праведников.

По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа Царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Царская Семья представлена в византийских царских одеяниях — далматиках, наиболее соответствующих их прославленному образу и подчеркивающих неразрывную связь Византии и России.

Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Их соответственно возглавляют святой Патриарх Тихон и святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Глава Церкви Святейший Патриарх Тихон помещен слева, потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае — от престола, так же, как в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя.
Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в «Завещании» Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола.

Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 гг. Однако, святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов.

Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре Царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.

В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален.

В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие Ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом.

Деисусный чин

В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: “Аз есмь свет миру” (Ин.8:12). Его образ завершает вертикаль: царственные мученики – престол – крест – купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути.
В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые XX – XIX вв. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками.

Клейма

Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника.

Клейма справа по вертикали — изображения мученических кончин отдельных святых.

Клейма слева – массовые сцены.

В среднике и в деисусном чине преобладает состояние покоя, в то время как в клеймах преобладает состояние движения.
Все клейма имеют развернутые наименования на церковно-славянском языке, выполненные полууставом, даты в описаниях клейм даны по старому стилю.

Первое клеймо 

(Соловки)

Страдания мучеников на Соловках. 1-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Страдания мучеников на Соловках. 1-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников.
На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные.
В центре — сам монастырь со Спасо-Преображенским собором. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников.

Страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято-Вознесенскй храм с маяком, стоящий на вершине Секиркиной горы, стал местом заключения для «штрафных», обычно умиравших от невыносимых условий. Вниз от вершины Секиркиной горы по почти вертикальному склону идет лестница, сооруженная иноками монастыря и имеющая символическое число ступеней – 365. Эта достопримечательность монастыря была использована в лагерное время как изощренное орудие казни. Осужденного привязывали к бревну и сбрасывали вниз по лестнице.

На острове Анзер находилась лагерная больница, также мрачно известная. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына.
Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест.

Второе клеймо

(страдания и кончина священномученика Петра Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола)

Страдания и убиение сщмч. Петра Крутицкого. 2-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Страдания и убиение сщмч. Петра Крутицкого. 2-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона. Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске. В клейме, организованном по принципу «продолженного действия», священномученик Петр изображен дважды. В верхней части он изображен по сохранившейся фотографии, — сидящим в заключении в зимовье Хэ, рядом Ледовитый океан. Ниже представлено убиение святого.

Третье клеймо

(Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским и иже с ним пострадавшими)

Суд над сщмч. Вениамином Петроградским и иже с ним. 3-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Суд над сщмч. Вениамином Петроградским и иже с ним. 3-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти.

На высокой кафедре стоит судья со свитком. Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку. На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты стражников. За стеной изображена печально знаменитая петроградская тюрьма “Кресты”, где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее прибрежное положение Петрограда.

Четвертое клеймо

(Мученический подвиг священномучеников Андроника Пермского и Ермогена Тобольского)

Подвиг сщмчч. Андроника Пермского и Гермогена Тобольского. 4-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Подвиг сщмчч. Андроника Пермского и Гермогена Тобольского. 4-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Первого зарывают живым в землю, второго топят в реке Тобол с камнем на шее.

Святитель Андроник – деятельный миссионер в Японии, трудившийся затем на ряде кафедр, глубокий мыслитель и аскет.

Святитель Гермоген – блестяще образованный церковный деятель, подвижник.

Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник 20 июня 1918 года. Образы святых становятся знаками страдания, таинственно просветленного благодатью Духа Святого, укрепляющего подвижников в их противостоянии врагу. Их добровольное принесение себя в жертву ради веры Христовой и ради вечной жизни освящает землю и воду, что наиболее зримо показано в данном клейме. С нимбами вокруг просветленных ликов, с молитвенными жестами, в ярко-праздничных, небесных одеяниях они погружаются внутрь стихии, будучи сами как бы бесплотными, уже обретшими ангельское состояние.   Высокую символическую значимость здесь приобретает град на берегу за рекой, в буквальном смысле изображающий Тобольск. В Тобольске в бытность святителя Гермогена томились в заключении перед отправкой в Екатеринбург Царственные мученики, изображенные ниже, в восьмом клейме. Но сияющая белизна стен и золото куполов в контексте преображенных подвигом святых стихий придают удивительную праздничность всему изображению. Град становится символом небесного Иерусалима. Река, которая здесь, очевидно, может быть символически как река скорбей, отделяет его от земли, исполненной страдания.

Пятое клеймо

(Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского)

Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей прп. Сергия Радонежского. 5-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей прп. Сергия Радонежского. 5-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру “русским Ватиканом”. Все эти события обобщены в композиции.

Изображен – условно – главный вход в монастырь, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного Сергия. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря. По сторонам колокольни изображены Успенский и Троицкий соборы. Имя преподобного Сергия, как великого заступника за русский народ, особенно тесно связано с периодами наибольших испытаний и страданий русского народа: татарским игом, Смутным временем и, наконец, с революцией.

Шестое клеймо

(Убиение преподобномученицы Елисаветы и ихже с нею)

Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

5 июля 1918 года. Святых великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна, по происхождению принцесса Гессен-Дармштадтская, являлась родной сестрой Императрицы Александры Феодоровны и вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра Второго. Родившись в протестантизме, она познакомилась с православным вероучением после переезда в Россию. Елисавета Феодоровна от рождения обладала глубокой религиозностью, и в Православии она нашла то, что отвечало самым главным запросам ее души.

Великий князь Сергей Александрович боролся с революционерами и в 1905 году погиб от бомбы, брошенной одним из них. После кончины супруга Великая княгиня полностью предается духовной жизни и делам милосердия. Ею была создана знаменитая Марфо-Мариинская обитель в Москве. Духовный путь завершился мученическим венцом. На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности Воле Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых. Здесь цвет символизирует невинность жертв с одной стороны и свирепость убийц – с другой.

Последними словами преподобномученицы Елисаветы были слова Спасителя: “Боже, прости им, не ведают, что творят”.

Седьмое клеймо

(Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре)

Св. патриарх Тихон заточённый в Донском монастыре. 7-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Св. патриарх Тихон заточённый в Донском монастыре. 7-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Святой Тихон – великий иерарх. Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период.

Выбранный для иконного изображения момент его жизни позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа.

Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года.

На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ. В клейме отражена конкретная действительность: верующие люди собирались под стеной, ожидая выхода и благословения Святейшего. Но эти реальные исторические факты оказались прообразом его общецерковного почитания и прославления в лике святых.

Восьмое клеймо

(Убиение Царственных страстотерпцев и слуг их)

Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их. 8-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских

Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их. 8-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских

Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо. Пленение и смерть Государя и его семьи были по существу добровольным согласием на эту жертву. С высот величайшего могущества, только лишь мыслимого на земле, они сошли, лишенные всего, в подвал дома Ипатьева. Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием. Действительно, попущением Божиим Россия превратилась в гноище, а ее Государь со всей семьей, презираемые и отверженные, как прокаженные, были изолированы и затем убиты в подвале.

Царственные мученики изображены на лестнице, по которой их вели. Лестница обратилась в пьедестал, на котором смиренно и величественно возвышаются Царственные мученики. По ступеням лестницы они восходят на небо – стала для них лестницей Иаковлей.

Мученики представлены сплоченной группой, выражающей свойственное им глубокое единство. В центре возвышается строгая, собранная фигура Государя с сыном Цесаревичем Алексеем на руках. Он в форме зеленого цвета, но это совсем иной цвет, чем тот, который обозначает убийц. У Государя это насыщенный, глубокий и сочный цвет – символ вечности. Рядом с ним в торжественно белом одеянии стоит Государыня Александра Феодоровна. Цвет ее одежд напоминает о раннехристианских мучениках. Вокруг Царственной четы стоят Цесаревны: Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Черный цвет подвала означает тьму, которая пытается поглотить святых, но “свет во тьме светит и тьма не объяла его”. Арка подвала становится триумфальной аркой Императора-победителя.

Девятое клеймо

(Убиение праведников в Бутове)

Убиение праведников в Бутове. 9-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Убиение праведников в Бутове. 9-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Бутовский полигон – одно из трагических мест Русской истории ХХ века. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы. Были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Ныне в Бутово поставлен крест, и воздвигнут деревянный храм.

Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа – в центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. Имена не указаны, поскольку композиция призвана обозначить массовое смертное страдание неведомых святых, из которых множество известны только по именам, а другие остаются вовсе не известными. В центре предстоит фигура некоего старца священнослужителя, в котором наиболее подчеркнуто бесстрашие и мужество исповеднического подвига умирания за православную веру. Старец благословляет палачей.
Слева группа ведомых на казнь. У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь.

Десятое клеймо

(Расстрел крестного хода в Астрахани)

Расстрел крестного хода в Астрахани. 10-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Расстрел крестного хода в Астрахани. 10-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. Большевики же расстреливали мирных людей.

В феврале 1918 года, в знак протеста против большевистского декрета “Об отделении Церкви от государства” Астраханский владыка священномученик Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года, организовал крестный ход, который стал выдающимся событием в истории города: в нём приняли участие около половины населения Астрахани. По словам очевидца, “это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей”.

На фрагменте слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут диакона. В середине епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский). Напротив крестного хода, группа солдат, стреляющих в процессию. Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит разделительным знаком между противостоящими силами.

Одиннадцатое клеймо

(Убиение священномученика Владимира Киевского)

Праведная кончина сщмч. Владимира Киевского. 11-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Праведная кончина сщмч. Владимира Киевского. 11-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Святитель был председателем Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. В момент смерти святитель благословлял убийц.

Момент казни в композиции отсутствует. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками.

Распростертое тело святителя по композиции расположено почти в центре всего ряда и по вертикали практически совпадает с центральными изображениями деисиса и средника, т.е. завершает вертикаль: Спаситель – купол храма – крест – престол – Царственные мученики – священномученик Владимир. Это подчеркивает значение подвига выдающегося иерарха.

Двенадцатое и Тринадцатое клеймо

(Образ безымянной святой жены с детьми и арест священника в храме во время богослужения)

Образ безымянной святой жены с детьми и арест священника в храме во время богослужения

Образ безымянной святой жены с детьми и арест священника в храме во время богослужения

Исповеднический женский подвиг периода гонений чрезвычайно велик. Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения, непоколебимо стояли в храмах на богослужении в самые беспросветные годы.

«Белые платочки», как с любовью называл их святитель Патриарх Тихон. На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога.

На иконе в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми. Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника.

Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной службы, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения.
Изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны.

Четырнадцатое клеймо

(Разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима)

Разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима Саровского. 14-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима Саровского. 14-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Саровская Успенская пустынь, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима.
На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители.

Пятнадцатое клеймо

(Убиение священномученик Кирилла Казанского и иже с ним 20 ноября 1937 года)

Убиение сщмч. Кирилла Казанского и ихже с ним. 15-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Убиение сщмч. Кирилла Казанского и ихже с ним. 15-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

На иконе изображено исполнение смертного приговора, вынесенного святителю Кириллу врагами Церкви. Святитель молится, обращенный ликом к зрителю. Его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру. Его величественный образ, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил. Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем местности, где святитель был предан смерти. Горки желтовато-розового цвета написаны в одной гамме со святителем, они создают образ обновленной природы, вместе со святым мучеником противостоящей мрачным олицетворениям зла, что рождает ощущение торжества и победы над адом и смертью, свидетельство вечности.

***

Этих людей не удалось ни обмануть, ни развратить, ни запугать. они своей кровью запечатлели верность Христу и Его Церкви.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Они сумели остаться христианами в аду богоборческой советской эпохи. Они сберегли русскую душу, русское мирочувствие воспитанное русской Церковью в евангельском духе, в духе Христа. Они сохранили в своем сердце образ России…

Для нас этот опыт бесценен. Чтобы не погибнуть как народ, как нация, нам жизненно необходимо помнить, размышлять, а кто может – молиться нашим исповедникам и новомученикам. Как сказал один из современных русских священников, это “не отвлечённый долг благодарности, нет, это школа будущего”. Христианская цивилизация изначально строилась на костях мучеников.

 

 

 

 

 

 

По материалам:

  1. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (azbyka.ru)
  2. СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ – Древо (drevo-info.ru)
  3. Смысл и содержание Иконы “Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных” (cerkov.ru)
  4. 8 февраля ― Собор новомучеников и исповедников Российских / Статьи / Патриархия.ru (patriarchia.ru)
  5. “1917 Переворот? Революция? Смута? Голгофа!”, автор Феликс Вельевич Разумовский, Издательство Московской Патриархии
Pokrova2021

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление