Свежие новости из старых газет за 1914 год. О праздновании Нового Года в России.
Мы должны утвердить в нашем сознании мысль, что цель Бога по отношению к нашей жизни — это уподобить нас Христу. Если у нас тяжкая ноша, то потому, что благодаря ей мы лучше растем. Если другие нас подводят — для нас это еще один урок терпения и кротости. Если у нас трудное положение, неподходящие условия — это для того, чтобы мы могли совершенствоваться в трезвении и учились быть довольными, находясь в любом состоянии. Всегда Господь наш дает нам новые уроки, заставляя нас приблизиться к прекрасному образцу, который Он для нас создал, готовя нас к лучшему служению.
Государыня императрица Александра Федоровна Романова
18 января 1914 года вышел журнал “Церковные Ведомости”, издаваемый при Святейшем Правительствующем Синоде, в бесплатном приложении которого, под названием “Приходское чтение”, была напечатана статья “О праздновании Нового Года в России”.
В России, в различные периоды исторической жизни. Новый год начинали и праздновали в разное время. Предки наши языческого периода в праздновании новолетия сообразовались преимущественно с известным и отношениями солнца к земле и зависящими отсюда переменами в видимой природе. Из многих древних песен и обычаев («Славянская Мифология», Н. Костомарова) славян известно, что они праздновали Новый год в первый весенний месяц торжеством в честь Лада – бога солнца, или с летнего солнцеповорота. Как только от действия солнечных лучей начинал таять снег и в природе пробуждалась новая жизнь, начиналось всеобщее возрождение и обновление, то у славян торжественно справлялось празднество с принесением в жертву козла, сопровождавшееся гимнами в честь солнца, светил небесных и земных стихий, веселыми хороводами и “языческими огнями”.
Известно также о славянах-язычниках, что когда, по их представлению, солнце возвращалось на весну с зимнего поворота солнца, они начинали совершать празднества в честь Нового года, называемые “колядою” в честь божества олицетворявшего собою солнце (слово “коляда” происходит от старинного слова «коло», что значит круг, в данном случае фигура солнца).
Колядование в России, с древних времен совершаемое в промежуток времени между праздниками Рождества Христова и Нового года, как видно из Стоглава, состояло в том, что мужчины и женщины сходились «на ночное плещевание (купание), игры, глумление и бесовские песни…, с воем и криком кликали мертвых плясали»… Этот то веселый и разгульный языческий обычай, совершавшейся в честь зимнего солнцеповорота, застала на Руси Христианская Вера при введении её в России при святом великом князе Владимире.
Не смотря на все старания пастырей русских (особенно Кирилла Туровского в XII веке, патриарха Иоакима – в XVII веке и других) искоренить колядование, обычай этот пережил целые века в народе христианском и даже до селе сохраняется в захолустьях, где русский простой народ, применивши колядованье по времени к праздникам Рождества Христова и Крещения, распевает песни в честь этих святых праздников и вместе песни, противные духу христианства по встречающимся в них выражениям из песней языческих. Для торжества же в честь Нового года древне славяне любили переряживаться (маскироваться) и в этом виде ходить, петь и плясать по улицам и домам, чем наглядно выражались перемены, производимые в природе поворотом солнца. Переряживанье, составляющее и доныне весьма распространенный вид святочных удовольствий, было предметом горячих обличений еще Новгородского епископа Луки (XII века).
Существующее почти у всех народов и изстари идущее верование во влияние на судьбу и деятельность человека так называемых счастливых и несчастливых дней, тяжелых и легких, будучи частным отражением верования во влияние небесных светил на человека, приурочивалось особенно к первому дню Нового года. Поэтому язычники-славяне всячески старались первый день Нового года провести в великом, необузданном весели, веруя, что кто встретит и проведет этот день весело и радостно, такого и в продолжении целого года ожидает счастье в жизни, и наоборот. Поэтому же особенно под Новый год наши предки языческого периода совершали, как теперь гаданья разного рода. Гаданья в Новый год впрочем были общим обычаем почти у всех языческих народов, особенно у греков и римлян. Ревностные пастыри Церкви (еще в IV век святитель Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие) старались искоренить гаданья словом убеждения и обличения верующих; строго осуждались гаданья на Соборах (62 правило Трулльского собора, также правила поместных соборов в 562, 582 и 613 годах).
Правило 62 Трулльского Собора
Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических: при давлении винограда в точилах, не возглашати гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производити смеха, и по невежеству, или в виде суеты не делати того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергати из священнаго чина, аще же миряне, отлучати от общения церковнаго.
*****
Этим правилом дополняется 24-е правило этого собора; здесь осуждаются, как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества. Каков был характер этих и им подобных игр, мы видели в толковании 24-го трулльского правила. Это же (62) правило присуждает к извержению священнослужителя, погрешившего против того правила, а мирянина к отлучению. Это было тем большего осуждения достойно, что сами христиане, по словам Вальсамона, усвоили многие языческие обычаи, особенно же при собирании винограда, причем пели и некоторые церковные песни, чем, конечно, профанировали святыню.
В видах искоренения новогодних гаданий установлен был даже строгий пост в первый день января, когда они совершались, и празднование (гражданское) Нового лета перенесено на первый день сентября.
С принятием Христианской Веры от греков в России введено было летоисчисление греческое, по которому церковный год начинался с марта месяца, на том основании, что в этом месяце церковные писатели полагают начало создания Мира, притом и у евреев священный год начинался с нисана месяца, соответствующего нашему времени от 15 марта до 15 апреля (Следованная Псалтирь).
Так начинали новый год и древние христианские церкви, особенно восточная, в виду того, как сказано в Следованной Псалтири, что месяц март ознаменован воплощением Бога Слова, умерщвлением смерти чрез Воскресение Спасителя и дарованием верующим вечной жизни. Гражданский же год в России начинался с сентября, каковой месяц был началом гражданского года еще у евреев (Исх. 23, 16; еврейский месяц тифи соответствует времени от 15 сентября до 15 октября)
наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою (Исх.23:16).
и затем у римлян во времена кесарей.
В христианской церкви счет года с сентября, именно в виду того, что Спаситель, по мнению отцов Церкви, в этот месяц возвестил в Назаретской синагоге:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. (Лк.4:18-19)
был принята уже со времени указа императора Константина Великого в 312 году, когда вера Христова была объявлена дозволенною в государстве.
Но преподобный Нестор и другие русские летописцы ведут летосчисление от Пасхи до Пасхи. Таким образом в самом начале у нас допущена была некоторая неопределенность или, точнее, раздвоенность в праздновании Нового года, и это обстоятельство подало повод к спору о начал Нового года. На Соборе Московском в 1348 году при великом князе Симеоне Иоанновиче и митрополите Феогносте постановлено было церковный и гражданский год считать с сентября, как вновь утвердили это и Московские Соборы 1492 и 1502 годов. Поэтому первый день сентября в старину был важен для наших предков во многих отношениях. Так он считался срочным для платежа оброков, податей, поселяне и торговцы начинали свои счеты и расчеты со дня преподобного Симеона Столпника или, по обычаю, Симеона летопроводца.
В этот день, как “судный”, по преимуществу решались великим князем или государем в верховной думе некоторые государственные и общественные дела, например тяжбы, которые не могли быть удовлетворительно решены воеводами. При царе Борисе Годунове первый день сентября (с 1597 года) назначен был сроком закрепления крестьян земле. Как новолетие, этот день считался у русских в числе великих праздников, и предки наши, домашняя жизнь которых резко отличалась характером церковности, проводили этот день так же, как праздники Рождества Христова, Богоявления и др. В день Семенов они считали священным долгом присутствовать на всех богослужениях, подавать милостыню, посещать тюрьмы и приюты, снабжать бедных пищею и одеждою и тому подобным.
Первый день сентября, как праздник новолетия, начинал собою круг церковный, почему богослужение в этот день сопровождается особым церковным обрядом. В праздновании Нового года принимали непосредственное участие и наши древние русские цари, придавшие празднеству весьма торжественный характер. В этот день, как и в некоторые другие великие праздники, государь являлся народу в несказанном великолепии, которое засвидетельствовано даже иностранцами. Для празднования Нового года был установлен даже особый Чин провождения лету или действо многолетнего здравия. Накануне новолетия торжественный колокольный звон во всех церквях города Москвы, ранее обыкновенного времени, призывал православных к Вечерне, после которой Патриарх со всем собором совершал в Успенском храм Молебное пение новолетию, а иногда преподобному Симеону Столпнику. То же делалось накануне Нового года в церквях не только Москвы, но и всей России. В полночь о наступлении новолетия давалось знать жителям московским вестовою кремлевскою пушкою. С первым ударом церковного колокола, призывавшим к Утрене, благочестивые бояре и народ во множестве устремлялись в Кремль для встречи Нового года в Успенском соборе. По окончании Утрени, на рассвете совершался обряд Летопровождения. Патриарх по выходе из Успенского собора и прочтении пред церковными вратами Ектении, соответствующей дню, в сопровождении многочисленного духовенства в драгоценных облачениях, в преднесении святых икон, крестов и хоругвей, совершал Крестный ход на Кремлевскую площадь.
Посреди площади, против Красного крыльца в Кремле, устраивался обширный помост, огороженный кругом точёными решетками, расписанными разными красками. С восточной стороны помоста поставлялись три аналоя, на одним из которых лежал образ святого Симеона летопроводца. Перед аналоями горели свечи в серебряных подсвечниках; здесь же ставился столец для освящения воды. С западной стороны устраивались два особых места на особо устроенном обширном помост: одно, обитое червчатым бархатом и парчей, —для государя, другое, покрытое персидским ковром, – для Патриарха.
Впоследствии, при царе Алексее Михайловиче, для него ставили более парадное место, на подобие трона, резное, вызолоченное, высеребренное и разрисованное яркими красками, оно имело вид пятиглавого храм, с одной большой главой по средине и четырьмя малыми по углам.
Когда из западных дверей Успенского собора выходил (в 4 часу дня или по нашему счислению в 10 утра) Патриарх на действо на площади, в описанной торжественной обстановке, тогда из дворца, с Благовещенской паперти, показывалось шествие государя. Царский выход возвещался звоном на Иване Великом во все колокола с реутом и звон продолжался до тех пор пока государь вступал на своё место. Государь прикладывался святому Евангелию и иконам потом принимал благословение от Патриарха Животворящим Крестом и рукою, при чем Патриарх спрашивал государя о его царском здравии. Духовенство становилось по старшинству по обе стороны места – государева и Патриаршего; бояре же и весь синклит – по правую сторону государя и за его местом.
Соборная площадь ещё задолго до царского выхода покрывалась служилыми людьми, стоящими позади на своих местах по расписанию. На помосте между Архангельским и Благовещенским соборами стояли стольники, стряпчие и дворяне, а в некотором расстоянии от них – гости, все в золотых кафтанах. На помосте между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов и дьяки всех приказов; от этого помоста, по площади – стрелецкие полковники, головы и полуголовы. На паперти Архангельского собора становились иноземные послы и вообще приезжие иностранцы, а также посланцы русских земель. На помосте между Архангельским и Успенским соборами и стояли высшие воинские чины, полковники и прочие. На площади стояли стрельцы ратным строем, с знаменами, барабанами и ружьями, в цветном платье, а на кровлях соборов, на Ивановской колокольне и по Красному крыльцу, по лестницам и по всей площади стояли всяких чинов люди.
Совершаемое при столь величавой обстановке молебное пение с водосвятием исполнялось государевыми и патриаршими певчими, и присутствовавшие с благоговением внимали великолепному исполнению церковного служения, особенность которого составляло между прочим троекратное осенение Святым Крестом четырех стран света умилительное чтение Евангелия от Луки по пасхальному чину.
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? (Лк.4:16-22)
По окончании молебна государь подходил к Святому Кресту для лобзании, при чем Патриарх «здравствовал», произносил ему длинную приветственную речь, после краткого ответа на которую государь прикладывался к святому Евангелию и иконам. Затем возвратившись в Успенский собор, Патриарх соборне со всем именитым духовенством совершал чин Божественной Литургии.
После нея государя и Патриарха поздравляли с Новым годом духовные власти, подходя по два в ряд и низко кланяясь, при чем государь отвечал наклонением головы, а Патриарх – благословением. Потом поздравляли государя бояре и светские сановники, кланяясь большим обычаем, то есть почти до земли, при чем один из старейших говорил поздравительную речь. Затем бояре поздравляли Патриарха и весь освященный собор; старейший боярин говорил речь, на которую духовенство отвечало поздравлениями и благословениями. Когда оканчивались эти поздравления, государя поздравляла вся площадь, все стрелецкие полки и все многое множество народа. Бедным и нищим раздавалась в этот день царская щедрая милостыня, а богатые люди и бояре рассылали по странноприимным домам и тюрьмам калачи, пироги, пряники, одежду и прочее. Этот чин летопровождения был только гораздо отправляем и в городах и селах но проще; особенность его составляло троекратное обхождение вокруг храма в торжественной процессии церковной, о чём сказано в Требнике Петра Могилы.
Во всей России первый день сентября, как новолетие, праздновали по церковному чину единовременно только до 1700 года. Царь Петр Великий 20 декабря 1699 года повелел в своей Империи, по примеру других христианских государств вести летосчисление не от сотворения мира, как было доселе, но от Рождества Христова, и считать Новый год не с 1 дня сентября, а с 1 января. Тогда празднование Нового года по старинному прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония в первой день января, особенно 1700 года.
Уже накануне января царь повелел украсить улицы и дома заготовленным для того ельником. В полночь началась утреня и за нею Божественная литургия, совершенная митрополитом Рязанским Стефаном, в присутствии многочисленного духовенства. Между тем находившияся в Москве войска в строевом порядке спешили в Кремль с распущенными знаменами и расположились на Ивановской площади. По окончании литургии митрополит произнес речь, в которой доказывал нужду и пользу перемены начала года и затем совершил благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением. При возглашении многолетия царю открылся колокольный звон во всей Москве, сопровождавшейся пушечными и ружейными выстрелами. По принесении царю поздравления с Новым годом и столетием, царь Петр I пригласил бояр, духовенство и иностранных особ к своему парадному столу, а для народа были предложены угощения на площади; вечером была устроена затейливая иллюминация улиц, домов и фейерверки. Впрочем сначала многие были недовольны нововведением Петра Великого и долго вели счет Нового года по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государств начали от января писать и считать Новый год.
Ко дню начала индикта. Церковное новолетие. Святая Церковь начинает круг неподвижных дней богослужения 14 сентября и празднует этого числа новолетие, т. е. начало индикта. Этот день относится к малым праздникам. Сентябрьское новолетие (начало литургического года) имеет византийское происхождение; оно утвердилось в православной литургической традиции и сохраняется до сего дня. В службе 14 сентября возносятся молитвы о благополучном прохождении наступающего года. Опубликовано 13.09.2024
В нашей Православной Церкви церковный год однако и доныне начинается с 1 сентября. Следуя летоисчислению от Рождества Христова, Церковь наша хранит летосчисление и от сотворения мира и на книгах церковных, равно церковных грамотах означается год от сотворения мира и от Рождества по плоти Бога Слова. С другой стороны, хотя у нас в России с XVIII века Новый год начинается, как и в Западной Европе, с 1 января, но наш Новый год не совпадает с Новым годом на Западе. Для счисления времени у нас принят так называемый Юлианский календарь, составленный римским императором Юлием Цезарем при содействии александрийского ученого астронома Созигена за 46 лет до Рождества Христова приспособительно к солнечному году, при чем годы определены простые в 365 дней (круглым счетом вместо 365 и1/4) – три года подряд и високосные в 366 дней – следующий четвертый год, при чём 29 февраля составляет прибавочный день, образуемый чрез зачисление 3/4 дня за каждые предыдущие три года и 1/4 дня за четвертый год. Но общепризнано, что юлианский год не соответствует истинному солнечному году, которого он длиннее на 11 минут и 12, 2 секунды.
Такая, по видимому, незначительная разность в продолжении двенадцати с половиною веков от Первого Вселенского Собора в 325 году, принявшего юлианское счисление, до половины XVI века возросла до 10 дней, на такое количество юлианское счисление к 1582 году отстало от астрономического, так что весеннее равноденствие, вопреки показанию месяцеслова, было в этом году уже не 21, а 11 марта, и эта постепенно увеличивающаяся разность грозила наконец сделать Пасху зимним праздником.
Для устранения этой неточности времясчисление было исправлено в 1582 году папою Григорием XIII чрез дополнение недостающих десяти дней, так что католики, по повелению папы, после 4 октября должны были считать прямо 15 октября. Григорианский счет времени, общепринятый на Западе и называемый новым стилем, поэтому в счете чисел имеет разность в сравнении с юлианским старым стилем которая ныне состоит уже в 13 дней, так что первый день января по нашему счислению есть уже четырнадцатый въ Западной Европе (что для сношения с западно-европейскими народами отмечается в русских календарях под числом в вид дроби 1/14 или в скобках 1 (14)).
В Православной Церкви и ныне по древнему благочестивому обычаю совершается в день Нового года особое молебствие, многозначительное по своему содержанию. Церковь новозаветная не звуком левитский труб оглашает своё празднество новолетия , как древний Израиль (праздник Труб, Числ. 29, 1), но возвышает яко трубу молитвенный голос к Владеющему временами и летами, да благословит Он наступающий год для верных рабов Своих.
В начале молебного пения Святая Церковь возглашает молитвенно благодарственный Псалом Давида 64, в котором так живо изображается попечение благодеющего Промысла о сохранении и благоденствии тварей.
Начальнику хора. Псалом Давида для пения Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет [в Иерусалиме]. Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши. Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего. Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом, укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей. Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью; луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют (Пс.64:1-14).
Тем же молитвенно-благодарственным чувством проникнуты стихиры и ектении новолетнего молебного пения, в которых Церковь молится о прощении всех прегрешений прошедшего года и с благоговением повергает пред престолом Господа благодарные чувства верующих за все частные и общественные благодеяния в минувшем году и молит о благоденствии и благосостоянии Православной Веры и ее высокого защитника Царя.
В Евангельском чтении ум и сердце верующих возводятся к Ходатаю Нового Завета Иисусу Христу, Который явился на земле проповедати лето Господне приятно (Лук. 4, 18). Молебное пение завершается благодарственною молитвою, которую с коленопреклонением церковь повергает пред Всевышним.
«Владыко Господи Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, и лета во Своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом! Благодарим о щедротах Твоих, яко удивил на нас в мишошедшее время. Молим Тя: благослови венец на ступающего лета Твоею благостию, сохрани Императора, Дом и вся люди Его, умножи дни живота их в непоколебимом здравии и во всех добродетелях преуспеяние даруй им» и т. д.
После молитвы воспевши гимн святого Амвросия Медиоланскаго «Тебе Бога хвалим», Церковь молит о многолетии Благочестивого Государя, Государыни и прочих лиц Царского Дома. Это молебное пение православной Церкви Христовой в Новый год, по мысли Церкви, есть первый гимн Творцу и Промыслителю, первый дар признательного Ему сердца, первая молитва в Новом году. Если от руки Господа Бога верующие имеют живот, дыхание и вся (Деян. 17, 25), то Ему же, естественно, должны принадлежать первые движения души верующих, первые часы Нового года. Отсюда становится понятным целесообразным позднейшее благое установление Святейшего Синода совершать в полночь на Новый год торжественное молебствие в церквях Божиих, каковое установление постепенно укореняется в селах, не говоря о малых городах.
И можно сказать, безответны пред Божиим милосердием все те, которые в этот день из-за мирских забот или из-за выполнения суетных светских приличий дозволяют себе оставлять общественное молитвословие в храме Божием.
Дальнейшая история
9 февраля (27 января по ст. ст.) 1918 года был опубликован и вступил в силу, ранее утвержденный Советом народных комиссаров и Владимиром Лениным Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря», в котором было дано распоряжение, что после 31 января 1918 года сразу наступит 14 февраля — точно так же, как и везде в Западной Европе. Кроме того, в нём указывалось, что даты текущего года пишутся до 1 июля в двух вариантах — по новому и старому (в скобках) стилю, а после 1 июля – везде указывать даты только по новому календарю.
Календарная инициатива правительства большевиков была едва ли не единственной, которая получила если не поддержку, то во всяком случае одобрение даже у их политических противников, ведь по большому счету необходимость смены календаря в производственно-деловых вопросах давно назрела, но не могла быть реализована до тех пор, пока ее можно было рассматривать как уступку католической Римской власти. Но Русская православная церковь категорически отвергла реформу летоисчисления, наотрез отказавшись переходить на новый стиль. Только в 1923 году, по решению Второго Поместного собора, церковь решено было с 15 октября перевести на григорианский календарь, и с этим даже согласился патриарх Тихон, но уже 8 ноября он отказался от этой идеи.
С тех пор Русская Православная Церковь продолжает жить по «старому» стилю, отмечая все праздники по прежнему церковному календарю, который на 13 дней расходится с гражданским. В следствии, чего с того времени Новый год встречается 1 января в продолжении Рождественского поста, в день памяти Мученика Вонифатия Тарсийского, к которому с надеждой обращаются страдающие алкогольной и наркотической зависимостями и их семьи.
По материалам:
- Как Совнарком вычеркнул тринадцать дней из жизни России. Трофимов Антон. Главный исторический портал страны. История РФ.
- Начало и празднование Нового года в России. “Церковные ведомости” № 3 от 18 января 1914 года. Журнал “Приходское чтение” №47.
- Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Священноисповедник Никодим (Милаш). Азбука веры.