Неделя о мытаре и фарисее
“Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.”
Евангелие от Луки, глава 18 стих с 10 по 14
Великий пост, состоящий из святой Четыредесятницы, и примыкающей к ней вплотную Страстной седмицы – всего семь седмиц – служит приготовлением к величайшему христианскому празднику – Светлому Воскресению Христову, именуемому Пасхой Господней, прообразом которой была ветхозаветная иудейская Пасха (самое слово «Пасха» – πασχα с еврейского – phesach и значит: «прохождение мимо», «избавление» – когда (ангел) губитель избивая первенцев египетских, проходил (мимо) дома евреев (Исх. 12)). Это название евреи употребляют для означения своего праздника, учрежденного в воспоминание перехода их из рабства в земле египетской в обетованную землю ханаанскую.
Великий пост это время преимущественно назначенное Церковью для покаяния: это время всеобщего духовного очищения и освящения. Поэтому все богослужебные песнопения Великого поста и весь чин богослужебный направлен на то, чтобы пробудить в нас сокрушение о грехах своих. Но покаянные чувства, должная покаянная настроенность духа не всем и не всегда сразу и легко даются. Нужно заранее расположить душу к покаянному настроению. Учитывая это, Святая Церковь еще задолго до Великого поста начинает подготовлять людей к покаянному подвигу. Для этого назначены ею особые Подготовительные недели к Великому посту:
1.Неделя (без седмицы) Мытаря и фарисея;
Седмицы и Недели:
2. о Блудном сыне,
3. Мясопустная или О Страшном суде,
4. Сыропустная («сырная»)или Изгнание Адамово, называемая в просторечии также «прощенным воскресением», или «прощенным днем»
Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие Отцы Церкви оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии поста еще не наступившего, а только ожидаемого.
Каноны и многие другие песнопения, в которых раскрывается значение приготовительных недель, составлены в VIII веке. Преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский написал канон на Неделю о Мытаре и фарисее.
Таким образом, еще за три седмицы Церковь уже начинает подготовлять верующих к Великому посту, и с первой подготовительной недели – Недели мытаря и фарисея – богослужение совершается по Постной Триоди, вплоть до Страстной субботы.
Неделя о мытаре и фарисее
Неделя мытаря и фарисея называется так потому, что на литургии читается Евангелие – притча о мытаре и фарисее, а в церковных песнопениях, находящихся в Триоди постной, ставится в пример смирение мытаря и порицается гордыня и самохвальство фарисея.
Основная идея богослужения этого дня та же, которая выражена в заключительных словах притчи: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лук. 18, 14).
С этого дня и далее во весь пост до 5-ой недели включительно на каждой воскресной утрени после Евангелия поются умилительные покаянные тропари: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…»
Служба в эту неделю, как и в следующия недели, совершается по Октоиху, но из Триоди добавляются стихиры и канон. Последование святого (из Минеи), прилучившегося во все эти недели (то есть воскресные дни), поется в пяток на Повечерии, кроме, разумеется, памяти великого святого, служба которого соединяется в согласии с указанием Марковых глав.
Нормально, неделя мытаря и фарисея должна быть по счету 33-ей по Пятидесятнице, но в зависимости от того, бывает ли «вне Пасха» или «внутрь Пасха» (ранняя или поздняя Пасха), она может быть позже или раньше. Поэтому в таблице Евангельских чтений на утрени уже не указывается с этой недели рядовое утреннее Евангелие, как не указывается и рядовой глас. По субботам, со следующей после недели мытаря и фарисея, до недели Всех святых положено читать на литургии сначала Евангелие рядовое субботе, а потом уже святому.
Седмица эта сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление фарисея, гордившегося тем, что он постится дважды в седмицу и, как сказано в Триоди, в посрамление еретиков-армян, содержащих всю эту седмицу пост, «гаголемый арцивуриев».
***
Триодь постная и Триодь цветная
Эти две книги содержат молитвословия для подвижных дней богослужебного года, зависящих от того, в какой день года придется Пасха. Называются эти книги так потому, что характерным содержанием их являются неполные каноны, состоящие большей частью из трех (1-ой, 8-ой и 9-ой) песней (по-гречески τριωδιον «триодион» «трипеснец»), или из четырех (четырепеснец), или из двух (двупеснец).
Триодь постная содержит молитвословия подготовительных недель к Великому посту, молитвословия самого Великого поста и молитвословия Страстной седмицы. Первая служба, помещенная в Триоди постной, это служба Недели Мытаря и Фарисея, а последняя служба Великой субботы. Молитвословия Триоди постной в будничные дни заменяют собою молитвословия Октоиха. Из Октоиха берутся только некоторые седальны и светильны, но они печатаются в самой Триоди, так что можно обходиться без пользования самой книгой Октоиха. Только в воскресные дни периода постной Триоди воскресные песнопения берутся для каждого данного гласа из Октоиха. Во время пения Триоди постной пение Минеи не отменяется, но есть некоторые дни, когда и Минея отлагается, а вся служба совершается только по Триоди.
Триодь цветная содержит молитвословия начиная с первого дня Пасхи и кончая неделею Всех Святых после Пятидесятницы. Цветная Триодь, подобно постной, иногда заменяет собою Минею, иногда поется вместе с ней. Воскресные песнопения Октоиха печатаются на своих местах в Триоди цветной, вследствие чего можно обходиться без Октоиха.
Некоторые последования из Триоди постной и цветной изданы отдельными книжками. Таковы: Последование Первой Седмицы Великого поста, Последование Страстной седмицы, Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу и др.
Притча о мытаре и Фарисее, с назиданием, что часто и краткая молитва спасает человека
Каждый православный христианин знает, как необходима ему молитва. Молитвою мы входим в общение с Богом, чрез нее испрашиваем у Бога милости, ею утешаемся в скорбях, ею же благодарим Бога за великие Его милости к нам, грешным. И всякий из нас постоянно прибегает к молитве: молится каждый из нас дома, молится и в церкви. Зная нашу потребность молитвы, Святая Церковь нам составила много образцов молитв. Ноне всякому христианину доступны эти образцы молитв. Многие из христиан не грамотны и потому не могут выучить наизусть молитвы, и горько сокрушаются они об этом, говоря: «Что же нам делать? мы не умеем молиться, то есть не знаем молитв!» Но, нужно сказать в ободрение подобных людей, дело не в количестве прочитанных молитв, а в том, как произносить молитвы. Можно прочитать и много молитв, но они будут не угодны Богу, и напротив, можно прочитать или произнести несколько слов, и молитва будет услышана Богом. И апостол Павел говорит, что лучше пять словес умом глаголати, т. е. из глубины души, нежели тьмы словес одним языком, т. е. без участия сердца (1Кор.14:19). Лучшим разъяснением этой мысли служит притча Спасителя о мытаре и фарисее.
Два человека, говорится в евангелии, пришли в храм помолиться; один из них был фарисей – человек, который отличался особенною строгостью жизни, а другой был мытарь-сборщик податей, который, уже по самому званию своему, не пользовался уважением народа. Гордый, тщеславный фарисей таковым оказался и на молитве: он просил Бога не о прощении грехов, которых у каждого множество, а только благодарил Бога за свои добродетели, хвалился ими и даже осуждал других. Между тем мытарь, вполне сознавая себя грешником, ни о чем больше не думал, как только о своем недостоинстве, и со смирением и кратко молился Богу:
Боже, милостив буди мне грешному!
Немного молился мытарь, немного слов произносил он, но молитва его была угодна Богу: он вышел из храма оправданным и чистым.
Итак, христианин, если желаешь, чтобы твоя молитва была услышана, не старайся о том, чтобы произнести побольше слов; часто и краткие молитвы, как, например, «Боже, очисти мя грешного» «Боже, милостив буди мне грешному», «Господи, помилуй и спаси мя» и тому подобно, бывают лучше и угоднее Богу, чем длинные молитвословия, лишь бы только они произносились от чистого сердца, с сокрушением о грехах.
Богу нужны не слова наши, а сердце. Жертва Богу, говорит святой пророк Давид, дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). В доказательство этой мысли послушайте рассказ из: жизни преподобного Нифонта.
В молодости Нифонт предавался всевозможным порокам, совсем развратился, и не было дурного дела, какого бы он ни делал. Но Господь не дал погибнуть Своему созданию. Однажды Нифонт пришел к другу своему Никодиму, последний, взглянув на друга, долго с удивлением смотрел на лицо его. «Что ты на меня так смотришь?» – спросил Нифонт. – «Веришь ли, брат, – отвечал Никодим, – я никогда не видал у тебя такого лица, какое сегодня: оно черно и страшно». Нифонт, слыша эти слова, устрашился и со стыдом вышел от друга. Дорогою он, вдумываясь в свою жизнь, ужаснулся своих пороков и принес полное раскаяние Богу. Он говорил себе: «если в этом мире я так черен душою и телом, то на суде Божием что буду? И как явлюсь лицу Божию? Горе мне грешному! Но, Господи Боже мой, на Тя уповаю, спаси меня, да не похитит диавол душу мою!» Много плакал и скорбел о грехах своих Нифонт и, придя в храм, возвел глаза свои к иконе Божией Матери и воскликнул:
«Помилуй меня, Заступница христиан! Помоги мне ради великой Твоей милости, ибо Ты – кающихся упование и надежда!»
Говоря это, он с удивлением увидел, что на иконе лик Богоматери просветился и как бы улыбнулся. Видя это, Нифонт возрадовался сердцем. Однажды шел он в церковь и дорогою встретил человека, которого в чем-то мысленно осудил. Придя в храм и обратясь по обычаю к иконе Богоматери, он с ужасом заметил, что ее лик строг и как бы отворачивается от него. Нифонт, перебирая свои мысли, вспомнил, что недавно осудил ближнего, и, припавши на землю пред иконою, со слезами молился: «Боже, прости меня, грешного! Я похитил славу Твою, осудивши моего ближнего прежде, нежели Ты воздал ему Твой праведный суд. Владыко! Помилуй меня, с этих пор я никогда не буду осуждать брата моего». Лик Богоматери снова прояснился. Вот ясный пример истинной, богоугодной молитвы. Немного слов произносил Нифонт, но много слез пролил он, прося прощения своего греха. Как мытарь взывал: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику», так и Нифонт говорил: «горе мне, грешному! Господи, помоги мне! Помилуй меня, Заступница христиан!»
Итак, ни один христианин не должен оправдываться незнанием молитв; есть молитвы краткие, доступные всем и каждому; их заучить может не только взрослый, но и дитя. Поэтому наш долг – не только самим выучить молитвы, но и детей научить. Пусть дитя сначала хоть безсознательно будет произносить слова молитвы, а потом привыкнет и станет молиться, как следует. Какое благотворное действие на детей оказывает молитва, это наилучше всего разъясняет следующий случай. Об одном восьмилетнем отроке рассказывают, что его заставляли часто повторять молитву Иисусову:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!
Сначала ему это не нравилось, и он всячески уклонялся от молитвы; но потом стал усерднее и охотнее исполнять приказание и – дотоле резвый и шаловливый – мало-помалу стал тих и молчалив, а наконец так привык к молитве, что уже без всякого понуждения творил ее всегда и при всяком деле. Когда его спрашивали, почему ему так полюбилась молитва, он в простоте сердца отвечал: «Когда я говорю молитву, то мне бывает очень хорошо!» – «Да как же это хорошо?» – «Не знаю, как сказать, – отвечал отрок, – весело мне очень!.. Весело, хорошо», – больше ничего не мог сказать блаженный отрок о том благодатном утешении, какое испытывала его чистая детская душа.
Вот какое благотворное действие оказывает на душу молящегося и краткая молитва. Только молись, христианин, усерднее, молись как мытарь, с сокрушением сердечным о своих грехах и избегай самохвальства и осуждения других.
«Боже, очисти мя грешного! Боже, милостив буди мне грешному! Господи, помилуй и спаси мя грешного!»
Произноси эти краткие молитвы как можно чаще и усерднее, и твоя молитва будет угоднее длинных молитв, произносимых без участия сердца.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Не надобно осуждать ближнего
Не знаю, откуда вошла в людей эта болезнь: мы стали болтливы, в нашей душе не держится ничего. Послушай одного мудреца, который, увещевая, говорит: слышал ли еси слово, да умрет с тобою: не убойся, не расторгнет тебе (Сир.19:10): и еще: если услышит слово буй, то поболит, якоже рождающая от лица младенца. Мы готовы на обвинения, скоры на осуждения. Если бы мы не сделали ни никакого другого зла, то и это одно достаточно для того, чтобы погубить нас, свести в геенну, причинить нам тысячи бед. А дабы ты точнее узнал это, послушай пророка, который говорит: седя на брата твоего клеветал еси (Пс.49:20). Но не я, говоришь, а другой. Нет, – ты. Если бы ты не говорил, то другой не услышал бы, а если бы и услышал, то ты не был бы виновен в грехе.
Недостатки ближних должно умалчивать и прикрывать, а ты под предлогом доброжелательства выставляешь их на вид, делаешься если не обвинителем, то рассказчиком, болтуном, глупцом. О, срам! Вместе с ним ты срамишь себя самого, и не чувствуешь! Смотри, сколько зол происходит отсюда: ты прогневляешь Бога; огорчаешь ближнего; делаешь самого себя повинным наказанию! Не слышал ли, что Павел говорит о вдовицах? Не точию праздны, говорит, учатся обходити домы, но и болтливы и любопытны, глаголющие, яже не подобает (1Тим.5:13). Таким образом, даже и тогда, когда бы ты верил сказанному о твоем брате, не следует пересказывать, а тем более, когда не веришь.
О себе ты всегда заботишься, опасаясь, чтобы не быть осуждену от Бога. Бойся же, чтобы не быть тебе осуждену и за болтливость. Для чего ты распространяешь слух? Для чего умножаешь зло? Оно может погубить нас. Посему и говорит Христос:
Не судите, да не судимы будете, (Мф.7:1)
Но мы нисколько не думаем об этом, и пример фарисея не вразумляет нас: он сказал правду: несмь якоже сей, мытарь, сказал тогда, как никто не слушал его, и однако осужден (Лк.18:11). Если же он осужден, высказав правду и сказав тогда, как никто не слушал его, то какому подвергнутся мучению те, которые всюду разглашают ложное и такое, в чем сами не уверены, подобно болтливым женщинам? Чего не потерпят они? Положим же на уста свои дверь и ограждение. От болтливости произошло бесчисленное множество зол; расстроились семейства, разрывались узы дружбы, происходили тысячи других бедствий.
Не старайся же, человек, узнавать то, что касается ближнего. Но ты болтлив, ты имеешь этот недостаток! Говори лучше о своих делах Богу, – и это не будет недостатком, а будет приобретением, говори о своих делах друзьям, друзьям истинным и справедливым, на которых ты полагаешься, дабы они молились о грехах твоих. Если будешь говорить о чужих делах, то не получишь никакой пользы, никакого приобретения, но еще получишь вред; а если будешь исповедовать свои дела пред Господом, то получишь великую награду. Рех, говорит псалмопевец, исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего(Пс.31:5).
Ты хочешь осуждать? Осуждай себя самого, никто тебя не осудит, если ты будешь осуждать сам себя; но осудит, если ты не будешь осуждать сам себя; осудит, если ты не будешь скорбеть о себе самом. Видишь ли ты, что кто-нибудь гневается, раздражается, или делает что-нибудь другое безрассудное? Подумай тотчас о своих делах, тогда и его не слишком будешь осуждать, и себя избавишь от бремени грехов. Если мы таким образом будем умерять себя, если таким образом будем осуждать самих себя, то, конечно, не допустим многих грехов, но сделаем много доброго, будем кроткими и умеренными, и получим все блага, обещанные любящим Бога, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.
***
Рассказы, показывающие, что Бог награждает тех, кто не осуждает ближних
I. Авва Пафнутий рассказывал о себе: «однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, безстыдно разговаривавших между собою. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот, явился мне ангел с мечом и говорит: “Пафнутий! Все, осуждающие братий своих, погибнут от меча сего! Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в грехе. Посему имя твое вписано в книгу живых”.
Итак, да внимаем себе самим и о своих грехах будем более заботиться, чтобы от них освободиться. Один благочестивый старец, видя, что брат его согрешил, со вздохом сказал: «горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом и всякому из нас надлежит памятью о собственном недостоинстве и безсилии отражать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближнего.
II. Один инок был довольно нерадив на пути спасения, в постничестве и молитвах. Наконец, пришло время расстаться ему с жизнью, и собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их, беспечный инок оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога, и даже улыбаясь, – «Отчего ты в грозный час суда Божия так беспечален?» спросили они: «мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия; укрепись силою Христа, Бога нашего, и скажи нам, да прославим Его милосердие». – Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: – «так, отцы и братия! Я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости суда Господня… Но вдруг ангелы сказали мне: «при всем небрежении, ты не осуждал и был незлобив, и с этими словами раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!» Сказав это, инок предал с миром душу свою Господу. Не осуждайте, да не осуждены будете; оставьте, и оставится вам, сказал Господь (Лк.6:37).
«Вот один из самых кратких путей, ведущих к получению прощения грехов, говорит святой Иоанн Лествичник, а именно – не осуждать! Если вы не судите, то и вас не будут судить» (Лк.6:37).
Протоиерей Григорий Дьяченко
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие от Луки, глава 24 стих с 12 по 35 (зачало 113)
На Литургии
Второе Послание апостола Павла к Тимофею, глава 3 стих с 10 по 15 (зачало 296)
А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (2Тим.3:10-15)
Евангелие от Луки, глава 18 стих с 10 по 14 (зачало 89)
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк.18:10-14)
Богородицы:
Послание апостола Павла к Филиппийцам, глава 2 стих с 5 по 11 (зачало 240)
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Флп.2:5-11)
Евангелие от Луки, глава 10 стих с 38 по 42, глава 11 стих с 27 по 28 (зачало 54)
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лк.10:38-42,11:27-28)
Святителю:
Послание апостола Павла к Евреям, глава 13 стих с 17 по 21 (зачало 335)
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. (Евр.13:17-21)
Евангелие от Луки, глава 6 стих с 17 по 23 (зачало 24)
И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. (Лк.6:17-23)
Рассказ “Из русской жизни. Наказанное самохвальство.“:
главы из книги “Праздничный отдых христианина” протоиерея Григория Дьяченко.
По материалам:
- Православный Церковный календарь. Азбука веры.
- Богослужебные указания за 25 февраля 2024 года. Официальный сайт московского Патриархата.
- Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
- Литургика. Архиепископ Аверкий (Таушев). Азбука веры.
- Мытаря и фарисея неделя. Православная энциклопедия.
- Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. Гермоген Иванович Шиманский. Азбука веры.
- Литургика. Подготовительные недели Великого Поста. Учебное пособие для Духовных Семинарий. Гермоген Иванович Шиманский. Азбука веры.