Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

1914 год. Церковь и Учительство. О Православной Вере, Святой Церкви, Служении, духовной трагедии времени и единственном выходе. Священномученик Протоиерей Иоанн Восторгов.

В 1914 году состоялось открытие пастырско-миссионерских курсов для членов клира города Москвы, среди которых были протоиереи и настоятели приходов. На открытии, состоявшемся в большом зале Владимирского епархиального дома, собрались курсисты и много народа. В этот день к собравшемся с речью «Церковь и Учительство» обратился будущий священномученик, протоиерей Иоанн Восторгов. Чуть позже это обращение было напечатано в Прибавлении к Церковным ведомостям №4 от 25 января 1914 года.

Священномученик, протоиерей Иоанн Восторгов

Священномученик, протоиерей Иоанн Восторгов

В жизнеописаниях многих святых и при том наиболее великих, прославленных и имевших особенно широкое влияние на окружающую жизнь, славных даром учительства, утешения и созидания человеческой совести, мы наблюдаем одну особенность: они долго и настойчиво избегали именно учительства, и если потом обращались к нему, то лишь вследствие повеления Церкви, по долгу послушания.

Таков знаменитый общего жития начальник преподобный Феодосий Великий на Востоке, таковы и наши русские великие подвижники.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. XVI век. ГИМ.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. XVI век. ГИМ.

Вспомните преподобного Сергия, которого только путём прямого приказания церковной власти можно было согласить на игуменство и учительство. Вспомните недавно прославленного преподобного Серафима. В молодости еще послушником в монастыре он видимо выделяется из всех и своими дарованиями, и своими подвигами. Вот, будучи иеродиаконом, во время совершения литургии он видит явление Господа. Кажется, мог бы он после того учить других? Но он молчит, ибо не видит указания на учительство, как на свою обязанность. Он делается потом иеромонахом, — и опять продолжает избегать учительства. Растет слава его святости, его подвигов, мир взывает к его слову, ищет его наставлений, — но нет у него повеления на то, нет долга, и он продолжает безмолвствовать. Более того: он удаляется в пустыньки ближнюю и дальнюю, избегает многолюдства, ищет уединения, предаваясь молитве и богомыслию. Народ к нему идет, а он удаляется, наконец, в полный затвор, в полное безмолвие… И только в конце жизни, под влиянием благодатных указаний свыше и повеления церковной власти, он принимает, наконец, народ, учит, утешает, наставляет, созидает совести, проповедует, отдается тяжким трудам старчества и учительства. Открылись его уста, — и его изречения, полные глубокого проникновения в тайны человеческого сердца и его непрестанной борьбы против греха, полные познания уроков и заветов святоотеческих и церковных, обильным источником и доныне текут, наполняя верующие и страждущие души.

Что означает это явление?

Оно говорит, как тяжек подвиг и как ответственно служение учительства вообще, религиозного же учительства в частности и в особенности; оно говорит, как потребно здесь приуготовление духа, созревающего надёжнее всего в уединении; оно говорит, что здесь необходимо своего рода посланничество, апостольство, выражающееся в благословлении и повелении церковной власти:

И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр.5:4).

Велик был в пророках Иоанн Креститель, больший из всех рожденных женами. Долг пророка и состоял именно в учительстве, в проповеди повелений Господних.

Пророк Иоанн Креститель, икона

Пророк Иоанн Креститель, икона

Не забудьте, он был сыном священника и, следовательно, по закону ветхозаветному, который установил священство наследственное, он и сам был священником. Однако, что же видим? До тридцати лет жизни проводит он в уединении от шумной общественной жизни; как думают, в это время он в общинах таких же подвижников, живших в пустыне, изучает Закон Божий, приготовляется к великому делу, к которому он предназначен Богом, как ознаменованный с самого рождения особыми знамениями Божьяго избрания, о чём он сам не мог не знать. Когда же он выходит на учительство? После того, как

при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне (Лк.3:2).

по словамъ евангелиста Луки. Только тогда вышел он на людный путь Иорданский, стал привлекать к себе народ, только тогда возгремели его слова о покаянии, его наставления ко всем приходящим, людям различных классов и занятий, его проповедь о Христе и приближении Царства Небесного.

Не то же ли видим даже в Иисусе Христе? Он пришел в мир, чтобы засвидетельствовать об истине,

Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. (Ин.18:37)

чтобы люди познали Единого Истинного Бога и Его же Он послал — Іисуса Христа.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Ин.17:3)

Однако, тридцать лет жизни проводит Он если не в уединении пустыни, как Иоанн, то в уединении семьи, в уединении малолюдного и тихого Назарета, среди трудов обычной жизни бедного плотника.

Крещение Господне. Икона из Кашинского чина. 30–40-е гг. XV в. (ГРМ)

Крещение Господне. Икона из Кашинского чина. 30–40-е гг. XV в. (ГРМ)

Вот слышит Он о себе свидетельство с неба от Отца и Духа Святого, слышит Он от Иоанна пред народом свидетельство о Себе, как об Агнце Божием, вземлющем грех мира. Но и после этого Он все-таки уходит в пустыню, чтобы молитвою, постом, богомыслием в уединении подготовиться к великому делу, чтобы восторжествовать над искусителем и искушением и победить потом мир.

Апостолы потому и именуются апостолами-посланниками, что не сами себе прияли звание учительства: они сначала были призваны (Матф. гл.4), потом избраны (Лук. гл.6), потом посланы на проповедь, и сначала только к народу иудейскому (Матф. гл.10), а потом уже, после чудесного укрепления их сил силою Святаго Духа — во весь мир (Матф. гл.28).

Апостол Павел. Икона работы преп. Андрея Рублева, 1410-е

Апостол Павел. Икона работы преп. Андрея Рублева, 1410-е

Апостол Павел, больше всех потрудившийся в проповеди и учительстве словом и писанием, сам заявлявший о себе, что его Бог послал

Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова (1Кор.1:17).

слышавший от Христа прямое повеление и указание:

И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. (Деян.22:21)

и он после призвания своего к проповедничеству идет в Аравию и три года проводит в размышлении и изучении Священного Писания в новом, открывшемся для него, христианском духе и смысле, и уже только после этого идет сначала в Антиохию, где осторожно пока приготовляется к делу учительства под руководством Церкви

Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян.11:25-26).

и потом уже самостоятельно выходит на подвиг учительства, проверяя его и потом согласием и руководительством Апостольской Церкви (Деян. гл. 15, Гал. 2, 1—3).

На все века апостолы дают предостережение христианскому миру:

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак.3:1).

и этим, конечно, только повторяется завет Христов:

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; (Мф.23:8)

После всего сказанного, расцените теперь нашу современную жизнь. В чем её особенность, с точки зрения обсуждаемого вопроса? В том, что все ныне одержимы какою то болезненною страстью учительства и, к сожалению, главным образом, — учительства в области религиозной и нравственной. Какие нибудь «братцы» Чуриковы, Колосковы или Григорьевы занимались мирно своим делом; один был дворником, другой позолотчиком, третий городовым полицейским служителем. Откуда могли, они приобрести познания о Слове Божием, о нравственной жизни? Кто дал им полномочия учительства? Все они явились из деревень Самарской или Тульской губернии на заработки в столицы, но скоро увидели, что у них могут быть заработки гораздо большие, что они могут себе приобрести целые дачи, построить дома, жить без труда, занимаясь религиозным учительством. Возникает «братчество» в Санкт-Петербурге с тысячами последователей, «трезвенничество» в Москве тоже с сотнями последователей. Где причина их успеха?

Апостол отвечает, что в последнее времена явятся не только желающие быть учителями, весь век учащиеся и никогда не достигающее познания истины,

желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1Тим.1:7).

имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим.1:19-20).

всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (2Тим.3:7).

но и особые люди, которые и сами, по своим прихотям, будут искать и избирать себе учителей,

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1Тим.4:1-2).

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2Тим.4:3).

то есть стремящиеся к тому, чтобы услышать льстивую приятную проповедь, например, — проповедь, греющую плоть, как в хлыстовстве, или удовлетворяющую гордыню и самолюбие, как в баптизме, или дающую чувство лжепокоя в сознании святости и уже обеспеченного «спасения», как во всех евангелических сектах. Отсюда удивляющая нас в настоящее время легкость приобретения последователей. Какой либо Григорий Босой в Иванове-Вознесенске объявит себя Христом, назовет Иваново — Вознесенск Новым Иерусалимом, измыслит особое учение — смесь суеверия, православия и хлыстовщины и имеет успех: посылает и 12 и 70 «апостолов», заражает своею проповедью целый ряд деревень и селений, теперь уже и по Московской губернии.

Не то же ли самое не только в простонародной среде, но и в среде более образованной? Сколько писателей поучают богоискательству, поучают смыслу жизни? Да одни ли писатели? Снявший сан монах Илиодор, отрекшийся от православия, уже этим самым, кажется, ясно показал, что ему самому свойственны ошибки и заблуждения, что у него не может быть твердой уверенности в правоте своих суждений, — но он непременно учительствует, он окружен последователями, которые должны давать ему средство на его бегство, на его фантастические переезды, на его женитьбу по «законам природы».., лишенный сана Петров, совсем отошедший от религиозного миросозерцания, и представляющий обычный тип русского интеллигента-агностика, сам незнающий, есть ли религиозная истина и где она, — однако учит, морализует, читает лекции о смысле жизни, с которыми объезжает Россию, печатает действительные или сочиненные письма лиц, яко бы обращающихся к нему за разъяснением нравственных вопросов и недоумений совести. Лишенный сана архимандрит Михаил, бесстыдно перекинувшийся в раскол старообрядчества, — говорим: бесстыдно потому что он, конечно, совершенно не разделяет бредней раскольников, в простоте и невежестве верующих в двоеперстие, двойную аллилуйя, в греховность кофе, в спасительность только старых икон и только старых гнусавых напевов, — Михаил, которому сами раскольники не верят, осуждают за грязную порнографию и табакокурение, которому не дали они служить еще ни одной литургии, — и он учит, учит, печатает без конца свои поучения в раскольничьих журналах.

Люди, сами показавшие неустойчивость, колебание в вере, постоянные переходы от одного учения к другому противоположному, — люди, которые по преимуществу должны были бы молчать, не имеют, однако, чувства самой простой порядочности, простой стыдливости, чутья такта, и с бесстыдной наглостью выступают учителями других.

Толстой всю жизнь менялся: опубликованная теперь в печати его обширная переписка показывает, сколько противоречивых и лицемерных суждений было у этого исчадия сатанинской гордыни в воззрениях на один и тот же предмет. Но он снимает копии с каждой своей записочки, в которой говорит даже о своем собственном здоровии, держит для сего особых писцов-секретарей, хранит всё написанное, как драгоценность, чтобы потом все это напечатали при его ли жизни или после его смерти, — и опять, непременно «в поучение» миру. Он сам бежит из дому, сам бежит от жизни, которую, по собственному признанию, провел «в грехе», в лицемерии, в полном противоречии со своим учением, если таковое у него было, как постоянное и устойчивое мировоззрение, — и, однако, всю жизнь учит и учит других.

Горький написал «Исповедь», в которой передал все свои религиозные и нравственные искания, колебания, противоречия, заблуждения, дошел, наконец, до обожествления «народа», воображая, что это большая новость, — и все таки учит и учит!

Писатели, ничего не знающие и не понимающие в вопросах Веры, Церкви, догмата, канона, церковного устроения прихода, совсем не участвующие в живой жизни Церкви верою, молитвою, таинствами, общением с пастырями, наконец, даже вовсе не христиане, а евреи, непременно с развязностью и самоуверенностью говорят о соборе, о православии, о переустройстве прихода и о нравственных обязанностях человека. Непристроившийся никуда неудачник, вышедший из учебного заведения далеко до окончания курса, взятый с улицы в редакцию газеты, обязательно поучает. И что еще удивительнее: поучает именно молодежь, и чем моложе такой случайный обладатель пера с чернилами и белого листа газетной бумаги, тем с большей уверенностью и настойчивостью он поучает мир… Опасное и гибельное знамение! О нем говорит Исаия пророк, угрожая, как величайшим несчастьем для отступивших, от Бога, что юноши, станут князьями и руководителями их:

И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними (Ис.3:4).

О нем ведомо было и наиболее вдумчивым мыслителям даже в язычестве, и один из таких мыслителей древнего мира (Платон), всего на два столетия живший позже только что упомянутого пророка, тоже указывает, как на признак близкой гибели общества, на детоправление, когда молодежь властно поучает людей пожилых и опытных. Забывают современные любители учительства старую даже языческую мудрость, которая гласить: «Сначала надобно учиться, потом жить и потом уже философствовать»… Забывают, что для подготовления к учительству потребно предварительное уединение: уединение школы, уединение семьи, уединение труда, подвига, размышления, наблюдения, участие в жизни в положении руководимого, ученика, а для действительного выступления на учительство потребно призвание, и при том определяемое не самим собою, ибо здесь гордыня подскажет человеку какое угодно призвание, — а определяемое совне, в частности, в вопросах религиозных и нравственных потребно повеление, полномочие, посольство от Церкви!

Образ Господа Иисуса Христа. Храм Покрова пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга.

Образ Господа Иисуса Христа. Храм Покрова пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга.

Да,братие! Один у нас Учитель — Христос, один у нас Наставник — Христос, все же мы братия. Таковы слова Самого Спасителя, записанные в Евангелии. Только Он учит, а люди если и учат, — то только Его слову, от Него, по Его уполномочию. И отвержен, и да будет отвержен и заклеймен позором всякий из нас, пастырей Церкви, который, прикрываясь своим священным званием, опираясь на него, учит своей, измышленной, а не Христовой истине!

Итак, что сказать вам, возлюбленные, в таком множестве наполняющие и всегда и сегодня этот дом церковного учительства? Благо вам, из-детства наученным смиренной покорности Святой Матери Церкви, напаяемым и напаяемым  от источников ея — Христова и апостольского учения! Воистину о вас можно сказать словами древнего пророка Божия Иеремии: «Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость! О, Израиль! Как велик дом Божий и как пространно место владычествия Его! Велик он и не имеет конца, высок и неизмерим!… Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним… Он явился на земле и обращался между людьми… Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий во век! Все держащиеся ея будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, возьми ее, ходи при сиянии света ея. Счастливы мы, блаженны, —  ибо мы знаем, что благоугодно Богу (Вар. 3 и 4 гл.).

Но смотрите: тот же пророк и тех же самых сынов Израиля упрекает:

оставил источник премудрости. Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки (Вар.3:12-13).

Он упрекает народ за то, что он в легкомыслии ищет учителей и пророков, которых не посылал Бог.

Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали (Иер.23:21).

Пусть это слово послужить нам предостережением. Не увлекайтесь сами духом религиозного учительства: этот тяжкий и ответственный подвиг нельзя брать на себя самовольно. Не увлекайтесь и учителями иными, кроме посылаемых от Церкви, не ищите новостей в Вере, как любят и их искать суетные сыны суетного века. Новостей въ этой области нет, и быть не может!

И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих». Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света (Ис.8:15-20).

А вам что сказать, отцы и братие, члены и досточтимые служители Московского клира? Вы ныне открываете занятия свои на пастырско-миссионерских курсах, чтобы соутешиться братскою беседою и взаимно назидаться в деле церковного учительства. Благословен Господь, собравший нас в таком неожиданном множестве! Мы живем во дни великих опасностей для Божьего достояния, нашего православного народа. Плоть от его плоти, кость от его кости, — мы любим его всею душою, не только как нашу плоть и кровь, но и как воцерковленное Божье достояние, и наш патриотизм прежде всего есть патриотизм воцерковленный: мы полагаем благо нашего родного народа в его православии, в обладании истиной веры и жизни, в его вечном душевном спасении. Но нельзя скрывать от себя народные настроения. Под влиянием тяжких государственных наших несчастий последнего времени, под влиянием новых нахлынувших идей политических, религиозных, правовых, нравственных, под влиянием переустройства всей жизни, народ пребывает в каком-то замешательстве и недоумении. Когда говоришь проповедь в храме, какая-то особая тишина вас поражает, какие-то недоумевающие и вопрошающие взгляды ваших слушателей глубоко волнуют ваше сердце и тревожат вас какой-то особой тревогой. Чего они ищут? О чем вопрошают? Ищут ответа на какие-то глубоко их захватившие недоумения!

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой.

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой.

Но в то же время с отрадою чувствуется, что они верят Церкви, верят пастырям. Да верят! И это то и приводит в бешенство тех, кто хотел бы оторвать народ от Церкви и взять его под своё руководство. Момент опасный! Надо проснувшиеся запросы народа, который в течении веков привык всё освящать и осмысливать в религиозном освящении и смысле, удержать в русле церковной жизни и не только удержать, но еще более и глубже, и прочнее ввести в это русло. Надо противопоставить не законному учительству учительство законное, благодатное, церковное, богопреданное и от Бога повеленное. А это учительство вверено нам. Какая великая ответственность! Какой исключительный исторический момент! Надо разрушительным натискам, дающим расстройство и анархию духовной жизни, противопоставить вечное жизнеустроение и жизнетворение Святой Православной Церкви. И вот, для обсуждения таких-то запросов и потреб жизни мы собрались на краткосрочные ежедневные занятия и приступаем к ним, как видите, сегодня — купно с народом церковным, с которым мы ныне пребываем уже столько времени в молитве, беседе и духовном общении. Да будет это великим знаменем и символом! Бог в помощь делу святому! Воспоем же все вместе, общенародным множеством молитву — свидетельство о пришествии к нам Духа Святаго и о Его пребывании в Церкви:

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословеен Грядый во имя Господне, / осанна в вышних…

Аминь
Протоіерей Іоаянъ Восторговъ

Напечатано в Прибавлении к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде, № 4 от 25 января 1914 года, стр.  176-181.

 

Источник: Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных и сохраненных материалов.

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление