РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Антипасха. Воспоминание уверения апостола Фомы.

«Господь мой и Бог мой!» – воззвал святой апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует.

Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение гибели, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство гибели жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.

Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Икона из ц. Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. (ГРМ)

Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Икона из ц. Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. (ГРМ)

Следующий за Пасхой воскресный день, по богослужебной традиции, именуется Святой Церковью Антипасхой. В 2023 году этот день приходится на 23 апреля.

В переводе с греческого слово Антипасха  означает «то, что вместо, напротив Пасхи», имеются другие названия этого дня: Новая неделя, Фомина неделя. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника.Одно из наиболее ранних употреблений термина «Антипасха» в значении недели, следующей за неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику канонических правилах.

Разрыв между текстом

О событии и смысле
явления Господа святому апостолу Фоме

Каждому воскресенью Церковью установлено воспоминание из евангельских чтений, и на этот раз оно посвящено явлению Воскресшего Христа Апостолу Фоме. Само греческое название этого дня — «Антипасха», а также образ действий и слова Фомы, его «неверие», стали для множества проповедников и толкователей важным поводом для раскрытия тайн Писания.


Святой апостол Фома. Жизнь и служение.

Апостол Фома. Жизнь и служение - обложка


Следует отметить, что повествование о явлении Христа ученикам в отсутствие Фомы (Ин. 20:19) прочитывается, в соответствии с хронологией евангельских событий, вечером пасхального дня. В этом эпизоде важно упоминание о том, что община апостолов «по-старому», как в моменты перед крестным страданием Господа, стремилась скрыться от возможных преследователей. Уже в этой попытке остаться незамеченной явлена была чрезвычайная ее уязвимость. Ведь там, где собирались ученики, были двери, в которые можно было войти силой. Перед лицом возможных преследователей Иерусалим был чрезвычайно мал, как невелика была и сама Палестина. Эта простая человеческая конкретика евангельского благовестия почти всегда ускользала от внимания толкователей.

Община боялась, что тех врагов Иисуса, которые еще только позавчера, то есть в четверг-пятницу, привели Его на Суд Римской Власти, добились осуждения, приговора на распятие и смерти, и более того, пытались нарушить покой Его обычного в своей священности человеческого погребения, приставив ко Гробу стражу. Десять собравшихся учеников — Фомы с ними не было — боялись, что враги Господа уничтожат и тех, кто был некогда вместе с Ним. Община осознавала, что эти вполне конкретные враги Иисуса из Назарета, которых она знала по имени, не остановятся ни перед чем, чтобы стереть с лица земли то, что уже стало братством паломников ко Гробу Учителя. Паломников, имена которых были известны врагам. Потому Апостолы собрались за закрытыми дверями.

Но согласно евангельскому тексту, Господь Иисус пренебрег страхом общины учеников. Он появился при закрытых дверях и показал ученикам «руки (и ноги), и ребра свои» (Ин. 20:20). То есть, перед лицом чувствовавшей свою уязвимость общины Господь указал ей на те части Своего Тела, которые уже были для учеников местом, топосом предельной уязвимости Того, Кто прежде, до Своего Крестного Страдания, казался неуязвимым. «А мы надеялись-было, что Он есть тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21). Однако, являясь «дверем затворенным», Иисус совершил то, о чем в секулярном контексте напишет теолог, философ и теоретик власти Карл Шмитт (1888-1985): «Суверенен тот, кто вводит чрезвычайное положение». Воскресение Христово есть суверенное событие, упраздняющее все принятые закономерности хронологии, пространства и времени. Событие, где суверенитет Иисуса из Назарета проявляется в степени, окончательно и бесповоротно позволяющей назвать Иисуса Господом. Описания явлений Воскресшего Общине являются локализованной конкретизацией этого обретенного Им Суверенитета, Его Всевластия, Его Свершившегося Мессианства.

Ученики были собраны за закрытыми дверями. «Из опасения от иудеев», — говорит Евангелие. Очевидно, оно было написано, когда община уже начала осознавать, что настоящими иудеями были именно они, эти собравшиеся «из опасения от иудеев» Ученики. Вспомним и слова Апокалипсиса в адрес тех, которые, «говорили о себе, что они иудеи, но они не таковы, но синагога сатаны» (Откр. 2:9). Однако это обличение правителей и народа актуально и для странствующей Церкви. Святоотеческое богословие великой древней карфагенской традиции, вдохновляемое святителем Августином (354-430) в его произведении «О Граде Божием», говорит о самой Церкви как двухчастном теле, в котором одна часть принадлежит Христу, а другая дьяволу. Это смешение сделается особенно очевидным в последние дни, чтобы быть окончательно разделено Господом Иисусом, на словесных овец и козлищ, в День Суда (Мф. 25:32).

«Сказав: «Мир Вам», Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20:20). Дверями затворенными, в этой хрупкости и уязвимости человеческого страха, приходит Господь. Чтобы не потревожить и не испугать, Он входит сквозь закрытые двери. Князь Тишины Господь Иисус. «Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои», — говорится в 20 стихе 20 главы Евангелия от Иоанна.

Господь обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). Из Евангелия мы очень мало знаем об апостолах. Они раскрываются как единое целое, как Двенадцать, как общность, как община, и, только позднее, уже за пределами евангельского повествования — в Деяниях и Посланиях — как Церковь. При этом на общем пиру веры Господа и апостолов Фоме было дано удивительно многое. «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16), — призвал Фома апостолов, когда Иисус сказал общине о том, что идет в Иерусалим «разбудить» Лазаря. По поводу этих слов Фомы, его готовности или неготовности умереть со Иисусом — толкователям было суждено разделиться во мнении. Некоторые видели в призыве Фомы нечто героическое, призыв к солидарности с Господом. Другие же услышали в словах Фомы отчаяние. Нам же видится в этом намеренном соприкосновении слов Господа Иисуса в Евангелии от Иоанна «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 20:11); «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там»; «Но пойдем к Нему» (Ин. 20:14-15) и мессианском — то есть безразличном по отношению к жизни и смерти ответе Фомы — «Пойдем и мы умрем с Ним» — подлинное Исповедание, в котором более нет недоговоренности.

Выражение живой библейской веры, которая есть не вера в закон или предписание, но абсолютная, неподотчетная, трагическая, мученическая вера Тому, Кто однажды сказал: «Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет — оживет» (Ин. 11:15). Так три измерения библейской веры — вера в Бога, веру Богу и вверение себя Богу в следовании за Ним — обрели свое единство в образе апостола Фомы.

Разрыв между текстом

Об истории праздника Антипасха
Неверие Фомы. Мозаика, фрагмент. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в.; Западный свод

Неверие Фомы. Мозаика, фрагмент. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в.; Западный свод

Обычай продолжать торжества великих праздников до семи дней был уже в церкви ветхозаветной. Таким образом праздновались Пасха (Исх.12:16) и праздник Кущей (Лев.23:36). Последний из праздничных дней в этом случае был особенно торжественен, назывался великим (Ин.7:37) и как бы заменял собой самый праздник. По сему примеру и от преизбытка духовной радости о воскресшем Спасителе и в церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы в замену самой Пасхи; отчего и назван Антипасхой, что значит: вместо, или противу ― Пасхи. Притом день сей, служа заключением светлой, служит вместе началом другой ― новой недели после Пасхи ― царицы праздников; им начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в церкви воспоминать через каждые семь дней, т. е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи неделею новою, т. е. первой ― днем обновления или просто обновлением; что, по изъяснению святого Григория Богослова, напоминает тот первый недельный день мира, который следовал по торжественном окончании творения.

Но с восьмым днем по Пасхе уже само собой соединяется еще воспоминание о явлении Иисуса Христа ученикам Своим в восьмой день по воскресении, и об осязании спасительных язв Тела Его апостолом Фомой; отсюда и ― более других употребительное у нас ― название Антипасхи ― неделею святого Фомы, или Фоминою. Это примечательное событие ― как очевиднейшее доказательство истины воскресения Христова, и как опыт неизреченной любви и снисхождения воскресшего Господа к слабости сердца человеческого, косного к безусловной вере и в самых учениках Его ― составило по тому самому главный предмет песнопений церковных в продолжение новой недели. Святая Церковь, напоминая нам о явлении Господа дневным чтением из Евангелия, приглашает всех с благодарением воспеть Благоволившему ― в уверение наше ― дать осязать себя: “человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: яко долготерпел еси от иудей заушаем, от апостола осязаем, и отмещущихся Тебе многоиспытуем: како воплотился еси? како распялся еси, безгрешне? Но вразуми ны, яко Фому, вопити Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе!” (Из Богослужения дня).

Кроме сего, в древней Церкви, от одного благочестивого обычая, неделя Антипасхи имела еще одно особое наименование, оставшееся и теперь в употреблении в церкви западной. А именно: в древности праздник Пасхи был торжественным временем крещения иудеев и язычников, обращавшихся в христианство, каковое таинство совершалось над ними в ночь под светлый праздник. Новокрещенных или ― как обыкновенно называли их древние ― новорожденных одевали в белую одежду ― образ их младенчества во Христе, ― которую носили они в продолжение всей светлой седмицы. В неделю Фомину торжественно в церкви снимали с них эту одежду и полагали ее в особом притворе храма. Оттого все дни светлой седмицы назывались нередко днями в белых (т. е. одеждах); а новая неделя ― день торжественного снятия этих одежд ― неделею в белых.

Разрыв между текстом

Неделя апостола Фомы

Антоний (Блум), митрополит Сурожский

Испытание апостолом Фомой ран Господних

Испытание апостолом Фомой ран Господних

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня совершаем память святого апостола Фомы. О нем все вспоминают как о том, который усомнился в Воскресении Христовом, когда ему было рассказано, поведано о Воскресении другими учениками. И мы редко себе задаем вопрос о том, кто же он был, какой он был человек, почему он поставил этот вопрос, как он мог усомниться.

О6 апостоле Фоме мы читаем только два раза в Евангелии, кроме того места, где вспоминается о его избрании Спасителем на апостольство. И первое место такое значительное: когда Христос Своим ученикам говорит, что Ему надлежит вернуться в Иудею для того, чтобы воскресить Своего друга Лазаря, ученики стараются Его уговорить остаться вдали от убийственного, опасного Иерусалима. И только Фома говорит: пойдем с Ним и умрем с Ним… Еще до Воскресения Христова, когда ученики видели во Христе только наставника, Фома был готов по любви и по верности к Нему просто умереть с Ним – только умереть, не защитить Его, ни на что не надеяться, а только с Ним разделить Его судьбу.

И вот этот человек, который с такой верностью был готов разделить со Спасителем смерть, ставит вопрос другим ученикам: Возможно ли это? Они ему рассказывают, что видели воскресшего Христа, и он этому не может поверить. Почему? Не потому ли, что до Святой Пятидесятницы, до того, как Дух Святой сошел на апостолов, они оставались теми же робкими, часто непонимающими, часто колеблющимися людьми? Как Фома мог поверить, что воскрес Христос, когда единственное свидетельство о Его воскресении было в том, что эти ученики ликуют, радуются – и однако остаются теми же самыми людьми, не изменившимися, ничем не отличными от того, чем они были раньше? Чтобы принять весть о воскресении, ему нужна была другая достоверность, чем просто ликующие слова апостолов, потому что он понимал, что если воскрес Христос, то всё на свете изменилось, что последнее слово не за смертью, а за жизнью, что последняя победа не за человеком, а за Богом, что любовь покорила, а не ненависть, что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно Бог в этот мир вошел и его преобразил в мир вечной жизни, а не только тлеющей, долгой порой, но только временной жизни… И когда Спаситель встал перед ним, Фома уверовал, потому что во Спасителе было сияние вечной жизни, потому что Он предстал перед Своими учениками уже не как тот Иисус из Назарета, Который был их учителем, а как воскресший Господь, в силе и славе Своего Воскресения – однако с руками и ногами, и боком, прободенными гвоздьми и копьем.

Воскресение Христово не снимает трагичное в жизни. Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и ее преобразить в победу, но пока есть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа. В вечности Он нам предстанет, верно, именно таким, потому что Его распятие говорит о бесконечной любви Божией. И увидав Его, распятого Христа во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через жизнь нашу и через жизнь мира: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!

Но те, кому мы скажем о Воскресении Христовом, те, кому мы объявим, что Он воскрес, что Он – Бог, что Он победил, как могут они поверить, если мы будем подобны тем апостолам, которые могли только ликовать о том, что пережили, но не могли явить ни силу, ни славу Воскресения?

И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать народом новым, обновленным, другими людьми, людьми, которые веруют в жизнь, и в жизнь вечную, в которых торжествует победа над смертью уже теперь, потому что приобщившись к смерти Христовой, мы живем – должны бы жить! – вечной жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной. Тогда мы не боялись бы смерти, не боялись бы страдания, не боялись бы ничего на свете, потому что этой жизни не может у нас отнять никто. И мы шли бы в жизнь тогда живыми, торжествующими и убедительными свидетелями о том, что воскрес Христос, потому что другие видели бы в нас людей вечно-живых, научившихся любить, если даже это стоит жизни временной, людей, научившихся верить в человека, подобно тому, как только Бог в человека умеет верить, на всё надеяться и всё побеждать, отдавая себя безгранично в радости, любви и победе Господних.

Аминь.

Разрыв между текстом

 

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Матфея, глава 28 стих с 16 по 20 (зачало 116)

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28:16-20)

На Литургии

Деяния святых Апостолов, глава 5 стих с 12 по 20 (зачало 14)

Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. (Деян.5:12-20)

Евангелие от Иоанна, глава 20 стих с 19 по 31 (зачало 65)

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин.20:19-31)

 

 

По материалам:

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление