РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Святой апостол Фома. Жизнь и служение.

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Евангелие от Матфея, глава 10, стих с 1 по 4

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Велики подвиги святых апостолов, трудившихся для распространения веры Христовой. Велика их заслуга для всего мира, через них озаренного спасительным светом Евангелия. В самое короткое время благовестие святых апостолов прошло от края до края всю вселенную и покорило ее Христу. Это чудное победоносное шествие Евангелия тем чудеснее, что все и все в тогдашнем мире вооружилось против веры Христовой. Слепой фанатизм иудеев и язычников, для которых соблазном и безумием казалась вера в Распятого (1Кор.1:22),

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; (1Кор.1:22)

вооружился на Христа и Его последователей.

Святые апостолы не были ни знамениты, ни учены, ни хитры, – средства, которыми они располагали, были такого рода, что, по человеческим соображениям, не только не могли содействовать, а скорее должны были противодействовать распространению учения Христова. Между тем, имея такие средства, святые апостолы быстро покоряли Христу сердца людей – это не может не вызвать в нас благоговейного изумления. Чем же объяснить чудесное распространение Евангелия апостолами по всему миру? Твердая вера и крепкое терпение, поддерживавшие в гонениях и преследованиях, благодать Духа Святого, руководившая и укреплявшая в проповедании Христа, – вот где тайна успеха святых апостолов. Только Господу поспешствующу и слово утверждающу последствующими знаменьми (Мк.16:20) могли святые апостолы так быстро насадить по всей вселенной спасительную веру Христову. Малочисленный сначала, сонм проповедников учения Христова, с течением времени все более и более разрастался. Двенадцать верховных апостолов, Семьдесят меньших апостолов, святые мужи и жены, в разное время трудившиеся в распространении веры Христовой и получившие наименование равноапостольных, – вот славный лик воинов Христовых, словом святого Евангелия повергнувших мир к подножию Креста. Каждый истинно верующий должен с благоговением чтить память этих благовестников, столь драгоценную для всего христианского мира. Всякий христианин должен знать, как они привели ко Христу людей, какие болезни и труды понесли они в своем многотрудном служении. Тем более знать это должны мы, православные христиане, имеющие величайшее благо принадлежать к Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Разрыв между текстом

О Святом апо­столе Фо­ме
Апостол Фома. Новгород, 60-е годы XIV в.

Апостол Фома. Новгород, 60-е годы XIV в.

Святой апо­стол Фо­ма – это один из Двенадцати  святых апо­сто­лов, то есть ближайших учеников Господа Иисуса Христа, избранных Им и посланных для благовестия о Царствии Божьем  и устроения Церкви.

Святая Церковь чтит память святого апостола Фомы, в дни:

  • Воспоминание уверения апостола Фомы – воскресение после Святой Пасхи;
  • Память перенесения в Эдессу мощей святого апостола Фомы – 3 июля;
  • Собора славных и всехвальных Двенадцати апостолов – 13 июля;
  • День преставления святого апостола Фомы – 19 октября.

Святой апостол Фома, называемый «близнец» (Ин.11:16; 20:24, 21:2), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав Божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число Двенадцати апостолов (Лк.6:15Мк.3:18).

Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Вот случай, когда особенно выразилась эта преданность. После праздника Обновления Христос ушел из Иерусалима, где на Него злоумышляли иудеи, и отправился в Галилею. Однажды, когда Он был здесь, пришло к Нему известие, что друг его Лазарь тяжко болен. Но Христос как будто не обратил внимания на это известие и целые два дня пробыл на том месте, где в это время был. На третий день Он вдруг предложил идти в Иудею. Это изумило и испугало их: тотчас пришли на память те опасности, которым недавно подвергался их Учитель в Иерусалиме во время праздника Обновления. Они сделали попытку отклонить своего Учителя от такого опасного предприятия. «Учитель, – говорили они, – давно ли иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но Христос отвечал ученикам, что никто не может сократить время, назначенное для Его служения на земле, и открыл им причину предпринимаемого путешествия – смерть Лазаря.

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

«Пойдем к нему», – кончил слова Свои Господь и сделал несколько шагов вперед. Как ни жаль было ученикам Христовым Лазаря, но идти в Иудею, казалось им, то же, что идти на смерть. Они остановились в нерешительности. Тогда Фома выступил вперед, сказав товарищам: «Пойдем и мы умрем с Ним». Фома не задумывался, – он видел твердость намерения Учителя и не хотел разлучаться с Ним в угрожающей опасности. Это было выражение сильной, беззаветной преданности. Горячие слова Фомы подействовали на прочих, и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем (Ин.11:1–16).

Эта преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности его к Господу. При всей своей преданности он не имел, однако, ясного понимания учения и всего служения Христа. По самой природе своей Фома более других апостолов был склонен держаться очевидного и, слушая учение Божественного Учителя, он все не мог отрешиться от внешних чувственных представлений. Во время последней беседы Своей с учениками на Тайной Вечери Господь убеждал их не смущаться тем, что скоро Он их оставит, говорил, что идет к Отцу Своему, где приготовит нечто и для них, что впоследствии возьмет их с Собою, чтобы они были там же, где и Он. «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», – прибавил Господь. Но не ясна была для учеников речь Господа. Фома же, особенно привыкший к очевидному, не утерпел и сказал, как бы от лица всех: «Господи! Не знаем, куда идешь, – и как можем знать путь?» – «Я есть Путь и Истина и Жизнь, – отвечал Господь Фоме, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин.14:1–7).

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. (Ин.14:1-7)

В этих словах Господа слышен упрек Фоме за его чувственное понимание, за то, что мало разумеет Его Самого, а то бы ему должно быть понятно, куда Он идет, и должен бы он знать самый путь.

Уверение Фомы. Икона письма Дионисия

Уверение Фомы. Икона письма Дионисия

Склонность Фомы к внешнему и очевидному приводила его даже к неверию. Известный случай его неверия был по Воскресении Господа. Вечером, в самый день Воскресения, Господь явился внезапно среди учеников Своих, собравшихся вместе. Двери дома были заперты. Увидав Христа, ученики испугались и в смущении думали, что это – дух. Но Господь уверил, что явился к ним Он Сам, воскресший из мертвых. Не было в это время с апостолами Фомы. Когда он потом вернулся, остальные ученики с живой радостью рассказывали ему, что видели воскресшего Господа. Но Фома не верил. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот, по прошествии семи дней, когда опять все и Фома были вместе, явился Христос. «Поднеси сюда свой перст, – обратился Он к Фоме, – и посмотри на Мои руки, поднеси руку свою и вложи в ребра Мои, – и не оставайся в неверии, но верь». Фома с радостью и благоговением смотрел на Господа. Он забыл свое желание осязать своими руками божественные язвы и только мог исповедать: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Господь кротко ему заметил: «Ты поверил, когда увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:19–29).

Икона «Вознесение Господне». XIX век. Русские. Фонды РЭМ.

Икона «Вознесение Господне». XIX век. Русские. Фонды РЭМ.

После Вознесения Христа на небо апостол Фома отправился на труды апостольские. Местом проповеди его была Индия и страны, лежащие по пути сюда из Палестины. Вот при каких обстоятельствах пошел святой Фома на дело благовествования. Индийский царь, именем Гундафор, возымел намерение построить себе великолепный дворец. Он слышал, что римские императоры имеют замечательные по красоте и богатству дворцы. Захотел он иметь такой же и послал купца Авана в Палестину найти там искусного архитектора, чтобы он выстроил дворец наподобие дворцов римских. Господь внушил Фоме назваться архитектором и идти в Индию. И вот Фома с Аваном отправились в путь.

По дороге в Индию спутники остановились в одном городе. В это время царь той страны выдавал замуж дочь свою. Царские вестники ходили по городу и по приказанию царскому всех, даже и бедных, и рабов, и странников, звали на пир, угрожая царским гневом за неповиновение. Пошли и Аван с Фомою на брачный пир царский. Фома сел на последнее место, ничего не пил, не ел, и погрузился в думу. Среди пирующих была женщина иудеянка, – она прекрасно играла на свирели и каждому из приходивших на пир пропевала какое-нибудь приветствие. Она сразу узнала в апостоле Фоме своего единоплеменника. Заиграв на свирели, она стала петь по-еврейски: «Един есть Бог Иудейский, сотворивший небо и землю». Апостол с наслаждением слушал певицу и просил ее повторить. Между тем виночерпий, обходя пирующих, обратил внимание на святого Фому, сидевшего с печальным лицом. Он приблизился к апостолу, ударил его и сказал ему грубо: «Тебя позвали на свадьбу, так должен ты не печалиться, а веселиться, – пей с другими!» – «Господь воздаст тебе за это еще на земле, – отвечал по-еврейски Фома виночерпию, – и я увижу, как ударившую меня руку станет таскать пес на показ людям». Вскоре виночерпий пошел к колодцу за водой, разбавить ею вино для гостей, по обычаю. И вот на него внезапно, откуда ни возьмись, бросился лев, умертвил его, высосал из него теплую кровь и убежал. Собаки прибежали к мертвому телу и растерзали его на части, и одна из них, черная собака, схватила правую руку виночерпия, вбежала в самую средину пирующих и бросила перед ними руку. Смутились пировавшие. «Чья это рука?» – спрашивали один другого. Тогда иудеянка сказала: «Великое таинство явилось среди нас: или Бог, или посланник Божий присутствует с нами. Я видела как виночерпий ударил этого человека, – при этом она указала на святого Фому, – и слышала, как он сказал на еврейском языке, – я понимаю по-еврейски, – сказал виночерпию: «Увижу, как руку твою будет таскать пес на показ людям. Вот вы сами теперь видите, что так и случилось». Великий страх объял всех присутствующих, и все с изумлением смотрели на пришельца. Между тем пиршество кончилось, и гости стали расходиться. Тогда царь позвал к себе святого апостола и сказал ему: «Войди в комнату новобрачных, благослови дочь мою». Фома исполнил желание царя. Войдя к новобрачным, дал им наставление сохранять девственное целомудрие, благословил, помолился о них Богу и ушел. Новобрачные уснули и скоро увидели одинаковый сон. Каждому из них явился Сам Христос в образе святого Фомы и с любовью обнял их. Думая, что это Фома, они удивились, как он здесь около них, тогда как он уже ушел от них. Но Господь отвечал, что Он – не Фома, а брат его, и убеждал их последовать совету брата Его – сохранить в чистоте девство свое, чтобы сподобиться нетленных венцов на небесах. Новобрачные тотчас пробудились и рассказали друг другу свое сновидение. Они поняли, что это не было обычное сновидение, и, приняв в глубину сердца своего слова Господа, решили неуклонно им следовать. Они встали и остальную часть ночи провели в молитве. На утро царь, войдя в комнату новобрачных, удивился и смутился, увидев их сидящими отдельно. «Отчего вы не вместе?» – с тревогой спросил он. Они отвечали, что молятся Богу, чтобы дал Он силы проводить супружество всегда в чистом девстве и через то сподобиться нетленных благ в Царстве Небесном. Тогда царь понял, что странник, которого он сам просил войти к новобрачным и благословить их, этот странник, и никто иной, убедил новобрачных сохранять девство. Сильно разгневался царь на святого апостола и дал приказание немедленно схватить его. Но его не могли найти: он уже отправился в дальнейший путь.

Наконец святой Фома с Аваном достигли Индии. «Вот, государь, привез я тебе искусного архитектора из Палестины, – он может построить тебе какие угодно палаты», – сказал Аван царю Гундафору, когда явились они к нему. Царь обрадовался архитектору, отправился тотчас показывать место, где ему хотелось иметь дворец; размерил, какое должно быть основание, и выдал святому Фоме большое количество золота на постройку. Место новой постройки было далеко от города, где жил царь, и он уехал домой, чтобы снова прибыть, когда уже все будет готово. Между тем святой Фома начал раздавать царское золото нуждающимся. Вместе с тем он ревностно проповедовал веру Христову, многих обращал ко Христу и крестил. В это время он крестил и тех новобрачных, которые по его наставлению дали обет сохранять девство.

Прошло два года. Царь послал спросить, скоро ли будет окончена постройка. Святой Фома отвечал, что осталось только покрыть дворец крышей. Царь был очень доволен, думал, что скоро можно будет поселиться в новом дворце, и послал к святому апостолу еще множество золота, чтобы он поскорее покрыл дворец крышей. Получив золото, Фома благоговейно возвел глаза к небу и радостно воскликнул: «Благодарю Тебя, Человеколюбивый Господь, подающий различными путями спасение людям». Снова он раздал бедным золото и продолжал усердно проповедовать Евангелие. Все больше и больше распространялось Слово Божие, но немало было и недовольных деятельностью апостола. Они донесли царю, что постройка совсем не начата, что архитектор и не думает вовсе о постройке, раздал все золото нищим и убогим и ходит по городам и селениям, проповедуя нового Бога и творя дивные чудеса. Царь разгневался на апостола и велел привести его к себе. «Построил ли ты дворец?» – грозно спросил Фому царь. «Выстроил великолепнейший», – твердо отвечал апостол. «Пойдем же посмотрим его», – с нетерпением воскликнул царь. «В этой жизни, – отвечал царю апостол, – не можешь видеть тот дворец, но когда умрешь, тогда увидишь его, поселишься в нем и будешь вкушать в нем блага жизни вечной». Не понял царь этих слов, – он думал, что Фома над ним насмехается, и приказал заключить его в темницу, а также и Авана вместе с ним. Обоих их царь решил предать жестокой казни: с них живых содрать кожу и сжечь их. «Ты обманул меня и царя, – укорял в темнице святого апостола Аван: – назвался искусным архитектором, а вместо того погубил и царское золото, и мою жизнь. Вот из-за тебя теперь я страдаю и должен умереть страшной смертью: ведь царь не знает милосердия и непременно умертвит нас обоих». – «Не бойся, – утешал святой Фома Авана, – мы останемся живы и не только будем свободны, но царь еще наградит нас за дворец, построенный для него мной в Царстве Небесном». Но Аван не понимал, что говорил ему апостол, и продолжал скорбеть и упрекать Фому.

В ночь, как заключили в темницу святого Фому и Авана, занемог и умер брат царский. Царь забыл прежнее огорчение и весь погрузился в новую печаль. Душу умершего принял Ангел Божий и вознес ее в небесные селения. Ангел обходил их с душой умершего и показывал ей там много палат, одна другой красивее и светлее. «В какой из этих палат желаешь жить?», спросил Ангел душу. Та, указав на одну палату, выделявшуюся из всех по красоте и великолепию, отвечала: «Вот хотя бы в одном уголке этой палаты позволили мне поместиться, и я ничего больше не желала бы». – «Нет, – возразил Ангел, – в этой палате тебе жить нельзя: она принадлежит твоему брату, – это та самая палата, которую странник Фома создал ему на данное им золото». Тогда душа стала просить Ангела: «Молю тебя, отпусти меня к брату моему, я куплю у него эту палату, – он не знает ее великолепия. Потом я снова вернусь сюда». Ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил, точно проснулся от глубокого сна. Царь, услышав, что брат его ожил, обрадовался и поспешно бросился к нему. «Царь, я уверен, – сказал воскресший, – уверен, что любишь меня, что ты безутешно плакал обо мне и если бы было возможно оживить меня, ты не задумался бы отдать и половину царства твоего». – «Да, – отвечал царь, – ты правду говоришь». – Так если ты так любишь меня, – продолжал брат его, – я прошу у тебя теперь одного дара, – не откажи мне в нем». Царь отвечал, что он с радостью готов отдать ему все, что ни есть лучшего под державою его. «Так отдай мне небесную палату твою, – радостно воскликнул воскресший, – возьми за нее хотя все мое богатство». Царь молчал и не знал, что ответить. «Не знаю, что ты говоришь, – наконец промолвил он, – откуда быть у меня палате на небесах?» Тогда брат начал ему говорить, что не обманывает его, что у него, действительно есть на небесах палата, великолепная палата, в которой даже и в одном углу не позволили поместиться ему, и что эту палату выстроил странник Фома. «Я умолил Ангела, – продолжал воскресший, – умолил, чтобы отпустил меня к тебе и я мог бы купить у тебя эту палату. Отдай же мне ее, если любишь меня, возьми за нее все мое имение». Невыразимая радость объяла сердце царя. Радовался он, что жив любимый брат его, но еще более радовался, что имеет палату на небесах. «Милый брат мой, – сказал царь брату, когда порыв радости, охвативший его, несколько улегся, – я клялся тебе дать все, что лучшего есть под державою моею на земле, но не обещал тебе палаты, которая на небесах. Если хочешь, у меня есть архитектор, он и тебе выстроит такую же». Тотчас царь дал приказание освободить из темницы святого Фому и Авана. Он сам пошел навстречу апостолу, пал к ногам его и со слезами просил простить грех, соделанный по неведению. Святой Фома возблагодарил Бога за все происшедшее. Потом начал учить обоих братьев вере Христовой, и вскоре они приняли Святое Крещение. Утвердив их в вере, святой апостол ходил по окрестным селениям, обращая многих ко Христу.

Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Когда святой апостол Фома просвещал светом веры Христовой страны Индии, наступило честное Успение Пресвятой Богородицы. Все апостолы из разных стран перенесены были на облаках в Гефсиманию к смертному одру Пречистой Матери Господа. И святой апостол Фома был восхищен облаком из Индии, но он не успел прибыть в Гефсиманию ко времени погребения пречистого тела Богоматери. Только на третий день погребения принесен он был в Гефсиманию и сильно скорбел, что не был вместе с прочими апостолами при погребении святого тела Матери Божией. Тогда святые апостолы на общем совещании решили открыть для святого Фомы гроб Пресвятой Богородицы, чтобы и он мог увидеть Пречистое Ее тело, поклониться ему и утешиться в своей скорби. Но когда гроб был открыт, в нем не оказалось честного тела Богородицы, лежала там только плащаница, которою она была обвита. Как ни скорбно было святому Фоме, что не пришлось ему увидеть погребенное тело Богородицы, но он и возрадовался вместе со всеми апостолами и утешился в своей печали, потому что для всех для них сделалось известно и стало несомненно, что Пречистая Матерь Божия, подобно Божественному Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом взята на небо.

После этого святой Фома снова явился в Индию, снова проповедью своей, знамениями и чудесами приводил многих ко Христу. Так в городе Мелианоре он только поясом своим слишком на версту оттащил огромное дерево, лежавшее на земле, сдвинуть которое не могли не только люди, но и скоты. Этим чудом он верующих укрепил в вере и многих неверных обратил в веру Христову. Совершил он там и еще большое чудо. Один жрец языческий убил своего сына, но вину с себя стал слагать на святого апостола. Скоро разнесся об этом слух между народом. Убийство совершено было без свидетелей, и народ поверил жрецу. Святого Фому привели на суд как убийцу и присудили к мучительной казни. Никто не мог свидетельствовать ни против апостола ни за него, и сам он молчал. Все считали его действительным убийцей. Наконец Фома сказал: «Пустите меня, и я именем Бога моего спрошу убитого, кто его убил». Как ни странны показались всем слова святого Фомы, однако все, просто для испытания, согласились исполнить его просьбу. Святой апостол помолился Богу и сказал, обратившись к мертвецу: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, сказать нам: кто убил тебя?» – «Отец мой убил меня», – отвечал мертвый. Тогда народ в изумлении воскликнул: «Велик Бог, проповедуемый Фомою!» Так обнаружилась невинность святого апостола и вместо него осужден был сам жрец. Чудо это поразило всех и очень многие уверовали тогда во Христа.

Обходя страны Индии, святой апостол Фома достиг пределов Каламидских, бывших во владении царя Муздия. Здесь он обратил ко Христу, между прочим, одну женщину, именем Синдикию. Она, уверовав во Христа, стала склонять оставить языческое заблуждение Мигдонию, жену одного из самых близких к царю во всей стране Каризия. Мигдония уже не раз слышала о святом апостоле, она сама желала видеть его и услышать учение его. Тогда обе они переоделись в простую одежду и пошли к святому Фоме, который в то время учил народ. Замешавшись в толпу, они внимательно слушали, что говорил проповедник Христов. Умилилась душой Мигдония, слушая Божественное учение, всем сердцем своим она стремилась ко Христу. После этого не могла она забыть слова апостола, огненными буквами врезались они в ее памяти. Постоянные думы и частые беседы о Христе с Синдикией больше и больше воспламеняли в сердце ее любовь ко Христу. Она стала вместе с тем гнушаться общества неверных, стала удаляться от бесед с ними, стала избегать их пророков и всяких мирских удовольствий. Не хотела она даже более иметь супружеское сообщение с своим мужем. Несмотря на все его принуждения и убеждения, она оставалась непреклонной. Это удивляло и досадовало и печалило Каризия. Наконец он упросил царя прислать к нему на некоторое время жену Тертиану, родную сестру Мигдонии, чтобы она уговорила непокорную. «Отчего ты не хочешь повиноваться мужу?» – спросила царица сестру. «Оттого, – твердо отвечала Мигдония, – что он неверный и враг Божий, а я – раба Единого истинного Бога, Иисуса Христа и не могу быть оскверненной идолопоклонником». Тертиана пожелала узнать о Христе, и Мигдония пересказала ей, что сама слышала от святого апостола. Учение кротости и любви расположило царицу ко Христу. Она пожелала услышать святого Фому. Тогда, поговорив друг с другом, сестры послали тайно за святым апостолом. Он с радостию проповедовал им Слово Божие, научил их вере Христовой и крестил. Вскоре святой Фома крестил множество простого народа, многих царедворцев и вельмож, и даже сына царского, именем Азана.

Между тем Тертиана, вернувшись домой, проводила время в посте и молитве и, подобно сестре, отказывалась иметь сообщение с мужем. Удивился царь такой перемене. «Я хотел, – с горестию сказал он Каризию, – возвратить тебе жену твою, но погубил и свою». Они решили оба наблюдать за женами, чтобы доискаться причины, отчего произошла с ними такая неожиданная перемена. Но вот они как-то случайно узнают, что жены их слушали учение, проповедуемое странником Фомой, который научил их и целомудренной жизни. Узнал царь вместе, что и сын его, Азан, многие царедворцы и вельможи и большое число народа обращены тем же странником в проповедуемую им веру. Тогда царь страшно разгневался на святого апостола и приказал заключить его в темницу. На другой день святого Фому представили на царский суд. «Кто ты, – спросил его царь, – раб или вольный человек?» – «Я раб Того, над Кем ты не имеешь власти», – твердо отвечал апостол. «Вижу я, – строго перебил его царь: – вижу, что ты – лукавый раб, убежал от господина и пришел в эту землю развращать наших подданных и отвращать от нас жен наших. Скажи, кто такой твой господин?» Фома с воодушевлением отвечал: «Господин мой – Господь неба и земли, Бог и Творец всякой твари, от Него и послан я проповедовать святое имя Его и обращать людей от заблуждения». – «Соблазнитель, – резко вскричал царь, – оставь свои лукавые речи и слушай меня. Я тебе приказываю: как ты отвратил от нас жен наших, так и обрати их к нам. Если ты этого не сделаешь, лютой смертью тебя погублю». Святой Фома без смущения отвечал: «Не должно рабыням Христовым сообщаться с неверными мужьями своими, потому что верующие во Христа жены оскверняются от нечистоты своих мужей». Царь пришел в ярость от этих слов и велел поставить святого апостола босыми ногами на раскаленные железные доски. Приказание царя тотчас было исполнено, но вот под досками явилась вдруг вода и остудила их. Тогда царь приказал ввергнуть святого Фому в разжженную печь и оставили его там до следующего дня. Но на другой день святой апостол вышел из печи здоров и невредим. Царь в смущении не знал, какую казнь измыслить твердому проповеднику Христову. Каризий стал советовать царю принудить апостола поклониться и принести жертву их богу – Солнцу. Он надеялся, что если Фома сделает это, то прогневает своего Бога, сохраняющего его невредимым в муках, и Бог отступится от него. Царь принял совет своего друга. Немедленно святого апостола привели к идолу Солнца, но тотчас же совершилось чудо: идол, точно воск, в одну минуту весь растопился. Все увидели, как велика сила Христова, и еще множество неверных обратилось ко Христу. Жрецы подняли громкий ропот за гибель их идола на святого Фому.

Мучение ап. Фомы. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Мучение ап. Фомы. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Оскорбился и царь, решил во что бы то ни стало умертвить апостола. Но он боялся уверовавших в Христа царедворцев и вельмож и множества народа и не решался открыто погубить святого Фому. Показав, как будто желает увидеть какое-нибудь чудо от святого Фомы, царь пошел с ним из города, в сопровождении воинов. Отойдя шагов 500 от города, он приказал пятерым воинам ввести апостола в гору и заколоть его там копьями, а сам вернулся в город. За святым апостолом, шли Азан, сын царский, и некто Сифор, благородного происхождения. Они горько плакали, узнав об участи, ожидающей их учителя. Между тем воины привели святого Фому на гору. Тогда он упросил воинов дать ему совершить предсмертную молитву. Горячо он молился Богу, потом рукоположил Сифора во иерея, а Азана – в диакона, дал им завещания ревностно заботиться о стаде Христовом и отдался в руки воинов. Они тотчас прокололи апостола своими копьями, и он предал дух свой Богу. Сифор и Азан горячими слезами оплакивали святого страдальца и с честью предали погребению честное тело его. После этого они, как завещал им святой апостол, вернулись в город и вступили в управление Церковью Христовой.

Царь Муздий, узнав, что святого Фомы уже более нет на свете, обрадовался и думал, что теперь уже никто не будет отвращать от него жену. Но он сильно ошибся в своих надеждах: и Тертиана, и Мигдония оставались по-прежнему непреклонны. Много мучили жен царь и его друг Каризий, – ничто не могло сломить их непреклонное решение. Наконец, поняв, что жены уже навсегда для них потеряны, Муздий и Каризий оставили их в покое и предоставили им свободу жить, как они хотят. Освободившись от супружеского ига, Тертиана и Мигдония вели самую строгую воздержанную жизнь. Своей добродетельной жизнью они много пользы приносили Церкви Христовой. И Церковь Божия все росла и крепла молитвами угодника Божия святого апостола Фомы. Он и по смерти не оставил паствы своей: там, где погребено было тело его, совершились бесчисленные чудеса, многих обращавшие от заблуждения к истинной вере.

Однажды один из сыновей Муздия впал в жестокое беснование, и никто не мог исцелить царевича. Царь сильно скорбел о несчастном сыне и, казалось, был готов на все, только бы выздоровел больной. Он вспомнил, что апостол Фома и при жизни, и по смерти исцелял бесноватых. И вот он решился открыть гроб святого Фомы и часть мощей его повесить на шею сыну, чтобы он исцелел. Тогда явился ему во сне святой апостол и сказал: «Не верил ты мне живому, и вот ищешь теперь помощи от меня умершего, – веруй, и будет милосерд к тебе Господь Иисус Христос». Видение это окончательно утвердило царя исполнить намерение открыть гроб святого апостола. Но еще раньше, вскоре после мученической смерти святого Фомы, один христианин тайно взял честные мощи его, отнес в Месопотамию, в город Эдессу, и положил там в достойном месте. Теперь, когда открыли гроб, ничего там не нашли. Тогда царь взял земли с гроба святого Фомы, привязал ее к шее больного сына и воскликнул: «Господи Иисусе Христе! Если молитвами Твоего апостола Фомы исцелишь сына моего, буду веровать в Тебя». И тотчас царевич исцелел. Муздий уверовал во Христа и со всеми вельможами своими принял Святое Крещение от иерея Сифора. Велика радость была тогда по всей стране между верующими. Идолы были сокрушены, капища разрушены, сооружены были храмы Христовы, и Слово Божие утверждалось.

Мощи святого апостола оставались в Эдессе. Здесь была построена во имя его великолепная церковь, и из отдаленных стран предпринимались туда путешествия. В память перенесения в Эдессу мощей святого Фомы, там было учреждено местное празднество.

Во время Пятого Крестового похода, когда крестоносцы по пути в Палестину завладели Константинополем, между множеством святыни найдена там была правая рука святого Фомы. Венгерский король Андрей II, возвращаясь из шестого крестового похода, проезжал Константинополем и взял с другой святыней руку святого апостола к себе в Венгрию. Также во времена Крестовых походов часть святых мощей была перевезена в Ортону (Италия).Часть святых мощей находится в Индии и в монастырях Святой горы Афон.

Та­ков был зем­ной и по­смертный путь апо­сто­ла Фо­мы. Жизнь его на­по­ми­на­ет при­ключен­че­ский ро­ман, а сам он – ге­роя, со­вер­ша­ю­ще­го под­час аб­со­лют­но нелогичные подвиги.

Ка­кое же от­но­ше­ние все это име­ет к нам, лю­дям XXI ве­ка? Де­ло в том, что Фо­ма, по­жа­луй, са­мый современный апо­стол. Ведь боль­шин­ству из нас знакомо со­сто­я­ние внутренней пу­сто­ты, когда ру­шат­ся на­деж­ды, когда, ка­за­лось бы, смысла в жизни со­всем не оста­ет­ся. И очень непросто в та­кой си­ту­а­ции по­ни­мать, что Гос­подь – ря­дом. Но при­мер Фо­мы по­ка­зы­ва­ет, что Бог нас не толь­ко не оста­вил, но бо­лее то­го – Он го­тов прийти к каждому, кто ис­кренне это­го хо­чет. Апо­стол Фо­ма, по­ве­рив­ший в Воскресе­ние сво­е­го Учи­те­ля, всю свою жизнь на­столь­ко го­рел этой ве­рой, что су­мел при­ве­сти ко Христу ты­ся­чи лю­дей. Он не по­бо­ял­ся ни даль­не­го пу­ти, ни ино­зем­ных ца­рей, ни смерти. Ему при­хо­ди­лось ид­ти на аван­тюр­ные, с точки зрения зем­ной ло­ги­ки, по­ступ­ки, рис­ко­вать жизнью и в ито­ге рас­стать­ся с ней, ис­по­ве­до­вав Христа. Но он всегда по­ни­мал, ра­ди че­го все это со­вер­ша­ет. После то­го как он лич­но встретил­ся с Воскрес­шим Бо­гом, для него не оста­ва­лось боль­ше со­мне­ний в том, ра­ди че­го он жи­вет. Да­же ес­ли ему при­хо­ди­лось кар­ди­наль­ным об­ра­зом менять ме­сто жи­тель­ства и круг об­ще­ния. Да­же ес­ли ка­за­лось, что мис­сия его тер­пит неуда­чу. Да­же ес­ли в да­ле­кой стране не на­хо­ди­лось лю­дей, го­то­вых его под­дер­жать… Все эти пре­пят­ствия бы­ли пре­одо­ли­мы, по­то­му что Бог, од­на­жды став ря­дом с ним, уже ни­когда не оставлял Сво­е­го уче­ни­ка. При чем же здесь мы, современные лю­ди? По­жа­луй, при том, что Гос­подь точно так же при­хо­дит к каждому из нас. И ка­ки­ми бы ни бы­ли об­сто­я­тель­ства на­шей жизни, встреча с Ним воз­мож­на. Сто­ит толь­ко очень это­го за­хо­теть…

Разрыв между текстом

Святой апостол Фома
(О сомнении в деле веры)

Святой апостол Фома, по прозванию Дидим (близнец), родом галилеянин, был в числе 12-ти апостолов. Когда, по воскресении Господа, сказали Фоме, что Иисус Христос воскрес, Фома не поверил и сказал, что не поверит, пока сам не увидит Спасителя и не дотронется до ран Его. Чрез 8 дней по воскресении, Господь, явившись ученикам чрез затворенные двери, сказал Фоме: «посмотри на руки Мои и вложи персты в Мои раны, и не оставайся в неверии, но верь». Фома устыдился своего неверия и с радостью воскликнул: «Ты Господь и Бог мой!». Тогда Спаситель сказал ему: «ты поверил, когда увидел; но блаженны те, которые, не видя, веруют».

По сошествии Святого Духа Фома по жребию пошел на проповедь в Парфию, Мидию и Индию. Он начал скорбеть о том, что на его долю выпали такие далекие и неизвестные страны, но Господь явлением Своим утешил его. Проповедь евангелия в Индии Фома закончил мученическою смертию: он был пронзен копьем.

Сомнение святого апостола Фомы, закончившееся глубокою верою, побуждает нас, братия, побеседовать ныне о сомнении в деле веры, которым заражены многие в настоящее время и которое нередко оканчивается к великому несчастию безверием, лишающим царствия небеснаго.

Что такое сомнение в деле веры?

Священное писание уподобляет сомневающихся «морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1, 6). Сомневающийся не имеет почвы и устойчивости.

Сомнение в вере есть следствие нравственного упадка человеческой души. Для примера можно указать на иудейский народ времен Господа Иисуса Христа, то заявлявший и исповедывавший веру свою в Спасителя, то сейчас же отрекавшийся от этой веры.

Душевное состояние сомневающихся в вере по истине ужасно.

Сомнение в вере удовлетворяет только среди земного счастия, спокойно находится только в человеке, который, полный здоровья и жизни, каждое последнее мгновение смерти рассматривает как очень отдаленное событие. Но с того самого мгновения, как нашей жизни начинает угрожать опасность, когда являются болезни – эти предвестники смерти, чтобы напомнить нам, что страшная минута недалека от нас, если мы находимся в непредвиденной опасности и видим жизнь нашу висящею на волоске, тогда сомнение перестает удовлетворять нас, мнимая безопасность, которую оно нам обещало пред тем, превращается в страшную опасность, полную упреков, страха и ужаса. Тогда сомнение перестает казаться удобным и начинает представляться ужасным. В своем нравственном расслаблении человек ищет тогда света и не находит, – взывает к вере, но вера, которою он пренебрегал всю жизнь, и которую быть может и осмеивал, не отвечает ему, потому что он не со смирением сердца, а от гордого духа ума, обращается к ней. И не тогда только сомнение бывает ужасным мучением, когда человек находится в опасном положении, когда его взор смущается и устрашается пред мраком неизвестного будущаго; но и в обыкновенном течении жизни, среди вседневных событий, человек тысячу раз чувствует, как яд ехидны (т. е. неверие), скрывающийся в его груди, капля за каплей падает на его сердце. Бывают минуты, когда и от удовольствий чувствуется утомление, когда наскучивает мир, когда жизнь становится в тягость, когда не знают, куда девать время, которое кажется им так медленно двигающимся вперед; глубокая тоска овладевает тогда душой, неописанное беспокойство терзает ее.

Это не то, что подавляющия несчастия жизни; это не печаль, которая гнетет дух и вызывает печальные вздохи; это – убийственное изнеможение, недовольство всем окружающим нас, мучительное оцепенение всех сил. Для чего я в мире? – спрашивает себя человек. Какую пользу принесло мне мое существование? Что я теряю, удаляясь с лица земли, которая для меня опостылела, и лишаясь солнца, которое мне больше не блестит? Нынешним днем я недоволен, как и вчерашним, и завтра будет так же, как и сегодня; моя душа ищет наслаждения и не наслаждается, требует счастия и не достигает.

Не чувствовали-ль вы, счастливцы света, этого мучения, этого червя, грызущего души тех, которые думают в умственном отношении стоять выше других? Не терзает ли вашу грудь отчаяние? Так знайте же, что один из печальных источников этого состояния есть сомнение; это пустота души, которая ее беспокоит и мучит, – это страшное отсутствие всякой веры и всякой надежды, это неведение о Боге, происхождении и назначении человека.

Только в крепкой вере в Бога и духовный мир человек найдет полное утешение в скорбях жизни, получит терпение в болезни, спокойствие в виду смерти, за которой начнется вечно блаженная жизнь для верующих и любящих Бога и ближних, и разрешит все тревожные вопросы жизни, которые терзают ум всякого мыслящего существа.

Какие средства можно указать против сомнения?

Искренность сердца и простота души, подлинное желание обладать истиною, пламенная молитва к Богу об умножении веры в наших сердцах, беседы с людьми верующими, чтение слова Божия, посещение богослужения, жизнь по правилам христианской религии, которая «опытно убедит каждаю в истинности и божественности христианства», внимание к путям и обстоятельствам своей жизни – вот средства против сомнения. Этими средствами обладал святой апостол Фома, и потому временное сомнение его сейчас же перешло в полную и непоколебимую веру, выразившуюся в воззвании: «Господь мой и Бог мой!» В противном случае человек даже при наглядных доказательствах истинности веры может сомневаться, и сомнение его может перейти, наконец, в неверие.

Молитвами святого апостола Фомы, испытавшего всю опасность сомнения на себе, да избавит Господь нас от духа сомнения или да обратит его в дух веры и твердого упования на Бога, который есть крепкий щит против всех бедствий и превратностей жизни и даже против самой смерти.

Протоиерей Григорий Дьяченко.

 

По материалам:

  • Православный Церковный Календарь. Азбука веры.
  • Православный календарь. Православие.ру
  • Апостолы. Азбука веры.
  • Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, священноархимандрита Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, при Наместнике Высокопреосвященнейшем Павле, митрополите Вышгородском и Чернобыльском. Азбука веры.
  • Антипасха. Иерей Августин Соколовски. Православный портал Иисус
  • Индия. Православная энциклопедия
  • Алфавитный раздел. А. Азбука веры.
  • Святой апостол Фома. Официальный сайт Московского Патриархата.
  • Святой апостол Фома. Священник Константин Пархоменко. Азбука веры. 
  • Жизнь и миссия, сомнения и вера святого апостола Фомы (Жизнеописание с акафистом). Ал­ла Мит­ро­фа­но­ва. Азбука веры.
  • Шестой день. Св. ап. Фома. (О сомнении в деле веры). Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление