Нименьгский погост – родина святого митрополита Вениамина
«Идеже бе воспитан…»
Митрополит Петроградский и Гдовский св. Вениамин в миру Василий Павлович Казанский родился 17 апреля 1873 г. в Нименьгском погосте, где всю жизнь прослужил его отец – священник Павел Казанский. Ныне родина митрополита относится к Няндомскому району Архангельской области.
Нименьгский погост, где прошло детство священномученика митрополита Вениамина, где он воспитывался, «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк. 2: 40), в XIX – начале XX века относился к Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии и епархии.
С 1937 года старинный волостной центр – деревня Андреевская, вблизи которой располагались утраченные ныне деревянные храмы погоста, входит в состав Няндомского района Архангельской области. Существует два варианта написания названия Нименьгского погоста: Нименьгский и Нименский. В разговорной речи «г» часто опускается. Старинное название погоста – Нименьгский, по реке Нименьге.
По клировым ведомостям середины XIX века ансамбль погоста состоял из двух деревянных храмов – зимнего Преображенского, 1612 г. постройки и летнего, Никольского (1679 г.) с отдельною колокольнею.
В храмах погоста, которые не сохранились, с 1863 года до кончины 5 (18) декабря 1903 года служил отец будущего митрополита, священник Павел Иванович Казанский.
За последние годы выведены из забвения родные места многих новопрославленных русских святых. Ярким примером подобной ревности историков, реставраторов, благотворителей стало восстановление и освящение каменной Воскресенской церкви погоста Клин, вблизи Великих Лук – родины св. Патриарха Тихона. К сожаленью, для Каргополья и, в частности, для «Нименской земли», уроженцем которой был один из величайших русских святых первой четверти ХХ века, благоприятное время еще не наступило. Даже для консервации уникального деревянного храма в Большой Шалге под Каргополем, где служил диаконом дед Петроградского митрополита – священномученика, не хватает ни воли, ни средств…
Митрополит Вениамин происходил из старинного духовного рода Олонецкой епархии. Многие из его родственников священствовали в селах Каргопольского и соседнего Вытегорского уездов. На Каргополье и были заложены основы светлого христианского мировоззрения будущего митрополита, воспитанного в традициях подвижнического служения простому народу.
Каргополь – этот «маленький, но цельный образчик древней Руси», во многом представляет собой город-загадку. Достоверно неизвестно ни время его основания, ни происхождение названия. Необыкновенен герб Каргополя, изображающий «древнее жертвоприношение, а именно: в голубом поле овна, возложенного на костер горящих дров для всесожжения» (на память приходит эпитет Александра Нежного – «агнец-Вениамин»). О былом расцвете и величии города к началу ХХ века свидетельствовали его 16 церквей (не считая двух домовых и кладбищенской) и два монастыря. Даже теперь, когда в Каргополе уничтожены монастырские ансамбли и четвертая часть храмов, а внутреннее убранство большинства оставшихся погибло полностью, город своими памятниками архитектуры громко “хвалит Господа”.
С начала XVIII века Каргополь оказался крупнейшим городом на тракте, связавшем Санкт-Петербург с Архангельском (через Вытегру).
На полпути между Вытегрой и Каргополем находилась Казанская пустынь, основана пустынь в 1675 году. Деревянная холодная церковь построена монахами в 1678 году. Церковь однопрестольная с трапезной и колокольней над папертью, была освящена в честь иконы Божией Матери «Казанская». Вотчины пустынь не имела, была малолюдна и бедна.
В 1764 году Казанская пустынь Вологодско-Белозерской епархии была упразднена. Церковь стала бесприходной. Изредка её посещали паломники, чтобы помолиться и приложиться к чтимой иконе Божией Матери «Казанская». При церкви жил пономарь. Позже в 1871 году бесприходная Казанская Пустынская церковь была приписана к Сретенской Шильдской церкви, находившейся в 20-ти верстах восточнее.
К этому храму в 1794 году митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) был определен в пономари пономарский же сын 13-летний Федор Матфеев – прадед св. митрополита Вениамина. Федор Матфеев прослужил пономарем Казанской пустыни более полувека, до самой кончины в 1847 году. Его сыновья, обучались в Каргопольском духовном училище.
От названия пустыни их сыновья, очевидно, и получили фамилию Казанские. Скорее всего, это произошло во время их учебы в Каргопольском духовном училище. Сам Феодор Матвеев упоминается как Казанский только в метрической книге 1847 г.
Старший сын пономаря Казанской пустыни, Иоанн Федоров Казанский, в 1820 году стал пономарем Боросвидской Георгиевской церкви (ныне село Бор или Давыдово Каргопольского района, на реке Свидь). В административных границах того времени это село относилось к Кирилловскому уезду Новгородской губернии. После того, как в 1828 году была учреждена самостоятельная Олонецкая епархия, Иоанн Казанский постарался перевестись в нее – там оставались все его родные.
5 апреля 1831 года первым епископом Олонецким и Петрозаводским Игнатием (Семеновым) он был рукоположен во диакона к Большешальской Христорождественской церкви Каргопольского уезда, где и прослужил 15 лет. Здесь, в Большой Шалге, у о. Иоанна Казанского и его жены Ульянии Николаевой родился сын Павел (31 октября 1840 – 5 декабря 1903) – отец св. митрополита Вениамина.
В 1846 году диакон Иоанн Казанский был перемещен в значительно более многолюдный Тихмангский приход Вытегорского уезда.
До наших дней не дошел ни деревянный шатровый храм Казанской пустыни 1675 года постройки, ни каменные храмы Тихмангского погоста. Стоящая на левом берегу реки Свидь в селе Бор каменная Георгиевская церковь датируется 1862 годом.
«Маленькая церковь эта при всей своей непритязательности наделена благородством облика и хорошо рисуется в пейзаже». Но как постройка относительно позднего времени, она не имеет непосредственного отношения к роду митрополита Вениамина. Таким образом, самым древним и уже потому бесценным памятником на Каргопольской земле, напрямую связанным с двумя поколениями рода Казанских – дедом и отцом святителя, – становится чудом уцелевший ансамбль Большешальского погоста.
Большая Шалга находится в 9 верстах к востоку от Каргополя по Шенкурскому тракту. Современный ансамбль погоста сложился около 150 лет назад и состоит из более древнего деревянного храма и каменного, выдержанного в формах классицизма.
Главный престол деревянной шатровой церкви посвящен Рождеству Христову (как и городской собор Каргополя), в теплой трапезной устроен Благовещенский придел.
Памятник архитектуры федерального значения.
Традиционный шатровый храм типа восьмерик на четверике с трапезной имеет довольно оригинальное завершение. Грани узкого и высокого рубленого шатра слегка выпуклы, барабан главки несколько уже вершины шатра. Прямоугольный алтарь покрыт крупной бочкой. Трапезная построена не одновременно со срубом церкви. Над ее кровлей возвышается небольшой восьмигранный сруб с главкой. Подобная деталь встречается на некоторых поонежских церквях. Первоначальное двухвсходное крыльцо с западной стороны утрачено. Несколько механические ряды одинаковых окон по боковым фасадам церкви, вероятно, появились в результате позднейших перестроек. Раньше погост окружала рубленая ограда с воротами, обращенными на север в сторону каргопольской дороги.
«Высокий башнеобразный объем храма соответствует его постановке в глухом лесу вдали от дорог среди высоких елей». Деревянная церковь Большой Шалги датируется 1745 годом, но ее западная половина с теплым приделом в действительности еще старше.
Готовый сруб «по рассказам старожилов привезли из Каргополя от Николы»: в городе к тому времени деревянный Никольский храм заменили на каменный. Потолок трапезной части Христорождественской церкви поддерживали два украшенных резьбой столба, один из которых (перед иконостасом придела) был впоследствии удален.
Стоящая к юго-востоку от деревянной каменная Покровская церковь сооружена в 1857 году. Судя по архитектуре, эта дата относится к окончанию строительства храма, которое в условиях бедных северных приходов нередко растягивалось на 20-25 лет. Боковые приделы каменного храма (во имя священномученика Антипы Пергамского и во имя святителя Николая) могли быть подготовлены к освящению лет на 10-15 раньше, чем «настоящая церковь». Не исключено, что в них успел послужить диакон Иоанн Казанский.
Из Большой Шалги происходит поясная икона св. Николы первой половины XVI века (очевидно, храмовый образ Никольского придела), которая ныне хранится в Русском музее.
Каменная церковь Большешальского погоста выведена из запустения, отремонтирована и освящена. Однако возродившийся приход демонстративно отгородился от деревянного шатрового храма, бросив его на произвол судьбы. Надо полагать, нынешним наследникам строителей замечательного церковного ансамбля не по силам содержать оба храма. Но как можно вообще отказаться от ответственности за сохранность древней святыни! Ведь бревна, доски, гвозди найдутся в любом дворе, а постоянная забота как правило требует минимальных расходов.
В настоящее время состояние храма аварийное, в любой момент он может обрушиться. В 2009 году храм был очищен от мусора, территория обкошена от бурьяна.
В 2012 году был заключен договор с фирмой “Карэнси” на разработку проекта реставрации. Храм нуждается в полной переборке.
В итоге, в то время как Покровская церковь приукрашалась, как невеста, рядом стоящая Христорождественская пришла в аварийное состояние. Ее более старая и конструктивно ослабленная западная часть готова рассыпаться, что приведет к гибели всего здания. Нужно бить в набат, чтобы не допустить катастрофы. Государственные органы, церковные инстанции, спонсоры, мастера-плотники обязаны срочно объединить усилия для спасения храма-памятника, в котором был крещен и воцерковлялся отец св. митрополита Вениамина.
В 1861 году Павел Казанский окончил в Петрозаводске полный курс Олонецкой духовной семинарии.
Как и многие ее выпускники, до принятия священного сана он получил место наставника (учителя) одного из сельских училищ – Нименского, в родном Каргопольском уезде.
Крестьяне Олонии не знали крепостного гнета, и народное образование получило здесь развитие раньше, чем в других регионах России. Первый опыт широкого приобщения крестьянских детей к грамоте относился еще к 1830-х годам, когда архиепископ Игнатий (Семенов) предписал духовенству епархии заняться учебным делом «домашним способом». Инициатива открытия сети сельских училищ в уездах Олонецкой губернии принадлежала палате государственных имуществ.
В Каргопольском уезде еще в 1851 году возникло 4 таких школы, одна из них – в деревне Андреевской Нименского прихода. Приходским священником в то время там был о. Александр Васильевич Смирнов (около 1818 – 8 июня 1857), дед св. митрополита Вениамина по матери. После ранней кончины о. Александра заботливый архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Федоров) перевел в Нименское брата его вдовы, священника Косьму Охотина. Таким образом, осиротевшие дети о. Александра остались в родном доме. Старшей из них, Марии, было всего 13 лет.
В Нименском приходе в середине XIX века проживало немало старообрядцев, а как писал архиепископ Аркадий, «без особенного усмотрения и примерного испытания не единожды не назначался священник в приход, зараженный расколом.
Павел Казанский учительствовал в Нименском Андреевском сельском училище два года, а затем архиепископ Аркадий благословил его на брак с Марией Смирновой и 27 июля 1863 года рукоположил во священника к местному храму. Следовательно, владыка был уверен в его «способности и благонадежности /…/ к полезному служению во священном сане при Нименской церкви». Он не ошибся: о. Павел, «пастырь, по глубокому убеждению, и призванию», усердно и успешно священствовал в этом приходе 40 лет, до последнего вздоха.
В семье о. Павла и Марии Казанских выросли три сына и дочь. Василий (так звали в миру священномученика митрополита Вениамина) был старшим ребенком – он родился в Нименском 17 апреля 1873 года.
От времени жизни святителя на его родине уцелела единственная мемориальная постройка – здание школы в деревне Андреевской, которой исполнилось 125 лет. Из них 115 лет она использовалась по своему прямому назначению. Эту школу освящал отец митрополита, он же много лет законоучительствовал в ней.
При освящении здания о. Павел Казанский сказал глубокопрочувствованное слово, указав в нем на «те заботы Правительства, земства и частных лиц, которые предпринимаются для образования народного». Действительно в истории строительства скромной сельской школы как в капле воды отразилась эпоха великих реформ императора Александра II, желавшего видеть своих подданных свободными и просвещенными людьми.
На рубеже 1850-60-х годов казне пришлось урезать расходы на школьное дело, которое легло на плечи сельских священников. Первые 8 лет пастырства о. Павел совмещал службу на приходе с прежней своей должностью наставника местного училища. Подобная картина, очевидно, стала правилом. Так, старший брат о. Павла, Петр Казанский, в 1857-59 годах учительствовал в селе Река Каргопольского уезда, а затем был рукоположен во священника к Речно-Георгиевской церкви, с оставлением на учительской должности. Только в 1871 году в школах этих приходов вновь появился учитель в светском звании, а священник занял положение законоучителя. Сельские школы перешли тогда в ведение новых органов местного самоуправления – земств.
Наставником Нименского земского училища в 1871-74 годах трудился выпускник Олонецкой духовной семинарии Петр Скородумов (впоследствии – священник в Каргополе; + 30 ноября 1916). Он и стал восприемником младенца Василия Казанского при его крещении в церкви Нименского погоста 22 апреля 1873 года– в Неделю жен Мироносиц.
Вопрос об учреждении образцовых одноклассных училищ был поднят Олонецким губернским земством в 1873 году. В Каргопольском уезде таких училищ предполагалось открыть два, одно из них – в Нименском приходе. Прихожане о. Павла, крестьяне деревни Андреевской, уступили под школу десятину земли. Денежные средства на строительство и содержание школьных зданий складывались из сумм, отпущенных как земскими собраниями 1875 и 1877 годов, так и министерством народного просвещения. Поступали и частные пожертвования. Один из жертвователей, непременный член Каргопольского уездного по крестьянским делам присутствия П.Э. Мудров, оплатил «вывозку лесных материалов для постройки дома для Нименского образцового училища». Он же организовал и успешное строительство школы хозяйственным способом, причем был выбран самый лучший проект: классная комната имеет окна в двух стенах.
Нименское земское училище не случайно предназначалось к преобразованию в образцовое. Оно входило в число лучших училищ уезда. «За отличное усердие и примерное исполнение учительских обязанностей» его законоучителю священнику Павлу Казанскому и учителю Николаю Лебедеву в 1878 году была вынесена благодарность от управления учебного округа.
Освящение образцового училища в деревне Андреевской состоялось 19 сентября 1878 года. Участники торжества, взрослые и дети, собрались в храм на Нименский погост, отстоящий на версту от деревни. Оттуда в школу направилось многолюдное шествие с училищной иконой «среди живописной местности, чисто швейцарской, по горам между озерами, при тихой и ясной погоде». О. Павел совершил в школьном здании водоосвящение и молебствие. В новой школе он продолжал оставаться законоучителем до самой кончины, и 3 марта 1901 года удостоился награждения орденом св. Анны 3-й степени «за 25-летние труды по народному образованию».
С конца 1880-х годов о. Павел Казанский открывает по деревням своего прихода 5 церковных школ. «Первое время учителями в них были воспитанники о. Павла, которые и трудились под его руководством, – писал в некрологе отца святитель Вениамин. – Двое и теперь еще остаются: один даже состоит учителем церковно-приходской школы и на хорошем счету, хотя он окончил только начальное училище». Очевидно, речь идет об многолетнем учителе деревни Яковлевской Якове Евдокимовиче Зарубине, который упоминается в школьном отчете за 1890-91 год и оставался в должности еще в 1908 году.
Иеромонах Вениамин (Казанский) с 22 декабря 1899 года состоял попечителем церковно-приходских школ Нименского прихода, сохранив за собой это звание и после хиротонии во епископа в 1910 году. От пяти школьных зданий до наших дней уцелело одно – в деревне Шултус, «обветшавшее, но не разграбленное».
Нименский погост занимал живописный пригорок у Шенкурского тракта в том месте, где к нему подходил рукав Борового озера. При прокладке современного шоссе трасса была несколько спрямлена, и от деревни Андреевской до погоста сохранился участок старого грунтового тракта. Таким образом, и сегодня можно пройти по проселку, освященному стопами будущего Петроградского архипастыря. С последнего поворота открывалась лучшая панорама погоста, в которой оба храма были обращены к путнику с юго-востока.
На плечи о. Павла Казанского в начале его служения в Нименском легло строительство нового летнего Никольского храма с колокольней и реставрация теплого храма XVII века, Преображенского. При этом зимняя церковь сохранила оригинальное кубоватое завершение, распространенное только на Каргополье. Ее грузные формы удачно уравновешивали силуэт нового храма.
Большой священнический дом на погосте также был построен о. Павлом. «Дом его был открыт для всех, – вспоминал святитель Вениамин. – Проезжающие, проходящие, особенно духовного звания, находили себе ласковый, даже родственный прием. Зато и знали о. Павла по всей округе».
С 1888 года священник Павел Казанский состоял благочинным V округа Каргопольского уезда. В благочиние, кроме Нименского, входило еще 7 приходов.
Когда же была проведена железная дорога Вологда-Архангельск, в 10 верстах от Нименского погоста при станции Няндома вырос крупный поселок. В 1901 году там открыли приход, который пополнил благочиние о. П. Казанского.
Средний сын о. Павла Александр (16 августа 1880 – 1937), окончивший Каргопольское духовное училище, на рубеже XIX – XX веков получил назначение псаломщиком в родной приход, а 8 сентября 1901 года был рукоположен во диакона.
В ноябре 1903 года о. Павел тяжело заболел. К его одру собрались все дети – 3 сына и дочь. Сыновья – архимандрит Вениамин (в то время – ректор Самарской духовной семинарии), диакон Александр и семинарист Григорий – совершили над умирающим таинство елеосвящения. 7 декабря архимандрит Вениамин возглавил погребение усопшего пастыря. Из-за громадного стечения народа литургия и отпевание были совершены не в теплом, а в холодном храме. Заботливая рука прихожан устроила склеп из кирпича, чтобы земля не давила гроба.
Рядом с новой, построенной в 2002 году Преображенской часовней на месте разрушенного Никольского храма установлен памятный крест на предполагаемом месте погребения протоиерея о. Павла Казанского.
Памяти своего отца архимандрит Вениамин посвятил обширный некролог. По богатству автобиографического материала это произведение не имеет себе равных – мало кто из русских святых оставил рассказ о своем детстве. Не случайно очерк «На службе Божией» вошел в один из томов указателя «История России в дневниках и воспоминаниях».
Настоятельское место в Нименском после смерти о. Павла предоставили о. Сергию Тихомирову, который до рукоположения во священника 11 января 1904 года состоял диаконом-псаломщиком в Няндоме. Священником же на диаконской вакансии с лета 1910 года служил у себя на родине о. Александр Казанский.
В сентябре 1912 года Нименскую землю посетил епископ Гдовский св. Вениамин. 10 сентября он отслужил молебен на начало учение в Яковлевской школе, которой заведовал его младший брат. О поездке епископа Вениамина «на родину в Олонецкую губернию» сообщалось также в августе 1915 года. Возможно, с этим его пребыванием в Нименском связаны воспоминания местного старожила П.М. Богданова (1909-1993). Панфил запомнил, как в детстве он получил благословение епископа и печатный образок святителя Питирима Тамбовского (канонизирован 28 июля 1914).
После открытия железной дороги через Няндому Нименский погост стал «воротами в Каргополье». Сама Няндома отстроилась в несколько лет и по единому проекту. Лучшее место в поселке заняла деревянная церковь св. Зосимы и Савватия Соловецких. Она была освящена 21 января 1902 года местным благочинным священником Павлом Казанским. Настоятелем нового храма стал священник Александр Хотеновский, переведенный из Каргополя. После смерти о. П. Казанского он получил назначение окружным благочинным.
19 октября 1917 года нименский священник Сергий Тихомиров был уволен за штат в связи с поступлением в Казанскую духовную академию. В приходе продолжал служить о. Александр Казанский. В начале 1920-х годов, после мученической кончины св. митрополита Вениамина, его младший брат оказался среди обновленческого духовенства. Насколько известно из устных свидетельств, он овдовел, имея трех детей, и вступил во второй брак (что допускалось обновленцами). В этом браке в мае 1925 года у него родилась дочь Вера.
Надолго «задобрить коммунистов» обновленцам не удалось. В 1929 году в СССР была развернута яростная антирелигиозная кампания, жертвами которой стали все верующие и духовенство всех конфессий и юрисдикций. В марте 1929 года в Няндоме, с вопиющем нарушением даже куцего «советского законодательства», была разгромлена и перестроена под суд и прокуратуру Зосимо-Савватиевская церковь. Няндомский горсовет своим постановлением отверг распоряжение высшего органа государственной власти – ВЦИК – «о сохранении церкви за верующими до решения президиума ВЦИК»! Верующим Няндомы какое-то время удавалось пользоваться наспех оборудованным молитвенным домом, но затем был закрыт и он.
Из Няндомы направлялись «безбожные походы» по всему Каргополью, причем одной из главных мишеней был Нименский приход (Андреевский сельсовет). «Шефство» над этим сельсоветом взяла на себя «комсомольская группа содействия партии при гарнизоне г. Няндомы». На удивительно, что вскоре на огороде о. Александра Казанского нашли винтовку, закопанную в землю. Священник был арестован и заключен в концлагерь Липово на территории родного прихода. Репрессированных использовали здесь как бесплатную рабочую силу на экспортных лесозаготовках. В лагере о. Александр и скончался.
На Нименском погосте древнюю Преображенскую церковь раскатали на дрова, а Никольскую, построенную о. Павлом Казанским, переоборудовали под «Дом отдыха ударника-лесоруба имени 18-й годовщины Октябрьской революции» (впоследствии дом отдыха «Боровое»). Открытие Дома отдыха состоялось 7 ноября 1935 года. Он просуществовал чуть более 50 лет и со временем стал одним из крупнейших в Архангельской области. В начале 1990-х годов прекрасно оборудованный дом отдыха был закрыт, разграблен и брошен на произвол судьбы. Его старейшая постройка, некогда бывшая церковью, сделалась жертвой пожара. Черный обгорелый остов больше 5 лет возвышался на месте древнего погоста. Почти одновременно с пожаром на Нименском погосте школа в деревне Андреевской была переведена из старинного здания в другое, новое. Местная администрация отнеслась к историческому дому Нименского образцового училища как к ненужной обузе и выставила его на торги.
Священномученика митрополита Вениамина в его родном краю впервые открыто и благоговейно вспомнили в связи с канонизацией. Каргопольская и Няндомская районные газеты опубликовали его биографические очерки. Позднее материалы о митрополите и его родственниках начал собирать няндомский краевед В.В. Родин, член Союза журналистов. В октябре 1992 года в Няндоме была зарегистрирована православная религиозная община.
Вскоре верующим даже вернули Зосимо-Савватиевскую церковь.
Но восстановление обезображенного здания потребовалось многолетние труды – при перестройке первым делом снесли алтарную абсиду, световой купол, колокольню….
Богослужения стали совершать на соседней улице, в малом храме, престол которого был освящен во имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Освещен храм был епископом Тихоном 31 июля 1999 г.
В 2000 году, усилием Православной церкви, здание храма вновь вернуло свой исторический облик и прямое назначение – служение Богу.
Так святитель почти через 75 лет после гибели вернулся во славе на древнюю каргопольскую землю.
В 2000 году Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (директор – Л.И. Севастьянова, зам. директора по научной работе – И.В. Онучина) проводил VI Каргопольские научные чтения на тему «Христианство и Север». На конференции был предоставлен подготовленный совместно с А.А. Бовкало доклад о Нименском погосте – родине св. митрополита Вениамина.
В 2002 году КГИАХМ провел очередные научные чтения «Святые и святыни северорусских земель». В связи с тем, что в тот год исполнялось 80 лет со дня мученической кончины и 10 лет церковного прославления святителя Вениамина, музей выступил с инициативой посвятить конференцию памяти митрополита-священномученика. Это предложение было поддержано Архангельской епархией, администрацией Каргопольского и Няндомского районов. За два года удалось сделать многое, чтобы вывести родину великого архипастыря из «мерзости запустения».
В «Вениаминов день», 13 августа (31 июля ст. ст.) 2002 года едва ли не вся деревня Андреевская высыпала на дорогу у здания старой школы. Сюда собрались представители местных и районных властей, сюда же прибыли из Каргополя участники VII научной конференции.
Под общие аплодисменты глава районной администрации В.М. Сивков открыл установленную на фасаде школы доску с надписью: «В этом здании с 1878 года размещалось одноклассное сельское училище. Основатель – священник Павел Казанский». Для памятника истории юбилей пришелся очень кстати – его сняли с торгов и передали на баланс отдела культуры. Теперь решается вопрос о постановке его под охрану, о выделении средств на ремонт и об использовании под музей и библиотеку.
От школы хозяева и гости направились на холм, где 70 лет назад высились храмы Нименского погоста, а на рубеже второго и третьего тысячелетия от Рождества Христова чернели одни обгорелые бревна постройки, в которой уже трудно было угадать ее первоначальное назначение. Участников процессии ждала удивительная картина – холм как бы помолодел на несколько столетий. Теперь его венчал свежий сруб недостроенной Преображенской часовни, перед которой поднимался к небу высокий поклонный крест.
Следы хозяйничанья на святом месте тех, кто «богател не в Бога» и оставил по себе лишь головешки, были стерты с холма, и на нем зазвучала церковная молитва. Может быть, это случилось впервые со дня ареста о. Александра Казанского. Много веков назад первопоселенцы края, закладывая здесь дом Божий, столь же усердно молились, чтобы он простоял до скончания века. Спираль истории вышла на новый виток…
В благоустройстве территории Нименского погоста, которое возглавил начальник РСУ Н.И. Муха, в строительстве часовни приняли участие практически все промышленные предприятия Няндомы. Поклонный крест по старинным образцам изготовили умельцы столярного цеха локомотивного депо.
Освящение поклонного креста возглавил настоятель Ильинского кафедрального собора города Архангельска митрофорный протоиерей Владимир Кузив. Он передал землякам святителя Вениамина благословение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова) и пожелал, чтобы милость Божия была со всеми, кто будет «с добром сюда подходить, молиться и брать отсюда благодать в свои души, в свои семьи, в свой край».
Настоятель няндомского прихода протоиерей Олег Ежов, обращаясь к собравшимся под сенью новоосвященного креста, сказал: «Этот крест необычен своей историей. Пять лет назад мы устанавливали первый крест на месте будущего храма в честь митрополита Вениамина. Второй крест был поставлен при освящении построенного храма. И этот, третий, установлен как память о присутствии на этой земле этого святого».
На память о торжестве Няндомская центральная библиотека издала буклет «Андреевская – родина Митрополита Вениамина Казанского», который раздавался всем, кто пришел почтить его память.
При этом, 9 августа 2022г. на месте ранее установленного поклонного креста, был установлен и освящен новый поклонный крест.
Когда, летом 1916 года епископ Гдовский св. Вениамин, вернувшись в Петроград из Тобольска, где он был участником всецерковного прославления святителя Иоанна Тобольского, особо подчеркнул «народный дух» этих торжеств. Тот же народный и задушевный характер имело совсем скромное первое празднование памяти священномученика-митрополита на его родине. Оно как нельзя лучше соответствует духовному облику самого архипастыря, избранного народом на Петроградскую кафедру.
На судебном процессе митрополита Вениамина назвали «простой, немудрящий сельский попик». Непритязательны и знаки, отметившие место его появления на свет: юбилейные дни прошли, а церковь на родине митрополита-священномученика более 10 лет оставалась недостроенной и не освященной. Только в 2012 году возник проект приобщения населения района к истории и культуре родного края, развития паломничества и туризма. Недостроенная церковь вошла в туристский маршрут. Ее сруб получил завершение в виде характерной для русской деревянной архитектуры “бочки”, и она была освящена в честь Преображения Господня.
Но горы движет вера, а не деньги. Святое усердие к своему пострадавшему за Христа земляку, проявленное няндомскими и каргопольскими ревнителями его памяти, привело к результатам, которые еще совсем недавно казались «бессмысленными мечтаниями».
Дивен Бог во святых Своих!
Составлена на основе:
Статья: «Идеже бе воспитан…» А.К. Галкин. (На родине священномученика митрополита Вениамина).
Христианство и Север. Каргопольский музей заповедник. Москва 2002. С 85-93, 216.
Азбука паломника. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (Няндома)
Соборы.ру. Няндома. Церковь Вениамина, Митрополита Петроградского.
Деревня Шултус. История Нименьгского погоста Родины священномученика митрополита ВЕНИАМИНА
Православные приходы и монастыри Севера. Македонская Н. М. Казанская на Климентовских озерах мужская пустынь.
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Храм Рождества Христова, Большая Шалга (Казаково)