Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

К началу дней Великого Поста

“Да явится нам свет Христов. Да будет Крест Его нам столпом огненным,

освещающим наш путь во мраке земного ведения,

и столпом облачным, защищающим нас от палящего зноя земных влечений.

священномученик Иван Георгиевич Стеблин-Каменский

 

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

В 2022 году Великий пост начинается 7 февраля.  Великий Пост – это время предшествующие Страстной седмице и празднику Пасхи. Он включает шесть седмиц (к ним прибавляется 7-я – Страстная), или 40 дней, поэтому называется также Святой Четыредесятницей.

Все посты в Православной Церкви обоснованы исторически и посвящены священным, и очень важным для каждого христианина событиям. Первым постом, появившимся в первохристианской Церкви, был пост перед Пасхой. Выработка правил и принципов проведения Великого поста заняло у  христиан церкви несколько столетий. Истоки Великого поста можно видеть в пасхальном посте, который в II-III веках совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III веке он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста – это подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи.

Во  второй половине III-IV веков появляются упоминания уже о сорокадневном посте, но неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет. Учеными высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно.

Еще один источник, из которого возник Великий пост это предкрещальный пост. К III веку в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I веке, затем предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться.

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху сорокадневным посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание святителя Афанасия Великого.

Свт. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский. Византийская икона

Свт. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский. Византийская икона

Пост начинался за шесть седмиц до Пасхи, а число сорок достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях святителя Афанасия ни разу не соотносится с сорокадневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания святителя Афанасия Великого, написанного в период пребывания в Римской ссылке, святителю и исповеднику епископу Серапиону Тмуитскому, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный, в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение.

О некой «четыредесятнице» говорится уже в правилах Первого Вселенского Собора, и, несмотря на ряд вопросов, некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее влияние на оформление периода Великого поста современном виде.

К концу IV – началу V века уже повсюду в Церкви был принят сорокадневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему, отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений.

Церковные историки V века пишут:

  • «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие – из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие – в течение 2, как, [например,] монтанисты»;
  • «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно… в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц… и постятся только 3 пятидневия… те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным… одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц… одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу».

Обязательность Великого поста для всех верных была закреплена 69-м Апостольском Правиле в окончательной редакции в конце  IV века.

Образ Господа Иисуса Христа

Образ Господа Иисуса Христа

Святоотеческое учение о Великом посте неотделимо от учения о посте вообще. Великий пост понимается прежде всего как время сугубого покаяния и рассматривается как инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления. В IV-VI веках создается учение о Великом посте как о «десятине года», аналогичной обязательной десятине. Если продолжительность года – 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи). За Великим постом сохраняется значение необходимой подготовки к празднованию Страстной седмицы и Пасхи: «Кто пренебрегает Четыредесятницей… тот не празднует праздника Пасхи» (святитель Афанасий Великий).

С постепенным распространением практики редкого Причащения Великий пост стал пониматься и как время, когда следует особенно стремиться к принятию Святых Таин. О том, что Великий пост – это время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже святитель Иоанн Златоуст. О посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в Молитвословии, которые в современной практике Русской Православной Церкви обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста.

В связи с тем что дни Великого поста – это дни покаяния, канонические правила предписывают:

  • не совершать в будние дни Великого поста полную литургию как службу, преисполненную радости и торжества (с V-VI веков на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста);
  • не устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья, но в позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого поста, но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года);
  • не устраиваются торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений.

Ранее в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: запрещались театральные представления, балы, закрывались увеселительные заведения, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди в первые дни Великого поста выходили из дома только на работу и по необходимости.

О Великом посте для обычного человека, говорит священномученик Иван Георгиевич Стеблин-Каменский в своих письмах к родным и друзьям. Письма написаны из заключения в Соловецком концлагере и имеют лишь один призыв “Не отходите от Креста”.

Общий вид Соловецкого монастыря после пожара 1923 года

Общий вид Соловецкого монастыря после пожара 1923 года

В этих письмах — живой голос российских новомучеников, свидетельство их непоколебимой веры, твердого упования и неиссякаемой любви. Там, где зачастую в истощенных и измученных людях терялся сам образ человеческий, здесь не падение, а возвышение и очищение души, основанное на величайшей требовательности не к другим, а к самому себе.

Протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский

Протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский

“…Вот уже наступает Великий пост, наступает время, когда великие светильники духа, всю жизнь проводившие в самособранности, находили потребность в еще большем самоуглублении, в еще большем напряжении своих духовных сил. Мы же, всю жизнь проводившие беспечно, проходим мимо и этой духовной лестницы в царство света, не находя никакой надобности поднять ногу свою на предлежащую нам ступень, но лишь переменой пищи думаем оправдать свою принадлежность к искупленному Кровию Христовой Его избранному стаду. Мы совмещаем веру в Распятого с возможностью даже после выноса креста отдаваться светским развлечениям. Дух воинствует против плоти, и плоть воинствует против духа. Ради победы в человеке духа Сам Господь облекается во плоть и страждет ею; мы же, веря в это спасительное для нас таинство, ругаемся над Ним, удовлетворяя желания плоти. Да еще называем эти желания потребностями, в то время как и плоти нашей “едино есть на потребу” (Лк. 10:42) — служить Господу в подчинении Духу Истины, в нас живущему.

Еще раз подтверждаю, что я не отрицаю для христианина возможности высшего земного счастья — семейного, но убежден в том, что истинное
семейное счастье может быть результатом соединения двух сердец в стремлении их к Свету Истины, на этом стремлении строящих свою жизнь и в этом стремлении ищущих взаимной поддержки. Знает Отец Небесный Им же дарованные людям земные блага и не лишит их тех, кто искренне Ему служит. «Ищите прежде Царствия Божия и сия вся приложатся вам!» Кто же ищет земного счастья прежде Царствия Христова, кто сам дерзновенно простирает за ним руку, не ожидая, когда Господь благоволит ему подать его, — тот уподобляется праотцу, искавшему ведения Истины через вкушение запрещенного Носителем Истины плода. Не требуется, чтобы все христиане были аскетами, но безусловно требуется от них такое стремление к Господу, которое делало бы их готовыми принять от Него всякое служение с верою, что именно оно даст каждому из них высшую долю возможного для них счастья. Великий пост установлен Церковью в сознании немощи человеческой и невозможности для человека
быть в равнопостоянном духовном напряжении. Это время, когда каждый христианин мысленно должен предстать Господу с теми талантами, которые он в служении Ему в течение года успел приобрести. Нам же что сказать Господу, как не «потерпи на мне» и «не посецы мене со смоковницей бесплодною». Но пусть душа наша в предстоящий пост отверзется для восприятия велений и указаний Божиих на будущее время. Да не останется наше сознание омраченным совершенными нами ошибками. Да явится нам свет Христов. Да будет Крест Его нам столпом огненным,
освещающим наш путь во мраке земного ведения, и столпом облачным, защищающим нас от палящего зноя земных влечений. Пусть наш просвещенный верою разум увидит истинный путь, когда он не видит никакого пути, пусть он не усомнится в выборе пути и тогда, когда опыт жизни будет представлять ему их множество.

Любимые мои, что это я все чувствую скорбную нотку в ваших письмах? Правда, много скорбей у всех нас, живущих во зле и суете мира, но не поглощаются ли скорби наши верою во всё обновляющую, просвещающую и оживляющую благодать Божию? Скорбите ли вы от сознания своего недостоинства? Радуйтесь же тогда и о милости Божией, только недостойными и познаваемой. Огорчает ли вас неправда жизни? Но ведь это свидетельствует, что вы любите людей, в ней погрязших, и жалеете их, а если вы любите и жалеете их, очевидно интуитивно чувствуя присутствие крупицы добра в каждом человеке, — то знаете ли вы, что Господь, всезнающий и всевидящий, не оставит погибнуть и малой доли этих крупиц, но так или иначе все доброе соединит воедино. Наша радость — возможность служить этому соединению; наша скорбь — сознание своей немощи в этом служении. Но скорбь эта исцеляется верою в подающего помощь всем ищущим ее Господа, а радость не может омрачиться нашим недостоинством потому, что служение Господу не чуждо и бессловесным животным, и самой неодушевленной природе. Каждому же человеку всегда открыта возможность сознательного служения. Не отвергаются ни блудницы, ни мытари, ни разбойники. Мне понятны слезы скорби о таких наших поступках, которые по человеческой справедливости должны были бы вызвать отвращение от нас лица Господня, но тем более мне понятны слезы умиленной радостной благодарности к Тому, Кто еще далече нам сущим идет навстречу и являет знаки того, что мы хотя и блудные, но милые Ему чада.

Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа

Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа

Будем приучаться всегда, во всем, что с нами совершается, видеть последствие всеблагого Божия о нас промышления, будем всегда стремиться выполнять то служение, которое в тех или иных обстоятельствах Господь от нас ожидает: будь то терпеливое несение скорбей, или та или иная помощь ближнему, или просто молчание на обидное слово, или обуздание своих желаний, или что-либо иное.

Меня же, столько скорби вам всем принесшего и невниманием своим ее усиливающего, прошу простить и поминать в молитвах своих не как служителя Христова, каким я вам представляюсь, а как слабого человека, несущего высокое служение, на каждом шагу спотыкающегося и нуждающегося в постоянной помощи, по вашим молитвам могущей мне быть поданной в изобилии. Благодатию Своею Господь и Бог
наш Иисус Христос да помилует и простит всех нас.

Искрение любящий вас
священник Иоанн Стеблин-Каменский”

 

По материалам:

  1. “Праздники и посты православной церкви. Календарь – справочник” – М.: “Даниловский благовестник”, М.: ЗАО ИД “Комсомольская правда”, – 224 стр., ил.
  2. 7 Марта 2022 – Православный Церковный календарь (azbyka.ru)
  3. Начало Великого поста — Статьи — Церковно-Научный Центр “Православная Энциклопедия” (sedmitza.ru)
  4. Не отходите от креста : [Письма с Соловков близким и пастве] / Слово исповедников XX века // священномученик Иоанн Стеблин-Каменский ; изд. подгот. игумен Дамаскин (Орловский) / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М., 2009. URL: http://solovki-monastyr.ru/media/attachments/Steblin_kamenskiy_ioann_svyashennomuchenik_ne_othodite_ot_kresta.pdf. 112 с. | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке (pravoslavnoe-duhovenstvo.ru)
  5. Steblin_kamenskiy_ioann_svyashennomuchenik_ne_othodite_ot_kresta.pdf (solovki-monastyr.ru)
  6. АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ – Древо (drevo-info.ru)

 

Pokrova2021

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление