📰Свежие новости из старых газет. О современной моде📰
📰 Начался XX век, совсем скоро мир разорвут на “до-и-после” окопы Первой Мировой войны, а пока гремят “Русские сезоны” Сергея Дягилева, на которых, для балетных постановок в Париже, создает костюмы и декорации, завораживающие публику, русский художник Лейб-Хаим Розенберг, ставший известным на весь мир под именем Леон Бакст и считавший, что “Нет великого и малого в искусстве. Всё — искусство» потому и создавший портреты своих современников Филиппа Малявина, Зинаиды Гиппиус, Айседоры Дункан и других, эскизы костюмов для театров и домов мод, узоры для тканей, ставшие эскизами для массового производства, дизайны интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей, работавший в Европе и Америке, умерший во Франции в 1924 году.
📰По железным дорогам гремят поезда, загораются электрические лампочки, говорят телефоны… В столице Российской империи издаются модные журналы, успешно работают всевозможные ателье, шляпные мастерские, парикмахерские, ювелирные магазины. В моде цветные туфельки, украшенные стразами, шали, шарфы, броская бижутерия, ожерелья, браслеты и тюрбаны, парики и декоративная косметика….
📰 Где-то всё ещё строятся храмы, звучит молитва к Богу, развивается дело благотворительности, открывая в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, образованные люди посвящают себя делу доступности народного образования и народной медицины, а русское мирочувствие воспитанное Евангельским духом говорит, что мода свернула кудо-то не туда, что невозможно для женщины быть “…ядовитым обольстительным растением…”, ведь это лишает чего-то главного, что не восполнит ни один “успех”, и в журнале “Приходское чтение” в июле 1914 года выходит заметка “О современной моде”.
О современной моде
Увлечение модой за последнее время дошло до таких размеров, что смело может быть названо модной болезнью. Особенно в этом усердствуют женщины. Уродуя себя, жертвуя нередко своим здоровьем и последними средствами, женщины с жадностью набрасываются на все новое в моде. Будет ли то шляпа, в которой не войти в дверь средних размеров, из-за которой подчас не видно впереди дороги, будет ли то платье, лишающее возможности сделать нормальный шаг – всё это ловится налету, едва успеет выйти из рук модных законодателей. Не считаясь ни с требованиями здравого смысла, ни с удобствами, ни с изяществом, поклонницы модных новинок слепо идут за изобретателями мод, доходя иногда прямо до неприличия. То, что еще недавно казалось неприличным в туалетах кафешантанных певиц, теперь получило доступ к честным и благородным женщинам. Дошли до того, что стали красить волосы или носить разноцветные парики, согласуя цвет волос с цветом костюма. Даже каблуки у сапог стали украшать драгоценными камнями. Дети нередко не узнают в этих разукрашенных женщинах своих матерей.
До какого умопомраченья иногда доходят модницы, свидетельствует следующий факт. Недавно одна итальянская аристократка – миллионерша пригласила к себе главного изобретателя парижских мод, который, как сообщают газеты, “обнажил ей до плеча левую руку и нарисовал зеленого льва, дал в эту руку попугая, а в другую вложил золотую цепочку, кончавшуюся ошейником, надетым на ручного тигра“… (“Голос Руси” № 32). Словом, нарядил эту аристократку, как кафешантанную певицу, сделал её похожей более на цирковою клоуна, чем на аристократку.
Вообще женщины так увлекаются модными выдумками, что у них притупляется чувство скромности, семьянинки, девушки и т. п. Забывается совершенно национальный облик.
И это во всех слоях общества. Гоняются за модой аристократки-миллионерши. Им подражают интеллигентные труженицы. К тому же стремится и простонародье. Многие отказывают себе в самом необходимом только бы не показаться отсталыми в погоне за модой.
Невольно возникает вопрос, чем же все это вызывается, какие цели преследуют изобретатели этих выдумок? На такой вопрос едва ли способны были бы ответить даже самые ревностные модницы, если бы не пришел им на помощь главный изобретатель парижских мод еврей Бакст.
“Поднятая до интенсивности (красочная) гамма женского костюма, пишет Бакст, столкнулась с лицом и прической женщины и, пораженная её бледностью и монохромностью, рядом с пышным веером чистых ярких цветов, принудила логически современную женщину гримировать себе лицо и волосы цветом, могущим бороться с остальными основными красками костюма. Современная парижская дама – законченный великолепный цветной аккорд, яркий фантастический цветок, ядовитое обольстительное растение...” (“Речь” № 50). Так объясняет причины модного водоворота главный его изобретатель.
Бедныя “логически современные” женщины! Они, вероятно, и не подозревают, что, слепо повинуясь всем предписаниям Бакста, стремятся, главным образом, к тому, чтобы стать “ядовитым обольстительным растением, порабощающим мужскую половину рода нашего чрез чувственность“.
Сомневаемся, чтобы среди любительниц, современной моды могли оказаться довольные столь унизительным для женщины разъяснением.
Парижский корреспондент “Вечернего Времени” от 27 февраля сего года сообщает: “Патриотическая лига французских женщин, поддерживаемая парижским архиепископом, обратилась с воззванием к женщинам, выступая против неприличия нынешних мод, юбок с разрезом и корсажей, слишком открытых и затянутых тюлем. Несколько аристократических дам, с герцогиней Ларошфуко во главе, заявили, что не допустят на своих приёмах недостаточно приличных туалетов“.
Еще раньше “Общество русских женщин” положило начало возрождению русского национального костюма. Члены этого общества являются па свои боярские вечера в национальных костюмах.
Подготовила Елена Сергеевна Звонарева
По материалам:
- Церковным ведомости №9 от 1 марта 1914 года. Бесплатное приложение “Приходское чтение” №49, стр. 1489-1490.
- Леон Бакст. Культура.РФ
- Красота требует. Индустрия моды в Санкт-Петербурге. 1910-ые годы. Архивный комитет.