Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Неделя мясопустная, о Страшном суде

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную. 

Евангелие от Матфея, глава 25 стих с 31 по 46 

Страшный Суд. 1580-е.

Страшный Суд. 1580-е.

Третья приготовительная неделя к Святой Четыредесятнице называется мясопустною, потому что ею заканчивается употребление мяса на предстоящий Великий пост. На Литургии этой недели читается евангелие о Страшном суде при Втором пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа (Мф.25:31–46). Чтением этого евангелия Святая Церковь располагает нас, чад своих, к искреннему раскаянию во грехах, напоминая о той страшной участи, какая грозит каждому нераскаянному грешнику и не творившему дел добродетели. При этом указывает и на то, что не следует слишком много рассчитывать на милосердие Божие, потому что это божественное свойство состоит в неразрывной связи с другим свойством существа Божия – правосудием.

Итак, побуждая и располагая христиан к посту и покаянию изображением Страшного суда, Святая Церковь еще сильнее пользуется в достижении своих духовных целей страхом предстоящего нелицеприятного суда Божия, чтобы христиане, помня это, удалялись от всяких дурных дел и помышлений.

Наконец, четвертая и последняя приготовительная седмица пред наступлением поста носит название сырной, а в просторечии, масленой, или масленицы, от употребления в течение этой седмицы сыра и масла; называется она и мясопустною, потому что на ней прекращено употребление мясной пищи, после нее наступает полное воздержание от всякой скоромной нищи. В это время подобает еще больше удаляться от всякой невоздержной жизни. В церковной песни этот период называется преддверием покаяния, (а не наклонности к греху), предпразднеством воздержания (а не разгула), светлым предпутием поста (а не пресыщения), седмицею предочистительной (а не широкой масленицей).

В эту седмицу Святая Церковь предочищает христиан телесно и духовно воздержанием в пище, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомы к строгому воздержанию, не опечалились, но, мало-помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста». Это мудрое правило постепенности в сокращении количества и рода пищи имеет особенную важность даже в физиологическом отношении, т. е. в отношении сохранения телесного здравия. Были и другие обстоятельства, обусловливавшие церковное постановление о воздержании от мясной пищи в течение этой седмицы. По словам блаженного Симеона Солунского, употребление одной сырной только пищи в эту седмицу установлено первоначально в виде противодействия некоторому еретическому мнению, а затем в VII веке это постановление церкви утвердилось и распространилось по обету византийского царя Ираклия. В продолжение шести лет воюя с Хозроем, царем персидским, Ираклий дал обет Богу – пресечь употребление мяса в последнюю седмицу пред Великим постом, если Богу угодно будет даровать ему благополучное окончание войны. И когда Ираклий действительно вскоре счастливо заключил мир, то, по его ходатайству, а вместе и согласно с собственными видами, Святая Церковь окончательно установила строгое воздержание от употребления мяса в течение этой седмицы.

Святая Церковь, приготовляя своих чад к наступлению поста, предочищает еще верующих и соответствующим времени богослужением: в течение всей сырной седмицы не допускает совершения браков.

Богослужение в среду и пятницу сырной седмицы совершается по образцу Великопостного, с поклонами и молитвой преподобного Ефрема Сирина. Литургия в эти два дня не совершается. В среду сырной седмицы поется стихира, возвещающая приближение Великого поста:

Триодь постная. Среда сырная. Вечерня. Стихира на стиховне.

Возсия веснa постнaя, цвет покaяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче.

Перевод.

Наступила веснa поста, цветение покаяния; очистимся, братья, от всякой нечистоты, воспевая Подателю света: слава Тебе, Единый Человеколюбец.

Субботу сырной седмицы (в 2024 году это 16 марта) Святая Церковь посвящает памяти Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Подобно тому, «как вожди пред ополченным войском и уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые Отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей» (Синаксарь).

Разрыв между текстом
Молитва преподобного Ефрема Сирина

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)

Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)

Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)

(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

Современный перевод:

Господь и Владыка моей жизни! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию.

Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.

О Царь и Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать моего брата; потому что Ты благословен во веки веков. Аминь.

***

Объяснение молитвы преподобного Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. С наступающей недели вы услышите эту молитву, чтение которой сопровождается великими поклонами. Составителем ее был преподобный Ефрем Сирин, живший в 4 веке по Рождестве Христове и проведший всю жизнь в слезах покаяния. Для душевной пользы нашей вникнем в ее смысл и значение.

Господи и Владыко живота моего! Памятуй же, христианин, что жизнь твоя находится во власти Господа, Творца твоего. Без воли Его ничего не совершается в мире: Он, Всевышний, богатит и убожит, смиряет и возвышает, Он и твой Спаситель; Он силен возставить тебя от бездны греха. Посему припадай к Нему и из глубины души взывай: согреших, Господи, паче всякого человека, но Сам спаси мя. И Господь в день печали твоей и сокрушения сердечного услышит тя.

И так как святой пост должно проводить нам во всяком воздержании, чистоте и в творении добрых дел, а сего нельзя сделать без помощи Божией, то мы и взываем: Господи, дух праздности не даждь ми. И всегда праздность, или леность, воспрещена нам Богом и вредна нам: она признается матерью всех пороков. А в настоящие дни поста и покаяния праздность для нас душепагубна. Ведь не для праздности создан человек, а для трудов, и трудов усиленных. Нам заповедано Творцом: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя. Не ослаблять нам теперь нужно свою деятельность, а усилить. Не делая опущения в делах своего звания, не дадим праздности уму своему: пусть он займется рассмотрением всех грехов и беззаконий наших, содеянных нами после прошедшей исповеди, чтобы мы могли открыть отцу духовному все греховные раны души своей в подробностях; пусть поразмыслит, что ожидает грешника; – что Господь ждет нашего обращения; – как спаслись мытарь, блудница, разбойник и апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа Спасителя. Не дадим праздности и воле своей: пусть она упражняется в постоянной покаянной молитве, в творении добрых дел, в оказании дел милосердия ближнему, даже врагам нашим.

Все это нужно для того, чтобы спасительное время поста не прошло в нерадении – без всякой пользы для души, как, может быть, бывало прежде.

И дух уныния не даждь ми, Господи. Не будем унывать, что прошли дни веселия и удовольствий и настало время постное с строгим воздержанием в пище, но, постясь телесне и духовне, возблагодарим Господа, введшего нас в пречестные дни сии, еще отверзающего нам двери милосердия Своего и не погубившего нас со беззакониями нашими. И, готовясь к исповеди, воспоминая грехи свои, мы увидим, что они многочисленны и тяжки; не должно однако впадать в уныние от множества грехов своих, тем более не должно отчаиваться в своем спасении. Господь не отвергнул мытаря, блудницу, разбойника и хулителя Своего Савла, – не отвергнет и нашего покаяния, если будет оно искреннее, сокрушенное.

Далее молим Господа: дух любоначалия не даждь ми. Любоначалие – это высокоумие и гордость. Кажется, нам ли, обремененным грехами многими, высокоумствовать о себе и гордиться в эти дни смирения нашего? Однако у многих из нас заметен дух гордости. Когда судим о посте, говоря, что поститься по уставу церкви невозможно, что пост вреден для здоровья, что не грех съесть то и другое и прочее, не показываем ли этими своими разглагольствиями своего высокоумия? Как будто Святая Церковь, любвеобильная мать наша, руководимая Духом Святым, менее нас знает, что нам полезно! А когда мы услаждаемся в мыслях, что я де пощусь строже других, – не превозношение ли свое высказываем?! Не по гордости ли мы не хотим поклониться своему ближнему, которого обидели, и испросить у него прощения?!

Постараемся же отгонять от себя горделивые мысли; ведь Бог гордым противится, смиренным же дает благодать, а теперь нам особенно нужна благодать прощения грехов. Пример гордого фарисея да вразумит нас.

И, заканчивая первую часть молитвы, взываем: дух празднословия не даждь ми. Грех празднословия так укоренился в нас, что и святой пост не удерживает нашего языка: и в пост мы продолжаем произносить слова пустые, лживые, постыдные и злые, даже смехотворные. Многие из нас соблюдают строгое воздержание в пище, а на язык не хотят наложить поста. Нет, такой пост не угоден Богу. По наставлению церкви: постящеся телесне, постимся и духовне, – постясь телом, воздержанием в пище, постись и душою, воздержанием от всякого зла, хотя бы это было и пустое слово. Ты обидел ближнего словом, – знай, что согрешил более, чем бы наелся скоромной пищи. Лучше всего хранить молчание в эти дни и, сходясь друг с другом, не будем пустословить.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Первее всего даруй ми, Господи, дух целомудрия. Целомудр тот, кто пребыл ради Господа девственником или девственницей, кто сохраняет душу и тело от плотских похотей. А мы, христиане, искупленные и освященные кровию Иисуса Христа, должны избегать и грехов мыслями. «Кто, по словам Спасителя, посмотрит на женщину с похотствованием, уже совершил прелюбодейство в сердце своем». Братие! Внимайте к себе в эти дни, да не оскверните себя греховными мыслями. Ведь мысль рождает грех, а грех смерть. Удаляйтесь всякого соблазна, что может рассеять вашу мысль. Займите ум свой умною молитвою, то есть держите постоянно на уме молитву Иисусову, идете ли куда, сидите ли, работаете ли. Помышляйте о Боге, как Он благ и милосерд к нам, грешным, даруя всем, приходящим к Нему, вечное блаженство; размыслите, как тяжки и губительны грехи наши, когда за них нужно было Сыну Божию претерпеть на Кресте страшные мучения и пролить Свою пречистую кровь; памятуйте слова Спасителя: если не покаетесь, вси погибнете.

Дух смиренномудрия даруй ми… Смиренномудр тот, кто считает себя за ничто, кто все, что имеет доброго в себе, относит к Богу, а не себе приписывает; кто не превозносится, а считает себя грешнее всех; никого не уничижает, а готов услужить всякому, как и Господь Иисус Христос служил Своим ученикам, умывая им ноги. В настоящие дни особенно будьте смиренны, молись каждый, как мытарь, – не дерзай и очи свои возводить на небо от множества грехов; плачь, как блудница, омывшая слезами своими ноги Спасителя; плачь горько, как апостол Петр. Но смотри, не произноси безумные глаголы фарисея: Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие грешники.

Дух терпения даруй ми… Терпение заповедал нам Спаситель: претертвый до конца, той спасен будет, учит Он. Без терпения невозможно наше спасение. Многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие.

Итак, вооружимся терпением против всех обид и оскорблений, причиняемых нам; во всяких скорбях и страданиях, окружающих всюду нас, одно только терпение может усладить: горечь настоящей жизни.

И все подвижники благочестия в своих злостраданиях находили утешение в терпении, в надежде на помощь свыше, в надежде на получение вечного блаженства за верность Господу до конца. Итак, братие, вся терпите, по наставлению апостола. Не будьте раздражительны к окружающим вас.

Дух любве даруй ми… Любовь – глава всех добродетелей. В любви к Богу и ближнему, по учению Спасителя, заключается весь закон. Кто пребывает в любви, тот в Боге пребывает. Святой апостол Павел учит: «если я буду говорить на ангельском языке, буду горы переставлять с места на место, а любви не имею, то я ничто; если я отдам тело на сожжение, и любви не имею, нет никакой пользы». Итак, возлюбим Бога всею душою, да страшимся оскорблять Его своими грехами; предадим самих себя и всю жизнь свою Христу Богу. Святая воля Его да совершается над нами; покоримся ей без ропота. Какими знает Он путями, пусть спасет нас. Ничто да не разлучает нас от Господа: ни родство, ни дружба и никакая скорбь. Но кто любит Бога, а брата своего ненавидит, тот, говорит апостол, лжец. А потому возлюбим, и ближнего своего, как самих себя. Без любви к ближнему Господь не примет ни молитвы нашей, ни постов, ни жертв. Каждый кающийся грешник мил Ему; за каждого Спаситель пролил кровь Свою. Нам ли после сего пренебрегать своим ближним! Но приимем к сердцу и слова Спасителя нашего: «Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас и молитесь за творящих вам напасть и изгонящыя вы» (Мф.5:44). Вот до чего должна простираться любовь наша: до любви ко врагам нашим. Да и кто из нас осмелится просить прощения своих грехов у Господа, прежде не простив своему врагу? Если сердце твое не согрето любовью к ближнему, врагу твоему, то проси Господа от всего сердца: дух любве даруй ми, Господи, рабу Твоему. Не имея любви в сердце к ближнему, недостоин будешь и сам любви от Господа твоего.

Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Вот еще о чем нам, кающимся грешникам, нужно усиленно молить Бога: – даровать нам зреть – видеть наши прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением. Самим ли, кажется, нам не знать себя, каковы мы! А нужно сознаться, – не знаем, да и не узнаем без помощи благодати Божией. Мы склонны скорее замечать сучок в глазе брата своего, а в своем и бревна не замечать, как свидетельствует Спаситель. Нет, в наступающие дни нашего покаяния, приготовления нашего к очищению от всех грехов, нам неотложно нужно заняться рассмотрением своей греховной жизни: получше разузнать болезни души своей – грехи свои, чтобы открыть духовному отцу своему и получить исцеление себе. Чтобы видеть себя, каковы мы есть, мы смотримся в зеркало. И чтобы видеть себя, каковы мы пред Богом, чист ли в нас образ Божий, начертанный в нашей душе, Господь дал нам несколько зеркал: это Слово Божие, святой закон в 10 заповедях и евангельский закон. В них видно, каков должен быть христианин; посмотрись, таков ли ты? Для удобства нашего Господь Спаситель наш заключил весь закон в двух заповедях:

Первая: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим и всею крепостью твоею».

Вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Вот по этим заповедям и проверь, кающийся грешник, свою жизнь. Если ты плохо знаешь свою веру, не стараешься научиться ей в храме или в доме, не любишь читать слово Божие, слушать благочестивые разговоры о вере и жизни святых, ленишься молиться, надеешься на свою хитрость и изворотливость, а не на помощь Божию; веришь в сны, в гадания, в разные заговоры и приметы, а не полагаешься на волю и силу Божию; если не твердо держишься своей Православной веры, не прочь в чем-либо изменить ей, позволяешь при себе смеяться над своею верою или над уставами Церкви, не защищаешь своей веры, как умеешь, готов послушать какого-либо отступника от веры; если ты гордишься, притесняешь ближнего в несчастии ради прибытка, берешь за одолжение несоразмерные проценты, из-за денег не прочь покривить душою; предаешься пьянству, объедаешься, лицемеришь; если небрежно кладешь крестное знамение, ропщешь на Бога, в шутку обращал священные предметы, молился рассеянно, божился и клялся, нарушал клятву и присягу, не исполнял обетов, данных Богу; если ты не чтишь праздников Господних, не стараешься в эти дни быть в святом храме у службы церковной, проводишь их в разгуле, пьянстве, в безобразных играх; если ты работал в праздники во время службы для себя или другому кому из-за вина, если ты не соблюдаешь постов и проводишь их во всяком плотском невоздержании, не бываешь у исповеди и святых тайн причастия яко бы за недосугом; проводишь будние дни в безделии и лености; если ты, христианин, во всем указанном грешен, то нарушил первую заповедь. Значит, ты любишь Бога на словах только, а делами оскорблял Его. Если бы ты истинно любил Бога, то старался бы угождать Ему; страшился бы оскорблять Его своими грехами. Познай же, кающийся грешник, что ты сильно прогневал Господа Спасителя своего: скорее спеши принести Ему искреннее покаяние в своих тяжких грехах.

Итак, против первой заповеди мы безответны. Не лучше ли исполнялась нами вторая заповедь: Возлюби ближнего своего, как самого себя? Самые близкие нам – родители. Если ты, христианин, обходился с ними грубо, дерзко отвечал им, не слушал и не принимал к сердцу их добрых советов, не заботился о них, не покоил их, когда они по старости и немощи нуждались в твоей помощи; скупился издержать что на церковное поминовение их, не жалея ничего на пустую трату; если ты ослушался начальников, от Царя поставленных, не воздавал им должной чести, не страшился оскорблять их своими неправыми осуждениями, удерживал царскую дань; если ты не повиновался своим духовным пастырям, прекословил им при учении тебя благочестию, худо говорил о них; не радел о воспитании детей своих в страхе Божием; если дети твои от тебя же научались безобразной ругани, а молитв никаких не знают; если не приучаешь их к храму Божию, – как ты избежишь гнева и суда Божия? Если ты вредил жизни ближнего, оскорблял его, вовлекал его в грех, подавал соблазн; если ты нарушал супружескую верность, сквернил тело свое грехами, о которых срамно и говорить; предавался сквернословию, срамным песням и пляскам; искажал свой образ наряжаниями; если ты удерживал чужое хитростью или обманом, служил и работал не добросовестно, жил на чужой счет, имея силу трудиться; если ты ложно свидетельствовал на ближнего своего, позорил его доброе имя, осуждал всех и каждого; если ты завидовал ближнему, его счастью семейному, его благосостоянию; если ты во всем этом повинен, то тяжко согрешил против 2-й заповеди. Итак мы – преступники всего закона Господня.

Поспешим омыться от нечистоты греховной слезами покаяния. Усердно займемся врачеванием самих себя, а не осуждением грехов брата. Будем не устами только, но от всего сердца мысленно взывать: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Аминь

Протоиерей Григорий Дьяченко

Разрыв между текстом

Иконография Страшного Суда:
образ Небесного Иерусалима. Изображение праведников.

Икона Страшного Суда – одна из наиболее насыщенных композиций в христианском искусстве. Образ рассказывает о последних судьбах мира, о Страшном Суде, который будет осуществлен Иисусом Христом во время Его Второго пришествия. В XVI–XVII веках происходит развитие этого сюжета в русской живописи. В храмах сюжеты Страшного Суда нередко занимают всю западную стену и часть притвора; образа этой иконографии обычно большие по размеру – все это располагает к рассматриванию деталей.

Страшный суд. Икона (Новгород, XV в.). Государственная Третьяковская галерея

Страшный суд. Икона (Новгород, XV в.). Государственная Третьяковская галерея

В основу иконографии Страшного Суда, наряду с Откровением Иоанна Богослова, были положены ветхозаветные пророчества, которые описывают Небесный град; евангельские притчи, например, притча о десяти девах. Изображения основывались также на святоотеческих творениях: «Словах» Ефрема Сирина, а также «Житии Василия Нового», согласно которому на иконах изображается келейница Федора, проходившая мытарства. Среди важнейших источников византийской и русской иконографии Страшного Суда особое место занимает «Видение пророка Даниила» (Дан. 7). «Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» Ефрема Сирина опиралось на откровения этого ветхозаветного пророка и было положено в основу многих отдельных сюжетов в композиции Страшного Суда: например, изображения трубящих ангелов и огненной реки.

Икона Страшного Суда делится на несколько уровней, или регистров, связанных друг с другом изображениями, которые зрительно объединяют икону в одно композиционное и смысловое целое: так, праведники шествуют в рай, а вверху, в Небесном Иерусалиме, они пируют и «вечно царствуют со Христом». Из пасти адского зверя, сидящего в алой геенне огненной, поднимается вверх длинный извивающийся змей, который олицетворяет грех. На нем – кольца, на которых иногда подписывались названия мытарств. Иногда вместо змея изображается огненная река, которая, как правило, также протягивается по вертикали или по диагонали иконы.

Вверху, в центре, изображение Бога Саваофа, окруженного Серафимами. Образ Страшного Суда говорит о последних судьбах мира, поэтому включает изображения, отражающие изменения мира внешнего, описанные в книге Апокалипсис. Небесный свод, украшенный солнцем, луной и звездами, распростерт над изображением Бога Саваофа. Небесный свод подобен на образе свитку: ангелы уже держат его за два конца, готовые к тому, что «небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис. 34: 4; Откр. 6: 14). Также бывают представлены на иконе: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает образ вечного царства праведных, и сюжет, который называют «Мера дел человеческих» в виде весов, на которых лежат свитки, иногда живописно развертывающиеся. Около весов происходит борьба ангелов с бесами за душу человека, которая часто присутствует тут же в виде фигурки обнаженного юноши.

Страшный суд

Страшный суд

Особенно большое внимание уделяется в сценах Страшного Суда образам ада.

Изображения рая заметны на иконе благодаря тому, что область рая ограничена на иконе светлыми сферами. Праведники вводятся в рай святыми апостолами Петром и Павлом. Праведники расположены по чинам святости и в то же время представляют собой некое собрание, собор, – они двигают плотными сомкнутыми рядами, так что во втором ряду иногда видны только нимбы святых. При этом среди святых узнаваемы Вселенские святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов; среди мучеников мы видим Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, замечаем равноапостольных царей и князей. Праведники представлены по чинам: пророки, святители, мученики, преподобные – все они движутся к центру, к престолу Божию, на котором покоится Крест. Рай бывает представлен несколькими сюжетами – они хорошо узнаваемы на фоне любой иконы Страшного Суда благодаря белому или золотому цвету клейм. В раю – Богородица с предстоящими ангелами, а иногда и благоразумным разбойником. В непосредственной близости от рая, рядом с Богоматерью, нередко изображается Даниил с ангелом, толкующим видение. Тема рая показана белым цветом фона, райскими деревьями.

Страшный Суд. XVIII в. Дерево, левкас, темпера, золочение. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Страшный Суд. XVIII в. Дерево, левкас, темпера, золочение. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

А тема Небесного Иерусалима показана через образ золота: «город был чистое золото» – говорится в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 21: 18). Святые чинно сидят за золотыми столами с золотыми чашами, а вокруг изображены цветущие деревья. В райском саду, иногда в особом клейме – праотцы Авраам, Исаак и Иаков с праведными душами на лоне Авраамовом (Лк. 16: 22). Точно так же святые наполняют град Иерусалим, который расположен, как правило, слева в верхнем углу иконы. Апостол Иоанн, повествуя о последних судьбах мира, говорит: «Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах» (Откр. 7: 9). Пир праведников особенно часто изображается в иконописи XVII века. В книге Апокалипсис Небесный град описывается как драгоценность. Но несмотря на то, что художники используют понятные, простые, более земные образы, рай предстает в них как место самодостаточное, благодаря близости Бога и небожителей. Город охраняют огненные Серафимы. Град Иерусалим окружен либо белокаменными, либо деревянными стенами. Разнообразные виды этого Небесного Града известны с начала XVI века. Белокаменные стены города имеют ордерные элементы: у городской ограды есть красивые башенки, золотые ворота. Здания могут быть покрыты крышами, а иногда город покрыт килевидными арочками, в которых святые расположены группами, чинами: они изображены пирующими или молящимися.

Образ Страшного Суда связан с грядущим царством праведных. Рай представлен традиционными сюжетами (Богоматерь с ангелами и благоразумным разбойником, райские врата, праведники). Изображение Небесного Иерусалима, известное в русских иконах Страшного Суда с первой половины XVI века, с течением времени становится одним из важнейших элементов композиции, оно напоминает о словах Священного Писания о том, что Христос – краеугольный Камень, а Новый Иерусалим – «город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых» (святитель Андрей Кесарийский). Райские обители уравновешивают сложную композицию, насыщенную различными смыслами. Изображение Небесного Иерусалима более статично, чем иные сюжеты на иконе. Картины рая приковывают взгляд. Образ Богоматери, окруженной ангелами, является поистине молитвенным образом внутри иконы.

Жанна Курбатова

Разрыв между текстом
Слово в Неделю мясопустную
Страшный Суд. XI-XII век. Синай. Монастырь святой Екатерины.

Страшный Суд. XI-XII век. Синай. Монастырь святой Екатерины.

Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!». А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса? Церковь же живописует в уме людей Страшный Суд и пламя геенны всеми чертами, способными возбудить от духовного сна, но люди никакими описаниями не трогаются и беспечно продолжают оставаться в духовном сне часто до самого конца жизни.

Почему же так человек не радит о гибнущей душе своей? Очевидно, оттого что не верит всему, что Святая Церковь устами Самого Христа и апостолов возвещает о Страшном Суде и геенне. Человеку думается, что будет как-нибудь иначе и ужасы геенские минуют его: ведь живут все так, как и он, и не проникнуты особыми страхами. Подлинно, ничем в данном своем рассуждении не отличается человек от глупой овцы стада, которая следует за всем стадом, идет туда, куда все, и почувствует ужас, когда сама увидит воочию приблизившуюся гибель. Человеку кажется, что ужасы геенны как-нибудь минуют его. Почему же? Не укажет ли он только на бессмысленное «авось», которым всегда и в житейских делах хочет оправдать свою беспечность, нерадение и леность? Беспечность – плод неверия в вечные муки. Если бы жива была вера в муки вечные, если бы человек знал, что муки неизбежны, как неизбежно сгореть человеку, не отходящему от близкого огня, то неужели не стал бы он остерегаться? «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь» на нем сбывались бы эти слова Премудрого.

Люди не веруют в вечные мучения или веруют, но думают, что все не так страшно будет, как говорится в Евангелии. Почему же? Разве не может быть вечных мук? Разве невозможно допустить эти муки? Ведь муки вечные начинаются уже на земле, человек носит их в сердце, еще не перешедши в жизнь загробную. Неверующие в вечные муки пусть скажут, кто из них не мучится никогда, живя на земле? Кто проводит дни свои вполне счастливо, довольно и беспечально? Ведь счастье – редкий цветок, который напрасно ищут целую жизнь люди и не находят того, чего желали. Если и найдут, то как скоро цветок увядает. Как самая пламенная страсть скоро блекнет, пресыщает человека, и он ищет удовлетворить ее иначе. Даже самые сильные радости, наполняющие душу восторженным блаженством, как, например, счастливая любовь, как она скоро блекнет!

Сколько, кроме того, ведет за собою мук, когда на пути стоят препятствия. Сколько мук от ревности, от разных подозрений, из-за опасения потерять то, что дорого. Люди как будто так часто жизнерадостны, смеются, веселятся всячески, но кто из этих веселящихся не томится по временам ощущением душевной пустоты, ничем не наполнимой, чувством разочарования, недовольства, томительной, убийственной скуки. Если счастливые не считают часов, то как скучно течет время для многих и для всякого почти во многие дни и годы его жизни. Как хочется ему «убить» это мучительное для него время! Кого не гложет тоска? Кто не чувствует никогда, что чего-то недостает его жизни? И эта тоска или ощущение недостатка чего-то нужного, при всем видимом счастье, разве не омрачает счастья жизни? Разве зародыш томимой муки в душе не есть зачаток муки вечной? А что сказать про муки совести? Кто их не испытывал? Ведь всякое дело, противное совести, оставляет в душе горький осадок, расстройство, тревогу, муку! А сколько таких тревог ежедневно? Сколько их накопится в течение целой жизни?

Во всякой радости человеческой заметен уже для внимательного взора отблеск слез, ощущается дыхание печали, скорби и муки, если человек с совестью своей мало считается и об евангельских велениях не размышляет. Наоборот, посмотрите на истинного христианина, как он, несмотря на великие лишения, однако, светлел лицом и настроением духа, как он не впадает никогда в беспросветное уныние, во всем находит источник примирения. В его слезах уже заметен отблеск высшей неземной, вечной радости. Счастье человека грешника красивое яблоко с изъеденной внутри сердцевиной; печали праведника небольшая царапина на коже этого яблока при здоровой сердцевине; счастье первого, при видимой постоянной радости, подтачивается непрестанно червем мучающей его совести; второй терпит в мире скорби, но безвредные для самого сердца, носящего в себе зародыш жизни вечной.

И такие тревоги и муки совести грешника ничем не утолимы. Пусть многие тревоги тотчас почти улегаются, как пробегающие по морю волны, но это не значит, что они пропали бесследно, как и волна потом является в другом месте. Ведь и расстройства здоровья телесного не пропадают бесследно, но, улегаясь на время, постепенно копятся и порождают, наконец, общее расстройство здоровья, болезнь и самую смерть. Ведь если бы не было расстройств, то что мешало бы человеку жить вечно? Так и в душе никакие тревоги не исчезают бесследно! И сколько же их накопится, когда произведут они общее расстройство в жизни души! Какая тогда создается в душе мука! Подлинно, что человек посеет, то и пожнет. Он в самом себе, в самых делах своих носит муку, «суд себе яст и пиет», по слову святого апостола (1Кор. 11, 29), живя «недостойно».

В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой среды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазнительные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с совестью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в душе, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминутно в долгие годы своей жизни? Ведь каждым своим поступком и помышлением тайным человек чертит, создает как бы свой будущий образ подобно тому, как живописец или фотограф, и если этот образ пока еще темен, непроявлен, то он будет некогда проявлен, подобно фотографическому образу, Господом на Страшном Суде, когда Господь «во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя» (1Кор. 4, 5). Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий» (Мк.9:44), о котором говорит Господь, не есть какое-либо изобретение ума человеческого; этот червь зарождается и растет в муках совести еще во время земной жизни. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разрушения желательного строя жизни? И геенна не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его.

Вот почему святые так старались помнить всегда о суде и геенне огненной, как, например, преподобный Ефрем Сирин, который, «час присно провидя суда, рыдал еси горько». Вот почему предки наши так держали всегда в памяти Страшный Суд, с изображения на картине и в слове при князе Владимире начали обращение к христианству; с памятью о Страшном Суде выходили всегда из храма, над входом в который изображали Страшный Суд, оживляли память о нем картинами на стенах домов, духовными стихами и т. д. И наоборот, ослабевая в памятовании Страшного Суда, как стали позднейшие потомки забывать и заветы Христа! Они более помнят то, что их занимает, что приятнее. О Страшном Суде они забывают, потому что память о нем могла бы разрушить радости жизни земной, забывают, думая, что до суда еще далеко и время его неопределенно. Как люди не заботятся о землетрясении, которое наступит еще, как они думают, не скоро и в неопределенный срок, так не беспокоятся и о приближении Суда, неверие же укрепляет в состоянии такой беспечности. Как люди пред потопом всемирным не хотели верить проповеди Ноя, так и ныне люди пребывают в беспечном неверии, тем более что наука века сего внушает нередко, будто и всемирный потоп, и огонь вечный пустые сказки. Как, думают иногда они, может быть Суд столь страшным, если Судьею будет Христос, исполненный столь великой любви к людям, кротости и всепрощения? Но ведь эта-то кротость именно и усилит страх Суда. Если грешники, на земле живя, так боятся праведника, так стараются обойти его и не встретиться с ним, то как встретятся лицом к лицу со Христом, кротким безгрешным Праведником, помня все дела свои, какими каждый день Его прогневляли? Ведь кроткий лик Христа будет чистейшим зеркалом, в котором особенно ясно отразится вся нечистота и неправда их жизни! И хотя бы лик Господа оставался неизменно кротким, не соберет ли именно эта кротость «горящие уголья» на головы грешников (Притч. 25, 22Рим. 12, 20)? Горе тем, у кого эти уголья не возжгут в сердцах пламенного раскаяния во время земной жизни, у кого вследствие окаменения сердечного обратятся в пламя неугасающее геенны огненной!

Как же нужно и нам неослабнее хранить память о последнем Страшном Суде Христовом и муках геенны огненной! Как нужно, живя на земле, плакать и радоваться совсем не о том, о чем обычно мы плачем и радуемся, заменять бесполезные печали века сего скорбью, полезной для души в ее жизни вечной, радостям суетным, мимолетным предпочитать радости во Христе нескончаемые! Как нужно вслед за святой Церковью, из глубины сердца воздыхая, молиться: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися!», или словами песней нынешнего праздника: «Увы мне, мрачная душа! Доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши?.. Что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова?», и еще: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых. Како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!»

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Разрыв между текстом

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Иоанна, глава 20 стих с 1 по 10 (зачало 63)

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. (Ин.20:1-10)

На Литургии

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 8 стих с 8 по 13, глава 9 стих с 1 по 2 (зачало 140)

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе. (1Кор.8:8-13,9:1-2)

Евангелие от Матфея, глава 25 стих с 31 по 46 (зачало 106)

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф.25:31-46)


Притча “Три путника”. Была напечатана в 1883 году в журнале «Христианские чтения» и вошла в сборник книги “Праздничный отдых христианина” Протоиерея Григория Дьяченко.

Обложка


 

 

По материалам:

  • Православный церковный календарь. Азбука веры.
  • Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  • Иконография Страшного Суда: образ Небесного Иерусалима. Изображение праведников. Жанна Курбатова. Московский Сретенский монастырь.
  • Литургика. Архиепископ Аверкий (Таушев). Азбука веры.
  • Литургика. Подготовительные недели Великого Поста. Учебное пособие для Духовных Семинарий. Гермоген Иванович Шиманский. Азбука веры.
  • Слово в Неделю мясопустную. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Азбука веры.
  • Подготовка к Великому посту. Неделя о Страшном суде: что нужно знать. Митрополит Иларион Алфеев. Православный портал Иисус.

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление