Необходимость строительства Братского храма
135 лет тому назад, 11 ноября (30 октября по ст.ст) 1888 года, председателем Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, преосвященным Митрофаном (Невский), на очередном годичном собрании братства, проходившего в доме г. Обер-Прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, было озвучена потребность о необходимости создания Братского храма.
После создания в 1884 году Санкт-Петербургского Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, остро встал вопрос о создании центра деятельности – Братского храма.
Так, общие торжественные собрания Братства проходили, большею частью, в квартире Обер-Прокурора Святейшего Синода, Заседание Совета – в Синодальной Канцелярии, бумаги Совета находились у Председателя, Казначея и Делопроизводителя, церковно-учительская школа – при женском монастыре, образцовые церковно-приходские школы – при Духовной Семинарии при Исидоровском училище, книжный склад – при вратах Александро-Невской Лавры.
Неудобства этой разбросанности по всему городу были очевидны. Эти неудобства особенно испытывали лица, которые должны были решать различные деловые вопросы в Совете Братства, а также, почтальоны и рассыльные, которым приходилось носить бумаги Братства по городу, пока они не были приняты.
Помимо этого, разбросанность по городу, еще усиливались от того, что в своей деятельности, Совет Братством не считал себя полновластным распорядителем всех хозяйственных отношений. Везде необходимо было искать посредников и участников, не входящих в состав Совета Братства.
Также, строительство Братского храма осложнялось еще тем, что ни одно ведомство не было разбросано по Санкт-Петербургу, как Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы.
Исходя из этого, на очередном собрании братства 11 ноября (30 октября по ст.ст) 1888 года, владыка Митрофан (Невский), председатель Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы озвучивает эту актуальную идею о создании храма.
В Церковных ведомостях от 17 ноября (5 ноября по ст. ст.) 1888 года. № 45. Сохранилась яркая, вдохновенная речь владыки Митрофана о необходимости создания храма:
«Нельзя не признать, что при сем, по-видимому, прочном обосновании и широкому развитию деятельности Братств вообще, и нашего в особенности, во всех своих проявлениях и даже в самом, главном – в деле организации и открытии церковно-приходских школ — нет твердой и определенной устойчивости, последовательности и самостоятельности…
Чтобы Братства имели свою устойчивость, для этого они должны иметь свой центр, не идеальный только, а реальный, видимый; чтобы они имели свою живучесть, для этого они должны иметь постоянный общий для всех родник, из которого бы черпали жизнь и силу все свои действия и все органы; чтобы, наконец, они имели твердость и самостоятельность, они должны иметь прочные, постоянные средства и самостоятельные органы своего саморазвития.
Чем сильны были наши древние православно-русские братства юго- и северо-западный, сослужившие такую великую службу святой церкви нашей? Конечно, прежде всего и более всего силою веры Христовой и любви к церкви православной, ревностную о славе и целости ее, и преданностью родине. Но несомненно, что они были сильны и тою внешнею организацией, какую они всегда и везде принимали, как только появлялись и укреплялись; они имели не духовную только, но и внешнюю силу и твердость, потому что имели свое общее братское достояние, свой центр тяжести и свои органы силы в жизни.
Храмы или целые обители — вот общие центры, которые сами себе строили Братства, и которые они потом содержали всеми своими силами.
Школы Братств – вот те мастерские, в которых приготовлялись сильные и искусные борцы за православие, и где ковалось духовное орудия против врагов православия. Киевский братский Богоявленский монастырь, с его знаменитою братскою школою-академией, Могилево-братский монастырь, Острожский и многие другие монастыри и храмы со школами были братскими центрами и органами.
И настоящие Братства вообще и наше столичное в особенности, несомненно, только тогда получат свою силу н устойчивость, когда будут иметь свои братские храмы и свои органы, определенные и самостоятельные, для подготовки борцов и оружия за дело Братства…
Только в храме, и притом в своем братском храме, члены Братства могут возгораться тем огнем ревности по Богу и добру, который принес на землю Спаситель мира Христос, и который Он, так пламенно желал возжечь в сердцах своих последователей (Лук. 12, 49), и только зажжённые и согреваемые этим священным огнем могут быть истинными ревнителями веры и любви, тщанием не линивы, духом горяще, Господеви работающие (Рим. 12, 11), каковыми и должны быть, по Апостолу, все христиане, и каковыми в особенности должны быть служители церкви и борцы за нее».
Иметь свою братскую церковь Братству Пресвятой Богородицы, по мненью Преосвященного председателя Братства, необходимо потому, что оно, как столичное, должно быть образцом для других Братств, а также и потому, что, преследуя миссионерские задачи, – содействовать принятию православия проживающими в столице нехристианами и инославными. Братство, не имея своего храма, крещальни и приюта, испытывает большие затруднения в достижении миссионерских целей.
«Да положит же Господь на сердце членам Братства подумать и поболеть об этой нужде Братства – об устройстве своего храма!» – заключил Преосвященный.
Затем он указал на другую потребность, об удовлетворении которой должны позаботиться члены Братства, это – обеспечение церковно-приходских школ устойчивыми средствами и прежде всего постоянным помещением, чтобы делом религиозно-нравственного воспитания народа была дана твердость и благоустройство. А в связи с этим еще более назрела и потому представляет еще более насущную потребность – необходимость в подготовки разумных, усердных и умелых, а главное преданных церкви и проникнутых духом церковности учителей для церковно-приходских школ, в которых ощущается большой недостаток…
Через это же является потребность иметь свои церковно-учительские школы для приготовления умелых, церковных по духу, учителей, для школ грамоты.
Вот те нужды, от удовлетворения которых зависит упрочение деятельности Братства.
«Да поможет нам Бог в этих и во всех благих желаниях и начинаниях наших! так закончил свою речь Преосвященный Митрофан.
Однако конкретных предложений, на тот момент у членов братства еще не имелось.
Через некоторое от Сергия Николаевича Слепяна, члена епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, поступило предложение объединить усилия рабочих фабрики, фабрикантов и жителей местности, которым также необходим был необходим свой храм, с усилиями епархиального братства в постройке единого двухэтажного храма.
Через некоторое время от Сергия Николаевича Слепяна, члена епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы поступило предложение объединить усилия рабочих фабрики, фабрикантов и жителей местности, которым также необходим был необходим свой храм, с усилиями епархиального братства в постройке единого двухэтажного храма
28 апреля (16 апреля по ст.ст.) 1889 года на очередном собрании Братства председатель совета Братства, преосвященный Митрофан предложил собранию Братчиков на обсуждение просьбу заведующего товарищества Ново-бумагопрядильной и ткацкой фабрики, что на Боровой улице, принять на себя заботу и попечение об устройстве в районе Боровой улице храма и при нем школы и особой залы для духовных собеседований.
Просьба собрания была единогласно утверждена.
С этого момента началась работа по подготовке и строительству Братского храма.
…. и уже в 1997 году строительство храма было фактически завершено….