РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Необходимость строительства Братского храма

135 лет тому назад, 11 ноября (30 октября по ст.ст) 1888 года, председателем Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, преосвященным Митрофаном (Невский), на очередном годичном собрании братства, проходившего в доме г. Обер-Прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, было озвучена потребность о необходимости создания Братского храма.

После создания в 1884 году Санкт-Петербургского Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, остро встал вопрос о создании центра деятельности – Братского храма.

Так, общие торжественные собрания Братства проходили, большею частью, в квартире Обер-Прокурора Святейшего Синода, Заседание Совета – в Синодальной Канцелярии, бумаги Совета находились у Председателя, Казначея и Делопроизводителя, церковно-учительская школа – при женском монастыре, образцовые церковно-приходские школы – при Духовной Семинарии при Исидоровском училище, книжный склад – при вратах Александро-Невской Лавры.

С.-Петербург. Здание Сената и Святейшего Синода. Начало ХХ века

С.-Петербург. Здание Сената и Святейшего Синода. Начало ХХ века

Святые врата Александро-Невской лавры. Начало ХХ века.

Святые врата Александро-Невской лавры. Начало ХХ века.

Санкт-Петербургское Исидоровское епархиальное женское училище

Санкт-Петербургское Исидоровское епархиальное женское училище

Неудобства этой разбросанности по всему городу были очевидны. Эти неудобства особенно испытывали лица, которые должны были решать различные деловые вопросы в Совете Братства, а также, почтальоны и рассыльные, которым приходилось носить бумаги Братства по городу, пока они не были приняты.

Помимо этого, разбросанность по городу, еще усиливались от того, что в своей деятельности, Совет Братством не считал себя полновластным распорядителем всех хозяйственных отношений. Везде необходимо было искать посредников и участников, не входящих в состав Совета Братства.

Также, строительство Братского храма осложнялось еще тем, что ни одно ведомство не было разбросано по Санкт-Петербургу, как Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы.

Исходя из этого, на очередном собрании братства 11 ноября (30 октября по ст.ст) 1888 года, владыка Митрофан (Невский), председатель Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы озвучивает эту актуальную идею о создании храма.

Преосвященный Митрофан (Матвей Павлович Невский), епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии (14 февраля 1888 – 21 июня 1890)

Преосвященный Митрофан (Матвей Павлович Невский), епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии (14 февраля 1888 – 21 июня 1890)

В Церковных ведомостях от 17 ноября (5 ноября по ст. ст.) 1888 года. № 45. Сохранилась яркая, вдохновенная речь владыки Митрофана о необходимости создания храма:

«Нельзя не признать, что при сем, по-видимому, прочном обосновании и широкому развитию деятельности Братств вообще, и нашего в особенности, во всех своих проявлениях и даже в самом, главном – в деле организации и открытии церковно-приходских школ — нет твердой и определенной устойчивости, последовательности и самостоятельности…

Чтобы Братства имели свою устойчивость, для этого они должны иметь свой центр, не идеальный только, а реальный, видимый; чтобы они имели свою живучесть, для этого они должны иметь постоянный общий для всех родник, из которого бы черпали жизнь и силу все свои действия и все органы; чтобы, наконец, они имели твердость и самостоятельность, они должны иметь прочные, постоянные средства и самостоятельные органы своего саморазвития.

Чем сильны были наши древние православно-русские братства юго- и северо-западный, сослужившие такую великую службу святой церкви нашей? Конечно, прежде всего и более всего силою веры Христовой и любви к церкви православной, ревностную о славе и целости ее, и преданностью родине. Но несомненно, что они были сильны и тою внешнею организацией, какую они всегда и везде принимали, как только появлялись и укреплялись; они имели не духовную только, но и внешнюю силу и твердость, потому что имели свое общее братское достояние, свой центр тяжести и свои органы силы в жизни.

Храмы или целые обители — вот общие центры, которые сами себе строили Братства, и которые они потом содержали всеми своими силами.

Школы Братств – вот те мастерские, в которых приготовлялись сильные и искусные борцы за православие, и где ковалось духовное орудия против врагов православия. Киевский братский Богоявленский монастырь, с его знаменитою братскою школою-академией, Могилево-братский монастырь, Острожский и многие другие монастыри и храмы со школами были братскими центрами и органами.

И настоящие Братства вообще и наше столичное в особенности, несомненно, только тогда получат свою силу н устойчивость, когда будут иметь свои братские храмы и свои органы, определенные и самостоятельные, для подготовки борцов и оружия за дело Братства…

Только в храме, и притом в своем братском храме, члены Братства могут возгораться тем огнем ревности по Богу и добру, который принес на землю Спаситель мира Христос, и который Он, так пламенно желал возжечь в сердцах своих последователей (Лук. 12, 49), и только зажжённые и согреваемые этим священным огнем могут быть истинными ревнителями веры и любви, тщанием не линивы, духом горяще, Господеви работающие (Рим. 12, 11), каковыми и должны быть, по Апостолу, все христиане, и каковыми в особенности должны быть служители церкви и борцы за нее».

Иметь свою братскую церковь Братству Пресвятой Богородицы, по мненью Преосвященного председателя Братства, необходимо потому, что оно, как столичное, должно быть образцом для других Братств, а также и потому, что, преследуя миссионерские задачи, – содействовать принятию православия проживающими в столице нехристианами и инославными. Братство, не имея своего храма, крещальни и приюта, испытывает большие затруднения в достижении миссионерских целей.

«Да положит же Господь на сердце членам Братства подумать и поболеть об этой нужде Братства – об устройстве своего храма!» – заключил Преосвященный.

Затем он указал на другую потребность, об удовлетворении которой должны позаботиться члены Братства, это – обеспечение церковно-приходских школ устойчивыми средствами и прежде всего постоянным помещением, чтобы делом религиозно-нравственного воспитания народа была дана твердость и благоустройство. А в связи с этим еще более назрела и потому представляет еще более насущную потребность – необходимость в подготовки разумных, усердных и умелых, а главное преданных церкви и проникнутых духом церковности учителей для церковно-приходских школ, в которых ощущается большой недостаток…

Через это же является потребность иметь свои церковно-учительские школы для приготовления умелых, церковных по духу, учителей, для школ грамоты.

Вот те нужды, от удовлетворения которых зависит упрочение деятельности Братства.

«Да поможет нам Бог в этих и во всех благих желаниях и начинаниях наших! так закончил свою речь Преосвященный Митрофан.

Однако конкретных предложений, на тот момент у членов братства еще не имелось.

Через некоторое от Сергия Николаевича Слепяна, члена епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, поступило предложение объединить усилия рабочих фабрики, фабрикантов и жителей местности, которым также необходим был необходим свой храм, с усилиями епархиального братства в постройке единого двухэтажного храма.

Через некоторое время от Сергия Николаевича Слепяна, члена епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы поступило предложение объединить усилия рабочих фабрики, фабрикантов и жителей местности, которым также необходим был необходим свой храм, с усилиями епархиального братства в постройке единого двухэтажного храма

Сергий Николаевич Слепян (28 марта 1852 – 17 февраля 1912) Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой

Сергий Николаевич Слепян (28 марта 1852 – 17 февраля 1912)
Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой

28 апреля (16 апреля по ст.ст.) 1889 года на очередном собрании Братства председатель совета Братства, преосвященный Митрофан предложил собранию Братчиков на обсуждение просьбу заведующего товарищества Ново-бумагопрядильной и ткацкой фабрики, что на Боровой улице, принять на себя заботу и попечение об устройстве в районе Боровой улице храма и при нем школы и особой залы для духовных собеседований.

Просьба собрания была единогласно утверждена.

С этого момента началась работа по подготовке и строительству Братского храма.

Братская Покровская церковь на Боровой улице. Начало XX века. Базовый храм епархиального братства

Братская Покровская церковь на Боровой улице. Начало XX века.
Базовый храм епархиального братства

…. и уже в 1997 году строительство храма было фактически завершено….

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление