Освящение Главного Престола Братского Храма
21 марта (9 марта по ст.ст) 1897 года в торжественной обстановке преосвященным Назарием (Кириллов), Епископом Гдовским, вторым викарием Санкт-Петербургской епархии, председателем Санкт-Петербургского Православного Братва во имя Пресвятой Богородицы, был освящен Главный, верхний храм Братской Покровской церкви в со служении многочисленного духовенства, при хоре Невских певчих.
Первыми жертвователями на сооружение храма были фабриканты А. Жуков (16000 рублей и Говард (6000 рублей), М. П. Блажина, в память своего почившего супруга, пожертвовала 10000 рублей на устройство сего храма и при нем церковно-приходской школы. Из средств братства на сооружение храма израсходовано до 40000 р. Верхняя церковь отделана на средства И. В. Кожевникова (на 50000 рублей).
Это первый в Петербурге храм, который был сделан полностью в русском стиле, как снаружи, так и внутри. Все работы, утварь, иконостас, киоты исполнены, но рисункам строившего храм архитектора Никонова; все стены сверху до низу расписаны мастерами известного Московского иконописца Сафонова, под руководством художника Серебрякова.
Вдали, на возвышенной солей, открывался художественный иконостас в русском стиле с куполами и башенками, по рисункам Никонова, исполненный из цветной майолики на фарфоровой фабрике Кузнецова.
На момент освящения Главного Престола, в братском храме приняли православие около 500 человек иноверцев.
Таким образом в 1997 году строительство храма было фактически завершено.
Согласно архивным документам торжественная закладка храма была произведена 10 июня 1890 года и уже через год здание церкви в черне было возведено. В 1892 году началась его отделка снаружи и внутри.
Из отчетов Санкт-Петербургского Епархиального Братства также известно, что в том же году на всех девяти куполах были поставлены кресты.
12 октября 1893 года состоялось освящение церкви в нижнем этаже братского храма во имя святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников.
Верхняя – главная церковь в честь праздника Покрова Богородицы к этому времени была еще не готова и ее освящение предполагалось произвести в мае месяце. Однако работы по отделке интерьеров верхней церкви растянулись на долгие годы. По-видимому, не хватало средств, так как 31 октября 1893 года один из членов Братства – член строительного комитета И.В.Кожевников решил взять на себя расходы по этим работам, которые составляли сумму в 20 тысяч рублей. В число этих работ входили стенные росписи, изготовление и установка майоликового иконостаса, заказанного фарфоровой фирме Кузнецова.
Работы по отделке верхнего храма продолжались в 1894/95 годах. По-прежнему активное участие в них принимал архитектор Н.Н. Никонов, который дважды в апреле 1895 года ездил в Москву в командировку по поручению Братства. Фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий, принадлежащая М.С. Кузнецову, находилась в селе Вербилки Дмитриевского уезда Московской области. Возможно, что поездка архитектора была связана с исполнением иконостаса для Братского храма.
Вероятно, иконостас, как и росписи стен храма, выполнялись по эскизам самого архитектора, как это делалось неоднократно и ранее, например, иконостас для Сампсониевской церкви на поле Полтавской битвы, иконостас для посольской церкви в Буэнос-Айресе и др., фрески для Пантелеймоновского собора Афонского монастыря совместно с художниками А.В. Серебряковым и М.В. Маловым.
Впервые керамический иконостас архитектора Н.Н. Никонова был представлен на Всероссийской промышленной и художественной вставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Он получил высокую оценку современников.
Мировую известность керамические иконостасы получили на Всемирной выставке 1900г. в Париже. Иконостас, представленный на выставке, был исполнен в форме трехглавой церкви стиля Василия Блаженного в Москве. Основной сбыт иконостасы находили в пределах Российской империи. География их установки охватывает губернии центральной и южной России, восточной Украины. Достаточно много иконостасов на компактной территории установлены в современных Воронежской, Белгородской областях. Краснодарском и Ставропольском краях. Известно, что керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова были установлены в 74 населённых пунктах. Реально их могло быть больше. Заказ часто включал не один, а несколько иконостасов – по числу приделов храма, а также фаянсовые киоты и подсвечники.
В 1895/96 годах полностью было завершено и декоративное оформление фасадов здания.
Силуэт Покровской церкви с высокой колокольней стал выразительной доминантой в перспективе Боровой улицы, а ее живописный, нарядный облик окрасил скучное однообразие окружающей застройки.
С 2015 года в храме проводятся реставрационные работы, которые еще не завершены. В настоящее время с храма сняты леса, идет благоустройство прилегающей территории. Планируется в этом году начать восстановление живописи стен внутри храма.
Реставрация проводится за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Заказчик – Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры»