РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Освящение Главного Престола Братского Храма

125 лет назад 9 марта 1897 года, Преосвященный Назарий (Кириллов) Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии, председатель Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, в торжественной обстановке освятил главный, верхний храм братской церкви – во имя Покрова Богородицы.

Назарий (Кириллов) 4.12.1850 – 22.7.1928. Митрополит Курский и Обоянский 1920 – 1923. Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13.11.1893 – 21.10.1897

Назарий (Кириллов) 4.12.1850 – 22.7.1928. Митрополит Курский и Обоянский 1920 – 1923.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13.11.1893 – 21.10.1897

Согласно архивным документам торжественная закладка храма была произведена 10 июня 1890 года и уже через год здание церкви в черне было возведено. В 1892 году началась его отделка снаружи и внутри.

Из отчетов Санкт-Петербургского Епархиального братства также известно, что в том же году на всех девяти куполах были поставлены кресты.

12 октября 1893 года состоялось освящение церкви в нижнем этаже братского храма во имя святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников.

Верхняя – главная церковь в честь праздника Покрова Богородицы к этому времени была еще не готова и ее освящение предполагалось произвести в мае месяце. Однако работы по отделке интерьеров верхней церкви растянулись на долгие годы. По-видимому, не хватало средств, так как 31 октября 1893 года один из членов Братства – член строительного комитета И.В.Кожевников решил взять на себя расходы по этим работам, которые составляли сумму в 20 тысяч рублей. В число этих работ входили стенные росписи, изготовление и установка майоликового иконостаса, заказанного фарфоровой фирме Кузнецова.

Работы по отделке верхнего храма продолжались в 1894/95 годах. По-прежнему активное участие в них принимал архитектор Н.Н. Никонов, который дважды в апреле 1895 года ездил в Москву в командировку по поручению Братства. Фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий, принадлежащая М.С. Кузнецову, находилась в селе Вербилки Дмитриевского уезда Московской области. Возможно, что поездка архитектора была связана с исполнением иконостаса для Братского храма.

Вероятно, иконостас, как и росписи стен храма, выполнялись по эскизам самого архитектора, как это делалось неоднократно и ранее, например, иконостас для Сампсониевской церкви на поле Полтавской битвы, иконостас для посольской церкви в Буэнос-Айресе и др., фрески для Пантелеймоновского собора Афонского монастыря совместно с художниками А.В. Серебряковым и М.В. Маловым.

Фаянсовый иконостас, поставленный в Братский храм на Боровой улице в Санкт-Петербурге.

Фаянсовый иконостас, поставленный в Братский храм на Боровой улице в Санкт-Петербурге.

Впервые керамический иконостас архитектора Н.Н. Никонова был представлен на Всероссийской промышленной и художественной вставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Он получил высокую оценку современников.

Мировую известность керамические иконостасы получили на Всемирной выставке 1900г. в Париже. Иконостас, представленный на выставке, был исполнен в форме трехглавой церкви стиля Василия Блаженного в Москве. Основной сбыт иконостасы находили в пределах Российской империи. География их установки охватывает губернии центральной и южной России, восточной Украины. Достаточно много иконостасов на компактной территории установлены в современных Воронежской, Белгородской областях. Краснодарском и Ставропольском краях. Известно, что керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова были установлены в 74 населённых пунктах. Реально их могло быть больше. Заказ часто включал не один, а несколько иконостасов – по числу приделов храма, а также фаянсовые киоты и подсвечники.

Верхний храм церкви Покрова Пресвятой Богородицы. 29 января 2022 года

Верхний храм церкви Покрова Пресвятой Богородицы. 29 января 2022 года

В 1895/96 годах полностью было завершено и декоративное оформление фасадов здания.

Силуэт Покровской церкви с высокой колокольней стал выразительной доминантой в перспективе Боровой улицы, а ее живописный, нарядный облик окрасил скучное однообразие окружающей застройки.

 

 

 

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление