Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)
Нынешний день, который мы празднуем в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, оставившего Свой нерукотворенный лик на полотне, побуждает нас, братие, говорить о неизреченной любви и милосердии Его к роду человеческому. Будучи «сиянием славы Отчей» (Евр.1:3) и «образом Бога невидимого» (Кол.1:15), Он соделался человеком и стал видим, для всех открывши неиссякаемый источник Божественного милосердия и любви.
священномученик Фаддей (Успенский)
***
29 августа Святая церковь чтит память Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 год). Это малый праздник. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
***
О событии и его смысле
(О почитании икон. Протоиерей Григорий Дьяченко)
I. В заключении евангелия от Иоанна читаем, что «суть и ина многа, яже сотвори Иисус, яже не суть писана в книгах сих» (евангелиях) (Иоан. 21, 25). Одно из таковых, не писанных в евангелии, чудесных действий Иисуса Христа, служит, братия, основанием настоящего празднества.
До Авгаря, едесского владельца, как говорит древнее предание, страдавшего неисцельною болезнию, дошел слух, что в Иудее явился необыкновенный муж, называемый Иисусом, Который одним словом исцеляет всякие болезни. Движимый желанием здравия, Авгарь немедленно отправляет одного из своих слуг, по имени Ананию, сведущего в искусстве живописи, с письмом к великому Чудотворцу, в коем содержалось приглашение прийти в Едессу для подания исцеления ее владельцу. Вместе с тем дано было повеление Анании снять, неведомо от Чудотворца, изображение лица Его. Анания успешно исполнил одну часть своего поручения, – вручил письмо своего владельца, и получил сам в ответ письмо, в котором было сказано, что Божественному Чудотворцу надлежит оставаться неисходно в Иудее, до дня Своего вознесения на небо, но что после сего события к Авгарю послан будет один из Его апостолов с спасением не только телесным, но и душевным. Но другую часть поручения – снять изображение лица Иисусова, Анания никак не мог исполнить: Божественный образ оставался превыше всех усилий искусства, и художник никак не находил желанного сходства в своем изображении с великим подлинником. Сердцеведец видел все это и не восхотел, чтобы труд Анании и усердие его владыки остались без награды. Омыв нарочно в присутствии его лице Свое водою, Он отер его убрусом, – и вдруг на сем убрусе со всею точностию отпечатлелся Его божественный образ, который составил драгоценнейший дар для едесского владельца. По вознесении Спасителя на небо, исполнено было обещание и касательно послания Авгарю апостола. Фаддей, один из семидесяти апостолов, достигши Едессы, преподал ему исцеление от недуга телеснаго, и вместе с тем доставил ему и его подданым спасение вечное, окрестив их во имя Господа Иисуса. А нерукотворенный образ Спасителя и по кончине Авгаря долго составлял необоримую стену для Едессы от врагов видимых и невидимых, доколе не приобретен, как драгоценное сокровище, Романом, царем греческим, и не перенесен в Константинополь в шестнадцатый день месяца августа, – по какому случаю и получило начало нынешнее празднество.
II. Таким чудесным изображением пречистого лица Своего на убрусе Иисус Христос благословил быть иконам. Известно также, что евангелист Лука был живописец и написал несколько икон Божией Матери, которые вскоре и сделались предметом поклонения. Как только стали строиться христианские храмы, иконы явились необходимым их украшением.
а) Почитать иконы и с благоговением к ним обращаться есть потребность нашей души. Кому не случалось слышать, или примечать, какое для людей, в разлуке находящихся, имеют значение изображения лиц чтимых и любимых, с которыми разлучены? Дочь, пораженная горем, устремляется к изображению своей милой и дорогой матери и пред бездушным веществом, на котором вид ее отпечатлен, изливает свои слезы и печали, просит ее благословения и молитв. Муж, лишившийся любимой супруги, делившей с ним и скорби, и радости жизни, не отводит очей от ее изображения, поведает ей, как живой, тяжесть своего одиночества, переносится воображением и желанием в страну неизвестную, туда, где она.
б) Если так естественна и так сильна в сердце человека потребность видеть пред собою художеством отпечатленные лица близких и родных, то эта потребность принимает высшее, священное значение, как скоро приближает душу верующую к миру небожителей. По мере, как узнаем их жизнь благочестивую, их учение и силу чудотворную, воображаем их участь блаженную, мы естественно располагаемся к любопытству: каков был их наружный вид. Этому доброму желанию и удовлетворяет иконопочитание. С другой стороны, видя лики святых, припоминаем их добрыя дела, в пример для подражания; и веруя в общение их с нами, в их предстательство пред Богом, мы побуждаемся и чествовать их, и призывать на молитву.
в) Если иногда и появлялось иконоборство, то от внешних причин, а отнюдь не из сущности христианства. Полагают, что первоначально гонение на иконы воздвигнуто было мусульманами, которые по изуверству смешивали иконопочитание с идолопоклонством. И ныне, от чего пренебрежение к иконам, их изгнание из христианских домов? От легкомысленнаго, идолопоклоннического порабощения духу времени. Им увлекаясь, иные украшают обильно стены своих жилищ картинами и светописными изображениями; а то место оставляют пустым, где следует быть иконам, суемудренно разсуждая, что поклонение Богу должно быть духовное. Правда, Христос сказал, что истинные поклонницы поклонятся Богу духом (Иоан. 4, 23); но Сам же оставил нам Свой нерукотворенный образ и Сам употреблял коленопреклонную молитву. Отсюда надлежит только то заключить, что поклонение иконам должно быть духовное, а не суеверное.
III. Да не стыдимся почитать иконы и поклоняться им: ибо, как изъясняли отцы собора, утверждая иконопочитание, – честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней.
***
Об иконе и ее смысле
Нерукотворный образ, или икона Спаса «на убрусе», известная на Западе как «святой лик», занимает первое место среди икон Христовых.
Выражение «нерукотворный» получает свое подлинное значение в свете евангельского сопроводительного текста (Мк.14:58):
Евангелие от Марка глава 14, стих 58
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
«нерукотворный» образ – это прежде всего воплощенное Слово, явленное в храме тела Своего (Ин.2:21). С этого времени Моисеев закон, запрещающий человеческие образы (Исх.20:4),
Исход глава 20, стих 4
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами Боговоплощения. Вместо того чтобы творить «рукотворенный», т. е. сделанный по своему произволению образ Богочеловека, иконописцы должны следовать преданию, связывающему их с «нерукотворенным» первообразом. Это предание в начале V века приобрело легендарную форму в истории эдесского царя Авгаря, заказавшего живописный портрет Христа. Византийская версия истории говорит, что эдесский образ был отпечатком лика Спасителя на плате, который Он приложил к Своему лицу и передал посланцу Авгаря. Первые образы Христа, «мандилион» и два его чудесных отпечатка на черепицах, «керамиды», должны были, таким образом, являться своего рода «нерукотворными» документами, непосредственными и, так сказать, материальными свидетельствами вочеловечения Бога – Слова. Эти легендарные повествования по-своему выражают догматическую истину: христианская иконография, и прежде всего возможность изображать Христа, основана на самом факте Воплощения. Поэтому священное искусство иконописания не может быть произвольным творчеством художника: так же как богослов в области мысли, иконописец должен в искусстве выражать живую, «нерукотворенную» Истину, Откровение, содержимое Церковью в Предании. Лучше, чем какое-либо другое священное изображение, «нерукотворный» образ Христа выражает догматическую основу иконографии. Поэтому VII Вселенский Собор уделил этой иконе особое внимание, и именно эта икона Христа почитается вдень Торжества Православия.
Иконографический тип Нерукотворного Спаса представляет только лик Христа, без шеи и плеч, обрамленный с обеих сторон длинными прядями волос. Борода иногда кончается клином, иногда раздвоена. Правильные черты лица переданы схематично: прекрасная линия рта лишена всякой чувственности, удлиненный и тонкий нос составляет вместе с широкими бровями рисунок, напоминающий пальму. Серьезное и бесстрастное выражение лика Богочеловека не имеет ничего общего с бесстрастным равнодушием к миру и человеку, так часто встречающимся в религиозных изображениях Дальнего Востока. Здесь бесстрастие абсолютно чистой человеческой природы, исключающей грех, но открытой всему горю падшего мира. Взгляд больших, широко раскрытых глаз, обращенных к зрителю, печален и внимателен; он как будто проникает в самые глубины сознания, но не подавляет. Христос пришел не судить мир, но чтобы мир был спасен Им (Ин.3:17).
Евангелие от Иоанна глава 3, стих 17
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
В нимб, окружающий голову Христа, вписан знак креста. Этот крещатый нимб мы видим на всех изображениях Господа. Греческие буквы в трех концах креста составляют Имя Божие, открытое Моисею: ὁ ὤν – Сый (Сущий) (Исх.3:14).
Исход глава 3, стих 14
14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
Это страшное имя Иеговы, принадлежащее божественной природе Христа. Сокращенное написание имени Иисуса Христа IC ХС (на одной внизу, на другой – вверху) указывает на Ипостась воплощенного Слова. Надписание имени обязательно на всех иконах Христа, Богоматери (ΜΡ ΘY) и всех святых.
Иконы Нерукотворного Спаса были, вероятно, многочисленны в Византии начиная с VI века; они особенно распространились после перенесения иконы из Эдессы в Константинополь в 944 г. Однако лучшие иконы этого типа, которые нам известны, русского происхождения. Одна из древнейших сохранившихся икон (XII в.) находится в московском Успенском соборе. Она написана в монументальном стиле, напоминающем фреску.
***
О народных традициях Третьего Спаса
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944) имеет народное название Третий Спас. Как и два предыдущих Спаса эти названия связаны с близким совпадением дат сельскохозяйственных работ и Православных праздников. Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами.
Третий Спас имел названия:
- “Спас на полотне”, “Спас на холсте”, “Холщовый Спас”, так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.
- “Хлебный Спас”, так как к этому дню на основной территории нашей страны заканчивались уборочные работы и начинались посевы озимых культур.
- “Ореховый Спас”, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор.
В городах с этого дня начинались “великоденские” гулянья.
***
Евангельские Чтения
Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение».
Образа. Апостола Павла послание к колоссянам глава 1 стих с 12 по 18 (зачало 250)
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стои́т.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
или Апостола Павла второе послание к коринфянам глава 3 стих с 4 по 11 (зачало 173)
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
Евангелие по Луке глава 9 стих с 51 по 56, глава 10 стих с 22 по 24 (зачало 48 от полу)
Глава 9
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Глава 10
22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
Ряд. Апостола Павла второе послание к коринфянам глава 5 стих с 10 по 15 (зачало 179)
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Евангелие по Марку глава 1 стих с 9 по 15 (зачало 2)
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
По материалам:
- Смысл икон. В. Н. Лосский, Л. А Успенский. Азбука веры.
- Шестнадцатый день. Поучение 1-ое. Перенесение из Едесса нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.
- Православный церковный календарь. Азбука веры.
- Августовские Спасы. Азбука веры.
- Православный календарь. Православие.ру
- Третий Спас. Русский этнографический музей.