Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Звания небесного причастницы, вы видели на иконе всечестного и славного Успения Богоматери, как Она мирно почивает. Какое спокойствие и отражение небесной радости на Ее лике! Это точно сон, краткий переход от земли на небо. Поучимся же и сами рачением к добродетели и презрением к пороку сделать смерть свою мирным сном. Доколе будет царствовать в нас грех, дотоле будет страшна для нас и смерть, потому что точно смерть грешников люта (Пс.33:22).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
28 августа Святая Церковь чтит праздник Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник относится к двунадесятым неподвижным праздникам. У праздника Успения Пресвятой Богородицы установлен один день предпразднства – это 27 августа, и 8 дней попразднства. 5 сентября – Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа заканчивается Успенский пост. Если сам праздник Успения Пресвятой Богородицы, совершаемый 28 августа, приходится на среду или пятницу, то разрешается есть только рыбу, а разговенье переносится на следующий день.
В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба Погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери).
***
Об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского Патриарха Модеста (почил в 632 году), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского Патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком.
Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.
Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.
В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).
Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место?
Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.
Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах:). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание. Благоговейно и со страхом лобызая Пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой.
Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование Пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.
Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник.
Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей с течением веков построена пещерная церковь Успения Богородицы.
Гефсиманский сад находится к юго-востоку от Храмовой горы, в долине Кедрона, у подножия Елеонской или Масличной горы. Его имя произошло от названия пресса для выжимки масла, оливы Гефсимании плодоносят и в наши дни.
По преданию, здесь находилось поместье и родовой склеп семьи Девы Марии. Её отец, праведный Иоаким, скончался в возрасте восьмидесяти лет. Это случилось вскоре после Введения во храм Пресвятой Девы. Мать Богородицы, святая Анна, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма, чтобы быть рядом с дочерью. Она приобрела имение в Гефсимании и похоронила там мужа. Здесь же в свой срок упокоилась и сама.
Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе».
По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле.
Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.
Вопрос о дате Успения Божией Матери вызывает споры: Евсевий Кесарийский называет 48 год по Р.Х., Епифаний – 58, Мелитон Сардский – 55, Никифор Каллист – 44 и др.
Доподлинно неизвестно, и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал св. Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52. году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения ей было 72 года.
Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского собора в 681 году, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.
***
История праздника
Праздник Успения Пресвятой Богородицы возник достаточно поздно. Церковь гораздо ранее пришла к мысли о праздновании дня смерти мучеников, чем Успения. Показательно, что в сирском месяцеслове III-IV веков, в котором каждый день года имеет память какого-либо святого, не содержится ни одного Богородичного праздника. Причина такого явления понятна: мученики страдали и умирали на глазах всех, и дни кончины были запечатлены в сердцах христиан. Что касается Богоматери, нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину, имевшее место в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на эту личность.
Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII века 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX века в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV веков, сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо).
В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI века, когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока», согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным, в благодарность за победу, одержанную над персами 15 августа. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.
***
Об иконе праздника
События Успения Пресвятой Богородицы детально представлены в иконографии, полноценное формирование которой относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене, и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке. Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционной для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы. За ложем стоит Спаситель с душой Богоматери – в виде спеленутого младенца.
Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется Престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на Евхаристии и Причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение Святых Даров в Литургии, а образ Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего Престол. Часто в сцене Успения встречаются два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Это святые Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей Ефесский и Иаков, брат Господень, присутствовавшие, по преданию, при Успении Богоматери. Их образы символизировали Причащение архиереем священников в Таинстве Евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия Святых Даров, словно прислуживают на Литургии в качестве диаконов. Согласно традиции Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов.
Примерно с XI века получает распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Например, фреска из церкви Святой Софии в Охриде, Македония; икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря и проч.
Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. Нередко у одра помещен кувшин-стамна, вставленный в чашу, – это один из символов Богоматери, который встречается в византийской и древнерусской гимнографии.
В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же эта композиция зафиксирована во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж ХII-ХIII вв.).
В XVII веке появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Пречистой на ложе среди райского сада. Такое же повествование содержат клейма конца XVII века.
***
«Ангели Успение Пречистыя видевше удивишася…»
Успение Пресвятой Богородицы
Сегодня мы воспеваем «в молитвах неусыпающую Богородицу». Успение — самый почитаемый, самый дорогой, самый близкий русскому сердцу Богородичный праздник! Престол всей Руси! Этот удивительный, тихий, сокровенный, таинственный день называют «Богородичной Пасхой». Это глубочайшее «священное Торжество Богоматере». Это — победа жизни над смертью! И все верующие, все христиане, как Апостолы, как смиренные орлы слетаются сегодня в храмы, чтобы созерцать несозерцаемую тайну Успения Божией Матери.
Просто, по-человечески, смерть — это всегда скорбь, плач, незаживающая рана. Это стенание, распад, энтропия… Смерть — это побег в неизвестность, это всегда знак вопроса. Но в Успении Божией Матери скорби нет, потому что Успение — это светлый гимн Торжества Жизни! Это тихий сон и пробуждение в вечную радость, в вечный нескончаемый день, в яркий Всепобеждающий Божественный Свет, который совсем недавно созерцала Церковь на Фаворе.
«О, Дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает!» Святая Церковь глубоко, торжественно и радостно исповедует тайну Успения: «Преставилася еси к животу Мати сущи Живота…» Та, Которая родила Вечную Жизнь — Христа, Сама прилагается к Вечной Жизни!
Все, что Церковь воспоминает сегодня — трогательно, вдохновенно и прекрасно! И явление архангела Гавриила, этого молниеносного Небесного благовестника, за пятнадцать дней до Успения явившегося с Божественным предупреждением: «Сын Твой и Бог наш призывает Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, дабы Ты царствовала с Ним во веки веков!» И светоносная ветвь райского древа, предназначенная для несения перед погребальным одром Богородицы. И то, как Апостолы, эти святые странники, рассеянные по всей земле, чудом собрались, чтобы проститься с Божией Материю. И доброе неверие Фомино…
Душу Той, Которая некогда носила на Своих руках младенца Христа, ныне Сам Христос Господь, нежно и бережно приемлет на Свои Божественные руки и возносит на Небеса.
Во Успении мира не оставившая, Она, по словам святителя Иоанна Златоустого, — первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Неё. А похвалу Божией Матери мы можем принести только мерою нашего смирения, нашей веры, нашей любви, нашего послушания Церкви! «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род».
Без заступничества Божией Матери очень трудно, почти невозможно, совершить спасение души, потому, что мир как злосчастный Афоний простирает свои нечестивые руки, чтобы осквернить человеческую богоподобную душу, чтобы опрокинуть сердце человека в грязь, в тлен, во мрак, в нескончаемую смерть. Мир хочет, чтобы человек платил дань диаволу в виде порока, греха, бесчисленных страстей. Чтобы человека всецело захватила унылая проза земной жизни. И чтобы человек думал, что он — одинок в этом страшном, пустом и холодном мире, и что смотрят на него не любящие глаза Небесного Отца, а только слезящие мерцающие глазницы планет на ночном небе. Как говорит один философ — человек всю жизнь карабкается по ступеням только для того, чтобы осознать, что он поставил лестницу не к той стене.
А Святая Церковь учит человека понимать и ощущать себя как предстоящего перед Тайной! Человек должен раскрыться, сбыться в этом мире, обрести смысл своего существования. А раскрытие человека для Бога и для ближнего, по словам старца схиархимандрита Захария (Захару), возможно только через самораспятие. Это распятие осуществляется в двух фазах: в первой человек освобождается от рабства миру, а во второй — от рабства самому себе.
Душе нужно совершить исход из плена обыденности. Оторваться от всего того, что мешает нам стремиться к Богу, к Любви, к Вечности. Это не означает, что нужно избавиться от своих обязанностей, от своего долга, ответственности. Но это значит — победить свой эгоизм, черствость, равнодушие, самость, свою внутреннюю раздробленность, мысленный хаос, свое бесконечное желание комфорта и удовольствий!
Мы все знаем, что главная цель жизни человека — это соединение с Богом, обожение. Но прежде чем обожиться, нужно хотя бы очеловечиться. Оторваться от взгляда на себя любимого и посмотреть, что рядом всегда есть кто-то, нуждающийся в нашей поддержке, нашей улыбке, нашей маленькой помощи. И эта помощь не всегда выражается в конкретных действиях или каких-то советах. Просто нужно быть рядом. Быть рядом и молиться за человека.
…Два брата вместе подвизались в пустыни. Был подвиг. Труд. Аскеза. И одного из них искусил диавол и брат возроптал: «Всё! Больше не могу. Все надоело! Ухожу в мир! В Константинополь!» И сколько не уговаривал его второй брат остаться — ничего не получилось. Тогда он сказал: «Раз ты решил уходить, то и я пойду с тобой!» Он не бросил брата и вместе с ним обходил многие места города. А это были не только музеи и картинные галереи, Но и другие заведения… Этот брат молчал, потому что понимал, что объяснять что-либо бесполезно. Он молчал, плакал и молился. А главное — был рядом. И вот случилось чудо — первый брат одумался. И они вместе вернулись в благословенную пустыню. Часто нам нужно просто молчать, молиться и быть рядом с человеком. Остальное сделает Господь!
Мы все очень разные. Как полевые цветы на лесной поляне. Но, несмотря на наши различия, все мы похожи друг на друга в одном. Все мы странники в этой жизни. «Помни, что ты сам — странник, — говорит прп. Ефрем Сирин, — поэтому полюби странников!»
Главное — это быть в Церкви! «Сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4, 3) Церковь, по словам митрополита Черниговского Амфилохия, это мастерская преображения человеческой души. Это пространство встречи Бога и человека. В Церкви человек никогда не бывает один на один со своей болью, потому, что Господь всегда рядом и всегда есть человек, который поддержит и ободрит. Молитвенно помолчит рядом.
В Церкви мы всегда со всеми святыми и с Божией Материю «честнейшей херувим». Заступничество Её — безмерное, и молитва — неусыпающая. Её гроб становится источником жизни для всех христиан и источником радости для всей Вселенной!
…Каждый из нас когда-то закончит свое земное поприще, свой временный земной марафон и каждый увидит обнаженное лицо смерти. Но для христианина смерть должна стать победой. Смерть должна нам открыть дверь в радость вечной жизни со Христом. Об этом напоминает нам Праздник Успения Божией Матери!
***
Почитание праздника Успения на Русси
В духовном стихе об Успении говорится:
“Апостоли с конца света
Собравшася вси для совета.
О, Девице, Твое Успение,
Приими наше хваление
И подаждь нам радование!
Отец свыше призирает,
Сын Матери руце давает…”
(Коринфский А.А. 1995. С. 342.)
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы широко праздновался на Руси. В честь Успения Богородицы написано множество икон, возведен ни один храм, наиболее известный среди которых Успенский собор в Москве. В Московском Кремле особенно торжественно справляли храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день цари приходили в собор “во всем великолепии и пышности своего сана”, сопровождаемые боярами, облаченными в золотые “ферезеи” – ферязи – распашную одежду с длинными откидными рукавами, застегивающуюся на несколько пуговиц. Также торжественно совершалось богослужение в новгородском Софийском соборе, когда Новгород был присоединен к Москве в 1478 г. Святитель в день Успения совершал омовение святой водою местночтимых икон в Софии, шапки на голове св. Никиты и мощей; собранную воду наливал в “вощаники” – сосуды, сделанные из воска – и отправлял в Москву к Государю. После обедни приглашал к праздничной трапезе московского боярина, дьяков, представителей власти и нарочитых, т.е. именитых граждан.
В народном календаре праздник Успения Богородицы очень почитался и имел несколько названий. Богородицу именовали Госпожою, т.е. Владычицею, поэтому праздник Успения получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня. Такое обозначение Успеньева дня упоминается уже в Никоновской летописи в 1132 году.
День Успения считался траурным днем: в знак кончины Богоматери в некоторых деревнях пожилые женщины одевались в темные и черные одежды, поминая таким образом Богородицу.
***
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие по Луке, глава 1 стих с 39 по 49, 56 (зачало 4)
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом Свой.
На Литургии
Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 9 стих с 2 по 12 (зачало 141)
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Евангелие по Матфею, глава 18 стих с 23 по 35 (зачало 77)
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*; //*Вес серебра.
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Богородицы: Послание апостола Павла послание к филиппийцам, глава 2 стих с 5 по 11 (зачало 240)
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Евангелие по Луке, глава 10 стих с 38 по 42, глава 11 стих с 27 по 28 (зачало 54)
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Глава 11
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
По материалам:
- Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). Глава II. Непереходящие двунадесятые праздники. Г.С. Битбунов. Азбука веры.
- Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). Приложение 3. Иконография двунадесятых праздников. Г.С. Битбунов. Азбука веры.
- Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси. Светлана Липатова. Православие.ру
- История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы. Официальный сайт Московского Патриархата.
- Смысл икон. В. Н. Лосский, Л. А Успенский. Азбука веры.
- Православный Церковный календарь. Азбука веры.
- Гробница Пресвятой Богородицы. Азбука веры.
- Успение Пресвятой Богородицы. Древо.
- «Ангели Успение Пречистыя видевше удивишася…». Оптина Пустынь.
- Успение Божией Матери. митрополит Антоний Сурожский (Блум). Азбука веры.
- Успение Богородицы. Российский Этнографический музей.
- Литургика. Гермоген Иванович Шиманский. Азбука веры.