РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Рождество Христово один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь , старообрядцы и некоторые иные празднуют 25 декабря по юлианскому календарю, что приходится на 7 января по современному григорианскому календарю.

Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по григорианскому календарю.

Древневосточные церкви — 6 января.

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождество Христово – один из самых светлых православных праздников, который всегда отмечался с особым благоговением.

Вот как о рождении Иисуса Христа рассказывает Евангелие.

Римский император Август издал повеление провести всенародную перепись населения Палестины. Каждый иудей должен был записаться в городе, откуда были родом его предки. Мария и Иосиф происходили из рода царя Давида, родным городом которого был Вифлеем. Когда они пришли в это селение, все дома, постоялые дворы и гостиницы были переполнены народом, явившимся на перепись, поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег за городом в пещере (вертепе), куда пастухи в непогоду загоняли скот. В этой пустой холодной пещере ночью Пресвятая Дева Мария родила Сына. Она спеленала Его и положила на солому в ясли, куда кладут корм для скота.

Вифлеемские пастухи, сторожившие на поле ночью свои стада, первыми узнали о рождении Христа. Вдруг предстал перед ними Ангел Божий, и они услышали: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь».

В ту же ночь волхвы – ученые мужи – увидели в небе на востоке новую особенную звезду, возвещавшую о рождении Христа. Эта звезда указала волхвам путь к Младенцу. Поклонившись Ему, волхвы вручили свои дары – золото, ладан и смирну (благовонное масло). Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и царь и Бог и человек. Золото они принесли Ему как царю (в виде дани, подати), ладан – как Богу (ладан употребляется при богослужении), а смирну – как человеку, который должен умереть (умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

Рождественское празднование сохранило до наших дней много обычаев и обрядов, связанных с яслями, Вифлеемской звездой, дарами волхвов.

Празднику предшествует длительный Рождественский пост, в последний его день – Сочельник (24 декабря/6 января) верующие не принимают пищу до появления первой звезды, называемой Рождественской в память о звезде Вифлеемской

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

 

Икона Рождества Христова

Икона Рождества Христова помогает нам духовно прикоснуться к событию Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Рождество Христово. Икона кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля

Рождество Христово. Икона кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля

В центре иконы – запелёнутый Богомладенец. Рядом – только что родившая Своего Первенца Пресвятая Дева. Младенец лежит в яслях (кормушке для скота) в Вифлеемской пещере. Бессловесные животные потеснились в своем хлеву, дав место Сыну Божиему родиться Сыном Человеческим. Только люди не хотят дать место Богу в своем сердце, впус­тить в свою жизнь Создателя мира и Судию вселенной. И это продолжается уже более двух тысяч лет.

Грех, совершенный человеком, тяжким грузом лежит на всей живой и неживой природе.

Любого родившегося младенца прежде, чем завернуть в пеленки, нужно омыть – искупать. Эта сцена изображена в левом нижнем углу иконы. Омовение Младенца подчеркивает подлинность рождения Сына Божия, то, что Он – полноценный, настоящий Человек, а не только принял человеческий вид.

В правой нижней части иконы изображается святой праведный Иосиф. Он показан в позе тяжелого раздумья. Перед ним фигура, символически изображающая искушения Иосифа о Деве Марии. Все его сомнения разрешил Ангел Гавриил: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1, 20).

В правой части иконы изображено явление Ангела, несущего пастухам весть о рождении Спасителя. Левее Ангела-благовестника мы видим Ангельский хор, воспевший хвалебную песнь Богу в ночь Рождества, и радостное ликование Ангельского мира.

В верхней части священного изображения сияет Вифлеемская звезда, указывающая путь к Богомладенцу волхвам, которых мы видим в левой части иконы.

Можно ли перепутать икону Рождества Христова с иконой Рождества Богородицы? Нет.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Некоторое сходство есть лишь в названиях икон. А взглянув на эти иконы, мы сразу отличим их. Ведь Богоматерь родилась в уютных условиях родного дома и спала в Своей детской кроватке. А Спаситель мира родился в пещере-хлеву и был положен в ясли – кормушку для скота.

Праздничная икона (икона праздника) раскрывает перед нами смысл произошедшего – явление в земном мире Бога. Это – смысловой центр всей земной истории. Священные события, изображенные на иконном образе, не только говорят, как все это происходило, но и зовут нас войти в тот мир, где царствует Богочеловек Иисус Христос.

Рождество Христово, греческая икона XVI века

Рождество Христово, греческая икона XVI века

Если бы не иконописец, а художник решил все это выразить в своих живописных полотнах, ему потребовалось бы написать несколько, не менее шести, картин. И они только рассказали бы о событиях, связанных с рождением Господа, но никак не смогли бы дать нам возможность духовного участия в этих священных событиях. Такая задача под силу лишь православной иконе.

 

 

 

 

По материалам:

  1. Протоиерей Борис Балашов. Великие праздники. Пособие для детей и взрослых по изучению Христианской веры и Основ православной культуры. — Клин: Христианская жизнь, 2010. — 192 с.
  2. Праздники и посты Православной церкви. — М.: «Даниловский благовестник», М.: ЗАО ИД «Комсомольская правда», — 224с.
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление