РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. Это событие можно назвать мостом, соединяющим Ветхий Завет с Новым Заветом, ведь Рождество Пресвятой Девы готовит величайшее событие — Пришествие Бога в наш земной мир.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы встречается 21 сентября. Это великий двунадесятый праздник, который имеет один день предпразднства (20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы приходится на  25 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы является первым великим праздником в церковном году, который начинается 14 сентября.

Икона «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. 1560-е гг. НГОМЗ.

Икона «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. 1560-е гг. НГОМЗ.

Следующий день после праздника 22 сентября посвящен участникам празднуемого события — праведным Иоакиму и Анне.

Правв. Богоотцы Иоаким и Анна. Греческая икона (XX-XXI в.)

Правв. Богоотцы Иоаким и Анна. Греческая икона (XX-XXI в.)

Установление праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы  относится к началу IV века, когда согласно преданию святая царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Праздник Рождества Богородицы также упоминается во многих наставлениях святых отцов и исторических документах.  Официальное введение праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится ко времени правления византийского императора Маврикия (ок. 539-602 гг.). Следовательно празднование в честь Рождества Богородицы получило свое начало не позже V века, а к VII веку этот праздник стал уже всеобщим и торжественным.


История  Рождества Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

В Священном Писании, в его канонических книгах, нет никакой информации о Рождестве Богородицы, о Её родителях. Об обстоятельствах Её рождения известно из текста, принадлежащего Священному Преданию (древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан и были их любимым чтением.

Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в городе Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

Богатый и знатный человек Иоаким приносил двойные дары Богу, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу». В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия — ведь он не оставил потомства Израилю. Огорчился очень Иоаким и стал смотреть родословную двенадцати колен и выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю.

И столь горько стало Иоакиму, что не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню и постился там сорок дней, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва». Когда об этом рассказали жене его Анне, плакала она, как вдова, и взмолилась в отчаянии: «Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма». Но при этом она не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Престарелые родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар. Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию во храм Господень. «…Они от Него,- говорит святитель Григорий Палама,- прияли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали…» (GregPal. In Praesent. 8). Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента Ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию во храм.

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).


Об иконе Рождества Божьей Матери
Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Икона Рождества Божьей Матери по земному, по человечески очень понятна, она как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны и делает причастниками радостного события. Ведь исполнилось многолетнее ожидание  родителей о появлении Младенца.

Рассмотрим и попробуем прочитать святую икону. С самого верха, между двумя башенками, расположена красная ткань — велум.  Эта перевязь с одной стороны указывает на то, что сцена происходит в интерьере, в доме Иоакима, а с другой стороны символизирует связь Ветхого и Нового Завета, — своего рода мост между ними, которым явилось рождение Девы Марии.

В центре, на ложе отдыхает святая праведная Анна, еще не оправившаяся после рождения Дочери. К ней подходят женщины. Изображение женщин очень жизненное, является подробностью домашнего уклада Иоакима и Анны. В руках у некоторых женщин чаши. Эти чаши  – это символы Матери Божьей, которая в песнопениях и сочинениях отцов церкви называлась «сосудом девства», «вместилищем невместимого Бога». Тем самым указывается на грядущее воплощение Сына Божия. В доме, недалеко от престарелой Анны находится ее верный супруг Иоаким (на втором этаже справа). Ему Господь дал возможность дождаться осуществления своей многолетней мечты — рождения Дочери. Но, несмотря на радостное событие, он явно очень сильно переживает о здоровье своей жены.

Рядом с ложем Анны (в нижней левой части иконы) девушки (Анна пригласила непорочных дев ухаживать за дочерью) омывают, купают, родившуюся Пресвятую Деву Марию. Это прообраз крещения Христа и всего человечества, обновление и очищение человеческого рода и символ чистоты и непорочности Девы Мари. Только на  иконе, не только рассказывающей что произошло, но и раскрывающей смысл события возможно дважды изобразить одного и того же человека. Рядом (с права) Маленькая Мария в детской кроватке. Образ самой Приснодевы не занимает центрального места, что свидетельствует о высоте Её будущего смирения. Ведь  изображение Матери Божьей на иконе этого события по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божьей Матери выразилось то, что было в Ней неизменно – полнота смирения. Колыбель с младенцем Марией, изображенной в белоснежных пеленах, напоминает каменные ясли Христа в вертепе и воспринимается как прообраз этого грядущего события.

Над люлькой Маленькой Марии и рядом с Анной стоят женщины, обмахивающие их цветными  опахалами на длинной ручке — рипидами. В этом есть практический смысл, ведь  Палестина жаркая страна и там очень много насекомых, которых следует отгонять и от малышей и от людей в ослабленном состоянии. С другой стороны рипиды имеют символический смысл. Подобные опахала используются в богослужениях в южных странах. Рипиды символически означают таинственное присутствие Ангелов, как бы веяние их крыльев. Это говорит великой значимости как совершившегося события, так и личности Пресвятой Девы Марии для жизни всего мира.

Все эти домашние подробности не бессмысленны, они становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет в священном событии ничего незначительного, и самое скромное участие делает присутствующих причастных общему светлому празднику. В том числе и мы, молящиеся перед праздничной иконой, являемся не зрителями, а духовными участниками Рождества Божией Матери. Поэтому мы поем перед иконой величание, прославляя Пресвятую Деву и Её родителей, целуем образ — икону, — выражая свою любовь и благодарность рожденной для нашего спасения Деве Марии и Ее Родителям, Иоакиму и Анне. В Рождестве Божьей Матери освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Её становится приготовлением встречи Великого Царя.

***

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

 

 

По материалам:

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление