РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)

Празднование Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа совершается 29 августа (16 августа по старому стилю).

Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа

Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь V бар Ману Уккама (Чёрный).


Едесса  — древний город на юго-востоке Турции. Современное название города Шанлыурфа Столица Осроены, важный центр раннего христианства.


Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению.
Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.
Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.
Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.
В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 29 августа (по новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Величайшие святыни, связанные с земной жизнью Спасителя и Богородицы императорами были собраны в Константинополе. Многие размещены в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. Николаем Месарита, хранителем святынь Фаросского храма на рубеже XII-XIII веков, дано самое подробное описание главные реликвии храма:

  • Терновый венец
  • Гвоздь Распятия
  • Ошейник Христа
  • Гробные пелены
  • Лентион — полотенце, которым Христос вытер ноги апостолам
  • Копие
  • Багряница
  • Трость
  • Сандалии Господни
  • Камень от Гроба
  • Мандилион — нерукотворный образ на плате
  • Керамион — нерукотворный образ на черепице
  • Части Святого Креста

После завоевания Константинополя крестоносцами святыни некоторое время сохранялись. Часть святынь в 1238 году были сданы под залог латинским императором Балдуином II венецианскому подесту Альберто Морозини на сумму 13 тысяч 134 гиперпирона и за огромные деньги выкуплена французским королем Людовиком IX: грамота короля Балдуина перечисляет 22 реликвии Фаросской церкви, которые были проданы в то время. Эти реликвии в 1239-1241 годах были перевезена в Париж и с середины века находились в специально построенной для них церкви Сен-Шапель («святой часовни») — готической имитации церкви Богоматери Фара.

Тем временем, церковь Богородицы Фара, видимо пришла в запустение в период латинской оккупации Константинополя в конце XIII века и постепенно разрушилась. Сохранившаяся в Царьграде часть святынь Страстей Господних была впоследствии перенесена в храм святого Георгия в Манганах. Святыни пребывавшие в Париже были в 1793 году, по указу революционного правительства, частично переданы для изучения в Национальную библиотеку, а частично выброшены на городскую свалку и бесследно исчезли.

На начало XXI века руины Фаросской церкви Пресвятой Богородицы не были найдены, и само её местонахождение могло быть указано лишь приблизительно.


О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий.
  • По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.
  • По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.
По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя:
1) в Едессе, царя Авгаря;
2) Камулианский, обретение его описал святитель Григорий Нисский, по сказанию преподобного Никодима Святогорца: Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией;
3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия;
4) на керамии.
***
На Руси Святой Убрус начинают почитать как истинный образ Христа сразу после крещения. Предание сообщает, что писанный на полотне образ, список с реликвии, был принесен из Византии первым епископом и просветителем Суздальской земли святым Феодором. Самая ранняя из сохранившихся – двусторонняя выносная икона икона с Образом Спаса Нерукотворного (на черепии) второй половины XII века из Третьяковской Галереи.
Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют Третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
Про традиции Третьего Спаса (Малый Спас, Нерукотворный образ, «Спас на полотне», Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый, Третий Калинник (енисейск.), Бороздень, Брязже (смоленск.).
Фотографии из Википедии
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление