РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

С Новым годом или свежие новости из старых газет!

Совсем скоро закончится суматошный последний месяц уходящего года. Завершены, или почти завершены дела и проекты, подведены итоги и написаны планы, развешаны украшения, подготовлены подарки …, сделан миллион значимых или не очень дел. Среди шаров и гирлянд ощущается, пусть светский или календарный, но такой с детства любимый, семейный и сказочный Новый год.

Свежее Новогоднее поздравление из старых газет, напечатанное во втором номере Епархиальных ведомостей 15 января 1894 году, но так и оставшееся на 2022 год, может быть к сожалению, абсолютно свежим и актуальным:


Слово на Новый год
(Протоиерей Алексей Степанович Урбанов , 1894 год)
Протоиерей Алексей Степанович Урбанов

Протоиерей Алексей Степанович Урбанов

«Се, ныне время благоприятно,

се, ныне день спасения» (2 Кор. 6. 2)

Дожили мы, братие, и до нового года! Ныне для нас, по благости Божией, начинается новый период дней и недель. Момент времени поистине торжественный и радостный для всех, у кого только любовь к жизни, как наилучшему благу, вследствие каких либо причин, не превратилась в чувство совершенно противоположное; по этому то в нашем сердце в настоящее утро, как утро первого из дней вновь наступившего года,  невольно являются более сильное и глубокое чувство живой радости и благодарения Творцу веков, по всемогущей воле Которого сменяются
для нас дни и ночи, лето и зима, годы и столетия.

По этой то конечно причине и Евреи — народ некогда стоявший под особенным управлением Божиим, научены были начала различных времен считать временами священными и проводить их с особенным благоговением и благочестием. И Святая Церковь Новозаветная также установила каждый новый год освящать в его начале особым торжеством и молитвословием. Вот краткий взгляд на священное торжество настоящего дня.

Как же мы в виду этого первенца дней относимся к высокому значению для нас всего нового года?

Первым делом настоящего дня мы обыкновенно считаем — поздравить своих родных, друзей и начальников с Новым годом — с новым счастьем. Желанное и дорогое приветствие! Но как жаль, что мы часто приветствуем других с новым годом ради только установившегося обычая, и привычки и по этому часто желаем им счастья безучастно, соблюдая лишь приличия и безо всякого внутреннего расположения, желаем счастья, не имея иногда ясного понятия о счастье, которого желаем другому. Между прочим каждый человек по естественному сочувствию к ближнему, а тем более христианин, во имя Христовой любви должен желать всем без исключения столько добра, сколько и самому себе: «возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» и желать искренно в самой душе. Прислушайтесь к голосу Святой Церкви: каких только благ и для
настоящей жизни потребных и благ вечных не испрашивает она у Творца всех веков каждому из нас в своих материнских молениях и прошениях на сегодняшнем молебном пении. Вот таковыми то чистыми и искренними должны быть и наши благожелания и поздравления и
при этом только они будут иметь смысл и значение.

Впрочем, как бы искренно мы ни желали счастья другим, одними только пожеланиями мы не можем ограничиваться. В природе, как мы видим, развитие жизни растительной заканчивается не листьями и цветами только, но главное — плодами: так и в жизни нравственной — высшая
степень развития любви к ближнему состоит не в желании только, но и в делании для него самого добра: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоан. 3; 18). Истинное счастье было бы, если бы начало нового года было также началом наших трудов к благоустроенно жизни наших ближних: «доколе есть время, будем делать добро всем...» (Галат. 6; 10).

Новый год мы начинаем разнообразными благожеланиями и самим себе, — и это первое конечно, прежде и больше всего, так как по природе «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Ефес. 5; 29). И действительно, насколько у всех нас многоразличны условия жизни, обязанности и нужды семейные и должностные, частные и общественные, настолько же разнообразны заветные желания и намерения, чувства и надежды, наполняющие в настоящий день сердца всех людей в совокупности. При этом одно только известно, что конечною целью всех этих желаний есть достижение и приобретение пo преимуществу земных благ, так одни чают видеть счастье в известном общественном положении, в славе и величии и почести от людей; другие— в изобилии средств к жизни и богатстве, а иные — в беспечной, полной всевозможных, удовольствий жизни и тому подобное. Но, братие, если бы мы перечислили всевозможные блага и человеческие состоянья, переспросили тысячи людей, мы придем к неизбежному заключение, что для человека в земных благах нет полного и истинного счастья и человек во всем
этом, как скоропреходящем и непостоянном, не находит мира и спокойствия для своего духа. И по этому то сложились вековые народные изречения:

  • «человек довольным никогда не бывает»
  • «мирская молва, что морская волна».

И в Святом Писании читаем: «всякая слава человеческая — как цвет на траве» (1 Петр. 1; 24) и поэтому скоро отцветает и пропадает, — что все мирские удовольствия суета и » томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Экклес. 2; 11), что «и мир проходит, и похоть его» (1Иоан.2; 17), и не приносить нам ничего кроме томления духа. И поэтому то Господь устами Пророка взывает к нам » Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?» (Псал. 4; 3). Напрасно постоянно ищите счастья в одних земных благах.

«Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Мф. 6, 33), заповедует нам Господь Иисус Христос, и «сия вся«, т. е. блага земные, «приложатся вам«. Следовательно, прежде всего и более всего мы должны стараться для достижения Царства Небесного, преуспевать в смирении, чистоте сердца, милосердии и других добродетелях. Тогда мы будем спокойны, никакие излишние мирские желания не будут волновать нас, и совесть наша будет чиста и мирна. Тогда, если Господь наградит нас благами земными, мы не будем злоупотреблять ими, тогда во всех ближних мы будем видеть братий о Господе, и в самых несчастиях не останемся без утешения от Господа, — тогда бесстрашно и с отрадною надеждою будем взирать на свое будущее, предавая себя всеблагой воле Божией.

Братие, время вообще и, в частности, каждая година, прожитая нами, — это есть свиток, листы которого вращаются один за другим. Нам дано своими мыслями, своими словами и делами вписывать в нем известные письмена, но при этом невозможно — обратить назад ни одного листа и изменить в нем ни одной буквы. Что сделано нами во времени, то уже ушло и сокрылось от нас вместе с временем. Так и минувшего года для нас уже не будет! Он ушел и унес все дела наши в вечность. В нем начертана полная картина нашей жизни целого года — всех действий и поступков от сердечных помыслов до каждого слова и дела. Все это будет сокрыто до дня Страшного суда Христова… Что если этот свиток наполнен делами неправд и беззаконий наших?

И так прежде всего к нему — нашему Сладчайшему Иисусу и Господу обратимся, с сердцем сокрушенным и смиренным, в наступающее новолетие; к Нему милосердому прибегнем с покаянием, пока есть «время благоприятно» и не прекратились дни спасения. Будем трудиться и молиться, чтобы Господь Своею благодатью помог нам в новом году начать новую, истинно-христианскую жизнь, достойную долголетия, нового счастья и новых милостей от Бога и от людей.

Протоиерей Алексей Степанович Урбанов


Прошло более ста лет, изменился мир, страна и календарь. Теперь в день Нового года продолжается Рождественский пост  , готовящий нас к празднику Рождества Христова и продолжающийся по 6 января включительно.

Рождество Христово

Рождество Христово

В настоящее время Новый год — это , по­жа­луй, один из немногих, дей­стви­тель­но об­ще­на­род­ных празд­ников, ко­гда все рос­си­яне чув­ству­ют еди­нение по ней­траль­но­му по­во­ду. Так сложилось, что Новый год — это повод к веселому общению, при­чем да­ле­ко не все­гда ал­ко­голь­но­му: лю­ди вы­ез­жа­ют на при­ро­ду, устра­и­ва­ют экс­кур­сии, на­ве­ща­ют род­ствен­ни­ков и т. п. Да­же сложилась тра­ди­ция, иду­щая еще от до­ре­во­лю­ци­он­но­го празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, от­ме­чать этот празд­ник в се­мей­ном кру­гу.

Пло­хо ли это? Нет. Греш­но ли нам так празд­но­вать Но­вый год: се­мей­ным за­сто­льем, лыж­ны­ми про­гул­ка­ми в зим­нем ле­су и пр.? То­же нет.

Но ведь пост идёт? Для верующего человека всегда, не только в пост, важно быть сдержанным, умеренным и скромным. Мож­но ведь и на Пас­ху на­пить­ся по «со­вер­шен­но цер­ков­но­му» по­во­ду, на «за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях» уни­что­жая ки­ло­грам­мы кол­ба­сы и са­ла­тов и всю неде­лю вме­сто ли­ко­ва­ния в хра­ме му­чить­ся от по­хме­лья и пе­ре­еда­ния. Сле­до­ва­тель­но, празд­но­ва­ние пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на все­гда бу­дет со­про­вож­дать­ся неким воз­дер­жа­ни­ем, неза­ви­си­мо от ме­ню и ка­че­ства пи­щи. Музыка и телевизор — тоже не проблема, ведь во мно­гих се­мьях смот­рят толь­ко об­ра­ще­ние Пре­зи­ден­та, и пер­вые несколь­ко ми­нут раз­вле­ка­тель­ных про­грамм, а за­тем про­дол­жа­ет­ся жи­вое об­ще­ние.

Для верующего человека всегда самой важной частью праздника будет Мо­лит­ва, обращение к Богу. Освя­тить мо­лит­вой на­сту­па­ю­щий год, к ко­то­ро­му все мы, как граж­дане стра­ны, жи­ву­щей по но­во­му сти­лю, име­ем от­но­ше­ние, наш хри­сти­ан­ский долг и пе­ред со­бой, и пе­ред сво­и­ми неве­ру­ю­щи­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми. По­это­му есте­ствен­но сло­жи­лась тра­ди­ция со­вер­шать Но­во­год­ний мо­ле­бен ли­бо по­сле ве­чер­ней служ­бы 31 де­каб­ря, ли­бо по­сле ли­тур­гии 1 ян­ва­ря.

Важ­но как мы встре­тим празд­ник: и пра­во­слав­ный, и 1-е ян­ва­ря, и дру­гие, сло­жив­ши­е­ся в нехри­сти­ан­ском об­ще­стве па­мят­ные да­ты. Не сто­ит бо­ять­ся де­лать их мис­си­о­нер­ским ору­жи­ем Хри­сто­вой Церк­ви, ина­че они ста­нут ору­ди­ем нехри­сти­ан­ских сил.

Вспом­ним, как Цер­ковь по­сте­пен­но вы­тес­ня­ла язы­че­ские обы­чаи и празд­но­ва­ния хри­сти­ан­ски­ми и так во­цер­ков­ля­ла нео­фи­тов, во мно­же­стве при­шед­ших по­сле Ми­лан­ско­го Эдик­та (IV в.). Ведь и сам празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва за­ме­нил со­бой язы­че­ский день «непо­бе­ди­мо­го солн­ца», и мас­ле­ни­ца со свят­ка­ми, вой­дя в цер­ков­ный ка­лен­дарь, пе­ре­ста­ла быть про­слав­ле­ни­ем язы­че­ских бо­жеств. Для Церк­ви каж­дый день – это пол­но­цен­ный празд­ник при­шед­ше­го в мир Хри­ста Спа­си­те­ля, по­это­му лю­бой день на­пол­ня­ет­ся при необ­хо­ди­мо­сти тем или иным мис­си­о­нер­ским со­дер­жа­ни­ем для удоб­ства обу­че­ния чле­нов Церк­ви ос­но­вам ве­ры и бла­го­че­стия.

По­это­му сто­ит не раз­ра­жать­ся гнев­ны­ми об­ли­че­ни­я­ми в адрес но­во­мод­ных празд­ни­ков, от­да­ля­ясь от на­ших со­оте­че­ствен­ни­ков и за­кры­вая от них бо­гат­ство и кра­со­ту Пра­во­сла­вия, а мо­лить­ся в эти дни, пом­ня, что мы са­ми неда­ле­ко от них ушли и в во­про­сах нрав­ствен­но­сти, и в люб­ви к Бо­гу.

На­до по христиански пре­об­ра­жать суть но­вых празд­ни­ков, ра­зум­но празд­нуя «Но­вые Го­да», «Вось­мые Мар­та» и «Дни Свя­то­го Ва­лен­ти­на». И то­гда да­же не при­дет­ся ис­кус­ствен­но пе­ре­но­сить суть этих празд­ни­ков (на­ча­ло го­да, ува­же­ние к жен­щи­нам, ра­дость влюб­лен­ных и пр.) на дру­гие дни. Нуж­но дать воз­мож­ность ма­ло­во­цер­ко­в­лен­ным лю­дям прид­ти в эти дни в храм, услы­шать доб­ро­же­ла­тель­ную про­по­ведь, по­чув­ство­вать дух Люб­ви Хри­сто­вой и ра­до­сти. И ес­ли лю­ди по­чув­ству­ют на­шу лю­бовь, про­ник­нут­ся до­ве­ри­ем к сво­им пас­ты­рям, то и празд­ни­ки бу­дут ими празд­но­вать­ся по-дру­го­му.

Язы­че­ская и нехри­сти­ан­ская ше­лу­ха с этих празд­ни­ков спа­дет, и мы бу­дем встречать но­вый граж­дан­ский год в еди­не­нии ве­ры и мо­лит­вы.


В эти праздничные дни принято посылать друг другу открытки и поздравления. Заметка «Из истории открыток» в Блоге:

Обложка

Из истории открыток

 

По материалам:

  1. Слово на Новый год / Протоиерей А. Урбанов // Саратовские епархиальные ведомости. 1894. № 2, отд. неофиц. С. 65–69 | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке (pravoslavnoe-duhovenstvo.ru)
  2. О праздновании христианами гражданского Нового года (azbyka.ru)
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление