С Новым годом или свежие новости из старых газет!
Совсем скоро закончится суматошный последний месяц уходящего года. Завершены, или почти завершены дела и проекты, подведены итоги и написаны планы, развешаны украшения, подготовлены подарки …, сделан миллион значимых или не очень дел. Среди шаров и гирлянд ощущается, пусть светский или календарный, но такой с детства любимый, семейный и сказочный Новый год.
Свежее Новогоднее поздравление из старых газет, напечатанное во втором номере Епархиальных ведомостей 15 января 1894 году, но так и оставшееся на 2022 год, может быть к сожалению, абсолютно свежим и актуальным:
Слово на Новый год
(Протоиерей Алексей Степанович Урбанов , 1894 год)
«Се, ныне время благоприятно,
се, ныне день спасения» (2 Кор. 6. 2)
Дожили мы, братие, и до нового года! Ныне для нас, по благости Божией, начинается новый период дней и недель. Момент времени поистине торжественный и радостный для всех, у кого только любовь к жизни, как наилучшему благу, вследствие каких либо причин, не превратилась в чувство совершенно противоположное; по этому то в нашем сердце в настоящее утро, как утро первого из дней вновь наступившего года, невольно являются более сильное и глубокое чувство живой радости и благодарения Творцу веков, по всемогущей воле Которого сменяются
для нас дни и ночи, лето и зима, годы и столетия.
По этой то конечно причине и Евреи — народ некогда стоявший под особенным управлением Божиим, научены были начала различных времен считать временами священными и проводить их с особенным благоговением и благочестием. И Святая Церковь Новозаветная также установила каждый новый год освящать в его начале особым торжеством и молитвословием. Вот краткий взгляд на священное торжество настоящего дня.
Как же мы в виду этого первенца дней относимся к высокому значению для нас всего нового года?
Первым делом настоящего дня мы обыкновенно считаем — поздравить своих родных, друзей и начальников с Новым годом — с новым счастьем. Желанное и дорогое приветствие! Но как жаль, что мы часто приветствуем других с новым годом ради только установившегося обычая, и привычки и по этому часто желаем им счастья безучастно, соблюдая лишь приличия и безо всякого внутреннего расположения, желаем счастья, не имея иногда ясного понятия о счастье, которого желаем другому. Между прочим каждый человек по естественному сочувствию к ближнему, а тем более христианин, во имя Христовой любви должен желать всем без исключения столько добра, сколько и самому себе: «возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» и желать искренно в самой душе. Прислушайтесь к голосу Святой Церкви: каких только благ и для
настоящей жизни потребных и благ вечных не испрашивает она у Творца всех веков каждому из нас в своих материнских молениях и прошениях на сегодняшнем молебном пении. Вот таковыми то чистыми и искренними должны быть и наши благожелания и поздравления и
при этом только они будут иметь смысл и значение.
Впрочем, как бы искренно мы ни желали счастья другим, одними только пожеланиями мы не можем ограничиваться. В природе, как мы видим, развитие жизни растительной заканчивается не листьями и цветами только, но главное — плодами: так и в жизни нравственной — высшая
степень развития любви к ближнему состоит не в желании только, но и в делании для него самого добра: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоан. 3; 18). Истинное счастье было бы, если бы начало нового года было также началом наших трудов к благоустроенно жизни наших ближних: «доколе есть время, будем делать добро всем...» (Галат. 6; 10).
Новый год мы начинаем разнообразными благожеланиями и самим себе, — и это первое конечно, прежде и больше всего, так как по природе «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Ефес. 5; 29). И действительно, насколько у всех нас многоразличны условия жизни, обязанности и нужды семейные и должностные, частные и общественные, настолько же разнообразны заветные желания и намерения, чувства и надежды, наполняющие в настоящий день сердца всех людей в совокупности. При этом одно только известно, что конечною целью всех этих желаний есть достижение и приобретение пo преимуществу земных благ, так одни чают видеть счастье в известном общественном положении, в славе и величии и почести от людей; другие— в изобилии средств к жизни и богатстве, а иные — в беспечной, полной всевозможных, удовольствий жизни и тому подобное. Но, братие, если бы мы перечислили всевозможные блага и человеческие состоянья, переспросили тысячи людей, мы придем к неизбежному заключение, что для человека в земных благах нет полного и истинного счастья и человек во всем
этом, как скоропреходящем и непостоянном, не находит мира и спокойствия для своего духа. И по этому то сложились вековые народные изречения:
- «человек довольным никогда не бывает»
- «мирская молва, что морская волна».
И в Святом Писании читаем: «всякая слава человеческая — как цвет на траве» (1 Петр. 1; 24) и поэтому скоро отцветает и пропадает, — что все мирские удовольствия суета и » томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Экклес. 2; 11), что «и мир проходит, и похоть его» (1Иоан.2; 17), и не приносить нам ничего кроме томления духа. И поэтому то Господь устами Пророка взывает к нам » Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?» (Псал. 4; 3). Напрасно постоянно ищите счастья в одних земных благах.
«Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Мф. 6, 33), заповедует нам Господь Иисус Христос, и «сия вся«, т. е. блага земные, «приложатся вам«. Следовательно, прежде всего и более всего мы должны стараться для достижения Царства Небесного, преуспевать в смирении, чистоте сердца, милосердии и других добродетелях. Тогда мы будем спокойны, никакие излишние мирские желания не будут волновать нас, и совесть наша будет чиста и мирна. Тогда, если Господь наградит нас благами земными, мы не будем злоупотреблять ими, тогда во всех ближних мы будем видеть братий о Господе, и в самых несчастиях не останемся без утешения от Господа, — тогда бесстрашно и с отрадною надеждою будем взирать на свое будущее, предавая себя всеблагой воле Божией.
Братие, время вообще и, в частности, каждая година, прожитая нами, — это есть свиток, листы которого вращаются один за другим. Нам дано своими мыслями, своими словами и делами вписывать в нем известные письмена, но при этом невозможно — обратить назад ни одного листа и изменить в нем ни одной буквы. Что сделано нами во времени, то уже ушло и сокрылось от нас вместе с временем. Так и минувшего года для нас уже не будет! Он ушел и унес все дела наши в вечность. В нем начертана полная картина нашей жизни целого года — всех действий и поступков от сердечных помыслов до каждого слова и дела. Все это будет сокрыто до дня Страшного суда Христова… Что если этот свиток наполнен делами неправд и беззаконий наших?
И так прежде всего к нему — нашему Сладчайшему Иисусу и Господу обратимся, с сердцем сокрушенным и смиренным, в наступающее новолетие; к Нему милосердому прибегнем с покаянием, пока есть «время благоприятно» и не прекратились дни спасения. Будем трудиться и молиться, чтобы Господь Своею благодатью помог нам в новом году начать новую, истинно-христианскую жизнь, достойную долголетия, нового счастья и новых милостей от Бога и от людей.
Протоиерей Алексей Степанович Урбанов
Прошло более ста лет, изменился мир, страна и календарь. Теперь в день Нового года продолжается Рождественский пост , готовящий нас к празднику Рождества Христова и продолжающийся по 6 января включительно.
В настоящее время Новый год — это , пожалуй, один из немногих, действительно общенародных праздников, когда все россияне чувствуют единение по нейтральному поводу. Так сложилось, что Новый год — это повод к веселому общению, причем далеко не всегда алкогольному: люди выезжают на природу, устраивают экскурсии, навещают родственников и т. п. Даже сложилась традиция, идущая еще от дореволюционного празднования Рождества Христова, отмечать этот праздник в семейном кругу.
Плохо ли это? Нет. Грешно ли нам так праздновать Новый год: семейным застольем, лыжными прогулками в зимнем лесу и пр.? Тоже нет.
Но ведь пост идёт? Для верующего человека всегда, не только в пост, важно быть сдержанным, умеренным и скромным. Можно ведь и на Пасху напиться по «совершенно церковному» поводу, на «законных основаниях» уничтожая килограммы колбасы и салатов и всю неделю вместо ликования в храме мучиться от похмелья и переедания. Следовательно, празднование православного христианина всегда будет сопровождаться неким воздержанием, независимо от меню и качества пищи. Музыка и телевизор — тоже не проблема, ведь во многих семьях смотрят только обращение Президента, и первые несколько минут развлекательных программ, а затем продолжается живое общение.
Для верующего человека всегда самой важной частью праздника будет Молитва, обращение к Богу. Освятить молитвой наступающий год, к которому все мы, как граждане страны, живущей по новому стилю, имеем отношение, наш христианский долг и перед собой, и перед своими неверующими соотечественниками. Поэтому естественно сложилась традиция совершать Новогодний молебен либо после вечерней службы 31 декабря, либо после литургии 1 января.
Важно как мы встретим праздник: и православный, и 1-е января, и другие, сложившиеся в нехристианском обществе памятные даты. Не стоит бояться делать их миссионерским оружием Христовой Церкви, иначе они станут орудием нехристианских сил.
Вспомним, как Церковь постепенно вытесняла языческие обычаи и празднования христианскими и так воцерковляла неофитов, во множестве пришедших после Миланского Эдикта (IV в.). Ведь и сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий день «непобедимого солнца», и масленица со святками, войдя в церковный календарь, перестала быть прославлением языческих божеств. Для Церкви каждый день – это полноценный праздник пришедшего в мир Христа Спасителя, поэтому любой день наполняется при необходимости тем или иным миссионерским содержанием для удобства обучения членов Церкви основам веры и благочестия.
Поэтому стоит не разражаться гневными обличениями в адрес новомодных праздников, отдаляясь от наших соотечественников и закрывая от них богатство и красоту Православия, а молиться в эти дни, помня, что мы сами недалеко от них ушли и в вопросах нравственности, и в любви к Богу.
Надо по христиански преображать суть новых праздников, разумно празднуя «Новые Года», «Восьмые Марта» и «Дни Святого Валентина». И тогда даже не придется искусственно переносить суть этих праздников (начало года, уважение к женщинам, радость влюбленных и пр.) на другие дни. Нужно дать возможность маловоцерковленным людям придти в эти дни в храм, услышать доброжелательную проповедь, почувствовать дух Любви Христовой и радости. И если люди почувствуют нашу любовь, проникнутся доверием к своим пастырям, то и праздники будут ими праздноваться по-другому.
Языческая и нехристианская шелуха с этих праздников спадет, и мы будем встречать новый гражданский год в единении веры и молитвы.
В эти праздничные дни принято посылать друг другу открытки и поздравления. Заметка «Из истории открыток» в Блоге:
По материалам: