Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – объект исторического и культурного наследия
Двадцать три года назад, 10 июля 2001 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в городе Санкт-Петербурге» (с изменениями и дополнениями), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1890-1897 годов постройки, по проекту архитектора Никонова Николя Никитича, по адресу Боровая улица, 52-б включена в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в городе Санкт-Петербурге.
*****
Церковь во имя Покрова Богородицы – Братский храм Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы (Боровая ул., дом 52) построена в1890 – 1897 гг. по проекту архитектора Н.Н. Никонова.
Здание Покровской церкви является памятником архитектуры конца XIX столетия, построенного в «русском стиле» – направлении, распространенном в русской архитектуре второй половины XIX века. История храма достаточно скромно освещена в опубликованных источниках кон. XIX – XX вв. – как в изданиях православной церкви, так и в светской периодической печати.
Немногочисленные документы по истории строительства церкви выявлены в Российском государственном историческом архиве и Центральном историческом архиве Санкт-Петербурга. Лишь в некоторой степени они могут быть дополнены сведениями, подчерпнутыми из отчетов о деятельности Санкт-Петербургского епархиального братства выступившего «заказчиком» проекта храма.
Материалы этих отчетов хранятся в научной библиотеке Российского государственного исторического архива и в Российской национальной библиотеке.
Документы советского периода представлены копиями генерального и поэтажных планов здания 1950-х гг., хранящимися в архиве ПИБ Фрунзенского района.
О первоначальном облике церкви Покрова Богородицы на Боровой улице 52, можно судить лишь по двум известным фотографиям начала ХХ века (до 1910 года) и чертежу храма, помещенному в журнале «Русский паломник» за 1905 год.
Исходя из имеющихся двух фотографий, купола церкви были раскрашены в «шахматную доску» и были выполнены из железа, а шатры над двумя боковыми «приделами» могли быть покрыты разноцветной черепицей.
Исторические сведения об интерьерах церкви немногочисленны. Источниками их являются немногочисленные документы: отчеты, страховая оценка и опись церковного имущества, рукопись которой, хранящаяся ЦГИА СПб.
Вот что сказано о Покровском храме в сообщении в Церковных ведомостях от 15 марта 1897 года. № 42. «Это первый в Петербурге храм, который сделан полностью в русском стиле, как снаружи, так и внутри. Все работы, утварь, иконостас, киоты исполнены, но рисункам строившего храм архитектора Никонова; все стены сверху до низу расписаны мастерами известного Московского иконописца Сафонова, под руководством художника Серебрякова.
Вдали, на возвышенной солей, открывается художественный иконостас в русском стиле с куполами и башенками, по рисункам Никонова, исполненный из цветной майолики на фарфоровой фабрике Кузнецова».
Иконостас был цветной майоликовый, изготовленный фарфоровой фирмой Кузнецова в 1895-1896 гг., из того же материала изготовлены и малые киоты в нишах и под арками здания, Полы – мозаичные. Их выстилка выполнена братьями Бота. Всходы на солею были мраморные. Мозаичный пол сохранился.
В верхней церкви был главный престол храма – во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Иконостас верхней церкви не сохранился.
В 1992 году научным сотрудником Института «Ленпроектреставрация» Г.К. Старицыной была составлена историческая справка по зданию Покровской церкви, дополненная в 2015 году (специалистами того же института) новыми иконографическими материалами, касающимися внутреннего убранства церкви с изображениями иконостаса для верхнего храма церкви Покрова Богородицы, копия которого находится в Чехии, в храме Св. Владимира в Марианске – Лазне.
Верхняя церковь хорошо освещалась окнами четверика со световым барабаном, а также с северной и южной стороны – большими окнами с витражами. Особенно большое впечатление производил на современников интерьер верхнего храма.
Поражало обилие света, который дают множество окон, росписи, сплошь покрывающие стены: «Внутренние стены храма на всем их протяжении украшены росписями, подражательными росписям древних русских храмов и древних боярских палат (ростовских)».
В нижнем этаже находилась церковь с престолом во имя великомученика Вонифатия.
В притворе справа была устроена отдельная крещальня с поднимающимся полом в купели для того, чтобы можно было в ней крестить как младенцев, так и взрослых».
Известна миссионерская деятельность Покровской церкви Санкт-Петербургского Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. Из притвора нижней церкви прихожане попадали в первую половину церкви – трапезную, далее – в среднюю алтарную часть или собственно церковь – помещение невысокое, освещаемое сквозь окна на южной и северной стене. На южной стороне три арочных проема, с более высоким посредине. Симметрично, на северной стороне, – три прямоугольных оконных проема, вписанные в полуциркульную нишу.
Массивные пилоны соединены широкими подпружными арками. В средней части – сомкнутый свод с распалубками, в боковых нефах – коробовые своды с распалубками. Пол каменный, из путиловской плиты, уложенный по диагонали в средней части храма. «…Иконостас нижней церкви – деревянный (дубовый). В иконостасе 11 икон на холсте. Иконы для этого храма были написаны в 1892 году известным иконописцем князем Г.Г. Гагариным. Стены внутри храма оштукатурены и покрашены масляной краской, полы – деревянные. Престол мраморный». Этим ограничиваются исторические сведения по нижнему храму. В описи церковного имущества имеются также сведения о предметах культа и обстановки.
Иконостас нижней церкви не сохранился.
8 июня 1913 года был освящен новый придел в верхней церкви – во имя Всех Святых, а 20 января того же года освящен мраморный престол в нижнем храме.
Традиционную объемно-пространственную композицию здания церкви архитектор Никонов Н.Н. выстроил по симметричной схеме с постановкой по продольной оси церкви высокой шатровой колокольни и крупного четверика с пятиглавием над основным ядром церкви.
Два композиционных элемента один – колокольня, работает, в основном, на композицию западного фасада и группирует вокруг себя необходимое сопровождение – притворы нижней и верхней церквей, составляющих с ней и уравновешенную и симметричную композицию, другой – главнейший композиционный элемент – четверик с пятиглавием – является главной доминантой южного фасада, которая образует ассиметричную композицию из нарастающих к востоку архитектурных масс. Кульминацией этой композиции является центральный купол пятиглавия.
Этим приемом архитектор хотел подчеркнуть значение основного объема главной, верхней церкви храма Покрова Богородицы. Ограниченный шириной участка, архитектор не имел возможности отобразить в форме плана его традиционное членение и поэтому решает его в виде вытянутого прямоугольника, включающего в себя все части.
Фасады Покровской церкви отличала богатая отделка, лепной декор, яркий цвет. Они поражали своей живописностью, ажурным рельефом деталей.
В декоративном убранстве стен, в формах венчающих частей здания преобладали приемы средневекового русского зодчества. Архитектор, несомненно, учитывал наиболее выгодную для здания церкви точку обзора – на юго-западный угол. Поэтому он выделил его архитектурной обработкой фасадов, сделав акцент на южном фасаде, так как наличие свободного пространства перед ним позволяло показать его полностью.
Южный фасад по своему значению стал восприниматься как главный. Основная архитектурная тема обработки фасадов – аркада особенно звучит на южном фасаде. Она украшает барабаны куполов, в виде широкого декоративного фриза охватывает фасады западных углов притворов и четверика. Арочный мотив звучит и в аркатурном фризе антаблемента и в формах кокошников, украшающих парапет. Если аркада – тема верхнего этажа, то в нижнем – это арочное окно в разных сложных композициях.
Колокольня – наиболее сильный композиционный признак западного фасада.
Высокий, с крутыми гранями шатер прорезан «слухами» в двух уровнях и завершен небольшим куполом на узком барабане. Он поставлен на восьмигранную звонницу, оформленную декоративной аркадой из чередующихся глухих и сквозных арочных проемов. Переход от нее к шатру украшен тремя рядами кокошников – килевидными, полукруглыми трехлопастными.
Если архитектоника центральной части западного фасада связана с колокольней и поэтому имеет вертикальную композицию, то боковые его части, решенные симметрично, зрительно образуют фасады южного и северного «приделов», каждый из которых имеет композиционным центром свой граненый шатер, их венчающий.
Одновременно южный из них является гранью юго-западного угла здания и поэтому имеет аналогичную композицию на южном фасаде храма. Таким же приемом архитектор решает фасады угловых объемов притвора верхней церкви, выходящих вторым планом на западный фасад и увенчанных куполами на высоком барабане. Притвор нижней церкви включает в себя и основание колокольни и трактованные как приделы, боковые его части по обе стороны колокольни.
К сожалению, не обнаружены исторические изображения восточного и северного фасадов. Изучение их композиции и архитектурного оформления производилось на основании исследования здания в натуре. Восточный фасад имеет симметричную осевую композицию и трехчастное деление. Северный фасад по своей композиции должен быть симметричен южному. Об этом можно судить как по хорошо, так и фрагментарно сохранившимся деталям его декора, которые при всем кажущемся их разнообразии повторяются в различной интерпретации и масштабе.
При этом есть устойчивые формы, характерные для всех фасадов, изменяется только их трактовка. Так, например, архивольт опирается или на узкий пульван-прокладку (наличники окон второго этажа основного объема и аркад, оформляющих звонницу и барабаны куполов) или на импост, переходящий в гофрированный фриз (аркада четверика). Архивольт в виде цельнотянутого вогнутого профиля с плоским дном переходит непосредственно в капитель в наличниках, оформляющих полуциркульные окна ризницы верхней церкви на южном фасаде, в килевидных наличниках сложных окон в прясле закомары и угловых нишах западного и южного фасадов боковых «приделов».
Обращает на себя внимание широкое применение кокошника – излюбленной детали оформления фасадов в московской архитектуре XVII века. Крупный декоративный кокошник акцентирует основные осевые композиции фасадов Покровской церкви. Кокошниками оформлены венчающие части здания: парапеты, декоративные фронтоны.
Они украшают основания барабанов куполов и шатра колокольни, их формы разнообразно и гармонично сочетаются с ритмом арочных проемов фасадов.
Покровская церковь решена в том стиле, который в архитектуре модерна назван «русским» или псевдорусским с характерным для него стилизаторством под древнерусскую архитектуру, использование таких ее форм, которые должны были ассоциироваться с далекой историей русского православия. Н.Н. Никонов, создавая архитектурный образ Покровской церкви, стремился в ее облике выразить те характерные особенности, которые были присущи архитектуре храмов допетровского периода.