Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Фотоархив института археологии РАН. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.
Церковь во имя Покрова Богородицы – Братский храм Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы (Боровая ул., дом 52) построена в1890 – 1897 гг. по проекту архитектора Н.Н. Никонова.
Здание Покровской церкви является памятником архитектуры конца XIX столетия, построенного в «русском стиле» – направлении, распространенном в русской архитектуре второй половины XIX века. История храма достаточно скромно освещена в опубликованных источниках кон. XIX – XX вв. – как в изданиях православной церкви, так и в светской периодической печати.
Немногочисленные документы по истории строительства церкви выявлены в Российском государственном историческом архиве и Центральном историческом архиве Санкт-Петербурга. Лишь в некоторой степени они могут быть дополнены сведениями, подчерпнутыми из отчетов о деятельности Санкт-Петербургского епархиального Братства выступившего «заказчиком» проекта храма.
Материалы этих отчетов хранятся в научной библиотеке Российского государственного исторического архива и в Российской национальной библиотеке.
Документы советского периода представлены копиями генерального и поэтажных планов здания 1950-х гг., хранящимися в архиве ПИБ Фрунзенского района.
О первоначальном облике церкви Покрова Богородицы на Боровой улице 52, можно судить лишь по двум известным фотографиям начала ХХ века (до 1910 года) и чертежу храма, помещенному в журнале «Русский паломник» за 1905 год.
Для осуществления своей деятельности Братству были необходимы свои учреждения, поэтому в состав проекта кроме храма вошли также: дом для проведения общих собраний и спевок хора – так называемый Братский дом, помещения для церковно-приходской школы и хранения печатной продукции. Позднее, на участке, принадлежащем Братству, по проекту архитектора В.Н. Боброва был построен «двухэтажный торгово-жилой каменный флигель».
Данные изображения являются единственными документами, относящимися к указанному периоду времени.
Так как проектные чертежи по зданию Покровской церкви при проведении исследовательских работ выявлены не были, общее представление о планировке храма могут дать инвентарные поэтажные планы 1951 года.
Следует отметить, что в 1989 и в 1998 гг. по дому СПб. Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы (Боровая ул., 52а) и по зданию церкви (Боровая ул., 52б), были составлены историко-архитектурные паспорта, которые в настоящее время хранятся архиве Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
Кроме того, в 1992 году научным сотрудником Института «Ленпроектреставрация» Г.К. Старицыной была составлена историческая справка по зданию Покровской церкви, дополненная в 2015 году (специалистами того же института) новыми иконографическими материалами, касающимися внутреннего убранства церкви с изображениями иконостаса для верхнего храма церкви Покрова Богородицы, копия которого находится в Чехии, в храме Св. Владимира в Марианске – Лазне.
Впервые планировка участка расположения церкви Покрова Богородицы и его первый исторический адрес: – Каретная часть, 3 квартал, Боровая улица, № 496, зафиксированы в Атласе Столичного города Санкт-Петербурга 1798 года.
На плане Шуберта 1828 года рассматриваемый участок, на Боровой улице, имел № 438. Его планировка в это время, в основном, оставалась прежней.
На плане квартала Каретной части в «Атласе 13 частей Санкт-Петербурга», составленном Н. Цыловым в 1848 году, место будущей постройки церкви отмечено под № 53. Этот участок, принадлежавший Козловой и Новосадовой, по Средней улице значился под № 20, в это время левая сторона Боровой улицы была нечетной, она стала четной лишь в 1870 году.
Планировка и застройка данного участка отражена и на «Плане двора, принадлежащего ямщику Ивану Козлову Каретной части под № 59» впоследствии перешедшего во владение Церкви во имя Покрова Богородицы.
Каретная часть была переименована в Александро-Невскую в 1868 году. Тогда же Средняя улица получила название Воронежской. В 1889 году часть участка под № 50, выходящая на Боровую улицу, перешла к петербургскому мещанину Сергею Николаевичу Слепяну.
Совету Братства построить храм в районе Боровой улицы предложил С.Н. Слепян и для этой цели он пожертвовал участок земли под № 52, рядом со своим домом на уч.№50. Он же организовал сбор необходимых средств, жертвователями которых стали как фабриканты, так и рабочие окрестных предприятий, а также жители ближайших кварталов.
Разработка проекта Братского храма был поручена архитектору Н.Н. Никонову, который исполнил первоначальный эскизный вариант №2 храма, датированный 16/IV-1889 г.
Судя по предложенному эскизу, архитектором первоначально был выполнен предварительный заказ Братства на проект однопрестольного (поэтому одноэтажного), храма с престолом Покрова Пресвятой Богородицы. Но так как идея создания храма, отражающего деятельность Братства, совпала с желанием жителей и рабочих района Боровой улицы иметь свой храм, то братчики решили объединиться с ними в возведении общей церкви – двухпрестольной и объединить в одном здании две церкви: внизу – во имя великомученика Вонифатия – покровителя трезвенников, вверху – главный храм – во имя Покрова Богородицы.
Поэтому, видимо, здание было решено проектировать двухэтажным. Вследствие чего архитектором был предложен другой вариант, одобренный Братством. После утверждения эскиза, арх. Н.Никонов приступил к разработке проекта храма. Второй эскиз, как и проект, обнаружить не удалось.
Из ходатайства Санкт-Петербургского митрополита «О сооружении каменного братского храма по имя Пресвятой Богородицы на Боровой улице Александро-Невской части С. Петербурга», поданного 15 марта 1890 года министру внутренних дел известно, что С. Слепян пожертвовал в собственность братства участок земли в 224 ¾ квадратных сажени, находящийся в Александро-Невской части 3-го участка по Боровой улице под № 50/52, и что Братство ходатайствует «о разрешении соорудить на том участке Братский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, согласно составленным архитектором Никоновым плану и проектам».
Разрешение на строительство было согласовано в технико-строительном комитете 14 мая 1890 года и утверждено государем 24 мая 1890 года место расположения здания церкви в выкопировке из генплана города. На увеличенном фрагменте этого чертежа впервые показана условная планировка церковного участка с двумя зданиями: церкви и расположенного за ней молитвенного дома.
Следующим этапом утверждения проекта явилось рассмотрение его в технико-строительном комитете МВД, в результате которого проект за № 833 был одобрен 30 мая 18890г. Из записей журнала вышеуказанного комитета за № 168 от 17 мая 1890 года известно, что сообщение о положительном решении вопроса о строительстве церкви, а также чертежи проекта на семи листах были отосланы прокурору Святейшего Синода, т.е. Победоносцеву. Кроме этого упоминания о проекте, никаких его следов и графических материалов обнаружено не было. Победоносцев являлся почетным членом Совета Братства, поэтому в его лице Совет Братства получил проект для передачи в свой строительный комитет для производства работ, (что также соответствует требованиям указанных «общих строительных правил»).
После окончания постройки церкви проект мог оказаться в архиве Братства, который в настоящее время утрачен. Как отмечалось выше, несохранившийся проект храма содержал 7 чертежей. Храм был запроектирован двухэтажный на 1000 человек, при нем должна была быть каменная часовня, помещение для религиозных бесед и спевок и церковно-приходская школа для рабочих и детей.
10 июня 1890 года была совершена торжественная закладка храма. В строительстве храма деятельное участие принимал архитектор Н.Н. Никонов. В отчетах строительного комитета Братства имеются суммы счетов на отдельные виды работ и поставку материалов, позволяющие установить производивших их подрядчиков и поставщиков. Так, например, кирпич поставлялся Г. Егоровым, плотничьи работы производил подрядчик Ефимов, штукатурные – Плутавин, печные – Воронов, слесарные – Киянин, столярные работы – Бесчастный И.Я.
Колокола изготовлялись на литейном заводе Орлова. Постройка здания церкви «вчерне» было закончено уже в 1891 году, в 1892 году началась его отделка снаружи и внутри. Из отчетов СПб. Епархиального братства известно, что в том же году на всех девяти куполах были поставлены кресты.
12 октября 1893 года состоялось освящение церкви в нижнем этаже братского храма во имя святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников.
Верхняя – главная церковь в честь праздника Покрова Богородицы к этому времени была еще не готова; ее освящение предполагалось произвести в мае месяце». Однако работы по отделке интерьеров верхней церкви растянулись на долгие годы. По-видимому, не хватало средств, так как 31 октября 1893 года один из членов Братства – член строительного комитета И.В.Кожевников решил взять на себя расходы по этим работам, которые составляли сумму в 20 тысяч рублей. В число этих работ входили стенные росписи и изготовление и установка майоликового иконостаса, заказанного фарфоровой фирме Кузнецова.
Работы по отделке верхнего храма продолжались в 1894/95 годах. По-прежнему активное участие в них принимал архитектор Н.Н. Никонов, который дважды в апреле 1895 года ездил в Москву в командировку по поручению Братства. Фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий, принадлежащая М.С.Кузнецову, находилась в селе Вербилки Дмитриевского уезда Московской области. Возможно, что поездка архитектора была связана с исполнением иконостаса для Братского храма.
Вероятно, иконостас, как и росписи стен храма, выполнялись по эскизам самого архитектора, как это делалось неоднократно и ранее, например, иконостас для Сампсониевской церкви на поле Полтавской битвы, иконостас для посольской церкви в Буэнос-Айресе и др., фрески для Пантелеймоновского собора Афонского монастыря совместно с художниками А.В. Серебряковым и М.В. Маловым.
Впервые керамический иконостас архитектора Н.Н. Никонова был представлен на Всероссийской промышленной и художественной вставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Он получил высокую оценку современников.
Мировую известность керамические иконостасы получили на Всемирной выставке 1900г. в Париже. Иконостас, представленный на выставке, был исполнен в форме трехглавой церкви стиля Василия Блаженного в Москве. Основной сбыт иконостасы находили в пределах Российской империи. География их установки охватывает губернии центральной и южной России, восточной Украины. Достаточно много иконостасов на компактной территории установлены в современных Воронежской, Белгородской областях. Краснодарском и Ставропольском краях. Известно, что керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова были установлены в 74 населённых пунктах. Реально их могло быть больше. Заказ часто включал не один, а несколько иконостасов – по числу приделов храма, а также фаянсовые киоты и подсвечники.
В 1895/96 гг. полностью было завершено и декоративное оформление фасадов здания. Силуэт Покровской церкви с высокой колокольней стал выразительной доминантой в перспективе Боровой улицы, а ее живописный, нарядный облик окрасил скучное однообразие окружающей застройки.
Из отчета Братства известно, что 9 марта 1897 года произошло торжественное освящение главного, верхнего храма братской церкви – во имя Покрова Богородицы.
Некоторые представления о строительства храма можно почерпнуть из рапорта причта и старосты церкви в консисторию о ремонте здания храма в 1903 году, когда возникла необходимость в дополнительных работах. Среди них значатся следующие: «На храме переменены цепи у крестов». «…1. цепи пришлось переменить не у 8, а у всех 9 крестов на храме, в видах большой прочности цепи поставлены медные, а не железные. 2. глазомер оказался ошибочным: цепей пошло не около 60 саж., как рассчитывали, а целых 86 ½ саж.
Во время работы по переменам цепей обнаружилось обстоятельство, потребовавшее непредвиденного расхода: под двумя крестами шары оказались с верхней стороны совершенно истлевшими; один из них давал течь, от каково портилась штукатурка и живопись на одной из внутренних стен храма. Не один раз уже приходилось производить в этом месте исправления, причем причина порчи оставалась доныне невыясненной. Оба шара с шейками сделаны новые – из красной меди. Наконец тоже во время самих работ ремонтных уже обнаружилось необходимость произвести исправления и церковной крыши. Так были покрашены масляной краской все детали, подверженные внешним влияниям и ранее выкрашенные клеевой краской: карнизы, колонки, колокольня, семь куполов и т.п. Произведена внутренняя штукатурка и окраска масляной краской «часовни, что под церковью».
В 1910 году была произведена страховая оценка здания, в которой указывалось, что при СПб. Братскому Покровского храма «что на Боровой ул. 3-го благочинного округа СПб. при осмотре строений оказалось: что названному храму принадлежат следующие строения:
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы – каменная, на цоколе из путиловской плиты снаружи и внутри оштукатурена и покрашена снаружи клеевой и внутри – масляной краской; крыши покрыты железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви, считая и колокольню с алтарем, 16,67 саж., наибольшая ширина – 9 саж. На церкви имеется одна большая глава и 8 малых. Окон больших – 2 шт., малых – 73 шт. Дверей наружных створчатых – 9 шт.
Иконостасы: Нижней церкви – деревянный длиною 9 ¼ арш.; высотою – 3 ½ арш. (оценка 400 руб.). Верхней церкви – фарфоровый – длиною 9 арш. и высотою 5 ½ арш. (оценка 2500 руб.). Церковь отапливается двумя калориферными печами.
Колокольня – в 4 яруса; общею высотою до верха карниза – 14 саж. К церкви с северной стороны примыкает чужой каменный 4х этажный дом.
Исходя из имеющихся двух фотографий, купола церкви были раскрашены в «шахматную доску» и были выполнены из железа, а шатры над двумя боковыми «приделами» могли быть покрыты разноцветной черепицей.
Исторические сведения об интерьерах церкви немногочисленны. Источниками их являются немногочисленные документы: отчеты, страховая оценка и опись церковного имущества, рукопись которой, хранящаяся ЦГИА СПб.
Вот что сказано о Покровском храме в сообщении об его освящении в газете «Неделя строителя» № 11 за 1897 год: «…Храм сооружен в русском стиле и тот же стиль выдержан во внутреннем убранстве. Особенно красив иконостас, исполненный из цветной майолики на одной из известных фарфоровых фабрик».
В нижнем этаже находилась церковь с престолом во имя великомученика Вонифатия.
В притворе справа была устроена отдельная крещальня с поднимающимся полом в купели для того, чтобы можно было в ней крестить как младенцев, так и взрослых».
Известна миссионерская деятельность Покровской церкви СПб Епархиального братства. Из притвора нижней церкви прихожане попадали в первую половину церкви – трапезную, далее – в среднюю алтарную часть или собственно церковь – помещение невысокое, освещаемое сквозь окна на южной и северной стене. На южной стороне три арочных проема, с более высоким посредине. Симметрично, на северной стороне, – три прямоугольных оконных проема, вписанные в полуциркульную нишу.
Массивные пилоны соединены широкими подпружными арками. В средней части – сомкнутый свод с распалубками, в боковых нефах – коробовые своды с распалубками. Пол каменный, из путиловской плиты, уложенный по диагонали в средней части храма. «…Иконостас нижней церкви – деревянный (дубовый). В иконостасе 11 икон на холсте. Иконы для этого храма были написаны в 1892 году известным иконописцем князем Г.Г. Гагариным. Стены внутри храма оштукатурены и покрашены масляной краской, полы – деревянные. Престол мраморный». Этим ограничиваются исторические сведения по нижнему храму. В описи церковного имущества имеются также сведения о предметах культа и обстановки.
Верхняя церковь хорошо освещалась окнами четверика со световым барабаном, а также с северной и южной стороны – большими окнами с витражами. Особенно большое впечатление производил на современников интерьер верхнего храма. Поражало обилие света, который дают множество окон, росписи, сплошь покрывающие стены: «Внутренние стены храма на всем их протяжении украшены росписями, подражательными росписям древних русских храмов и древних боярских палат (ростовских)».
Иконостас был цветной майоликовый, изготовленный фарфоровой фирмой Кузнецова в 1895-1896 гг., из того же материала изготовлены и малые киоты в нишах и под арками здания, Полы – мозаичные. Их выстилка выполнена братьями Бота. Всходы на солею были мраморные. Мозаичный пол сохранился.
В верхней церкви был главный престол храма – во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
8 июня 1913 года был освящен новый придел в верхней церкви – во имя Всех Святых, а 20 января того же года освящен мраморный престол в нижнем храме.
Традиционную объемно – пространственную композицию архитектор строит по симметричной схеме с постановкой по продольной оси церкви высокой шатровой колокольни и крупного четверика с пятиглавием над основным ядром церкви.
Два композиционных элемента один – колокольня, работает, в основном, на композицию западного фасада и группирует вокруг себя необходимое сопровождение – притворы нижней и верхней церквей, составляющих с ней и уравновешенную и симметричную композицию, другой – главнейший композиционный элемент – четверик с пятиглавием – является главной доминантой южного фасада, которая образует ассиметричную композицию из нарастающих к востоку архитектурных масс. Кульминацией этой композиции является центральный купол пятиглавия.
Этим приемом архитектор хотел подчеркнуть значение основного объема главной, верхней церкви храма Покрова Богородицы. Ограниченный шириной участка, архитектор не имел возможности отобразить в форме плана его традиционное членение и поэтому решает его в виде вытянутого прямоугольника, включающего в себя все части.
Фасады Покровской церкви отличала богатая отделка, лепной декор, яркий цвет. Они поражали своей живописностью, ажурным рельефом деталей.
В декоративном убранстве стен, в формах венчающих частей здания преобладали приемы средневекового русского зодчества. Архитектор, несомненно, учитывал наиболее выгодную для здания церкви точку обзора – на юго-западный угол. Поэтому он выделил его архитектурной обработкой фасадов, сделав акцент на южном фасаде, так как наличие свободного пространства перед ним позволяло показать его полностью.
Южный фасад по своему значению стал восприниматься как главный. Основная архитектурная тема обработки фасадов – аркада особенно звучит на южном фасаде. Она украшает барабаны куполов, в виде широкого декоративного фриза охватывает фасады западных углов притворов и четверика. Арочный мотив звучит и в аркатурном фризе антаблемента и в формах кокошников, украшающих парапет. Если аркада – тема верхнего этажа, то в нижнем – это арочное окно в разных сложных композициях.
Колокольня – наиболее сильный композиционный признак западного фасада.
Высокий, с крутыми гранями шатер прорезан «слухами» в двух уровнях и завершен небольшим куполом на узком барабане. Он поставлен на восьмигранную звонницу, оформленную декоративной аркадой из чередующихся глухих и сквозных арочных проемов. Переход от нее к шатру украшен тремя рядами кокошников – килевидными, полукруглыми трехлопастными.
Если архитектоника центральной части западного фасада связана с колокольней и поэтому имеет вертикальную композицию, то боковые его части, решенные симметрично, зрительно образуют фасады южного и северного «приделов», каждый из которых имеет композиционным центром свой граненый шатер, их венчающий.
Одновременно южный из них является гранью юго-западного угла здания и поэтому имеет аналогичную композицию на южном фасаде храма. Таким же приемом архитектор решает фасады угловых объемов притвора верхней церкви, выходящих вторым планом на западный фасад и увенчанных куполами на высоком барабане. Притвор нижней церкви включает в себя и основание колокольни и трактованные как приделы, боковые его части по обе стороны колокольни.
К сожалению, не обнаружены исторические изображения восточного и северного фасадов. Изучение их композиции и архитектурного оформления производилось на основании исследования здания в натуре. Восточный фасад имеет симметричную осевую композицию и трехчастное деление. Северный фасад по своей композиции должен быть симметричен южному. Об этом можно судить как по хорошо, так и фрагментарно сохранившимся деталям его декора, которые при всем кажущемся их разнообразии повторяются в различной интерпретации и масштабе.
При этом есть устойчивые формы, характерные для всех фасадов, изменяется только их трактовка. Так, например, архивольт опирается или на узкий пульван-прокладку (наличники окон второго этажа основного объема и аркад, оформляющих звонницу и барабаны куполов) или на импост, переходящий в гофрированный фриз (аркада четверика). Архивольт в виде цельнотянутого вогнутого профиля с плоским дном переходит непосредственно в капитель в наличниках, оформляющих полуциркульные окна ризницы верхней церкви на южном фасаде, в килевидных наличниках сложных окон в прясле закомары и угловых нишах западного и южного фасадов боковых «приделов».
Обращает на себя внимание широкое применение кокошника – излюбленной детали оформления фасадов в московской архитектуре XVII века. Крупный декоративный кокошник акцентирует основные осевые композиции фасадов Покровской церкви. Кокошниками оформлены венчающие части здания: парапеты, декоративные фронтоны.
Они украшают основания барабанов куполов и шатра колокольни, их формы разнообразно и гармонично сочетаются с ритмом арочных проемов фасадов.
Покровская церковь решена в том стиле, который в архитектуре модерна назван «русским» или псевдорусским с характерным для него стилизаторством под древнерусскую архитектуру, использование таких ее форм, которые должны были ассоциироваться с далекой историей русского православия. Н.Н.Никонов, создавая архитектурный образ Покровской церкви, стремился в ее облике выразить те характерные особенности, которые были присущи архитектуре храмов допетровского периода.
******
Здания церкви Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Боровой, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства Российской Федерации № 527 от 10 июля 2001 г.