Рукоположение Сергия Николаевича Слепяна во священника
5 апреля (24 марта по старому стилю) приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, вспоминает одно из знаменательных событий, непосредственно связных с историей храма Покрова Пресвятой Богородицы.
В этот день, 133 года назад, было произведено рукоположение во священника, одного из основателей и первого священника Покровской церкви на Боровой улице Сергия Николаевича Слепяна.
О событиях, предшествующих рукоположению Сергия Слепяна во священника, очень выразительно и красноречиво повествуют Церковные ведомости при Святейшем Правительственном Синоде от 3 июля 1893 года за № 27, которые приводятся ниже.
«На Боровой улице, за Обводным каналом, под руководством Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, сооружен новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Внешний вид храма весьма красив, внутренняя же отделка его еще не окончена. Возникновение этого храма произошло при следующих обстоятельствах.
Десять лет тому назад (1883 году) в контору ново-бумагопрядильной фабрики, по Обводному каналу, поступил бухгалтером Санкт-Петербургский мещанин Сергей Николаевич Слепян, который, видя скудное религиозное и нравственное развитие местных обывателей, состоящих исключительно из фабричных и заводских рабочих, а потому приверженных более к разгулу и разврату, чем к благочестию, стал уговаривать некоторых, более степенных, знакомых ему рабочих бросить богопротивные поступки.
Для чего Сергий Слепян по праздникам, начал приглашать к себе на квартиру и поучать фабричных рабочих и служащих благочестивой жизни, разъясняя им Священное Писание, читал поучения святых отцов Церкви и другие душеполезные книги. Приглашаемые вскоре полюбили эти беседы, так что уже сами стали напрашиваться и в будние дни по вечерам провести время за добрым делом. При чем, некоторые каждый раз приводили с собой товарищей-новичков.
Таким образом, круг слушателей Сергия Слепяна постоянно расширялся, и в короткое время число желающих присутствовать на этих беседах не могло вместиться в квартире наставника. Тогда прилежные слушатели общими усилиями сняли отдельную квартиру специально для поучения и духовных бесед, некоторые пожертвовали иконы, другие – лампады, подсвечники и проч. Установили определенное время для собраний – три раза в неделю (воскресенье, среду и пятницу). При этом, зала новой читальни могло вместить до 300 человек. Но через год, однако, и это помещение оказалось мало по причине более возрастающего количества слушателей.
Встал вопрос о необходимости поиска нового помещения.
При помощи директора бумагопрядильной фабрики А. А. Говарда, англичанина, который взялся отпускать ежемесячно, по 20 руб. на квартиру, было снято помещение для читальни вместимостью до 600 человек.
“Низенькое, темное помещение, освещенное лишь восковыми свечами и лампадами, переполнено слушателями простолюдинами. В воздухе жарко, со всех пот льёт градом, но никто не шевельнется; часто подавляя кашель или вздох, слушатель старается не проронить ни одного слова речи. Беседа же ведется задушевно, простым, безыскусственным языком: метко и рельефно обрисовываются в ней людские недостатки, пороки и греховные наклонности… Но вот случится перерыв беседы, или даже конец, все присутствующие, как один человеку поют молитвы, тропари и другие церковные песнопения. Искренне, усердно и от души вылетает у каждого молитвенный звук, все проникаются молитвенным настроением”…
Вскоре к трудам Сергия Николаевича примкнули многие проповедники, такие, как преосвященный Антоний, епископ Выборгский, архимандрит Антоний (Храповицкий), иеромонахи Арсений, Тихон, священник Ф. Орнатский и другие.
В 1888 году была задумана постройка местного храма, для чего и установили сбор. Таким образом дело проповедничества в последней частной квартире продолжалось до половины 1889 года. К этому времени денег, собранных на постройку храма, накопилось около шести тысяч рублей.
Образовался комитета по постройке храма под председательством тайного статского советника В. К. Саблера, и в августе 1889 же года были начаты строительные работы. Местные фабриканты: Говард, Жуков Кожевников вдова М. П. Блажина пожертвовали на это дело довольно крупные суммы, бедняки богомольцы также посильно внесли свои лепты.
Одновременно с началом, работ по постройке храма, во дворе его был построен деревянный молитвенный дом, в котором затем и проводились беседы.
В ноябре 1890 года, с разрешения блаженной памяти высокопреосвященного Исидора, дом этот был освящен под временную церковь с походным престолом н жертвенником, в которой и по настоящее время отправляются все богослужения.
Положивший начало этому доброму делу С. Н. Слепян с 24 марта 1891 года состоит в сане священника и еще с большим усердием продолжает начатое дело распространения слова Божия, и не только среди православных, но и иноверцев, которых с апреля 1891 года по 1 января 1893 г. присоединено к православной Церкви 193 чел., из них евреев—128 чел., лютеран — 32 чел., раскольников—12 чел., католиков—10 чел., магометан—4 чел., молокан —2 чел., 2 протестантки, 1 англиканка и 1 униат.
В этой церкви уже неоднократно происходили православные богослужения для иноверцев на понятных для них наречиях. Часто также бывали и собеседования со старообрядцами известных миссионеров. В будущем, после освещения постоянного каменного храма деятельность его, еще более расширится. Храм этот будет двухэтажный. При церкви будет церковно-приходская школа для рабочих и их детей».
В дальнейшем, как мы уже знаем 24 октября (12 октября по ст. ст.) 1893 года было совершено освящение церкви в нижнем этаже Братского храма во имя святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников. А через несколько лет, 21 марта (9 марта по ст.ст) 1897 года в торжественной обстановке преосвященным Назарием, председателем Братства был освящен главный престол, верхней церкви Братского храма во имя Покрова Богородицы.
После открытия каменного храма в 1897 году, в здании Молитвенного дома размещалась церковно-приходская школа, которая сгорела 25 января (13 января по ст.ст.) 1898 года.
Данное обстоятельство послужило толчком к строительству многофункционального братского дома.
Более подробно о истории храма вы можете ознакомиться на страницах и рубриках сайта церкви Покрова Пресвятой Богородицы.