РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Образование общества трезвости во имя святого мученика Вонифатия

134 года назад, 17 марта (5 марта по ст.ст.) 1890 года, было образовано общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия.

Храмовая икона Святого Мученика Вонифатия с частицей мощей

Храмовая икона Святого Мученика Вонифатия
с частицей мощей

Первые члены этого Братства были записаны 5-го марта 1890 года.

Инициатором создания общества трезвости во имя святого мученика Вонифатия, был один из основателей и первый священник братской Покровской церкви Санкт-Петербургского Православного Братства по имя Пресвятой Богородицы, Сергий Николаевич Слепян.

отец Сергий Николаевич Слепян

отец Сергий Николаевич Слепян

В церковных ведомостях, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде за 1890 год № 11 на стр. 371 говорилось об открытии общества трезвости:

«5 марта, в 8 часов вечера, в молитвенном доме, что на Боровой улице, возле фабрики Говарда, состоялось открытие «Общества трезвости». Почин этого благодарного дела принадлежит доценту Санкт-Петербургской духовной академии иеромонаху Антонию и бухгалтеру фабрики С.Н. Слепяну.

Открытие началось при многочисленном стечении народа и речью о. Антония о вреде пьянства и гибельных последствиях его.

По окончании речи, которая произвела на присутствующих сильное впечатление, о. Антоний, при участии трех студентов духовной академии – священника Владимира Попова, иеромонаха Климента и иеродиакона Германа совершил молебен святому Вонифатию, избранному покровителю общества, с водоосвящением, причем освящена была и икона святого угодника. В завершении молебна присутствующий народ прикладывался ко святому кресту, окормляемый святою водою. Ново учреждённое общество состоит пока из 25 человек.

Антоний (Храповицкий) 17.3.1863 – 10.8.1936. Первоиерарх РПЦЗ 19.11.1920 – 10.8.1936Митрополит Киевский и Галицкий 30.5.1918 – декабрь 1927 Ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии 1890 Доцент Петербургской Духовной Академии 1888 – 1890

Антоний (Храповицкий) 17.3.1863 – 10.8.1936. Первоиерарх РПЦЗ 19.11.1920 – 10.8.1936
Митрополит Киевский и Галицкий 30.5.1918 – декабрь 1927
Ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии 1890
Доцент Петербургской Духовной Академии 1888 – 1890

Нельзя не приветствовать этого отрадного явления – учреждения благотворительного общества трезвости среди темного фабричного люда, который как известно, наиболее предается пороку пьянства».

Разрыв между текстом

С 1882 года Сергий Слепян работает старшим конторщиком на «Новой бумагопрядильне» братьев Говард – крупной прядильно-ткацкой фабрике, в советское время носившее имя революционера Анисимова.

Район Петербурга, в котором находилась «Новая бумагопрядильня», изобиловал фабриками и заводами, и поэтому был населен рабочими, среди которых было распространено безверие, пьянство и разврат.

Новая бумагопрядильня (Новая бумагопрядильная мануфактура) 1846 – 1921 года. Фото начало XX века

Новая бумагопрядильня (Новая бумагопрядильная мануфактура) 1846 – 1921 года. Фото начало XX века

Наблюдая нравственный упадок среди рабочих своей фабрики, Слепян, познакомившись с некоторыми наиболее степенными рабочими, постарался повлиять на них так, чтобы они оставили поступки, несовместимые с христианской верой.

Распространение наркотиков, алкоголизм, табакокурение и махоркокурение всегда активно осуждалось и осуждается христианскими священнослужителями многие века.

Желая отрезвить рабочий народ от пристрастия к вину, Сергий Слепян  устраивает общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия, служит водосвятные молебны, совершает с трезвенниками Крестные Ходы: в Сергиеву Пустынь, Колпино и на Валаам, а также устраивает почти каждый месяц собрания трезвенников, с чаепитием, собеседованиями с ними о трезвой жизни и пением духовных песнопений.

Для общества трезвости требовался свой храм. Рабочие «Новой бумагопрядильни» стали собирать средства на постройку собственного храма против фабрики. Это начинание решились финансировать некоторые богатые люди, в том числе и сами хозяева «Новой бумагопрядильни» Говарды, как никто заинтересованные в искоренении пьянства среди рабочих фабрики.

Одновременно Санкт-Петербургскому Епархиальному Братству во имя Пресвятой Богородицы, также требовался свой храм.   Идея создания храма, отражающего деятельность Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, совпала с желанием жителей и рабочих «Новой бумагопрядильни» района Боровой улицы иметь свой храм, то братчики решили объединиться с ними в возведении общей двух престольной церкви и объединить в одном здании две церкви: внизу – во имя великомученика Вонифатия – покровителя трезвенников, вверху – главный храм – во имя Покрова Богородицы.

После того, как  30 мая 1890 года был утвержден проект церкви, на участке, отведенном под строительство Покровской церкви на Боровой улице, был построен небольшой деревянный Молитвенный дом, который должен был служить временной церковью при постройке братского храма и помещением для проведения религиозно-нравственных бесед.

Молитвенный дом был построен также по проекту архитектора Николая Никитича Никонова.

24 ноября 1889 года Молитвенный дом был освящен и превращен во временную церковь, а 3 марта 1890 года при нем было основано Общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия.

Сергий Слепян, одновременно занимается и литературными трудами, предназначенными для отрезвления народа. Наиболее существенные из этих проповедей с учетом содержания излагаемого, многократно издававшиеся в Санкт-Петербурге, а также и в Москве, проповеди – «О пьянстве», «О табаке», «Поучение против пьянства»; «Пьянство – окаянство».

Одной из главных сторон деятельности С.Н. Слепяна оставалась христианская миссия среди рабочих. Такого рода деятельность была тогда крайне редким явлением, несмотря на то что еще в 70-80-х годах Иоанн Кронштадтский практиковал широкую помощь рабочим и бедным н своём городе. По всей видимости С.Н. Слепян во многом руководился его примером, когда приступил к организации общества трезвости имени святого Вонифатия. Хотя официально это общество было предназначено только для борьбы за трезвость, оно на самом деле носило характер братства, где пьянству был противопоставлен дух древнехристианских общин. Он устраивал ежемесячные собрания рабочих за обеденным столом, беседовал с ними о жизни, совершал многолюдные крестные ходы к Петербургским святыням: Сергиевой пустыни, Валааму и т. п.

В январе 1893 года в братстве насчитывалось 400 человек. Оно находилось на виду, и его часто посещали различные именитые гости.

Хотя официально это общество было предназначено только для борьбы за трезвость, оно на самом деле носило характер братства, где пьянству был противопоставлен дух древнехристианских общин.

После завершения постройки каменного братского храма 12 октября 1893 года состоялось освящение нижней церкви во имя святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников.

Нижний храм в честь святого мученика Вонифатия

Нижний храм в честь святого мученика Вонифатия

Верхняя, главная церковь, в честь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена 9 марта 1897 года.

После открытия каменного храма, в здании Молитвенного дома размещалась церковно-приходская школа, которая сгорела 13 января 1898 года. Это обстоятельство послужило толчком к строительству многофункционального братского дома.

В 1898 году о. Сергий Слепян был переведен вторым священником в приход церкви Спаса Происхождения Честных Древ (Спасо-Бочаринской, на углу Симбирской и Тихвинской ул., ныне ул. Комсомола и ул. Михайлова; сейчас на этом месте разбит сквер).

С переводом о. Сергия, деятельность Вонифатьевского общества постепенно начала угасать, и уже к 1910 году не было столь популярно, как во времена управления братством о. Сергием Слепяном.

Между тем, после назначения 24 января (6 февраля) 1910 года Вениамина (Казанского) епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии и председателем Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, деятельность Вонифатьевского общества начало восстанавливаться.

Второе рождение общества состоялось 24 марта (11 марта по ст.ст.) 1912 года, в день памяти преподобной Марии Египетской (5 неделя Великого поста). В этот день, председатель Епархиального братства епископ Вениамин (Казанский) отслужил в верхней церкви литургию и молебен священномученику Вонифатию. В своем слове владыка «призвал благословение Божие на новое общество трезвости и указал на значение его в местном рабочем районе».

Со 2 января 1916 года (19 декабря по ст. ст.) Учитывая уменьшение употребления населением спиртных напитков, а также происходящие в обществе перемены и веяния, Вонифатьевское общество трезвости возродилось под именем Вонифатьевского Братства.

 

 

 

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление