РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню Димитриевской родительской субботы

«И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:29). Вот чем все кончится! Как реки текут каждая в свое море, так течение жизней наших приспеет, наконец, каждое в место по характеру своему. И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. 

Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие – дела мертвые и мертвящие. Живые дела те – которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию; мертвящие дела те – которые совершаются в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим. Мертвые дела – все, которые, хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении по каким-либо видам себялюбия. Бог – жизнь; то только и живо, в чем есть часть Его. И вот у кого только мертвые и мертвящие дела, тот прямо идет и в последний день изыдет на осуждение смерти; а у кого дела все живые, тот идет и в последний день изыдет на получение вечной жизни.

Святитель Феофан Затворник

 

1887 Саврасов А.К. "Сельское кладбище в лунную ночь"

1887 Саврасов А.К. “Сельское кладбище в лунную ночь”

Димитриевская родительская суббота Русской Православной Церковью совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского отмечаемого  8 ноября (26 октября по ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. В 2022 году Димитриевская родительская суббота совершается 5 ноября (23 октября по ст. ст.).

Димитриевская родительская суббота относится к Частным родительским субботам.

***

Из истории Димитриевской родительской субботы

Панихида Православная Церковь Пресвятой Богородицы на Боровой

В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.

Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV века, но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры первой половины XVI века предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую», в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 году, в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 года и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей начала XVII века.

Вне монастырей Димитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую родительскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 октября (старый стиль) содержится следующая запись второй половины XVII века: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго» (XVIII в.; Сочинения писателей-старообрядцев первой половины XVIII века).

В XVII веке Димитриевская родительская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Троицком Синодике XVII века выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской родительской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы благоверным князем Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI века и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что благоверный князь обращался к преподобному Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве), но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX веке.

Виктор Моторин Удар Засадного полка (Куликовская битва)

Виктор Моторин Удар Засадного полка (Куликовская битва)

Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX века, названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского».


«Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского»

Накануне субботы Дмитровской
В соборе святом Успенскиим
Обедню пел Киприян святой,
За обедней был Димитрей князь
С благоверною княгиней Евдокиею,
Со князьями ли, со боярами,
Со теми со славными воеводами.
Перед самой то было перед достойной
Перестал Димитрей князь молиться,
Ко столбу князь прислонился,
Умом князь Димитрей изумился;
Открылись душевные его очи,
Видит он дивное виденье:
Не горят свечи перед иконами,
Не сияют камни на златых окладах,
Не слышит он пения святого,
А видит он чистое поле,
То ли чисто поле Куликово.
Изустлано поле мертвыми телами,
Христианами да татарами:
Христиане-то как свечки теплятся,
А татары-то как смола черна.
По тому ль полю Куликову
Ходит сама Мать Пресвятая Богородица,
А за ней апостоли Господни,
Архангели-ангели святыи
Со светлыми со свещами,
Отпевают они мощи православных.
Кадит на них сама Мать Пресвятая Богородица,
И венцы с небес на них сходят.
Вопросила Мать Пресвятая Богородица:
«А где ж да князь Димитрей?»
Отвечает ей Петр апостол:
«А Димитрей князь в Московском граде,
Во святом Успенскиим соборе,
Да и слушает он обедню
Со своей княгиней Евдокией,
Со своими князьями-боярами,
Со теми ли со славными воеводами».
И рече Мать Пресвятая Богородица:
«Не в своем Димитрей князь месте,—
Предводить ему лики мучеников,
А его княгине в моем стаде».
Тут явление пропало,
Свечи во храме загорелись,
На окладах камни засияли.
Образумился князь Димитрей,
Да слезно он восплакнул,
Таково слово он промолвил:
«Ах, знать, близок час моей смерти!
Скоро буду в гробе я лежати,
А моей княгине быть в черницах!»
А на память дивного видения
Установил он Дмитровску субботу.


В стихе описывается видение благоверного князя Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Таким образом, даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской родительской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.

Святитель Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 ноября 1845 года: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867)). В XIX веке мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 года был издан императорский  указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую родительскую субботу. Об установлении благоверным князем Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX-XX веков по литургике. Тем не менее уже в начале XX века Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневековых русских памятников указывал на иное происхождение Димитриевской родительской субботы в работах «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

Иное происхождения Димитриевской родительской субботы исследователь видел в переработке, пересмотре и усовершенствовании Православной Церковью очень древних и традиционных поминальных дней. Ведь Святая Православная Церковь все доброе собирает отовсюду, но облагораживает, усовершает, возвышает. Древние истоки осенних поминовений отразились в народных традициях и обрядах на Димитриевскую родительскую субботу.

Возможно, что после Куликовской битвы великий князь Димитрий, совершил в обители преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, а  со стороны бояр было заявлено пожелания и на будущее время «память творити, кто сложил голову свою». С течением веков поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших.

Так явилась Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, которой нет у Греков.

***

Димитриевская родительская суббота
Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 2-я пол. XV в. (ПИАМ)

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 2-я пол. XV в. (ПИАМ)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Господь победил смерть. И благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом. Апостол Павел говорил: для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение. Но плоды этой Христовой победы мы увидим только после второго пришествия и воскрешения всех умерших, когда последние враги — смерть и ад будут брошены в огненное озеро. Последний же враг истребиться — смерть. Так написано в Священном Писании.

А до этого момента смерть является нашим врагом, разлучителем со всеми нашими близкими для всех без исключения людей, независимо от того, богатые ли они, бедные, добрые или злые, хорошие, плохие. Для всех смерть — разделение. И поэтому даже христиане плакали на могилах об умерших праведниках, таких как святой мученик Стефан-перводьякон, зная, что не будут иметь с ним общения вплоть до воскрешения в теле. Только не имеющий надежды на продолжение вечной жизни, настоящей жизни по смерти, сетуют и печалятся во все дни своей жизни. Верующий же человек напротив надеется, что загробная жизнь есть. И надежда эта и ожидание загробной жизни служит для него источником утешения.

Вообще существование жизни после смерти — это один из самых главных вопросов, который должен человек сам для себя решить, верит он в это или не верит, надеется на это или не надеется, и знает ли он об этом. Потому что это и отличает нас от всего неверующего мира. Потому что весь мир живет сиюминутными удовольствиями и благами, которые рассеиваются в прах и в дым. И только человек верующий относится к этому, как учил преподобный Амвросий Оптинский, как к колесу. Одной точкой колесо касается земли, а всеми остальными точками колесо устремляется в небо. Так и мы должны жить. То есть мы живем в этой жизни временно. Мы должны это прекрасно понимать.

Важно ответить для себя на такие три вопроса: есть ли душа у нас;  душа эта вечна; а если она вечна, то куда она идет после смерти тела, в котором она живет на этой земле? Вот эти три извечных вопроса. И вот как раз существование жизни после смерти это третий важный вопрос для человека. И когда человек отвечает для себя на эти три вопроса, ему легче жить, ему радостнее жить, потому что он знает, ради чего он живет и терпит все находящие скорби, которые претерпевает в этой жизни, ибо непорочна и суетна наша жизнь. И ее вроде бы ясное течение часто неожиданно омрачается тучами житейских бурь. И поэтому наши маленькие радости смешаны огромным количеством этих самых туч. Тут у нас и нищета, и нездоровье, и бедность, и горе, и скорби, и предательство и много-много чего, что мы встречаем, к сожалению, от таких же людей, которые имеют такие же души в таких же телах, но почему-то не хотят нам делать добро, а почему-то делают зло. Ну как говорит человек: своя рубашка ближе к телу, поэтому каждый заботится о себе.

Да, среди нас есть люди, которые не жалеют свою жизнь, отдают свое время и даже жизнь за других людей. Поэтому зная, что такие люди будут, Господь дал нам заповедь: нет больше подвига, чем положить душу свою за други своя. То есть это напоминание нам, путь и направление, по которому нам надо идти. Да, не хочу я это делать; да, не хочет муж вынести ведро с мусором, но надо ради жены, которая его об этом просит. Много чего мы не хотим делать, но надо это делать, потому что это тоже маленький подвиг. А откуда мы знаем, может быть этот маленький поступок будет великим и зачтется для нас. Потому что одно дело, когда человек совершает что-то с мыслью: ну, подумаешь, вынес ведро. А если гордец великий смирил себя и со спокойным сердцем сделал это, может быть ему это будет вменено в великий подвиг. Кто это знает, только один Господь. И вот люди, которые живут чаяниями этого века, к сожалению большому живут безутешно, потому что не могут они иметь себе утешения ни в дорогих часах, ни в дорогих машинах, ни в охоте, ни в рыбалке, ни в чем, потому что утешение может быть только у Господа. Больше нигде его нельзя найти на этой земле.

И вот сегодня у нас родительская суббота, которую принято называть Димитровской Родительской Субботой. Это праздник поминовения всех усопших от века православных христиан, и всех на поле брани за веру и отечество живот всех положивших, всех воинов и военачальников, которые умерли, находясь в православном воинстве. И вот сегодня мы поминаем всех воинов и мирян, которые положили душу свою ради своего отечества и ради нас с вами. Мы, живые, должны совершать молитвы за усопших с твердой верой в то, что наши сродники живут той же разумной жизнью там, только без тела. Человек оставляет этот мир, не исчезает бесследно. То, что мы видим в умирающем, это грубое тело, которое разлагается. И тело само, само наличие у нас тела, которое болеет. Вот человек такой большой, какая большая площадь его тела. Маленькая заноза, которая видна только под микроскопом, сколько неудобств доставляет нашему телу. И человек говорит: все мне возможно, все позволительно, все я могу. А даже эту занозу не может вытащить без специальных приспособлений. О чем же можно говорить, что он может все сделать.

Тело самостоятельно жить и действовать без души не способно. Мы все это прекрасно понимаем. Душа же бессмертная продолжает свое существование и без тела. Поэтому наши сродники, находясь без тела там с душой, нас слышат и, быть может, нуждаются в нашей молитве. Нет человека, который бы не согрешил. Даже человек, проживший один день на этой земле, уже наверняка чем-то согрешил. Хотя зачастую слышишь на исповеди, приходит человек первый, второй раз в жизни и говорит: батюшка, я не знаю, в чем каяться, нет у меня грехов, нет. Ну, конечно, это ложь. Поэтому задача священника по-доброму, с лаской объяснить человеку, что это не так, что он не все знает в этой жизни, хотя бы он думал, что знает все и про всех. И вот мы объясняем, что есть грехи. И поэтому надо их исповедовать, надо в них каяться и жить другой жизнью. Человек не может жить, не согрешив, потому что мы находимся в теле, которое обладает кучей страстей. И вот, многие из нас, и даже мы каемся и причащаемся святых Христовых Таин, но едва успеваем покаяться, как тут же почему-то опять бежим и грешим, потому что мы всегда находимся во грехах. Мы должны всегда считать себя неоплатными должниками перед Господом.

И вот сегодня мы совершаем поминовение усопших и может быть хоть сегодня задумаемся о вечной жизни. Каждый из нас без исключения однажды появившись на этом свете, должен его покинуть. И в этом законе Божьем нет исключения ни для кого. И вот на этой земле радости наши смешаны с горем, от богатства недалеко нищета, здоровье может быть в любой момент прервано внезапной болезнью. И время наше неудержимо и скоротечно, так что не заметим, как пролетят наши дни. И вот один случай рассказывает нам о том, как близки наши молитвы, как важны наши молитвы для умерших наших. В житии святителя Филарета Московского описан такой случай. У одного дьякона в Троице-Сергиевой Лавре заболела очень сильно голова. Это случилось сразу же после службы, и у него тут же кровоизлияние в мозг, и он тут же скоропостижно скончался. И с этого дня святитель Филарет Дроздов начал сразу же за него молиться, и молился сорок дней. И вот на сороковой день является ему этот дьякон и говорит ему: я благодарю тебя за те молитвы, которые ты возносил за меня с момента, когда я умер. А он его спрашивает: откуда же ты знаешь, что я возносил за тебя молитвы? Ведь я это делал все тайно, не на людях и даже здесь в келье у себя, а иногда на ходу в своем сердце. Дьякон же ему ответил так: вы, живые здесь на земле, не знаете, что мы, усопшие, видим каждого, кто читает за нас молитвы когда, в какой час, и в каком состоянии и сердечном расположении. Мы все видим вас в это время. Вот какое видение было святителю Филарету Московскому.

И будем же, исходя из этого, дорогие братья и сестры, всегда усердно исполнять свой важнейший христианский долг перед нашим предками: возносить наши маломощные, но нужные молитвы им и нам, поминая усопших. Будем стремиться к тому, чтобы самим вести жизнь не зазорную, чтобы сподобиться всех благ, которые уготовал Господь всем любящим Его. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)

***

Евангельские Чтения

Второе послание апостола Павла к Коринфянам, глава 3 стих с 12 по 18 (зачало 174)

12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Евангелие по Луке, глава 7 стих с 1 по 10 (зачало 29)

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.
9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

За упокой:

Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам), глава 4 стих с 13 по 17 (зачало 270)

13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

 Евангелие по Иоанну, глава  5 стих с 24 по 30 (зачало 16)

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

 

 

По материалам:

Православный церковный календарь. Азбука Веры.

Родительские субботы. Азбука веры.

Димитриевская родительская суббота. Православная Энциклопедия.

Димитриевская родительская суббота. Оптина пустынь

1887 Саврасов А.К. “Сельское кладбище в лунную ночь”. Алексей Кондратьевич Саврасов.

Димитриевская родительская суббота. Храм преподобной Евфросинии Великой княгини Московской

“О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский. Азбука Веры.

 

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление