Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви.
Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» – «двенадцать».
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из 12-ти праздников называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели:
- Рождество Пресвятой Богородицы (21 сент.),
- Воздвижение Креста Господня (27 сент.),
- Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 дек.),
- Рождество Христово (7 янв.),
- Богоявление, или Крещение Господне (19 янв.),
- Сретение Господне (15 фев.),
- Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апр.),
- Преображение Господне (19 авг.),
- Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.).
Три других праздника именуются «подвижными» («переходящими»):
- Вход Господень в Иерусалим (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе),
- Вознесение Господне (40‑й день от Пасхи, всегда в четверг)
- День Святой Троицы (50‑й день от Пасхи, всегда в воскресенье).
Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный статус. Богослужебные тексты неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее; подвижных – в Триоди; а также в отдельных изданиях. Вечером накануне двунадесятых праздников всегда служится торжественное всенощное бдение.
Написано по материалам Двунадесятые праздники (azbyka.ru)