Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Вознесение Господне

Так вознесся на небо Тот,

Который вмещал небо в Себе.

Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет,

но тот, кто носил в душе своей небо, на

небо вознесется. И действительно,

никто не сможет вознестись на небеса,

кроме тех, в ком есть небо;

и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад.

Родственное тянется к родственному и соединяется с родственным;

а не родственное отвергает.

святитель Николай (Велимирович)

 

 

Праздник Вознесения Господня – это двунадесятый праздник. Празднуется на 40-й день после Пасхи, поэтому именуется переходящим.

В 2021 году Вознесение Господне приходится на 10 июня.  У праздника Вознесения  Господня установлен 1 день предпразднства (с 9 июня) и 8 дней попразднства (по 18 июня).

Вознесение Господне

Вознесение Господне

“Сегодня мы празднуем великий праздник Вознесения Господня. У Иоанна Златоуста находим в связи с этим днем такие слова: «Диавол лишил нас рая, а Господь возвел на небо» (Беседы на книгу Бытия. Беседа 46). Это действительно так. Диавол лишил людей рая, — первые люди согрешили, и возникло само понятие греха, т.е. действий или мыслей, которые не соответствуют Божиему замыслу о человеке. Явление греха настолько поразило род человеческий, что и мечтать о рае было невозможно. Не может грешный человек взойти на небо. Но вот на грешную землю, к погрязшему в грехе роду человеческому — а можно себе представить, что творилось тогда на просторах языческой Римской империи, где добро смешалось со злом, —приходит Господь и изменяет течение человеческой истории. И не только Своими дивными словами, не только Евангелием, но и силой благодати Духа Святаго, которую через Его крест и Воскресение Бог послал роду человеческому.

Великое деяние спасения рода человеческого, связанное с подвигом Единородного Сына Божиего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, является сердцевиной всей человеческой истории. История делится на «до» и «после», и совершенно неслучайно наше летоисчисление начинается от дня рождения Иисуса Христа. Наступила новая эра — не только в плане культуры (хотя и в этом тоже), но в первую очередь новая эра в отношениях Бога и человека. Бог, ставший Человеком, ставший одним из нас, явил роду человеческому Свою великую милость. И потому действительно вся история разделяется на две части, и жизнь после явления Спасителя, Его смерти, Воскресения и преславного Вознесения, — это время особой ответственности людей за то, чтобы сохранить все, что Бог во Христе даровал нам.

В первую очередь речь идет о сохранении веры. Может быть, тысячу лет назад это было не так трудно, потому что люди чувствовали Бога сердцем своим и было меньше того, что уводило их от Бога (хотя и в то время были соблазны, искушения, лжеучения), но в нашем XXI веке требуются особые усилия, чтобы сохранить веру в Господа, чтобы наследовать ту молитву обетований, что была явлена во Христе роду человеческому.

День Вознесения — это великий праздник, свидетельствующий о торжестве Спасителя, о Его победе. Если говорить о земной жизни Господа и Спасителя, то ведь она завершилась Его казнью, гибелью. Наверное, многие, говоря о великом Учителе из Назарета, удивлялись и сожалели, что столь великие слова, и чудеса, и сила Божия, явленная через Спасителя, пресеклись, ушли в небытие — так думали все, включая святых апостолов. Недаром же они разбежались, когда Христа повели на Голгофу, недаром спрятались страха ради иудейска (Ин. 19:38), но Господь Воскресший, явившись Марии Магдалине, а затем и всем апостолам, вновь вдохнул в них силу, вновь укрепил их в вере настолько, что они, пойдя до края земли (Деян. 13:47), все до единого, кроме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мученически засвидетельствовали свою верность Христу распятому и Воскресшему.

Весть, которую апостолы передали роду человеческому, сохраняется в Церкви и дошла до нас. Сегодня мы, подобно апостолам, духовно созерцаем Вознесение Господа и Спасителя. Мы сознаем, что после Вознесения Спаситель не оставил род человеческий, но даровал Святаго Духа, и миссия Церкви в мире продолжается Его благодатным действием, Его Божественной силой.

Еще раз хотел бы сказать о том, как велика ответственность нас — людей, которые приняли Крещение, которые сознательно приходят к Богу, которые сознательно встают в ряды тех, кто продолжает дело святых апостолов. В нынешнее время мы должны с не меньшим дерзновением, чем наши предки, свидетельствовать миру о Воскресении Спасителя, о Его Божественной силе, о том, что только опираясь на эту Божественную силу, человек состоится как духовно сильная и богатая личность, чья сила и духовное богатство не ограничиваются земной жизнью, но простираются в вечность.

По своем Воскресении Спаситель еще не раз явился Своим ученикам. Они могли осязать Его руки, вкладывать, подобно апостолу Фоме, пальцы в язвы от гвоздей (см. Ин. 20:27-28), вкушать вместе с Ним хлеб, что ясно свидетельствовало о том, что Христос воскрес в человеческом теле, в теле просветленном, но принимающем человеческую пищу. «Нет ли у вас что-то съестного?» — спросил Он учеников в Галилее (см. Ин. 21:5) после ночного лова рыбы. И эти простые слова, несомненно, привели в чувство обескураженных учеников. Они поняли, что перед ними живой Учитель — не дух, не призрак, а живой Спаситель.

Воскресение явило нам чудо восставшего из гроба Спасителя в живом человеческом теле, с которым Он вознесся на небо. Что же это означает? Каков духовный смысл в этом таинственном акте? А смысл такой: в неведомом для нас мире Христос пребывает с человеческим телом. Это значит, что физическая жизнь видоизменяется, но не прекращается с человеческой смертью, и бессмертие есть не только бессмертие души, но и бессмертие души в преображенном человеческом теле.

Всему этому учит нас сегодняшний день Вознесения Господа Иисуса Христа с пречистой Его плотью, как о том свидетельствуют церковные песнопения. Пусть Господь нас всех укрепляет в вере. Пусть через это событие Вознесения мы все чувствуем Божие присутствие рядом с нами. Отныне тот, иной мир уже не должен быть таким непонятным и далеким, ибо Господь пребывает там в прославленном человеческом теле, и, как говорит апостол Павел, «не все мы умрем, но все изменимся во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»(см. 1 Кор. 15:51-52). То есть мертвые восстанут с телами при гласе трубы, при втором пришествии Сына Божиего; а те, кто будет жить, изменятся, их тела станут такими же, как тело Спасителя, возносящегося на небо.

Тот мир близок к нам. Это реальность, которая связана с нашей, и все, что мы созидаем здесь, переходит в вечность, как и грехи наши переходят в вечность. А поскольку грех несовместим со славой Божией, то всякий нераскаянный грех тянет, как камень, человека на дно и, как в этой жизни не позволяет достичь своих целей, так и в будущем веке становится препятствием к тому, чтобы быть вместе с Господом.

Вот потому и дается нам время на исцеление наших грехов. Пусть никто и ничто не сможет отлучить нас, как говорит апостол Павел, от любви Божией (Рим. 8:39). Пусть никто и ничто не отлучит нас от спасающей Церкви, в которой мы обретаем возможность, освободившись от тяжести греха, приобщиться к Божиему Царству уже здесь, на земле, через священное таинство Святой Евхаристии, а по завершении нашей жизни вступить в вечное Божественное Царство.

Всему этому учит нас сегодняшний таинственный и великий день Вознесения со плотью Господа и Спасителя нашего на небо, то есть в иной мир, которому каждый из нас также должен быть сопричастен либо во славе, либо во гневе Божием. И да не постигнет нас гнев Божий в день Суда — по нашей вере, по добрым делам, которые мы призваны совершать, сохраняя глубокое убеждение в спасающей силе Христова Воскресения и Божественного Вознесения. Аминь.”

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


История традиций празднования Вознесения Господня, сложившихся в разных губерниях России

(по материалам Российского этнографического музея )

Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) – двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг шестой послепасхальной седмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от Пасхи до Вознесения Христос провел на земле, являясь в разное время и в разных местах своим ученикам. На протяжении этого временного периода (число “40” используется в Библии для определения наиболее полного и достаточного срока), Христос рассказывал апостолам о Царстве Божием, готовил их к выполнению миссии по вселенскому распространению христианского вероучения, и завершив этим свое земное служение, вознесся на небо.

На сороковой день Спаситель явился ученикам в Иерусалиме и пошел вместе с ними до Вифании, взойдя на гору Елеонскую, он дал им последние наставления: повелел не отлучаться из Иерусалима, пока не получат святого дара, обещанного им Богом, а после сошествия на них Святого Духа (Троица), наказал идти проповедовать Евангелие всему миру. Затем на прощание, подняв руки и благословив учеников, Христос начал на их глазах отдалятся и возноситься на небо. Они поклонились ему и вернулись радостные в Иерусалим. По мнению отцов церкви, это событие является свидетельством совершившегося искупления, примирения Бога с миром, и благословения им Церкви.
О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: “До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает”.

Икона «Вознесение Господне». XIX век. Русские. Фонды РЭМ.

Икона «Вознесение Господне». XIX век. Русские. Фонды РЭМ.

Во многих северорусских губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось выбрасывать что-либо из окон, плевать за окно, лить воду, иначе “в Христа попадешь”, “обольешь Христа”; также запрещалось лазить и даже разговаривать через окно. От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: “Христос Воскресе!”. До Вознесения продолжалось пение Христа. Заканчивая пасхальный период, праздник завершал период растворения границ, единения миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками – “С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье – и дедам, и внукам, и раю и мукам!”.

В церкви в среду шестой седмицы после Пасхи, на 39 день, совершается чин “отдания Пасхи”. В народе среда, предшествовавшая Вознесению, считалась днем “проводин Пасхи” и называлась “отдание” или “отданьё Паски”. В этот день было принято ходить к литургии и до обеда запрещалось работать. На следующий 40 день, в четверг, празднуется Вознесение Господне. Оно знаменуется торжественной литургией, за которой при звоне колоколов читается два текста Евангелия, повествующих об этом событии: начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественно, часть последней главы Евангелия от Луки. Русские крестьяне верили, что во время обедни в Вознесеньев день над каждой церковью разверзаются небеса, и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа. И, как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям.

По возращении из церкви крестьяне весь день проводили в праздности. В тех же местах, где Вознесение было престольным праздником, в этот день устраивались ярмарки и гуляния, ходили в гости. Повсеместно существовавший запрет работать в день праздника в некоторых местах Новгородской губ. объясняли так: “Иисус Христос, когда вознесся на небеса, сказал: “Я неделю работал с вами, а вы один день, чтобы не работали!” – поэтому работать грех”.

Праздник, приходившийся на конец мая – начало июня, в средней полосе России совпадал с периодом созревания озимой ржи, формированием ее колоса, поэтому он стал одной из поворотных точек в сельскохозяйственном календаре. В этот момент предоставлялась возможность повлиять магическими средствами на вегетативную силу посевов, на процесс их роста, поэтому ко дню Вознесения был приурочен обычай ходить на поля смотреть посевы, сопровождавшийся трапезами, изготовлением яичницы и ритуальными действиями с пирогами, лепешками, печением в форме “лесенок”, блинами и т.д. В данном случае языческая традиция, придававшая большую роль хлебу в земледельческих ритуалах, тесно переплелась с христианской, так как “лесенки” пекли, чтобы помочь Христу подняться на небеса. На востоке Новгородской губ. для этого пекли пироги – “рогушки”/”рогульки”, края которых специально защипывали. Крестьяне верили, что по этим “щипочкам” Господь поднимется на небо. С этой же целью пекли блины – “Христу на онучки”, символизировавшие обувание Христа перед дорогой. В народе говорили, что блины надо обязательно печь, даже если есть пироги.

Обычно крестьяне шли в поле после церковной службы. В Ярославской губ., прежде чем приступить к трапезе на озимом поле, семья в полном составе, молодые и старые, обходила все свои полосы с приготовленной заранее дома яичницей; при этом они время от времени останавливались и съедали по куску яичницы. После того, как все поля были обойдены, а яичница съедена, девушки катались по траве, приговаривая: “Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину”. Так делали для того, чтобы был хороший урожай, а во время жатвы не болела спина. В отдельных районах Ярославской губ. в поля ходили только молодые члены семей, отправляясь в поле с яичницей, они захватывали с собой березку, которую срубили рано утром и украсили ленточками, ее ставили на своей полосе перед началом трапезы. Также хозяйка снаряжала отправляющихся в поле детей и молодежь вареными крашеными яйцами. Во время угощения яичницей ребята подкидывали яйца вверх, чтобы рожь была высокой. В Угличском р-не Ярославской обл. красное яичко во время трапезы на полосе разбивали, чтобы урожай был хорошим. Затем, во ржи делали яичницу, после того, как ее съедали, ложки подбрасывали как можно выше, а затем прятали и искали их во ржи, после чего участники трапезы катались по ниве. В Калужской губ. девушки, приготовив и съев яичницу, подбрасывали вверх ложки с приговором: “Как высоко ложка летает, так бы высока рожь была”. В Московской губ. на нивах ели вареные яйца и ячменные блины; после трапезы маленьких детей тянули за уши вверх и спрашивали: “Видишь Москву?”, и приговаривали: “Расти рожь большая, вот этакая”.

В некоторых среднерусских губерниях на Вознесенье “водили колосок”.

Одним из способов магического предопределения урожая были молебны, устраиваемые на полях и у источников в Вознесение. В Рязанской губ. после молебна у колодца девушки подбрасывали вверх скатерть, чтобы был хороший урожай льна. А отправляясь с молебном в поле, женщины захватывали с собой пироги “с лесенкой”, после моления они угощались ими и пели песни. Этот обычай назывался “на ржи ходить, Христа провожать”. Иногда после молебна на ржаном поле женщины катали по ржи дьяконов и дьячков, чтобы снопы были такие же высокие и тяжелые, как они.

В традиции восточнославянских народов праздник Вознесения связан с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через 40 дней после смерти, поэтому русские крестьяне часто почитали Вознесение и его канун как праздник умерших – “родителей”, с которыми в этот день прощались. Поминальное значение иногда предавалось и выпекаемым в этот день блинам и “лесенкам”, с этой целью их раздавали нищим или жертвовали в церковь. В некоторых местах в Вознесеньев день было принято ходить с этим угощением, а также пирогами и яйцами на кладбище. Поминание умерших было тесно связано с земледельческой обрядностью, в которой оно являлось одним из обязательных элементов.

В Сибири вечером в день праздника все мужское население собиралось на пригорках “провожать Христа на небо” холостой стрельбой из ружей. Считалось, чем громче ружейный “голк”, тем “угоднее” стрельба Христу. Поэтому многие от усердия клали увеличенный заряд пороха. Те, кто не принимает участия в стрельбе, находившиеся тут же на пригорке или у себя дома, молились вслух: “О, батюшка, Исус Христос! Помоги Тебе подняться на небо. Батюшко! Недолго пожил на земле с нами, грешными. Помоли за нас, грешных, и прости наши грехи. О, Боже мой!” (Макаренко А.А. 1993. С. 110).

Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. В народе говорили: “Цвести весне до Вознесенья”; “Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется”; “Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел”; “Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится”. В этот день заканчивалось пение весеннего песенного репертуара; в русском Полесье проводился обряд родственный проводам весны – “вождение стрелы/сулы”. В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. “К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают – Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают”.

Ночь на Вознесенье считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне говорили, что в эту ночь ловить их – большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась вознесенской росе, которую рано утром собирали с трав знающие люди. В Смоленской губ. канун Вознесения считался особенным временем, когда из под земли выходят просушиться клады.

Кое-где в этот день проводились отдельные пасхальные и троицкие обряды и обычаи. В средней полосе России в этот день обязательно красили яйца. В Белозерье в поле ходили с вареными яйцами, которыми бились. В Новгородской обл. в Вознесение также играли с яйцами: их катали по лоточку на деньги, копейку клали на лоток, катили яйцо, чтобы ее не перекатить. В некоторых местах с этого времени начинались троицкие обряды. В Ярославской губ. завивали березки и кумились (Обычай установления духовного родства на определенное время между представительницами женского пола, не имеющими детей, с клятвенным обещанием дружбы и взаимопомощи. Кумление сопровождалось завиванием березок, обменом магическими вещами и подарками, ритуальной трапезой. Обряд обычно совершали на Пасху, день Иоанна Богослова, Николин день, Вознесение и Духов день), а на Троицу их развивали и раскумливались. Кумление, связанное с обрядом “крещение кукушки”, проводилось на Вознесенье в Мещерском у. Калужской губ., в Дмитровском у. Курской губ., а также в некоторых районах Брянской, Тульской и Томской губерний. Таким образом, на Вознесенье завершалась пасхальная обрядность и начиналась троицкая.

 Обрядовое печенье в форме лесенок (муляж). Русские. Фонды РЭМ.

Обрядовое печенье в форме лесенок (муляж). Русские. Фонды РЭМ.

Поздравляем всех с праздником Вознесения Господа нашего Иисуса Христа! Желаем всем здоровья, мира, любви!

 

По материалам:

Азбука веры

статья “Вознесение” Веры Георгиевны Холодной (Российский этнографический музей) и фотографии в статье со страницы ВК Российского этнографического музея

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление