РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

111 лет со дня кончины митрополита Антония (Вадковского)

15 ноября (2 ноября 1912 года по ст. ст.) церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице чтит память со дня кончины третьего председателя Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, Пресвященного Антония (Вадковского), епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии 3.5.1887 – 24.10.1892.

Антоний (Вадковский) 3.8.1846 – 2.11.1912. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры 25.12.1898 – 2.11.1912. Епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии 3.5.1887 – 24.10.1892

Антоний (Вадковский) 3.8.1846 – 2.11.1912. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры 25.12.1898 – 2.11.1912.
Епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии 3.5.1887 – 24.10.1892

Владыка Антоний, был хиротонисан во епископа Выборгского викария Санкт-Петербургской епархии 3 мая 1887, а с декабря 1887 года владыка Антоний возглавил Санкт-Петербургское Епархиальное Православное Братства во имя Пресвятой Богородицы, сменив на этом посту преосвященного Сергия (Серафимова).

Перед назначением на Выборгскую кафедру и должность председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, осуществлявшего свою деятельность на правах епархиального училищного совета, Владыка был тесно связан с образовательной деятельностью и имел богатый опыт как непосредственно преподавательской деятельности, так и административной работы по организации учебной деятельности.

В 1870 году отец Антоний окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Отношение арианства к неоплатонизму, преимущественно у александрийских иудеев». Специализировался Александр Вадковский по кафедре гомилетики и теории словесности, и получив 14 апреля 1871 года степень магистра богословия за диссертацию «Из истории древнеболгарской церковной проповеди. Константин, епископ Болгарский, и его Учительное Евангелие» был оставлен при академии в качестве доцента по кафедре церковного проповедничества.

С 1875 года он работал в возглавляемой П. В. Знаменским комиссии по описанию рукописных и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря, переданных Казанской академии. Регулярно публиковал статьи в «Православном собеседнике», в 1874 году стал его редактором. 4 марта 1883 года архиепископом Палладием (Раевым) был пострижен в монашество с именем Антоний – в память об архиепископе Казанском Антонии (Амфитеатрове); 6 марта рукоположён во иеромонаха; 14 ноября возведён в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырём. В начале 1884 года был утверждён экстраординарным профессором, с 8 ноября назначен инспектором Казанской духовной академии. В 1885 году, по протекции К. П. Победоносцева, перемещён на аналогичную должность в Санкт-Петербургскую духовную академию. Спустя два года, 15 апреля 1887 года, архимандрит Антоний был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

Председателем Барства Преосвященный Антоний состоял относительно непродолжительное время с декабря 1887 года по август 1888 года. Выполнение обязанностей председателя Совета Братства столь короткое время, видимо связано было с необходимостью выполнять более высшие и ответственные обязанности ректора Санкт-Петербургской духовной Академии, которые он уже исполнял с 15 апреля 1887 года.

При этом, с 16 января 1888 года пресвященный Антоний, указом Императора России, был назначен первым викарием Санкт-Петербургской епархии.

Несмотря на непродолжительное время управления Епархиальным Братством, владыка сделал значительный вклад в его становление и развитие.

Владыка придавал особенно важное значение просветительской деятельности, он говорил, что просвещение благопотребно преимущественно в наше время, время смутное. «Смута, колебание ясно свидетельствуют, что мы сошли с нравственного пути, что мы ушли от Бога, единой нашей опоры, нашей крепости. И не виновны ли мы сами в том, что почва под ногами нашими колеблется? Не тяготеет ли над новыми поколениями кара Божия за грехи их отцов и руководителей? Не дети ли это того достойного жалости поколения, которое хотело выбросить Бога из мира, и на место Его поставить свой ограниченный разум, или, что еще хуже, одну бездушную материю. Воскресни Боже, суди земли, яко Ты царствуешь во веки. Пошли Дух Твой и все оживет, все со зиждиться и лице земли обновится (Псал. 103, 30), и Бог неоднократно спасал нашу родную Русь от бед во дни междоусобия, нашествия татар, в смутное время самозванщины, в тяжкую годину наполеоновского нашествия и в лютое время Севастопольского погрома. Он же спасет нас и в настоящее смутное время. Бог нам прибежище и сила! Да сохраниться имя Божие на нашем просветительном знамени, с которым одним мы твердо можем повести детей наших, народ и самих себя к постепенному духовному возрастанию с Богом и в Боге… Господь наш с нами отныне и до века и да помогаешь нам во всех наших благих. начинаниях».

Основными задачами деятельности Совета Братства при преосвященном Антонии, обставились прежние, как и в предыдущие годы, это создание и развитие школ, книжных складов и издание вне-богослужебных бесед.

12 апреля 1888 года на собрании членов Епархиального Братства по предложению Преосвященного Антония был расширен круг деятельности Братства, включением в число его деятельности и занятия миссионерского характера.

15 мая 1888 года на годовом собрании Братства, под председательством Владыки Антония, отмечалось, что на 4 мая 1888 года в ведении Совета Братства числились 74 церковно-приходские школы и 57 школ грамоты; учащихся было до 2,600 обоего пола в церковно-приходских школах и до 850 в школах грамоты.

При этом в отчетном году было вновь открыто 13 церковно-приходских школ. Средства на школьное дело поступали от разных источников: 3,000 рублей было ассигновано было Святейшим Синодом, 5,494 рублей собрано было в праздник Благовещения 1887 года, одно-процентный сбор с доходов церквей дал 4,694 рублей 20 копеек, кружечный сбор 1,221 рублей 7 копеек, членских взносов собрано было на сумму 2,750 рублей 50 копеек, ассигновано на книги н учебный пособия из Петербургского учебного округа 150 рублей. При этом были выделены пособия преподавателям в школах священно-церковнослужителям на сумму 775 рублей, а всего 18,085 рублей 43 копейки.

Также Совет Братства прилагал все свои возможности к упрочнению школ путем выделения специальных ежегодных субсидий на строительство новых школьных зданий. В отчетном году построены были здания для 14 школ.

Братский хор пользовался для спевок, по примеру предшествовавших лет, помещением, выделенным во дворце Великой Княгини Екатерины Михайловны. Состав хора увеличился и улучшился привлечением малолетних певчих. С разрешения министра народного просвещения, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, генерал-лейтенант И.П. Новиков, предложили гг. начальникам гимназий и реальных училищ пригласить учеников младших классов к участию в Братском хоре, что позволило ввести в состав хора новые голоса.

Продолжилось издание вне-богослужебных бесед. Издан был 4-й выпуск, содержащий вторую часть бесед по священной истории Нового Завета, и подготовлен к печати 5-й выпуск бесед о богослужении.

Председатель Совета преосвященный Антоний высказывал пожелания, чтобы возможно большее число членов Братства принимало деятельное участие в делах Братства и непосредственно занималось его нуждами.

28 мая 1888 года Императором России были утверждены правила об уездных отделениях Епархиальных училищных советах. На основании утвержденных правил Советом Братства в 1888 году были учреждены четыре уездных отделений Епархиального Училищного Совета, и отделения Братства в Нарве и их состав.

При этом, так как в уездах Петербургском, Петергофском, Шлиссельбургском и Царскосельском церковно-приходских школ было образовано еще немного, то Совет Братства поставил на первое время учредить отделения только в 4-х уездах, а именно: в Новоладожском, Лужском, Гдовском и Ямбургском.

11 мая 1888 года, в Исаакиевском кафедральном соборе, в день памяти святых Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, особо торжественно была совершена божественная литургия преосвященным Антонием, епископом Выборгским, в сослужении двух архимандритов и соборного духовенства, при стройном пении Исаакиевского хора певчих. По окончании литургии молебствие святым первоучителям славянским совершил Высокопреосвященный Исидор, Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.

Здесь необходимо отметить, что начиная с 1901 года, в соответствии с определением Святейшего Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 года за № 1148 было установлено ежегодное торжественное празднование 11 мая, дня памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах.

Преосвященный Антоний, епископ Выборгский, при посещении школ проводил духовные беседы, преподавал памятные даты детям, и всем прихожанам назидательные наставления.

При содействии ректора Санкт-Петербургской духовной Академии преосвященного Антония, председателя Совета Братства в Троицком приходе Галерной Гавани с декабря 1887 года приходским обществом были открыты по воскресным и праздничным дням, в послеобеденные часы, духовно-нравственные чтения и беседы, которые под руководством доцента академии, иеромонаха отца Антония проводились кандидатами академии и студентами старших курсов.

Учитывая большую загруженность ректора Духовной Академии владыку Антония в августе 1888 года, сменил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Ладожский Митрофан (Невский).

Однако, спустя десять лет, уже будучи митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, управляя Санкт-Петербургской Епархией с 1898 по 1912 годы, деятельность владыки Антония снова была теснейшим образом связана с Братством.

Митрополит Антоний напрямую попечительствовал Санкт-Петербургскому Епархиальному Братству во имя Пресвятой Богородицы, рассматривал и утверждал все положения Епархиального училищного совета и непосредственно принимал участие в деятельности Братства на протяжении всего времени правления Санкт-Петербургской Епархией.

Обращает на себя внимание, что вручение посоха новорукоположенному епископу Гдовскому Кириллу (Смирнову), предпоследнему председателю Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, в будущем священномученику, одному из выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви, происходило в соборе Александро-Невской лавры, 6 августа 1904 года, Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом Санкт-Петербурга.

Также, и 23 января 1910 года в зале заседаний Святейшего Синода, чин наречения ректора Петербургской духовной семинарии архимандрита Вениамина (Казанского) во епископа Гдовского, четвертого викария Санкт-Петербургской епархии, а на следующий день, 24 января 1910 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры и чин хиротонии, последнему, одиннадцатому председателю Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, в будущем Митрополиту Петроградскому, и священномученику, совершал высокопреосвященный Владыка Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Использованы архивные материалы церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Звонарев И.Г.

Октябрь 2023 года

Жизнеописание.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода. Почётный член Петербургской Академии Наук и нескольких Духовных Академий, Императорского Православного Палестинского общества, Петербургского совета детских приютов, доктор церковной истории.

Родился в селе Царёвка (Гремячка) Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника Василия Иовлевича Вадковского (1816-1897). Мать – Вадковская Ольга Никифоровна (1823-1901).

В 1848–1858 семья проживала в селе Матчерка Моршанского уезда. В детстве дружил со своим ровесником и земляком Василием Богоявленским. Однажды приход священника Василия посетил епископ Феофан (Говоров). Ему были представлены все дети Василия Иовлевича, но он обратил внимание только на Александра, благословил его, возложив руку на голову.

Учился в Тамбовском духовном училище (1860); затем окончил Тамбовскую духовную семинарию (1866); в 1870 – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики.

В 1872 26-летний доцент Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Пеньковской. Его жена была тяжело больна туберкулёзом. Поступок был незаурядным, так как он знал, что она обречена на смерть. У них родилось двое детей. В 1879 овдовел; в 1882 потерял двоих детей. Молодой ученый, статский советник, у которого благополучно складывается карьера, мог вступить второй раз в брак.

4 марта 1883 пострижен в монашество архиепископом Казанским Палладием (Раевым); 6 марта рукоположён во иеромонаха.

14 ноября возведён в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырём.

С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии.

В 1885, по протекции Константина Победоносцева, перемещён на аналогичную должность сначала в Московскую, а затем в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

С 15 апреля 1887 – ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Епископ Антоний (Вадковский)

3 мая 1887 хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.

В период его ректорства в академии студенты активно «пошли в народ», положив начало устройству внебогослужебных собеседований от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви на рабочих окраинах столицы.

24 октября 1892 года возведён в сан архиепископа и назначен на новооткрытую Выборгско-Финляндскую кафедру.

С 27 октября 1892 года – присутствующий в Святейшем Синоде.

По воспоминаниям Аполлинария Львова, встретившегося с ним в апреле 1893 года:

Антоний – один из лучших архиереев. От него не пахнет плесенью и затхлостью, не слышно запаха и деревянного масла с ладаном.

С 1893 по 1898 года возглавлял образованную в связи со стремлением старокатоликов к соединению с Православием Синодальную комиссию по старокатолическому вопросу.

5–22 июня 1897 года архиепископ Антоний был первым русским иерархом, посетившим Англию, где представлял Святейший Синод на торжествах по случаю празднования 60-летнего юбилея (Бриллиантового Юбилея) Королевы Виктории, имея при том и более широкое поручение интенсифицировать сношения с Церковью Англии; миссия была успешно им выполнена: владыка вернулся на родину обладателем почетных степеней доктора богословия и прав Оксфордского и Кембриджского университетов.

За время правления епископа Антония (Вадковского) были построены новые храмы, число приходов возросло с 23 до 37, основан Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь и развернуло свою деятельность миссионерское Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских, основанное в 1885 году; c 1898 года издавался журнал на финском языке «Aamun Koitto» (фин.)русск. («Утренняя заря»), на русском – Рождественские и Пасхальные листки, начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык.

25 декабря 1898 года возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; пожалован белым клобуком и крестом из драгоценных камней; член Святейшего Синода.

9 июня 1900 года по смерти митрополита Киевского Иоанникия (Руднева) становится первенствующим членом Святейшего Синода.

16 января 1906 года по повелению Николая II стал во главе Предсоборного Присутствия, которое закончило свою работу 15 декабря того же года.

22 апреля 1906 года избран членом Государственного совета; 27 июня освобождён по собственному прошению.

Антоний (Вадковский). Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры 25.12.1898 – 2.11.1912.

Антоний (Вадковский). Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский и
священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры 25.12.1898 – 2.11.1912.

С мая 1910 года по болезни не совершал богослужений.

Скончался в 4 часа 35 минут утра 2 ноября 1912; в 9 часов его тело было перенесено в Крестовую церковь Александро-Невской лавры; 3 ноября его тело было перенесено в Троицкий собор Лавры. В отпевании 5 ноября участвовал 21 архиерей (случай, ранее не бывалый), его возглавил митрополит Московский Владимир (Богоявленский); старшие члены императорской семьи не присутствовали (император и императрица в то время были в дороге из имения Спалы (Царство Польское) в Царское Село), присутствовали Председатель Совета министров В. Н. Коковцов, обер-прокурор В. К. Саблер и другие официальные лица. Похоронен на братском участке Никольского кладбища Лавры.

 

Использованы материалы:

Азбука Веры. Православная библиотека.  Митрополит Антоний (Вадковский)

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление