РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню обретения иконы Божией Матери, именуемой “Державная”

“Вспоминая мучеников, исповедников, невинно убиенных, но также героев труда и воинской славы. Мы молитвенно вспоминаем историю столетия и просим Господа, чтобы по молитвам Его Пречистой Матери, Державный образ Которой был явлен 100 лет назад, и наша страна, и каждый из нас шли вперед в соответствии с Божиим нравственным законом, чтобы преступления, невинные жертвы, ложь, клевета, обман, доверчивость к злыми и лживым словам никогда более не становились движущей силой, меняющей жизнь нашего народа. Мы будем просить Царицу Небесную о том, чтобы Она приклонила милость ко всем нам, но более всего к молодому поколению. Дай Бог, чтобы никакие обстоятельства не помешали им, как и всем нам, сделать правильные выводы из тяжелейших уроков минувшего столетия.

Молитвами Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь Россию, да хранит Господь землю Русскую! Аминь.”

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Икона Божией Матери, именуемая Державной

Икона Божией Матери, именуемая Державной

В сегодняшний день, 15 марта, Святая Церковь прославляет Божию Матерь ради Ея иконы, именуемой «Державная». Этот день установлен в честь обретения иконы. В православной богослужебной эортологической системе к этот день относится к средним праздникам. В истории нашей страны этот день совпал с  днем отречения от престола императора Николая II Александровича.


Ко дню памяти Святых Царственных Страстотерпцев

Обложка. День Памяти царской семьи


Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 году (Душеполезный собеседник. 1917. Окт.) крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском священнику Николаю Лихачёву. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава. В своём донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон (Беллавин), будущий Патриарх, в частности, писал о иконе:

   «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в своё время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря)».

Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято русским православным народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице.

Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, которые рассылали по стране.  В числе сохранившихся ранних произведений конца 10-х – 20-х годов XX века – иконы из ГМЗК, ЦМиАР, церкви Рождества святого Иоанна Предтечи в ТСЛ, другие списки из придела церкви Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, образ начала 20-х годов XX века работы худож. Н. С. Чернышёва из церкви святого Илии пророка в Обыденском переулке.

Икону возили на молебны в другие храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед Державной иконой молилась преподобномученица великая княгиня  Елисавета Феодоровна с сестрами (Сергиевские листки. № 18). Один из списков в середине 20-х годов XX века находился в церкви во имя святого Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге.


Ко дню памяти Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой)

Обложка. 2022_07_18 Ко дню памяти Елисаветы Федоровны и инокини Варвары (Яковлевой)


Служба и акафист Державной иконе были составлены с участием святителя Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие Державной иконе, названное Акафист акафистов. Другая служба была составлена В. В. Богородицким (Акафист Пресвятой Богородице явления ради чудотворной Ея иконы Державныя в с. Коломенском, близ града Москвы, 2 марта 1917 года Джорд., 1984. С. 37-40).

Икона Божией Матери, Державная

Икона Божией Матери, Державная

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках – благословляющий Господь Саваоф.

Икона (размер 141×86 см) выполнена масляными красками по коричневому грунту на доске с полукруглым верхом. Низ иконы был опилен на 15-20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски. На основании художественных особенностей образ датируется концом XVIII в. По некоторым сведениям, Державная икона происходит из Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле, который служил местом погребения представительниц московского великокняжеского рода женского пола, в том числе цариц,  откуда была вывезена в Коломенское перед нашествием Наполеона в 1812 году. Однако в сохранившихся архивных документах Вознесенского монастыря сведений об этой иконе не обнаружено.

В 1928 году икона Божией Матери Державная поступила в Государственный исторический музей, где и хранилась много лет в запасниках. В 1988 году икона передана на выставку в издательский отдел Московской Патриархии и в течение 2 лет хранилась там, в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого.

7 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, чудотворный образ перевезли в родное Коломенское. С тех пор этот день является днем особого торжества. Накануне, 26 июля, во время всенощного бдения, после литии совершается перенесение иконы Божией Матери «Державная» из Казанского храма к храму Вознесения Господня, в подвале которого в 1917 году она и была впервые обретена. Всенощное бдение продолжалось около храма Вознесения Господня на специально установленном помосте. В сам памятный день, 27 июля, по окончании Литургии крестным ходом Державная икона вновь возвращалась на свое место, в Казанский храм.

С 1997 года по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) и по заказу общины храма Христа Спасителя начали создавать списки иконы Божией Матери Державная для различных храмов и монастырей России (написано более 30 икон), авторы – иконописцы А. В. Штатнова, М. А. Игуменова, М. С. Леонтьев, Н. Нужный, Е. Чиркова и др. Иконография образов соответствует подлиннику, они исполнены в древнерусской стилистике (некоторые в традициях искусства XVII века) с отличиями в колорите, орнаментике. Так, на произведениях М. Б. Шабаева, как правило, на полях написан вязью тропарь Державной иконе. Такие иконы находятся в Санкт-Петербургском Новодевичьем монастыре, киевском Флоровском женском монастыре, пензенском Троицком женском монастыре, угличском во имя святителя Алексия Московского женском монасты, Шартомском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре, Дуниловском Успенском женском монастыре, Геннадиевом Преображенском монастыре, ростовском Спасо-Иаковлевском мужском монастыре, в храмах Москвы, Подмосковья, Петрозаводска, Южно-Сахалинска, на Алтае и других, где перед ними регулярно совершаются молебны.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4

Гра́да Сио́нска взыску́юще,/ под Твой покро́в, Де́ва Чи́стая, днесь притека́ем,/ и никто́же возмо́жет на ны,/ я́ко несть град си́лен, а́ще не Су́щаго Бо́га,// и несть и́на кре́пость, а́ще не ми́лость Влады́чицы Де́вы.

Перевод:

Града Небесного [Царствия Небесного] ищуще, под Твое покровительство, Дева Чистая, сегодня прибегаем, и никто не сможет нас победить, потому что нет города сильнее, чем Божий (Сущего Бога), и нет другой силы, кроме милосердия Владычицы Девы.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4

А́нгелов ли́цы благогове́йно Тебе́ слу́жат,/ и вся Небе́сныя си́лы немо́лчными гла́сы Тя ублажа́ют,/ Богоро́дице Де́во;/ усе́рдно мо́лим Тя, Влады́чице,/ да пребу́дет Боже́ственная благода́ть/ на честне́й ико́не Твое́й Держа́вней,/ и светоза́рный луч сла́вы чуде́с Твои́х да нисхо́дит от нея́/ на всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся// и вопию́щих Бо́гу: Аллилу́ия.

Перевод:

Собрание ангелов благоговейно Тебе служит и все Небесные силы неумолкающими голосами Тебя прославляют, Богородица Дева, усердно молим Тебя, Владычица, да пребудет Божественная благодать на почитаемой иконе Твоей Державной, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нее на всех, с верой Тебе молящихся и взывающих к Богу: «Аллилуйя».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельныя пе́сни прино́сим,/ я́ко дарова́ся нам Держа́ва Твоя́, и ничесо́же устраши́мся,/ не от ми́ра бо спасе́ние на́ше,/ но Превознесе́нныя Влады́чицы милосе́рдием огражда́емся/ и тому́ днесь ра́дуемся,// я́ко прии́де Засту́пница на стра́жу земли́ Своея́.

Перевод: 

Высшей Военачальнице победные песни воспеваем, потому что даровалась нам Сила Твоя, и ничего не побоимся, потому что не от мира спасение наше. И защищаемся милосердием Превознесенной [очень уважаемой] Владычицы и этому сегодня радуемся, потому что пришла Заступница на стражу земли Своей.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Взбра́нней Воево́де, Засту́пнице на́шей Держа́вней,/ пе́сни благода́рственныя прино́сим о дарова́нии нам ико́ны Ея́ святы́я,/ е́юже огражда́еми, ничесо́же устраши́мся,/ не от челове́к бо спасе́ние на́ше,/ но Преблагослове́нныя Влады́чицы милосе́рдием./ Те́мже днесь ра́дуемся и пра́зднуем све́тло,// я́ко прии́де Держа́вная на стра́жу земли́ Своея́.

Перевод: 

Обороняющей Военачальнице, Защитнице нашей Державной, песнопения благодарственные приносим о даровании нам иконы Ее святой, ею же защищаемы, ничего не устрашимся, ибо наше спасение не от людей, но по милосердию Преблагословенной Владычицы. Потому сегодня радуемся и празднуем светло, так как пришла Державная на стражу земли Своей.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Избра́нней от всех родо́в Засту́пнице ро́да христиа́нского,/ покро́вом Своея́ бла́гости покрыва́ющей страну́ на́шу правосла́вную,/ благода́рственная пе́ния прино́сим Ти, Влады́чице,/ о явле́нии нам чу́дныя ико́ны Твоея́ Держа́вныя./ Ты же, я́ко Всеми́лостивая Засту́пница всех, с ве́рою к Тебе́ притека́ющих,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:/ ра́дуйся, Ма́терь Бо́жия Держа́вная,// Засту́пнице Усе́рдная ро́да христиа́нского.

Перевод: 

Избранной из всего человечества Защитнице рода христианского, покровом Своих благодеяний укрывающей страну нашу православную, благодарственные песнопения приносим Тебе, Владычица, в честь явления нам чудесной иконы Твоей Державной. Ты же, как Всемилостивая Защитница всех, с верой к Тебе приходящих, от всяких нас бедствий освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Матерь Божия Державная, Защитница Усердная рода христианского».

Разрыв между текстом
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
в день 100-летия обретения иконы Божией Матери «Державная» в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском в 2017 году
Икона Божией Матери Державная

Икона Божией Матери Державная

Сегодня мы прославляем явление Державной иконы Божией Матери, случившееся здесь, в Коломенском, ровно сто лет назад. В этот день произошло вынужденное отречение государя императора Николая Александровича от Российского престола. Не вдаваясь в детали этого трагического события, скажем только, что никакие усилия, направленные на построение счастливой, справедливой, обеспеченной жизни, не могут принести плода, если связаны с преступлениями и страданиями. Наверное, те, кто принуждал государя императора к отречению, думали: вот уйдет с Российского престола царь, полностью дискредитированный враждебными силами, потерявший авторитет в обществе, и придут другие — умные, интеллигентные, образованные, европейски просвещенные, те, кто произносил блестящие речи в тогдашнем парламенте, в Государственной думе. И эти ораторы, негодовавшие праведным гневом против императора, полагали: как только им в руки дана будет власть, наступят новые времена, и Россия будет жить счастливой жизнью.

Мы знаем, что отречение государя императора и приход к власти иных сил ни к чему подобному не привел. Те, кто забрал власть у царя, отдали ее еще более радикальным силам, и мы знаем, чем закончилась эта трагедия. Закончилась не сразу — даже не после кровавой и страшной гражданской войны, даже не после времен диктатуры и связанных с ней массовых репрессий, даже не после кровавой войны, унесшей миллионы и миллионы жизней, даже не в послевоенное время и даже не тогда, когда в девяностые мы снова задумались о том, как изменить жизнь страны. Сколько было надежд на то, что это произойдет! Но затем рухнуло государство, распалась великая страна… И нужно быть просто слепым и неспособным видеть причинно-следственные связи, чтобы не прийти к простому выводу: через несправедливость, через обман, через злобу, через смерть никогда нельзя достичь добрых результатов.

В день отречения государя императора явилась икона «Державная», и это событие здесь, в Коломенском, в самом центре России, было всеми воспринято как явление Божественной воли. Ушел видимый царь, и на престол Российский взошла Царица Небесная. Произошедшее вызвало огромный энтузиазм в народе, проходивший тогда в Москве Поместный Собор воспринял это явление как чудо. Вскоре был составлен акафист Державной иконе Божией Матери — в его создании участвовали профессора богословия, светила тогдашней богословской науки. Но те, кто произвел в стране кровавый переворот, восприняли явление Державного образа как нечто для них опасное, и вскоре творцы акафиста, те, кто призывал почитать явление Державной Божией Матери, были уничтожены. Делалось это сознательно, чтобы и следа не осталось от этого события. Достаточно было упомянуть явление Державной иконы Божией Матери, чтобы человек был умерщвлен. Только подумайте: могла ли такая злоба происходить от человеков? Нет. Она происходила от темной силы. А если она происходила от темной силы, проводниками которой были власть имущие, то в какую же бездну погрузилось наше Отечество?

Сегодня мы подводим итог тяжелейшему столетию. При всех достижениях нашего народа в науке, искусстве и иных областях никогда из нашей памяти не уйдет эта национальная трагедия. Но хранить в памяти недостаточно – нужно делать выводы. Все, что произошло с нами 100 лет назад и продолжалось на протяжении большей части века, являет нам величайший пример силы Божественного Промысла. Господь из камней сих может соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). Он может чудесным образом изменить жизнь людей и целой страны. Но очень важно, чтобы перемены в нашей личной жизни и жизни общественной никогда не сопровождались той неправдой, той злобой, которая затворяет врата для Божественной благодати. Бог отступает и предает нас в наши собственные руки, — если своей жестокостью, злобой, ложью мы пытаемся построить счастливую жизнь.

По милости Божией мы можем в год 100-летия смуты искренне, без каких-либо политических комментариев, перелистнуть эту страницу отечественной истории. Мы перелистываем ее, вспоминая мучеников, исповедников, невинно убиенных, но также героев труда и воинской славы. Мы молитвенно вспоминаем историю столетия и просим Господа, чтобы по молитвам Его Пречистой Матери, Державный образ Которой был явлен 100 лет назад, и наша страна, и каждый из нас шли вперед в соответствии с Божиим нравственным законом, чтобы преступления, невинные жертвы, ложь, клевета, обман, доверчивость к злыми и лживым словам никогда более не становились движущей силой, меняющей жизнь нашего народа. Мы будем просить Царицу Небесную о том, чтобы Она приклонила милость ко всем нам, но более всего к молодому поколению. Дай Бог, чтобы никакие обстоятельства не помешали им, как и всем нам, сделать правильные выводы из тяжелейших уроков минувшего столетия.

Молитвами Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь Россию, да хранит Господь землю Русскую! Аминь.

 

 

По материалам:

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление